Методы налогообложения малого бизнеса

Предметом исследования является изучение системы налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации. Налогообложение играет важнейшую роль в стимулировании деятельности малого предпринимательства. Объектам малого бизнеса предоставлен особый порядок налогообложения, предполагающий снижение налогового бремени.

Освобождение от уплаты отдельных налогов субъектов малого предпринимательства называются специальными налоговыми режимами. В настоящее время существуют следующие специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход; упрощённая система налогообложения; единый сельскохозяйственный налог; патентная система налогообложения; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Развитие и поддержка малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем. Авторы рассматривают проблемы и основные изменения, внесенные в российское налоговое законодательство в области налогообложения малого бизнеса. Поддержка объектов хозяйствующих субъектов однозначно является действенным способом по улучшению экономического состояния.

Принципы налогообложения в РФ, методы налогообложения (#05)

налоговое регулирование
оптимизация налогов
упрощенная система налогообложения
единый налог на вмененный доход
патентная система налогообложения
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. – 2015.

2. Агузарова Л.А. Институциональная адаптация предпринимательских структур//диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Владикавказ, 2002.

3. Агузарова Л.А. Методы государственного регулирования процессов воспроизводства социально-трудового потенциала в депрессивных регионах СКФО // Региональная экономика: теория и практика. – 2013. – № 8. – С. 23–28.

4. Агузарова Л.А. Тенденции институциональной адаптации предпринимательских структур // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2009. – № 1. – С. 11–15.

5. Агузарова Ф.С. Совершенствование методов принятия финансового решения и эффективность использования финансовых ресурсов на предприятии: Дис.. канд. эконом. наук. – Владикавказ, 2006.

6. Агузарова Ф.С., Хохоева З.В. Значение налогов в повышении инвестиционной активности в Северо-Кавказском федеральном округе//Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–4. – С. 836–839.

7. Агузарова Ф.С., Токаев Н.Х. Финансовые решения и эффективность использования финансовых ресурсов на предприятии Владикавказ // Издательство «Олимп», 2008.

8. Балаева Д.А. К вопросу создания особых экономических зон в приграничных районах РФ // Налоги и налогообложение. – 2014. – № 12. – С. 1092–1096.

Наиболее действенным способом поддержки малого бизнеса, безусловно, является установление такого порядка налогообложения, который позволил бы улучшить экономическое состояние существующих малых предприятий и дал толчок к развитию малого бизнеса в отраслях производственной сферы.

Специфика малого предпринимательства определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора. По сравнению с крупными предприятиями субъекты малого предпринимательства характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, и, следовательно, нуждаются в содействии со стороны государства для поддержания рыночной конкуренции [2; 4].

Как выбрать выгодную систему налогообложения для ИП: лучший налоговый режим 2022 для ИП с таблицей

В настоящее время налоговое законодательство все совершенствуется в данном направлении. Имеет место быть несогласованность отдельных законодательных и иных нормативных правовых актов, неоднозначность толкования их положений.

Одной из проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства в России, на наш взгляд, является сложность и обременительный характер системы налогообложения. Именно поэтому в целях налогового стимулирования малого предпринимательства в налоговую систему России были введены специальные налоговые режимы. Понятие «специальные налоговые режимы» занимает очень важное место в экономике государства. Для организаций или индивидуальных предпринимателей существует общий режим налогообложения, но, в зависимости от особенностей видов деятельности, могут применять специальный налоговый режим.

Целью настоящего исследования является изучение действующего налогового законодательства в части налогообложения малого предпринимательства, а также выявление проблем и определение возможных путей их решения.

Материалы и методы исследования

На основе поискового и исследовательского методов определены действующие способы оптимизации налогообложения малого бизнеса. К таким способам, в первую очередь, относятся специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены налоговым законодательством и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы, представляют собой особый порядок определения элементов налогообложения и освобождения от уплаты отдельных налогов и сборов для субъектов малого предпринимательства. В настоящее время существуют следующие специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход (ЕНВД); упрощённая система налогообложения (УСН); единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН); патентная система налогообложения (ПСН); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП). Эти системы являются специальными налоговыми режимами и представляют собой особые, льготные условия функционирования для малого бизнеса. Развитие и поддержка малого предпринимательства в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем [5].

Вместе с тем, ежегодно в статьи налогового законодательства РФ по указанным режимам вносятся изменения. Трансформации подрывают экономическое состояние хозяйствующих субъектов и приводят к неустойчивому развитию [6]. Все изменения, происходящие в налоговом законодательстве, не обеспечивают в полной мере грамотной и законной оптимизации налогообложения.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим основные изменения налогового законодательства в разрезе специальных налоговых режимов.

УСН. Как известно, организации, которые применяют УСН, до сих пор освобождались от уплаты налога на имущество организаций. Теперь данное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Это административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также жилые дома и жилые помещения, не учитываемые в бухучете в качестве объектов основных средств.

Между тем, в российской практике применялись методы ЛИФО и ФИФО для определения ценности активов. Метод ЛИФО в бухгалтерском учете не применяется с 1 января 2008 г., теперь он утратил силу и в налоговом законодательстве.

При переходе на УСН индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты ряда налогов, в том числе от уплаты налога на имущество физических лиц. С 1 января 2015 г. данное освобождение не распространяется на административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, предназначенные либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, перечень которых устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ; объекты недвижимого имущества, образованные в течение года в результате раздела или иного соответствующего законодательству РФ действия с объектами недвижимого имущества, включенными в упомянутый перечень, если такие объекты отвечают требованиям НК РФ.

ЕНВД. Организации, применяющие ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. С начала текущего года внесено уточнение. Теперь данное освобождение не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Это административно-деловые и торговые центры, и другие объекты, описанные выше.

Важно учесть, что налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Внесенные в законодательство изменения вступили в силу с 1 июля 2014 г. В этой связи, допустимы следующие варианты применения новых правил:

1) так как новые правила вступили в силу с 1 июля, плательщики ЕНВД должны исчислить налог на имущество организаций за III и IV кварталы 2014 г., а в I и II кварталах распространялось еще освобождение.

2) организации не должны уплачивать налог на имущество организаций за весь 2014 г. Исчисление должно начинаться с 1 января 2015 г. Это объясняется тем, что у плательщиков ЕНВД возникает обязанность уплачивать налог на имущество организаций, налоговый период по которому, составляет календарный год.

Читайте также:  Как узнать к какой категории бизнеса относится предприятие

Теперь что касается индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД. Так, индивидуальные предприниматели не уплачивают налог на имущество физических лиц. С 1 января 2015 г. из этого правила исключаются административно-деловые и торговые центры и помещения в них и др. (пп. 1 и 2 п. 1, п. 7 ст. 378.2 НК РФ). В отношении перечисленных объектов база по налогу на имущество физических лиц рассчитывается как их кадастровая стоимость с применением налоговой ставки в размере, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не превышающем 2 %.

ПСН. С 1 января 2015 г. налоговые органы могут выдавать патенты, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований. Исключение составляют патенты на перевозку грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом, развозную и разносную розничную торговлю. Они, как и прежде, действуют в пределах субъекта Российской Федерации.

Отметим, что если предприниматель не состоит на учете в налоговом органе муниципального образования, порядок подачи заявления на получение патента аналогичен порядку подачи заявления в субъекте Российской Федерации. Заявление можно подать в любой территориальный налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности.

С 1 января 2015 г. дифференцированный размер потенциально возможного дохода может быть установлен, как для одного, так и для нескольких муниципальных образований. Нововведением является отмена минимального размера потенциального годового дохода предпринимателя. Прежде минимальный размер потенциального годового дохода предпринимателя подлежал ежегодной индексации и составлял 100 тыс. руб. Указанное изменение дает возможность учитывать региональные особенности ведения предпринимательской деятельности и предоставляет возможность субъектам Российской Федерации проявлять большую самостоятельность. В случае если предприниматель осуществлял деятельность в городе, где с численностью населения более 1 млн. чел. потенциальная доходность может разниться [1].

Как известно, индивидуальный предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения, освобождается от уплаты определенных налогов. В частности, он не уплачивает налог на имущество физических лиц по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности, в отношении которой приобретен патент. Теперь из этого правила установлено исключение, аналогичное при применении УСН и ЕНВД. А именно, данное освобождение не распространяется на административно-деловые и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, предназначенные либо фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, перечень которых устанавливает уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В отношении перечисленных объектов база по налогу на имущество физических лиц рассчитывается как их кадастровая стоимость с применением налоговой ставки в размере, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не превышающем 2 %.

Несмотря на то, что специальные налоговые режимы представляют собой эффективный механизм поддержки малого бизнеса, они и на современном этапе содержат ряд проблем нормативно-правового характера, которые необходимо решать с целью повышения эффективности их деятельности.

Следует обратить внимание на чрезвычайную важность и сложность вопроса об утрате права на применение единого сельскохозяйственного налога при отсутствии доходов в первом налоговом периоде. Ведь в это время налогоплательщики создают необходимые условия для осуществления основного вида деятельности и обычно не получают доходов. Причем вопрос актуален не только для вновь созданных организаций, но и для налогоплательщиков, которые переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Негативным является отсутствие права открывать филиалы и представительства при применении упрощенной системы налогообложения.

В числе недостатков системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, можно выделить установленную по видам деятельности базовую доходность, которая часто не имеет экономического обоснования и не соответствует реальным результатам предпринимательской деятельности.

Существенным недостатком системы является то, что предприятие, переведенное на режим уплаты упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход, патентную систему налогообложения выступает невыгодным партнером, так как не является плательщиком налога на добавленную стоимость и не может выставить счет-фактуру заказчику для его возмещения.

Предлагаем доработать налоговое законодательство Российской Федерации, а также ужесточить формы и методы налогового контроля так, чтобы избежать ситуации расчленения крупного бизнеса на мелкие предприятия.

Предлагаем расширить перечень критериев, дающих право перехода для субъектов малого предпринимательства на специальные налоговые режимы с целью развития предпринимательства в России. Ограничение возможностей при налогообложении субъектов малого и среднего бизнеса связано с исключением использования налоговых льгот.

Для плательщиков единого налога на вмененный доход предлагаем в перспективе ввести налог, уплачиваемый от прибыли организации, в случае, если фактическая доходность организации будет превышать базовую доходность. Тогда организация должна будет по итогам налогового периода указывать и документально подтверждать полученный за налоговый период доход.

Для плательщиков упрощенной системы налогообложения предлагаем пересмотреть налоговое законодательство в части создания филиалов и представительств, что повлечет за собой привлечение дополнительных налоговых доходов.

Введенные в Российской Федерации специальные налоговые режимы позволили снизить налоговую нагрузку на малое предпринимательство, что позитивно сказалось на оживлении инновационной деятельности. Под специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода.

В современной налоговой практике существует пять специальных налоговых режимов: единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; единый налог на вмененный доход; соглашение о разделе продукции; патентная система налогообложения. Применение каждого из них предполагает соблюдение определенных налоговым законодательством Российской Федерации условий. По трем из них внесены изменения в налоговое законодательство с начала текущего года (патентная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход).

Источник: applied-research.ru

Налогообложение малого бизнеса: система и особенности

Малые предприятия не имеют больших производственных и реализационных объемов. Тем не менее они вносят существенный вклад в доходы бюджета. Это обусловлено тем количеством, в котором они представлены на рынке. По последним данным, в стране работает порядка 5-ти млн ПБЮЛ и 282 компании, численность штата в которых 15-100 человек.

Более всего распространены предприятия торговли и сервиса. Рассмотрим далее особенности налогообложения малого бизнеса.

налогообложение малого бизнеса

Общие сведения

Законопроект о налогообложении малого бизнеса предусматривает определенные послабления для небольших предприятий. Это обусловлено тем, что на первоначальных этапах своей деятельности таким компаниям и ИП сложно нести бремя в полном объеме ввиду небольшого объема реализации и производства. Как правило, граждане создают предприятие с использованием собственных средств.

Они рискуют своими деньгами и личным имуществом при вхождении на рынок. Закон о налогообложении малого бизнеса учитывает сложность развития, принимает во внимание тот факт, что до получения первой прибыли должно пройти определенное время. Поэтому для таких предприятий предусматриваются определенные льготы.

Режим вмененного платежа

Для этой системы налогообложения малого бизнеса характерна простота при расчете. Этот режим используется в тех случаях, когда доход предпринимателя сложно контролировать. Суть его состоит в том, что его взимают с предприятия в форме фиксированного платежа за конкретный период. Им может быть, например, год.

Муниципальная или государственная власть, учитывая средний прогнозируемый доход для определенного вида деятельности, предлагают выплатить рассчитанный налог авансом. После внесения платежа, хозяйствующий субъект будет считаться надлежащим плательщиком до следующего периода.

В ряде случаев вмененное налогообложение малого бизнеса предполагает использование корректирующих коэффициентов. С их помощью власть пытается сделать платежи более адекватными и справедливыми. Базовую ставку умножают на повышающий или понижающий коэффициент. Он будет зависеть от вида деятельности, местоположения, клиентского потока, инфраструктуры и ряда других факторов.

Читайте также:  Выставочный бизнес в России что это

системы налогообложения малого бизнеса

Отчисление с прибыли

Это далеко не новое налогообложение малого бизнеса. Отчисление с дохода предполагает справедливое разделение прибыли между предпринимателем и государством по установленной ставке. Соответственно, чем больше поступлений будет у предприятия, тем больше он отдаст в бюджет. В отечественной практике установлена ставка в 13%.

Она соответствует той, что установлена для сбора подоходного налога с физлиц. Так как ИП, выступая в качестве владельцев бизнеса, вправе привлекать к деятельности предприятия работников по найму, то они должны также самостоятельно рассчитывать и выплачивать за них обязательные суммы. Индивидуальным предпринимателям можно получать профессиональные вычеты в сумме осуществленных ими расходов. Такие затраты должны официально подтверждаться документами и касаться непосредственного извлечения прибыли. На вычеты можно рассчитывать только после госрегистрации в качестве ИП.

Налог на имущество

Его выплачивают владельцы сооружений, гаражей, офисов, жилых домов, производственных помещений. Ставки формируются в органах местной власти с учетом рыночной стоимости объектов, вида их использования и прочих критериев. Упрощенное налогообложение малого бизнеса исключает необходимость отчислять суммы с имущества, которое непосредственно участвует в предпринимательской деятельности, если выплачивается ЕНВД.

закон о налогообложении малого бизнеса

НДС

Стоимость продукта на разных стадиях технологического и реализационного процесса постепенно повышается. Суть НДС заключается в том, чтобы на каждом таком этапе с предпринимателя взимались определенные платежи. Для индивидуальных предпринимателей это сравнительно новое налогообложение малого бизнеса. Оно действует для них с 1-го января 2001-го года.

До этого момента НДС вменялось только коллективным предпринимателям — предприятиям. Сумма НДС включается в конечную стоимость продукта, по которой его приобретает потребитель. Законодательство предусматривает налоговые вычеты по НДС для ИП. Документом-основанием, дающим такое право, выступает счет-фактура. Те, кто выплачивает ЕНВД, отчисляют НДС только при ввозе продукции на таможенную территорию РФ.

Отчисления с продаж

Они составляют косвенное налогообложение малого бизнеса. Суть этих отчислений в том, что при заключении каждой сделки купли-продажи государство взимает определенный процент. Соответственно, чем больше потребитель приобретает товаров, тем больше сумма выплаты.

особенности налогообложения малого бизнеса

ЕСН

Для реализации права пользоваться системами государственного медицинского и социального страхования, а также пенсионного обеспечения, предприниматель и его работники должны отчислять определенные суммы в соответствующие фонды. Эти платежи включены в категорию обязательных.

Это налогообложение малого бизнеса предполагает отчисления с различных вознаграждений, положенных физлицам в соответствии с гражданско-правовыми договорами, в которых предметом является исполнение работы, оказание услуги, а также авторскими соглашениями. В качестве исключения выступают вознаграждения, положенные индивидуальным предпринимателям. Взносы перечисляются в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Кроме этого, суммы удерживаются с доходов предпринимательской деятельности за минусом расходов, которые связаны с их получением. С суммы, направляемой в Фонд соцстраха, такие субъекты налог не выплачивают.

Транспорт

С него также выплачивается налог. Соответствующие суммы отчисляются в региональный бюджет. На уровне субъекта устанавливается ставка транспортного налога в рамках НК, сроки и порядок выплаты, льготы и основания для их применения, форма отчетности. Тарифы рассчитываются в соответствии с мощностью двигателя, категории ТС.

законопроект о налогообложении малого бизнеса

Земля

Она выступает в качестве одного из производственных факторов. Государство устанавливает земельный налог по принципу прямой пропорции. То есть, чем больше ресурсов используется, тем выше плата. В качестве плательщиков выступают физлица, имеющие землю в собственности, пользовании, владении. Ставка определяется местными органами власти.

Источник: www.syl.ru

Методы налогообложения малого бизнеса

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), Владикавказский филиал

Государственная поддержка малого предпринимательства создает правовые и организационные условия для роста деловой активности малых предприятий; реализует научно-техническую, инновационную, инвестиционную и ценовую политику; налоговую и кредитно-финансовую политику для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; оказывает содействие во внешнеэкономической деятельности, а также упрощает порядок регистрации и форм отчетности. Специальные налоговые режимы рассматриваются как особый способ налогообложения малого бизнеса. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной, не обязательно льготной, системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно или просто невозможно.

государственное регулирование
малое предпринимательство
специальные налоговые режимы
система налогообложения
участники рынка

1. Дзагоева М.Р., Тускаева М.Р. Проблемы реализации программ по поддержке малого бизнеса в муниципальных образованиях // Молодежь и наука: актуальные вопросы социально-экономического развития региона. – 2012. – С. 176–180.

2. Тускаева М.Р. Механизм регулирования процессов модернизации малых предприятий республики Личность и общество: социокультурные, экономические и политико-правовые аспекты взаимодействия в условиях глобализации: материалы региональной научно-практической конференции. – 2013. – С. 185–189.

3. ТускаеваМ.Р. Частно-государственное партнерство в ходе реализации программ по поддержке малого бизнеса в муниципальных образованиях: труды молодых ученых Владикавказского научного центра РАН. – 2011. – № 3–4. – С. 161–166.

4. Тускаева М.Р., Кудаева А.М. Сравнительный анализ налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации и в зарубежных странах // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2015. – С. 453–461.

5. Тускаева М.Р., Кцоева И.К. Налоговое стимулирование инноваций // Социально-экономическое развитие региона в условиях модернизации: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2015. – С. 462–467.

6. Тускаева М.Р., Гоконаева Д.А. Формирование инновационной системы в условиях модернизации экономики РФ // Стратегия устойчивого развития регионов России. – 2014. – № 23. – С. 60–64.

7. Тускаева М.Р. Развитие форм информационно-аналитического обеспечения модернизации производственного комплекса Северо-кавказского региона // Устойчивое развитие горных территорий. – 2013. – № 2. – С. 100–104.

8. Тускаева М.Р. Совершенствование управления модернизацией предприятий промышленности (на примере республики Северная Осетия-Алания): дис. . канд. эконом. наук / Северо-кавказский горно-металлургический институт. – Владикавказ, 2006.

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства ведется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Специально созданные государственные организации защищают интересы малого предпринимательства и следят за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований. Государственная поддержка малого предпринимательства создает правовые и организационные условия для роста деловой активности малых предприятий; реализует научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую политику; налоговую и кредитно-финансовую политику для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; оказывает содействие во внешнеэкономической деятельности; упрощает порядок регистрации и форм отчетности [1].

Целями государственной политики регулирования малого предпринимательства являются:

1) снижение безработицы;

2) развитие инвестиционных процессов;

3) финансирование разработок инновационной продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство [2].

Наиболее распространены такие формы государственной поддержки, как:

– установление долгосрочных программ развития малого предпринимательства на законодательном уровне;

– включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам [3].

Читайте также:  Как втб бизнес онлайн перевести деньги на карту Сбербанка

Государственное содействие развития малого предпринимательства в России ведется по следующим направлениям:

1) создание государственных и негосударственных источников финансирования малого бизнеса;

2) использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;

3) обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;

4) создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти, неправительственные объединения и организации, специализированные организации инфраструктуры, фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;

5) осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов;

6) создание долгосрочных целевых программ государственной поддержки малого бизнеса;

7) оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;

8) предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение малого бизнеса, является Налоговый кодекс РФ. Однако в НК РФ отсутствуют понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Это означает, что никаких специальных условий налогообложения, в том числе налоговых льгот, напрямую для малых предприятий не установлено.

В настоящее время в России действуют две системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общий режим и специальные режимы налогообложения.

Под общим режимом налогообложения понимают совокупность налогов и сборов, установленных НК РФ и иными федеральными законами и подлежащих уплате организациями всех форм собственности и физическими лицами.

Специальные налоговые режимы рассматриваются как особый способ налогообложения малого бизнеса.

Под специальным налоговым режимом законодатель признает особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной, не обязательно льготной, системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающий в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом нецелесообразно или просто невозможно.

Налоговое регулирование в виде применения специального налогового режима может проявляться в двух формах: [4]

– в виде упрощения системы налогообложения, учета, отчетности;

– в виде снижения налогового бремени по сравнению с общеустановленным режимом налогообложения.

На территории Российской Федерации в соответствии с НК РФ установлены следующие специальные режимы налогообложения:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

3) упрощенная система налогообложения;

4) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Основная цель этих режимов – упростить порядок исчисления и взимания налогов в зависимости от субъектного состава или вида предпринимательской деятельности. В работе установлены факторы, влияющие на выбор государством специальных режимов налогообложения для субъектов малого предпринимательства:

– специальные налоговые режимы направлены на создание более щадящего налогового обременения. Это связано с тем, что государственным приоритетом в условиях становления отечественной рыночной экономики является создание конкурентной среды, а она возможна лишь в случае присутствия на рынке большой массы организаций и индивидуальных предпринимателей [5];

– важнейшим принципом налогообложения является принцип экономии. Малые и средние участники рынка не имеют возможности минимизировать удельные расходы по исчислению и уплате налогов, они не могут содержать достаточный штат квалифицированных специалистов для осуществления налогообложения по общеустановленной системе. А налоговые органы несут чрезмерные расходы по организации налогового контроля за массой мелких налогоплательщиков. Все это может привести к тому, что собранные налоги не покроют затрат на их сбор;

– любая система налогообложения эффективна постольку, поскольку в ее рамках можно наладить действенный налоговый контроль. Состояние экономики России в настоящий момент таково, что существуют отдельные виды деятельности, наличный денежный оборот которых сложно проконтролировать. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим эти виды деятельности, проще вменить получение определенного дохода, основываясь на данных статистических и налоговых органов по доходности этих видов деятельности [6].

Специальные налоговые режимы могут применяться не всеми категориями налогоплательщиков, существуют ограничения на их применение, такие как осуществляемый вид деятельности, численность работников, состав и размер доходов и др.

С момента введения, т.е. в течение последних 10 лет, специальные налоговые режимы дорабатывались и редактировались с учетом практики их применения с целью стимулирования субъектов предпринимательской деятельности к их применению, выхода из сферы «теневого» бизнеса, а также для исключения возможности ухода от налогообложения и снижения поступлений налогов в бюджетную систему. Совершенствование таких специальных налоговых режимов, как ЕСХН и УСНО, позволило снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, повысить темпы развития производства и инвестиционной деятельности, увеличить занятость населения.

Упрощение налогообложения и ведения налоговой и бухгалтерской отчетности, предусмотренное специальными налоговыми режимами, привело к снижению издержек, связанных с необходимостью ведения соответствующего учета, повышению эффективности налогового администрирования. Указанные преимущества специальных налоговых режимов вызвали в последние годы существенное увеличение количества налогоплательщиков, которые их применяют.

В настоящее время перспективы развития и роль малого бизнеса в экономике России находятся под пристальным вниманием общественности.

Согласно представленным в основных направлениях налоговой политики РФ на перспективу направления развития налоговой системы в целом ее структура не будет меняться кардинально. В 2016 г. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются прежними т.е. создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Чтобы иметь перспективы развития малого бизнеса в стране, для начала требуется создать специальные условия налогообложения и налоговые льготы для малых предприятий, так как в НК РФ это не предусмотрено.

Малое предпринимательство, как показывает мировой и отечественный опыт, способствует быстрому развитию сбалансированной экономики, повышению эффективности производства, гибкости хозяйственной стратегии и тактики, быстроте и качеству принятия и реализации управленческих решений, повышению уровня компетентности и ответственности предпринимателя за конечные результаты производства [7].

Однако для того, чтобы малое предпринимательство активно развивалось в нашей стране, необходима соответствующая законодательная база, разумные налоговые и экономические льготы, а также прямая поддержка государства в виде подготовки кадров, прямых инвестиций и создания условий для действия международных организаций, скорейшее формирование механизма венчурного капитала. Для превращения малого предпринимательства в основу экономического роста России согласно правительственной программе оно должно стать качественно иным. По направлениям деятельности оно должно ориентироваться в основном на производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, меняться по технической и технологической оснащенности, снижать издержки, повышать качество продукции, успешно совершенствовать процесс управления модернизацией на всех этапах производства и т.п. [8].

Будущая основа российского экономического роста должна иметь гораздо большие, чем сегодня, финансовые резервы и совершенно иные кредитные возможности.

Источник: fundamental-research.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин