Приватизация является процессом перехода государственной собственности во владение физическим и юридическим лицам, в результате чего государство лишается права управления, пользования и распоряжения данным имуществом.
Главные цели приватизации заключаются в формировании частной и смешанной форм собственности; создании хозяйственно-правовой среды для эффективной работы как отдельных предприятий, так и экономики в целом; налаживании новых экономических отношений; развитии предпринимательской деятельности и конкурентной атмосферы; снижении государственного вмешательства в хозяйственные процессы; улучшении экономического положения страны, снижении государственных расходов на управление (уменьшение субсидий, расходов на администрацию, дефицита государственного бюджета).
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Замечание 1
Конечная цель приватизационного процесса заключается в формировании эффективного рыночного механизма по управлению производством.
Принципы приватизации государственного имущества
Опыт проведения процесса приватизации в странах с рыночной экономической системой позволяет сформулировать перечень принципов:
- Приватизационный процесс не должен являться догмой, собственность государства необходима для дополнения рыночной системы, в следствие этого выбор предприятий, подлежащих приватизации, должен быть тщательным для того, чтобы обеспечить необходимые общественные блага.
- Перед приватизацией необходимо провести реструктуризацию и разрушить неоправданные монополии, которые мешают конкуренции, чтобы повысить эффективность и доступность для более широкого круга общества.
- Структурные изменения собственности должны проводиться постепенно, чтобы не разрушить действующие экономические связи.
- Обязательным условием приватизации является привлечение новых инвестиций, совершенствование управленческого процесса, сохранение должного уровня занятости и социального обеспечения населения, создание и поддержка среднего класса.
- Приватизация должна осуществляться в интересах национальной безопасности.
- Все шаги приватизации должны быть обоснованными, публичными и доступными для народного контроля.
«Принципы и методы приватизации»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что приватизация относится к такому звену экономической реформы, которое в это же время осуществляет создание предпосылок для выполнения других реформистских направлений. Приватизационные процессы разворачиваются на фоне изменений в политической системе при переходе от «дирижистской» к «неолиберальной» модели регулирования экономики. При обратном переходе могут проходить процессы деприватизации. Это говорит о том, что приватизационный процесс как инструмент государственного регулирования имеет постоянный характер.
Выделяются также следующие основные принципы процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России:
- Приватизация имущества государства и муниципалитетов основывается на отношениях равенства между собой покупателей государственной и муниципальной собственности и прозрачности осуществляемой деятельности органов государственного и местного управления;
- Государственная и муниципальная собственность переходит физическим и юридическим лицам только лишь на возмездной основе, т.е. за определенную плату или за акции тех предприятий, которые приобретают государственное или муниципальное имущество;
- Процесс приватизации муниципального имущества проводится самостоятельно органами местного самоуправления в порядке, который предусмотрен действующим Федеральным законом.
Методы приватизации
Мировая практика приватизации государственного имущества позволяет выделить два основных метода: на возмездной основе и безвозмездной (Рисунок 1).
Рисунок 1. Приватизационные методы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При возмездной приватизации происходит реальная смена собственников и утверждаются законы рыночной экономической системы, пополняется государственный бюджет, связываются свободные деньги, т.е. создается эффект антиинфляции. При этом такой процесс может затянуться на долгие годы по причине отсутствия денег у населения, либо же может привести к попаданию государственного имущества в руки криминальных структур.
При безвозмездной приватизации снижается социальная напряженность в обществе, увеличивается количество собственников, такой метод является самым быстрым способом перераспределения имущества государства. Однако, существуют и недостатки безвозмездной передачи, которые заключаются в отсутствии у населения чувства собственника, большинство граждан по-прежнему считают себя работниками наемного труда на приватизированных ими же предприятиях.
Существует и другая, более частная, классификация методов приватизации:
- Открытая продажа;
- Покупка работниками и управленческим звеном предприятий;
- Массовая приватизация посредством раздачи ваучерных чеков;
- Процесс реституции, т.е. возвращение имущества законным владельцам или же их наследникам.
Продажа государственного имущества посредством конкурсов и аукционов преобладала в странах Центральной и Восточной Европы как метод приватизации с самого начала экономических реформ, в России процесс приватизации стал основным методом во второй половине 1990-х годов. Выкуп предприятий его работниками и менеджерами широко использовался в начале 1990-х в России.
Приватизация с помощью ваучеров имела массовые масштабы на ранних этапах рыночных реформ в России, Словакии, Чехии, а также в менее крупных размерах проводилась в некоторых странах Центральной и Восточной Европы и СНГ. Процессы реституции характерны для большинства стран Центральной и Восточной Европы и Балтии.
Небольшие предприятия передавались в частные руки с аукционов или на конкурсной основе. Крупные компании переходили в приватизационные ведомства, осуществляющие их разгосударствление путем деления на акции. Часть акций подобных предприятий передавалась его коллективу, а оставшаяся скупалась частными лицами.
Источник: spravochnick.ru
Оценка стоимости приватизируемого предприятия
Установление стоимости и продажной цены приватизируемого предприятия — одна из самых трудных проблем. Если приватизируемый имущественный комплекс продается по конкурсу или на аукционе, а акции акционерного общества поступают в открытую продажу, то их цену должен устанавливать рынок. Но это при условии, если такой рынок сформировался, чего нельзя сказать о российском рынке имущества и ценных бумаг. К тому же надо исходить из некой первоначальной цены и знать величину уставного капитала акционерного общества, в которое преобразуется приватизируемое предприятие.
Оценка стоимости приватизируемого предприятия необходима не только для потенциального покупателя, но и для установления наиболее рационального способа приватизации, возмездной и безвозмездной части платежа. В международной практике применяются в основном три метода ценообразования:
метод оценки стоимости на основе инвентаризации имущества (метод тарификации), заключающийся в определении стоимости имущественного комплекса путем суммирования стоимостей входящих в него частей;
метод оценки по величине получаемой прибыли, основанный на анализе прибыльности (рентабельности), доходности предприятия в последние годы и представлений об устойчивости доходов и прибыли. В этом случае стоимость можно оценить как среднегодовую чистую прибыль, умноженную на срок окупаемости;
метод оценки по величине будущей ожидаемой прибыли и доходности, базирующийся на прогнозе выпуска и реализации продукции в будущие периоды и установлении прогнозных значений прибыли.
Оценка стоимости приватизируемого предприятия по будущей доходности наиболее представительна, но ее трудно использовать из-за низкой надежности результатов прогнозирования.
В России в процессе приватизации применяется пока первый метод, который также ненадежен, поскольку ни балансовая первоначальная стоимость, ни остаточная стоимость, исчисленная с учетом амортизации, не отражают реальной стоимости основных фондов в условиях инфляции.
Для компенсации этого эффекта согласно нормативным документам необходимо включать в цену приватизируемого предприятия не только стоимость основных фондов, но и все другие финансовые активы предприятия, денежные средства на его счетах (оценка производится в соответствии с Методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Госкомимуществом России).
Уставный капитал при преобразовании государственных (муниципальных) предприятий, стоимость имущества при их продаже на аукционе по коммерческому или инвестиционному курсу определяются по данным баланса предприятий с учетом результатов переоценки основных фондов («Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации». Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. № 66).
Источник: studref.com
Оценка муниципального и государственного имущества и собственности
Современный рынок развивается и участвуют в нем не только бизнесмены и предприниматели, но и органы государственной власти, причем зачастую не только в роли регулятора, но и в роли одной из сторон правовых рыночных взаимоотношений. Нашей компании теперь все чаще приходиться проводить оценку муниципального и государственного имущества.
Необходимость этой процедуры прямо указана в Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 8 гл. I «Обязательность проведения оценки объектов оценки», где, в частности сказано: «Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц. «
Т.е. сделки, объектом которых выступает муниципальное или государственное имущество и собственность, в обязательном порядке должны сопровождаться процедурой оценки данного имущества. Эксперт оценщик потребуется, если надо установить рыночную стоимость предмета сделки при его приватизации, национализации, передаче в арендное или временное пользование, использовании в качестве залога или вклада в уставные капиталы, юридические фонды и т.п. Полный перечень всех таких случаев указан в Законе РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», там же указан порядок их проведения.
Наша компания оказывает весь спектр услуг по оценке стоимости имущества, в том числе государственной и муниципальной собственности. Подробнее об этом вы можете узнать на страницах:
- Оценка стоимости движимого имущества
- Оценка стоимости недвижимого имущества
Наиболее востребованной является услуга определения стоимости муниципального или госимущества при его передаче в аренду. В этом случае цель проведения оценки — установить справедливый рыночный размер арендной платы за пользование недвижимостью, а не его рыночную цену. Помимо сдачи в аренду оценка госимущества производится для:
- передачи собственности в доверительное управление;
- подготовки объектов к приватизации;
- передачи собственности в качестве обеспечения залога;
- отчуждаемого, в пользу третьих лиц имущества;
- переуступки долговых обязательств;
- для внесения в уставные фонды.
Итогом оценки государственной и муниципальной собственности является соответствующий отчет.
Особенности оценки государственного и муниципального имущества
Следует отметить, что проведения подобных работ приглашенный независимый оценщик должен обладать большим опытом работы и обширными познаниями в законодательстве РФ. Наша компания обладает такими кадрами и имеет солидный опыт работы в данном направлении.
Выбор компании-оценщика государственный орган или орган муниципального управления проводит на конкурсной основе. Участвовать могут все желающие
В целях недопущения правонарушений и предвзятости в отчетах оценка муниципального имущества не завершается только лишь составлением экспертом акта об оценке собственности. Если доля государства в праве собственности более 2 %, то полученные данные направляются на проверку в соответствующий государственный орган.
В случае федерального имущества в роли уполномоченного органа выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – ФАУФИ, а в случае муниципальной собственности – соответствующая муниципальная структура. Результатом проверки является выдача положительного заключения на отчет.
При этом, если заключение было положительным, но в последствии выяснилось, что результаты отчета не соответствуют действительности, ответственность за это несет оценщик. При этом сделки, совершенные на основании этого документа признаются недействительными и проводится повторная оценка. Разумеется, это негативным образом сказывается на реноме оценочной компании. Никто не хочет получить красную карточку и поэтому в делах об оценке госимущества оценщики особенно щепетильны.
Отчет будет действителен в течение шести месяцев с момента проведения оценки, после чего её (при необходимости) придется делать заново
Как проходит оценка госимущества
Деятельность оценочных компаний полностью регулируется законом «Об оценочной деятельность Российской Федерации». Как правило, оценщики в своей работе по оценке муниципального имущества применяют три классических метода затратный, сравнительный и доходный. После того, как все возможные подходы использованы, оценщик выбирает тот расчет, который максимально учитывает интересы заказчика. После этого отчет передается в контролирующую организацию, которая проверяет его. Если все в порядке то документ передается в муниципалитет, который начинает использовать его в своих интересах.
Источник: bk-arkadia.ru