Методы управления арт бизнесом

В статье рассмотрены основные методы и приемы арт-маркетинга , как новой и эффективной формы управления арт-бизнесом .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тумасян С.А.

Инновационный маркетинг в арт-бизнесе и его возможности
Российский рынок искусства: противоречия и тенденции развития
Российский арт-рынок современного искусства с точки зрения маркетолога
Инвестиции на арт-рынке: Российская специфика и подходы к оценке
Риск-менеджмент и кризисные коммуникации в современном арт-бизнесе

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART-MARKETING AS A NEW FORM OF ART-BUSINESS MANAGEMENT

The article considers the main methods and techniques of art-marketing as a new and effective form of managing the art business.

Текст научной работы на тему «АРТ-МАРКЕТИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ АРТ-БИЗНЕСОМ»

1. получить СНИЛС и использовать его возможности;

2. работать там, где платят «БЕЛУЮ» зарплату;

3. зарабатывать страховой стаж;

4. участвовать в добровольных пенсионных программах;

5. контролировать состояния своего пенсионного счета;

6. не спешить выходить на пенсию.

1. КонсультантПлюс режим допуска:( http://www.consultant.ru/ law/podborki/theme-pensii/), дата обращения 21.12.17

2. Пенсионный фонд РФ режим допуска: (http://www.pfirf.ru/) дата обращения 22.12.17

3. Пенсионный эксперт режим допуска :(http://pensia expert.ru/pensiya-v-2018-godu/pensiya-s-1 -yanvarya-2018-goda/), дата обращения 24.12.17

Тумасян С.А. студент магистратуры ФГБОУВО «Краснодарский государственный

институт культуры» Россия, г. Краснодар АРТ-МАРКЕТИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ АРТ-

Аннотация: В статье рассмотрены основные методы и приемы арт-маркетинга, как новой и эффективной формы управления арт -бизнесом.

Ключевые слова: арт-маркетинг, арт-бизнес, арт-проект, инвестиции, бренд.

Tumasyan S.A. undergraduate Of the Krasnodar state Institute of culture

Russia, Krasnodar ART-MARKETING AS A NEW FORM OF ART-BUSINESS

Abstract: The article considers the main methods and techniques of artmarketing as a new and effective form of managing the art business.

Keywords: art-marketing, art-business, art project, investment, brand.

По оценкам аналитической компании InArt, объем рынка современного российского искусства с мая 2016 года по июнь 2017-го составил €20,3 млн -столько удалось выручить от продажи работ отечественных художников по всему миру (оценивались продажи аукционов и галерей). Для сравнения, с июля 2016 года по конец июня 2017-го мировой аукционный оборот в сегменте современного искусства, по оценке портала Artprice, составил $1,58 млрд. «Россия на карте мирового арт-рынка практически не видна, сам рынок

не сформирован», считают российские эксперты арт-рынка. Абсолютные лидеры — США, Великобритания и Китай.

Несмотря на незначительные объемы, арт-рынок России развивается: по данным 1пАй, по результатам аукционов современного искусства в первом полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 -го рынок подрос на 62%. Рост обусловлен отсутствием внешних потрясений и относительной стабильностью курса рубля [1]. В этой ситуации в целях развития индустрии арт-бизнеса и продвижения российских арт-объектов на международный рынок необходимо активное использование инструментов арт-маркетинга.

Арт-маркетинг — это отрасль управленческой науки, изучающая возможность и способы применения маркетинговых технологий в сфере искусства и художественной деятельности. Следует отметить, что сфера искусства — это особая подсистема духовной жизни, ориентированная на творческую интерпретацию реальности и не всегда подчиняющаяся рыночным технологиям. Задача арт-маркетинга соединить коммерческий эффект, просветительские задачи и эстетический поиск [2].

Особого внимания заслуживают инструменты арт-маркетинга такие, как товар, цена и продвижение. Искусство давно сотрудничает с маркетингом. Если раньше крупные компании открыто напрямую покупали идеи авторов, то сегодня предпочтение отдается красивой синергии.

Во-первых, компания повышает статус, вкладывая инвестиции в произведения искусства, и таким образом поддерживает культуру, что на Западе давно стало хорошим тоном, и в России подобная практика распространена.

Во-вторых, использует действительно уникальный арт-проект, определяющий и уникальный имидж продукта. Современное искусство сегодня отходит от строгих правил живописи или фотографий прошлого. Оно выбирает новые пути развития, на которые история не установила ценностных критериев или установила их недостаточно четко.

Арт-маркетинг объединяет следующие действия: с одной стороны, бренд интегрируют в арт-проект, с другой — арт-проект формируется под бренд. Творчество «обрастает» маркетинговыми задачами, привлекая аудиторию и выделяя бренд на фоне конкурентов. В России на волне новых веяний и развития арт- и дизайнерской индустрии арт-маркетинг развивается довольно быстро.

Основными каналами продвижения становятся журналы, онлайн-проекты и социальные сети (по степени растущей популярности следует выделить 1ш1а^ат). Онлайн-проекты арт- и дизайн индустрии, продвигающие искусство в массы посредством привлечения интернет-аудитории, также формируют свою нишу в арт-маркетинге. Такие проекты представлены как на локальном уровне, так и на международном.

В последнее время арт-рынок изменился, а вместе с ним и виды потребления искусства. Различия между коммерческими и некоммерческими мероприятиями полностью стерты. Зачастую благодаря рычагам маркетинга.

Задача коммерческого искусства заключается в органичной интеграции бренда в арт-произведение. Самым востребованным направлением в этой области является фотография, в частности, рекламная фотосъемка. Некоммерческие проекты — это чистое самовыражение автора. Такое искусство тоже может иметь коммерческую основу, но не влияет на маркетинговый результат.

Например, компания высоко оценивает творчество отдельного художника и готова спонсировать его деятельность, получая право на проведение выставок его работ в своих филиалах по всему миру. Или она может заранее выкупить будущие работы художника для своей коллекции. Такое покровительство искусства в прежние времена называлось меценатством. Сейчас, к сожалению, это редкое явление, возможно, как раз из-за того, что мало кто понимает, что потом с этим искусством делать.

Следует отметить, что современный арт-маркетинг общается с целевой аудиторией на языке прекрасного, выполняя и просветительскую, и эстетическую функции. Поскольку есть искусство, которое близко широким массам, а есть — тонкое, которое можно воспринять только при наличии определенного уровня образования, то маркетолог выступает в роли куратора и подбирает наиболее эффективные направления искусства и конкретных авторов в связи с коммерческими задачами компаний.

Таким образом, арт-маркетинг — это часть «экономики впечатлений», когда от бренда потребитель ожидает не только качественный продукт и сервис, но и запоминающийся опыт-впечатление. Можно не только приглашать клиентов на мероприятия вокруг выставок, которые поддерживает компания, но и готовить образовательные материалы и проводить лекции для внешней аудитории, выстраивать коммуникации в социальных сетях, выходя за рамки контакта только в физическом пространстве. Поэтому арт-маркетинг эффективен настолько, насколько нестандартно и креативно компания к нему подходит и мыслит шире, чем спонсорство логотипов» [1].

1. Доходный экспонат: как объединить современное искусство и рекламу // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/own business/18/01/2018/5a6074e59a79475fd6872567 (дата обращения 12.08.2018).

2. Вицелярова К.Н., Горшенина Е.В. Предпринимательство и проектная деятельность: Учебно-метод. пособие. Краснодар, КГИК, 2017-169 с.

Источник: cyberleninka.ru

Современный арт-менеджмент – как процесс управления производством продукта рынка

Большое значение в коммерческой и некоммерческой деятельности в сфере культуры на современном этапе приобретает деятельность арт-менеджера.

Арт-менеджмент сегодня рассматривается как один из функционально-ролевых видов деятельности, связанный с процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей.

Понятие менеджмента как составляющей слова «арт-менеджмент» рассматривается современной наукой достаточно широко. В упрощенном понимании менеджмент трактуется как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»1.

Другие видят в нем «функцию, особый вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях», понимая под менеджментом «управление или форму управления предприятием в условиях рыночной экономики, цель которой достижение наивысшей эффективности материального и духовного производства, повышение качества продукции и увеличение прибыли».

Третьи рассматривают менеджмент как область человеческого знания, которая помогает осуществлять функции руководства людьми в организациях.

Четвертые под менеджментом понимают определенную категорию людей, социальный слой общества, занимающийся деятельностью по управлению.

Большой толковый словарь русского языка определяет менеджмент как «совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющим использовать его наиболее эффективно».

Подобные разночтения вполне объяснимы, поскольку понятие менеджмента включает и функции-обязанности, и деятельность по управлению, вбирающую в себя весь управленческийинструментарий — средства, формы и методы управления производством, и область человеческого знания, и определенную категорию людей — управленцев.

Один из первых исследователей современного российского шоу-бизнеса И. Пригожий считает, что при современном состоянии и развитии шоу-бизнеса в России в области шоу-менеджмента четко прослеживаются два ведущих структурных элемента деятельности менеджера — процесс создания духовных ценностей и процесс продвижения художественной продукции на рынок культурных услуг. В связи с этим он предлагает следующее определение менеджмента шоу-бизнеса: «область знания, помогающая осуществлению руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных) и продвижению на рынок культурных услуг, результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д., работающих в сфере шоу-бизнеса»1.

Читайте также:  Использование облачных сервисов в бизнесе

Но арт-менеджмент — это еще и процесс управления производством продукта рынка культурных услуг, включающийвсе структурные элементы управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль)организацией людей, занятых этим производством. Поэтому арт-менеджмент представляет собой совокупность управленческих приемов (планирование, организация, мотивация, контроль), характерных для классического менеджмента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции. Таким образом, арт-менеджмент можно определить как профессиональноеуправление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы).

Менеджмент в сфере искусства особенно плодотворно начал развиваться в 30-е годы XXвека в США в связи с ростом киноиндустрии и активным проникновением бизнеса в эту сферу деятельности. Вскоре менеджер становится влиятельной силой в арт-индустрии. Именно его деятельность связана с получением прибыли через создание арт-продукта — кинофильма, спектакля, «звезды», концерта, фестиваля, конкурса и др.

Арт-менджмент как отрасль знания разрабатывает и изучает историю классического и артистического менеджмента, успехи и неудачи выдающихся менеджеров современности, анализирует и обобщает научные и эмпирические данные, полученные в ходе исследований, вырабатывает общие принципы эффективного управления, проводит типизацию различных форм и условий их применения.

Деятельность арт-менеджера мы и будем рассматривать, основываясь на значении термина «функция»: деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств, роль, задача.

Слово «менеджер» (manager) имеет английские корни и переводится как «управляющий».

В кратком словаре современных понятий и терминов «менеджер» определяется как «наемный руководитель производства, администратор, профессиональный управляющий, обладающий ограниченной самостоятельностью в административно-хозяйственной сфере»1.

Большой словарь иностранных слов определяет менеджера как «специалиста по управлению и организации в какой-либо области бизнеса; предпринимателя, организующего выступления артистов, музыкантов, спортсменов»2.

Приставка «арт» (артистический) в слове арт-менеджер указывает на определенную направленность, область деятельности такого специалиста по управлению, связанную со сферой искусства. Главными задачами арт-менеджера становятся управленческие и творческие задачи: поиск неординарных идей, новых произведений в сфере культуры, талантливых исполнителей, организация их творческой деятельности, подбор репертуара, поиск инвесторов, создание сценического имиджа, забота о творческом росте исполнителя или творческой группы и планирование ихкарьеры, подбор команды специалистов, поэтапно решающих поставленные задачи.

Рассматривая виды социокультурного менеджмента, авторы учебного пособия «Введение в социокультурный менеджмент» В.М. Чижиков и В.В. Чижиков выделяют четыре основные функции арт-менеджера, осуществляющего, например, постановку пьесы зарубежного автора, исходя из аспектов его деятельности:

1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов.

3. Маркетинговый аспект: а) организация рекламы, б) продажа билетов.

4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

Однако многоаспектный характер деятельности арт-менеджера не может быть сведен лишь к перечисленным функциям, поскольку он (арт-менеджер) занимается деятельностью, связанной с разработкой коммерческого творческого проекта, планированием творческого роста и разработкой имиджа «звезды», группы, поиском технического оборудования, производством рекламной продукции, выявлением сегментов рынка востребованности будущего проекта, связями с общественностью, мерчандайзингом и т. п.

Арт-менеджер имеет достаточно широкое поле деятельности, поскольку художественно-творческий продукт очень многообразен. Под ним можно понимать и производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров, организацию показов мод, выставок художественных произведений, производство кино-, аудио- и видеопродукции. В круг деятельности арт-менеджера входит: производство и продажа компакт-дисков, видеокассет, видеоклипов, развлекательных и игровых программ, телевизионных и радиопрограмм, производство и распространение кинопродукции, специализированных газет и журналов, производство музыкальных инструментов и технического оборудования для концертно-зрелищных мероприятий (свет, звук, сценография и т.п.), организация гастрольных турне и многое другое.

Кроме того, арт-менеджер оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения, оценочные суждения и вкусы публики, вовлекая ее в освоение, а возможно, в дальнейшем и созидание культурных ценностей. Поэтому он должен решать и задачи познавательного, практически-преобразующего, рекреационного характера.

По нашему мнению, наиболее полно воспроизводит спектр деятельности арт-менеджера объединение его функций в следующие группы:

1. Проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого проекта, формирование проекта как художественно-творческой продукции, направленной на развитие художественного вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного общения).

2. Художественно-творческая (сценарная, репетиционно-творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработка сценографии, костюмов, эмоционально-образного и музыкального решения проекта).

3. Организационно-управленческая (формирование корпоративного имиджа фирмы и ее сотрудников, подготовка и проведение концертно-гастрольной работы, ведение переговоров, установление контактов с концертными организациями, площадками, необходимыми государственными организациями и учреждениями, отдельными юридическими и творческими лицами, производство сценических аксессуаров, изготовление оборудования для сцены, закупка или аренда техники и т.п.).

4. Маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегментов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции).

5. Связи с общественностью и реклама (стимулирование продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организация связей с средствами массовой информации, проведение презентаций, выставок, пресс-конференций, а также всех видов необходимой рекламы — афиш, листовок и т.п.).

6. Коммерческая и финансово-экономическая (концептуальная разработка коммерчески выгодного бизнес-плана и формирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен на оформление проекта и условий для осуществления продажи художественно-творческого продукта на рынке: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт-дисков, аудио- и видеокассет, билетов, мерчандайзинг и т.п.

7. Юридически-правовая (подготовка всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, защитой авторских прав, отстаивание по мере необходимости интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже).

Таким образом, как управленец арт-менеджер занимается следующими видами деятельности:

— планирует деятельность организации по поиску и отбору неординарных произведений, разработке идеи творческих проектов и самих проектов;

— осуществляет отбор (кастинг) новых творческих коллективов, талантливых исполнителей («звезд», коллективов, театров) для осуществления существующего или разработки и реализации нового творческого проекта;

— организует творческое развитие, репетиционную и концертную деятельность творческих коллективов, отдельного исполнителя;

— производит набор сотрудников, которые решают творческие, организационные и финансово-экономические задачи;

— координирует деятельность специалистов организации, включая все рабочие службы, задействованные в разработке и реализации творческого проекта (создание сценического имиджа «звезды», проведение маркетинговых исследований, рекламных кампаний; налаживание различных форм связей с общественностью и т.п.);

— осуществляет контроль за производством сценических аксессуаров, пошивом сценических костюмов, закупкой или производством музыкальных инструментов, светового, звукового, технического оборудования;

— осуществляет контроль за изготовлением, распространением и продажей рекламно-печатной продукции, книг, журналов, музыкальных аудио- и видеоклипов, билетов, афиш, листовок и т.п.;

— осуществляет деятельность по разработке и организации гастрольных турне (формулирование целей турне и определение маршрута, выявление его экономической и творческой целесообразности, условий для проведения творческих концертов, встреч, обеспечение транспортом и комфортных условий быта гастролирующей группы, «звезды» и т.п.);

— стимулирует мотивацию сотрудников на эффективное выполнение поставленных задач (разработка системы поощрения -премии, продвижение по службе и т.п.), а зрителей — на активное посещение реализованного творческого проекта (система скидок при посещении концертов, подарки, система качественных услуг и т. п.);

— осуществляет поэтапный контроль за деятельностью персонала, занятого в реализации поставленных задач на каждой фазе, и деятельностью каждого сотрудника и всех служб, включенных в осуществление проекта.

Осуществляя функцию планирования, арт-менеджер обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение общих целей. Так при разработке телевизионного проекта «Фабрика Звезд» для организации конкурсного отбора молодых эстрадных артистов была создана специальная дирекция, включавшая жюри, в состав которого вошли ведущие исполнители российской эстрады, композиторы, музыканты и т.д.; педагоги — специалисты в различных областях эстрады, занимавшиеся тренингом молодых исполнителей; визажисты и модельеры, работавшие над созданием их имиджа, и многие другие специалисты, работавшие над созданием «звезды» в реальной жизни.

Руководство деятельностью такой значительной организации невозможно без установления основных направлений усилий и принятия решений, обеспечивающих целостность действий всех ее членов. С этой целью возможно создание новой организации под определенный проект или переориентация деятельности уже существующей.

Планирование в организации, работающей в арт-индустрии, начинается с определения цели или группы целей, ради которых она создается, и основных видов деятельности членов организации для достижения этих целей.

Арт-менеджер должен уметь оценить сильные и слабые стороны своей организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, исследования и разработка творческих проектов, трудовые ресурсы, для определения реальных результатов, каких может добиться создаваемая им организация.

Читайте также:  Органическая косметика как бизнес

Необходимо также уметь трезво оценить возможности и угрозы окружающей среды, такие, как: конкуренция, законы, экономические условия и политические факторы, новые технологии, социальные и культурные изменения, т. е. все, что может помочь или помещать организации в достижении поставленных целей.

В случае если организация создается для выполнения определенной одноразовой цели (как проект мюзикла «Метро»), то она прекращает свое существование после достижения цели, ради которой она создавалась. Однако многие организации при проведении успешного проекта стремятся продлить свое существование как можно дольше. Они заново разрабатывают или меняют цели своей деятельности, выбирая новые творческие проекты с ориентиром на созданный творческий коллектив или отлаженную работу организации.

В другом случае, в силу изменений в окружающей среде или ошибок, произошедших в ходе определения цели или выработки планов, менеджеру необходимо осуществить согласование планов с реальностью, т.е. произвести своеобразную привязку проекта к новым, еще неучтенным условиям.

Осуществляя функцию организации деятельности, арт-менеджер создает структуру организации, состоящую из определенных элементов — звеньев, отделов, выполняющих конкретные задачи. Подбирая людей для конкретной работы, менеджер систематизирует деятельность людей, делегируя отдельным лицам задания, полномочия, права на использование ресурсов организации. Организация может быть как локальной, состоящей из трех или одной административной единицы, так и крупной — продюсерская компания.

Функция мотивации заключается в том, чтобы арт-менеджер способствовал созданию у членов организации внутреннего побуждения к действиям как через чисто экономический подход (премии, повышение оклада), так и через удовлетворение сложной совокупности потребностей каждого члена коллектива, Обеспечивая тем самым продуктивную, высокоэффективную работу.

Функция контроля необходима для обеспечения того, чтобы организация действительно достигла поставленных целей. В практике существуют три аспекта управленческого контроля:

— установление стандартов, т. е. точных целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени;

— измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период;

— сравнение достигнутых результатов с предполагаемыми.

Перечисленные четыре функции управления — планирование, организация, мотивация, контроль — имеют две общие характеристики, являющиеся связующими звеньями. Во-первых, все функции требуют принятия решений, и, во-вторых, для всех необходимакоммуникация, обмен информацией для принятия правильных решений и для правильного понимания принятых решений членами организации.

Арт-менеджер является представителем особой интеллектуальной профессии. И его управленческую работу по созданию коммерчески выгодного высокохудожественного проекта можно сравнить с созданием мозаичного рисунка, отдельные элементы которого разбросаны по разным коробкам, т.е. с выбором одного правильного решения из многочисленных комбинаций возможных, потенциальных действий.

Основными требованиями для принятия эффективного, единственно правильного решения является понимание масштабов проблемы и наличие адекватной информации, чему способствуют коммуникации.

Организации, работающие в арт-индустрии, представляют собой структурированный тип отношений между людьми, и результаты их деятельности в значительной мере зависят от качества коммуникаций.

Арт-менеджер является одновременно и лидером, и эффективным управляющим. Он должен обладать лидерскими качествами и оказывать существенное влияние на отдельную личность — эстрадную «звезду», известный коллектив и на организацию в целом.

Определяя лидерство, Питер Друкер отмечает: «Лидерство -это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки»1.

Выделяют три ключевые роли арт-менеджера, предопределяющие успех его деятельности:

1. Роли по принятию решений, направленных на определение направления движения организации, распределение ресурсов, коррекцию текущей деятельности.

2. Информационные роли, направленные на обработку собираемой информации, разработку и осуществление рекламной кампании по продвижению арт-продукта на рынок.

3. Межличностные роли, способствующие осуществлению руководящих функций, улаживанию конфликтов, ведению деловых контактов и переговоров, определению объема и содержания работы сотрудников.

Прокрутить вверх

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот.

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: zdamsam.ru

Чек-лист начинающего арт-директора: как организовать работу арт-отдела от малых до распределенных команд

Привет! Меня зовут Денис Рычковский. Всю сознательную жизнь я люблю две вещи: арт и игры. С 2015 года я работаю в геймдев-индустрии, а последние 3,5 года — на позициях лида и арт-директора.

Сегодня я хочу поделиться накопившимся опытом и поговорить о самых разных аспектах организации арт-отделов: про особенности и отличие команд в зависимости от их численности, о планировании и коммуникациях, арт-пайплайнах, менеджменте, хантинге и развитии сотрудников — эдакий глоссарий и практические советы, о чем стоит знать каждому арт-лиду.

От малого к большому

А начнем мы по изложенному порядку — с численности арт-команд и какие существуют особенности в зависимости от нее. По этому критерию я выделяю до четырех вариантов отделов:

  1. От 1 до 3 человек: «самоорганизующийся». В таких командах, как правило, все участники являются «дженералистами», причем иногда у них хватает компетенций выходить за рамки арта и, например, погружаться в тех. арт — из таких спецов обычно и вырастают тех. артисты или VFX-артисты. В таких командах может и не быть выраженного лидера: здесь все мыслят, как единое целое, и, как следствие, решения принимаются очень оперативно. Такой тип команд присущ стартапам, причем состоять они могут как из новичков, так и из «прожженных» спецов, которые устали от больших компаний. Особенно хорошо они справляются с быстрым прототипированием идей.
  2. От 4 до 10 человек: «точечный».Здесь уже появляется руководящая роль — арт-директор или менеджер. Позиции самих артистов становятся более явными: например, 2D-артисты сосредоточены только на 2D-графике, но при этом могут заниматься мультитасками внутри 2D — например, одновременно персонажкой и окружением, но с большим уклоном в то или другое. Появляются выделенные тех. артисты, UI/UX специалисты, VFX-артисты и прочие.
  3. От 10 до 40 человек: «дополненный». Здесь мультитаскинг уже практически отсутствует и может оставаться разве что как артефакт от роста студии. На примере все тех же 2D-артистов, каждый теперь работает над своим направлением: персонажники — над персонажами, маркетинговые дизайнеры — над промо-материалами и артом для социальных сетей. Даже концепт-артисты могут делиться на специалистов по персонажам, по животным и монстрам, по технике и т. д. На помощь арт-директору приходят лиды отделов 2D, 3D, тех. арта и других, а в некоторых случаях появляется и арт-менеджер, помогающий вести отдельные направления — например, он может взять на себя работу с аутсорсом или планирование производства арта.
  4. От 40 человек и более: «мега-отдел». Ко всему прочему, сюда добавляется арт-продюсер, управляющий несколькими большими отделами, во главе которых стоят арт-директора.

Хантинг — дело тонкое

С типичными составами арт-отделов разобрались — теперь поговорим о том, как их набирать. Что поможет вам как арт-директору выбрать нужных людей под проект и какие скиллы нужно развивать у себя, чтобы подобрать хорошую команду?

Я выделяю для себя пять основных аспектов:

  1. Понимание мотивации человека: могу ли я быстро и правильно уловить, что драйвит человека больше всего и как он впишется в команду.
  2. Сильный арт-вижн: понимание отличий стилей и умение определить, работает ли специалист в нужном нам стиле, или в нескольких стилях, или у него есть предрасположенность к какому-то стилю, но ее еще нужно раскрыть.
  3. Базовые знания аспектов работы каждого сотрудника в отделе: это поможет ставить более четкие задачи и лучше понимать сроки их выполнения. Вам как арт-директору нужно иметь представление, с чем и как работает тех. артист, как устроен движок, на котором вы делаете проект, как происходит риггинг и 2D/3D-анимация, из каких этапов состоят пайплайны производства различных ассетов и не только.
  4. Умение определить предрасположенность каждого сотрудника в отделе: например, если ваш 3D-артист не против попробовать себя в концепт-арте или наоборот. Этот навык поможет не «закисать» команде и не загружать сотрудников одними и теми же тасками, препятствуя их профессиональному росту.
  5. Обучаемость сотрудников: вы должны уметь быстро определить, насколько сотрудник обучаем и будет ли он расти вместе с отделом и компанией. В некоторых случаях может иметь смысл взять «мидла», который быстро дорастет до «сениора». Или, напротив, низкая обучаемость не всегда будет каким-то жестким фактором, при котором не стоит брать человека: он может прийти с уже оформленными скиллами под конкретные задачи и просто делать качественно то, что уже умеет.
Читайте также:  Русские машины бизнес класса

Чем упростить себе работу

Следующий аспект, о котором хотелось бы поговорить, — это инструментарий. Но не пайплайновый инструментарий каждого художника, а с точки зрения менеджмента. Рекомендуемые ниже инструменты подойдут для арт-отделов любого размера.

Итак, что стоит иметь для успешного взаимодействия с командой и организации рабочих процессов:

  1. Рабочий чат (Slack, Rocket, Discord, MyTeam и др.). Тут все просто: за последние пару лет индустрия стала очень лояльна к удаленке, и мессенджеры повсеместно используются для быстрого рабочего взаимодействия. Конечно, тут стоит выбирать, что будет удобнее именно вам, а возможность стабильно созваниваться в том числе и по видео будет только плюсом.
  2. Таск-трекер (Asana, Jira, Trello, Bitrix и др.). Они позволяют непосредственно ставить задачи и производить тактическое планирование, к которому мы еще вернемся подробнее чуть позже.
  3. Общее пространство для хранения и обмена ресурсами (общие папки, Google Disk, Dropbox, TortoiseSVN + Subversion). Оно поможет всегда иметь под рукой актуальные версии ассетов, но требует понимания от команды важности этих ресурсов и их обновления по готовности арт-ассета, иначе мы получим обратную ситуацию.
  4. Общее креативное пространство (Figma, Miro и др.). Очень удобные штуки, которые позволяют «эмулировать» присутствие в переговорке. С их помощью можно не только фиксировать информацию, но и побрейнстормить, и порисовать в реальном времени на «досках» всей командой.
  5. Общее пространство для документооборота (Confluence, Notion, Google, Bitrix и др.). Особенно пригодится средним и большим отделам. Описание основных гайдлайнов производства ассетов, визуала, особенностей инструментария позволит сильно сократить сроки для включения в работу нового человека. Конечно, обычный голосовой и менторский онбординг это не исключает, но подобные грамотно составленные «шпаргалки» облегчат жизнь всем сторонам.

Планирование и коммуникация

Все мы в арт-отделе любим рисовать, но не очень любим планировать — а планировать, тем не менее, надо. Стратегическое планирование позволяет рассчитать более долгосрочную нагрузку на отдел и спрогнозировать расширение команды, а также подключение аутсорса.

Я выделяю четыре типа планирования, которые полезно применять в своих процессах:

  1. «Спринтовое» (неделя, обязательное): планирование на неделю помогает быстро реагировать на сложности и проблемы, возникающие по ходу работы в рамках майлстоуна. Спринтовать стоит всегда — кроме, разве что, R’n’D, где от вас требуются супер-быстрые решения, а устаревание задач и движение бэклога может происходить даже не днями, а часами и минутами.
  2. По «майлстоунам» (месяц): классическое планирование на месяц желательно иметь для того, чтобы понимать нагрузку на отдел и видеть адекватную картину производства ассетов.
  3. По «вехам» (2-3 месяца): позволяет прогнозировать нагрузку на отдел и планировать подключение аутсорса заранее (поиск, подписание соглашений и пр.).
  4. «Лонг-роадмап» (от 6 месяцев): позволяет распределять отпуска и видеть примерное направление работы отдела и развитие проекта в целом.

Важный аспект, который хочется здесь упомянуть: разработка игры — это гибкий процесс с большим количеством факторов. Составляя план производства арт-ассетов, приходится учитывать множество нюансов, но при этом нужно понимать, что абсолютно все учесть невозможно. Поэтому планирование должно быть в первую очередь гибким — как, впрочем, и сам отдел, и арт-директор.

Что же касается коммуникации, здесь все сильно зависит от размера команды, но общие рекомендации от меня следующие:

  1. Каждое утро — короткие синк-созвоны до 10-20 минут, которые позволяют команде оперативно реагировать на возникающие проблемы и не растягивать решения на недели.
  2. Раз в неделю — вечерний синк-созвон по итогам спринта (как правило, в пятницу), не более 60 минут. Нужен для того, чтобы оценить проделанную работу, составить план на следующий спринт, а также скорректировать план на майлстоун, если того требует ситуация.

Остальные созвоны ситуативны: например, кому-то нужны отчеты по итогам месяца, но я их сюда включать не стал.

Также не стоит превращать созвоны в поглотитель рабочего времени, ведь в первую очередь перед вами стоит цель сделать ассеты и игру, а не поболтать (хотя неформальное общение с коллегами — это тоже хорошо, но не в ущерб задачам). Даже если созвон затягивается, постарайтесь отпустить непричастных к решению вопроса коллег, а после — проанализировать, в чем была причина, чтобы не допускать подобного в следующий раз.

Арт-пайплайны

Ну а теперь от вопросов менеджмента перейдем к пайплайнам — и начнем с 2D/3D процессов. Сразу замечу, что сами по себе упрощенные схемы пайплайнов ниже — довольно стандартные для индустрии и имеют различия исходя из поставленных на проекте задач.

Впрочем, о каких бы процессах мы ни говорили — 2D, 3D, UI, VFX, — вначале всегда идут рефы. Работы по любому проекту начинайте именно с них, ведь арт-отдел — в первую очередь про это. Они сокращают время поиска образов и помогают получить более крутой результат на выходе.

В арт-пайплайнах VFX/UI все то же самое: собираем рефы, делаем черновой и чистовой варианты, загружаем в движок.

Но тут есть пара моментов:

  1. UX-специалисты сейчас довольно редки, и либо этап UX пропускается и происходит работа сразу с черновым UI, либо им занимаются геймдизайнеры. Пусть лучше им занимаются ГД, ведь предварительная работа с UX существенно снизит время разработки UI в целом.
  2. Касательно скетчей VFX — все зависит от вашего специалиста. Не все из них готовы заниматься скетчами: кому-то быстрее сделать сразу черновой VFX.

Наконец, арт-пайплайн разработки уровней. Он сопряжен с множеством нюансов, и со временем я смог выработать, на мой взгляд, наиболее оптимальный вариант.

Процессы я условно разделяю на три этапа: whitemesh, арт-блокаут и арт-полишинг:

  • Сначала мы получаем геймдизайн-документ, собираем рефы, делаем скетчи и концепты, а затем блокаут на кубах.
  • Результат проверяют ГД, и правки прототипа происходят до тех пор, пока он не пройдет проверку.
  • Затем в ход идут наработки по моделям, анимациям, VFX — всему, что у вас имеется в черновом варианте. Они встают поверх одобренного блокаута, после чего наступает следующий этап проверки геймдизайнерами результата.
  • Когда все готово, подгружаются уже чистовые варианты, которые снова проходят проверку ГД. Только после этого можно передавать все в прод.

Весьма простой пайплайн, но из-за того, что не все его придерживаются, может возникать множество проблем. Так, если в гипер-казуальных играх еще можно обойтись без работы с кубами и черновиками, то в более «взрослых» проектах уже не получится.

Пример концепта, автор — Pierre QuéruПример whitemesh Пример готовой локации в проде, автор — Yang qi917

Довольно часто меня спрашивают: «Хорошо, а где можно «срезать углы» в производстве арта?»

Мой ответ: везде. Все зависит от команды, которую вы нанимаете.

Например, можно не нанимать простого 2D концепт-артиста, а поискать и схантить человека, который также знает 3D и сможет выдать вместе с концептом минимальную объемную болванку для 3D-артиста, что в последующем упростит производство модели и снизит количество итераций.

Многое зависит и от вашего инструментария: здесь могут помочь такие решения, как Cascadeur или Marvelous Designer, которые позволяют ускорить разработку. Наработка стандартных наборов моделей и текстур для переиспользования тоже вам в помощь. И, конечно же, ИИ.

В заключение скажу, что здесь я постарался в сжатом виде передать некоторые советы из своего опыта, но многое зависит от вашего личного набора скиллов как руководителя, психолога, художника. Важно помнить, что не только вы, но и весь отдел должен стараться проявлять гибкость в работе, общении, планировании для обеспечения комфорта собственного и всей студии в целом.Благодарю за внимание и желаю удачи с вашими проектами. А в комментариях давайте обсудим, как все устроено у вас в отделах — так же, иначе, почему.

И совсем напоследок:

  • Мой ArtStation;
  • 29 марта MY.GAMES проведет TBD Pro Art — онлайн-митап для художников, арт-лидов и продюсеров, а также всех, кому интересен арт.
    Своим опытом поделятся спецы из BIT.Games, IT Territory, Art Heroes и The Breach Studios. Бонусом для участников — рассказ о том, как готовить портфолио к ревью. Участие бесплатное, программа и регистрация по ссылке.
  • Блог компании MY.GAMES
  • Разработка игр
  • Управление разработкой
  • Управление персоналом
  • Игры и игровые консоли

Источник: habr.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин