—>
В каком случае убыточный бизнес выгодно покупать?
Не хватает денег в прибыльном бизнесе? Как так?
В офисе небольшой, но перспективной сантехнической компании в понедельник прямо с утра:
— Шеф, надо завтра край заплатить подрядчику. Иначе они завтра с объекта уйдут. Если уйдут — мы не сдадим вовремя. Через две недели всё закончим и заказчик нам заплатит.
— (шеф про себя) Да сколько ж можно! Я их что печатаю что ли? Почему опять нет денег?
САМЫЙ ПРИБЫЛЬНЫЙ БИЗНЕС — точно не прогоришь!
— (вслух) Ладно! Решу. Еще Виктору Петровичу не звонил, попробую у него перехватить.
Причин, почему не хватает денег, может быть много. Разберем одну из. На примере этой сантехнической компании.
В компании два основных направления — сантехнические услуги населению (b2c) и крупные монтажные работы для заказчиков юридических лиц (b2b). В первом — низкие чеки, большой штат, большие расходы на продажу продвижение и рекламу, сложный контроль качества, но работают по принцип «утром деньги — вечером стулья», небольшая рентабельность. В направлении b2b — крупные контракты, высокая рентабельность, возможность привлечения субподрядчиков, понятный контроль качества, отсутствие расходов на рекламу. Учитывая маржинальность и договоренности об отсрочках с поставщиками материалов, допустимые условия по оплате для клиентов — 50/50.
Что же произошло, почему не хватает денег? То ли расходы на рекламу в b2c слишком большие, то ли в отсрочке просчитались?
Ответь на эти вопросы было просто невозможно — шеф не видел, сколько каждое направление действительно зарабатывает и сколько тратит, не видел, чем отличаются фактические цифры от плана. Единственное, что было понятно, это то, что поступающих на счёт денег явно не достаточно, чтобы заплатить обязательные платежи.
Что же нужно сделать, чтобы ответить на вопрос «Где деньги и почему их не хватает?»:
- Прежде всего отделить мух от котлет — одно направление от другого. Отделить — это значит собирать цифры о доходах и расходах отдельно.
- Собрать данные о доходах по направлениям по начислению — это значит, не сколько денег на счёт поступило, а сколько работ заказчик принял реально, сколько подписано актов выполненных работ.
- Собрать данные о расходах по начислению — это значит, не сколько денег со счёта ушло, а сколько уже должен, но ещё не заплатил.
- Идеально, но редко когда достижимо, сравнить цифры с теми, которые планировали.
После сбора данных в сантехнической компании всё стало понятно:
ТОП-5 ЛЕГКИХ и ПРИБЫЛЬНЫХ Бизнес-Идей!!! Не упусти!
Направление b2c старалось как могло, зарабатывало. А вот в b2b-проекты никогда не сдавались вовремя. Во время не сдали — деньги от заказчика не получили. Деньги не получили, а заплатить менеджеру, прорабу, сметчику, водителю — все равно заплатили. И вся планируемая прибыль ушла на погашение постоянных расходов, которые просто забыли посчитать.
Никто не застрахован от ситуации, когда денег в бизнесе будет не хватать. Но для того, чтобы справиться с ситуацией и принять правильные меры и решения, нужно понимать причины.
Если у вас несколько направлений, то выражение «разделяй и властвуй» будет как нельзя кстати. Разделять надо в том числе на бумаге — собирать отчётность по доходам и расходам направлений отдельно, чтобы видеть истинную картину.
Источник: osnova.capital
Может ли бизнес быть не прибыльны
Uber, SpaceX, Snapchat, WeWork — убыточные компании. Несмотря на это, стоимость их бизнеса превышает десятки миллиардов долларов. Где логика и как такое возможно? Об этом я рассказал в статье.
Оглавление
Классическое объяснение
Каждый раз, когда один уважаемый человек причитает насчет необоснованной стоимости убыточных компаний, другой уважаемый человек отправляет сцену из Кремниевой Долины. На этом спор обычно заканчивается.
Your browser does not support the video tag.
Отрывок и правда хороший, но есть проблема. Миниатюра выставляет инвесторов идиотами, которые пришли в финансовое казино и поставили деньги на красное. В реальности это не всегда так. Приглядевшись, мы увидим, что в состав таких инвесторов входят крупные и успешные мировые фонды. Как ни крути, но идиоты редко управляют крупными фондами и еще реже достигают высот в финансовой сфере.
Значит, дело не в этом. Существуют разумные (ну или хотя бы логичные) причины, чтобы инвестировать в убыточный бизнес. Попробуем детально разобраться, что это за причины.
Заработать можно по-разному
Первое и главное правило — инвесторы хотят заработать. Никто не инвестирует в убыточный бизнес, чтобы целенаправленно потерять деньги. Если профессиональный инвестор теряет, то обычно это проблемы с тактикой, а не со стратегией.
Основная идея в том, что заработать можно по-разному. Простой и привычный способ — купить акции прибыльной компании и стабильно выводить дивиденды. Но есть и другие варианты:
Вложиться в растущий бизнес, который реинвестирует прибыль в новое направление. Да, сегодня мы останемся без дивидендов. Зато через несколько лет бизнес будет крупнее, а дивиденды будут выше.
Инвестировать в компанию, чтобы продать ее большой корпорации. Тот же Google покупает как прибыльные, так и убыточные бизнесы. Если честно, то Google плевать на финансовые показатели цели — он покупает пользовательскую базу, талантливых сотрудников и новые технологии. С монетизацией разбирается сам и весьма успешно.
В конце концов, можно спекулировать. Купить акции по $100 сегодня и продать по $120 через месяц. Разницу положить в карман. А вот что там происходит с бизнесом компании — пусть долгосрочные инвесторы думают.
Успешное выполнение любого сценария возможно как с прибыльной, так и с убыточной компанией. Успешное выполнение любого сценария принесет деньги инвестору. А если нет разницы, то зачем комплексовать из-за убыточной бизнес-модели?! Подумаешь, менеджмент камин паркетом растапливает. И не такое видели.
Инвестиции в рост на примере Facebook
Марк Цукерберг основал Facebook в 2004 году. Следующие пять лет компания активно наращивала аудиторию и ежеквартально теряла деньги. Выручка полностью уходила на экспансию. Но выручки не хватало, поэтому Facebook поднимал венчурные раунды и тратил деньги инвесторов. Фактически, Facebook был хрестоматийным венчурным наркоманом, который мог погибнуть без новой дозы финансирования.
К 2009 году инвесторы влили в Facebook $715m и оценили компанию в $10b. В течение следующих трех лет Facebook вышел на IPO. Совокупное финансирование выросло до $16b, оценка компании достигла $104b. Да, с 2012 года Facebook формально стал прибыльным. Но чистая прибыль $1b при оценке компании $104b — тогда это казалось безумием.
Спустя девять лет социальная сеть входит в десятку крупнейших мировых корпораций. За последние двенадцать месяцев чистая прибыль бизнеса составила $39b — в несколько раз больше, чем Facebook сжег за весь период роста. И это чистая прибыль за год! Логично, что капитализация компании устремилась к триллиону долларов.
В 2012 году как объем финансирования, так и оценка Facebook выглядели безумием. Сегодня оценка $100b кажется вполне разумной. Объем финансирования — до смешного скромным.
Источник: fedotovjournal.com