Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества (современный термин, заменивший ранее использовавшийся термин — «системы управления качеством»), обеспечивающей стабильное, устойчивое качество изготавливаемой и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т. д.). Гарантом такой стабильности является наличие у фирмы-изготовителя системы менеджмента качества, соответствующей признанным международным требованиям.
Менеджмент качества является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием/компанией – аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества: — качество — неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления); — качество — это то, что говорит потребитель, а не изготовитель; — ответственность за качество должна быть адресной; — для реального повышения качества нужны новые технологии; — повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия; — контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат; — политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.
Про менеджмент качества и качество менеджмента
Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством — Всеобщего управления качеством — Tota1 Management (далее — TQM). Менеджмент качества — это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований и ожиданий клиентов к продукции.
В соответствии с п. 3.2.8 ГОСТ Р ИСО 9000-2001 менеджмент качества представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Менеджмент качества включает в свой состав следующие элементы: • разработку политики и целей в области качества; • планирование качества; • управление качеством; • обеспечение качества; • улучшение качества; • контроль качества.
На рисунке 3.2 приведена общая структурная схема менеджмента качества. Менеджмент качества включает все функции общего руководства по разработке политики в области качества, установления целей, полномочий и ответственности, а также процессы планирования, контроля и обеспечения качества, с помощью которых в рамках системы качества происходит реализация данных функций.
Рис. 3.2. Общая структурная схема менеджмента качества Руководители организации должны официально объявить ее основные цели и задачи в области качества, т. е. сформулироватьполитику фирмы в области качества,являющуюся неотъемлемым элементом общей политики фирмы.
Организация может преследовать, например, такие цели, как расширение целевого рынка, вывод на рынок новой продукции, снижение уровня дефектности производимой продукции и т. д. Политика в области качества реализуется посредством обеспечения качества, управления качеством и совершенствования качества. Обеспечение качества — это планируемая и систематически осуществляемая деятельность в рамках системы качества, необходимая для создания уверенности в должном качестве объекта (продукции, процесса, системы).
Система менеджмента качества. ISO 9001
Управление качеством — составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Управление качеством представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству и ориентированные на устранение недостатков на всех стадиях «петли качества».
В рамках деятельности по управлению качеством можно говорить о реализации функций стратегического и тактического характера. К первой группе относятся следующие функции: • прогнозирование основных показателей качества на основе анализа тенденций потребительского спроса; • определение основных направлений проектно-конструкторских работ; • анализ общих результатов деятельности организации по совершенствованию качества продукции.
Тактический уровень представлен, например, такими функциями: взаимодействие организации с внешней средой (поставщиками, посредниками и т. д.); • поддержание заданного уровня качества продукции (учет, контроль, анализ, регулирование внутрифирменных факторов, влияющих на качество продукции). Особое внимание при решении задач по управлению качеством уделяется таким видам деятельности, как планирование качества, контроль качества, обучение и мотивация персонала.
Планирование качества — составная часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества. Частью планирования качества может быть разработка планов качества.
Планирование качества предполагает определение конкретных показателей качества по всем направлениям деятельности фирмы (примеры таких показателей приведены на рис. 3.3).
Рис. 3.3.Примеры показателей качества различных направлений деятельности организации Контроль качества — отслеживание конкретных результатов деятельности по проекту в целях определения их соответствия стандартам и требованиям по качеству и определения путей устранения причин реальных и потенциальных несоответствий. Для контроля качества необходима информация о ходе реализации проекта, план качества, документация по качеству. Контроль качества осуществляется с применением следующих методов и инструментов: — проверки; — контрольные карты, которые представляет собой графическое изображение результатов процесса; — диаграммы Парето, которые представляют собой гистограммы появления различные причин несоответствий, упорядоченные по частоте; — статистические выборки, анализ динамических рядов, корреляционно-регрессионный анализ и другие статистические методы; — диаграммы. Контроль качества может завершиться следующими решениями: — улучшение качества; — принятие продукции; — идентификация брака и реализация действий по управлению несоответствующей продукцией; — переработка продукции с целью дальнейшего представления для контроля и испытаний; — исправление процессов.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Система менеджмента качества на предприятии: зачем она нужна?
Система менеджмента качества (СМК) – это составная часть общей системы управления предприятием, которая должна обеспечить стабильность качества продукции или услуг, а также способствовать повышению удовлетворенности потребителя. Согласно методике СМК – это система бизнес-процессов, построенных на основе процессной модели менеджмента, направленной на управление качеством продукта или услугами организации.
Что такое качество?
Современные специалисты по менеджменту рассматривают понятие качества в четырех аспектах, которые отражают эволюцию определения понятия качества с развитием не только технологий производства, но и науки по управлению.
Изначально общество считало продукт качественным, если он соответствует стандартам. С течением времени выяснилось, что этого недостаточно. Тогда к определению качества добавили, что продукт должен соответствовать потреблению, т.е. если продукт соответствует стандартам, но не нужен потребителю, то он не является качественным.
И, наконец, в наши дни качественным называют продукт, если он, ко всему перечисленному, соответствует ожидаемым потребностям потребителя. Товары и услуги производятся предприятиями для удовлетворения нужд потребителей. Эти нужды и ожидания должны быть сформулированы производителем в четко определенных требованиях – спецификациях. Спецификации – составная часть технических условий.
Основные этапы внедрения СМК:
- Анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала.
- Разработка документации и изменение работы сотрудников.
- Проведение внутреннего аудита системы качества.
СМК для различных организаций разделяют на две категории:
- Универсальная. Ее особенность заключается в том, что любое предприятие получает возможность использовать ее принципы на практике, вне зависимости от того, насколько большая компания, чем конкретно она занимается, где именно она это выполняет и т.п.;
- Отраслевая. Суть сводится к тому, что СМК разрабатывается под конкретный тип организации. Например, есть отраслевые стандарты для сельскохозяйственных предприятий, предприятий вырабатывающих упаковочную продукцию и т.п.
Что СМК дает потребителю?
Прежде всего, уверенность, что производитель нацелен на постоянное улучшение качества и удовлетворение его потребностей и ожиданий. Формальным подтверждением того, что на предприятии действительно внедрена система менеджмента качества и она соответствует международным стандартам является сертификат на систему менеджмента, выданный независимым органом по сертификации.
Как работает система менеджмента качества на предприятии?
- Описываются и постоянно корректируются процессы, их входы и выходы, риски, которые могут привести к сбоям в процессах, и другие элементы системы. При этом фокус при описании делается на функции, влияющие на желательные выходы процессов и, как следствие, удовлетворенность потребителя. Безусловно, необходимо анализировать и возможные нежелательные выходы процессов и их влияние на конечный результат в системе.
- В работу по улучшению системы менеджмента качества вовлекается весь персонал предприятия.
- Разрабатывается понятная и прозрачная система управления, которая в свою очередь связана со стратегией развития компании.
- За счет улучшения качества менеджмента и продукции происходит постоянное совершенствование системы и процессов.
- Для решения задач по корректной установке корректирующих действий и их внедрению принимают подход, основанный на практике и опыте.
- Согласно правилам внедрения СМК происходит регулярная самооценка предприятия, внутренний аудит и сторонний аудит.
Как внедряется система менеджмента качества на предприятии?
Внедрение СМК проходит в несколько этапов. Подробнее о внедрении СМК ISO 9001 рассказываем в другой статье. Также читайте наш новый кейс реального проекта по внедрению СМК на основе ISO 9001 в транспортной компании.
Что дает внедрение системы менеджмента качества на предприятии?
- Ресурсы предприятия будут более сконцентрированы на удовлетворении потребностей и ожиданий потребителей.
- Происходит оптимизация процессов в системе управления.
- Происходит разработка документации необходимой для выпуска безопасной, целостной и качественной продукции.
- При правильном внедрении СМК уменьшается расход внутренних ресурсов за счет снижения доли брака.
- Получение сертификата (например, ISO 9001) дает предприятию больше шансов стать поставщиком для крупных компаний международного уровня и транснациональных сетей.
- Растет конкурентоспособность Вашего предприятия на рынке.
После того, как организация успешно пройдет сертификацию и получит сертификат соответствия, работы по системе качества на этом не заканчиваются, хотя их объем уже может быть меньше. Система качества должна поддерживаться в рабочем состоянии и должна непрерывно совершенствоваться.
Это означает что любые изменения в продуктах (услугах) организации, процессах или в самой системе должны оперативно анализироваться и фиксироваться в документации системы качества. Кроме того, для подтверждения результативности и эффективности работы системы качества организация должна проводить периодические внутренние аудиты. Такие аудиты должны проводиться в организации не реже чем будут проходить наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации. Как правило, наблюдательные аудиты со стороны органа по сертификации проводятся один раз в год.
Источник: www.iksystems.ru
За качество отвечаю! Для чего нужна система менеджмента качества
Компания, которая уделяет мало внимания качеству своего продукта, не будет иметь успеха у потребителя. То, насколько хорошо сделана вещь или оказана та или иная услуга, полностью определяет, придет ли клиент еще раз или навсегда забудет об организации. Но качество зависит от очень многих вещей. Этот параметр определяется и организационной структурой предприятия в целом, и отлаженностью каждого отдельного рабочего процесса в частности. Для того чтобы выжить в конкурентной среде, компании вводят системы менеджмента качества (СМК), которые помогают поддерживать заданный фирмой стандарт продукта.
Валерий Мусколинов
Система менеджмента качества на предприятии должна действовать по принципу постоянного повышения качества всех организационных процессов. Главное — следить не только за качеством самого продукта, но и за уровнем квалификации персонала, за тем, как реализовывается принятая стратегия развития. Качество же можно определить количественно: по финансовым показателям компании и соотношению положительных и отрицательных отзывов клиентов.
Использование системы качества ISO 9000
СМК может быть сертифицирована по стандарту ISO 9000, куда входит целая серия стандартов.
Система предполагает проведение внешнего аудита сертифицирующим органом на предприятии. Сейчас в нашей стране эта процедура не является обязательной, но наличие подобного сертификата говорит о благонадежности компании и клиентам, и партнерам, и государству. Участие в международных и национальных тендерах, к примеру, без сертификата ISO 9000 представить себе невозможно.
Сертификат, который выдается в России, оформляется по стандарту ГОСТ Р ИСО 9000. Для его получения понадобится целый набор документов: ОГРН, свидетельства из налоговой о регистрации изменений в учредительных документах фирмы, ИНН, коды ОКВЭД, выписка из ЕГРЮЛ, устав организации и все изменения, которые в него вносились, учредительный договор и лицензии с разрешенными фирме видами деятельности. В документах нужно будет указать сведения об организации (адрес, банковские реквизиты), а также описать полную структурную схему компании, включая различные подразделения. Требуется также подробное описание кадрового состава организации с указанием образования и стажа работы сотрудников. Оформление сертификата займет от трех недель до двух месяцев.
Получение документа сроком действия три года обойдется в 100–500 тыс. руб. в зависимости от системы, в которой он оформляется.
Внедрение системы менеджмента качества на предприятии поможет не только улучшению репутации компании. СМК помогает избежать ошибок при производстве, кроме того, за счет оптимизации всех процессов жизнедеятельности предприятия снижаются издержки. Если все сделано правильно, должно улучшиться финансовое состояние фирмы. Открытость для внешнего аудита заставляет руководителей считаться с мнением рядовых сотрудников, что приводит к сплочению команды и большей нацеленности на конкретный результат.
Основные принципы системы менеджмента качества предприятия
Выделяют несколько принципов, на которых должна базироваться система качества любого предприятия:
Желание клиента — главное. Основополагающей является ориентация на запросы клиента. Компания должна не просто следить за сиюминутным спросом, а предугадывать желания потребителей. Дальновидность руководства позволит вовремя изменить какие-то параметры продукта, что может вывести компанию в лидеры сегмента рынка.
Руководитель — главная движущая сила изменений. Глава компании должен мотивировать сотрудников на достижение максимально положительного результата.
Подход к менеджменту должен быть системным. Это значит, что руководитель должен оценивать как внешние, так и внутренние факторы, оказывающие влияние на функционирование компании.
Стремление к постоянному улучшению. Имеено это должно стать основным мотивом деятельности фирмы, которая внедряет у себя СМК. Конечно, затраты на исследования и постоянный аудит требуют материальных затрат, но новая технология, которая в результате будет применяться в производстве, наоборот, может снизить издержки и дать компании новый толчок к развитию.
Сотрудники должны быть вовлечены в процесс управления качеством. Персонал должен быть заинтересован в работе. Мотивация сотрудников является одним из важнейших элементов системы менеджмента качества.
Отношения с партнерами и поставщиками должны быть взаимовыгодными. Вопросы, связанные с поставками сырья, или, например, логистикой (которая обеспечивает своевременную доставку товара потребителю), должны быть выделены в отдельное направление, за которое будет отвечать конкретный сотрудник.
Источник: kontur.ru