Методы генерации бизнес идеи Метод «автобус, кровать, ванна» Данный метод основывается на том, что идеи приходят к нам всегда и в различных местах. Не думайте, что только сидя в офисе, или дома в удобном кресле, вы сможете выдумать что-то новое.
- Главная
- Бизнес и предпринимательство
- Методы генерации бизнес идеи
Методы генерации бизнес-идей. Методы борьбы со стереотипами.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Генерация Бизнес Идеи
Слайд 2 Методы генерации бизнес идеи
Метод «автобус, кровать, ванна»
Данный
метод основывается на том, что идеи приходят к нам
всегда и в различных местах. Не думайте, что только сидя
в офисе, или дома в удобном кресле, вы сможете выдумать что-то новое. Как правило, самые интересные идеи застанут Вас врасплох, в 3 часа дня, в какой-то обычный рабочий день. Помните, что озарение приходит спонтанно, но вы должны быть к этому готовы. Носите с собой ручку и блокнот, записывайте все, что кажется интересным
Слайд 3 Метод «6 шляп»
Данный метод генерации новых бизнес идей,
да и всех идей в целом, принадлежит Эдварду де
Боно. В ходе творческого процесса человек должен надеть шесть разных
шляп. У каждой свой определенный цвет, который отвечает за ту или иную функцию. Так, надев белую шляпу вы должны беспристрастно проверить все цифры и факты, примеряв черную, нужно искать все негативные черты и риски данного бизнеса, в желтой – проанализировать все плюсы данного дела, в зеленой сгенерировать еще новых идей развития проекта, а в красной можете себе позволить эмоционально высказываться по поводу представленной идеи. И последняя, синяя шляпа – в ней вы должны подвести итоги всей проделанной работы. Очень интересный метод, который превращается в игру, но тем самым способен невероятным образом стимулировать процесс мышления и увеличивать возможность генерировать новые бизнес идеи
Как Эффективно Генерировать Идеи | 9 правил
Слайд 4 Оценка Бизнес Идеи
Метод «зубной щетки»
В основе метода лежат
два вопроса:
Буду ли я пользоваться этим продуктом или услугой?
Сделает
ли этот продукт или услуга мою жизнь лучше?
Таким образом можно
определить стоит ли начинать новый стартап.
Метод Уоррена Баффета
Он полагает, что если на одном листе бумаге не получается описать объяснение и причины покупки/начала бизнеса.
Например: «Я плачу N млн долларов за компанию, потому что… И если…»
Если ответить на эти вопросы не получается, то что-то покупать или начинать не следует
Слайд 5 Оценка рыночной ниши
Оценка спроса – объективная оценка спроса
в данной местности на те товары/услуги, которые вы собираетесь
производить очень важна для так как Анализ данных изучения покупательского
спроса позволяет обеспечить правильное соотношение между объемом производства и потребления, даст возможность активно воздействовать расширения и обновления ассортимента товаров и повышения их качества.
Оценка конкурентноспособности–обязательно необходимо реально оценить конкурентную среду, в которой вам предстоит работать и свои шансы забрать у конкурентов хотя бы часть их клиентской аудитории.
Источник: mypreza.com
Методы генерации идей
Теперь поговорим о базовых методах генерации идей в команде, таких как мозговой штурм и метод фокальных объектов.
Конечно, подобных методик существует огромное множество, и вам не составит труда найти их в интернете или почитать о них в книгах по развитию креативного мышления. Тем не менее, сегодня остановимся подробней на двух ОСНОВНЫХ методиках и вместе попробуем разобраться: почему правильно организованный МОЗГОВОЙ ШТУРМ может вывести команду из творческого тупика за считанные минуты. И почему он же может превратить командную работу в хаос и ОТСУТСТВИЕ формализованного результата.
Итак, ваша команда проделала серьезную работу по выделению ПРОБЛЕМЫ, за решение которой готова взяться, и сформулировала ЦЕЛЬ, к которой будет стремиться. Скорее всего, азарт и вдохновение команды слегка поубавились: всем очевидно, к чему стоит стремиться, но вот КАК? Где взять нестандартное решение? Как сгенерировать уникальный продукт?
Эффективным инструментом на данном этапе работы может стать мозговой штурм. Этот метод хорошо знаком нам по любимой многими игре «Что? Где? Когда?». Однако, как показывает опыт, потенциал этого метода используется в сфере образования явно недостаточно.
Автор этого метода – Алекс Осборн. Основной принцип мозгового штурма состоит в том, чтобы развести во времени ГЕНЕРАЦИЮ идеи и ее КРИТИКУ. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма – брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги. Участники штурма передают листок друг другу и вносят в него новые возникшие идеи.
Давайте разберем этапы организации мозгового штурма более подробно.
Первый этап: Подготовка мозгового штурма
Разделите команду на две группы: генераторы идей и эксперты.
Генераторы – это, как правило, творческие люди, обладающие подвижным, активным умом. Они будут вырабатывать версии. Экспертам же предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. Кстати, на практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают в качестве экспертов.
Итак, подготовьте всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Что здесь можно использовать? Например, доску и мел, флипчарты и маркеры, разноцветные стикеры, ноутбук и проектор.
Назначьте модератора мозгового штурма, либо возьмите эту роль на себя.
Выберите одного или двух секретарей, которые будут фиксировать все идеи.
Четко обозначьте продолжительность первого этапа, обычно это около часа.
Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно БОЛЬШЕ идей в сжатые сроки. Это активизирует и заставляет выложиться.
Чёткий тайминг – такое же обязательное условие для участников штурма, как длина дистанции для бегунов.
Сформулируйте вместе с командой и зафиксируйте задачу – что КОНКРЕТНО нужно получить в результате мозгового штурма? Запишите задачу так, чтобы она всё время была на виду. Участники должны ясно представлять, зачем они собрались и какую ПРОБЛЕМУ собираются решить. В данном такте работы приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.
Второй шаг – это непосредственно проведение мозгового штурма
И здесь мы начинаем с этапа генерации идей – так называемой «Фазы «мечтателя».
На данном этапе позвольте участникам проявить свою фантазию по максимуму. Пусть каждый выдвинет как можно больше идей. Приветствуются озарения и необузданная фантазия в альтернативных направлениях. Можно высказывать безответственные, причудливые, неожиданные и нелепые идеи. Самые лучшие идеи – это сумасшедшие! Каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие.
В каждой идее есть рациональное зерно.
Позвольте команде высказывать идеи без доказательств и объяснений, кратко – в нескольких словах. Фиксируйте все озвученные идеи. На данном этапе количество идей предпочтительнее их качества.
Критика на этапе генерации абсолютно запрещена. Договоритесь с ребятами не употреблять фразы: «Это глупо», «Ерунда», «Это невозможно» и подобных. Критика запрещается даже в форме жестов, ироничных взглядов и скептических усмешек. Иначе у креаторов (генераторов идей) может пропасть желание высказываться.
Если же команда еще не очень доверяет друг другу и критики не избежать, примените метод “молчаливого” мозгового штурма – брэйнрайтинг, о котором мы говорили раньше. Поддерживайте и создавайте атмосферу уважительного и радостного общения.
После завершения активной фазы генерации участники штурма коллективно редактируют список наработанных идей. На этом этапе уже возможно “ПОЛУКРИТИЧНОЕ” отношение к ним и дополнение списка новыми идеями, возникшими в процессе редактирования.
Потренируйтесь с ребятами вместо словосочетания «Да, но…», говорить «Да, и…».
Юмор и смех при обсуждении тоже приветствуются.
«Сухой остаток» первого этапа – начерно отредактированный список идей, зафиксированных кратко, торопливо. Именно с этим списком вам предстоит работать на следующем этапе мозгового штурма, а именно на этапе оценки идей (или фазе «реалиста»).
Самая лучшая идея – это та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Это правило подразумевает предельное внимание к каждой записанной идее.
Конструктивная критика – важный инструмент второго этапа работы.
Постарайтесь помочь ребятам найти рациональное зерно в каждой идее. Используйте метод контрольных вопросов.
Как минимум, каждую идею желательно протестировать по краткому вопроснику типа:
Это решение в рамках закона?
Идея реализуема до 10 июня?
Разумны ли предполагаемые затраты?
Каким образом данная идея, если её реализовать, провалится?
Развивайте идеи. Пытайтесь «поженить» элементы разных гипотез. Иногда самые лучшие идеи получаются в результате объединения двух менее ярких предложений. Креативность превосходно проявляет себя не только при создании новых идей, но и в работе с уже имеющимися.
Помечайте идеи вашего списка: если идея кажется вам очень оригинальной – поставьте ей два плюса. Если неплохой – один плюс. Если в идее не удалось найти конструктив – пишите ноль. Отбросьте явно банальные, тупиковые, неплодотворные идеи.
Считается, что лишь 10-15% идей оказываются приемлемыми. Зато среди них встречаются весьма оригинальные, с которыми по-настоящему можно работать.
На данном этапе задача модератора – организовать процесс обсуждения, проследить, чтобы ребята они не галдели все одновременно, а говорили по очереди и имели равную возможность высказаться.
Модератор следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливает креатора, который высказывает свою идею дольше 30 секунд. Любая «хитрость» модератора, направляющая креативность, не ограничивая ее, – хороша. Впрочем, креативность является настолько естественным, спонтанным процессом, что задача ведущего порой сводится к тому, чтобы просто не мешать ей.
Сеансы совместного творчества должны быть СЧАСТЛИВЫМИ часами. Мозговой штурм – это когда мы думаем свободно и продуктивно в обстановке комфорта и удовольствия.
В разных обстоятельствах вам могут помочь разные методы организации этапа генерации идей.
Обратный мозговой штурм
Его цель – максимально выявить недостатки сгенерированного объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.
Метод «635»
Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листочки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений.
Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов.
Метод “Шести шляп” . Этот метод позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, человек в условной белой шляпе беспристрастно анализирует цифры и факты. Затем – надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы – поиска позитивных сторон проблемы.
Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей шляпе подводятся итоги.
«Ментальные карты». Автор метода Тони Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.
“Синектика” или метод аналогий. Здесь мы выбираем объект и чертим таблицу для его аналогий. В первый столбец заносятся все ПРЯМЫЕ аналогии, во второй – НЕПРЯМЫЕ (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и НЕПРЯМЫЕ аналогии. Скажем, объект – карандаш, задача – расширение ассортимента.
Прямая аналогия – объемный карандаш, ее отрицание – плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.
И наконец, метод “фокальных объектов”, который был изобретен в 1923 году. Суть метода заключается в присоединении к объекту, с которым вы работаете, свойств других объектов, вещей и явлений. Его также называют метод СЛУЧАЙНЫХ объектов.
Этот метод состоит из шести последовательных шагов:
Шаг первый. Выбор объекта, с которым мы будем работать. Он может быть определен проблемой, которая была выявлена в рамках ПЕРВОГО такта работы над проектом. Или это может быть предмет, который вы просто хотите доработать или видоизменить. А порой это может быть существительное из любого словаря или книги.
Шаг второй. Выбор трех максимально отдаленных по тематике слов (второстепенных объектов), свойствами которых мы и будем наделять наш объект.
Шаг третий. Выбор и фиксация свойств, характеризующих эти объекты. Опять же – без какой либо систематики.
Шаг четвертый. Примерка каждого свойства к нашему целевому объекту.
Шаг пятый. Выбор наиболее удачных сочетаний и их развитие через ассоциативный ряд. Это делается даже в том случае, если на первый взгляд они кажутся, мягко говоря, странными.
Последний, шестой шаг – это анализ полученных идей на жизнеспособность, их приоритизация и “докручивание”.
Разберем на примере.
Вкусные обои. В ресторанах и кафе часто оформляют стены рисунками еды, чтобы у посетителей возникало желание заказать больше. Возможно, было бы неплохо разработать «вкусный» дизайн обоев с использованием кулинарных элементов – будет интересно и свежо.
Итак, добавляем максимально отдаленные ассоциации. Горячие обои, ароматные обои, замороженные обои – пока никаких идей.
Экологически чистые обои – о, здесь можно запустить производство обоев из вторсырья и делать в рекламе упор на то, то ваша компания не уничтожает лес. Многие люди будут гордиться своей причастностью к улучшению экологической обстановки.
Продолжаем. Сытные обои, проливные обои, ледяные обои… Приходит в голову идея – сделать на них рисунок в виде морозных узоров на окнах. Этот природный орнамент очень красив.
Так можно «докручивать» идеи до бесконечности.
Есть несколько довольно интересных игр на знакомство с этим методом.
Игра «Изобретатели» – нужно придумывать новую технику, продукты, здания или транспорт, в общем, все, что мы видим в помещении.
Еще одна игра – «Фантастические животные». В ней животному присваиваются свойства и способности других животных и нужно придумать название такому получившемуся животному или зарисовать его.
Итак, к достоинствам метода фокальных объектов относятся простота его освоения и использования, универсальность и возможность по-настоящему скреативить. А к недостаткам – невозможность решения по-настоящему сложных и комплексных задач, очень часто весьма поверхностный и непредсказуемый результат, а также отсутствие систематического подхода по доработке полученных сочетаний.
Поэтому не стоит полностью опираться на этот подход на этапе генерации идей. Лучше использовать его, в первую очередь, для развития КРЕАТИВНОГО мышления в команде, предваряя основной мозговой штурм.
Методы генерации идей Теперь поговорим о базовых методах генерации идей в команде, таких как мозговой штурм и метод фокальных объектов
Назначьте модератора мозгового штурма, либо возьмите эту роль на себя
Юмор и смех при обсуждении тоже приветствуются
В разных обстоятельствах вам могут помочь разные методы организации этапа генерации идей
Этот метод состоит из шести последовательных шагов:
Итак, к достоинствам метода фокальных объектов относятся простота его освоения и использования, универсальность и возможность по-настоящему скреативить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Источник: znanio.ru
Креативные методы генерации идей
В современной жизни часто встречаются задачи, которые требуют для своего решения креативного мышления и фантазии. В основном с ними сталкиваются люди, которые занимаются созданием чего-либо и которым приходится часто принимать решения. Процесс поиска креативных решений может быть значительно упрощён путём использования методов, перечисленных ниже. Они не только помогают в случаях творческих застоев и кризисов, но и позволяют выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли.
Использование этих методов тренирует креативное мышление, которое становится привычным и постепенно входит в повседневную жизнь, где также бывает полезно, например, при выборе оригинального подарка.
Большинство методов поиска креативных решений рассчитаны на групповую работу. И, хотя некоторые из них могут быть использованы и одним человеком, для достижения большей эффективности рекомендуется все-таки, по возможности, задействовать людей со стороны, чтобы увидеть задачу с другого ракурса и получить толчок для дальнейших мыслей. Озвучивание и обсуждение решений всегда результативнее, чем молчаливые раздумья. Поэтому, формулируем цель или проблему, собираем команду, создаем комфортную обстановку — и вперёд, на поиски решений!
Развитие Креативности И Гениальности
Метод первый: синектика
Автором метода синектики является американский ученый Уильям Гордон, создавший его в 1952 году. Этот метод основан на поиске разнообразных аналогий, которые могут позволить найти новый взгляд на проблему. Синектический метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, что помогает подключить к решению проблемы своё бессознательное, то есть, чувства, ассоциации и воспоминания.
Используется метод синектики следующим образом. Берется ключевое слово (таковых может быть несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. Далее к этому слову подбираются аналогии. Удобнее будет записывать их в виде таблицы, где в первом столбце будут перечисляться ключевые слова, а в каждом из последующих — разные виды аналогий.
Виды аналогий существуют следующие:
1) прямые аналогии;
Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово. Также под прямыми аналогиями подразумевается рассмотрение сходных проблем и объектов из других областей, которые в последствии могут быть адаптированы. Например, к слову « ручка » могут быть подобраны следующие аналогии: перо, диктофон (совершает запись информации), позвоночник — стержень и т. д. Можно создать ручку с диктофоном, изогнуть стержень, сделать ручку в виде пера и т.д.
2) личные аналогии;
Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Здесь важно постараться забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Можно задавать себе вопросы, например: « Если бы я был ручкой, какой ручкой я хотел бы быть? «, « Как бы я хотел, чтобы меня использовали? «, « Как можно улучшить мою эффективность? «, « Что бы я хотел делать, будучи ручкой? «. Лучше, если вопросы будет придумывать и задавать оставшаяся группа людей. Также стоит периодически меняться ролями. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект или связанным с ним предметом, это поможет расширить круг разработок.
3) символические аналогии;
Выражение проблемы путём использования символов и метафор. Своеобразное перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. В этом методе нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения, основного его смысла. Например, к слову « ручка » могут быть подобраны следующие символы: « создатель информации «, « хранилище ненаписанных книг «.
4) фантастические аналогии.
Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений. Например, представив себе шапку-невидимку, скрывающую написанный текст, можно создать ручку с невидимыми чернилами.
При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.
Стивен Джонсон — Откуда берутся хорошие идеи?
Метод второй: «мозговой штурм»
Самый известный из методов генерации идей, придуманный Алексом Осборном в сороковых годах. Это коллективный метод, который базируется на том, что группа людей, во-первых, имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек; а во-вторых, при создании надлежащей обстановки и устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей. Поэтому перед использованием мозгового штурма нужно создать подходящую атмосферу, чтобы участники могли почувствовать себя расслабленно.
Метод мозгового штурма имеет множество модификаций. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Люди поочередно предлагают свои варианты, при этом записываются и впоследствии рассматриваются абсолютно все из них. Основное правило мозгового штурма — категорически запрещается критиковать чужие идеи.
Но можно предлагать пути для их модификации. Основная задача этого этапа — получить наибольшее количество идей. Предлагается всё, что приходит в голову — даже самые абсурдные мысли, — все идеи записываются, после чего каждая из них рассматривается в отдельности. Таким образом, в результате остается приблизительно одна десятая часть того, что было вначале.
С этими идеями и ведётся дальнейшая работа. Приветствуется скрещивание, комбинирование различных мыслей и развитие их.
Большей эффективности этого метода можно добиться, назначив ведущего, который будет контролировать проведение мозгового штурма и поощрять мышление участников (но не критиковать), и разбив людей на две группы, одна из которых будет генерировать идей, а вторая — оценивать их и искать пути для улучшения. Возможна перемена ролей впоследствии.
Технологии креативности — стимул для творчества
Метод третий: шесть шляп
Его автор — Эдвард де Боно. Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп , символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению. Таким образом, данный метод требует как минимум семи участников, один из которых будет ведущим. Суть шести шляп состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей.
Роли, которые раздаются участникам, таковы:
Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.
Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.
3) красная шляпа;
Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.
Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.
5) зелёная шляпа;
Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.
Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.
В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли. По окончании все вместе обсуждают полученные результаты.
В. Довгань: ‘Беседа с Дмитрием Чернышевым (Mi3ch)’
Метод четвёртый: морфологический ящик
Также известен как метод многомерных матриц, его автором является американский астроном Фриц Цвикки. Суть его заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.
Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной — другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Обычно используется сразу несколько таких матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.
Метод пятый: инверсия
Еще один метод, позволяющий найти новый взгляд на проблему и её решение. Он используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса Как можно это улучшить? задаётся вопрос Как можно это испортить? . Вместо Как повысить эффективность этого? — Как её понизить? и т.д.
Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо Как предотвратить поломку изделия? следует искать ответ на вопрос Как его сломать? и т.д. Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.
Метод фокальных объектов
Метод шестой: метод фокальных объектов
Изобретён Чарльзом Вайтингом. В основе его лежит перенесение на рассматриваемый (фокальный) объект признаков других, случайно выбранных, объектов и дальнейшем развитии получившихся сочетаний. Этот метод помогает открыть новые пути для совершенствования чего-либо. Объекты, признаки которых будут рассматриваться, лучше всего выбирать из книги или газеты (можно использовать любые случайно встретившиеся слова), это поможет избежать прямых ассоциативных связей с модифицируемым.
Плюс этого метода в том, что он помогает найти оригинальные, иногда даже неожиданные решения.
Основным минусом же является то, что его невозможно использовать при решении трудных задач, а среди полученных результатов многие оказываются непригодными для дальнейшей работы.
Списки контрольных вопросов
Фильм Алгоритм изобретения , Центрнаучфильм, 1974 год
Метод седьмой: списки контрольных вопросов
Существует несколько вариантов списков контрольных вопросов, предназначенных для поиска новых решений. Один из них, составленный Алексом Осборном, звучит так:
- Использовать это для иных целей?
- Адаптировать это?
- Модифицировать это?
- Заменить это?
- Увеличить это?
- Уменьшить это?
- Переделать это?
- Полностью изменить это?
- Объединить это с чем-либо?
Существует и другой, чуть более сложный (но и более эффективный) список контрольных вопросов:
- В чём заключается основная функция данного объекта?
- Какие ещё функции выполняет данный объект, можно ли часть из них убрать?
- Какие ещё существуют способы выполнения основной функции этого объекта?
- Какие ещё функции способен выполнять данный объект?
- Существуют ли другие области, где объекты выполняют сходную функцию? Можно ли использовать решения из этих областей?
- Что представляет собой данный объект в идеале?
- Что произойдёт, если уничтожить этот объект?
- Можно ли разделить на части данный объект? Улучшить или убрать какую-либо из частей?
- Можно ли использовать слабые и вредные стороны объекта?
- Что в объекте излишне?
Списки контрольных вопросов определяют направление дальнейшего хода мысли и поиска. Он хорошо комбинируется с методом морфологического ящика, когда с помощью контрольных вопросов выявляются стороны объекта, нуждающиеся в изменении, которые заносятся в морфологический ящик.
Все эти методы будут эффективны только в том случае, если человек (группа людей) расслаблен и готов дать свободу своему воображению, позволить себе мыслить абстрактно и не бояться неожиданных решений.
Источник: www.13min.ru