Все три понятия показывают сколько прибыли мы получили, и какова эффективность нашего бизнеса, но, тем не менее, все эти понятия разные.
Начнем с рентабельности : она показывает эффективность использования различных ресурсов — материальных, трудовых, денежных и так далее. Считается она как отношение прибыли к тому, рентабельность чего мы хотим посчитать.
Например, общая рентабельность как рассчитывается [Прибыль]/[Себестоимость]*100%, рентабельность продаж как [Себестоимость]/[Выручка]*100%, а рентабельность инвестиций так же, но делить на сумму вложенных средств. Бывают и другие виды рентабельности: активов, капитала, производства и другие. На них особо не будем заострять внимание, считаются они примерно похоже — меняется только знаменатель. Считать рентабельность можно как всего бизнеса, так и отдельных товаров. Переходим дальше к моржам марже.
Маржа (Маржинальный доход) — это разница между выручкой и переменными затратами. Переменные затраты — это такие затраты, которые прямо зависят от количества выпущенной продукции, например, сырье и материалы, топливо, премия менеджерам, и так далее. То есть, при расчете Маржи нам не важны постоянные расходы (аренда, окладные зарплаты, электричество в офисе и так далее).
Как увеличить ПРИБЫЛЬ? Всё, что нужно знать о марже и маржинальности
Кстати, как правильно посчитать выручку (а это не все поступившие доходы) я писал в прошлый раз . Не путайте маржу с прибылью (про прибыль написано в том же посте, что и про выручку). Например, если вы печёте торты, потратили 600 рублей на ингредиенты, а продали торт за 1000 рублей, то ваша маржа составила 400 рублей. На первый взгляд это хороший результат, а как на самом деле? Это подскажут следующие понятия.
Маржинальность — это, можно сказать, рентабельность маржинального дохода. Вы же помните, что рентабельность это прибыль, деленная на что-то? Суть та же, только в случае с маржинальностью вместо прибыли в числителе стоит маржа, в знаменателе стоит выручка.
Маржинальность показывает сколько рублей маржи прибыли приносит каждый вложенный рубль. Посчитаем маржинальность нашей кондитерской: 400/1000*100%=40%. Каждый вложенный рубль приносит 40 копеек сверху. Вроде неплохо?
Но если посмотреть на это с другой стороны, то получается, что целых 60% выручки — это переменные затраты, а в эти 40% еще придется поделить между постоянными расходами и прибылью. Следовательно, чем маржинальность будет больше, тем лучше, тем больше прибыль. Чтобы увеличить маржинальность, нужно уменьшить переменные расходы — сменить поставщика сырья, на того, который предлагает цены меньше, также можно пересмотреть другие переменные расходы.
С помощью анализа маржи и маржинальности вы можете выявить какие товары у вас наиболее прибыльные, без отвлечения внимания на не касающиеся прямо товара расходов, как, например, аренда. Наиболее маржинальный товар можно использовать в маркетинговых акциях, сбивая на него цену (ведь у вас запас хода на него большой).
Какие темы разобрать в следующих выпусках рубрики? Пишите в комментариях
Также очень рекомендую подписаться на мой канал в Телеграме , чтобы получать гораздо больше полезной информации и быстрее, чем на Дзене.
Источник: dzen.ru
Что означает маржа
Термин маржа применяется в торговой, биржевой, страховой и банковской практике для обозначения разницы между ценами товаров, акций, процентными ставками. Это аналог понятия прибыли.
Статьи по теме:
- Что означает маржа
- Как вычислить прирост
- Как измерить объем с помощью мензурки
Маржа в торговой деятельности
Маржа может быть выражена как в абсолютном значении (в рублевом эквиваленте), так и в процентах (как коэффициент прибыльности). В последнем случае она рассчитывается как отношение прибыли (разницы между ценой и себестоимостью) к цене. Стоит отличать маржу от торговой наценки. Последняя представляет отношение разницы между ценой и себестоимостью к себестоимости.
В абсолютном выражении маржа — разница между отпускной ценой и себестоимостью.
Маржа = ((цена – себестоимость) / цена) * 100%.
Маржа является ключевым фактором анализа ценообразования, эффективности маркетинговых расходов, прибыльности клиентов. Часто анализ деятельности компании строится на основании показателя валовой маржи. Она рассчитывается как разница между выручкой компании и переменными затратами на реализацию продукции.
Валовая маржа = выручка от реализации продукции — переменные затраты на производство.
Размер валовой маржи определяет чистую прибыль, из которой формируются фонды развития.
В Европе валовая маржа (gross margin) понимается несколько иначе — как процент от валового дохода от продаж, который остается у компании после понесенных ей прямых производственных расходов.
Существует также понятие «маржа прибыли», означающее долю прибыли в выручке или рентабельность продаж.
Маржа в биржевой деятельности
В биржевой деятельности маржа (Margin) представляет из себя залог, который дает возможность получить денежный (товарный) кредит для совершения спекулятивных сделок при маржинальной торговле. Обычно она выражается в процентном отношении залога к сумме сделки.
На Форексе маржа — гарантийный депозит, необходимый для открытия позиций. Например, при размере кредитного плеча в размере 1:20, для покупки 100 тыс. долл., остаток на брокерском счете должен составлять как минимум 5 тыс. долл. Чем выше кредитное плечо, тем меньше — маржа (залог).
Маржа в банковской деятельности
Маржа подразделяется на кредитную, банковскую, гарантийную. Кредитная маржа подразумевает разницу между реальной стоимостью товара и суммой, выданной на руки заемщику.
Банковская маржа определяется как разница между кредитными и депозитными ставками. Также для оценки прибыльности банка используется чистая процентная маржа – это разница между процентным доходом банка за счет кредитования и инвестпроектов и ставкой, уплачиваемой по капиталу и обязательствам. Данный показатель позволяет делать выводы относительно эффективности вложения капитала.
Применительно к залоговому кредиту, рассчитывается гарантийная маржа – разница между стоимостью залогового обеспечения и размером займа.
Источник: www.kakprosto.ru
Маржа — это простыми словами
В экономической сфере существует множество понятий, которые в повседневной жизни человек встречает редко. Порой мы сталкиваемся с ними слушая новости экономики или читая газету, но представляем лишь общее значение. Если Вы только начали предпринимательскую деятельность, Вам предстоит ознакомиться с ними детальнее, чтобы правильно составить бизнес-план и без проблем понимать о чем говорят партнеры. Одним из таких терминов является слово маржа.
В торговле «Маржа» выражается в отношении выручки от продажи к стоимости продаваемого продукта. Это процентный показатель, он показывает Вашу выгоду при продаже. Чистая прибыль рассчитывается исходя из показателей маржи. Узнать показатель маржи очень просто
Маржа=Прибыль/Продажная цена * 100%
Высчитать свою прибыль очень просто – нужно из продажной цены вычесть закупочную.
К примеру, Вы купили продукт за 80 рублей, а цена продажи составила 100. Прибыль составляет 20 рублей. Делаем расчет
Маржа составила 20%. Если Вам предстоит работа с европейскими коллегами, стоит учесть, что на западе маржа высчитывается не так, как в нашей стране. Формула та же, но вместо выручки от продажи используется чистый доход.
Это слово широко распространено не только в торговле, но и на биржах, среди банкиров. В этих отраслях он означает разницу курсов ценных бумаг и чистую прибыль банка, разницу процентной ставки на вклады и кредиты. Для различных сфер экономики, существуют разные виды маржи.
Маржа на предприятии
Термин валовой маржи используется на предприятиях. Она означает разность прибыли и переменных затрат. Ее применяют для вычисления чистого дохода. К переменным затратам относят издержки на обслуживание оборудования, оплата труда, коммунальные услуги. Если мы говорим о производстве, то валовая маржа это продукт рабочего труда.
В нее также входят внереализационные услуги, доходны извне. Это идентификатор прибыльности компании. Из нее формируются различные денежные базы для расширения и усовершенствования производства.
Маржа в банковской сфере
Кредитная маржа – разность товарной ценностью и суммы, которую выделяет банк на ее покупку. К примеру, Вы берете в кредит на год стол стоимостью 1000 рублей. Через год в общей сумме с процентами Вы отдаете 1500 рублей. Исходя из формулы, приведенной выше, маржа по Вашему кредиту для банка составит 33%. Показатели кредитной маржи для банка в целом влияют на процент ставки по займам.
Банковская – разность коэффициентов процентной ставки по вкладам и выданным займам. Чем выше процент по займам и меньше по вкладам, тем больше банковская маржа.
Чистая процентная – разность показателей процентных дохода и расхода в банке по отношению к его активам. Иными словами, мы вычитаем расходы банка (оплаченные займы) из доходов (прибыль от вкладов) и делим на сумму вкладов. Данный показатель является основным при расчете доходности банка. Он определяет стабильность и находится в свободном доступе для заинтересованных вкладчиков.
Гарантийная – разность вероятной ценности залога и выданным под него займом. Определяет уровень доходности, в случае невозврата денег.
Маржа на бирже
Среди трейдеров, участвующих в биржевых торгах распространено понятие вариационной маржи. Это разность между ценами купленного фьючерса утром и вечером. Трейдер покупает утром в начале торгов фьючерс на определенную сумму, вечером, при закрытии торгов идет сравнение утренней цены и вечерней. Если цена выросла – маржа положительная, если опустилась – отрицательная.
Она учитывается ежедневно. Если необходим анализ за несколько дней – показатели складывают и находят среднее значение.
Отличие маржи от чистого дохода
Такие показатели как маржа и чистый доход часто путают. Чтобы почувствовать отличие, следует для начала понять, что маржа это разность показателей ценности купленного и проданного товара, а чистый доход – сумма от продаж за вычетом расходников: аренды, обслуживания оборудования, платы за коммунальные услуги, заработной платы и т.д. Если из полученной суммы вычесть налог мы получим понятие чистой прибыли.
Маржинальная торговля представляет собой метод проведения купли и продажи фьючерсов, используя кредитные средства под определенные залог – маржу.
Отличие маржи и «накрутки»
Различие этих понятий состоит в том, что маржа это разность меж продажной прибылью и стоимостью продаваемого товара, а наценка – прибылью и стоимостью закупки.
В заключении хотелось бы сказать, что понятие маржа очень распространено в экономической сфере, но в зависимости от конкретного случая затрагивает разные показатели прибыльности предприятия, банка или биржи.
Источник: fin-journal.ru