Как получить эту работу через 2 минуты?
Введение 3
1. Теоретические аспекты метода сделок 5
2. Особенности методов сделок в оценке бизнеса 13
3. Проблемы применения методов сделок на практике 30
Заключение 34
Список используемой литературы 38
Приложение 1 40
1. Федеральный закон РФ «Об оценочной деятельности» №1459-ФЗ от 02.05.2003 года, с изм. и доп. от 15.11.2004 года.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд. М.: Финансы и статистика, 1999. – 365 с.
3. Богатин Ю.В. и др. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Инфра-М, 2001. – 254 с..
4. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. М.: Инфра-М, 2004. – 352 с..
5. Демодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2001. – 320 с.
6. Оценка бизнеса. Учебник. Изд. второе, переработанное и дополненное/Под ред. А.Г. Грязновой, М.А.
Федотовой. М.: Финансы и статистика, 2005. – 324 с.
Valuation Workshop — KPMG Deal Advisory
7. Пособие по оценке бизнеса. Под ред. Т.Л. Уэст., Дж.Д. Джонк / Пер. с англ. М.: Квинто-Консалтинг, 2003. – 186 с.
8. Савицкая Г.В., Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Москва, Издательство Мастерство, 2001. – 197 с.
9. Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка стоимости предприятия. М.: Инфра-М, 2004. – 463 с..
10. Сосненко Л.С. Анализ экономического потенциала действующего предприятия. М.: Издательский дом «Экономическая литература», 2003. – 208 с.
11. Сычева Г.И., Колбачев Е.Б., Сычев В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). М.: Инфра-М, 2004. – 384 с..
12. Толкушкин А.В. Комментарий закону о ипотеке предприятий. М.: Юрайт, 2006. – 423 с.
13. Тэпман Л.Н. Оценка недвижимости. М.: Инфра-М, 2004. – 303 с..
14. Акчурина С.Р. Анализ финансовой устойчивости предприятия. // Консультант директора. – 2004. – №12. – с. 10-15.
15. Бендиков М.А. Джамай Е.В., Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия. // Менеджмент в Рос. и за рубежом. – 2005. – № 2. – с. 80-95
16. Гаврилова Н.В. Прикладные методы оценки и диагностики. // Имущественные отношения в РФ. – 2006. – № 1. – с. 29-39.
17. Кочеткова Н.А. Методы оценки стоимости акционерного капитала компаний в сделках слияний и поглощений. // Финансовый менеджмент в страховой компании. – 2005. – № 2. – с.
18. Матанцева О.Ю., Матанцева И.В. Финансовая устойчивость организации и оценка ее стоимости. // Аудиторские ведомости. – 2004. – № 9. – с. 24-25.
19. Сперанский А. Вопросы оценки залога. // Бухгалтерия и банки. – 2005. – № 6.
20. Федотова М.А., Тазихина Т.В. Современные модели и методы оценки стоимости бизнеса. // Аудиторские ведомости. – 2006. – № 1. – с. 18-19.
21. Чурилов С.В. Анализ собственного оборотного капитала. // Бухгалтерский учет. – 2000. – № 11. – с. 14-15.
Тема: | Метод сделок в оценке бизнеса |
Артикул: | 9602733 |
Дата написания: | 09.04.2007 |
Тип работы: | Курсовая работа |
Предмет: | Оценка стоимости предприятия (бизнеса) |
Оригинальность: | Антиплагиат.ВУЗ — 66% |
Количество страниц: | 43 |
Источник: a-center.ru
Виды, процедура и оценка сделок M&A: слияние и поглощение
Применение метода сделок в оценке стоимости бизнеса
Возможность применения сравнительного подхода зависит от наличия активного финансового рынка, доступности финансовой информации и наличия служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Сравнительный (рыночный) подход включает в себя три основных метода:
- метод рынка капитала,
- метод сделок,
- метод отраслевых коэффициентов.
Отбор компаний для сравнения производят по таким критериям, как: принадлежность к той или иной отрасли, региону; вид выпускаемой продукции или услуг; диверсификация продукции или услуг; стадия жизненного цикла, на которой находится компания; размеры компаний, стратегия их деятельности, финансовые характеристики. В курсовой работе в рамках сравнительного подхода выбирается метод сделок. Метод сделок — ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода — оценка 100%-го капитала, либо контрольного пакета акций. Предполагается, что инвестор, действуя по принципу замещения (или альтернативной инвестиции), может инвестировать либо в эти компании, либо в оцениваемую. Этот метод основывается на финансовом анализе оцениваемой и сопоставимых компаний [17]. При отборе предприятий-аналогов учитываются следующие признаки сопоставимости:
- тождество производимой продукции;
- тождество объема и качества производимой продукции;
- идентичность изучаемых периодов;
- тождество стадий развития предприятий (например, стадии роста или упадка) и размеров производственной мощности;
- сопоставимость стратегии развития предприятий;
- равная степень учета климатических и территориальных различий и особенностей;
- сопоставимость финансовых характеристик предприятий.
Процесс отбора сопоставимых компаний осуществляется в 3 этапа. На первом этапе составляется список потенциально сопоставимых компаний. Поиск таких компаний начинается с определения основных конкурентов, просмотра списка слившихся и приобретенных компаний за последний год. Критерии сопоставимости достаточно условны и обычно ограничиваются сходством отрасли, производимой продукции, ее ассортимента и объемов производства. Сравнительный подход оценки предприятия использует все традиционные приемы и методы финансового анализа. Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным методом основано на использовании ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный Поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и некоторые другие. Для расчета мультипликатора необходимо [17]:
- определить рыночную стоимость собственного капитала компаний – аналогов (рыночная цена всего пакета акций); это даст значение числителя в формуле;
- вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т. д.) либо за определенный период, либо по состоянию на дату оценки; это даст величину знаменателя.
Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет среднее значение между максимальной и минимальной величинами цены за последний месяц. В качестве финансовой базы должен выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки. Существует много оценочных мультипликаторов, применяемых при оценке стоимости бизнеса. Их можно разделить на два типа: интервальные и моментные. К интервальным мультипликаторам относятся: цена/прибыль; цена/денежный поток, цена/дивидендные выплаты; цена/выручка от реализации. К моментным мультипликаторам относятся: цена/балансовая стоимость активов; цена/чистая стоимость активов. Выбор наиболее уместного из них определяется в каждой конкретной ситуации, например: • P/R — цена/валовые доходы (применяется, когда оцениваемая и сопоставимые компании имеют сходные операционные расходы — сфера услуг);
Р/ЕВТ — цена/прибыль до налогообложения (более предпочтителен для сопоставления компаний, имеющих различные налоговые условия);
- Р/Е — цена/чистая прибыль (особенно уместен, когда прибыль относительно высока и отражает реальное экономическое состояние компании);
- Р/СЕ— цена/денежный поток (уместен, когда компания имеет относительно низкий доход, сравниваемый с амортизацией);
- Р/BV— цена/балансовая стоимость собственного капитала (наиболее применим к компаниям, имеющим на балансе значительные величины активов, и когда имеется устойчивая связь между показателем балансовой стоимости и генерируемым компанией доходом) [27].
В результате оценки компании методом сделок получают стоимость контрольного пакета ее акций с высокой степенью ликвидности. Для того чтобы получить стоимость контрольного пакета в компании, акции которой не продаются на открытом фондовом рынке и финансовая информация по которой широко не представлена, необходимо добавить премию за контроль и вычесть скидку за недостаточную ликвидность. Следует также иметь в виду, что скидка для обыкновенных акций будет больше, чем для привилегированных, так как риск недополучения дивидендов для обыкновенных акций выше, чем для привилегированных, у которых величина дивиденда фиксируется заранее.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Метод сделок
Метод рынка капитала, или метод компании-аналога, основан на сформировавшихся на фондовом рынке рыночных ценах акций сходных компаний. Базой для сравнения служит цена за одну обыкновенную (простую) акцию сходных компаний на фондовых рынках. При этом цена одной акции меняется в зависимости от величины приобретаемого пакета – контрольного (мажоритарного) или неконтрольного (миноритарного). Основу метода составляет финансовый анализ оцениваемой компании и сопоставимых компаний. Преимущество данного метода заключается в использовании, как правило, фактической информации, а не прогнозных данных, которым присуща известная неопределенность [15].
Основные этапы оценки предприятия методом компании-аналога:
1) изучение рынка и сбор необходимой информации;
2) сопоставление списка аналогичных предприятий;
3) финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости информации;
4) расчёт ценовых мультипликаторов;
5) выбор величины мультипликатора, которую целесообразно применить к оцениваемой компании;
6) определение итоговой величины стоимости оцениваемого предприятия.
7) внесение итоговых корректировок.
Оценка бизнеса методом компании-аналога основана на использовании двух типов информации: рыночной и финансовой.
Рыночная информация включает данные о фактических ценах купли-продажи акций компании, сходной с оцениваемой, а также информацию о количестве акций в обращении. Качество и доступность ценовой информации зависит от уровня развития фондового рынка.
Финансовая информация представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчётностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых определяется непосредственно оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки. Финансовая информация должна быть представлена отчётностью за текущий год и предшествующий период.
При применении данного метода важную роль играет подбор предприятий-аналогов для сравнения. Идеальные предприятия-аналоги – те, которые действуют в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие, ведут подобные хозяйственные операции, близки по размеру и т. д. Поиск аналогичных предприятий должен базироваться на достаточно жестких критериях отбора, среди которых можно выделить:
• принадлежность к одной и той же отрасли;
• достаточно высокое сходство выпускаемой продукции и ассортимента;
• примерное равенство объёма и качества производимой продукции;
• товарную и территориальную диверсификацию;
• одинаковые стадии жизненного цикла компаний (например, стадии роста или упадка);
• сходные по размеру производственные мощности;
• технологическую и техническую оснащённость;
• сопоставимые стратегии развития компаний;
• примерно одинаковые уровни рисков, связанных с предпринимательской деятельностью;
• примерно равную степень учёта климатических и территориальных различий или особенностей;
• сопоставимость по числовым оценкам экономических и финансовых показателей компаний (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);
• сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т. д.) [15].
Важная часть оценки по методу рынка капитала – анализ финансового положения компании и сопоставление с предприятиями-аналогами. При сравнительном подходе к оценке предприятия используются все традиционные приёмы и методы финансового анализа. Система аналитических показателей и критериев сравнения, применяемых при анализе финансового положения компании, так же, как и методология оценки стоимости компании в целом, зависит от сформулированной собственником цели оценки.
Заключительный этап оценки бизнеса с использованием сравнительного подхода – сведение воедино полученных результатов. Применение различных мультипликаторов (после всех необходимых корректировок) даёт оценщику различные варианты стоимости предприятия. Выбор окончательного результата основан на придании процентного веса каждому подходу. Обычно если активы предприятия незначительны по сравнению с получаемой прибылью, следует полагаться на мультипликатор цена/прибыль (денежный поток); если же прибыль практически отсутствует, то целесообразно основываться на мультипликаторе цена/стоимость активов.
Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса.
Наибольшая сложность при применении данного метода заключается в необходимости выбора подходящей компании-аналога. Между тем на российском рынке отсутствует достаточная по объёму статистика продаж бизнеса для получения необходимой для расчётов информации.
Для некоторых отраслей национальной экономики, в которых объёмы ретроспективной информации по сделкам становятся всё более многочисленными (например, телекоммуникации, нефтяная отрасль), значение данного метода постепенно повышается. В остальных случаях этот метод может быть использован как инструмент проверки достоверности результатов расчётов стоимости бизнеса, полученных с помощью других подходов (например, доходного подхода) [15].
В результате оценки компании методом рынка капитала получают стоимость неконтрольного пакета акций с высокой степенью ликвидности. Для того чтобы получить стоимость контрольного пакета в компании, акции которой не продаются на открытом фондовом рынке и финансовая информация по которой широко не представлена, необходимо добавить премию за контроль и вычесть скидку за недостаточную ликвидность.
Метод сделок (продаж) является частным случаем метода рынка капитала. Он исходит из необходимости определения стоимости готового бизнеса, или, иначе, контрольного (мажоритарного) пакета акций компании-аналога. Цена обыкновенных акций принимается по результатам совершённых ранее сделок на фондовом рынке. В основе метода лежит определение соответствующих мультипликаторов на базе финансового анализа и прогнозирования. Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществляются так же, как и в методе рынка капитала.
Этапы процесса оценки бизнеса методом сделок совпадают с этапами оценки бизнеса методом рынка капитала. Однако наряду с совпадением этапов оценки, методы рынка капитала и сделок имеют ряд различий (табл. 15).
Источник: studopedia.su