Методы лоббирования в бизнесе

Лоббирование – процесс достаточно сложный и трудоемкий. Он требует денег, времени и тщательной подготовки. Нельзя упускать из виду ни малейшей детали, иначе можно не достичь желаемого результата.

Процесс лоббирования включает в себя:

1. Подготовку общей документации и заявлений по каждому интересующему вопросу;

2. Выбор надежных и грамотных докладчиков, которые будут излагать проблему;

3. Встречу и диалог с представителями органов власти;

4. Предоставление государственным чиновникам проекта ключевых пунктов по каждому вопросу;

5. Предъявление убедительных контр-аргументов любым оппонентам.

“В основе успешного лоббирования лежит формирование доверительных партнерских отношений и эффективной коммуникации” [10, с. 109]. Это значит, что очень важно не только найти нужных людей, но и наладить контакт с ними.

Существуют различные технологии лоббирования и их сочетания, начиная от написания писем требуемому человеку (или группе лиц) и заканчивая масштабными акциями с участием одной или нескольких групп влияния, которые имеют в своем арсенале СМИ, митинги и прочие средства воздействия [10, с. 110]. Среди них могут быть:

ЛОББИРОВАНИЕ и КОРРУПЦИЯ это одно и тоже?

1. Письма, пресс-релизы, пресс-конференции;

2. Бюллетени, брифинг-пакеты, постеры, флаеры;

3. Социальная реклама;

4. Публичные форумы и дебаты;

7. Встречи тет-а-тет.

Одним из способов лоббирования являются телефонные звонки. Лоббисты привлекают максимально возможное число людей, которые звонят по телефону нужному чиновнику или в нужную государственную структуру. Хорошим средством также является привлечение к телефонным звонкам (и не только к ним) знаменитостей и известных общественных деятелей. Главное правило: чем больше людей участвуют в процессе, тем лучше. Могут также использоваться факсы и электронные письма.

Существуют так называемые классические технологии лоббизма:

1. Внедрение агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и аппарат профильных ведомств. Агенты влияния могут быть полезны и для навязывания повестки и регламента рассмотрения лоббируемых вопросов. Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей.

2. Навязывание конкурентам заведомо неэффективных (но внешне перспективных) объектов лоббистского воздействия. Тем самым они вынуждены тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов.

3. Перетягивание субъектов политического процесса на свою сторону не только переговорами, но и силой событий. Соответственно, можно искусственно создавать такие события, к примеру, локальные кризисы, которые подтолкнут чиновника выбрать именно Ваш вариант решения проблемы.

4. Кризисные тенденции в отрасли необходимо канализировать на своих конкурентов. К примеру, если поступает информация, что правительство вынуждено увеличить налоговое бремя на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов.

Что такое лоббирование?

5. Необходимо активно сотрудничать с ассоциациями, специализирующимися на защите различных интересов в органах государственной власти. В деле приобретения союзников необходимо продвигать принцип пирамиды: чем шире основание, тем выше верхушка.

6. Необходимо как минимум знать политических противников тех чиновников, которые работают на ваших конкурентов. Вопрос активной работы с такими контрагентами решается в зависимости от конкретной оперативной потребности. Однако соответствующая база данных должна всегда иметься в портфеле лоббиста.

7. Также в портфель лоббиста должен входить известный объём информации о личных “слабостях” конкурентов и контрагентов. В единичных ситуациях подобные знания можно употребить весьма эффективно. Ко всему прочему, информированность позволит экономить ресурсы лоббиста, который, подбирая подход к той или иной фигуре, вынужден нести известные материальные и временные затраты.

8. “Играй против игрока, а не только против расклада”. Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все “грязные дела” конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов значительно сужается.

9. Участие в исках и судебных тяжбах. Апеллирование лоббиста в арбитражном суде является скорее весьма эффективным способом торможения процесса принятия какого-либо решения, переговоров, либо реализации неугодного проекта.

10. Игра на противостоянии депутатов и внепарламентских активистов их партии. Активисты часто завидуют депутатам. Депутаты видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти страхи и сотрудничать с обеими сторонами.

Протестные кампании (митинг, забастовки и т.п.) уместно устраивать в тех случаях, когда достоверно известно, что чиновник или его начальство не смогут не учесть данный фактор. Весьма важно работать с командой лоббистов конкурента.

11. Ещё один важный аспект технологического мастерства лоббиста — умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой им сфере.

12. Необходимо создавать и усиливать противников компании-конкурента в стане чиновников “нейтральной” стороны. Необходимо создать непреодолимые противоречия между конкурентом и “нейтральными” чиновниками. Это предупредит союз компании-конкурента с нейтральной (но политически лояльной руководству) частью бюрократии, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской обороны, тратить больше сил и средств. При необходимости, одновременно можно работать с той частью кадров в лагере компании-конкурента, которая стремится сохранить союз с “нейтральными” чиновниками. Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой поддержкой у себя в лагере.

Здесь перечислены далеко не все технологии воздействия. Их арсенал достаточно обширен. Часто используются различные комбинации. Например, при продвижении кандидата в депутаты используются и публичные дебаты, и митинги, личные встречи, пресс-конференции и т. д.

В США, в сравнении с Россией и странами СНГ, техника лоббирования доведена до совершенства. Заинтересованные лица и группы стараются использовать малейшую представившуюся возможность для воздействия на нужных людей. Особенно здесь популярны публичные выступления, выступления в документальных телепередачах и в радиоэфире, телемосты с известными политиками. Отечественная же практика лоббирования опирается больше на финансовую составляющую. Причем зачастую используют подкуп и теневые махинации.

Читайте также:  Бизнес делают быстрые и смелые умных можно нанять чья цитата

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Формы, методы и ресурсы лоббизма.

Лоббизм — Деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретного клиента на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов и административных решений

Выделяют три основных формы лоббизма: «прямой», «косвенный» и «внутренний».

Прямой лоббизм — целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам.

Косвенный лоббизм — организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата.

Внутренний лоббизм — деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

Методы лоббистской деятельности разнообразны:

— предоставление в органы государственной власти информации, документов и проектов решений по вопросам, находящимся в их компетенции;

— участие в обсуждении комитетами и комиссиями парламента, органами исполнительной власти лоббируемых вопросов;

— устные и письменные контакты с депутатами и должностными лицами государственных органов власти в целях представительства интересов клиента, в пользу которого осуществляется лоббистская деятельность;

— экспертиза проекта закона и иных нормативных актов и решений органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы.

Методы – подразделяются на

Ø Прямые (персональные визиты, письма, телефонные звонки, открытые парламентские слушания)

Ø Косвенные (через «друзей», помощников, чиновников среднего уровня, научные публикации и привлечение учёных, всевозможные кампании в СМИ, судебные процедуры)

Основным условием лоббизма является наличие достаточных ресурсов:

Ø Близость к лицу или организации, принимающим решение. Наличие институционального входа в структуры государственной власти. Ведомственный статус и политический вес государственных органов.

Ø Частный капитал – стратегичность позиции и качество менеджмента.

Ø Наличие квалифицированных экспертов, способных профессионально проанализировать экономическую политику, подготовить заключение к нормативным проектам. Этот тип ресурсов имеет первостепенную важность на Западе.

Ø Влияние на СМИ.

• Непосредственный контакт с лицами, принимающими управленческие решения («обеды» — частные встречи)

• Предоставление информации (проведение экспертизы)

• Финансирование избирательных компаний

• Лоббирование в рамках идеологии «грасс-рутс» (способ воздействия, вовлекающий в процесс лоббирования членов/сторонников «организованных интересов»)

• Информационные кампании (способ воздействия на широкую общественность)

Возможности реализовать свой интерес или, по крайней мере, донести его до лица или органа, принимающего решения, зависят от наличия соответствующих ресурсов. В целом, их набор совпадает с общими ресурсами групп интересов, но, учитывая специфику действий лобби в процессе непосредственного воздействия на процесс принятия законов в парламенте или правительственных решений, эти возможности могут быть конкретизированы.

Во-первых, специфика лоббистской деятельности определяет особую значимость близости и регулярности личных контактов с государственными служащими и парламентариями.

Во-вторых, реализация интереса должна быть обеспечена наличием средств, достаточных для всех требуемых действий.

В-третьих, результативность лоббистского воздействия зависит от наличия ресурсов, позволяющих оказать политическое и экономическое давление в самом широком смысле (угрозы забастовок, манипулирование голосованием в парламенте, угрозы о прекращении перечисления налогов в федеральные органы и т.д.).

В-четвертых, нередко лобби достигают своих целей за счет влияния на средства массовой информации, широко используя их для формирования общественного мнения.

Позитивные последствия лоббизма

• Инструмент самоорганизации гражданского общества

• Расширяет информационную и организационную базу принимаемых решений

• Способствует нахождению точек соприкосновения и достижению консенсуса при принятии управленческих решений

Негативные последствия лоббизма

• Проводник неправового воздействия (давления) на государственные органы

• Фактор развития и зашиты ведомственности, местничества, национализма

• Размывает стратегический подход при принятии госрешений, т.к. приводит к постоянному перераспределению бюджета, частой смены приоритетов

Развитие лоббизма в России.

Специфика лоббизма в России

Ряд факторов, характерных для большинства постсоветских стран, в том числе и для России:
— Неформализованный характер лоббистской деятельности. До сих пор ни в одной из стран СНГ не приняты законы о лоббизме.

— Отсутствие устоявшейся партийной системы. Основными структурными элементами политической системы выступают не партии, а кланово-номенклатурные группы и клиентелы отдельных политиков.

— Высокая значимость региональных кланов как политико-экономических игроков.

— Наличие высоких политических рисков, толкающих бизнес на диверсификацию, приобретение активов за рубежом и привлечение иностранных акционеров (в том числе через выход на IPO).

— Значимость силового фактора и активная роль силовых структур в процессах передела собственности и политической борьбы.

— Наличие параллелизма в полномочиях ряда государственных структур, иногда созданное совершенно сознательно. Использование первым лицом технологии создания конкурирующих центров влияния и балансировки их ресурсов.

— Решающее формальное и неформальное влияние первых лиц государства (за исключением Украины).

— Непрозрачная структура собственности (не всегда доступна информация о реальных собственниках бизнес-структур, а значит, об их потенциальном влиянии и возможностях).

В процессе лоббирования в России необходимо учитывать:

— Актуальную расстановку сил кланов и групп влияния.

— Специфику формальных процедур принятия решений.

— Психологические особенности лиц, принимающих решения, и каналы поступления к ним информации.

ПЕРСПЕКТИВЫ ЛОББИЗМА В РОССИИ

• Вариант А: лоббистские структуры – выразители интересов разнообразных бизнес и социальных групп

• Вариант Б: лоббистские структуры – монополисты и партнеры власти

Читайте также:  Логин сбер бизнес как узнать

Лоббизм в СССР и современной России. ***

Лоббизм в большинстве случаев носил закрытый характер (конкуренция была, но она была закрытой).

Были 2 особенности лоббизма в ССР:

1. Лоббизм осуществлялся через иерархически построенные цепочки свзей между промышленностью (и экономикой в целом), — представителями этой промышленности (министерствами и ведомствами) и между соответствующими партийными органами.

(Напр. комиссия 100 наиболее важных строящихся военно-промышленных объектов).

2. Выделялись наиболее существенные сферы дя лоббирования (как правило, связанные со строительством). Это объяснялосьтем, что строительство давали возможность обналичить значительные суммы бюджетных средств:

а) Стройки были огромными (КАМАЗ, БАМ и проч.);

б) Оч трудно было проследить целевое расходование средств;

в) Как итог, можно было легко перевести бюджетные средства в наличные.

Поэтому любой регион (министерство) был заинтересован в том, чтобы именно ему предоставили право контроля за масштабными строительствами. При этом базовая стоимость объекта занижалась, а проектная мощность завышалась. В результате средства выделялиь сверх бюджета, нарушался закон.

Главный рекордсмен был КАМАЗ: стоимость объекта занижалась более, чем в 2.8 раза (около 2 млрд. дол.)

После того, как началась перестройка, многие руководители гос-венных и партийных структур были заинтересованы в том, чтобы контроль со стороны гос-ва был ограничен, было больше возможности спекулировать на стоимости предприятий и таким образом получать больше средств.

1991-1993 гг. называют «периодом дикого лоббизма»: гос-во не контролировало экономических агентов, а те могли добиваться желательных для них решений гос структур через коррупцию: особенно интересовали народ налоговые льготы и льготы по внешней торговле.

Впоследствие акцент был перенесён со льгот (к-ые стало сложнее получать) на субсидии и дотации (кредиты) со стороны го-ва.

Лоббисты действовали через 3 осн формы:

1. Прямой лоббизм — д-ть той или иной коммерческой структуры осуществляется непосредственно внутри органа власти (напр. ч-к является замминистром, депутатом, членом аппарата бюджетного комитета гос думы и может в ракмах своей деятельности учитывать интересы «своей» коммерческой орг-ции);

2. Косвенный лоббизм — д-ть разных субъектов (комитетов, согласительных комиссий), когда обсуждаются различные варианты тех или иных законопроектов с привлечением экспертом, и через эти обсуждения происходит воздействие на ЛПР;

3. Внешний лоббизм — попытка привлечь общественное воздействие на органы гос власти (прежде всего через СМИ). С помощью подконтрольных СМИ акцентируется внимание либо на самой проблеме, либо на желаемом (нежелаемом) способе её решения.

Считается, что последний способ лоббизма в России наименее популярен (в отличие от других стран).

Специфика Российского лоббизма заключается в:

а) том, что в основном это лоббизм в исполнительных органах власти;

б) Как правило, лоббизм в России носит закрытый характер (что напрямую связано с коррупцией). В основном, это прямая форма лоббизма;

В публикуемых «Независимой газетой» списках наиболее влиятельных лоббистов попадаются руководители администрации президента, ключевые министры, руководители ведущих комитетов гос думы — т.е. люди, непосредственно включённые в процесс принятия решений.

(Они не лоббисты в чистом смысле этого слова: они не влияют на ЛПР, а сами таковыми являются).

в) Особенности правового регулирования. Было несколько попыток принять закон о лоббизме (наиболее активно в 1995 г.) — была предпринята попытка легализовать лоббизм по американскому образцу: заставить лоббистов регистрироваться в той гос структуре, где они непосредственно действуют в обмен на некие привилегии, связанные с плоучение к.-либо инф-ции.

Этот законопроект был провален (ещё до первого чтения: поскольку ни одна из сторон — ни крупный российский бизнес, ни гос-во — не было заинтересовано в подобного роад нововведениях).

г) Лоббизм в настоящее время осуществляется на персональном уровне — успользуются межличностные отношения, оч незначительная роль ассоциаций лоббирования.

Источник: cyberpedia.su

Лоббирование — это что? Технологии и формы лоббирования

Лоббирование — это неотъемлемая часть современной политической и экономической жизни. Каковы его причины, особенности и последствия, обсудим в данной статье.

лоббирование это

Понятие лоббирования

Термин лоббирование — это заимствованное из английского языка понятие. Оно происходит от названия проходной части здания — lobby, и в общем смысле значит «кулуары». Именно там, где политики контактируют с посторонними, можно похлопотать о своих интересах и найти покровителей. В политической системе под лоббированием традиционно понимается механизм воздействия на парламентариев с целью принятия или отклонения нужного законодательного акта.

В самом широком смысле известное движение чартистов (рабочих, выступающих за принятие хартии) в Англии тоже можно назвать лоббированием, но с одной лишь только разницей, что законное давление на представительную власть со стороны общественного мнения не только нормально, но и полезно. К сожалению, в современном мире процветают разные формы лоббирования, которые назвать иначе как коррумпированными и преступными невозможно. К тому же лоббирование значительно расширило свое поле деятельности, включив в сферу своих интересов представителей как исполнительной, так и судебной власти.

Причины лоббирования

формы лоббирования

Продвижение и защита интересов определенных экономических групп в парламенте обусловлены тем, что в экономике возрастает зависимость от государственных решений, тенденций развития и поддержки тех или иных предприятий.

Лоббирование — это не новое явление. Известно, что оно процветало в Англии еще несколько веков назад. Сегодня во многих странах — это законный вид деятельности, которой занимаются как одиночные профессионалы, так и целые компании. К ним обращаются группы предпринимателей, которые получают консультации и налаживают связи с представителями исполнительной и законодательной власти.

технологии лоббирования

Прямое лоббирование

Существующие технологии лоббирования можно разделить на две большие группы. К первой относят прямые способы защиты экономических интересов через непосредственную, персональную связь с политическими деятелями. Это могут быть личные встречи или посещение политиком фирм, банков, выставок, производства, организация деловых встреч, симпозиумов, всевозможных конференций.

Читайте также:  Позиция на рынке ведения бизнеса как посчитать

Прямое лоббирование осуществляется через передачу определенной информации, которая должна склонить законодателей к принятию или отклонению необходимых правовых актов, проведению экспертиз и научных исследований. При этом главная задача — склонить политиков в свою сторону при помощи серьезных аргументов и получить от них поддержку в виде определенных государственных решений и даже направлений политики.

Косвенные формы лоббирования

лоббирование интересов что это такое

В отличие от прямого лоббирования, косвенное происходит опосредованно, минуя личные контакты с нужными политическими деятелями. Для его осуществления необходимо ничуть не меньше профессионализма, анализа политической и экономической ситуации. Первый посредник в этом виде деятельности, конечно же, пресса. Недаром средства массовой информации называют четвертой ветвью власти.

Распространение информации в нужном ключе через масс-медиа влияет в первую очередь на общественное мнение и формирует общественное сознание. Так происходит многократное увеличение давления на политиков с целью получить ожидаемый результат. Происходит это опосредованно, без личного прямого давления или убеждения. Цивилизованное лоббирование — это и поиск союзников, которые также заинтересованы в определенном исходе дела и могут помочь в представлении общих интересов, создании общественных организаций и т. п. На Западе лоббизм рассматривают как непосредственную часть гражданского общества, которая обеспечивает защиту общественных интересов перед государством и добивается уступок последнего.

Теневой лоббизм

Все вышесказанное характеризуют формы, при помощи которых осуществляется законное, разрешенное государством лоббирование интересов. Это действительность, с которой общество смирилось и даже научилось на этом зарабатывать деньги.

Но существуют методы, основанные на использовании преступных приемов. В широком смысле слова они называются теневыми. К ним относят шантаж, угрозы, давление и, конечно, подкуп. Можно сделать вывод, что цивилизованный лоббизм построен на силе убеждения, а теневой на принуждении или выгоде. Излишним будет напоминать, что последнее преследуется по закону.

В жизни же тяжело увидеть, где проходит грань между преступлением и законным лоббизмом. Так, в некоторых штатах Северной Америки, лоббисты должны официально регистрировать свои политические требования. Эта прозрачность позволяет контролировать возможные пути оказания давления на политических оппонентов.

цивилизованное лоббирование это

Дело «Локхид»

Дело «Локхид» является одним из самых громких процессов последнего времени, показывающих, как происходит незаконное лоббирование интересов. Что это такое? Это громкий скандал, связанный с покупкой японским правительством лайнеров американской фирмы «Локхид».

По техническим показателям и параметрам безопасности они существенно уступали европейским, хотя стоимость их была на «европейском» уровне. Почему же японцы пошли на столь невыгодную сделку? В 1976 году стали известны факты дачи крупных взяток представителям власти в Японии, при этом была озвучена сумма в два миллиона долларов.

Обвинение в коррупции было выдвинуто премьер-министру Страны восходящего солнца Танако. Обвинительный приговор был вынесен в 1983 году, но его тут же обжаловал подсудимый. В целом процесс тянулся до смерти подозреваемого, то есть до начала 90-х годов прошлого века. Самое интересное, что Танако еще долгое время после обвинения занимался политической деятельностью. Это происшествие стало энциклопедическим примером применения теневых методов лоббирования в высших эшелонах власти.

PR

лоббирование что это

Один из разделов PR-службы отвечает не только за связи с обществом в широком смысле, но и за налаживание отношения с властными структурами разных уровней и ветвей власти. Подобная деятельность так называемых GR-менеджеров сродни лоббированию. Они организуют встречи с государственными служащими, обеспечивают социальный имидж бизнес-проектов тех или иных фирм.

И, конечно, участвуют в избирательных кампаниях, вынашивая далеко идущие планы на долгосрочное сотрудничество с политиком. Многие крупные российские компании уже с середины 90-х годов начали организовывать такие отделы на своих фирмах. В некоторых странах Европы термин «лоббист» вообще не используется из-за негативной окраски общественного восприятия. И все же есть разница в работе пиарщика и лоббиста.

Разница в деятельности лоббистов и GR-менеджеров

Лоббист в современном мире — это «свободный художник». Этим он отличается от GR-менеджера, работающего на определенную фирму и получающего заработную плату. Его заработок значительно выше, так как имеет вид гонорара или процентов от заключенных сделок.

Лоббист может работать сразу с несколькими клиентами, которых выбирает себе сам, а менеджер защищает интересы только своей кампании. Самым же главным отличием профессии лоббиста от смежных и похожих является политическая окраска их деятельности. Пиарщики же выполняют в первую очередь экономические функции.

лоббирование интересов это

Некоторые выводы

Лоббирование — это широкое понятие, которое в современном мире рассматривается как политический механизм, задачей которого является налаживание отношений определенных бизнес-структур с представителями власти с целью продвижения и защиты интересов экономических групп.

Лоббизм сродни многим современным профессиям, например, консультанту по связям с правительством или пиар-менеджеру. Именно поэтому возникает путаница относительно содержания этого термина. Обыватели понимают его как отстаивание интересов, что-то сродни работе адвоката.

Некоторые специалисты выделяют этот вид деятельности как одну из технологий отделов по работе с общественностью (PR). Тем не менее, большинство исследователей сходятся во мнении относительно специфики лоббирования как отдельного вида деятельности, особенно в условиях рыночной экономики и капитализма. Крупные капиталы и фирмы заинтересованы в налаживании связи с политическими деятелями, как и последние с ними.

Подводим итоги: лоббирование — что это? Взаимовыгодное, двустороннее движение навстречу друг другу. Лоббисты выступают лишь посредниками, теми, кто помогает найти общие точки соприкосновения и наладить контакты.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин