1.1. Маркетинг как экономический процесс
- каждый из них должен быть достаточно коммуникабельным для поиска компромиссных коммерческих решений (например, относительно цен, требований к товару) и способным выполнить принятые на себя обязательства (например, оплату товара, доставку его в оговоренные сроки);
- все участники процесса свободны в своем выборе (например, они могут принимать или отвергать сделанные им предложения).
С этой точки зрения маркетинг рассматривается как любая деятельность, направленная на продвижение товаров от того, кто их производит (производителя), к тому, кто в них нуждается (потребителю). Маркетинг как экономический процесс обеспечивает контакт производителя и потребителя, способствует эффективности совершаемых ими обменов. Как следствие, он является целеполагающим началом производства, средством сведения до минимума столь привычного для нас несоответствия спроса и предложения. В рассматриваемом качестве маркетинг устанавливает и постоянно поддерживает не только товарный, но и информационный обмен между потенциальными участниками рыночных отношений. Потребность в нем тем выше, чем больше производителей однородной продукции противостоит нуждающимся в ней покупателям.
1.2. Маркетинг как хозяйственная функция
Независимо от размеров, формы собственности и сферы приложения капитала предприятие, стремясь достичь стратегических целей своего развития, выполняет ряд функций. К числу важнейших из них можно отнести подготовку производства, изготовление продукции, финансово-экономические, обеспечивающие и маркетинг. Первоначально маркетинг рассматривался как одна из многочисленных и равноправных функций хозяйственной деятельности, затем как хозяйственная функция, превалирующая над другими, и, наконец, как интегрирующая хозяйственная функция. Чрезвычайно сложно дать исчерпьшающий перечень видов работ, которые включает в себя маркетинг как хозяйственная функция предприятия. Маркетинг ищет ответы на следующие вопросы деятельности предприятия:
*какие товары имеет смысл предложить на рынок (планирование производства новой и модернизация выпускаемой продукции);
- кому (изучение потребителей);
- когда и на каких условиях (цена, техническое обслуживание) необходимо поставить товар;
- как организовать продвижение товара до потребителя (формирование сбытовой сети, реклама, стимулирование сбыта).
Источник: studfile.net