В современной научной литературе существует ряд моделей социальной ответственности бизнеса, отражающих основные тенденции формирования системы КСО в компаниях разных стран. Как правило, выделяются американская, британская, европейская (континентальная), японская и российская модели корпоративной социальной ответственности.
- 1. Американская модель КСО за более чем вековую историю своего развития сформировала набор традиционных механизмов и форм реализации корпоративных социальных программ. Для американских корпораций характерны добровольные инициативы в области корпоративной социальной ответственности, финансирование различных проектов и программ, благотворительность, меценатство, спонсорство. Подобные виды деятельности выходят за рамки требований закона, более того, поощряются обществом и государством, в частности, компании, активно реализующие программы КСО освобождаются от ряда налогов, что закреплено на законодательном уровне.
- 2. Европейская модель. В отличие от американской модели корпоративной социальной ответственности, характерной чертой европейской модели КСО является ее государственное регулирование, вследствие чего ее признают в качестве скрытой формы КСО.
- 3. Британская модель корпоративной социальной ответственности является по своей сути симбиозом европейской и американской моделей. Как и в европейской модели, государство активно поддерживает бизнес, с американской моделью сходство заключается в большой активности корпораций в реализации собственных социальных проектов.
- 4. Японская модель КСО. Как отмечают исследователи, японская модель КСО проявляется в системе «пожизненного найма» и соответствующих условиях управления персоналом. Таким образом, можно сказать, что японская модель корпоративной социальной ответственности ориентирована на внутреннюю среду предприятия.
- 5. Российская модель. Современная российская модель корпоративной социальной ответственности во многом сложилась на базе наследия социалистических предприятий, имеющих в своей структуре такие традиционно социально-направленные подразделения, как детские сады, летние лагеря и пансионаты, собственные больницы, дома культуры, клубы и т.д. В условиях экономической системы Советского союза, социальная ответственность предприятий не рассматривалась как особый вид деятельности, КСО была государственно закрепленной формой активности производственного сектора.
Российская модель КСО еще не сформировалась окончательно, а скорее находится в стадии своего развития, демонстрируя при этом устойчивые положительные результаты.
В качестве институциональных основ формирования современных моделей корпоративной социальной ответственности в диссертации выделяются следующие:
- 1. Институты законодательно-правового регулирования: законодательные акты, постановления, указы федерального, регионального и местного уровня.
- 2. Налоговая система: стимулирование социальной ответственности бизнеса с помощью налоговых льгот и привилегий.
- 3. Гражданское право, которое предусматривает соответствующее наказание за невыполнение соответствующих социально-направленных мероприятий (нанесение экологического вреда и пр.).
- 4. Этические и профессиональные кодексы, в которых прописаны нормы этичного, социального поведения представителей бизнеса той, или иной отрасли. Регулирование профессиональной деятельности осуществляется посредством не только общих трудовых, административных и прочих норм, но и специфическими для определенного вида деятельности, характерными для соответствующего профессионального сообщества, в силу чего не могут рассматриваться в качестве правовых. Такие нормы находят отражение в соответствующих Хартиях, Декларациях, Кодексах, принимаемых профессиональными ассоциациями, или отдельными корпорациями. «Кодекс этики и стандарты профессиональной практики выражают добровольное принятие членами ассоциации обязательства соблюдать строгую дисциплину в большей, чем это предусмотрено законом, степени» — гласит Кодекс американской Ассоциации фирм по управленческому консультированию АСМЕ, созданной в 1929 г.
Корпоративная социальная ответственность реализуется компаниями через соответствующие социальные проекты и программы, которые по своему содержанию можно разделить на две большие группы:
- 1. Программы, направленные во внешнюю среду предприятия, в которых непосредственным адресатом не является персонал компании.
- 2. Программы, направленные на развитие внутренней среды предприятия, социальную поддержку собственного персонала, работников.
Реализуя корпоративную социальную ответственность во внешней среде, компании, как правило, ориентируются на следующие направления:
- · Экологические программы.
- · Образовательные программы и поддержка научных исследований.
- · Программы по взаимодействию с органами местного самоуправления.
- · Программы по поддержке культуры и искусства.
- · Филантропические программы.
Помимо экологических, образовательных, филантропических и прочих программ, оказываемых компаниями, как правило, во внешней среде, для многих предприятий элементом КСО является поддержка собственной внутренней среды — сотрудников предприятия.
Среди наиболее распространенных направлений внутренней КСО-активности можно выделить следующие:
- 1. Программы развития персонала: обучающие курсы и программы; комплексные социальные пакеты.
- 2. Программы по охране здоровья и внедрению сберегающих здоровье технологий: мероприятия по соблюдению техники безопасности; мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических условий труда; медицинское обслуживание сотрудников на предприятия.
- 3. Социально-культурный сервис: предоставление жилья, или «дешевых» кредитов и субсидий на его приобретение; создание и поддержка собственных творческих и научных коллективов из числа работников; создание сети социальных учреждений: детский сад, дом культуры, пансионат и пр.; формирование программ отдыха персонала: финансирование путевок, проведение экскурсий и т.д.
социальный ответственность бизнес имидж
Источник: vuzlit.com
Модели корпоративной социальной ответственности
Термин корпоративная социальная ответственность возник условно недавно. Хотя предпосылки в форме благотворительности известны достаточно давно, но сама социальная ответственность бизнеса набрала оборотов в развитии в ХХ столетии.
Замечание 1
По состоянию на сегодняшний день корпоративная социальная ответственность (КСО) – это принятие бизнесом определенных обязательств, связанных с возможными последствиями своей деятельности на добровольных началах.
Общей для всех формы ведения социальной ответственности бизнеса не разработано. Существует пять основных моделей КСО (рисунок 1).
Рисунок 1. Основные модели КСО
Представленные модели имеют индивидуальную организацию и способ реализации, которые представлены дальше подробней.
Модели КСО англоговорящих стран
К таковым моделям относится британский, американский и канадский способ организации социальной ответственности бизнеса.
Британская модель нашла свое проявление не только в Великобритании, но и в других странах Центральной Европы (Германия, Франция, Австрия). Характерными ее чертами являются:
- Госструктуры принимают участие в развитии КСО;
- На высоком уровне находится образовательная система для сотрудников;
- Активный интерес СМИ;
- Внимательное отношение финансового сектора к проектам социальной ответственности;
- В сфере стабилизации развит консалтинг.
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Тип задания
Узнать стоимость
это быстро и бесплатно
Кроме этого для британской модели характерной чертой является высокий уровень проявления инициативы со стороны корпораций в создании и реализации проектов, удовлетворяющих запросы социума. Именно в этом активно прослеживается добровольность социальной ответственности.
Для США, стран Латинской Америки и других англоязычных стран Африки подходящая американская модель КСО. Фундаментом этой модели выступает вклад в развитие человеческих ресурсов. При чем, речь идет не только о конкретном коллективе, а об обществе в целом.
Важно место при этом уделяется построению трудовой дисциплины. Результатом этого есть более аккуратное использование сотрудниками компании ее имущества. При этом у сотрудников растет заинтересованность в развитии предприятия, качестве производимой продукции. Это происходит благодаря выплатам из социальных фондов.
Эта модель также нашла поддержку со стороны государственного сектора, которая проявляется в получении предприятием определенных льгот.
Последней рассматриваем канадскую модель. Своими характерными чертами она схожа с американской моделью, но при этом имеет ряд отличительных черт.
Главной отличительной чертой считается взаимодействие многих представителей бизнеса из Национальным институтом качества. Основные вехи этого сотрудничества представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Составные элементы канадской модели КСО
Канадская модель была сформирована под влиянием исторической системы государственной поддержки корпоративной отрасли и участие в экономическом развитии государства. Результатом этого стало то, что главной характеристикой кампании является степень ее социальной ответственности. Особое место здесь отведено отношениям со своими внутренними стейкхолдерами – трудовым коллективом.
Европейская модель корпоративной социальной ответственности
Эта модель также основывается на построении отношений со своими стейкхолдерами. На первый план выходит принцип равенства – подход остается неизменным, независимо от того, с кем происходит взаимодействие. Политика КСО утверждена на государственном уровне, то есть является обязательной для всех.
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Источник: spravochnikvs.com