Может ли муниципальное образование заниматься бизнесом

Золотилова, А. А. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности органов местного самоуправления / А. А. Золотилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 48 (286). — С. 225-227. — URL: https://moluch.ru/archive/286/64611/ (дата обращения: 02.06.2023).

В статье представлен юридический анализ предпринимательской деятельности органов местного самоуправления. Тема представляет существенный практический интерес, так как в последнее время значительно увеличилось количество споров между органами местного самоуправления и предпринимателями, осуществляющими их функциональные обязанности.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, предприниматель, мнение законодателя.

The article presents a legal analysis of entrepreneurial activity of local authorities. The topic is of substantial practical interest, since recently the number of disputes between local governments and entrepreneurs carrying out their functional duties has increased significantly

Муниципальные образования — это частные, НЕ государственные организации

Key words: local governments, entrepreneur, opinion of the legislator.

В Российской Федерации, в связи с быстрым развитием демократического государственного устройства сформировался определенно новый формат жизни населения, новые принципы организации жизни на разных территориях, ведением которых занимаются органы местного самоуправления.

Ведь органы муниципальной власти являются основными структурными подразделениями, в которых сконцентрирован весь бюджетный и производственный потенциал района, поселения, в некоторых случаях даже города.

Желания и потребности населения местной автономии настолько разнообразны, что для их удовлетворения должно соблюдаться обеспечение всех необходимых ресурсов для нормального существования. Должны удовлетворяться духовные, топливные, энергетические и все материальные потребности. В связи с чем создана гражданско-правовая база для удовлетворения потребностей населения органами местного самоуправления, при осуществлении ими предпринимательской деятельности

Для выполнения своих обязанностей муниципалитету требуется в разы больше затрат бюджетных средств, чем может обеспечить государство. Ни делегирование полномочий, ни разделение территорий и прочее, не имеет никакого значения для корректного выполнения своих обязанностей местными органами власти.

В связи с этим в октябре 2003 года рассмотрен и принят Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления» [5]. Этот закон показал модель, как можно сочетать обязанности муниципальных образований с их возможностями и реальными потребностями в финансах. Бизнес-организации муниципального образования обслуживают сферы деятельности как предоставление населению товаров и услуг, продуктов питания, медицинского оборудования, транспортировка этих самых товаров и пассажиропотока, обеспечение светом, теплом и газом, строительство и т. д. Без производства все эти задачи невыполнимы для муниципалитетов, которые находятся в постоянном взаимодействии между друг другом, составляя сети взаимосвязей.

Самые бесполезные специальности в университете. Чуть-Чуть о Науке #Наука

Все эти проблемы требуют внимания и своеобразного решения наравне с задачами экономики, социологии, медицины. В научном обозрении данных проблем значительную роль занимает российской право, так как отношения между органами власти и населением чаще всего регулируются именно принятыми повсеместно правилами поведения, установленными государством и обществом, это юридические отношения.

Промышленные компании, занимающиеся производством и поставкой газа и всех видов энергии, продуктов питания, товаров и услуг, в определенной доле своих обязанностей связаны договорными отношениями с местными органами самоуправления, являясь для вышеуказанных поставщиками потребительских товаров.

Таким образом, можно сказать, что местное самоуправление включает в себя широкий круг взаимоотношений с промышленными и торговыми организациями [6]. В связи с этим можно сделать вывод, что проблемы муниципалитетов актуальны и для промышленных предприятий.

Просматриваются некоторые особенности во взаимоотношениях органов местного самоуправления и сельскохозяйственных, производственных и торговых организаций, транспортных компаний. Услуги по продаже товаров и услуг имеют больше возможностей для получения прибыли, чем производство промышленных товаров, здесь не задействованы экономические модели управления.

Отношения муниципалитетов и предпринимателей основаны на отношениях различных представителей отрасли для решения и реализации задач. Эти отношения разнообразны и существенно отличаются друг от друга. Центральной задачей этих отношений заключается в выборе правовой формы взаимосвязей, для наиболее компетентного развития обеих сторон.

Закон всегда интересовали деловые отношения организаций, так как именно законом регулируются эти отношения, будь то положительный или отрицательный результат. Так наделение органов местного самоуправления правами юридического лица может потребовать больших изменений в законодательстве, постоянного его совершенствования, для чего и используется подобный опыт в зарубежных странах.

Муниципалитет, осуществляя свою предпринимательскую деятельность, формирует за собой обязанность обеспечить население товарами, услугами, питанием, медициной, светом, теплом, газом, транспортировкой пассажиров и товарного сырья и т. п.

На этой базе считается актуальным рассмотрение научных исследований, связанных с проблемой регулирования хозяйственной деятельности местного самоуправления.

Предприниматели, находящиеся на территории муниципального образования, осуществляют свою деятельность для содействия муниципалитету в обеспечении комфортного уровня жизни населения, развития территории, и повышения экономической стабильности в целом.

Предпринимательские организации, действующие на территории муниципального образования, могут выбирать каким видом деятельности они хотели бы заниматься в этом муниципальном образовании. Для деятельности предпринимательской единицы необходимо производить платежи, на основании которых уже расходуются ресурсы муниципального образования

Органы муниципальной власти являются гарантом обеспечения населения своей территории жизненно необходимыми товарами и услугами для лучшего благоустройства, в это входят продукты питания, хозяйственные товары и услуги, транспортные услуги, коммунальное обслуживание жилых домой и прилежащих территорий, предоставление услуг социальных образований, поддержание здоровой экологической обстановки, ведение медицинской и образовательной профилактики. Все эти услуги без исключения должны подлежать принятым стандартам в результате перераспределения бюджетных средств муниципалитета.

Местное самоуправление создано для поддержания экономической деятельности государства на уровне города, района, то есть отдельной небольшой территории. Оно развивается на основе местной инициативной группы из числа населения, что подразумевает муниципальную власть, как форму народовластия, об этом говорится в КРФ в ст.3 и ст.12.

Народовластие или осуществление муниципальной деятельности населением необходимо для решения вопросов местного значения и удовлетворения потребностей населения на территории образования.

Читайте также:  Когда выходит семейный бизнес 2 сезон

Одним из препятствий для эффективной поддержки малого бизнеса в настоящее время является отсутствие эффективной инфраструктуры, поддерживающей деятельность малого бизнеса. Крупные подразделения создают собственную инфраструктуру: учебные центры, отделы маркетинга и права, инфраструктуру связи — подъездные пути, технические сети и многое другое, открывают представительства и предприятия, открывают собственные банки и социальные объекты для своих сотрудников.

Малый бизнес не может этого сделать. Тем не менее, правила на рынке одинаковы для всех. Поэтому для успешной конкуренции бизнес-продуктов лидер малого бизнеса должен иметь возможность консультироваться с опытным юристом, проводить маркетинговые исследования и продавать продукт через дистрибьюторскую сеть. Предложите такую возможность на доступных условиях и поддержите инфраструктуру малого бизнеса. Несмотря на то, что в последние годы были созданы и действуют десятки инфраструктур для поддержки малого бизнеса, очевидно, что без поддержки со стороны государства и местных органов власти не может возникнуть и существовать всеобъемлющая и эффективная инфраструктура поддержки.

Поэтому основной задачей является создание интегрированной инфраструктуры для поддержки малых предприятий на региональном и местном уровне.

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993. // «Собрание законодательства РФ», 2014.№ 31. Ст. 4398
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2017) // «Российская газета», № 164, 31.07.2017.
  3. Указ президента РФ от 29 июня 1998 года № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // «Российская газета», № 122, 01.07.1998
  4. Государственное регулирование экономики в современном мире. -М.: Международные отношения, 2018.
  5. Карамова, Н.Х. Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2007. — № 53. — С. 123-126.
  6. Модин Н.А. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности органов местного самоуправления: дис. доктор юридических наук: Москва. 2006. С.174.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, малый бизнес, муниципальное образование, муниципальная власть, услуга, местный орган власти, обязанность, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, удовлетворение потребностей населения.

Источник: moluch.ru

Предпринимательская деятельность муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратенко Зарина Камилевна, Шабалин Глеб Юрьевич

В статье анализируются признаки понятия предпринимательской деятельности муниципальных образований , выделены особенности предпринимательской деятельности муниципальных образований , определён круг видов их деятельности, которые можно отнести к предпринимательской сфере. Автор обосновывает необходимость разработки новых правовых инструментариев осуществления предпринимательской деятельности муниципальными образованиями .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондратенко Зарина Камилевна, Шабалин Глеб Юрьевич

Межмуниципальные хозяйственные общества: проблемы правового статуса
Исторический аспект регулирования правоотношений собственности на землю в России
Становление и реформирование законодательства о приватизации муниципального имущества

Приватизация земельных участков под объектами недвижимого имущества в современном гражданском и земельном законодательстве

О новеллах в правовом регулировании самовольных построек
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF MUNICIPAL ENTITIES

In the article, the author analyzes signs of definition «entrepreneurial activity of municipal entities». Features of entrepreneurial activity of municipal entities were identified. The range of activities of municipalities, which can be attributed to entrepreneurial activity, was defined. The author substantiates the necessity of developing new legal tools for implementation of entrepreneurial activity of municipal entities.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская деятельность муниципальных образований»

Гражданское право и процесс

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Кондратенко Зарина Камилевна,

Шабалин Глеб Юрьевич,

В статье анализируются признаки понятия предпринимательской деятельности муниципальных образований, выделены особенности предпринимательской деятельности муниципальных образований, определён круг видов их деятельности, которые можно отнести к предпринимательской сфере. Автор обосновывает необходимость разработки новых правовых инструментариев осуществления предпринимательской деятельности муниципальными образованиями.

Ключевые слова: местное самоуправление, предпринимательская деятельность, муниципальное образование, муниципальное имущество, правовые инструменты.

Муниципальное образование является субъектом гражданских правоотношений с особым правовым статусом и специальной правоспособностью. Как публично-правовой субъект муниципальное образование имеет субъективные гражданские права и обязанности юридического лица. В то же время реализация тех или иных прав муниципальных образований сопряжена с определенными ограничениями.

В конституционных и муниципальных правоотношениях субъектом и носителем прав и обязанностей выступает непосредственно муниципальное образование. Однако гражданско-правовая реализация таких прав и обязанностей осуществляется органами местного самоуправления. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов [1].

Согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли [1]. Рассмотрим основные понятийные признаки предпринимательской деятельности применительно к такому субъекту, как муниципальное образование.

Самостоятельность предпринимательской деятельности муниципальных образований нельзя назвать полной. Распоряжение имуществом, принадлежащим муниципальным образованиям на праве собственности, следует воле законодателя, устанавливающего различные ограничения по целевому назначению. Например, не всеми денежными средствами,

поступающими в бюджет, муниципальное образование может распоряжаться по своему усмотрению, существуют ограничения на цели использования средств местных бюджетов, которые находятся под жестким контролем со стороны государства [3]. Так, муниципальное образование не может самостоятельно распоряжаться средствами, направляемыми через субвенции федерального бюджета, средствами, предоставляемыми для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами государственной власти органам местного самоуправления, средствами самообложения граждан, субсидиями субъектов Российской Федерации.

Публичный характер муниципальной предпринимательской деятельности накладывает на органы местного самоуправления соответствующий перечень таких регламентированных обязанностей [2], как соблюдение интересов населения, гласность и открытость, взаимодействие с субъектами общественного контроля, следование установленному порядку реализации полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Читайте также:  Выращивание огурцов бизнес рентабельность

Стоит отметить также социальную роль деятельности органов местного самоуправления. Не стоит забывать, что по конституционно-правовой сути муниципальное образование ставит перед собой задачу повышения уровня благосостояния населения, а, следовательно, орган местного самоуправления реализует предпринимательскую деятельность только в том объеме, в котором позволяют нормативные и бюджетные акты, а извлекаемая прибыль не может быть направленна в оборот, а должна направляться в бюджет для решения вопросов местного значения.

Кондратенко З. К., Шабалин Г. Ю.

Тем не менее, муниципальные образования обладают необходимым потенциалом для осуществления предпринимательской деятельности, соблюдая строгие требования законодательства, и с учетом ее публичного характера. Императивность регулирующих данную сферу норм при отсутствии прямых правовых механизмов осуществления предпринимательской деятельности создает необходимость разработки новых правовых инструментариев для осуществления данной деятельности.

В настоящее время не определен круг видов деятельности муниципальных образований, подпадающий под понятие предпринимательской деятельности. Для определения соответствующего круга рассмотрим такие виды деятельности муниципальных образований, которые связаны с получением дохода в местный бюджет, на предмет их соответствия понятию предпринимательской деятельности.

Такой признак, как систематическое получение прибыли, проявляется в следующих видах деятельности муниципальных образований: оказание муниципальных услуг, приватизация муниципального имущества, участие в коммерческих организациях, инвестиционная деятельность, предоставление муниципального имущества в аренду.

Приватизация муниципального имущества может быть признана предпринимательской деятельностью. Муниципальное образование выделяет определенный объем имущества в целях создания коммерческой организации. Данная организация получает доход от своей деятельности, часть которого поступает в муниципальный бюджет в виде дивидендов по вкладу муниципального образования.

Существует также инвестиционная деятельность муниципальных образований. В качестве субъекта инвестиционной деятельности органы местного самоуправления обозначены в Федеральном законе «Об

инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [5]. Капитальные вложения могут осуществляться муниципальными образованиями в пределах, ограниченных законодательством. Конечной целью инвестирования является получение реального результата в виде улучшения благосостояния населения муниципального образования, достижения социальных и экономических целей, получение доходов [6].

Предоставление муниципального имущества по договорам аренды может рассматриваться как вид предпринимательской деятельности муниципальных образований. Муниципальное образование, кроме случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно и под свой риск выделять имущество для сдачи в аренду, при этом получая прибыль. Примером такой деятельности может служить предоставление земельных участков в аренду, что является прогрессивным инструментом как развития и освоения земельного фонда, так и увеличения доходной части бюджета муниципальных образований.

Таким образом, предпринимательская деятельность муниципальных образований имеет публичный характер, подчинена жестким требованиям законодательства. Существует необходимость разработки новых правовых инструментариев осуществления предпринимательской деятельности муниципальными образованиями.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. С. 3301.

2. Егоров А. И., Хорошев С. В. Участие муниципальных образований в предпринимательской деятельности // Экономика, социология и право. 2014. № 4. С. 35-37.

3. Седельникова Р. И. К вопросу о праве собственности на местный бюджет в Российской Федерации //Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С.74-78.

4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 251.

6. Кондратенко З. К., Мустакимов Н. С. Стимулирование инвестиционных процессов, обеспечивающих повышение эффективности использования земель в Республике Марий Эл // Аграрное и земельное право. 2016. № 12 (44). С. 86-90.

Гражданское право и процесс

Z. K. Kondratenko, G. Y. Shabalin ENTREPRENEURIAL ACTIVITY OF MUNICIPAL ENTITIES

In the article, the author analyzes signs of definition «entrepreneurial activity of municipal entities». Features of entrepreneurial activity of municipal entities were identified. The range of activities of municipalities, which can be attributed to entrepreneurial activity, was defined. The author substantiates the necessity of developing new legal tools for implementation of entrepreneurial activity of municipal entities.

Key words: local self-government, entrepreneurial activity, municipal entity, municipal ownership.

KONDRATENKO Zarina Kamilevna — PhD, assistant professor of civil law and process of the Mari State University in Yoshkar-Ola.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РОССИИ

Мустакимов Наил Салимович,

Попрухина Екатерина Александровна,

магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Статья посвящена выявлению особенностей правового регулирования отношений земельной собственности на различных исторических этапах Российской государственности. С этой целью произведен анализ развития института права собственности на землю основных исторических периодов с позиций современного правового регулирования данных правоотношений.

Ключевые слова: исторический аспект, право собственности на землю, виды земельной собственности, земельные законы, регулирование отношений собственности, статус земельной собственности, современное понимание.

Земля для России всегда была одним из основных источников благосостояния страны. Обширные просторы, обилие черноземов издавна способствовали развитию самых разных отраслей экономики, в первую очередь — сельского хозяйства. Земельное право России длительное время развивается преимущественно вокруг отношений собственности на землю [3].

Необходимость рассмотрения исторического аспекта правового регулирования права собственность на землю в России обуславливается спецификой перехода к многообразию его форм в различных периодах. Кроме того, существование значительного количества научных подходов к осмыслению прав собственности на землю на различных этапах развития Российского государства оказывает непосредст-

венное влияние на качество правового регулирования земельных отношений в современной России [2].

Земельная собственность как правовая категория в российской истории претерпела сложную эволюцию. В дореволюционный период (до 1917 г.) этот процесс в целом отражал общие закономерности в формировании и развитии института земельной собственности, имея при этом свои особенности.

Читайте также:  Проблемы гостиничного бизнеса в условиях пандемии

Так, если иметь в виду период до Древнерусского государства, то преобладали родовые земельные отношения [1]. Начиная с VI в. родовая община заменяется соседской. Идет процесс формирования господствующего класса. В IX в. на территории восточных славян образуется единое Древнерусское государство — Киевская Русь. Племенные земли объединяются под властью

Источник: cyberleninka.ru

Муниципалитеты не должны заниматься бизнесом

Леонид Гункевич, один из лидеров

Один из лидеров «Деловой России» опубликовал на сайте организации концепцию оптимального взаимодействия муниципалитетов с инвесторами:

Ни для кого не секрет, что на федеральном и региональном уровне идет активная работа по улучшению инвестиционного климата территорий: разработаны инвестиционные стандарты, «дорожные карты», проведена апробация национального рейтинга, — вопрос определенно поставлен во главу угла. Однако становится все очевиднее, что многие реальные проблемы находятся на уровнях «ниже» — в муниципалитетах.

Именно там инвестор по факту ведет деятельность и сталкивается со многими сложностями и барьерами. Поэтому предпринимательское сообщество все чаще выступает за то, чтобы проблемы ведения бизнеса решались в контексте задач совершенствования системы местного самоуправления и качественного улучшения работы администраций муниципальных образований.

Причем акценты расставляются таким образом: наиболее важно не формальное выполнение обязанностей, а реальное желание и возможность помочь бизнесу, адекватно сопровождая его деятельность на каждом этапе. Разумеется, каждый муниципалитет имеет свои особенности, но вместе с тем практически у всех есть проблемы системного характера — общие для всех.

Согласно Европейской хартии 1985 года (которую наша страна также подписывала) муниципальная власть отделена от государства. Именно этим положением заложены основные принципы демократии и самоуправления. Но это не означает, что закон для местных органов власти не писан и они могут делать все, что захотят.

Существует достаточно инструментов, позволяющих встроить муниципальную власть в общую систему. И прежде всего, на наш взгляд, это разработка инвестстандартов. Создание и внедрение стандартов обяжет муниципалитеты раскрывать информацию, детализировать ее, доводить до каждого заинтересованного лица. Например, рассмотрим ситуацию с земельными участками.

Давно сложился парадокс: земли в России много, но ее нет. То есть земля как бы есть, но часто даже в муниципалитете не имеют полной картины — в чьей она собственности, где и какие находятся инженерные сети и коммуникации, к какой категории относится участок. Необходимо, чтобы вся информация по ним была открыта.

Дальше больше: муниципалитеты часто становятся этакими «собаками на сене». Даже при жестком дефиците земель в обороте они продолжают отказываться в достаточной мере межевать их и готовить к вовлечению; медленно и печально меняют границы городских образований и привлекают новые земельные участки.

Еще один связанный аспект: вмененная обязанность по наличию у муниципалитета генерального плана развития формально выполнена, но почему бы не пойти дальше и не разработать такой документ, где было бы четко отражено, что планируется построить на том или ином участке, вплоть до конкретного проекта? И тогда будет не важно, кто владеет землей, — все будут знать, что здесь в перспективе будет жилой микрорайон, а здесь — промзона.

Это даст возможность другим предпринимателям принимать решения о развитии своего бизнеса. В идеале все должно выглядеть так. Есть инвестор. Он хочет реализовать проект. Для принятия решения ему необходимо зайти на инвестиционный портал региона и получить весь необходимый объем информации. Причем информация должна постоянно обновляться.

И отвечать за это должны муниципалитеты, заинтересованные в том, чтобы об их территории узнали и пришли к ним. И существующей практикой инвестпаспорта здесь не справиться. И формальный подход с отписками тоже не поможет.

Скорее всего, для этого потребуются специалисты, которых пока на местах попросту нет, но учитывая, что мероприятие это не разовое, есть смысл говорить и о подготовке кадров. А руководить этими специалистами должны не просто «крепкие хозяйственники», а люди с внутренней моральной ответственностью, которым будет стыдно и обидно, что инвестиции к ним не идут.

Мы хотим через разработку и внедрение муниципальных инвестстандартов улучшить инвестклимат. Создание подобных стандартов — это благо как для бизнеса, так и для муниципалитетов. Эффективность внедрения будет проверяться через рейтинги муниципального инвестиционного климата.

То есть по заданным параметрам можно будет сразу понять и дать оценку, насколько эффективно работает местная власть. Мы готовы прописать все, что должны делать муниципалитеты и федеральные органы власти на местах, ресурсоснабжающие организации, региональные власти. А также оценить степень их взаимодействия.

Тогда и получится полная картина, позволяющая делать выводы, определить проблемные точки и на их основе принимать управленческие кадровые решения. Муниципалитет не должен заниматься бизнесом. Это главное. Чиновники должны создавать условия для развития бизнеса и минимизировать участие МУПов и различной формы «дочек» администрации на рынке. Те инициативы и проекты по созданию муниципального инвестстандарта по изменению практики управления, подходов к администрированию, по расширению полномочий местной власти, с которыми выступает «Деловая Россия», это не очередные рекомендательные документы — это практическое руководство к действию.

Задать вопрос Пожаловаться Рассказать новость
Нашли опечатку?

Эта закладка предназначена для тех наиболее внимательных из вас, кто замечает опечатки, орфографические, пунктуационные и фактические ошибки в наших текстах и хотел бы помочь нам исправить их. Мы заранее благодарим всех, кто вместе с нами стремится улучшить качество наших материалов. Ваша помощь неоценима не только для редакции — она также важна для тех читателей, которые благодаря вам прочтут эти тексты в правильной редакции.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Источник: altapress.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин