Мировые модели управления бизнесом

Целью менеджмента является обеспечение эффективности управления, при этом различные модели менеджмента получают широкое распространение в различных государствах.

Различные модели менеджмента развиваются на базе традиций каждой страны, а также в соответствии с путями становления и развития предпринимательства.

При рассмотрении различных моделей менеджмента чаще всего выделяют:

  1. Американскую модель,
  2. Японскую модель,
  3. Европейскую модель.

Японская модель менеджмента

Различные модели менеджмента можно начать рассматривать с японской модели, которая была сформирована под воздействием 2 факторов:

  1. Освоение зарубежного организационного и управленческого опыта с творческим подходом,
  2. Последовательно сохранялись национальные традиции.

Для японской модели менеджмента были характерны следующие черты:

1.) Сдержанность, стремление к новому, дипломатиям,

2.) Приверженность к коллективной организации труда,

Карта управления бизнесом : правила построения. Системные модели управления предприятием 1

3.) Патернализм, который представляет собой благотворительной, отеческое отношение руководства к работникам,

4.) Постановка четкой и понятной цели для всего коллектива, благодаря чему происходит объединение и сплочение коллектива,

5.) Мотивация и стимулирование работников,

6.) Отождествление работников с предприятием и др.

Американская модель менеджмента

Американская модель, которая когда-то занимала передовые позиции, в последнее время утрачивает лидирующее мировое положение. Все больше американская модель стала использовать некоторые элементы японской модели.

Американская модель менеджмента в большей степени обусловлена национальными особенностями американцев: желание бороться до конца, утверждение своего превосходства и жизненности.

Для американской модели менеджмента характерны следующие особенности:

  1. Рассмотрение организации в качестве закрытой системы, успех каждой компании зависит в первую очередь от внутренних факторов,
  2. Непрерывное наращивание производства и углубляющаяся специализация,
  3. Жестко организованная система управления,
  4. Индивидуальная ответственность каждого работника и оплата в соответствии с индивидуальными результатами работы,
  5. Управление, направленное сверху вниз и др.

Сравнение американской и японской моделей менеджмента

Российская модель менеджмента

Различные модели менеджмента были сформированы в прошлом веке, российская же модель менеджмента относительно молодая и начала формироваться совсем недавно.

Для российской модели менеджмента характерны следующие черты:

  1. Ориентация на работника и его возможности, большое внимание уделяется исследованию организационной культуры, проблем лидерства и руководства, а также демократизации управления,
  2. Организация в российской модели представляет собой открытую систему, на которую воздействуют внешние и внутренние факторы,
  3. Внедрение функции контроля и регулирования процессов,
  4. Недоверие со стороны менеджеров верхнего звена подчиненным и неумение стимулировать деятельность работников.

Европейская модель менеджмента

Изучение различных моделей менеджмента следует завершить рассмотрением европейской модели, которая зарекомендовала себя в качестве достаточно эффективной и используется в странах Европейского Союза.

Две модели управления бизнесом. Олег Гадецкий

Для европейской модели менеджмента характерны следующие черты:

  1. Четкое определение уровня ответственности для каждого сотрудника,
  2. Доверительные отношения между членами коллектива,
  3. Высокая самостоятельность компаний в производственных и хозяйственных вопросах,
  4. Решение социальных вопросов, высокий уровень заработной платы, гарантии работникам, Высокая заинтересованность каждого сотрудника в работе, добровольные жертвования своим временем, цель на успех компании в целом.
Читайте также:  Бизнес процесс примеры готовые idef0

Примеры решения задач

2. Американская модель,

3. Российская модель.

A. Принцип индивидуализма в основе работы.

Б. Большое значение принципа коллективизма и присутствие патернализма.

В. Недоверие со стороны менеджеров верхнего звена подчиненным и неумение стимулировать деятельность работников.

Источник: ru.solverbook.com

Модели корпоративного управления

Корпоративное управление (КУ) представляет собой сложную многоаспектную категорию. Единства подходов относительно его сущности не выработано до сих пор. Его принято рассматривать и изучать с различных сторон:

  • как отдельную отрасль научного знания;
  • с точки зрения системного и процессного подходов.

Сегодня можно выделить два основных подхода к определению и трактовке концепции корпоративного управления.

В первом случае КУ рассматривается в широком смысле и может быть определено в качестве системы управленческих корпоративных решений, возникающих между взаимодействующими хозяйствующими субъектами в сфере субординации и гармонизации их интересов, которая призвана обеспечить синергизм в достижении поставленных целей.

Во втором случае определение корпоративного управления приобретает более узкий смысл. В частности, речь идет об установлении баланса интересов различных групп заинтересованных лиц (стейколдеров). Особое внимание уделяется взаимосвязи участников корпоративных отношений.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Замечание 1

Так или иначе, корпоративное управление охватывает систему взаимоотношений между акционерами, советом директоров, исполнительными органами акционерного общества, а также иными заинтересованными сторонами.

Организация КУ обеспечивается посредством выстраивания определённой модели его реализации, сущность которой заключается в построении такой системы корпоративного управления, которая способствовала бы реализации задач акционеров и защите их интересов с соблюдением баланса интересов прочих заинтересованных сторон.

В настоящее время можно выделить три базовых модели корпоративного управления:

  • Японская,
  • Германская
  • Англо-Американская.

Модели корпоративного управления различных стран отличаются друг от друга, что с одной стороны объясняется корпоративным правом и особенностями национального развития государств, а с другой – нормами деловой практики.

Японская модель корпоративного управления

«Модели корпоративного управления»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Японская модель КУ имеет узкую сферу применения – она распространена лишь в Японии. Для нее характерна распространение практики перекрёстного владения акциями компании (так называемое «кейрец»), а также их концентрация среди крупных и средних акционеров. Миноритарии, представленные мелкими частными и институциональными инвесторами, развиты слабо. На протяжении долгого времени они вели себя пассивно и располагали незначительными объемами акций.

Отличительной особенностью данной модели выступает основополагающая роль банков в функционировании корпораций. Зачатую у каждой промышленной группы имеется свой банк, который составляет ее ядро и выступает в роли основного регулятора финансовых потоков. Как правило, такие банки владеют значительным пакетом акций компании.

Замечание 2

В рамках японской модели КУ акционеры ориентированы преимущественно на достижение долгосрочных целей развития корпорации. Основной формой их доходов от владения акционерным капиталом выступают дивиденды.

Читайте также:  Как продать бизнес vc

На протяжении долгого времени японский фондовый рынок обладал относительно невысокой степенью ликвидности, а источником привлечения капитала зачастую выступали банковские структуры.

Помимо прочего, незначительным влиянием на систему КУ отличались враждебные поглощения. Сложившая практика перекрестного владения акциями и группировки кейрецу вокруг крупного банка, финансировавшего все компании группы, практически полностью исключали возможность рейдерства со стороны других участников рынка.

Германская модель корпоративного управления

Германская или как е еще принято называть, континентальная модель КУ нашла свое применение в австрийских и немецких корпорациях. География ее распространения включает в себя такие страны, как: Австрия, Германия, Норвегия, Швейцария и Нидерланды.

Экономические особенности, в рамках которых происходило формирование модели данного типа и которые предопределили ее сущность, представлены на рисунке 2.

Рисунок 1. Особенности континентальной модели КУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для германской системы корпоративного управления характерна двухуровневая структура. Это означает, что совет директоров состоит из наблюдательного совета и правления. Первому присущи функции контроля. Второе же выполняет исполнительные функции. В качестве высшего органа управления выступает собрание акционеров.

Характерной особенностью германкой модели КУ выступает кодетерминация, непосредственно связанная с участием сотрудников в управлении компанией. В состав наблюдательного совета в обязательном порядке входят работники компании и представители банков.

Англо-американская модель корпоративного управления

Англо-американская модель КУ характеризуется высокой распыленностью акционерного капитала. Это означает наличие множества миноритарных акционеров и мелких инвесторов, обособленных друг от дуга, которые находятся в зависимости от менеджмента компании.

Замечание 3

Собрания акционеров носят по большей части формальный характер, реальное управление корпорацией сосредоточено в руках профессиональных менеджеров.

Ведущая роль в корпоративном управлении отводится совету директоров, в руках которого сосредоточены функции «надзора» и «управления». Именно он распоряжается всей деятельностью корпорации, защищает интересы ее акционеров, обеспечивает качество КУ и несет ответственность перед собранием акционеров и контролирующими государственными органами.

Характерной особенностью данной модели выступает одноуровневый (унитарный) совет директоров, состоящий из двух групп представителей:

  • исполнительные члены (менеджеры, управленцы);
  • неисполнительные члены (не являются работниками компании), часть из которых представлена независимыми аутсайдерами.

Фондовый рынок в условиях развития англо-американской модели отличается высокой степенью ликвидности, а сделки Mhttps://spravochnick.ru/menedzhment/sistema_korporativnogo_upravleniya/modeli_korporativnogo_upravleniya/» target=»_blank»]spravochnick.ru[/mask_link]

4.4. Модели менеджмента

Следует обратить внимание на разные требования к менеджерам международных и национальных компаний, в зависимости от национальной принадлежности.

Рассмотрим особенности ведущих национальных школ менеджмента с учетом известной мировой триады финансово-экономических центров, которые образовывают три кластера национальных школ менеджмента.

Кластер означает группу стран преимущественно одного географического региона, которым присущие общие формы экономических отношений и однотипная социально-культурная составляющая менеджмента международных корпораций, которые имеют происхождение из стран этого кластера.

Согласно трех указанных мировых центров как основные выделяется американская, европейская и японская национальные школы менеджмента.

Читайте также:  Smb сегмент бизнеса это

В мировой практике наиболее показательными являются две основные модели менеджмента: японская и американская. Американская модель менеджмента направлена на индивидуали­стический подход, который учитывает индивидуальные качества и работу конкретного менеджера. Японская модель менеджмента ориентирована на работу группы (команды) с соответствующим распределением привилегий и ответственности.

Японская и американская школы менеджмента — это наиболее эффективные школы менеджмента во всем мире. Их успех состоит из многих слагаемых. Подходы этих школ существенно различаются. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда, а американский — на личность (индивидуальный подход).

1. Американская школа менеджмента:

  • первая историческая классическая школа, которая остается ведущей в мире и сейчас;
  • основательное менеджерское образование (268 школ бизнеса имеют двухлетнюю программу «магистр делового администрирования», которые ежегодно заканчивают свыше 70 тыс. лиц);
  • жесткий агрессивный менеджмент;
  • огромное количество учебных и научных изданий, специальных журналов.
  • специальные тренингу программы о корпоративной жизни в США;
  • налоговые советы иностранцам;
  • образование компаниями товарищеских сетей, которые помогают быстрее приспособиться к новой среде;
  • ролевые игры, которые демонстрируют варианты менеджерского поведения.
  • использует зарубежный опыт менеджмента (прежде всего США);
  • основывается на коллективистских началах;
  • акцент делается на подготовке менеджеров в компаниях;
  • сориентированный на мировые рынки.
  • последовательно увеличивать прибыльность и рентабельность производства;
  • все члены группы должны участвовать в принятии управленческих решений и нести равную ответственность за них.
  • постоянно общаться с людьми;
  • решать все возникающие проблемы на месте;
  • государственный сектор — 20 % ВНП;
  • цель правительства — эффективное использование преобладающего количества ресурсов страны;
  • планирование в 40- 50-те года: регламентация использования ресурсов;
  • планирование в 60- 70-те года: индикативный план как форма координации государственного и частного секторов;
  • стратегическое планирование в 80- 90-те года;
  • два типа государственных предприятий:
  • приоритеты пятилетних планов: экономический рост, ценовая стабилизация, баланс во внешнеэкономических расчетах, надлежащая занятость, поддержка приоритетных областей промышленности и национальных проектов;
  • органы планирования: секретариат (20 лиц), комиссариат (150 специалистов).
  • доверие власти в руководстве трудовой деятельностью;
  • авторитаризм — функция лидерства;
  • забота менеджеров о подчиненных;
  • закон о привлечении рабочих к управлению предприятиями (1951 p.);
  • образование производственных советов: выборы через 4 года; проводят свои заседания в рабочее время;
  • включение представителей трудового коллектива (трудовых директоров) в состав исполнительного комитета, в которых они представляют интересы работников и одновременно принимают решение в интересах всего предприятия.
  • влияние на менеджмент моральных аспектов;
  • акцент на политические и социальные ценности достижения;
  • восприятие риска.
  • действия в среде с низкими рисками;
  • конкурентоспособность итальянских менеджеров;
  • склонность к групповому принятию решений.
  • акцент на самореализацию в руководстве;
  • высокая ценность независимости и конкурентоспособности;
  • стремление избегнуть рисков.
  • высокая ценность безопасности, изобретательности, адаптивности, логики;
  • индивидуализм считается высочайшей ценностью.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин