В основе любой современной сделки лежит обмен, который следует считать основной и исходной категорией маркетинга [Черенков, 2003с, с. 421-425]. С точки зрения международной логистики именно международные операции позволяют интегрировать парциальные ветви (участки) глобальных сетей поставок.
Действительно, понятие «бизнес-сеть» заняло прочное место в работах по международному бизнесу. Не только малый и средний бизнес, интернационализация которого естественным образом осуществляется за счет развития международных контрактных отношений, но и большой бизнес (ТНК), решая дилемму «интернализация — экстернализация», активнейшим образом переходит к аутсорсингу — основе сетезации.
Такова современная практика ТНК, давно перешедших от традиционного выведения только трудоемких и/или «грязных» производств в третьи страны к глобальному НИОКР-аутсорсингу в сфере высоких технологий, где создание НИОКР-альянсов получило столь обширное распространение, что можно даже сделать вывод о перспективных геополитических изменениях на фоне глобализации мировой экономики [Черенков, Марьяненко, 2009].
Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия: технология, понятие, методы и принципы
Даже чисто корпоративная сеть (corporative network), основу образования которой составляет единая собственность представляющей эту бизнес-сеть ТНК, также не может обойтись без контрактных отношений при интернационализации бизнеса. Это объясняется обособленностью национальных экономических пространств (кроме стран — членов ЕС), несмотря на правила ВТО, касающиеся снижения таможенных барьеров. Поэтому, например, американская головная компания (headquarters), имеющая свою 100%-ную промышленную собственность в Южной Корее (допустим, дочернее предприятие), все равно должна заключать международные контракты со своим же зарубежным предприятием, чтобы обеспечить функционирование интракорпоратив- ной логистики.
Радикальные перемены в принципы организации бизнеса во всемирном масштабе внесла тотальная глобализация, в условиях которой доминирующим принципом сетеобразования стал контрактный, что соответствует установившейся в настоящее время доминанте маркетинга отношений [Черенков, 2004].
При развитии межфирменных сетей именно контрактная сеть (icontractual network) сегодня не только является отражением интернационализации малого и среднего бизнеса, но и представляет собой основной механизм построения отношений экстернализации для современной «гибкой» ТНК [Шерешева, 2010], которая реализовала концепцию «глобальной фабрики» [Бакли, 2008]. Контрактная сеть, обеспечивающая многочисленные гибкие изменения своей пространственно-рыночной структуры, позволяет получать и сохранять глобальное конкурентное преимущество.
Все это делает задачу выбора метода и формы международной операции весьма критической для каждого бизнеса и важной для менедже- ра-логиста международной компании, а начало любого выбора лежит в систематической классификации опций и возможности сравнительного анализа их преимуществ и недостатков.
Очевидно, что выбор метода и формы международной бизнес-операции, адекватной стратегическим целям и задачам международной компании, зависит от конкретных характеристик как товара, так и рынка. На оперативном уровне принятия решений о развитии ВЭД предприятия всегда рассматривается вопрос о способе вхождения, или экспансии, на зарубежные рынки.
На рис. 2.1. максимально кратко систематизированы семь методов ([1] — [7]). Дальнейшее развитие этой классификация международных операций предполагает рассмотреть и четыре группы форм (I — IV) реализации международных бизнес-операций. На первый взгляд несколько необычным может показаться включение группы международных операций «Аренда» (лизинговые операции и управленческие контракты), популярность которых в наше время не позволяет оставить их в стороне от классификации [Черенков, 2007, с. 13-15].
Международная торговля, классически рассматриваемая как межнациональный обмен результатами труда, чаще всего опосредуемый денежным эквивалентом, представляет собой не только исторически самую старую, но и самую распространенную форму международных экономических отношений, которую принимают приблизительно 4/5 всех международных экономических отношений. На макроэкономическом уровне международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира.
Кроме того, как в национальной, так и в международной статистике учитываются не только национальные/региональные счета по экс- порту/импорту, но и товарная специализация экспортных/импортных потоков. Последняя учитывается в зависимости от природы предмета купли-продажи как торговля готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем, услугами, интеллектуальной собственностью. Последние чаще всего принимают форму документарных, или кодифицированных, интеллектуальных ресурсов, т. е. эти ресурсы существуют как на бумажных, так и на электронных носителях и поэтому не могут подпадать под категорию «торговля услугами.
В основу этой унифицированной классификации методов и форм международных бизнес-операций положена основная и исходная категория маркетинга — обмен (рис. 2.1). Это оправдано всеобщим характером обмена в биологических и социальных системах, и в «неживой» природе.
Рис. 2.1. Унифицированная классификационная карта международных операций
Источник: studref.com
6 Вопрос Основные методы осуществления международных коммерческих операций
[ При осуществлении международных коммерческих операций различают прямой и косвенный методы. Прямой метод основан на установлении прямых связей между производителем-поставщиком и конечным потребителем. Этот метод подразумевает поставку товара непосредственно конечному потребителю и закупку товара у самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи.
Прямой метод используется: S при продажах и закупках на внешних рынках промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов; S экспорте крупногабаритного и дорогостоящего оборудования; •S экспорте стандартного серийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании, имеющие свою розничную сеть; S закупках сельскохозяйственной продукции непосредственно у фермеров-производителей в развивающихся странах. Этот метод позволяет налаживать более тесный контакт, лучше изучать условия рынка и быстрее приспосабливать свои производственные программы к спросу и требованиям рынка. • Косвенный метод заключается в использовании посреднических звеньев.
При этом может быть заключено шесть видов договоров. 1. Договоры с простыми посредшгками, по которым иностранные лица, фирмы и организации осуществляют поиск заинтересованных партнеров и сводят их для подписания контрактов. Простой посредник — это брокер, который получает вознаграждение за свои услуги.
В такие соглашения могут быть включены обязательства по исследованию рынка, рекламе товаров, оказанию помощи, в проведении переговоров, составлению контрактов. ! 2. Договоры-поручения, по которым поручители доверяют физическим и юридическим лицам подписывать контракты от их имени и за их счет] Обычно такие договоры содержат пределы полномочий поверенных по ценам, срокам, техническим характеристикам товаров. 3. Договоры-комиссии, по которым посредники заключают контракты от своего имени, но за счет поставщиков (заказчиков) — комитентов.
Комитенты исполняют обязанности по договорам, подписанным комиссионерами. Эти договоры включают в себя пределы полномочий по техническим характеристикам товаров, гарантиям и штрафам. 4. Договор-комиссия на продажу — договор-консигнация.
Поставщики (консигнанты) поставляют товар на склады посредников (консигнаторов), которые сбывают его и переводят вырученные средства консигнантам. На этих условиях продаются автомобили, тракторы, электродвигатели, станки и др. 5. Договоры со сбытовыми посредниками-дистрибьюторами.
Они занимаются продажей товаров от своего имени и за свой счет, а следовательно, обладают большей коммерческой самостоятельностью. 6. Агентские соглашения — заключаются с посредниками, которые содействуют заключению сделок или заключают их от имени экспортера или импортера.
Эти соглашения содержат пределы полномочий по наиболее существенным условиям сделок, а также дополнительные обязательства агентов: техническое обслуживание, реклама, предпродажная подготовка. 7 вопрос Внешнеторговый контракты по разным группам товаров (сырьевые, продовольственные) В контрактах на поставку сырьевых и продовольственных товаров много внимания уделяется условиям сдачи-приемки товара, методам определения качества и количества.
При перевозке сырьевых и продовольственных товаров могут произойти изменения в количестве и качестве, так как некоторые из них поглощают влагу, подвергаются усушке, портятся. Поэтому в контрактах предусматривается, что окончательное определение количества и качества товара производится в пункте назначения.
Соответственно в контракте делается запись следующего содержания: «Сдача-приемка (например, руды) по количеству производится на основании веса, указанного в коносаменте. Покупатель имеет право проверить вес руды в порту выгрузки на крановых или вагонных весах путем перевески пустых и груженых вагонов. Вес при этом удостоверяется сертификатом присяжного весовщика.
Сдача-приемка по качеству производится по сертификату, выданному лабораторией страны-продавца. Покупатель имеет право проверить качество руды в порту выгрузки. Нейтральная контрольная фирма в присутствии представителей продавца и покупателя отбирает за счет покупателя несколько проб для определения содержания двуокиси хрома (это основной показатель качества), передает их для анализа нейтральной лаборатории. Если результаты анализа покажут разницу более 1% (процент условный) в содержании двуокиси хрома, окончательными и обязательными будут результаты нейтрального анализа». Исходя из того факта, что окончательная сдача по количеству и качеству производится в пункте выгрузки, вытекает другая особенность этой группы контрактов.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net