Метод сделок (продаж) имеет своей целью оценку контрольного пакета акций (50% + одна акция) или же оценку целиком небольших объектов. В нем используются цены компаний-аналогов, подвергшихся слияниям и поглощениям.
Суть данного метода сводится к тому, что стоимость оцениваемой компании (контрольного пакета) представляет собой скорректированную стоимость (продажную цену) аналогичного предприятия (контрольного пакета). Предприятие-аналог должно удовлетворять требованиям сопоставимости — принадлежать той же отрасли, не слишком отличаться размером, форма владения должна быть аналогичной.
Только если эти условия выполняются, рыночную цену предприятия-аналога можно корректировать с целью учета даты продажи, типа предприятия, условий продажи и другой информации по сделкам. Иначе говоря, данный метод дает оценку рассматриваемого предприятия глазами его нового хозяина с учетом «премии за контроль», которая содержится в цене одной акции, если она приобретается в составе крупной доли предприятия. Практические возможности для использования этого метода предоставляются гораздо реже в силу относительно малой частоты сделок с контрольными пакетами и предполагают оценку стоимости предприятия с точки зрения владельца контрольного пакета. В расчетах метод сделок сводится к тому же алгоритму, что и в методе рынка капитала, с тем различием, что применяемые мультипликаторы, как упомянуто выше, вычисляются на основе цен по отслеживаемым на фондовом рынке сделкам с контрольными пакетами акций.
Виды, процедура и оценка сделок M&A: слияние и поглощение
2.2.3. Метод отраслевых коэффициентов
- в машиностроении – 1,5-2,5-кратную величину от сумм чистого дохода и производственных запасов;
- автозаправочные станции – 1,2-2,0-кратную величину от месячной выручки;
- в розничной торговле – 0,75-1,5-кратную величину от суммы чистого дохода, оборудования и запасов;
- рестораны, кафе и пр. – 0,25-0,5-кратную величину от годовой валовой выручки;
- туристические фирмы – 0,004-0,1-кратную величину от годовой валовой выручки;
- рекламные агентства – 0,7-кратную величину от годовой выручки;
- бухгалтерские и аудиторские фирмы – 0,5-кратную величину от годовой выручки.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Метод сделок: этапы и условия применения, преимущества и недостатки.
Как было отмечено выше, при характеристике методов сравнительного подхода оценки бизнеса, Метод рынка капитала основан на использовании реальных цен акций открытых предприятий, сложившихся на фондовом рынке, между тем Метод сделок ориентирован на цены приобретения предприятий в целом или их контрольных пакетов – к примеру, такие сделки могут происходить при слияниях или поглощениях.
При этом процесс оценки предприятия методом сделок подразумевает реализацию той же последовательности этапов, что и при методе рынка капитала.
Оценка бизнеса. Что такое выкуп акций?
Сравнительная характеристика метода рынка капитала и метода сделок
Метод рынка капитала
1. информационная база
Текущие цены на акции компаний-аналогов
Цены продаж компаний-аналогов в целом или их контрольных пакетов
2. Применяемые мультипликаторы
цена/прибыль, цена/денежный поток, цена/дивиденды, цена/выручка от реализации;
цена/ стоимость активов
Цена/прибыль, цена/стоимость активов – вследствие сложности получения информации.
3. Область применения
Для оценки миноритарных пакетов акций
Для оценки предприятия в целом или его контрольного пакета
Если увеличить полученную стоимость на сумму премии за контроль, то можно получить стоимость компании в целом (контрольного пакета)
Если уменьшить полученную стоимость на сумму скидки на неконтрольный характер оцениваемого пакета, то можно получить стоимость миноритарного пакета акций
Источник: studfile.net
Метод сделок и условия его применения (Оценка стоимости бизнеса)
Метод сделок — ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Этот метод основывается на финансовом анализе оцениваемой и сопоставимых компаний.
При отборе предприятий-аналогов учитываются следующие признаки сопоставимости:
- тождество производимой продукции;
- тождество объема и качества производимой продукции;
- идентичность изучаемых периодов;
- тождество стадий развития предприятий (например, стадии роста или упадка) и размеров производственной мощности;
- сопоставимость стратегии развития предприятий;
- равная степень учета климатических и территориальных различий и особенностей;
- сопоставимость финансовых характеристик предприятий.
Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в 3 этапа.
На первом этапе составляется список потенциально сопоставимых компаний. Поиск таких компаний начинается с определения основных конкурентов, просмотра списка слившихся и приобретенных компаний за последний год. Критерии сопоставимости достаточно условны и обычно ограничиваются сходством отрасли, производимой продукции, ее ассортимента и объемов производства.
Сравнительный подход оценки предприятия использует все традиционные приемы и методы финансового анализа.
Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов.
Критериями сопоставимости выступают следующие:
Сфера деятельности. Предприятия должны быть сопоставимы по отраслевой принадлежности, а также по номенклатуре выпускаемой продукции (выполняемым работам, оказываемым услугам). При оценке сферы деятельности в ходе подбора аналогов должны быть учтены следующие факторы:
— уровень диверсификации продуктов, географических рынков, потребителей;
— стадия экономического развития;
— зависимость от факторов внешней среды.
Необходимость исследования уровня диверсификации продуктов, географических рынков, потребителей связана с тем, что компании, имеющие различную степень диверсификации, не сопоставимы между собой — всегда в более выгодном положении находятся предприятия, широко диверсифицирующие свою продукцию.
Оценка стадий экономического развития предлагает подбор аналогов оцениваемому объекту исходя из одинаковости стадий жизненного цикла предприятий (зарождения, роста, стабильности, спада). Естественно, что сравнение предприятий, находящихся на различных стадиях цикла, даст некорректный результат. В рамках оценки стадий экономического развития осуществляется прогноз перспектив будущего роста.
Зависимость от факторов внешней среды. Анализ этого фактора предусматривает оценку характеристик внешней среды для выбранных аналогов по следующим параметрам.
1.1. Масштаб предприятий
Предприятия-аналоги сопоставляются с оцениваемым по:
— объемам выпускаемой продукции;
Финансовое положение. Оценка финансового положения имеет целью выявить сопоставимые с финансовой точки зрения предприятия, В ходе оценки используются показатели:
1.2. Цели оценки предприятия
· Повышение эффективности управления предприятием;
· Обоснование инвестиционного решения;
· Разработка плана развития (бизнес-план);
· Реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);
· Определение текущей рыночной стоимости предприятия в случае его частичной или полной покупки или продажи, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
· Определение стоимости ценных бумаг предприятия, паев, долей в его капитале в случаях проведения различного рода операций с ними;
· Определение кредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании;
· Определение рыночной стоимости имущества при проведении страховых операций;
· Налогообложение предприятия (при определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия);
· Переоценка активов предприятия для целей бухгалтерского учета;
· Внесение в уставной капитал имущественных вкладов учредителей;
· Выкуп акций у акционеров;
· Обжалование судебного решения об изъятии собственности,
· Определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
· Эмиссии ценных бумаг.
1.3 Сбор и анализ информации о предприятии
· анализ организационно-правовой формы предприятия, целостный имущественный комплекс которого оценивается;
· анализ рынка продукции (товаров, работ, услуг) целостного имущественного комплекса в объеме, достаточном для формирования представления об объеме и сегментации такого рынка, текущей доли рынка продукции (товаров, работ, услуг) целостного имущественного комплекса, перспектив деятельности предприятия, целостный имущественный комплекс которого оценивается, на соответствующем рынке для оценки корректности предположений, сделанных во время подготовки прогноза деятельности оцениваемого целостного имущественного комплекса;
· анализ рынка сырья и основных материалов, которые используются в деятельности предприятия, целостный имущественный комплекс которого оценивается, в случае когда предположение относительно перспектив развития рынка сырья и основных материалов является составляющей прогноза деятельности такого имущественного комплекса;
· анализ правовых принципов осуществления хозяйственной деятельности предприятия, целостный имущественный комплекс которого оценивается, в частности лицензирование, квотирование, применение механизмов ценообразования на рынке соответствующей продукции (товаров, работ, услуг), наличие государственной поддержки или ограничений, антимонопольные и экологические требования, система налогообложения;
· анализ его финансово хозяйственной деятельности, имущественного и финансового состояния на дату оценки и за период, который предшествует этой дате;
· подготовку обоснованных прогнозу деятельности предприятия, целостный имущественный комплекс которого оценивается, по основным показателям производства и реализации продукции, финансового и имущественного состояния и прогноза потребности такого предприятия, в инвестициях с определением источников финансирования.
Полученные выводы за результатами проведенных анализов возлагаются в основу предположений, которые используются во время проведения оценки.
Перечень документов и информации, необходимых для оценки оценки предприятия:
· Копии учредительных документов.
· Копии проспектов эмиссии, отчетов об итогах выпуска ценных бумаг (для акционерных обществ).
· Виды деятельности и организационная структура компании.
· Копии договоров аренды на недвижимое имущество (если есть).
· Данные бухгалтерской отчетности за последние 3-5 лет (или возможное количество предшествующих периодов);
· отчет о прибылях и убытках
· Последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка).
· Ведомость основных фондов.
· Инвентарные списки имущества.
· Данные о всех активах (недвижимости, запасах, акциях сторонних обществ, векселях, нематериальных активах и пр.).
· Расшифровка кредиторской задолженности.
· Расшифровка дебиторской задолженности: по срокам образования; по видам дебиторской задолженности; доля сомнительной задолженности.
· Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним.
· План развития предприятия на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли — по годам.