Ульянцева С.Э., к.и.н., генеральный директор ООО «ДокМенеджмент Консалт»
Сборник материалов IV международной научно-практической конференции «Управление документацией: прошлое, настоящее, будущее», посвященной памяти профессора Т.В. Кузнецовой. М.: ООО «ТЕРМИКА.РУ», 2019.
Место и роль методолога по управлению документами в современной организации
Перед современными предприятиями и организациями стоит задача построения комплексных корпоративных документных систем, частью которых являются системы электронного документооборота. Комплексные документные системы объединяют документы всех направлений деятельности организации: управленческой, кадровой, финансовой, бухгалтерской, правовой, производственной и др. От специалистов по управлению документами требуется знание и понимание целостной функциональной архитектуры комплексных информационных систем. Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение ограничивает объекты профессиональной деятельности блоком управленческой документации и сопровождением административно-хозяйственной деятельности по обеспечению работы организации Такое сужение предметной сферы негативно влияет на конкурентоспособность специалистов-документоведов на рынке труда. При решении задачи построения комплексных корпоративных документных систем на первое место выходят методологи по управлению документами и бизнес-аналитики.
Методология SIPOC описания и проектирования бизнес-процессов
Понятие комплексных корпоративных документных систем
Комплексные корпоративные документные системы управляют документами, создающимися в результате осуществления всех видов деловой деятельности организации, в которых они используются.
Комплексные документные системы обеспечивают:
- единую информационную среду для всех сотрудников;
- непрерывность управленческих, производственных процессов.
Внедрение комплексных корпоративных документных систем требует определения интеграционных параметров взаимодействия различных информационных систем, как единого информационного пространства.
Главными компонентами интегрированной информационной среды являются:
- система управления предприятием (ERP);
- система управления документами, деловыми процессами и совместной работой сотрудников (ECM);
- система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM);
- система управления персоналом;
- система управления проектами;
- системы управления предметными областями.
Роль документоведа и методолога по управлению документами в проектировании комплексных корпоративных документных систем
Появление специалистов-методологов (нередко название должности методолога синонимично должности бизнес-аналитика) можно объяснить тем, что за последние два десятилетия определилась потребность в специалистах, которые решают задачи на стыке нескольких направлений профессиональной деятельности. Основная функция методологов – построение и регулирование бизнес-процессов в организации путем создания регламентирующих документов и объединения их в единую регламентную базу. Подчеркнем, всех бизнес- процессов организации, а не только документных. Методологи выполняют важную роль при проектировании комплексных корпоративных документных систем, поскольку владеют полной и достоверной информацией о процессах в организации, а также выступают связующим звеном между функциональными заказчиками, функциональными экспертами и техническими специалистами, отвечающими за реализацию задачи построения комплексных корпоративных документных систем на базе выбранной информационной платформы.
Личный взгляд на решение проблемы с бизнес-процессами . Внедрение методологии в компании
Специальность «методолог» пока не подкреплена профессиональным стандартом. Однако анализ крупнейшей в мире базы данных HeadHunter по поиску работы и сотрудников (по данным рейтинга Similarweb) показал следующую структуру спроса на позиции «документовед», «бизнес-аналитик» и «методолог»[1]:
- «документовед» – 1 417 вакансий;
- «бизнес-аналитик» и «методолог» – 10 506 вакансий (в описании вакансий часто указаны как название одной позиции, поэтому количество вакансий по этим специальностям суммировано).
Профессия бизнес-аналитика и методолога очень востребована на российском рынке труда.
Основные профессиональные задачи, решаемые при проектировании комплексных корпоративных документных систем, а также направления подготовки, которые их включают, приведены в таблице.
Направление профессиональной деятельности
Направление подготовки
Профессиональные задачи
Аналитическая
— выбор рациональных информационных систем;
— сбор, анализ и визуализация данных;
Организационно-управленческая
— разработка регламентов деятельности предприятия;
Документоведение и архивоведение
— разработка локальных нормативных актов и нормативно-методических документов по ведению информационно-документационного обеспечения управления и архивного дела
— формирование технико-экономического обоснования проектов по совершенствованию документооборота и бизнес-процессов;
— планирование и организация работы малых проектно-внедренческих групп на основе стандартов управления проектами;
Консалтинговая
— консультирование по выбору информационных систем, совершенствованию документооборота и бизнес-процессов;
Информационно-аналитическая
— построение и поддержка функционирования внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;
— создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций;
— разработка и поддержка функционирования системы внутреннего документооборота организации;
— разработка системы внутреннего документооборота организации.
Направление подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение включает незначительную часть профессиональных задач проектирования комплексных корпоративных документных систем. Поэтому документоведы выступают в таких проектах лишь в роли функциональных экспертов, наряду с юристами, финансистами, бухгалтерами, специалистами отдела кадров, менеджерами по персоналу, маркетологами и специалистами по основному направлению деятельности организации.
В основном рассмотренные в примере направления профессиональной деятельности включены в программы подготовки специальностей 38.03.02 Менеджмент и 38.03.05 Бизнес-информатика. Необходимо также отметить, что в указанные программы подготовки включают дисциплину «Документационное обеспечение управления», тем самым закрывая потребность владения предметной сферой управления документами.
Итак, проектирование комплексных корпоративных документных систем – задача сложная, концептуальная, требующая участия квалифицированных специалистов разных предметных областей.
Разработка типовых методик автоматизации различных предметных сфер становится важной задачей для поставщиков программных продуктов.
Типовые методики автоматизации документных процессов и построения систем управления документами
Фирма «ДокМенджмент Консалт» традиционно уделяет внимание развитию методологии управления документами.
Типовые методики направлены на достижение максимального эффекта от автоматизации путем правильной организации документных процессов и следования логике выбранной клиентом информационной системы, то есть оптимальному использованию ее типовых функциональных возможностей.
Методики содержат требования к оформлению результатов каждого этапа методического проекта. Конечный результат применения методик – введение в действие на предприятии единых принципов организации документооборота и единых правил делопроизводства – стандартов подготовки и оформления документов.
Рациональная организация документооборота требует комплексного подхода и внимания к деталям, поэтому методика содержит четкие алгоритмы проведения работ и критерии оценки их успешности.
Обследование документооборота направлено на диагностику готовности предприятия к внедрению системы электронного документооборота и включает:
- описание и оценку состояния действующих процессов документооборота организации;
- рекомендации по совершенствованию процедур работы с документами.
Результат обследования фиксируется в отчетной форме «Аналитическая записка о состоянии документооборота».
Проектирование целевой модели документооборота.На основе полученных рекомендаций и предложений проектируется целевая модель документооборота.
Результат проектирования – функциональные требования к информационной системе, которые включают:
- рекомендуемый перечень документов, подлежащих автоматизации;
- перечень связанных с документами сквозных маршрутов обработки;
- требования к каждому виду автоматизируемого документа;
- описание системы контроля исполнения документов и предложения по повышению исполнительской дисциплины;
- описание системы хранения бумажных и электронных документов.
Правильно выстроенная целевая модель документооборота обеспечивает стабильность функционирования предприятия и устойчивость к изменениям.
При этом требования к участникам документных процессов могут снижаться благодаря формализации процедур (процесс описан и регламентирован), использованию шаблонов при создании документов, обработки документов по заранее настроенным маршрутам.
Заменяемость сотрудников и снижение требований к персоналу – значимый показатель для кадровых служб предприятий.
Регламентация документооборота. На этом этапе составляются локальные нормативные акты (инструкции, регламенты, положения, порядки, стандарты, технологический карты операций). В итоге формируется пакет документов, цель применения которого:
- распределить ответственность по направлениям деятельности;
- обеспечить согласованность принимаемых решений;
- обеспечить правовое поле для использования новой информационной системы;
- зафиксировать корпоративные процедуры и стандарты их выполнения.
Регламентация документных процессов – это самостоятельный вид деятельности, который требует высокой компетенции в области нормативной методологии.
Для того чтобы локальные нормативные акты были всегда актуальные и не противоречили друг другу, разработка таких документов должна носить системный характер, поэтому нормативная методология также нуждается в регламентации, как и любое другое направление деятельности. Методика фирмы «ДокМенеджмент Консалт» содержит требования к регламентации служебной деятельности, типовые формы и порядок разработки регламентирующих документов.
Создание центра компетенций по документообороту. На этом этапе выполняются работы по оргпроектированию:
- расчет оптимальной численности службы делопроизводства;
- построение организационной структуры;
- регламентация работы службы;
- передача службе опыта и знаний, накопленных в ходе методического проекта.
В целях создания центра компетенций по документообороту предприятию может быть рекомендовано выделение отдельных сотрудников, либо отдельных подразделений, ответственных за правильное ведение документооборота и методическое сопровождение системы электронного документооборота.
Курсы повышения квалификации
Для освоения готовых методик фирма «ДокМенеджмент Консалт» разработала ряд курсов по методологии управления документами, направленных на повышение квалификации документоведов-организаторов документационного обеспечения управления, помощников руководителей, секретарей, делопроизводителей, консультантов и аналитиков в области автоматизации документооборота, специалистов-управленцев, перед которыми стоит задача автоматизации документооборота, а также преподавателей профильных дисциплин средних специальных и высших учебных заведений.
Приобретенные знания и практические навыки позволяют слушателям освоить профессию методолога по управлению документами, уверенно участвовать в проектах автоматизации, продвигаться по карьерной лестнице.
Программа курсов разработана в соответствии со стандартом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» и дополнена темами, необходимыми для приобретения знаний и компетенций для решений задач, связанных с проектированием комплексных корпоративных документных систем.
Список литературы и источников
- Ульянцева С.Э. 1С:Документооборот 8 КОРП. Комплект нормативных документов. Методика управления документами, 4-я редакция. М.: ООО «1С-Паблишинг», ISBN 978-5-9677-2825-9, 2018.-370 с.
- Ульянцева С.Э. 1С:Документооборот 8 ПРОФ. Комплект нормативных документов. Методика управления документами, 3-я редакция. М.: ООО «1С-Паблишинг», ISBN 978-5-9677-2824-2, 2018.-252 с.
- Ульянцева С.Э. Управление документами: быстро, эффективно, своими силами. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2015. -148 с.
- https://v8.1c.ru/doc8/lessons/index.htm
[1] Анализ базы данных HeadHunter произведен по запросу вакансий для всей России.
Источник: ecmdoc.ru
Кто такой методолог, какими знаниями и навыками должен обладать специалист и сколько может зарабатывать
Что такое методология
Практически в каждой сфере деятельности, науке или нише есть место методологии. Она зависит от системы, в которой применяется. Ее суть заключается в создании и совершенствовании методов и инструментов, благодаря которым организовывается та или иная деятельность.
Этой деятельностью может быть технологическое проектирование, продуктовая аналитика или инфобизнес, о котором мы уже упоминали. В связи с быстрым ростом количества новых профессий все острее появляется необходимость в методологии образования и онлайн-курсов. Это направление забрало себе лидерство из-за потребности в методологах.
Все дело в том, что потребители стали более избирательными. Если раньше они могли купить непримечательный вебинар, то сейчас потенциальные студенты не отдадут деньги за ту информацию, которую можно найти в сети самостоятельно. Сегодняшние потребители готовы купить опыт и знания автора курса, а не просто информацию.
При этом им важно научиться применять знания в деле, прийти к определенному положительному результату. Поэтому для онлайн-школ так важна методология. Благодаря ей можно получить качественный контент, удобную и легкую подачу материала и успешное завершение обучения. Методология – это основа и костяк деятельности. Создание курса – это целая система.
Сначала надо подобрать материалы, составить план, поделить все на отдельные занятия, добавить домашние задания и т. д. Кроме этого, необходимо разработать методы, форматы и подходы к обучению. И все это задачи методологии.
Особенности профессии
- определяют, каких результатов добьются студенты после завершения курса, учитывая цели заказчика;
- помогают организовывать практику в онлайн- и офлайн-формате;
- работают с наставниками и кураторами, помогая им выстроить доверительные отношения со студентами;
- отвечают за наполнение образовательного курса;
- определяют формат уроков;
- оптимизируют технологию обучения и др.
И главное, что требуется от методолога, – это создать конкурентоспособный продукт, чтобы потребители выбрали определенный проект. Для этого специалисты исследуют рынок обучающих услуг и отслеживают образовательные тренды.
Сейчас наблюдается дефицит методологов. Компаниям нужны профессионалы, которые обладают аналитическими и исследовательскими способностями, умеют перенимать чужой опыт и пишут научные работы.
Обязанности специалиста
Прежде всего методолог должен наладить связь с заказчиком. Не каждый работодатель способен детально объяснить, чего именно он ждет от сотрудничества со специалистом. Поэтому методологу крайне желательно создать бриф с перечнем вопросов для клиента.
От целей, которые преследует заказчик, зависят и дальнейшие действия специалиста, стратегии и методики, которые подберет работник. Вот почему так важно правильно и подробно сформулировать задачи для выполнения.
Перед тем как перейти к перечню основных обязанностей методолога, мы должны сказать, что задачи могут различаться у отдельно взятых работодателей. Все дело в том, что нет единой договоренности, какие именно проблемы решает специалист. Следует понимать, что нижеперечисленные обязанности являются наиболее распространенными, но не точными.
Итак, методолог чаще всего выполняет следующие задачи:
Требования к профессионалу
Методолог хоть и интересная профессия, но при этом еще и весьма сложная. Поэтому работодатели предъявляют к специалисту ряд требований. В первую очередь перечислю знания и навыки, необходимые в профессии.
Методолог должен:
- Уметь разрабатывать методики онлайн-обучения.
- Владеть навыком убирать “воду”, оставляя только необходимую информацию.
- Уметь оценивать эффективность обучения.
- Знать, как упрощать, структурировать, систематизировать и визуализировать контент.
- Уметь работать с большими объемами информации.
- Обладать педагогическими и организаторскими способностями.
- Уметь выступать дистанционно.
- Знать, как эффективно мотивировать обучающихся.
- Понимать методики исследования и обучения.
- Уметь работать в команде.
- Обладать эмпатией.
- Знать, как подобрать подходящую методику и формат обучения для конкретного курса.
- Уметь работать с разными учебными форматами.
- Обладать навыком ведения исследовательской деятельности.
- Уметь адаптировать уже созданные инструменты обучения под цели заказчика.
- Знать образовательные модели в онлайн-образовании.
- Уметь работать с презентациями.
- Обладать навыком деловой переписки.
- Знать основы андрагогики и педагогики.
- Желательно иметь опыт дистанционного и очного преподавания.
А теперь перечислю личные качества профессионала:
- системное и логическое мышление;
- оригинальность суждений;
- обучаемость;
- рациональность;
- любознательность;
- самоорганизация;
- самодисциплина;
- независимость;
- творческая направленность;
- усидчивость;
- аналитический склад ума;
- ответственность;
- коммуникабельность;
- адаптивность.
Также существенным плюсом будет педагогическое образование или документы, подтверждающие прохождение обучения в онлайн-школе.
Отличия методолога от методиста
Русскоязычное дистанционное образование не так давно начало развиваться. И оттого приняло в свои ряды методологов поздновато. Поэтому на рынке пока нет единого стандарта и терминологии.
В связи с этим методолога часто называют и путают с другим специалистом – методистом. Однако прежде чем рассмотреть основные различия этих двух профессионалов, давайте поближе познакомимся с методистом.
Методолог самостоятельно создает способы и методики, разрабатывает инструменты, форматы и подходы, а также является теоретиком. А вот методисту, наоборот, больше подходит статус практика. Он берет уже готовые форматы занятий и инструменты, после чего внедряет их в курсы заказчиков.
Методист ничего не создает сам, лишь пользуется созданными продуктами методолога. Ему необязательно иметь богатый опыт работы в отличие от своего коллеги. Поэтому все желающие стать методологом могут начать с методиста, так как эта профессия предполагает решение более простых задач.
Этот специалист занимается следующими проблемами:
- создает образовательные программы;
- помогает участникам курса достигать продуктивного результата;
- разрабатывает учебный план;
- продумывает способы поддержания активности среди учеников;
- отслеживает результаты обучения.
Кроме этого, в сфере общего и профессионального образования методист может не только разрабатывать план обучения, но и самостоятельно преподавать какой-либо предмет.
И хоть главное отличие методиста и методолога в том, что первый специалист использует результат работы второго, порой строго разделить их обязанности очень сложно. Иногда их задачи переплетаются, и один работник может выполнять обязанности другого.
Сколько может зарабатывать специалист
Методолог может работать в качестве штатного или внештатного сотрудника или вовсе выступать в роли фрилансера, которого наняли для одноразового сотрудничества. Нередко эта профессия предполагает удаленную занятость.
Чаще всего его зарплата стабильная и весьма высокая, особенно если специалист работает над крупным проектом. Не сотни тысяч, конечно, но уровень дохода может быть в районе 50 000–80 000 рублей в месяц. В столице прибыль может быть чуть выше, а в регионах зарплата стартует с отметки 30 тысяч рублей.
В целом доход зависит от списка обязанностей, статуса проекта и целей, которые ставятся перед специалистом. Также заработная плата может зависеть от опыта сотрудника и его портфолио.
Если методолог работает над небольшой программой, то он вполне может взять еще одну в дело, чтобы увеличить свой заработок.
Кроме этого, заказчики могут платить бонусом проценты от продаж, если речь идет о курсах. Или доплата может быть за увеличение качества, эффективности и работоспособности сотрудников, если методолог разрабатывал программу обучения для штатных сотрудников компании-работодателя.
Плюсы и минусы профессии
Работа специалиста-методолога имеет свои достоинства и недостатки. Предлагаем рассмотреть как положительные, так и отрицательные стороны профессии.
Начнем с плюсов:
- Методолог большую часть занят одновременно творчеством и исследованиями, как научными, так и техническими. Такое разнообразие не превращает работу в рутину.
- Есть место самореализации, личностному росту и раскрытию своего потенциала.
- Специалист посещает профессиональные сообщества, что дает ему возможность общения с единомышленниками и экспертами в своей области.
- Востребованность профессии.
- Возможность удаленной работы.
- Можно увеличить свой заработок, ведя несколько проектов.
- Методологи нужны во многих сферах деятельности.
И теперь рассмотрим недостатки:
- Часто от специалиста требуют большой опыт работы.
- Необходимо обладать обширным списком знаний и навыков, при этом они должны быть глубокими и точными.
- Отсутствуют четкие стандарты и конкретный список обязанностей.
- Это относительно новая профессия, поэтому и учебных материалов по ней немного, что может затруднить процесс обучения специалиста.
Как стать методологом
Методолог – важнейшая и неотъемлемая часть сферы образования и инфобизнеса. Без этого работника не получится создать по-настоящему качественный проект, поэтому можно не сомневаться в востребованности специалиста.
Чтобы стать методологом, надо изучать специализированную литературу, проходить курсы и практиковаться.
Что касается литературы, то можно использовать следующие книги:
- Д. Дирксен “Искусство обучать”
- А. Курпатов “Методология мышления. Черновик”
- К. Петерсон и Д. Колб “Век живи, век учись. Найдите стиль обучения, подходящий именно вам”
- Д. Лемов, Э. Вулвей, К. Ецци “От знаний к навыкам”
- Е. Тихомирова “Живое обучение. Что такое e-learning и как заставить его работать”
В обучении также могут помочь книги по педагогическому дизайну и образовательной архитектуре.
Для того чтобы разобраться в последних образовательных технологиях, сервисах и новых трендах на рынке, научиться создавать методы и способы, находить эффективные инструменты, лучше всего выбрать онлайн-курсы по методологии.
Например:
- Профессия Методист с нуля до PRO
- Методология онлайн-курсов 2.0
- Большой курс “Методология”
- Курс-практикум “ДНК методологии”
- Онлайн-курсы от Академии методологии
Конечно же, важна и практика. Без практики методологу просто невозможно стать профессионалом и улучшить hard skills и soft skills.
Можно самостоятельно набивать руку, создавая учебные планы и структуры курсов, пытаясь разработать новые инструменты и методы образования. Либо можно устроиться помощником методолога, тем же методистом или на другую должность в онлайн-школу, чтобы больше узнать о процессе разработки курсов.
Советы начинающим
Какие моменты нужно взять на вооружение начинающему специалисту, чтобы в результате стать профессионалом:
- Лучше всего пройти онлайн-курс, чтобы перенять знания от экспертов. Так обучиться будет проще и быстрее, чем с помощью книг.
- Также можно устроиться на работу в образовательную веб-площадку, чтобы понять, как онлайн-школы функционируют изнутри.
- Практика – ваш друг. Практикуйтесь как можно чаще и больше.
- Методолог – это во многом творческая профессия, а творчество предполагает вдохновение. Лучше всего вдохновляться работами признанных профессионалов.
- Создайте бриф для заказчика. Не всегда работодатель способен четко объяснить, чего он хочет. С помощью брифа легче “вытянуть” из заказчика все необходимые требования.
- Идите в профессию, только если она вам нравится и вы чувствуете, что у вас есть к ней способности и рвение. Методолог – эта та специальность, которая требует полной отдачи делу.
- Проведите анализ размещенных вакансий. Посмотрите, какие требования предъявляют работодатели к специалисту. Помните, что они могут несколько отличаться в разных объявлениях. Кроме того, учитывайте, что некоторые заказчики называют методологов методистами, педагогическими дизайнерами или разработчиками онлайн-курсов.
- Откликайтесь на вакансии, даже если вашего опыта работы не хватает. Иногда работодатели готовы пойти на уступки, если соискатель сможет показать, что его рвение и знания принесут пользу компании.
- Грамотно составьте резюме. Укажите опыт работы. Если его мало или совсем нет, то можно попробовать напроситься на стажировку в онлайн-школу, даже если она будет неоплачиваемой. Кроме этого, можно указать, что вы имеете опыт написания научных работ и статей. При наличии сертификата или диплома об обучения в онлайн-школе приложите и его.
- Составьте портфолио. Работодателям важно увидеть готовую работу специалиста. Желательно иметь около 3 успешных проектов.
Заключение
Сегодня мы рассмотрели важную и востребованную профессию.
Поговорили об особенностях деятельности специалиста, чем он занимается, какова его зарплата, а также в чем заключаются достоинства и недостатки работы.
Методологи могут понадобиться во многих сферах деятельности, особенно актуальны профессионалы для образования, в том числе дистанционного, и инфобизнеса.
Хороший специалист способен заработать от 60 000 рублей и выше, особенно если он работает на крупный проект. При этом вакансий на рынке становится все больше и больше. Однако и конкуренция с каждым годом растет.
Методология является сложным исследовательским и одновременно интересным направлением деятельности. Быстрее всего освоить профессию можно с помощью онлайн-курсов. Их список вы найдете на блоге. Также на сайте имеются и другие полезные публикации, связанные с удаленными профессиями.
Источник: quasa.io