Целью менеджмента является обеспечение эффективности управления, при этом различные модели менеджмента получают широкое распространение в различных государствах.
Различные модели менеджмента развиваются на базе традиций каждой страны, а также в соответствии с путями становления и развития предпринимательства.
При рассмотрении различных моделей менеджмента чаще всего выделяют:
- Американскую модель,
- Японскую модель,
- Европейскую модель.
Японская модель менеджмента
Различные модели менеджмента можно начать рассматривать с японской модели, которая была сформирована под воздействием 2 факторов:
- Освоение зарубежного организационного и управленческого опыта с творческим подходом,
- Последовательно сохранялись национальные традиции.
Для японской модели менеджмента были характерны следующие черты:
1.) Сдержанность, стремление к новому, дипломатиям,
2.) Приверженность к коллективной организации труда,
Карта управления бизнесом : правила построения. Системные модели управления предприятием 1
3.) Патернализм, который представляет собой благотворительной, отеческое отношение руководства к работникам,
4.) Постановка четкой и понятной цели для всего коллектива, благодаря чему происходит объединение и сплочение коллектива,
5.) Мотивация и стимулирование работников,
6.) Отождествление работников с предприятием и др.
Американская модель менеджмента
Американская модель, которая когда-то занимала передовые позиции, в последнее время утрачивает лидирующее мировое положение. Все больше американская модель стала использовать некоторые элементы японской модели.
Американская модель менеджмента в большей степени обусловлена национальными особенностями американцев: желание бороться до конца, утверждение своего превосходства и жизненности.
Для американской модели менеджмента характерны следующие особенности:
- Рассмотрение организации в качестве закрытой системы, успех каждой компании зависит в первую очередь от внутренних факторов,
- Непрерывное наращивание производства и углубляющаяся специализация,
- Жестко организованная система управления,
- Индивидуальная ответственность каждого работника и оплата в соответствии с индивидуальными результатами работы,
- Управление, направленное сверху вниз и др.
Российская модель менеджмента
Различные модели менеджмента были сформированы в прошлом веке, российская же модель менеджмента относительно молодая и начала формироваться совсем недавно.
Для российской модели менеджмента характерны следующие черты:
- Ориентация на работника и его возможности, большое внимание уделяется исследованию организационной культуры, проблем лидерства и руководства, а также демократизации управления,
- Организация в российской модели представляет собой открытую систему, на которую воздействуют внешние и внутренние факторы,
- Внедрение функции контроля и регулирования процессов,
- Недоверие со стороны менеджеров верхнего звена подчиненным и неумение стимулировать деятельность работников.
Европейская модель менеджмента
Изучение различных моделей менеджмента следует завершить рассмотрением европейской модели, которая зарекомендовала себя в качестве достаточно эффективной и используется в странах Европейского Союза.
Две модели управления бизнесом. Олег Гадецкий
Для европейской модели менеджмента характерны следующие черты:
- Четкое определение уровня ответственности для каждого сотрудника,
- Доверительные отношения между членами коллектива,
- Высокая самостоятельность компаний в производственных и хозяйственных вопросах,
- Решение социальных вопросов, высокий уровень заработной платы, гарантии работникам, Высокая заинтересованность каждого сотрудника в работе, добровольные жертвования своим временем, цель на успех компании в целом.
Примеры решения задач
2. Американская модель,
3. Российская модель.
A. Принцип индивидуализма в основе работы.
Б. Большое значение принципа коллективизма и присутствие патернализма.
В. Недоверие со стороны менеджеров верхнего звена подчиненным и неумение стимулировать деятельность работников.
Источник: ru.solverbook.com
Модели корпоративного управления
Корпоративное управление (КУ) представляет собой сложную многоаспектную категорию. Единства подходов относительно его сущности не выработано до сих пор. Его принято рассматривать и изучать с различных сторон:
- как отдельную отрасль научного знания;
- с точки зрения системного и процессного подходов.
Сегодня можно выделить два основных подхода к определению и трактовке концепции корпоративного управления.
В первом случае КУ рассматривается в широком смысле и может быть определено в качестве системы управленческих корпоративных решений, возникающих между взаимодействующими хозяйствующими субъектами в сфере субординации и гармонизации их интересов, которая призвана обеспечить синергизм в достижении поставленных целей.
Во втором случае определение корпоративного управления приобретает более узкий смысл. В частности, речь идет об установлении баланса интересов различных групп заинтересованных лиц (стейколдеров). Особое внимание уделяется взаимосвязи участников корпоративных отношений.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Замечание 1
Так или иначе, корпоративное управление охватывает систему взаимоотношений между акционерами, советом директоров, исполнительными органами акционерного общества, а также иными заинтересованными сторонами.
Организация КУ обеспечивается посредством выстраивания определённой модели его реализации, сущность которой заключается в построении такой системы корпоративного управления, которая способствовала бы реализации задач акционеров и защите их интересов с соблюдением баланса интересов прочих заинтересованных сторон.
В настоящее время можно выделить три базовых модели корпоративного управления:
- Японская,
- Германская
- Англо-Американская.
Модели корпоративного управления различных стран отличаются друг от друга, что с одной стороны объясняется корпоративным правом и особенностями национального развития государств, а с другой – нормами деловой практики.
Японская модель корпоративного управления
«Модели корпоративного управления»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Японская модель КУ имеет узкую сферу применения – она распространена лишь в Японии. Для нее характерна распространение практики перекрёстного владения акциями компании (так называемое «кейрец»), а также их концентрация среди крупных и средних акционеров. Миноритарии, представленные мелкими частными и институциональными инвесторами, развиты слабо. На протяжении долгого времени они вели себя пассивно и располагали незначительными объемами акций.
Отличительной особенностью данной модели выступает основополагающая роль банков в функционировании корпораций. Зачатую у каждой промышленной группы имеется свой банк, который составляет ее ядро и выступает в роли основного регулятора финансовых потоков. Как правило, такие банки владеют значительным пакетом акций компании.
Замечание 2
В рамках японской модели КУ акционеры ориентированы преимущественно на достижение долгосрочных целей развития корпорации. Основной формой их доходов от владения акционерным капиталом выступают дивиденды.
На протяжении долгого времени японский фондовый рынок обладал относительно невысокой степенью ликвидности, а источником привлечения капитала зачастую выступали банковские структуры.
Помимо прочего, незначительным влиянием на систему КУ отличались враждебные поглощения. Сложившая практика перекрестного владения акциями и группировки кейрецу вокруг крупного банка, финансировавшего все компании группы, практически полностью исключали возможность рейдерства со стороны других участников рынка.
Германская модель корпоративного управления
Германская или как е еще принято называть, континентальная модель КУ нашла свое применение в австрийских и немецких корпорациях. География ее распространения включает в себя такие страны, как: Австрия, Германия, Норвегия, Швейцария и Нидерланды.
Экономические особенности, в рамках которых происходило формирование модели данного типа и которые предопределили ее сущность, представлены на рисунке 2.
Рисунок 1. Особенности континентальной модели КУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для германской системы корпоративного управления характерна двухуровневая структура. Это означает, что совет директоров состоит из наблюдательного совета и правления. Первому присущи функции контроля. Второе же выполняет исполнительные функции. В качестве высшего органа управления выступает собрание акционеров.
Характерной особенностью германкой модели КУ выступает кодетерминация, непосредственно связанная с участием сотрудников в управлении компанией. В состав наблюдательного совета в обязательном порядке входят работники компании и представители банков.
Англо-американская модель корпоративного управления
Англо-американская модель КУ характеризуется высокой распыленностью акционерного капитала. Это означает наличие множества миноритарных акционеров и мелких инвесторов, обособленных друг от дуга, которые находятся в зависимости от менеджмента компании.
Замечание 3
Собрания акционеров носят по большей части формальный характер, реальное управление корпорацией сосредоточено в руках профессиональных менеджеров.
Ведущая роль в корпоративном управлении отводится совету директоров, в руках которого сосредоточены функции «надзора» и «управления». Именно он распоряжается всей деятельностью корпорации, защищает интересы ее акционеров, обеспечивает качество КУ и несет ответственность перед собранием акционеров и контролирующими государственными органами.
Характерной особенностью данной модели выступает одноуровневый (унитарный) совет директоров, состоящий из двух групп представителей:
- исполнительные члены (менеджеры, управленцы);
- неисполнительные члены (не являются работниками компании), часть из которых представлена независимыми аутсайдерами.
Фондовый рынок в условиях развития англо-американской модели отличается высокой степенью ликвидности, а сделки Mhttps://spravochnick.ru/menedzhment/sistema_korporativnogo_upravleniya/modeli_korporativnogo_upravleniya/» target=»_blank»]spravochnick.ru[/mask_link]
4.4. Модели менеджмента
Следует обратить внимание на разные требования к менеджерам международных и национальных компаний, в зависимости от национальной принадлежности.
Рассмотрим особенности ведущих национальных школ менеджмента с учетом известной мировой триады финансово-экономических центров, которые образовывают три кластера национальных школ менеджмента.
Кластер означает группу стран преимущественно одного географического региона, которым присущие общие формы экономических отношений и однотипная социально-культурная составляющая менеджмента международных корпораций, которые имеют происхождение из стран этого кластера.
Согласно трех указанных мировых центров как основные выделяется американская, европейская и японская национальные школы менеджмента.
В мировой практике наиболее показательными являются две основные модели менеджмента: японская и американская. Американская модель менеджмента направлена на индивидуалистический подход, который учитывает индивидуальные качества и работу конкретного менеджера. Японская модель менеджмента ориентирована на работу группы (команды) с соответствующим распределением привилегий и ответственности.
Японская и американская школы менеджмента — это наиболее эффективные школы менеджмента во всем мире. Их успех состоит из многих слагаемых. Подходы этих школ существенно различаются. Японский менеджмент ориентируется на групповую форму организации труда, а американский — на личность (индивидуальный подход).
1. Американская школа менеджмента:
- первая историческая классическая школа, которая остается ведущей в мире и сейчас;
- основательное менеджерское образование (268 школ бизнеса имеют двухлетнюю программу «магистр делового администрирования», которые ежегодно заканчивают свыше 70 тыс. лиц);
- жесткий агрессивный менеджмент;
- огромное количество учебных и научных изданий, специальных журналов.
- специальные тренингу программы о корпоративной жизни в США;
- налоговые советы иностранцам;
- образование компаниями товарищеских сетей, которые помогают быстрее приспособиться к новой среде;
- ролевые игры, которые демонстрируют варианты менеджерского поведения.
- использует зарубежный опыт менеджмента (прежде всего США);
- основывается на коллективистских началах;
- акцент делается на подготовке менеджеров в компаниях;
- сориентированный на мировые рынки.
- последовательно увеличивать прибыльность и рентабельность производства;
- все члены группы должны участвовать в принятии управленческих решений и нести равную ответственность за них.
- постоянно общаться с людьми;
- решать все возникающие проблемы на месте;
- государственный сектор — 20 % ВНП;
- цель правительства — эффективное использование преобладающего количества ресурсов страны;
- планирование в 40- 50-те года: регламентация использования ресурсов;
- планирование в 60- 70-те года: индикативный план как форма координации государственного и частного секторов;
- стратегическое планирование в 80- 90-те года;
- два типа государственных предприятий:
- приоритеты пятилетних планов: экономический рост, ценовая стабилизация, баланс во внешнеэкономических расчетах, надлежащая занятость, поддержка приоритетных областей промышленности и национальных проектов;
- органы планирования: секретариат (20 лиц), комиссариат (150 специалистов).
- доверие власти в руководстве трудовой деятельностью;
- авторитаризм — функция лидерства;
- забота менеджеров о подчиненных;
- закон о привлечении рабочих к управлению предприятиями (1951 p.);
- образование производственных советов: выборы через 4 года; проводят свои заседания в рабочее время;
- включение представителей трудового коллектива (трудовых директоров) в состав исполнительного комитета, в которых они представляют интересы работников и одновременно принимают решение в интересах всего предприятия.
- влияние на менеджмент моральных аспектов;
- акцент на политические и социальные ценности достижения;
- восприятие риска.
- действия в среде с низкими рисками;
- конкурентоспособность итальянских менеджеров;
- склонность к групповому принятию решений.
- акцент на самореализацию в руководстве;
- высокая ценность независимости и конкурентоспособности;
- стремление избегнуть рисков.
- высокая ценность безопасности, изобретательности, адаптивности, логики;
- индивидуализм считается высочайшей ценностью.
Источник: studfile.net