Все неизбежно меняется. После более двух лет пандемии и теперь войны в Украине, ничто не остается неизменным надолго. Под этими политическими и макроэкономическими тенденциями скрываются великие трагедии: увольнения, отставки снижение платежеспособности. Да, печальная правда заключается в том, что экономическая ситуация ухудшается. В общем, проблемы нарастают.
Траблшутинг – это внедрение процессов, которые уменьшают или устраняют препятствия, мешающие вам или другим людям достичь оперативных и стратегических целей бизнеса.
Проблема — это ситуация, которая создает разрыв между желаемыми и фактическими результатами. Кроме того, настоящая проблема, как правило, не имеет очевидного решения.
Траблшутинг – решение проблем наилучшим образом
Траблшутинг в бизнесе и жизни лучше всего работает, когда к нему подходят с использованием последовательной системы действий, в которой люди:
Методика решения проблем
- Определяют и формулируют проблему.
- Проводят анализ первопричины.
- Разрабатывают различные возможные решения.
- Оценивают возможные решения и решают, какое из них наиболее эффективно.
- Расставляют приоритеты в зависимости от масштаба, потенциального воздействия и срочности проблемы.
- Планируют и реализуют решение.
Таким образом его методы в целом отвечают принципам бизнес-коучинга и во многом лайф-коучинга.
Почему траблшутинг необходим для бизнеса
Понимание важности навыков решения проблем на месте поможет вам развиваться как лидеру. Навыки решения проблем помогут вам разрешить критические вопросы и конфликты, с которыми вы столкнетесь. Траблшутинг — это ценный навык прежде всего руководителя, поскольку он позволяет:
- Применять стандартную систему решения проблем ко всем задачам.
- Найти первопричины проблем.
- Быстро справляться с краткосрочными перебоями в работе.
- Составлять планы по решению долгосрочных проблем и совершенствованию организации.
- Рассматривать проблемы как возможности.
- Сохранять хладнокровие во время проблемных ситуаций.
Пора включить режим траблшутера?
Ниже приведены вопросы, которые важно оставить отвеченными, чтобы выяснить потребности бизнеса или личности.
- Есть ли у вас сфера деятельности, в которой повышение доходов идет недостаточными темпами?
- Вы пытаетесь понять, как увеличить свою клиентскую базу?
- Есть ли в вашем бизнесе нужные составные части?
- Знаете ли вы, как полностью реализовать свой бизнес-потенциал?
- Осуществляете ли вы маркетинг своего бизнеса на правильных целевых рынках?
Ответив на них, можно понять, стоит ли активировать «режим траблшутера» или, возможно, причин для беспокойства нет.
Эффективный процесс траблшутинга
Существует множество различных навыков решения проблем, но большинство из них можно разбить на общие шаги. Вот четырехэтапный метод решения бизнес-проблем:
Проблемы в бизнесе. Системные причины и способы решения.
1) Определите детали проблемы. Соберите достаточно информации для точного определения проблемы. Это могут быть данные об используемых процедурах, действиях сотрудников, соответствующих правилах так далее. Запишите конкретный результат, который необходим, но не предполагайте, каким должно быть решение. Думайте холистически.
2) Организуйте мозговой штурм для поиска решений. В одиночку или вместе с командой изложите все решения, которые вы можете придумать. Часто вам придется записывать их. Чтобы получить больше решений, проведите мозговой штурм с сотрудниками, которые лучше всего разбираются в вопросе.
3) Оцените решения и выберите лучшее. Сравните и сопоставьте альтернативные решения, исходя из целесообразности каждого из них, включая ресурсы, необходимые для их реализации, и окупаемость каждого из них. Наконец, примите твердое решение по одному решению, которое четко устраняет первопричину проблемы.
4) Примите меры. Составьте стратегию и подробный план реализации решения, получите необходимые разрешения и начните действовать.
Подходы к решению проблем — адаптивный и инновационный
Принятие решений – не то же, что и решение проблем. Решение необходимо для продолжения или ускорения процесса. Траблшутинг подразумевает решение некоторой проблемы, где существует дистанция между текущим состоянием и желаемым.
Бизнесмен — это траблшутер, предлагающий решения проблем в различных подходах. Среди них особо выделяют адаптивный и инновационный.
По мнению британского психолога Майкла Киртона, выбор подхода к решению проблемы зависит от личностных характеристик. Креативность, конформизм, склонность к бунтарству – черты предопределяющие человека как новатора или приспособленца. Новаторы отличаются высокой оригинальностью, не любят соответствовать и ценят эффективность меньше, чем адаптирующиеся.
Адаптивная модель решения проблем
Консервативный подход, который предприниматель может использовать для траблшутинга. Адаптивная модель подразумевает решение проблем теми способами, которые проверены и известны как эффективные.
100% способ решения Ваших бизнес-проблем
Сегодня я хочу поговорить с Вами о том, как можно быстро определить суть какой-либо проблемы, не тратя на нее особо много времени. Вероятно, Вам приходилось встречать людей, которые обладают талантом интуитивно находить суть проблемы, но, к сожалению, такие люди – большая редкость. Что же остается тогда делать другим, у которых такой талант отсутствует? Могу Вас порадовать – существует очень простая и эффективная методика, которая называется «дерево решений».
Суть этой методики заключается в том, что основная проблема разбивается на число подвопросов, которые дополняют друг друга и охватывают все варианты возможных решений, далее этот процесс повторяется для подвопросов и так далее до тех пор, пока Вы не достигнете уровня, на котором вы найдете решение без разделения на составляющие. Основная суть этого метода в том, что каждый конечный пункт должен содержать задачу, которую можно будет легко решить, а результаты будут четкими и поддаваться оценке.
Буквально недавно ко мне обратился собственник компании, производящей косметические продукты, с просьбой помочь найти способы повышения рентабельности линейки шампуней А.
Приведу пример, как можно быстро проанализировать структуру прибыли и найти несколько реальных вариантов ее увеличения. Чтобы не тыкать пальцем в небо в попытках поиска решения на основе Вашего предыдущего опыта или интуиции, возьмем чистый лист бумаги и нарисуем «дерево решений».
Начнем с вопроса: «Насколько можно повысить рентабельность линейки шампуней А?» Всем нам известно, что прибыль определяется продажной ценой, объемом продаж и себестоимостью продукта. На раннем этапе постановки диагноза важно считать одинаково приоритетными все три переменные.
В этом конкретном случае повышение рентабельности шампуня А будет зависеть от ответов на два вопроса:
- можно ли зарабатывать больше прибыли, которую приносит шампунь А в данном сегменте рынка?
- можно ли повысить рентабельность шампуня А при существующей продажной цене, снизив его себестоимость?
Далее, первый вопрос разбиваем также на два подвопроса:
- Можно ли увеличить объем продаж? Варианты решений могут быть следующими:
- улучшение работы с существующими каналами сбыта;
- выход в те каналы сбыта, где то сих пор не присутствовали (интернет-магазин, специализированные косметические сети, фармацевтические сети);
- расширение географии продаж;
- активное проведение промо-мероприятий и повышение осведомленности конечных покупателей при помощи рекламных кампаний;
- рестайлинг упаковки;
- выход в новые рыночные сегменты;
- оптимизация ассортиментной линейки (сокращение или расширение позиций).
- Можно ли повысить отпускную цену? Необходимо проанализировать следующие аспекты:
- насколько у Вас гибкое и корректное ценообразование для всех каналов сбыта?
- возможно ли повысить цену для отдельных каналов сбыта или для разных географических регионов?
- каково поведение основных конкурентов (можно ли повысить цены «следуя за лидером»)?
- можете ли Вы повысить цену, видоизменив продукт (другой объем, новый состав с улучшенными свойствами)?
Что касается снижения себестоимости, то анализируем следующие факторы:
- Можете ли Вы сократить постоянные расходы (сократить лишний вспомогательный персонал, контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженности, сократить ненужные основные средства)?
- Можете ли Вы сократить переменные расходы? Решения могут быть следующими:
- улучшить методы закупок, сменить поставщиков;
- улучшить контроль производственного процесса;
- изменить систему мотивации персонала (ввести методы стимулирования);
- улучшить обучение персонала;
- произвести замену старого оборудования;
- усилить контроль качества продукции (снизить процент брака).
Полученная информация в результате данного анализа покажет Вам четкое и ясное решение Вашей проблемы без существенных временных затрат.
Источник: strategy4business.ruЭкономический ликбез: методика решения проблем
Миненко, Е. Ю. Экономический ликбез: методика решения проблем / Е. Ю. Миненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 164-168. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95256/ (дата обращения: 05.06.2023).
Автор раскрыл суть методики решения проблем. С помощью этой методики можно решать любые экономические задачи как на производстве, так и на занятиях экономического цикла.
Ключевые слова: методика решения проблем, бережливое производство
С какими проблемами мы сталкиваемся в своей производственной деятельности? Да с большим множеством, поэтому существует восемь шагов решения проблем. Давайте рассмотрим их (рис. 1).
Рис. 1. Восемь шагов решения проблем
Проблема — это несоответствие текущего состояния или результата ожидаемому (целевому). Если есть проблема, то существует и возможность. Что такое возможность. Возможность — состояние, когда событие еще не произошло, но должно произойти при определенных условиях. Решение проблем и эффективность работы представлена на рис. 2.
Рис. 2. Решение проблем и эффективность работы
Рассмотрим принципы проблемно-ориентированного мышления. Прежде чем решить проблему ее надо правильно обнаружить. Итак, решение проблемы начинается с ее обнаружения. Зачастую обнаружить проблему не просто. Если люди не осознают проблему, то для них проблемы не существует. Поняв, в чем заключается проблема, можно сказать, что половина проблемы решена.
И здесь мы видим, что на первый план, выходит проблемно-ориентированное мышление. Что это такое? Проблемно-ориентированное мышление — способность постоянно выявлять проблемы в действующих практиках, методах, процесса. Для начала, мы должны, определить какая же проблема — фактическая или гипотетическая проблема.
Проводим на занятии упражнение на определение фактической или гипотетической проблемы. Сначала проводим в группе индивидуальную работу. Преподаватель предлагает изучить проблемы, приведенные в рабочей тетради. Затем определить к какому типу относится каждая из проблем (например, к фактической или к гипотетической).
Далее предлагается обсудить с группой результаты своей работы. Время на работу отводится 5 минут. Пример этой работы представлен на рис. 3.
Рис. 3. Упражнение «Фактическая или гипотетическая проблема»
Рассмотрим способы выявления проблем. Для выявления проблем на производстве можно пользоваться такими инструментами, как картирование, производственный анализ, доски и листы решения проблем, результаты анкетирования, обратная связь от заказчика. Выявив проблему, начинаем работать над детализацией этой проблемы с помощью техники 4W+2H (рис. 4). Что произошло? Когда произошло?
Где зафиксирована проблема? Кто выявил проблему? Как часто появляется эта проблема? Как много случаев зафиксировано?
Рис. 4. Техника 4W+2H
Рис. 5. Пример сбора информации
Для того чтобы разобраться с проблемой, надо ее детализировать или другими словами, разбить ее на множество этапов (рис. 6). «Правильная постановка проблемы важнее даже, чем ее решение. Миллионы долларов расходуются ежегодно на поиск элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы» А. Эйнштейн. Для правильного формулирования проблемы существуют правила. Проблема должна быть максимально понятна для всех участников рабочей группы, не должно быть оценочных прилагательных и наречий, находится в зоне вашей ответственности, нет предполагаемых причин, нет обвинения кого-либо, нет завуалированного решения.
Рис. 6. Разбиение проблемы
После того как ты сформулировал правильно проблему ее надо проанализировать. Далее определить цели. Потом изучение причины возникновения проблемы с помощью диаграммы Ишикавы (рис. 7).
Рис. 7 Формула Ишикавы
После того как изучили причины возникновения проблемы надо разработать корректирующие мероприятия. Временная мера — действие, предпринятое для устранения несоответствия на период выполнения поставленной задачи. Корректирующее мероприятие — действия, направленные на устранение причины обнаруженного несоответствия. Предупреждающее мероприятие — действия, направленные на предотвращение возникновения несоответствий. После корректирующих мероприятий требуется составить методику решения проблем (рис 8).
Рис. 8. Временная мера и корректирующее мероприятие
Результатом предварительной работы, проведенной на этапах 1–5, является план корректирующих мероприятий.
В плане указываются: конкретные шаги, направленные на изменение ситуации, сроки реализации шагов и лица, ответственные за выполнение отдельных пунктов плана.
Реализация плана включает в себя контрольные мероприятия, направленные на мониторинг выполнения запланированных задач.
Выполнение плана корректирующих мероприятий не дает полной гарантии решения проблемы, особенно если проблема носит системный характер.
Оценка эффективности предпринятых действий производится по результатам достаточно длительного мониторинга.
Если наблюдения показывают, что проблема вновь возвращается, то, возможно, придется пройти путь анализа и выявления причин проблемы еще несколько раз.
Если приложенные усилия привели к полному решению проблемы, то необходимо зафиксировать и задокументировать найденное решение.
Часто этому шагу уделяется недостаточное внимание, что может привести к появлению аналогичной проблемы, например, на другом участке.
Стандартизация решения может включать в себя внесение изменений в регламентирующие документы, технологические карты, создание стандартных операционных процедур и т. п.
Основные термины (генерируются автоматически): проблема, гипотетическая проблема, методика решения проблем, проблемно-ориентированное мышление, временная мера, корректирующее мероприятие, мероприятие, решение проблем, шаг решения проблем, эффективность работы.
Источник: moluch.ru