В настоящее время квалификация и знания становятся важнейшей составляющей деятельности любой организации, которая обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов. Работа в условиях рыночных отношений предъявляет новые требования к уровню квалификации персонала, знаниям и навыкам работников. Требуются новые подходы к решению современных задач, специалисты новых профессий, новые организационные формы деятельности работников.
Однако система повышения квалификации в нашей стране не готова в полной мере удовлетворять потребности экономики в требуемом объеме и качестве услуг. Для ее изменения потребуется время и серьезные финансовые вложения.
В связи с этим у основных субъектов экономики возникает необходимость формирования собственной системы обучения, которая будет нацелена на решение внутрифирменных проблем. Таким образом, формирование корпоративных систем повышения квалификации в современных условиях является объективно обусловленной необходимостью для организаций.
Основы менеджмента. Лекция 1. Управление, менеджмент, руководство
Такие системы должны стать важным инструментом реализации кадровой политики в части профессионального развития персонала. При этом следует учитывать, что достижение положительного эффекта в любом варианте проведения обучения возможно только тогда, когда корпоративные программы представляют собой систему взаимосвязанных мероприятий по обучению персонала, освоению ее сотрудниками новых знаний, умений и навыков. Становится очевидным, что без формирования эффективных корпоративных систем повышения квалификации кадров невозможно дальнейшее динамичное развитие общества по пути социально-экономического прогресса. Данное обстоятельство. Это обстоятельство определяет актуальность данной дипломной работы.
Важный вклад в разработку проблем развития профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в период становления рыночных отношений внесли российские ученые-экономисты: Е.Г. Антосенков, В.Н. Бобков, Н.А. Волгин, Б.М. Генкин, Н.А. Горелов, Н.Н. Гриценко, Т.Б. Журавлева, Е.Д.
Катульский, А.Я. Кибанов, Р.П. Колосова, Л.А. Костин, А.Э. Котляр, Н.В.
Кочкина, Ю.Г.Одегов, И.С. Маслова, А.А. Никифорова, Б.В. Ракитский, Г.Э. Слезингер, Н.П. Сорокина, Л.С.
Чижова и др. Исследование проблем развития современных систем повышения квалификации персонала отражены в работах зарубежных ученых: С. Брю, М. Гмюр, Ш. Климецки, К. Макконелла, А. Маслоу, У. Оучи, П. Самуэльсона и др. Вместе с тем, отдельные аспекты исследования данных вопросов требуют дальнейшего исследования с учетом новых тенденций, складывающихся в процессе углубления рыночных методов хозяйствования.
Цель дипломной работы заключается в анализе системы повышения квалификации как фактора эффективного менеджмента организации.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) Определить сущность менеджмента как основу эффективного управления эффективного менеджмента;
2) Рассмотреть основные факторы эффективного менеджмента;
3) Раскрыть сущность и значимость повышения квалификации кадров;
10 ошибок руководителя / Менеджмент и управление персоналом
4) Рассмотреть формы и методы обучения и повышения квалификации персонала;
5) Определить современное состояние и проблемы системы повышения квалификации в России;
6) Проанализировать систему повышения квалификации как фактора эффективного менеджмента организации на примере ОАО «Дикси Групп».
Объект исследования – система повышения квалификации как фактор эффективного менеджмента организации.
Предмет исследования – отношения, складывающиеся в процессе повышения квалификации сотрудниками организации.
Гипотеза исследования: эффективность менеджмента организации повысится, если изучить особенности системы повышения квалификации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы другими организациями при выработке мер по совершенствованию управления кадровым составом. Выводы дипломной работы можно использовать в учебной работе, при изучении курса экономики труда, при разработке спецкурсов и семинаров.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
2) Изучение литературных источников.
Базой исследования является два торгово-розничных магазина в городе Снежинск открытого акционерного общества «Дикси Групп».
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и шести приложений. Текст изложен на 57 страницах, содержит 3 таблицы, 1 рисунок, библиографический список содержит 35 источника литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты системы повышения квалификации как фактор эффективного менеджмента организации
Менеджмент как основа эффективного управления организацией
Ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.
Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века [1, с.24].
Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.
У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.
Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. На производстве появился мастер, который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. С ростом масштабов производства увеличивается диапазон профессий и количество менеджеров. Наибольшее развитие менеджмент получил в ХХ веке [9, с.36].
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются индустриальный способ организации производства, а также развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования [34].
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став, по своей сути, аналогом понятия «управление». Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой обеспечивают выполнение стоящих задач. Необходимость в управлении возникает по мере появления целей, достижение которых требует коллективных усилий. В современном обществе необходимость менеджмента обусловлена такими факторами, как ускорение научно-технического прогресса, ориентация производства на потребителей, возрастание значения непроизводственной сферы и коммерческой деятельности в частности [3, с.64].
Изначально менеджмент рассматривали как управление только социально-экономическими процессами в рамках предпринимательской корпорации или акционерной компании. Управление же государством, административно-территориальными единицами, организациями, не ориентированными на извлечение из своей деятельности прибыли, например, благотворительными фондами, называли администрированием. Несмотря на некоторую узость в первоначальном толковании понятия «менеджмент», под ним понимали и систему знаний об управлении людьми, и способы общения руководителей с подчиненными, и искусство оказывать влияние на них, и конкретные навыки решения проблем упорядочения совместной деятельности, и организационные структуры фирм, корпораций [6, с.17].
Несмотря на то, что в современной учебной и научной литературе не содержится единого общепринятого определения понятия «менеджмент», основные признаки, на которые обращают внимание различные авторы, являются общими. Основным таким признаком служит уже отмеченная связь с управлением (не случайно английская интерпретация «management» означает «управление, заведование, организация»), его ориентация на организации, являющиеся социально-экономическими объектами.
Но любая организация существует, функционирует, развивается в соответствии с определенной целью. Именно поэтому менеджмент приобретает еще один отличительный признак — целенаправленность. Исходя из указанных признаков, можно сформулировать следующее определение. М енеджмент- это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности. Таким образом, управление — есть фундаментальный базис менеджмента [28].
Рассмотрим некоторые понимания термина «менеджмент». В «Оксфордском словаре английского языка» термин «менеджмент» трактуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы».
Питер Друкер, один из общепризнанных авторитетов в области менеджмента, утверждает, что термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык. Он обозначает не только функцию, но также и людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но, в то же время, означает учебную дисциплину и область научного исследования. Однако даже в американском употреблении менеджмент не адекватен как понятие: в не имеющих отношения к бизнесу организациях, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах [23, с.136].
Зачастую определения менеджмента выводятся из понятия «организация». В частности, Мескон, Альберт и Хедоури в качестве прямой и непосредственной основы существования менеджмента рассматривают организацию, понимая под ней наличие, по крайней мере, двух людей, объединенных общей целью и предпринимающих совместные усилия по ее достижению. В связи с этим «процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации» и представляет собой непосредственно менеджмент. Таким образом, эти ученые достаточно широко понимают сферу применения менеджмента. По их определению, любая организация людей — не обязательно предпринимательская, но и, например, общественная — может управляться на принципах менеджмента [34].
А. В. Попов в своей книге анализирует несколько наиболее типичных определений менеджмента, сформулированных известными зарубежными учеными и специалистами, фокусируя внимание на том, что в функциональном плане менеджмент трактуется как процесс. Вот два таких определения:
1. Менеджмент — социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.
2. Менеджмент — процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля организации с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного решения задач [12, с.63].
В отечественной научной школе определения менеджмента созвучны определениям зарубежных ученых. Так, Э. А. Уткин трактует менеджмент как «систему текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли». Целевая установка на получение прибыли показывает, что в своем определении автор больше тяготеет к позиции одного из классиков менеджмента П. Друкера, согласно которой сфера применения менеджмента ограничена сферой бизнеса.
Л. П. Евенко во вступительной статье к книге Мескона, Альберта и Хедоури «Основы менеджмента» определяет менеджмент как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей». Евенко не ограничивает применение менеджмента только сферой бизнеса, т.е. дистанцируется от позиции Друкера, но вместе с тем подчеркивает, что менеджмент — это, с одной стороны, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, а с другой — область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Это также и категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению [33].
Вышеизложенное позволяет сформулировать еще одно определение менеджмента. Под менеджментом следует понимать такую профессиональную деятельность специалистов, которая позволяет достигать целей организации посредством труда и интеллекта других людей при приемлемом для организации соотношении затрат и результатов.
С этой точки зрения специалистов, постоянно осуществляющих деятельность по управлению в социально-экономических системах на принципах эффективности, т.е. соотношения результатов и затрат, следует называть менеджерами.
Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми. Во всех сферах человеческой деятельности паука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления – искусство управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы – обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.
Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными знаниями [37].
Термин «менеджмент» широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п.
Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод, что менеджмент – важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления [12, с.72].
Источник: megalektsii.ru
Организации, менеджеры и успешное управление. Уровни менеджмента. Успех организации
1. Определение менеджмента. Основа менеджмента — организации
Менеджмент представляет собой вид профессиональной деятельности, направленной на достижение предприятием, действующем в рыночных условиях, оптимальных хозяйственных результатов на основе применения многообразных принципов, функций и методов социально-экономического механизма менеджмента.
Менеджмент означает и сферу деятельности, связанную с организацией работы людей на предприятиях различного рода.
В то же время, это область знаний, в рамках которой рассматриваются возможности эффективного управления (Э.А. Уткин).
Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка определяет менеджмент как:
- способ, манера общения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умелость и административные навыки;
- орган управления и административная единица.
В “Словаре иностранных слов” менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.
Практически все зарубежные энциклопедии трактуют “менеджмент” как процесс достижения цели организации руками других людей. Субъектом данного процесса является менеджер.
Основа менеджмента – это организации.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Организации бывают:
- формальные (официально зарегистрированные предприятия, институты, фирмы, имеющее документально зафиксированное название, адрес, состав персонала и осуществляющее свою деятельность в соответствии с учредительными документами);
- неформальные (группы людей, отношения между которыми устанавливаются спонтанно, без намерений достичь определенной цели);
- сложные (организации, имеющие набор взаимозависимых целей).
Общие характеристики организаций:
- Ресурсы (люди, капитал, сырьё, материалы, технология, информация);
- Зависимость от внешнего окружения (поставщики, потребители, акционеры, законодательные акты);
- Горизонтальное разделение труда — разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специальные задания, которое позволяет организовать производство продукции в значительно большем объеме и продуктивнее, чем при самостоятельной работе такого же количества людей;
- Подразделения — отдельные части организации, объединяющие группы людей, которые выполняют специфические конкретные задания и достигают отдельных целей, как составляющих целей организации;
- Вертикальное разделение труда — выделение специальной деятельности для координации действий, связанных с горизонтальным разделением труда;
- Управление — особая деятельность определенной группы людей для согласования и координации всех сотрудников с целью достижения определенной цели.
В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием предпринимательство.
Менеджмент – это теория и ее практическое применение в управлении производством и людьми, распределением и производственным потреблением, работой персонала в целях развития производства, удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли.
Менеджер – управляющий делами предприятия.
Предпринимательство – это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам страны регистрации. (И. Н. Герчикова).
Предпринимательство — вид деятельности людей, применяющих собственный или заемный капитал в производственной и непроизводственной сферах экономики в целях получения прибыли.
Предприниматель – это частный собственник, применяющий собственный или заемный капитал в целях извлечения прибыли.
2. 10 управленческих ролей менеджера
В своих работах Минцберг выделяет десясь ролей, которые, по его мнению, принимает на себя руководитель в различные периоды и разной степени.
Он их классифицирует в три большие категории:
- межличностные;
- главный руководитель;
- лидер;
- связующее звено;
2. информационные;
- приемник информации;
- представитель;
- распространитель информации;
3. роли, связанные с принятием решения;
- устраняющий нарушения;
- предприниматель;
- ведущий переговоры;
- распределитель ресурсов.
Главный руководитель – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового и социального характера.
Лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности.
Связующее звено – обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.
Приемник информации – разыскивает и получает информацию специализированного характера, которую затем использует в интересах своего дела.
Представитель – передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации и действует как эксперт по вопросам в данной области.
Распространитель информации – передает отобранную информацию подчиненным.
Устраняющий нарушения (стабилизатор) – устраняет нарушения путем корректирующих действий в нестандартных ситуациях.
Предприниматель – проектирует и является инициатором перемен в организации, разработчик стратегий и т.д.
Ведущий переговоры – ответственный за представительство организации на всех значительных переговорах.
3. Уровни менеджмента
Иерархия управления – это организационная структура, имеющая форму пирамиды и состоящая из высшего, среднего и низшего уровней управления.
Три основных уровня менеджмента (по Талкотту Парсонсу):
1. Технический – это ежедневные текущие операции и действия, необходимые для обеспечения производственной работы без срывов в производстве продукции и оказании услуг.
2. Управленческий – это координация и согласование внутри организации разнообразных действий и форм деятельности разных подразделений, также разработка производственных программ и бюджета.
3. Институционный – разработка долгосрочных планов, формулировка целей, адаптация организации к разным переменам и регулирование взаимоотношений с окружающей средой.
3. Менеджеры высшего звена (президент, вице-президент, генерал, ректор университет)
2. Менеджеры среднего звена (главный бухгалтер, главный инженер, директор предприятия, капитан)
1. Менеджеры низшего звена (начальник цеха, мастер, начальник отдела по маркетингу, сержант)
Рис.1 Иерархия управления
Три основных уровня менеджеров.
Менеджеры низшего звена
- осуществление контроля за выполнением производственных заданий;
- непосредственное руководство рабочими и сотрудниками;
- обеспечение информацией руководителей высших уровней о выполнении производственных заданий.
- за непосредственное использование выделенных ресурсов: сырья, оборудования, материалов.
- напряженность;
- разнообразие действий;
- частые перерывы;
- переход от одного задания к другому;
- короткое время для принятия и выполнения решений;
- много общения с руководством и коллегами.
Менеджеры среднего звена
- координация и контроль деятельности менеджеров низшего звена;
- разработка производственных программ и планов;
- подготовка информации для принятия решения высшим звеном;
- обеспечение связи между высшими и низшими менеджерами.
- за эффективность использования ресурсов соответствующего подразделения.
- участие в принятии решения высшим звеном;
- работа с документами;
- ведение бесед;
- участие в заседаниях;
- устное общение.
Менеджеры высшего звена
- стратегическое управление организацией;
- формирование корпоративной культуры;
- общее руководство всей организацией.
- за конкурентные позиции организации;
- за достижение организацией своих целей;
- за выплату дивидендов акционерам.
- деятельность не имеет четкого завершения;
- напряженный и длинный рабочий день;
- общение с правительственными организациями, поставщиками, потребителями, банками.
4. Успех организации
Организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.
Критерии успеха организации:
- выживание – возможность существовать как можно дольше является первейшей задачей большинства организаций;
- результативность и эффективность – по словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что “делаются нужные правильные вещи”, а эффективность является следствием того, что “правильно создаются эти самые вещи”;
- производительность, т.е. относительная эффективность организации, имеет количественное выражение. Она определяется как количество единиц выхода, деленное на количество единиц входа. Важным элементом производительности является качество.
Формула управленческого успеха
SE = A * M * O, где
SE – управленческий успех и эффективность;
А – способность к систематическому интегрированию теории и практики;
М – мотивация менеджера к служебной карьере;
О – возможность реализовать свои замыслы и решения.
Успешные менеджеры – стремятся к достижению цели (к результату).
Эффективные (продуктивные) менеджеры – стремятся рационально использовать ресурсы.
Источник: studopedia.ru
Менеджмент как основа бизнеса
- Главная
- Наша библиотека
- Статьи
- Учебники и пособия
- Монографии
- Обзоры на книги
- Маркетинговые исследования
- Готовые бизнес-планы
- О журнале
- Опубликовать статью
- Оформление статьи
- Стоимость и сроки публикации
- Порядок рецензирования
- Статьи
- Контакты
- Главная
- Основы менеджмента
- Организация как основа менеджмента
Организация как основа менеджмента
Организация — социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей. Отсюда вытекают требования к организации:
— наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;
— наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
— наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.
Приведенное определение справедливо для формальной организации. Существуют неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Образуются практически во всех формальных организациях, за исключением очень малых.
Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий:
— рождение организации: главная цель заключается в выживании; руководство осуществляется одним лицом; основная задача — выход на рынок;
— детство и юность: главная цель — получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача — укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда — планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу;
— зрелость: главная цель — систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача — рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда — разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами;
— старение организации: главная цель — сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача — обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие и прибылях;
— возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача — омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.
Выходные данные учебника:
Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384 с.
Источник: port-u.ru