Модель научного исследования экономико правовой проблемы бизнеса

В статье теоретически раскрыта сущность построения модели профессиональной подготовки специалистов юридического профиля. Раскрыты принципы формирования экономико-правовой компетентности подготовки будущих юристов.

Теоретической основой разработки экспериментальной модели формирования экономико-правовой компетентности будущих юристов выступает концепция такой подготовки, в основу которой положена интеграция мотивационного, познавательного, личностного, поведенческого компонентов профессиональной специальной подготовки будущих юристов. Концептуальными положениями экспериментальной модели формирования экономико-правовой компетентности будущих юристов в процессе профессиональной подготовки выступают интеграционные принципы. Отмечается, что формирование экономико-правовой компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих юристов не будет достигнуто без научной работы. Авторами показана современная парадигма образования – «обучение на протяжении жизни», что нарушает новые задания перед системой юридического профессионального образования и направляет их решение с акцентом на широкий спектр применения перспективных методов, форм и приёмов.

Как сделать финансовую модель? | Виктор Рыжов | Laba

педагогика
компетенция
профессиональная подготовка
1. Алексюк А.М. Педагогика высшей школы Украины. История. Теория. – Киев: Лыбидь, 1998. – 558 с.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.

4. Гончаренко С.У. Методы преподавания и научных исследований в системе высшего образования для студентов, магистров, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений / С.У. Гончаренко, П.М. Олейник, В.К. Федорченко и др.; под ред.

С.У. Гончаренко, П.М. Олейника. – Киев: Высшая школа, 2003. – 323 с.

5. Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: монография. – Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. – 152 с.

6. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
7. Макаренко А.С. Собрание сочинений: в 5 т.. – М.: Правда, 1971. – 429 с.
8. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1986. – 150 с.
9. Ягупов В.В. Педагогика: учебное пособие. – Киев: Лыбидь, 2003. – 560 с.
10.

Якунин В.А. Педагогическая психология: учебное пособие. – СПб.: Из-во «Полиус», 1998. – 450 с.

Актуальность данной проблемы обусловлена усовершенствованием экономически ориентированной подготовки, формирования экономическо-правовой компетентности, готовностью к реальной профессиональной социально-значимой деятельности будущих юристов.

Цель исследования – теоретически раскрыть сущность построения модели подготовки специалистов юридического профиля.

Задачи исследования: дать авторское определение модели экономико-правовой компетентности и ее графическое изображение. Описать и научно обосновать педагогические принципы формирования экономико-правовой компетентности подготовки будущих юристов.

Лекция Н.В.Цехомского «Новые бизнес-модели»

Материалы и методы: использовались общенаучные и исторические методы. На основе системного подхода раскрыта сущность исследуемых вопросов.

Результаты исследования и их обсуждение

В своем исследовании мы приняли к сведению взгляды на модели и моделирование В.О. Якунина [11].

Автор указывал, что «оптимизация профессиональной подготовки должна базироваться на моделях наивысших уровней профессиональной деятельности, которые необходимо использовать в качестве целей-эталонов для оценки действительного уровня подготовки специалистов и разработки соответственных программ. Вообще, моделирование педагогических процессов и явлений рассматривается А.М. Алексюком как необходимый элемент познания и управления этими процессами [1]. На основе модели можно сформулировать общий аспект познавательного процесса, перевести его в теоретическую плоскость, лучше понять структуру и механизм взаимодействия исследуемой системы.

Разрабатывая модель формирования экономико-правовой компетентности будущих юристов в процессе профессиональной подготовки к реальной социально-значимой профессиональной деятельности, мы взяли за основу системный подход, разработанный Ю.К. Бабанским [2, 3]. Соответственно системному подходу в структуру модели в обязательном порядке должны входить такие подструктуры:

1) концептуальные (принципы);

3) технологические (методы и формы) [2, 3].

Теоретической основой разработки экспериментальной модели формирования экономико-правовой компетентности будущих юристов выступает концепция такой подготовки, в основу которой положена интеграция мотивационного, познавательного, личностного, поведенческого компонентов профессиональной специальной подготовки будущих юристов к реальной социально-значимой профессиональной деятельности. Концептуальными положениями экспериментальной модели формирования экономико-правовой компетентности будущих юристов в процессе профессиональной подготовки выступают принципы системности, экспериментальности, интегративности, целостной ролевой идентификации, контекстно-ролевой детерминации, индивидуально-ролевой преференции, самотворческой коммуникации.

Цель, на наш взгляд, выступает в качестве эталона для контроля и оценки достигнутых результатов и позволяет их корректировать. Таким образом, цель разработанной нами модели – формирование достаточного уровня экономико-правовой компетентности у юристов для прогнозирования экономических последствий собственных социально-значимых профессиональных действий для верховенства права, развития демократического правового общества.

Опираясь на исследования А.С. Макаренко, обозначим, что воспитательную работу при подготовке будущих юристов мы тоже рассматриваем неотъемлемой частью содержания процесса формирования экономико-правовой компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих юристов [7]. Её составляющими выступают организационные, морально-психологические, педагогические, информационные, культурно-просветительские и социальные мероприятия, которые направлены на формирование у будущих юристов морально-психологических качеств, необходимых для профессиональной социально-значимой деятельности для развития Украины как полноправного демократического правового государства европейского сообщества.

Нам импонируют взгляды А.Г. Кузнецовой, которая рассматривала образование как «научно-исследовательскую деятельность» [5, с. 81–89]. В модели почетное место занимают принципы, которые выступают в роли основополагающих, направляющих положений, нормативных требований к организации и проведению дидактического процесса, которые носят «характер общих указаний, правил, норм и выплывают из его закономерностей» [5, с. 291].

На основе анализа научных наработок определены основополагающие принципы, на которые мы сделали акцент при формировании у будущих юристов экономико-правовой компетенции в процессе специальной подготовки [2; 4; 35; 10]. К ним отнесены такие принципы, как принцип научности; активности; систематичности и последовательности; наглядности; единства теоретической и практической подготовки.

Считаем, что все названые принципы взаимно проникают и дополняют друг друга, а потому их полная реализация будет способствовать максимально эффективному процессу формирования экономико-правовой компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих юристов. Предоставим краткую характеристику указанных выше принципов.

Следовательно, принцип научности основывается на четкой связи между смыслом науки и учебными дисциплинами экономико-специального направления. Этот принцип должен базироваться на современных достижениях экономической и науки, как психолого-педагогических инновациях, которые предложены в высших юридических учебных заведениях.

Он предусматривает развитие у юристов высокого уровня развития экономического творческого поиска в своей профессиональной юридической деятельности. Практическая реализация обозначенного принципа требует внедрения в экономическую подготовку юристов интерактивных форм обучения, практических работ в юридической практике, которые содержат элементы проблемности. Во время внедрения обозначенного принципа мы учили будущих юристов умению вести научную дискуссию, при этом аргументировано и убедительно доказывать свою точку зрения. В процессе исследования мы разработали педагогические правила, которые способствовали эффективному внедрению принципа научности. К ним отнесены: научное обоснование учебного материала экономического смысла в правовом поле; тесная связь и практическая значимость учебного материала для будущей экономической практической деятельности юристов в правовом поле; раскрытие причинно-наследственных связей.

Принцип активности. Этот принцип основывается на том, что благодаря активности происходит осознанное усвоение знаний, умений и навыков. Мы убеждены, что активность будущих юристов при изучении экономических основ будущей педагогической деятельности является необходимым условием успешного обучения.

Благодаря активности будущие юристы могут самостоятельно экономически мыслить в правовом поле, находить свой подход к решению экономических заданий различного уровня сложности в профессиональной юридической деятельности. Принцип активности предусматривает развитие у юристов желания самостоятельно получить знания для реализации будущей социально значимой практической деятельности в решении экономических проблем правовым путем. В активной деятельности будущие юристы овладевают необходимыми знаниями, усовершенствуют умения, навыки для их будущей профессиональной деятельности и развивают собственные экономико-правовые способности. Для развития активности мы применили диалогическое общение между преподавателями правовых дисциплин и студентами юридических научных заведений. Во время диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать экономико-правовые задания и проблемы коллективно.

Принцип систематичности и осознания усвоенных знаний предусматривает, что знания умения и навыки формируются системно, в обозначенном порядке, причем каждый новый материал базируется на предыдущем и взаимосвязан с ним. Выходя из этого принципа, учебный материал должен представлять собой четкую логическую цепь.

Читайте также:  Бизнес информатика архитектура предприятий что это

Этот принцип состоит в полном понимании будущим юристом смысла и средств экономико-правовой компетентности в процессе приобретения знаний, умений и навыков. За короткий срок учебы невозможно полностью и доступно рассказать обо всех педагогических процессах, ознакомить с алгоритмами развязывания всех возможных экономико-правовых проблем, потому студент-юрист должен быть нацеленным на сознательное и самостоятельное овладение учебным материалом экономико-правового смысла. Необходимо, чтобы будущие юристы знали, понимали, сознательно использовали приобретенные знания, которые им необходимы для будущей реальной профессиональной социально значимой деятельности. Данный принцип требует, чтобы образование строилось на уровне реальных учебных возможностей и побуждало будущих юристов к процессу самоусовершенствования. Таким образом, считаем, что студенты-юристы не должны испытывать интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, которые негативно скажутся на их физическом и психическом развитии.

Принцип наглядности (визуализации) предусматривает, что на основе демонстрации экономико-правовых событий в виде видеофильмов, схем разрешения экономических ситуаций в правовом поле, рисунков, компьютерного моделирования, презентаций студенты-юристы имеют возможность развивать свою экономико-правовую компетентность. Личный опыт преподавания в юридическом учебном заведении дает основания для констатации того, что эффективность учебно-воспитательного процесса существенно зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств.

Наглядность предусматривает предоставление возможности студентам-юристам реально наблюдать необходимость изучения учебного материала. Таким образом, наглядная демонстрация материала служит наилучшим способом его усвоения. Наглядность, как указывает В.В. Ягупов, исполняет такие функции: «способствует умственному развитию субъектов учения; помогает выявить связи между научными знаниями и жизнедеятельностью, теорией и практикой; облегчает учебно-познавательную деятельность и способствует формированию интересов к профессиональным знаниям; помогает разносторонне воспринимать предмет, который изучается» [10, с. 307].

Принцип единства теоретической и практической подготовки базируется на том, что любое теоретическое положение должно подтверждаться, проверяться практически; полученные практические результаты должны иметь теоретическое объяснение, то есть, в учебно-воспитательном процессе формирования экономико-правовой компетентности в профессиональной подготовке будущих юристов к педагогической деятельности наряду с теоретическим материалом надлежащее место должна занимать и практическая подготовка. Именно такое сочетание даст возможность будущим специалистам – юристам в полной мере самоутвердиться в своей социально значимой профессиональной деятельности.

Методологически значимой является современная парадигма образования – «обучение на протяжении жизни», что нарушает новые задания перед системой юридического профессионального образования и направляет их решение с акцентом на широкий спектр применения перспективных методов, форм и приёмов. Особое значение для повышения научного уровня экономико-правовой компетентности приобретает развитие и углубление экономических знаний. Их высокий уровень способствует осознанию перспективных тенденций и заданий; помогает ориентироваться в новых концепциях, теориях, идеях, технологиях; способствует овладению будущими юристами системой методов системного экономико-правового исследования. Важную роль в этом игрывает подбор эффективных методов, приёмов и форм организации педагогического процесса, которые занимают надлежащее место в разработанной нами модели.

Разработанная модель, по нашему мнению, поможет сформировать экономико-правовую компетентность в процессе профессиональной подготовки будущих юристов, что окажет им содействие в осуществлении своей социально значимой профессиональной деятельности на высоком уровне. В результате внедрения разработанной модели юрист сможет творчески применять приобретенные знания, навыки и умения экономико-правовой компетентности на практике, нетрадиционно мыслить, использовать в своей профессиональной деятельности экономические технологии и законы, самостоятельно обрабатывать и анализировать возможные экономические ситуации. Мы исходили из того, что разработанная модель выступает конкретной программой для организации и проведения экспериментального этапа исследования, что предусматривает проверку эффективности формирования экономико-правовой компетентности в процессе профессиональной подготовки будущих юристов.

Рецензенты:

Маслов В.И., д.п.н., профессор кафедры менеджмента образования, экономики и маркетинга ВГУЗ «Университет менеджмента образования» НАПН;

Камышанченко Е.Н., д.п.н., доцент, зав. кафедрой мировой экономики НИУ «БелГУ».

Работа поступила в редакцию 30.10.2013.

Источник: fundamental-research.ru

Экономико-правовые проблемы бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хашева З.М., Сорокожердьев В.В.

С 4 по 7 октября 2007 г. в г. Сочи была проведена международная научная конференция «Экономико-правовые проблемы бизнеса в контексте инновационного развития». В ходе пленарных заседаний, а также научных дискуссий в рамках секций и круглых столов на конференции были обсуждены пути и способы укрепления инвестиционного потенциала и конкурентоспособности бизнеса в России в ходе модернизации экономического порядка, правовые и социохозяйственные проблемы реализации приоритетных национальных проектов, а также проблемы предпринимательства в контексте инновационного развития. О них рассказывается в этом материале.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хашева З.М., Сорокожердьев В.В.

Союз экономики и права
Альтернативы социохозяйственного развития России: Экономико-правовые аспекты

Экономико-правовые аспекты стратегии модернизации России: механизмы обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста

Россия: прошлое, настоящее, будущее

Российская экономическая модель 2: динамика и контексты. Viii международная научно-практическая конференция, г. Анапа, 15-19 мая 2013 г

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые проблемы бизнеса»

Инновации и инвестиции

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕСА

кандидат экономических наук, проректор по научной работе Южного института менеджмента В.В. СОРОКОЖЕРДЬЕВ,

кандидат экономических наук, доцент Кубанский государственный технологический университет

С 4 по 7 октября 2007 г. в г. Сочи была проведена международная научная конференция «Экономико-правовые проблемы бизнеса в контексте инновационного развития». Ее инициаторами выступили Южный научный центр РАН, Южная секция содействия развитию экономической науки Отделения общественных наук РАН, Кубанский государственный аграрный университет, Ставропольский государственный аграрный университет, Институт экономики и внешнеэкономических связей РГУ, Южный институт менеджмента (Краснодар), Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента и Краснодарский региональный общественный благотворительный фонд «Научно-образовательные инициативы Кубани».

В работе форума приняли участие ученые, экономисты и правоведы — практики, аспиранты и студенты из Украины, Казахстана, Белоруссии и Российской Федерации — всего около 100 человек, к которым с приветственным словом обратился заместитель главы Адлерского района муниципального образования г. Сочи А. В. Комаров. Открыл конференцию председатель оргкомитета, ректор Волгоградского государственного университета, доктор экономических наук, профессор О. В. Иншаков.

В ходе пленарных заседаний, а также научных дискуссий в рамках секций и круглых столов на конференции были обсуждены пути и способы укрепления инвестиционного потенциала и конкурентоспособности бизнеса в России в ходе модернизации экономического порядка, правовые и социохозяйственные проблемы реализации приоритетных национальных проектов, а также

проблемы предпринимательства в контексте инновационного развития.

Член-корреспондент РАН, заместитель директора ЦЭМИ РАН Г. Б. Клейнер в докладе «Системные принципы корпоративного управления» отметил, что, согласно оценке Президента РФ В. В. Путина, у России есть стратегическая цель — стать страной-производителем конкурентоспособных товаров и услуг. Однако инвесторы не спешат делать долгосрочные инвестиции в российские компании. Главная причина этого — неудовлетворительная ситуация в сфере корпоративного управления. Истоки многих проблем корпоративного управления, по мнению докладчика, лежат в тех критических взаимосвязях, которые не нашли адекватной структуры, поддерживающей баланс сил всех участвующих сторон. Наиболее болезненные причины, отражающиеся на становлении и росте корпоративного бизнеса в России, по его мнению, следующие:

• многоуровневая корпоративная коррупция (использование служебного положения в личных целях);

• неравноправие миноритарных и мажоритарных акционеров;

• столкновение двух видов прав: права, основанного на собственности, и права, основанного на трудовых отношениях;

• несбалансированность прав и ответственности участников деятельности корпорации;

• отсутствие баланса «силы и правды». Несмотря на то, что российские корпорации,

в целом, демонстрируют хорошую динамику развития практически по всем финансово-экономи-

региональная экономика: теория и практика

ческим и конкурентным параметрам. По мнению Г. Б. Клейнера, их дальнейший качественный рост связан с системным подходом, при котором корпорация рассматривается как суверенный объект экономики и одновременно — сложная социально-экономическая система, которая предусматривает следующие принципы координации:

Читайте также:  Бизнес лаунж Вднх 457 строение

• корпоративное управление, корпоративный менеджмент и управление компанией в целом рассматриваются как различные и взаимодействующие социально-экономические системы;

• каждая из указанных систем должна иметь адекватное представительство в механизмах принятия решений;

• в долгосрочном периоде должен достигаться баланс давления внутренних сил и внешних сил на руководство компании.

Только в этом случае возможно согласование интересов, прав и ответственности всех участников корпоративного управления, обеспечение социальной ответственности и корпоративного гражданства корпораций.

В докладе профессора О. В. Иншакова «Нано-экономика и проблемы права» были рассмотрены уровневая структура и сферы эволюции глобальных экономических систем (GES). Основными подсистемами, в целом, единого экономического пространства (по мере уменьшения масштаба), с его точки зрения, выступают следующие: мировое хозяйство — мегаэкономика; ТНК, региональные союзы, содружества и группы стран — мегареги-ональная экономика; хозяйство страны, союза, федерации — макроэкономика; отрасли, межотраслевые комплексы, регионы страны, ФПГ или группы местных предприятий — макрорегиональная и мезоэкономика; фирма и предприятие — микроэкономика; производство, business — микрорегиональная и локальная экономика; подразделение — мини-экономика; профессиональная группа, а также рабочее место — наноэкономика.

Причем в данной системе возрастание уровня хозяйственных структур связано преимущественно с их онтогенезом, а убывание — с филогенезом. Каждая процессная среда GES, формирующаяся на соответствующем уровне, — относительно самостоятельный объект, предмет теории и аспект хозяйственной практики. Их функционирование и определяет основные тенденции эволюции GES на современном этапе, к которым в докладе были отнесены следующие:

• диверсификация и унификация;

• индивидуализация и стандартизация;

• координация и субординация;

• целенаправленность и случайность процессов;

• кумуляция и катализация инноваций. Регламентация действий, операций и процессов на каждом из уровней GES, в целом, должна носить комплексный и последовательный характер, так как именно фрагментарность, непоследовательность действий (экономической политики) и обусловливают низкую эффективность правоприменительной и хозяйственной практики. На нано-уровне это предполагает, прежде всего, реализацию двух основополагающих принципов:

• правовое регулирование отдельного действия работника (хозяйственного субъекта, агента, фактора), операции или последовательности операций предполагают разработку правовых норм наноуровня;

• разработка правовых норм регулирования деятельности на наноуровне предполагает системные изменения норм права на всех уровнях GES.

Доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета А. В. Буз-галин, говоря о противоречиях становления инновационного бизнеса и креативной корпорации, подчеркнул, что в отличие от традиционных корпораций развитых стран корпоративные группы в трансформирующихся экономических системах, к которым он относит и современную Россию, отличает большая степень контроля за рыночными процессами, более широкое использование добур-жуазных, командных, внеэкономических методов концентрации своей власти. Для формирования конкурентоспособных корпораций и экономики страны, в целом, по его мнению, необходимо системное создание правовых норм и институтов.

Директор института политических исследований, член общественной палаты при Президенте РФ, профессор С. А. Марков акцентировал внимание на тех аспектах современной социально-экономической политики, которые предопределяют стратегию развития страны на ближайшее и отдаленное будущее. К ним, на его взгляд, относится формирование правовой и управленческой системы, вызывающей доверие народа, а также качественные преобразования в экономике, то есть придание ей несырьевого, инновационного характера.

Заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края, заведующий кафедрой административного и финансового права КубГАУ, профессор П. М. Курдюк на конкретных примерах из законодательной практики Крас-

РЕгионАльнАя экономикА: теория и практика

нодарского края дал обоснование роли краевых, областных уставов в ходе становления инновационного типа развития экономики России.

На его взгляд, основная задача качественного поступательного развития инновационных преобразований в экономике страны — обеспечение стабильности и непротиворечивости законодательства, в первую очередь, закрепляющего наиболее основные положения государственного, социального и экономического устройства страны.

Доктор экономических наук, профессор СПБ-ГУ В. Т. Рязанов рассмотрел с точки зрения современных представлений рентную модель экономики и ее особенности. Что же касается возможности трансформации сырьевой экономики в более эффективную модель рентной экономики в России, то должных предпосылок для этого у нее нет. Более реальным является нарастание негативного действия «голландской болезни» со всеми вытекающими из нее последствиями. Следовательно, для того чтобы избежать затяжного течения такой болезни, требуется должная политическая воля правящей элиты и умелый экономический разворот, с решением ключевого вопроса — нахождения наиболее эффективного варианта использования накопленных и вновь создаваемых рентных доходов. От того, насколько удачно будет решена данная проблема, в немалой степени зависит судьба экономики России в будущем и ее возможность найти свое выигрышное место в мировой системе хозяйства.

Актуальным был доклад и заведующего кафедрой гражданского права КубГАУ, профессора В. П. Камышанского о собственниках недвижимости и инвесторах строительных объектов Зимней Олимпиады 2014 г. Он обратил внимание участников конференции на то, что никто в лице государства не собирается компенсировать собственникам реальной рыночной стоимости изымаемых под строительство олимпийских объектов земельных участков.

Проблема усугубляется еще и тем, что в течение целого ряда лет местные власти чинили всяческие препятствия для граждан, пытавшихся приватизировать находящиеся в их законном владении земельные участки. При этом практически никто из чиновников не понес ответственности как за волокиту при решении вопросов приватизации земли, так и за незаконное предоставление земельных участков для строительства различных объектов, которые, в итоге, по решению судов сейчас признаются самовольной постройкой и подлежат сносу.

В докладе ведущего научного сотрудника Института проблем управления РАН, доктора

экономических наук, профессора Р. М. Нижего-родцева говорилось об альтернативах современной макроэкономической политики России. С точки зрения ученого, при признании наличия значительного технологического потенциала нашей страны ее национальная инновационная система пребывает лишь в стадии становления. Для того чтобы оно было не столь долгим и мучительным, необходима разработка государственной стратегии инновационного развития, которая позволила бы объединить общей логикой применение различных мер стимулирующего характера и обеспечить комплексность и последовательность принимаемых и реализуемых решений.

В то же время доктор экономических наук, профессор ИНЭП Л. Л. Игонина рассмотрела наиболее актуальные проблемы формирования финансовой стратегии устойчивого развития российских корпораций в рамках научной гипотезы о том, что функционирование корпорации опосредовано финансовым рынком. Целевая ориентация финансовой стратегии корпорации согласно стоимостной концепции финансового менеджмента связана с повышением рыночной стоимости корпорации, а финансовая стратегия устойчивого развития корпорации с позиций теории двойственности корпоративного финансового капитала и ядра развития финансовых отношений корпорации, должна обеспечивать управление реальным и трансфертным (представленным обращающимися на рынке корпоративными ценными бумагами) капиталом.

Проректор КубГАУ, профессор В. И. Нечаев свой доклад посвятил проблемам развития инновационных процессов в Краснодарском крае. Им были обоснованы приоритетные направления развития АПК Краснодарского края:

• изменение структуры посевных площадей с

целью увеличения производства сои и рапса;

• освоение новых энергосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве;

• развитие личных подсобных хозяйств;

• разработка мероприятий по сохранению и

восстановлению почвенного плодородия.

Профессор Института экономики и внешнеэкономических связей ГОЦУ ВПО ЮЙФУ экономики и внешнеэкономических связей ГОУ ВПО ЮФУ А. Ю. Архипов высказал свои взгляды на модернизацию деятельности бизнеса во внешнеэкономической сфере на Юге России.

Во многом российские регионы уже добились серьезных сдвигов на этом пути. Важно и дальше

региональная экономика: теория и практика

проводить целенаправленную работу по улучшению инвестиционного климата, совершенствованию законодательства, налоговой политики, развитию инфраструктуры, способствовать дальнейшему привлечению иностранных инвестиций в регионы, развитию совместных предприятий.

Принятие указанных мер органами управления субъектов федерации, местного самоуправления регионов будет способствовать модернизации деятельности бизнеса во внешнеэкономической сфере на Юге России.

Длительное доминирование института власти-собственности сформировало устойчивые стереотипы хозяйственного поведения, которые, в свою очередь, препятствуют эволюционному развитию институтов, благоприятствующих развитию рынков и конкуренции. Поэтому важно учитывать фактор сложившихся стереотипов поведения хозяйствующих субъектов, изменения которых возможны параллельно с изменением качества социального и человеческого капитала, считает доктор экономических наук, профессор, заместитель главного редактора журнала «Экономический вестник РГУ» В. В. Вольчик.

Читайте также:  Как происходит покупка готового бизнеса

В то же время кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшей школы экономи-

ки И. В. Розмаинский считает, что одна из причин «плохого состояния дел» в России как с интенсивным экономическим ростом (основанным на техническом прогрессе, а не на экспорте нефти), так и с эффективностью размещения ресурсов — изменчивая, нестабильная институциональная среда. Она характеризуется, к тому же, неспособностью (или нежеланием) государства защищать контракты, затрудняет расчеты на будущее и тем самым приводит к завышенной степени неопределенности по сравнению с индустриально развитыми странами. Таким образом, препятствует рациональному поведению хозяйствующих субъектов, лежащему в основе эффективного функционирования экономики. Отсюда следует, что для выхода России на рельсы не только быстрого, но и интенсивного, высокотехнологичного роста, необходимо снижать неопределенность будущего для повышения степени рациональности экономического поведения россиян. Главные шаги в этом направлении могут быть сделаны, только если государство осознает необходимость выполнения своей важнейшей институциональной функции — защиты контрактов — и будет осуществлять такую защиту на практике.

Материалы конференции будут опубликованы в сборнике статей по основным направлениям работы конференции и коллективной монографии.

РЕгионАльнАя экономикА: теория и практика

Источник: cyberleninka.ru

Особенности научного исследования в экономической сфере.

Экономика — наука о рациональном выборе (использование ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, знания) для производства продукции).

В экономике используется широкий спектр методов научного познания. Одним из них при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции. Руководствуясь этим методом, исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что именно в этих явлениях наиболее существенно. При помощи абстрактного мышления осуществляется раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, отражающих реальную экономическую действительность.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны хозяйственной жизни общества, — это экономические категории (спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, прибыль, заработная плата и др.).

В результате исследований на основе метода научной абстракции формулируются экономические законы — выражение существенных связей между экономическими процессами и явлениями (закон стоимости, закон денежного обращения, закон спроса и предложения закон убывающей отдачи факторов производства и др.).

Теоретическая экономика широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество.

Особую роль в экономике играют методы экономико-математического моделирования (описание экономического явления на формализованном языке с помощью математических и графических символов и алгоритмов). Их использование позволяет определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия, а также прогнозировать развитие экономических процессов. С помощью данных методов создаются экономические модели (формализованное описание экономического процесса или явления).

Существенную роль в экономике имеет функциональный анализ (раскрытие взаимосвязей между различными экономическими процессами).

Большинство моделей и законов теоретической экономики могут быть выражены в виде математических уравнений или графически. Достаточно широко в экономике используется метод графических изображений. Он помогает воспринимать соотношение между различными экономически­ми показателями, оценивать их взаимное влияние (кривая Лаффера — зависимость налоговых поступлений от уровня налоговых ставок). Метод графических изображений удобен также для проведения микроанализа.

В экономических исследованиях широко используется метод экономического экспериментирования (изучение экономического явления или процесса за счет их искусственного воспроизведения). Наиболее известные примеры экономического экспериментирования на микроуровне были связаны с научной деятельностью Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г, Форда, Дж. Кейнса, М. Фридмена и др.

В настоящее время, по мнению ведущих экономистов, научные исследования в экономике имеют следующие негативные закономерности:

— Несоответствие практической значимости научных открытий в экономике их научной значимости. Экономические теории, использующие математический аппарат и логику, а также оригинальные вычислительные алгоритмы, вскрывающие сложные связи и экономические эффекты, не находят своего применения из-за повышенной научной сложности. Прагматики выдвинули лозунг: «Чем меньше научных тонкостей, тем ближе к практике».

— Несоответствие «актуальности» и практической значимости научных исследований. Практически все интересные, актуальные экономические проблемы не предполагают применения их решений на практике (например, изучение проблемы общего равновесия или исследование роли свободного времени не предполагают каких-либо серьезных практических рекомендаций). С другой стороны, целый ряд жизненных проблем в научном плане оказывается совершенно неинтересным (например, экономические аспекты приватизации имеют первостепенное значение для развития национальной экономики, но с чисто научной точки зрения они несут в себе очень мало нового).

Далее изложены довольно неоднозначные, но небезосновательные выводы о тенденциях, имеющих место в современной экономической науке.

1. Постепенное исчерпание собственного объекта исследования.

С точки зрения науки вообще такой процесс является вполне нормальным, но с точки зрения экономической науки — это проявление факта исчерпания ее собственных, внутренних ресурсов развития. Фактически экономисты стали все больше работать в других сферах науки, стараясь вовремя определить интересные идеи в других областях знания и разработать их с помощью собственного экономического инструментария и методологии.

2. Снижение качества и значимости результатов экономических исследований. Научно-исследовательские работы ведущих экономистов мира, к примеру, М. Фридмена, В. Леонтьева, Дж. Кейнса, приводили к определенному перевороту в экономическом мировоззрении, труды же экономистов более позднего периода уже редко инициировали принципиальный «прорыв» в экономической науке.

Объяснение этому иногда стараются найти в определенной насыщенности экономической науки, когда по мере увеличения объема накопленных знаний каждое новое существенное открытие становится все более редким и одиночным.

3. Значительность объема накопленных экономических знаний. Современный запас знаний в экономике достиг значительных, если не критических, размеров. Чтобы получить достаточно полное представление о состоянии современной экономической мысли, нужно изучить столь значительный объем информации, что это становится практически невозможным.

К тому же для исследователя-экономиста основная проблема заключается в том, что практически по любому вопросу уже существуют определенные, и достаточно серьезные, разработки. Поэтому сформулировать и открыть что-то принципиально новое крайне трудно. Это с самого начала предполагает работу исследователя-экономиста в области частных проблем, что не может дать большого научного эффекта.

4. Коммерциализация научных разработок в области экономики. Вполне закономерно, что хорошие экономисты должны достаточно хоро­шо зарабатывать. Однако в настоящее время сложилась ситуация, когда академическая карьера все меньше устраивает профессиональных экономистов. Они предпочитают сферу бизнеса, что обеспечивает практическую реализацию имеющихся у них идей.

Еще одной отличительной чертой сложившейся ситуаций является наличие значительного разрыва между фундаментальными и прикладными исследованиями в области рентабельности инвестиций. Объемы финанси­рования фундаментальных исследований в сфере экономики (как и во всей науке) значительно отстают от соответствующих показателей в при­кладных и поисковых исследованиях.

5. Неверифицируемоеть теорий. Одним из признаков надвигающегося кризиса в науке служит переход к теориям, понятиям, которые принципиально неверифицируемы, т.е. непроверяемы. По мнению ведущих ученых-экономистов, все чаще основным методом научного исследования становится аксиоматический, хотя используемые аксиомы фактически являются гипотезами в силу своей недоказанности;

6. Одной из существенных тенденций современной научной экономической мысли является нерешенность фундаментальных, базовых проблем в условиях проведения узкоспециализированных исследований. Значительного развития достигла математизация экономики, эконометрические исследования заполнили все научные издания, а целый ряд глобальных вопросов остается невыясненным.

Все сказанное выше не позволяет однозначно утверждать, что современная экономическая наука находится в состоянии кризиса. Однако то, что в ней происходит, достаточно явно свидетельствует о предкризисных тенденциях. Экономическая наука все больше становится прикладной, а значит, менее актуальной, самодостаточной и независимой отраслью науки.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин