Бизнес-процесс – это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. (Определение по М. Хаммер и Д. Чампи).
Бизнес-процесс — это поток работ, переходящий от одного человека к другому, а для больших процессов, от одного отдела к другому. (Майк Робсон, Филип Уллах)
Бизнес-процесс — это поток работ (набор действий), протекающих внутри организации от одного исполнителя к другому, в результате которых мы имеем продукт, представляющий ценность для потребителя. Бизнес-процессы существуют в любой организации. Бизнес-процессы взаимосвязаны друг с другом через информационные, финансовые и материальные потоки, общие ресурсы и образуют единую систему процессов в компании.
Основная цель бизнес-процесса – преобразование ВХОДА в ВЫХОД, т.е. преобразование входящих в процесс ресурсов, необходимых для реализации процесса в результат, т.е. продукцию процесса. Входом бизнес-процесса может являться: сырье, комплектующие, деньги, товар, заявление, заказ, услуга, деньги, описание требований клиента на товар или услугу и т.д. Выходом или результатом бизнес-процесса является произведенный товар, оказанная услуга, или результат, полезный для клиента (продукт, услуга, деньги, отчет, подписанный документ, оформленный заказ и т.п.).
Бизнес-процесс состоит из составляющих его функции (подпроцессов, операций), осуществляемых над входами для получения выходов.
1. Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, которое отвечает за организацию и эффективность процесса и может изменять его структуру. Имея в своем распоряжении ресурсы, он планирует и контролирует результаты выполнения бизнес-процесса. Имея определенные полномочия, он несет ответственность за результативность и эффективность бизнес-процесса.
Функции владельца процесса:
· организация описания и регламентации процессов;
· планирование бизнес-процесса с определением плановых значений показателей процесса;
· контроль достигнутых результатов процесса
· анализ значений показателей процесса и организация необходимых корректировок.
2. Менеджер бизнес-процесса – лицо, отвечающее за оперативное управление выполнением бизнес-процесса.
Функции менеджера процесса:
· оперативный контроль хода бизнес-процесса и формирование значений показателей процесса;
· оперативный контроль за соблюдением регламентов бизнес-процесса.
3. Рабочая экспертная группа состоит из экспертов, обладающих знаниями о правилах функционирования бизнес-процесса, о методах его моделирования. В группу должны быть включены бизнес-аналитики. Группа формируется для создания, анализа и актуализации бизнес-процесса.
4. Участник процесса – это лицо (лица) или функциональное подразделение, выполняющее в рамках бизнес-процесса отдельные функции.
5. Клиент процесса – это сотрудники, подразделения компании (если речь идет о внутренних процессах, использующих результаты бизнес-процесса для своей внутренней деятельности, не связанной с работой с внешними клиентами). Клиентом может быть и внешний потребитель – клиент компании (если речь идет о внешних процессах).
Моделирование бизнес-процессов – это построение модели бизнес-процессов. Для построения модели бизнес-процессов необходимо особое программное средство, где эти бизнес-процессы будут представляться в наглядной форме, понятной менеджменту компании. Существующие программы помогают описать бизнес-процессы на языке диаграмм, что привычно для бизнес-аналитика и понятно руководству компании. В программах используется особый язык описания — язык BPMN.
Модель бизнес-процессов описывает процессы всех сотрудников компании с их взаимодействием и описывает эти процессы в графическом виде. Модель бизнес-процессов графически показывает как именно организована трудовая деятельность сотрудников организации, как устроено их взаимодействие с сотрудниками других отделений, как построены взаимоотношения с клиентами, поставщиками, контрагентами.
Для описания бизнес-процессов на сегодняшний день разработаны десятки нотаций, такие как eEPC, BPMN, IDEF0, IDEF3, DFD и другие. Обычно бизнес-процесс изображается на диаграммах в виде прямоугольника и олицетворяет собой конкретную функцию/процесс. Стрелками отображают связи, описывающие взаимоотношения бизнес-функций/бизнес-процессов друг с другом.
Источник: studfile.net
Менеджеры: современный взгляд
Указанные особенности управленческой деятельности создали предпосылки для формирования особого типа специалистов-професссионалов – менеджеров.
Кто такой менеджер? Рассмотрим два определения: «Менеджер – это профессиональный управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, действующий на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения и др.» и «Менеджер – это особая профессия, специалист по управлению, добивающийся результатов путем организации работы других людей». Несмотря на определенную разницу в трактовках, мы видим общность их по сути: менеджер – это новая современная специальность, со своими статусными, ролевыми, функциональными, мотивационно-стимулирующими, ценностно-ориентирующими характеристиками.
Перемены в содержании и организации образовательной деятельности требуют переосмысления роли менеджера образования, так как традиционные понятия «руководитель образовательной организации», «директор школы, колледжа и т.д.» сегодня уже не отражают новых функций этого специалиста.
Итак, менеджер по своему статусу представляет прежде всего профессионального управляющего. Важнейшим признаком этого специалиста является его профессиональная компетентность и высокая квалификация.
Профессионализм менеджера предполагает наличие у него определенных знаний, навыков и умений в области управления. Современный менеджер организации должен быть хорошо подготовлен в области теории управлении, социальной психологии, социологии, политологии, экономики образования, права, управления и других наук.
Типы менеджеров. Качества менеджера
В данной части мы кратко рассмотрим основные подходы к классификации управленческой деятельности и – соответственно – типологию менеджеров.
Первый подход – уровневый – связан с определением положения менеджера в организационной иерархии. В рамках этого подхода выделяют следующие категории:
· высшие менеджеры (топ-менеджеры) занимают высшие позиции в управлении и несут ответственность за работу организации в целом; ориентация их деятельности – долгосрочная стратегия, контроль за внешней средой, обеспечение эффективной деятельности и развития компании. В образовательных организациях это директор (ДОУ, школы, колледжа), ректор и их заместители (проректоры);
· менеджеры среднего звена отвечают за отдельные бизнес-процессы, деятельность бизнес-единиц и подразделений. Это деканы факультетов, заведующие отделениями и их аналоги в средних общеобразовательных учреждениях;
· низовые менеджеры – это руководители низовых подразделений и структурных единиц, и в сфере их ответственности – сам процесс производства продуктов или услуг, а также управление работой непосредственных исполнителей. Это заведующие кафедрами, предметно-цикловых комиссий и их аналоги.
Подход с точки зрения горизонтальных различий позволяет выделить группы менеджеров в зависимости от содержания их деятельности.
Функциональные менеджеры отвечают за деятельность организационных единиц, реализующих какую-то одну из управленческих функций и задач. Типичные функциональные менеджеры – менеджер по финансам (бухгалтер), по маркетингу, по персоналу (кадровик) и т.п.
Линейные менеджеры руководят группами и подразделениями, реализующими комплексные задачи и напрямую «выходящих» на результат – продукт или услугу. Директор предприятия, мастер цеха, декан факультета – это примеры линейных менеджеров.
В современных организациях, в том числе образовательных, происходит постепенное сокращение менеджеров среднего звена (в традиционных смыслах) и часто их заменяют на менеджеров проектов, которые отвечают за реализацию конкретных задач и проектов. Фактически в круг подчиненных менеджера проекта могут входить менеджеры и сотрудники того же уровня; причем в следующем проекте они могут поменяться местами. Менеджеры проектов – это и функциональный, и линейный менеджер одновременно, поскольку одна из самых главных его задач – координация работы разных по опыту, квалификации и функциональной направленности сотрудников.
Качества менеджера
Современные исследователи чаще всего объединяют весь набор умений и качеств менеджеров в три больших группы.
Концептуальные качества. Это способности, знания и умения, позволяющие смотреть на вещи системно и воспринимать организацию как единое целое. Сюда обычно относят умения эффективно работать с информацией, аналитические и синтетические умения, способности к прогнозированию и стратегическому мышлению; навыки систематизации и классификации различных факторов, действующих на организацию и т.п. В основе этой группы качеств лежит солидный когнитивный фундамент: профессиональные и управленческие знания, эрудиция и инновационная осведомленность.
«Человеческие» качества. В эту группу включают способности и умения, связанные с общением менеджера с другими людьми. Это, прежде всего, коммуникативные умения и навыки, и способность работать в команде. Кроме того – способности и навыки, связанные с разрешением конфликтов, мотивацией и стимулированием. Важными «человеческими» качествами менеджера можно назвать также толерантность и совокупность этико-культурных навыков, во многом определяющих стиль управления и общения.
На наш взгляд, эта группа качеств имеет решающее значение в деятельности менеджеров образования.
Технические качества. Эта группа отражает профессиональную компетентность менеджера в той или иной сфере производства товаров или услуг. Речь идет о знаниях и умениях использования методов, средств и технологий выполнения конкретных функций, в нашем случае – образовательных технологий, технологий применения современных информационных средств и устройств, средств обучения и т.д.
Не все менеджеры должны в одинаковой степени владеть указанными качествами. Чем выше положение менеджера в организационной иерархии, тем в большей степени для него важны концептуальные качества и наоборот. Эту зависимость можно проиллюстрировать схемой (рис. 1.)
Схема эта, разумеется, довольно упрощенная и условная – здесь речь не идет о точном соотношении этих групп качеств. Кроме того, для менеджеров проектов, например, или некоторых функциональных менеджеров, которые формально относятся к среднему звену, соотношение может быть иным. Скажем, у эффективного менеджера проекта человеческие качества, видимо, должны доминировать, а у эффективного функционального менеджера (допустим, по финансам) доминирующими будут технические качества, определяющие его профессиональную квалификацию.
Концептуальные качества |
Человеческие качества |
Технические качества |
Исполнители | Низовые менеджеры | Менеджеры среднего звена | Топ-менеджеры |
Рис. 1. Соотношение качеств и типов менеджеров.
В заключение раздела сформулируем некоторые характерные для нынешнего времени тенденции, которые во многом определяют, и будут определять существенные изменения, как в содержании управленческой деятельности, так и в структуре менеджерских качеств.
Экономические тенденции: глобализация и интернационализация экономики, отраслевые сдвиги к сфере услуг и высоким технологиям, возрастание гибкости производства, рынков сбыта и продуктов, усиление конкуренции и сотрудничества.
Технологические тенденции: технический прогресс, развитие информационных технологий, распространение ресурсо- и энергосберегающих технологий.
Социально-политические и культурные тенденции: ростобразовательного уровня персонала, изменение направленности трудового законодательства, возрастание факторов престижа, значимости и репутации, усиление внимания к этическим сторонам бизнеса, изменения в ценностных ориентациях персонала, усиление внимания к культурным различиям ведения бизнеса.
Демографические тенденции: возрастание территориальной и социальной мобильности динамика населения и рабочей силы, старение населения в развитых странах, изменение структуры трудовых ресурсов, усиление влияния этнических факторов.
Организационные тенденции: усиление структурной адаптации (дерегулирование, приватизация, децентрализация, делегирование полномочий), смещение стратегий: от расширения рынка к созданию новых рынков, приближение к потребителю, упор на качество продукта вместо объема производства, изменение критериев оценки персонала и его квалификации.
Ниже мы рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, профессиональные компетенции и навыки менеджеров, определяющие их профессионализм именно как менеджеров образования.
Источник: cyberpedia.su
Теория управления — тесты МУ им. Витте (МИЭМП) без ответов
1. Закон в организации – это необходимая, существенная и . связь между элементами внешней и внутренней среды.
2. Управление, как особый тип взаимодействия ориентируется на:
- разобщение
- упорядочение
- предпринимательство
- упразднение
- информация, передаваемая от объекта к субъекту управления
- импульсы, передаваемые от субъекта к объекту в виде информации
- ситуация, по которой субъект управления должен принять решение
- отношения взаимной заинтересованности субъекта к объекта управления
4. Вы руководитель малого предприятия в сфере юридического консультирования. Бизнес успешен, много клиентов и компания начинает расширяться. Кроме того руководство приняло решение увеличить количество предлагаемых услуг клиентам. Штат сотрудников сохраняется. Руководство осуществило перераспределение новых функций.
По факту многие специалисты предприятия часто стали выполнять те виды работ, которые требуют меньшей квалификации. Какие принципы управления, предложенные А. Файолем, были нарушены в данной ситуации компании?
5. Вы руководитель малого предприятия в сфере юридического консультирования. Бизнес успешен, много клиентов и компания начинает расширяться. Кроме того руководство приняло решение увеличить количество предлагаемых услуг клиентам. Штат сотрудников сохраняется. Руководство осуществило перераспределение новых функций.
По факту многие специалисты предприятия часто стали выполнять те виды работ, которые требуют меньшей квалификации.
Какие принципы управления, предложенные Г.Эмерсоном, были нарушены в данной ситуации компании? .
Какие принципы управления, предложенные А.Файоля, могли бы исправить сложившуюся ситуацию в компании? .
Какие принципы управления, предложенные Г. Эмерсоном, могли бы исправить сложившуюся ситуацию в компании? .
Какие современные принципы управления «Менеджмент без границ», могли бы исправить сложившуюся ситуацию в компании? .
6. Признаками организации являются:
- наличие единого внутреннего органа
- наличие правил
- наличие участников
- наличие границ
- наличие целей
- — выработка решений на основании мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений
- — руководитель конкретного уровня управления пользуется правом решения вопросов, входящих в его компетенцию
- — менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей
- — менеджмент разрабатывает руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников
- безусловное выполнение указаний руководителя и своих обязанностей
- четкая постановка целей перед каждым отделом и сотрудником
- наказание за невыполнение задач сотрудников с учётом объема их полномочий
- соответствие знаний должности и способность воспринимать консультацию при принятии решения
9. Менеджмент – это:
- члены организации
- умение добиваться прибыли любой ценой
- управление организацией в условиях рынка
- организационная структура фирмы
10. Коммерческое предприятие по продаже бытовой техники. Продавцы в зале занимаются консультациями с покупателями и раскладкой товаров по полкам. Деятельность подразделения предприятия не увязана единым распорядком рабочего дня. Случаются ситуации, когда продавцы выходят группами, и зал остаётся без персонала.
Какие принципы управления, предложенные А. Файолем, были нарушены в данной ситуации компании? .
Какие принципы управления, предложенные Г.Эмерсоном, были нарушены в данной ситуации компании? .
Какие принципы управления, предложенные А.Файоля, могли бы исправить сложившуюся ситуацию в компании? .
Какие принципы управления, предложенные Г. Эмерсоном, могли бы исправить сложившуюся ситуацию в компании? .
Какие современные принципы управления «Менеджмент без границ», могли бы исправить сложившуюся ситуацию в компании? .
Источник: kursar.plus