1.Метод проб и ошибок, может быть эффективен для изобретений первого уровня, в остальных случаях требует значительного времени для достижения результата.
2.Метод мозгового штурма. Две группы изобретателей, из которых одна (группа «генераторов» идей) выдвигает идеи, другая их анализирует. В группу «генераторов» должны входить люди различных специальностей.
В процессе работы высказываются любые идеи (в том числе фантастические, шуточные, явно ошибочные), регламент выступлений короткий – одна минута, идеи выдвигаются без доказательств. Запрещена всякая критика. При экспертизе тщательно продумываются все идеи. Всего участвуют в работе 6-10 человек, время работы 20-40 минут. Часто применяют для изобретения рекламы.
3.Морфологический анализ, под морфологией понимают структуру и форму объекта технического творчества. Основные принципы метода: всесторонний анализ явлений, проведение исследования с самого начала, ничего не считать невозможным до тех пор, пока это не будет доказано. Заключается в построении многомерных таблиц объекта, свойства которого необходимо улучшить. Таблица помогает изобретателю расширить количество вариантов решения задачи (см. пример таблицы).
5 методов роста количества и качества идей по улучшению от сотрудников.
Таблица 2 – Пример многомерной таблицы объекта
Независимая переменная | Подразделения |
А. Цвет изображения | 1.Черно-белое 2. Одноцветное 3.Полноцветное |
Б. Форма изображения | 1. Прямоугольное 2. Круглое 3. Овальное |
В. Подвижность камеры | 1. Неподвижная 2. Передвижная 3.Псевдопередвижная панорамирование, оптический наезд) 4. Полностью подвижная |
Г. Звуковое сопровождение | 1. Без звука 2. Односторонняя передача звука 3. Двусторонняя передача звука |
Всего, как следует из таблицы, возможны 3*3*4*3 = 108 различных возможных систем. При составлении таблицы можно выделить и дополнительные переменные, например, моно- и стереозвук и т.п.
Недостатками метода являются множество комбинаций и, конечно, постоянно возникает вопрос – все ли учтено.
Модификацией метода является метод списка контрольных вопросов (что можно уменьшить, сжать, перевернуть, конденсировать и т.д.). Следует учитывать, что списки указывают – что делать, а не как делать.
4.Синектика (совмещение разнородных элементов). Создаются синектические группы – группы людей разных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческого решения проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. Применяют метод аналогий.
Пример прямой аналогии – аналогия с другим объектом, например, окрасить мебель, как фото или бумагу. Пример личной аналогии – представить себя объектом. Символическая – шлифовальный круг охарактеризовать, как точную шероховатость. Пример фантастической аналогии – скатерть-самобранка.
5.Алгоритм решения изобретательских задач. Творческий процесс делят на три стадии – аналитическую, оперативную (устранение технического противоречия), синтетическую (внесение дополнительных изменений). Для типичных противоречий характерны типовые приемы их устранения, всего выделено около сорока типичных противоречий.
Типовые приемы устранения технических противоречий
а) разделить объект на независимые части;
б) выполнить объект разборным;
в) увеличить степень дробления (измельчения объекта).
Пример – способ непрерывного разрушения горных пород зарядами взрывчатых веществ, отличающийся тем, что с целью получения мелких фракций непрерывное разрушение поверхностного слоя производят микрозарядами.
2. Принцип вынесения: отделить от объекта «мешающую» часть («мешающее» свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).
Пример – столкновение самолетов с птицами вызывает иногда тяжелые катастрофы. В США запатентованы самые различные способы отпугивания птиц от аэродромов (механические чучела, распыление нафталина и др.). Наилучшим оказалось громкое воспроизведение крика перепуганных птиц, записанного на магнитную ленту. Отделить птичий крик от птиц – решение характерное для принципа вынесения.
3.Принцип «заранее подложенной подушки»:
Компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами. Этот принцип можно использовать не только для повышения надежности, а например, он применен для предотвращения хищения товаров, или книг в библиотеке. В переплет книги спрятан кусок намагниченного металла, который размагничивают при оплате покупки, в противном случае книга (товар) «звенит» на выходе.
4. Принцип «наоборот»:
а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие (например, не охлаждать объект, а нагревать);
б) сделать движущуюся часть объекта (или внешней среды) неподвижной, а неподвижную – движущейся;
в) перевернуть объект вверх ногами.
Пример. Способ вибрационной очистки металлоизделий в абразивной среде, отличающийся тем, что с целью упрощения процесса очистки, движения вибрации сообщают обрабатываемой детали.
5. Принцип перехода в другое измерение:
а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (то есть, на плоскости). Соответственно, задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству трех измерений;
б) многоэтажная компоновка объектов вместо одноэтажной;
в) наклонить объект, или положить его «набок»;
г) использовать обратную сторону данной площади;
д) использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или на обратную сторону имеющейся площади.
Пример. Устройство для магнитографической дефектоскопии, отличающееся тем, что с целью повышения срока службы, кольцевая лента выполнена с двухсторонним магниточувствительным покрытием и изогнута в виде листа Мебиуса.
6.Принцип изменения окраски:
а) изменить окраску объекта или внешней среды;
б) изменить степень прозрачности объекта или внешней среды;
в) для наблюдения за плохо видимыми объектами или процессами использовать красящие добавки;
г) если такие добавки уже применяются, использовать меченые атомы.
Пример. На металлургических заводах, где необходимо защитить рабочих от действия жары, применяют водяные завесы. Такие завесы отлично защищают рабочих от невидимых инфракрасных лучей, но не от слепящих лучей расплавленного металла. В Польше предложили окрашивать воду, из которой создается водяная завеса, она полностью задерживает тепловые лучи и в нужной степени ослабляет силу видимого излучения.
7. Изменение физико-химических параметров объекта:
а) изменить агрегатное состояние объекта;
б) изменить концентрацию или консистенцию;
в) изменить степень гибкости;
Пример. Способ проведения массообменных процессов в системе газ – вязкая жидкость, отличающийся тем, что с целью интенсификации процесса, вязкую жидкость перед подачей в аппарат предварительно газируют.
8. Применение сильных окислителей:
а) заменить обычный воздух обогащенным;
б) заменить обогащенный воздух кислородом;
в) воздействовать на воздух или кислород ионизирующими излучениями;
г) заменить ионизированный (или неионизированный) кислород озоном.
Основная цель этой цепи приемов – повысить интенсивность процессов.
Пример. Способ спекания и обжига дисперсного материала с применением интенсификации процесса горения путем продувки воздухом, обогащенным кислородом; плазменно-дуговую резку нержавеющих сталей, при которой в качестве режущего газа берут чистый кислород; интенсификацию процесса агломерации руд путем ионизации окислителя и газообразного топлива перед подачей в слой шихты и т.д.
9. Применение инертной среды:
а) заменить обычную среду инертной;
б) вести процесс в вакууме.
Это прием можно считать антиподом предыдущего.
Источник: studopedia.su
Методы изобретательства
Метод проб и ошибок Один из распространенных и древнейших методов изобретательства и поиска новых технических решений — метод проб и ошибок. Этот метод случайного поиска вариантов не содержит никаких правил генерирования и оценки идей. Ключом к решению задачи может быть любая идея, пришедшая в голову разработчика по счастливой случайности или интуитивно.
Если в результате оценки этой идеи она признается неудачной, то взамен ее выдвигается очередная новая идея, и все многократно повторяется, пока не будет найдено какое-то приемлемое решение. Очевидно, что путь к идеальному техническому решению данным методом — долог, или, как сейчас говорят, трудоемок и малопроизводителен.
Тем не менее, даже крупные изобретатели и ученые успешно пользовались этим методом и добивались больших успехов. Одним из выдающихся пользователей метода проб и ошибок был известный американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон, кстати говоря, являвшийся почетным иностранным членом Академии наук СССР. Бесконечный рой идей постоянно вился в голове этого человека.
В Соединенных Штатах Америки Эдисон получил 1098 патентов и около 3000 еще в 34 странах мира. Метод проб и ошибок целесообразно применять при решении задач с небольшим (не более 20) количеством вариантов (переборов), однако при решении задач большой сложности он становится неэффективным.
Метод и списки контрольных вопросов Впервые использование метода контрольных вопросов для поиска новых идей и наилучших конструкторско-технологических решений было предложено и осуществлено руководителем изобретательского бюро в Кембридже (Англия) в 1955 г. Тимом Эйлоартом. Дальнейшее развитие этого метода нашло отражение в оригинальном списке контрольных вопросов А. Осборна, в правилах М.Тринга и Э.Лейтуэйта, в перечне вопросов и советов Д.Пойа и других авторов.
Метод контрольных вопросов основан на применении так называемых «списков контрольных вопросов», представляющих собой эвристики, в состав которых включены наводящие вопросы, указания-советы, подсказки, частичные разъяснения. Список контрольных вопросов для изобретателей и разработчиков новых технических объектов содержит в себе следующие позиции: 1. Перечислите все качества и определения предполагаемого изобретения, укажите, в какую сторону их предполагается изменить.
2. Четко сформулируйте задачи создания объекта, выделив среди них главные и второстепенные. 3. Перечислите основные принципы и недостатки известных решений рассматриваемой задачи, сформулируйте свои предложения по их устранению. 4. Выскажите и запишите различные, пусть даже фантастические, аналогии (химические, биологические, экономические и т. п.).
5. Постройте какие-то модели объекта: математические, гидравлические, механические, электронные и т. п., поскольку модели наиболее точно выражают идеи, нежели аналогии. 6. Попробуйте применить для усовершенствования объекта другие виды материалов, энергии, другие физические, химические и иные эффекты. 7. Попытайтесь установить зависимости, взаимные связи и логические совпадения.
8. Узнайте мнение по разрешению главной задачи у людей, совершенно не осведомленных в данной проблеме. 9. Устройте свободное групповое обсуждение проблемы, выслушивая любые идеи без критики. 10. Попробуйте использовать «национальные» подходы к решению задач: хитрое шотландское, расточительное американское, сложное китайское, всеобъемлющее немецкое и т. п. 11.
Постарайтесь быть всегда с проблемой, не расставаясь с ней не только на работе, но и в поездке, на прогулке, в игре. 12. Надо постараться погрузиться в обстановку, стимулирующую творчество: побывать в техническом музее, в антикварном магазине, просмотреть журналы, комиксы. 13.
Составьте сопоставительные таблицы типов материалов, геометрических параметров и других величин объекта и его элементов, а также их цен для разных вариантов решения проблемы. 14. Определите идеальные конечные результаты по разработке объекта. 15. Попробуйте видоизменить решение поставленной проблемы во времени, а также за счет изменения свойств и параметров объекта.
16. Попытайтесь в воображении «залезть» внутрь объекта и рассмотреть его изнутри. 17. Выявите и исключите из дальнейшего обсуждения альтернативные варианты решения проблемы, уводящие в сторону от траектории поиска наилучшего решения. 18. Попытайтесь выявить, кого и почему интересует решаемая проблема. 19.
Выявите, кто первым и когда придумал аналогичный технический объект, были ли ложные попытки его усовершенствования. 20. Кто еще решал аналогичную проблему и чего он добился? 21. Выявите пограничные условия изготовления и применения объекта.
Метод морфологического анализа Термин «морфология» (учение о форме) впервые использовал Иоганн Вольфганг Гете — немецкий мыслитель, естествоиспытатель и всемирно известный писатель, поэт. Он был основоположником морфологии организмов — учения о форме и строении растений и животных.
Автором метода морфологического анализа является швейцарский астроном Ф. Цвикки, который не дал развернутого определения этому понятию, а лишь указал, что этот метод позволяет находить все варианты решения проблемы. Рассмотрим, как и в какой последовательности осуществляется поиск новых технических решений по правилам, предложенным Ф. Цвикки.
При этом все этапы морфологического анализа будем иллюстрировать примерами поиска технических решений создания нового автомобиля-вездехода. На первом этапе дается точная и полная формулировка поставленной задачи.
В частности, выдвигаются следующие требования потребителя к автомобилю-вездеходу: — он должен передвигаться по сложной пересеченной местности (по твердому и сыпучему грунту, по воде, льду) в любое время года и суток; — он должен перевозить грузы и людей в комфортных условиях, а значит — должен быть защищен от внешней среды и оборудован соответствующими средствами жизнеобеспечения; — он должен быть управляемым и обеспечить передвижение в любых направлениях со скоростями и ускорениями в заранее заданных диапазонах. На втором этапе формулируются основные морфологические признаки технического объекта (функциональные узлы, параметры), исходя из закономерностей его строения.
В рассматриваемом примере за морфологические признаки автомобиля-вездехода могут быть приняты: 1. Способы перемещения вездехода по земной поверхности. 2.Принципы осуществления движения. 3.Виды преобразователей энергии в движение. 4.Типы источников энергии. 5.Виды систем управления вездеходом. 6.Типы систем жизнеобеспечения. 7. Варианты систем ориентации.
На третьем этапе производится независимое рассмотрение всех морфологических признаков; для каждого из них намечаются все мыслимо возможные варианты решения проблемы. Четвертый этап: составление многомерной матрицы, в которой каждому морфологическому признаку соответствует графа возможных вариантов решения задачи.
Пятый этап: анализ и оценка всех без исключения вариантов решения задачи с позиций наилучшего выполнения техническим объектом сформулированных для него потребительских целей и технических функций. При этом большинство из обсуждаемых вариантов оказываются неперспективными и неприемлемыми по тем или иным причинам и исключаются из дальнейшего рассмотрения.
На последнем, 6-м этапе производится выбор одного или нескольких синтезированных вариантов решения задачи, которые могут оказаться перспективными для практической реализации. Метод функционально-стоимостного анализа В инженерной и изобретательской практике технически развитых стран мира, начиная с 60-х г. XIX в., получил распространение новый подход к снижению стоимости и к повышению качества технических изделий.
Этот подход получил название функционально-стоимостного анализа (ФСА). Используются два подхода к снижению себестоимости изготовления и эксплуатации технических изделий: предметный и функциональный. При традиционном предметном подходе разработчик рассматривает объект как реальную целостную конструкцию.
При функциональном же подходе разработчик полностью абстрагируется от реальной конструкции объекта и сосредотачивает внимание на ее функциях. Такой подход изменяет и направление поиска путей снижения себестоимости изготовления и эксплуатации технического объекта.
Четко определив и сформулировав все функции анализируемого объекта и их количественные характеристики, разработчик выясняет: насколько важны и необходимы те или иные функции, которыми обладает прототип? Можно ли избавиться от некоторых «излишних» функций без ущерба для общей потребительской ценности объекта?
Какие характеристики и параметры элементов объекта можно изменить для снижения себестоимости? Процесс проведения ФСА состоит из следующих поэтапно выполняемых видов работ: 1. Подготовительный этап, на котором производится выбор технического объекта, определяются цели и задачи ФСА, формируется группа разработчиков проекта создания нового или усовершенствования существующего объекта.
2. Информационно-аналитическая работа. На этом этапе осуществляется сбор и анализ информации по конструкторско-технологическим решениям прототипа то, по условиям его работы, по конструктивным и эксплуатационным недостаткам, по затратам на его изготовление и обслуживание.
Составляется список основных показателей и требований к техническому объекту, определяются критерии его развития. Разрабатывается конструктивная функциональная структура то. Производится классификация и анализ функций элементов то, определяются и попарно сравниваются стоимости функций, выявляются функциональные зоны наибольшего сосредоточения затрат.
На основе проведенного анализа формулируется задача поиска более рациональных, оптимальных (по себестоимости) конструкторско-технологических решений. 3. Поисково-исследовательскиuй этап. Это один из творческих и доминирующих этапов работы, на который затрачивается до 50% времени от суммарного времени на выполнение проекта.
Здесь исследуется каждая функция то на предмет: нужна ли она, нельзя ли переложить эту функцию на другой элемент то, можно ли объединить функции, можно ли упростить, удешевить или стандартизировать те или иные элементы то. На этом этапе основным инструментарием поисково-исследовательской деятельности разработчиков являются типовые приемы разрешения технических противоречий, эвристические методы и приемы поиска новых идей и рациональных конструкторско-технологических решений. Финалом этого этапа является оформление результатов в виде технического предложения и эскизного проекта . 4. Разработка и внедрение результатов ФСА. На этом этапе производится (в ряде случаев с привлечением опытных экспертов) отбор наиболее эффективных и перспективных вариантов конструирования технических объектов, определение технологичности и экономичности их изготовления, формируются рекомендации по их внедрению.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
«Для головы, а не вместо нее»: как применять методы ТРИЗ в бизнесе
Изобретательская задача — это задача, которую не удается решить известными и очевидными способами, поэтому, собственно, и возникает необходимость в изобретении. Существует классический метод технического творчества — решение изобретательских задач. В подавляющем большинстве этот метод основан на простом переборе вариантов, по сути, это хорошо всем известный метод проб и ошибок. К недостаткам этого метода относится то, что процесс поиска решения зависит от множества случайных факторов, при этом не используется ранее полученный опыт решения задач. В результате снижается эффективность и теряется время.
Фото: Kvalifik / Unsplash
Изучение истории развития техники показывает, что эффективными изобретениями являются те, которые изменяют исходную систему в направлениях, уже предписанных объективными законами развития техники. Другим подходом решения задач, отличным от классического метода проб и ошибок, является ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которая помогает обнаруживать закономерности развития техники, а также решать проблемы посредством выявления и устранения технических противоречий. ТРИЗ дает возможность резко сузить зону поиска, повысить эффективность и скорость решения изобретательских задач.
Работу над ТРИЗ начал советский инженер-изобретатель Генрих Альтшуллер в 1946 году. Первая его публикация описывала более 40 тысяч патентов в попытке найти закономерности в процессе решения инженерных задач и появления новых идей. По сути, Альтшуллер заложил методы и способы решения изобретательских задач.
ТРИЗ для бизнеса
Методы ТРИЗ уже больше 20 лет применяются во всем мире для решения абсолютно разных бизнес-задач — технических, организационно-управленческих, социальных — в различных отраслях: IT, автомобилестроение, телекоммуникации, розничная торговля, страхование, пищевая промышленность и так далее. Методы ТРИЗ позволяют решать такие бизнес-задачи, как повышение эффективности продаж, устранение конфликтов в цепочке поставок, увеличение эффективности учебного процесса при возникновении классических противоречий. ТРИЗ позволяет открывать новые рынки услуг, а также составлять ассортимент новых продуктов и услуг.
Сейчас ТРИЗом пользуются такие промышленные гиганты, как Xerox, Boeing, Ford и Toyota. Они используют систему обучения ТРИЗ и отдельные методы-инструменты при решении изобретательских задач, например при создании инновационных продуктов.
В зависимости от задач бизнеса применяются инструменты ТРИЗ различных уровней. Например, если вам необходимо быстро выявить основные противоречия, требующие немедленного разрешения, могут быть использованы инструменты первого уровня, когда решаются частные проблемы. Это такие методы, как поиск и устранение противоречий, поиск идеального конечного результата, оценка полученных идей, многокритериальная матрица решений, выбор ключевой проблемы и создание портфолио идей для того, чтобы ее решить.
Если вам необходимо выявить факторы, которые в целом тормозят развитие системы в вашей компании, то применяются инструменты второго уровня. Они позволяют, в частности, найти инновации в системе процессов и снизить стоимость продукта. К таким методам относятся, например, функционально-идеальное моделирование, объектно-полевое моделирование и функционально-ориентированный поиск.
Если вам нужно решить более сложные задачи, например провести глубокий анализ системы и спрогнозировать ее рост, а также рост инвестиционного развития бизнес-идеи, то используются инструменты третьего уровня. Тогда применяются многоэкранный анализ, анализ «Ценность — конфликт», законы развития бизнес-систем в целом и линии шаблона развития бизнес-систем. Такие инструменты позволяют диверсифицировать бизнес-модели, найти новые рынки и определить дорожную карту будущих инноваций вашего предприятия.
Примеры из практики компаний
Представители бизнеса неоднократно использовали методы ТРИЗ при создании вещей, которые встречаются нам в повседневной жизни. Вот три самых интересных примера.
Так, в свое время компания Samsung, запускавшая новую линейку жидкокристаллических экранов, использовала методы ТРИЗ при решении проблемы, которая заключалась в противоречии зазора между электродами, генерирующими свет в ЖК-панели. С одной стороны, зазор должен был быть широким, чтобы повысить эффективность освещения и яркость картинки.
С другой стороны, зазор должен был быть достаточно коротким, чтобы уменьшать напряжение до необходимого уровня и увеличить энергоэффективность изделия. Решение нашли в конструкции автомобильной свечи. Сотрудники Samsung использовали изобретательский прием ТРИЗ, который называется разделением конфликтующих требований во времени и пространстве.
В итоге были использованы и широкие, и короткие зазоры между электродами, но их работа была разнесена во времени. Отдельные электроды-воспламенители расположили гораздо ближе друг к другу, чем электроды, генерирующие свет. В результате световая эффективность выросла на 40% при том же использовании напряжения зажигания. Эта линейка жидкокристаллических экранов стала достаточно популярной среди потребителей и, соответственно, принесла прибыль компании.
Другим примером применения методов ТРИЗ при решении бизнес-задач стало их использование в ходе создания холодильника с французской дверью LG, корейского промышленного гиганта в области бытовой техники. Проблема заключалась в том, что при проектировании нового холодильника необходимо было, с одной стороны, повысить энергоэффективность (для чего требовалось максимально обеспечить уплотнение дверцы), а с другой стороны, для легкого открывания дверцы необходимо было сделать так, чтобы уплотнение дверцы было максимально слабым.
Сила уплотнения в данном случае обеспечивалась магнитом. Решение нашлось в том, чтобы применить инструмент ТРИЗ под названием «Симметрия». Магнит прикрепили только к небольшой части поверхности прокладки, а не по всей длине. Таким образом сила, необходимая для открытия дверцы, значительно уменьшилась.
Еще одним интересным примером применения ТРИЗ стал кейс компании Intel, который называется «Шампанское и микрочипы». Сотрудники компании столкнулись с такой проблемой: пластины микрочипов, изготовленных из кремния, перед травлением должны были быть покрыты слоем жидкого защитного состава, однако пузырьки воздуха, находившиеся на защитном слое, создавали непоправимые дефекты. Сотрудникам Intel предстояло найти такой способ, который позволил бы надежно удалить пузырьки воздуха. Тогда сотрудники Intel при помощи методов ТРИЗ скопировали технологию производителей шампанского под названием «Вращение вина», благодаря которой пузырьки воздуха собирались посередине и их можно было удалить. Применение такой технологии позволило компании сэкономить десятки миллионов долларов в год.
ТРИЗ можно эффективно использовать в бизнесе, однако он не является панацеей и не заменяет другие технологии. Например, если ваша компания занимается серийным производством и у вас возникают небольшие проблемы, то внедрение и применение ТРИЗ обойдется вам неоправданно дорого. Может быть, вам больше подойдет технология бережливого производства.
Сила ТРИЗ заключается в том, что ее можно использовать для выявления широкого спектра проблем и задач. Шаблоны и методы решения проблем ТРИЗ могут помочь лучше генерировать идеи. Если ваша компания занимается выводом инновационного продукта и при этом ищет новые рынки или стремится снизить стоимость продукта, то, безусловно, стоит попробовать внедрить ТРИЗ. Спустя какое-то время это принесет вам прибыль.
И еще раз отмечу, что ТРИЗ можно интегрировать вместе с другими технологиями, такими как QFD (Quality Function Deployment), FMEA (Failure modes and effects analysis) или дизайн-мышление. Как говорил Генрих Альтшуллер, ТРИЗ для головы, а не вместо нее.
Проблемы внедрения ТРИЗ в бизнесе
ТРИЗу достаточно долго обучаться. В среднем на освоение всех трех уровней инструментария может уйти от года до двух, а то и более. При этом требуется практика с тренером, который знает ТРИЗ и который может следить за правильным освоением материала. К сожалению, таких тренеров очень мало. К тому же интересные кейсы больших предприятий, которые можно было бы использовать в обучении, зачастую защищены коммерческой тайной, поэтому мало что попадает в публичное поле.
Вторая проблема заключается в том, что применение ТРИЗ часто встречает сопротивление внутри компаний. С одной стороны, руководители предприятий говорят, что надо стремиться к инновациям, а с другой стороны, их смущают риски, которые связаны с инновациями. Эти риски довольно велики. ТРИЗ мог бы стать единым языком общения при постановке инновационных задач, но не всегда топ-менеджмент или руководители среднего звена это поддерживают.
Кроме того, многие сотрудники HR-отделов в российских компаниях не в курсе, что такое ТРИЗ, и целенаправленно не ищут сотрудников, владеющих инструментами ТРИЗ. Между тем в крупных международных компаниях знание ТРИЗ является преимуществом при трудоустройстве.
Ликбез
Существует большое количество книг, которые описывают теорию решения изобретательских задач. Начать можно с книг Генриха Альтшуллера. Также можно почитать «Основы ТРИЗ» Владимира Петрова или учебное пособие по основам ТРИЗ Алексея Хлыновского . Для понимания практического подхода рекомендую рассмотреть труды коллектива авторов под руководством Николая Шпаковского .
Есть достаточно большое число школ и академий ТРИЗ. Среди них — Международная Академия ТРИЗ, Европейская Ассоциация ТРИЗ, Азиатская Ассоциация ТРИЗ, Институт Альтшуллера. Они организовывают ежегодные конференции, которые обычно проходят осенью, делятся опытом и наработками. Эти школы и академии проводят обучение для тех, кто заинтересован в освоении ТРИЗ-методик.
АВТОР: Андрей Славянский
Советник заместителя генерального директора по космическим и авиационным системам АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга», приглашенный преподаватель факультета технологического предпринимательства Университета «Синергия»
Источник: dzen.ru