Налоговое стимулирование выражается в частности, в предоставлении налоговых льгот, снижении ставки, налоговых соглашениях с другими странами, снятии налогов на реинвестирование и беспошлинный импорт оборудования и т. д., и конечно, налоговыми кредитами.
Необходимость развивать и поддерживать достаточный уровень налогового стимулирования в экономике, а также оказывать поддержку инноваций объясняется тем, что для осуществления инновационной деятельности предприятиям необходимы свободные финансовые ресурсы, которые могут быть высвобождены в случае снижения уровня налоговой нагрузки.
Предоставление налоговых льгот(определенные преимущества и скидки, предоставляемые отдельным категориям граждан, уплачивающих налоги) является одним из важнейших методов налогового стимулирования, ведь осуществляя влияние на величину поступлений налогов в стране, можно отрегулировать различные экономические ситуации. Также налоговые льготы призваны помочь государству определять соотношение между инвестициями фирм в активную и пассивную части основных фондов, на скорость воспроизводства основного капитала в промышленности страны, направляет инвестиции фирм в приоритетные направления, влияет на региональное размещение промышленных инвестиций.
Методы взимания платежей (#04)
Так, налоговые льготы предоставляются с целью увеличения предприятиями своих расходов на научно-исследовательские и опытно конструкторские работы, являющиеся основным показателем инновационной активности. Государством могут быть установлены льготы для различных организаций, осуществляющих новаторскую деятельность
Современное состояние налоговой политики государства ориентированно с большим преимуществом на сторону фискальной функции. Сбор налогов как аккумулирование необходимых финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности государства безусловно главная задача налогообложения и налоговых органов любого государства. Однако нельзя пренебрегать и недооценивать регулирующую (стимулирующую) функцию налоговой политики. Так как при практическом применении и постоянном усовершенствования ее методов, она становится необходимым гибким инструментом, оказывающим влияние на экономико-социальную сферу жизни общества. На данном этапе экономического развития страны величина изъятия налоговых поступлений велика, а предусмотренные законодательством налоговые льготы на практике малоэффективны и требуют корректировок.
Невзирая на многие критические оценки методов налогового регулирования, убеждений о неэффективности и ложности положительного эффекта от использования данного инструмента многие страны либо активно развивают, внедряя эти методы на практике, либо формируют необходимую законодательную базу.
Преимущественно с помощью налогов государство стремится стимулировать долгосрочные и дорогостоящие исследования, поддерживать потенциал малого и среднего бизнеса, укрепить научно-техническую базу приоритетных секторов экономики.
На текущий год, а также на плановые 2017–2018 гг. в основном документе (Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017–2018 гг.), очерчивающий приоритетные направления развития налоговой политики вводится ограничение на увеличение налоговой нагрузки. Данная мера призвана обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвестиций.
«Круглый стол» № 5 «Меры налогового стимулирования развития малого и среднего бизнеса»
Ближайшие три года призваны обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.
Одним из перспективных методов налогового регулирования выступает инвестиционный налоговый кредит. Суть его заключена в изменении срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Ярким примером налогового регулирования на экономику страны становится ИНК. Потому как в отличии от массы безвозвратных налоговых льгот государство при помощи ИНК, увеличивает налоговые поступления в бюджет страны и стимулирует компании на увеличение капитала.
Еще одним методом налогового стимулирования выступает налоговая амнистия. Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. Налоговой амнистии характерны следующие признаки: одномоментность, предоставление право государством легализовать свои доходы едино разово и за определённый промежуток времени.
Источник: poisk-ru.ru
Механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства
2.4. Механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства.
Для развития и поддержки малого предпринимательства необходимо совершенствовать налоговое законодательство и большое внимание уделять налоговым льготам для малых предприятий.
В высокоразвитых странах ставки налога на прибыль и на добавочную стоимость применяются дифференцированно в зависимости от величины годового дохода. Пониженные налоговые ставки используются для привлечения предпринимателей в неразвитые районы.
Широко используются налоговые рычаги для стимулирования развития инновационного бизнеса и образования новых крупных фондов венчурного капитала. Например, в США мелкие инновационные фирмы для инвестиций рискового капитала пользуются налоговыми льготами, льготными кредитами, предоставляемыми специальными фондами в обмен на часть акций. Затраты предприятий, которые используются на развитие науки и техники, освобождаются от налогов до 65%.[46. c.22]
Существует еще и такая льгота, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли. За рубежом это разрешено в таких отраслях, как ремесленное производство, торговля, промышленность, сектор свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв устанавливается как в абсолютном, так и в относительном размере.
Вообще, следует заметить, что хотя система налоговых льгот в равных странах неодинакова, в основном она включает следующее: [26. c. 88]
— скидку налога на прибыль компаний в размере части капиталовложений в новое оборудование, строительство;
— скидку с налога на прибыль в размере части расхода на НИОКР;
— разрешение создавать за счет части прибыли фонды специального назначения, не облагаемые налогом;
— обложение прибыли по заниженным налоговым ставкам;
— дифференцированный подход в обложении налогом на прибыль;
— создание не облагаемого налогом резерва;
— использование механизма ускоренной амортизации.
В России некоторые изменения для малых предприятий в налоговое законодательство произошли с принятием нескольких указов Президента в 1993 году. Указом № 2270 от 22 декабря 1993 г. «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» предусмотрены дополнительные меры по налоговому, стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие и расширение производства, выделение из-под налогооблагаемой прибыли средств, направленных предприятиями на погашение кредитов банков на капвложения, освобождение от налогообложения прибыли банков, полученной от предоставления долгосрочных кредитов предприятиям.
Не облагается налогом часть прибыли предприятия, направляемая на строительство, на реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии. В первые два года работы освобождаются от налога на прибыль малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, выпуску товаров народного потребления, а также производящие строительные материалы, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Третий и четвертый год указанные предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки при условии, что выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). [11. c.24]
Льготу по налогу на прибыль имеют банки, предоставляющие ежеквартально не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям.
Малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.
Однако следует заметить, что в целом все эти и другие изменения порядка и условий налогообложения малых предприятий не затрагивают принципиальной основы действующей налоговой системы России.
Действующая российская налоговая система строится на отношениях подчинения. Нормативные акты, которые регулируют отношения по уплате налогов его гражданами, не предусматривают все возможные ситуации, при возникновении которых предприятию надлежит платить тот или иной налог. Вот почему следует создать универсальную, по возможности гибкую налоговую систему, которая минимальным количеством норм будет качественно регулировать обширную область отношений и добиться соответствия созданной системы законодательству, регулирующему область гражданских и предпринимательских отношении.
Налоговая система может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научной политики, в связи с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии. При неопределенности налоги действуют бессистемно и усугубляют положение дел.
Непродуманное усиление налогового гнета не увеличит поступлений в бюджет, ведь предприниматель определяет благоприятные и неблагоприятные с точки зрения налогообложения виды хозяйственной деятельности, и гражданско-правовых договоров.
При существующей системе налоговых льгот, если нагрузка снята с одних предприятий, то она неизбежно ложится на плечи других.
Несовершенная налоговая система вынуждает предпринимателей уходить в «теневую» экономику. Это приводит к несоответствию провозглашенных и реально действующих правоотношений.
Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы.
Первая группа — это льготы, предоставляемые всем предприятиям.
Вторая группа — льготы, предоставляемые малым предприятиям, отнесенным к таковым в соответствии с законодательством
Третья группа — льготы только малым предприятиям, созданным не на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. [26. c. 24]
Основной проблемой системы льгот является принцип их предоставления — например, льготы только для прямых инвестиций и лишь для инвестиций в собственное производство. Это практически сохраняет косвенную поддержку крупных предприятий за счет относительно небольших, так как процесс межотраслевого перелива капитала по-прежнему крайне затруднен и неэффективен.
Кроме того, нет и существенной поддержки финансирования инвестиций и НИОКР, ведь не облагается налогом только 10% прибыли, используемой на проведение предприятиями и организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В связи с этим необходимо подумать об увеличении процента не облагаемых налогом средств, направляемых на НИОКР, особенно для предприятий малого предпринимательства, так как здесь имеются все возможные условия для развития высоких технологии.
В России на данный момент существует 44 вида налога вместе с акцизами. Причем к малому предпринимательству применяются такие же налоговые рычаги, как и к крупным предприятиям. Вот почему средств для саморазвития предприятия практически не остается.
Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» вводится параллельная система налогообложения. Выбор используемого налогообложения осуществляется на добровольной основе самими субъектами малого предпринимательства.
Механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства
Краткое описание документа Механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства
Совершенствование системы налогообложения для малого предпринимательства. Недостатки отечественной налоговой системы и их анализ. Методы преодоления недостатков налогового стимулировпния для малых предприятий.
Механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства
Для развития и поддержки малого предпринимательства необходимо совершенствовать налоговое законодательство и большое внимание уделять налоговым льготам для малых предприятий.
В высокоразвитых странах ставки налога на прибыль и на добавочную стоимость применяются дифференцированно в зависимости от величины годового дохода. Пониженные налоговые ставки используются для привлечения предпринимателей в неразвитые районы.
Широко используются налоговые рычаги для стимулирования развития инновационного бизнеса и образования новых крупных фондов венчурного капитала. Например, в США мелкие инновационные фирмы для инвестиций рискового капитала пользуются налоговыми льготами, льготными кредитами, предоставляемыми специальными фондами в обмен на часть акций. Затраты предприятий, которые используются на развитие науки и техники, освобождаются от налогов до 65%.
Существует еще и такая льгота, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли. За рубежом это разрешено в таких отраслях, как ремесленное производство, торговля, промышленность, сектор свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв устанавливается как в абсолютном, так и в относительном размере.
Вообще, следует заметить, что хотя система налоговых льгот в равных странах неодинакова, в основном она включает следующее:
— скидку налога на прибыль компаний в размере части капиталовложений в новое оборудование, строительство;
— скидку с налога на прибыль в размере части расхода на НИОКР;
— разрешение создавать за счет части прибыли фонды специального назначения, не облагаемые налогом;
— обложение прибыли по заниженным налоговым ставкам;
— дифференцированный подход в обложении налогом на прибыль;
— создание не облагаемого налогом резерва;
— использование механизма ускоренной амортизации.
В России некоторые изменения для малых предприятий в налоговое законодательство произошли с принятием нескольких указов Президента в 1993 году. Указом № 2270 от 22 декабря 1993 г. «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» предусмотрены дополнительные меры по налоговому, стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие и расширение производства, выделение из-под налогооблагаемой прибыли средств, направленных предприятиями на погашение кредитов банков на капвложения, освобождение от налогообложения прибыли банков, полученной от предоставления долгосрочных кредитов предприятиям.
Не облагается налогом часть прибыли предприятия, направляемая на строительство, на реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии. В первые два года работы освобождаются от налога на прибыль малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, выпуску товаров народного потребления, а также производящие строительные материалы, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Третий и четвертый год указанные предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки при условии, что выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).
Льготу по налогу на прибыль имеют банки, предоставляющие ежеквартально не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям.
Малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.
Однако следует заметить, что в целом все эти и другие изменения порядка и условий налогообложения малых предприятий не затрагивают принципиальной основы действующей налоговой системы России.
Действующая российская налоговая система строится на отношениях подчинения. Нормативные акты, которые регулируют отношения по уплате налогов его гражданами, не предусматривают все возможные ситуации, при возникновении которых предприятию надлежит платить тот или иной налог. Вот почему следует создать универсальную, по возможности гибкую налоговую систему, которая минимальным количеством норм будет качественно регулировать обширную область отношений и добиться соответствия созданной системы законодательству, регулирующему область гражданских и предпринимательских отношении.
Налоговая система может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научной политики, в связи с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии. При неопределенности налоги действуют бессистемно и усугубляют положение дел.
Непродуманное усиление налогового гнета не увеличит поступлений в бюджет, ведь предприниматель определяет благоприятные и неблагоприятные с точки зрения налогообложения виды хозяйственной деятельности, и гражданско-правовых договоров.
При существующей системе налоговых льгот, если нагрузка снята с одних предприятий, то она неизбежно ложится на плечи других.
Несовершенная налоговая система вынуждает предпринимателей уходить в «теневую» экономику. Это приводит к несоответствию провозглашенных и реально действующих правоотношений.
Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы.
Первая группа — это льготы, предоставляемые всем предприятиям.
Вторая группа — льготы, предоставляемые малым предприятиям, отнесенным к таковым в соответствии с законодательством
Третья группа — льготы только малым предприятиям, созданным не на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
Основной проблемой системы льгот является принцип их предоставления — например, льготы только для прямых инвестиций и лишь для инвестиций в собственное производство. Это практически сохраняет косвенную поддержку крупных предприятий за счет относительно небольших, так как процесс межотраслевого перелива капитала по-прежнему крайне затруднен и неэффективен.
Кроме того, нет и существенной поддержки финансирования инвестиций и НИОКР, ведь не облагается налогом только 10% прибыли, используемой на проведение предприятиями и организациями научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В связи с этим необходимо подумать об увеличении процента не облагаемых налогом средств, направляемых на НИОКР, особенно для предприятий малого предпринимательства, так как здесь имеются все возможные условия для развития высоких технологии.
В России на данный момент существует 44 вида налога вместе с акцизами. Причем к малому предпринимательству применяются такие же налоговые рычаги, как и к крупным предприятиям. Вот почему средств для саморазвития предприятия практически не остается.
Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» вводится параллельная система налогообложения. Выбор используемого налогообложения осуществляется на добровольной основе самими субъектами малого предпринимательства.