Доклад Светланы Жуковой — депутата Законодательной Думы Хабаровского края, Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае.
Круглый стол №1
«Стратегия социально-экономического развития Востока России в контексте формирования новой модели национальной экономики, ориентированной на развитие человеческого капитала»
2008г.
ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА
В озвученной Владимиром Путиным «Стратегии-2020» была сформулирована четкая задача: довести долю представителей среднего класса в стране с нынешних 15-20 до 60-70 процентов. Так уж случилось, что столетиями в России были только богатые и просто бедные. И впервые мы имеем возможность положить конец этой практике, существенно сократить разрыв в доходах и создать слой успешных и благополучных людей. Потому что именно это составляет основу конкурентоспособности страны на мировой арене, залог стабильности.
Действительно, еще 150 лет назад известный английский историк Генри Бокль писал: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне же богатейшие страны — те, в которых человек наиболее деятелен». В большинстве стран, с которыми нам предстоит сражаться за место в «пятерке» глобальных лидеров, средний класс составляет 40-60% населения. В тех же Соединенных Штатах Америки больше двух третей относят себя к этому социальному слою, а по уровню доходов в эту категорию входит около 60% семей.
Руководитель социального отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин, профессионально занимающийся исследованием среднего класса, считает, что его становление в России последние годы происходит достаточно быстро. Вот только не благодаря, а вопреки государственному вмешательству.
«Сегодня средний класс, по нашим оценкам, — это уже 25% населения, — сообщил эксперт. — Мы выделили три основных критерия: доход от 15 тыс. руб. на каждого члена семьи, имущественный ценз (2 цветных телевизора, компьютер, автомобиль) и психология активного члена общества. Психологическая часть, пожалуй, самое важное — человек должен чувствовать себя не иждивенцем, а хозяином своей судьбы. Такое самоощущение особенно свойственно молодежи — 28% молодых людей сегодня собираются заниматься бизнесом, это очень высокий показатель».
И действительно в определении среднего класса важно учитывать способность людей брать ответственность на себя и разумно рисковать, накапливать финансовые средства и инвестировать их. Инвестировать не только в депозиты, но и в развитие собственного дела, в жилье, машины, образование, страхование и т.д. С этой точки зрения, те, кто занят в малом предпринимательстве представляют собой одну из составляющих среднего класса.
В Российской Федерации в последние годы предпринимаются существенные шаги по развитию малого предпринимательства. Основные направления государственной политики в этой сфере нашли отражение в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы), в Законе от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также в недавно принятом (22 июля 2008 г ) Законе № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». За благополучие малого бизнеса активно выступает и Дмитрий Медведев. Еще до вступления в должность Президента, в конце марта, он провел заседание Президиума Госсовета, где был дан ряд первых поручений по ослаблению административной нагрузки на малый бизнес.
«МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»
Спустя неделю после инаугурации главой государства был подписан Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», вслед за которым правительство подготовило целый пакет федеральных законов, часть из которых уже опубликована и вступила в законную силу.
Почему именно сейчас власть решила окончательно решить проблему формирования среднего класса? Прежде всего, это связано с логикой развития нашей страны. Поскольку сформировать по-настоящему демократическое общество, конкурентную экономику и эффективное государство без помощи широкого среднего класса просто невозможно.
Очевидно, что с сырьевой моделью экономики средний класс у нас развиваться не будет — просто потому, что в сырьевых отраслях довольно мало высокооплачиваемых рабочих мест. А в инновационной экономике — напротив, большинство рабочих мест именно высокооплачиваемые, поскольку требуются специалисты более высокой квалификации.
Кроме того, мы все понимаем, что государство никогда не обеспечит достаточное количество рабочих мест. Да и сами мелкие предприниматели — даже если они торгуют китайскими ширпотребом, не говоря о тех, кто занимается интеллектуальным бизнесом, скажем, делает компьютерные программы, — неизбежно будут втягиваться в средний класс. Сейчас у нас в малом бизнесе занято не более 20% работников против 60% в таких странах, как, скажем, Германия и Швейцария, а на Тайване на их долю приходится 80% всей рабочей силы страны и около половины Тайваньского экспорта.
В России малый и средний бизнес производит примерно 12% ВВП, в других странах этот показатель значительно выше: в США – 52%; в Японии — 55%; в странах Европейского союза от 47 до 80% (в среднем 67%). Даже наши ближайшие соседи Армения, Азербайджан и Узбекистан перешагнули 40% рубеж (40%, 43% и 45% соответственно) и только в Белоруссии в первом полугодии 2008 года удельный вес субъектов малого предпринимательства в общем объеме ВВП страны достиг 8,9%.
Во всем мире средний класс является становым хребтом государства. Прежде всего, чисто экономически. Средний и малый бизнес не связан с экспортно-сырьевыми отраслями, не эксплуатирует «природную ренту». У него другая «природная рента» — ум и руки его владельцев и работников.
Его естественная среда обитания — пищевая промышленность, точечные разработки в области высоких технологий, масс-медиа, строительство, сфера обслуживания и т.д. Этому бизнесу необходимы растущий внутренний рынок, стабильный рубль и стабильное законодательство. Средний и малый бизнес делается средним классом и для среднего класса.
И в этой связи развязывание узких мест в сфере малого предпринимательства, государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса становится поистине стратегической целью государства.
Эксперты и представители науки неоднократно подчеркивают необходимость четко ориентированных консультационных услуг в области бизнеса как неотъемлемое условие роста и эффективной деятельности малых предприятий. Однако, одной из самых сложных задач является определение роли правительства в этом процессе по отношению к частному сектору. В то время как государство заинтересовано в создании обстановки, способствующей созданию инфраструктуры поддержки малых предприятий, вследствие значения малых предприятий для экономического развития, опыт других стран показывает, что реальная поддержка бизнеса лучше всего получается у тех, кто уже имеет опыт в секторе частного бизнеса. Это предполагает, что ключевая роль государства должна быть ограничена стратегий. Государство должно выступать в качестве катализатора и координатора, работая в тесной связи с организациями частного сектора.
Так, например, в Хабаровском крае для формирования более эффективных форм государственной поддержки малого предпринимательства и улучшения делового предпринимательского климата, министерством экономического развития и внешних связей края разработана новая краевая программа в виде «Основных направлений развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2007 – 2009 годы» и Мероприятий по их реализации, утвержденных постановлением Правительства Хабаровского края от 12.01.2007г. № 4-пр.
Главной целью Основных направлений является создание правовых и экономических условий для углубления форм взаимодействия власти и бизнеса, максимального снижения административных барьеров и упрощения доступа начинающих предпринимателей к финансовым ресурсам, содействия развитию малого бизнеса в производственной и инновационной сферах, увеличения вклада малого бизнеса в экономику края. Можно с уверенность сказать, что у нас в крае фактически сложилась система поддержки малого бизнеса и сформирована ее инфраструктура.
Но, несмотря на принимаемые меры, малое предпринимательство продолжает испытывать серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержке малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Для малого бизнеса очень важна информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка, особенно при создании предприятия и на начальной стадии его функционирования. При создании структур поддержки малого предпринимательства приоритет должен отдаваться их развитию на муниципальном уровне, поскольку необходимая инфраструктура должна быть максимально приближена к малому бизнесу. Учитывая возможности малого бизнеса в создании рабочих мест, большое значение имеет развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в военных городках и гарнизонах, закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с градообразующими предприятиями.
Одной из насущных проблем для малого бизнеса является недостаточный уровень профессиональной подготовки предпринимателей. И для начинающих, и для работающих представителей малого бизнеса необходима поддержка на основе специальных программ бизнес-образования, созданных с учетом специфики малого бизнеса. Особенностью этих образовательных программ является необходимость подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области финансов, маркетинга, менеджмента, управления человеческими ресурсами.
А сколько же времени и средств необходимо сегодня начинающему предпринимателю, чтобы хотя бы начать свое дело? Если не сдаваться, быть упорным и терпеливым, то уже через месяц можно будет открыть свой малый бизнес. Для запуска потребуется тысяч пятьсот. С меньшей суммой и делать нечего. Одно только согласование, да проектные работы по подключению вашего киоска к электростолбу, даже если он в пяти метрах от «точки», обойдется не меньше, чем в сотню тысяч.
Взять кредит тоже достаточно проблематично. Все банки требуют какой–либо серьезный залог, да и проценты по кредиту достаточно серьезные. На начальном этапе, под бизнес-идею, несмотря на рекламные уверения многочисленных банков, получить кредит практически невозможно. Словом, усилий придется затратить немало. Не случайно президент заявил, что предпринимателям впору вручать медали за их муки и «подвиги».
Другая проблема – арендные отношения и приобретение собственности. Стоимость квадратного метра аренды в г. Хабаровске доходит до 2000 долларов. Какому малому бизнесу это по силам?
А сроки аренды помещений. Преимущественно договоры заключаются на год, а при таких сроках, не видя перспектив на будущее, ни один здравый предприниматель не будет вкладывать средства в основные фонды, а значит, не будет и развития бизнеса. К тому же государственная пошлина за регистрацию договора аренды, если он заключается на срок более одного года, составляет 7000 рублей. Откуда взялась эта сумма в налоговом кодексе, где госпошлина в основном варьируется в пределах 100-500 рублей неизвестно. Но это еще один серьезный барьер на пути развития предпринимательства.
Группа ученых Хабаровской Государственной Академии Экономики и Права под руководством О.В. Сидоренко в своей научной работе «СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА» приводят результаты опросов, часть которых отражена на следующих слайдах. Вот пример оценки предпринимательской среды.
По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, на местах некоторые чиновники пытаются максимально нажиться перед вступлением в силу новых законов. В частности, это касается норм передачи малым предпринимателям арендуемых ими помещений, находящихся в муниципальной собственности. Местные власти в срочном порядке едва ли не разрывают договоры аренды, объясняя это защитой интересов муниципальных образований, и пытаются снова сдать в аренду по завышенным ценам.
Затрагивая вопросы приватизации, можно отметить, что аукционы по продаже государственной и муниципальной собственности начисто лишают малый бизнес возможности участия в этом процессе. Стоимость имущества на торгах порой превосходит реальную стоимость в несколько раз.
И получается, что мелкие фирмы, арендующие это помещение много лет, вложившие в его улучшение определенные средства, оказываются на улице. Большие надежды предприниматели возлагали на 159-ФЗ, на несколько лет задержавшийся в Государственной Думе. Наконец он принят, но воспользоваться им смогут только в тех регионах, где определены предельные нормы площади помещений и сроки рассрочки. На дворе уже октябрь, а вся государственная и муниципальная собственность, не используемая для исполнения государственных или муниципальных полномочий, должна быть приватизирована до 1 января 2009 года.
Вопросы коррупции в сфере малого предпринимательства не обсуждает только ленивый. Вроде бы все знают, кто, кому и сколько должен заплатить, но практически, — ни одного судебного разбирательства, ни одного чиновника, который бы был наказан или хотя бы отстранен от дел. Конечно, здесь важна гражданская позиция самого бизнеса.
Чтобы предприниматель знал, что на его защиту встанет и прокуратура, и суд и общественность. Кстати, в августе при прокуратуре края создан Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса, и это радует. Но пока предпринимателю было выгоднее дать взятку, чем тратить свое драгоценное время на доказательство своей правоты.
Сегодня малый бизнес также становится «интересен» с точки зрения рейдерства. Рейдеры парализуют его работу, заваливая исками в разные инстанции. В этой связи министр экономического развития и торговли РФ Эльвира Набиуллина предложила целый комплекс мер, начиная от юридической поддержки и заканчивая переводами всех корпоративных споров в юрисдикцию одного суда и по месту регистрации самого предприятия. Она так же отметила, что в ходе совещаний с представителями бизнеса, был разработан «ряд конкретных предложений, что делать по секторам, отраслям». В числе этих предложений: разработка стандартного договора для подключения к инфраструктурным объектам, обновление существующей системы налогообложения предприятий малого бизнеса, создание на региональном уровне программы для субсидирования подключения к энергосетям.
Эти меры, конечно, будут способствовать поддержке малого бизнеса в сложных ситуациях. Однако власти необходимо сосредоточить свое внимание и продолжить работу в следующих стратегических направлениях:
Первое. Необходимо создать максимально комфортную среду и различные стимулы для занятия предпринимательской деятельностью, для самореализации. Очевидно, что это означает искоренение административных барьеров, облегчение налоговой нагрузки, формирование нормальных, посильных для «частника» механизмов кредитования. Чтобы можно было за 72 часа зарегистрировать свое предприятие и начать работать, честно платя налоги и не опасаясь всякого рода бесконечных «проверок». Одновременно государство могло бы, профинансировать банкам проценты по кредитам для малого и среднего бизнеса, если речь идет об инновациях, о внедрении новых технологий в производство.
Второе. Наладить эффективное сотрудничество власти с институтами гражданского общества. Необходим действенный механизм обратной связи для среднего класса. Нужна структура, которая будет принимать сигналы о том, что предпринимателям кто-то ставит «палки в колеса», что тормозятся гражданские инициативы, зажимаются передовые идеи и творческий потенциал.
Со стороны ВПП «Единая Россия» можно и нужно использовать механизм общественных приемных. Сегодня заключены соглашения о сотрудничестве с различными общественными организациями. Бизнес-ассоциации, союзы врачей и учителей, ТСЖ — это и есть активный средний класс.
Третье. Пропагандировать новое «лицо» среднего класса — достижения ведущих профессоров и юристов, менеджеров и представителей малого и среднего бизнеса. Все эти люди должны получить уважение, признание и почет, задавать образцы социально одобряемого поведения. Например, «лицом предпринимательской России» должны стать наиболее успешные представители среднего, а не только крупного «олигархического» бизнеса.
В проекте рекомендаций нашего круглого стола отмечено, что стратегические разработки должны быть направлены на обеспечение экономического роста Востока России, а без преференций малому бизнесу, развивающемуся и так в очень сложных условиях никак не обойтись. Поэтому предлагаю включить в рекомендации Государственной Думе и Совету Федерации Федерального собрания следующее:
В целях формирования эффективного слоя среднего класса на Дальнем Востоке при принятии законопроектов, касающихся поддержки предпринимательства предусматривать особые меры налоговой, тарифной и таможенной политики для субъектов малого и среднего бизнеса.
Усиливающаяся помощь государства и его внимание к проблемам малого и среднего предпринимательства позволяют надеяться, что задача, поставленная руководством страны, будет выполнена, и этот слой, костяк которого составляет малый и средний бизнес, превратится в фактор развития. Это именно те люди, которые смогут обеспечить мировое лидерство России, которые будут активно участвовать в создании инновационной экономики. Ведь наш главный резерв — в вовлечении в самостоятельную деятельность, в том числе в бизнес, в конкурентные отношения той части населения, довольно крупной, которая пока еще «спит» под гнетом патерналистских установок прошлого. Именно за счет людей, которые хотели бы, но пока не могут реализовать себя в малом и среднем бизнесе или, скажем, на творческом поприще, должен произойти качественный прирост среднего класса, повышение производительности труда.
Выступая в Красноярске, Дмитрий Медведев сказал: «сегодня уже понятно, что на текущем витке истории определяющие факторы успеха развития — это поведение каждого отдельного человека, стиль жизни каждой семьи, свобода самовыражения людей».
«Это способ возрождения нашей страны. Если мы сможем 40-50 процентов населения вовлечь в собственное дело, мы получим совсем другую страну».
Источник: www.mega-pro.ru
Малый и средний бизнес как развитие среднего класса
Социальное управление малым бизнесом с целью развития среднего класса России
Бокарева Вера Борисовна,
кандидат социологических наук, старший преподаватель Современной гуманитарной академии.
Многочисленность среднего класса является показателем стабильности общества, эффективности социально-экономической системы, действенности экономических, социальных и политических институтов страны. Как свидетельствует мировой опыт, его формированию способствует развитие малого бизнеса.
Малый бизнес – это своеобразная социальная форма организации экономической деятельности, сложный хозяйственный механизм, функционирующий в условиях существования и развития таких социально-экономических институтов, как собственность, разделение труда, контроль, денежная система, рабочие организации, административные органы, корпорации, налоги, доходы и т.д., задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных ресурсов в условиях неопределенности.
Именно благодаря эффективному и оперативному обмену информацией, происходит непрерывный процесс развития способности к предпринимательской деятельности [Игнатова И.В.]. Состояние современного малого бизнеса в России во многом определяет модификацию системы ценностей и моделей социального и экономического поведения.
С целью развития малого бизнеса как одного из важнейших источников развития среднего класса, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на его рост и укрепление, исследователям в области социального управления, административным и законодательным органам, ассоциациям и общественным организациям следует разрабатывать и реализовывать следующие меры:
1. Концептуализация социолого-управленческого подхода к исследованию социального потенциала малого бизнеса как сложноорганизованной системы, включающая в себя выделение объектно-предметных институциональных комплексов регулирования социального потенциала российского малого бизнеса (административный, экономический и социокультурный), цели, задачи, механизмы и способы управленческого воздействия на его реализацию.
2. Разработка научной проблемы, состоящей в необходимости разрешения противоречия между сложившейся практикой применения отдельных механизмов и способов социального управления малым бизнесом, детерминирующих недостаточное развитие его социального потенциала.
3. Обоснование целесообразности трансформирования социальной основы для реализации потенциала малого бизнеса через социализацию, развитие человеческого и социального капитала, корпоративную культуру, формирование трудовых ценностей и трудовой мотивации.
4. Комплексность в планировании и реализации государственных программ, направленных на социально-экономическое развитие общества.
5. Введение в практику социального управления обязательного мониторинга показателя степени самоидентификации представителей всех социальных страт себя со средним классом.
6. Систематизация воздействия на малый бизнес с целью развития его социального потенциала, включающая в себя теоретико-методологические основы и социальные механизмы.
7. Управленческое воздействие на реализацию социального потенциала российского малого бизнеса предполагает не только сосредоточение на процессах конструирования инновационных систем управления, но и формирование социальной основы его регулирования посредством трансляции и воспроизводства мировых ценностей социально ответственного предпринимательства через механизмы социализации, внедрение единых социокультурных стандартов и закрепление традиций.
8. Развитие механизмов социального контроля, социального прогнозирования и моделирования.
Таким образом, уровень развития малого бизнеса является одним из важнейших показателей социальной ориентации современного развития страны. Малое предпринимательство в России заняло место в национальной экономике и выполняет ряд значимых функций в российском обществе. Роль российского малого бизнеса в развитии среднего класса, а, значит, и в развитии качества и уровня жизни социума, довольно высока, но нужны комплексные меры его поддержки и повышения эффективности.
1. Игнатова И.В. Информационно-экзистенциональная модель предпринимательства // Европейский журнал социальных наук. – 2011. — № 2. — С. 282-289.
2. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. — Спб.: ЛОС, 2011. – 314 с.
3. Франчук В.И. Социальное управление: самоуправление, менеджмент, политическое руководство. – М., 2007. — 173 с.
Поступила в редакцию 15.11.2012 г.
2006-2019 http://jurnal.org/articles/2012/sociol2.html» target=»_blank»]jurnal.org[/mask_link]
Малый и средний бизнес как развитие среднего класса
В статье анализируется сущность понятия «средний класс», подчеркивается, что до сих пор нет единых критериев классификации представителей среднего класса, рассматривается проблема его развития на селе. Обоснованы необходимость обращения к этому понятию, как индикатору социально-экономического развития и его экономическая эффективность; сочетание малых и крупных форм хозяйствования в сельском хозяйстве. Необходимо оказывать внимание малому бизнесу и в несельскохозяйственной сфере, но развитие сельского хозяйства должно быть и оставаться приоритетным направлением поддержки государства. Приведены примеры успешного функционирования малого бизнеса в сельском хозяйстве Республики Марий Эл, развития его отдельных направлений, эффективность государственной поддержки.
Республика Марий Эл
сельское хозяйство
предпринимательство
господдержка малого бизнеса
социально-экономическое значение
1. Батрасов В.И. В поисках золотой середины: социально-экономическая диалектика формирования и развития среднего класса в национальной экономике. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. — 202 с.
2. Буздалов И.Н. Крупные и мелкие хозяйства агробизнеса: преимущества и устойчивость развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.viap:ru/publication/e-biblio/detail.php?BLOK_ID = 45 (дата обращения 28.12.2011).
3. Плотников В. Господдержка малых форм хозяйствования в АПК должна быть эффективной // АПК: экономика, управление. — 2011. — №2. — С. 9-12.
4. Средний класс на селе — опора устойчивого развития // Экономика сельского хозяйства России, 2010. — №3. — С. 33.
5. Хицков И.Ф. Бизнес, политика и власть // АПК: экономика, управление, 2011. — №8. — С.13.
Социально-экономические процессы, происходящие в сельском хозяйстве страны, обусловливают необходимость анализа проблем, связанных с развитием всех сфер жизнедеятельности, производства и становлением новых форм социальной, экономической дифференциации населения. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, социального благополучие планируется достичь благодаря увеличению доли среднего класса.
За последние 10 лет в стране отмечается увеличение числа тех, кто относит себя к среднему классу. В 1999 г. их было 5%, в 2005 г. — 8%, а сейчас, примерно, 15%. Еще в феврале 2008 г. В.В. Путин указал на проблему формирования среднего класса в российской деревне, отметив, что его минимальная доля в структуре населения страны к 2020 г. должна достигнуть 60% [4].
Необходимость обращения к понятию «средний класс» объясняется тем, что его формирование является индикатором развития производственной сферы, достойного качества жизни, рассматриваемого как интегральный показатель, характеризующий степень удовлетворения материальных, социально-культурных потребностей людей в сравнении с сопоставимыми стандартами жизни [1].
Сейчас в стране существует несколько подходов к данной классификации. Первый определяет средний класс по доходу на одного члена семьи — не менее 15 тыс. руб. В основу второго заложена экономическая активность, третьего — малое предпринимательство. Есть и четвертый, рассматривающий все три направления в их взаимосвязи.
Но, в любом случае нет необходимости доказывать значение малого бизнеса в экономике и обеспечении страны продовольствием. Что касается сельского хозяйства, то его развитие можно напрямую связать с развитием предпринимательства, основным субъектом которого является — предприниматель, работающий не только ради прибыли, повышения своего престижа, но и ради улучшения жизни вокруг [5]. Поэтому достаточно отметить, что эта сфера динамично функционирует и развивается, проявляя высокую жизнеспособность и гибкость к изменчивой конъюнктуре рынка, активизирует улучшение условий и качества жизни селян.
Кроме того, в условиях сельской местности понятие среднего класса приобретает свои особенности. Здесь к нему закономерно отнести и представителей малого бизнеса, и фермеров, и индивидуальных предпринимателей. В то же время не следует забывать и о сельской интеллигенции (врачах, учителях, работниках культуры), проживающей и работающей на селе: образовательный уровень и социальные стандарты данной категории населения также позволяют отнести ее к среднему классу.
В настоящее время основным представителем среднего класса на селе является фермерство, земельные угодья которых составляют 30 млн га, что в 2 раза больше, чем 10 лет назад. В России в 2010 г. фермерская доля в производстве зерна превысила 22,3%. За 10 лет в этом секторе в 3,3 раза больше стали выращивать семян подсолнечника, в 3,6 раза — сахарной свеклы, в 4,5 раза — картофеля, почти в 5 раз — овощей.
Это самые высокие темпы среди других форм хозяйствования. С 2000-2009 гг. численность поголовья КРС в данных хозяйствах увеличилась в 2,5 раза. Крестьянские (фермерские) хозяйства имеют в 1,5 раза больше овец и коз, чем все сельхозпредприятия страны. За 10 лет темпы роста производства в фермерском секторе в 4,3 раза выше, чем в целом по отрасли, а это означает, что уровень производительности труда здесь не ниже, чем в так называемом «общественном производстве» [2, 3].
В Республике Марий Эл функционирование малого предпринимательства на селе способствует созданию рабочих мест, развитию нормальной конкурентной среды, поддержанию инновационной активности, увеличению налоговых поступлений и т.д. Доля валового продукта, произведенного К(Ф)Х, индивидуальными предпринимателями и ЛПХ, достигает 63%, а валовое производство овощей и картофеля составляет соответственно 86% и 92%.
Особенно показателен в этом отношении Горномарийский район, являющийся одним из экономически активных. По данным 2011 г., здесь зарегистрировано 234 К(Ф)Х. Субъекты малого предпринимательства района занимаются выращиванием овощей, картофеля, корнеплодов, а также животноводством. В этих хозяйствах содержится около 10000 голов КРС, все поголовье свиней и овец.
А более высокая продуктивность животных здесь объясняется лучшими условиями кормления, содержания и разведения, т.к. в большинстве случаев К(Ф)Х возглавляют бывшие специалисты сельхозорганизаций. В валовом сельхозпродукте района удельный вес продукции данной категории сельхозтоваропроизводителей составляет более 82% при объемах финансирования менее 0,4% бюджетных средств.
Такая ситуация прослеживается и по республике в целом. Всеми категориями хозяйств в 2008 г. было выпущено продукции сельского хозяйства на сумму 17 млрд руб., из них 52% (8,8 млрд руб.) — малыми формами. В то же время на этот сектор приходится лишь 5% общего объема финансирования и на 1 руб. полученных субсидий в малом бизнесе произведено 303 руб. товарной продукции, что более чем в 20 раз больше, чем в сельхозорганизациях республики. Но, тем не менее, в республике проводится активная политика в области социальной сферы деревни: решаются задачи занятости и самозанятости, изыскиваются возможности, чтобы этот сектор занял достойное место в экономике региона.
Тем не менее ориентация сельского населения на организацию собственного дела в отрасли остается низкой. Объясняется это и отсутствием первоначального капитала, и нехваткой необходимых знаний, неразвитостью рыночного менталитета и другими причинами.
Конечно, ситуация в регионах представляет собой не что иное, как отголосок общенациональной экономической ситуации. На малые формы хозяйствования в настоящее время в России приходится треть земельной площади. Они производят более 50% сельхозпродукции страны. При этом господдержка данной категории хозяйств остается на уровне лишь 5-10%.
Поэтому средства на поддержку фермерства необходимо выделять в бюджете отдельной строкой, а их объем должен составлять не менее трети общей суммы. Также необходимо, чтобы Минэкономразвития России из средств на поддержку малого предпринимательства выделяло фиксированную часть на развитие малого агробизнеса. Такая строка должна быть и в региональных бюджетах, поскольку без этого доступ К(Ф)Х к участию в соответствующих программах практически закрыт [3].
Современное село — это сфера монозанятости, что ограничивает как возможности трудоустройства, так и доходы сельчан. На данный момент уровень сельской безработицы превышает 11%, тогда как в городе — 7%; доходы сельчан почти вдвое ниже, чем у горожан, трудно найти работу по специальности и т.п. Поэтому люди, задумываясь о будущем, начинают пробовать свои силы в частном бизнесе «около дома».
Динамика числа лиц, оформивших индивидуальную предпринимательскую деятельность в 2009-2010 гг. в Республике Марий Эл, представлена рисунке.
Динамика оформившихся на индивидуальную предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве, чел.
По данным рисунка видно, что за 2009-2010 гг. количество предпринимателей в сельской местности республики увеличилось на 429 чел. Аналогичная ситуация прослеживается в 2011 г. Но на основании данных опроса этой категории граждан нужно отметить, что основная их часть намеревается заниматься несельскохозяйственными видами: торговлей, строительством, оказанием услуг и т.п. Например, на развитие агротуризма, народных промыслов и других видов деятельности отраслевыми министерствами предусмотрены субсидируемые кредиты. Часть респондентов, решивших заняться сельским хозяйством, останавливали свой выбор на животноводстве (разведение КРС, свиней, лошадей) и птицеводстве (куры, гуси), высокий рейтинг имеет пчеловодство.
В 2011 г. только в пяти типичных районах республики — Сернурском, Параньгинском, Юринском, Килемарском и Новоторъяльском — зарегистрировали свою индивидуальную деятельность 91 человек, из них 59 (64,8%) — в сельскохозяйственной сфере. В том числе: животноводством решили заниматься 35 чел. (59,3%), растениеводст- вом — 8 чел. (13,6%), птицеводством — 4 чел. (6,8%) и пчеловодством — 12 чел. (20,3%).
Этому есть объективная причина — проживание в сельской местности, но все же толчком послужило то, что на организацию предпринимательства и самозанятости можно получить единовременную субсидию в размере годового пособия по безработице — 58,8 тыс. руб., в т.ч. и в несельскохозяйственной сфере, а затем и возможность участвовать в целевых программах по направлению деятельности.
Нужно отметить и то, что средний возраст зарегистрировавшихся предпринимателей составил 40,5 лет.
Несомненно, малому бизнесу в несельскохозяйственной сфере необходимо оказывать внимание, но развитие сельского хозяйства должно быть и оставаться приоритетным направлением поддержки государства, для чего нужно существенно расширить виды ресурсной поддержки: льготные налогообложение и таможенные пошлины, использовать гранты, целевые субсидии, займы, товарные инвестиции и т.п., а также изучать опыт передовых хозяйств и регионов, имеющих определенные наработки в этой области.
Конечно, крупные агрофирмы являются наиболее перспективной и конкурентной категорией производителей в отечественном сельском хозяйстве, поскольку фермерская семья не в состоянии обслуживать большой земельный надел или стадо, использовать производительную и дорогостоящую технику ей слишком дорого, кроме того, мелкий фермер не имеет достаточно финансовых и физических ресурсов. Но из этого вовсе не следует, что фермерское движение или мелкая аграрная деятельность селян недостойны внимания и поддержки. Надо стремиться к обеспечению как можно более быстрого транзита успешных хозяйств от мелких форм к крупным.
На основании вышесказанного можно заключить, что:
сегодня в Республике Марий Эл сложилась многоукладная аграрная экономика, представленная агрохолдингами, сельхозорганизациями, К(Ф)Х, ЛПХ, начинают появляться семейные фермы. Они занимают определенные ниши в сельскохозяйственном производстве и имеют резервы для развития. Поэтому в целях увеличения производства и обеспечения продовольственной независимости региона необходимо рациональное сочетание этих форм при непосредственном регулировании и поддержке государства;
формирование среднего класса на селе является одним из приоритетных направлений развития агроэкономики, т.к. он ориентирован на развитие национальной экономики, инвестирование в национальные активы, т.е. в большинстве случаев вкладывает средства в средний и малый бизнес на местном и региональном уровнях;
представители среднего класса в основном являются носителями инновационного начала в обществе, обеспечивая развитие новых направлений;
за счет экономического роста средний класс воспроизводит себя, увеличивает свою численность и доходы, что ведет к повышению уровня благосостояния в регионе и в целом по стране, т.е. является конкурентоспособным;
малый и средний бизнес в сельском хозяйстве являются решающим фактором в ликвидации безработицы, увеличении занятости и обеспечении населения материальными благами, смягчая социальные противоречия, выравнивая уровень благосостояния общества и укрепляя его стабильность, создавая условия для социального и экономического равновесия в системе общественного развития и для высокой заинтересованности работающих в дальнейшем научно-техническом и социальном прогрессе.
Ларионова Н.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой «Экономическая теория» ФГБОУ ВПО «Марийский государственный технический университет», г. Йошкар-Ола.
Швецов М.Н., д.э.н. ректор Межрегионального открытого социального института, г. Йошкар-Ола.
Работа поступила в редакцию 02.02.2012.
Источник: fundamental-research.ru