Можно ли православному человеку заниматься бизнесом

Можно ли заработать большие деньги честным путем?

Можно ли в наше время заработать большие деньги честным путем? Возможно ли православному человеку заниматься бизнесом без опасности запятнать свою совесть?

Сергей Павский

Отвечает иерей Алексий Малюков:

– Прежде всего скажу, что труд был заповедан человеку еще в раю. Адаму нужно было возделывать и хранить сад, в котором он жил. Если уж в раю необходимо было трудиться, то тем более для нас труд является неотъемлемой частью всей нашей жизни. Принесет ли этот труд богатство или нет, знает один Бог, но мне кажется, что если человек знает и умеет делать что-либо хорошо – это и есть самое главное богатство.

Итак, можно ли заработать честным путем большие деньги и при этом не запятнать доброе имя христианина? Я думаю, можно. Например, вы изобретатель и придумаете вещь, которая всем нужна, запатентуете ее. Потом наладите широкое производство, будете нанимать много людей, у вас появится своя торговая марка. Конечно, вы заработаете много денег.

Можно ли бизнесом заниматься честно? (прот. Владимир Головин, г. Болгар)

Вполне возможна ситуация, когда человек не ставит целью богатство, а просто с удовольствием занимается любимым делом, и это дело приносит ему финансовую стабильность. Человек может с увлечением рисовать, писать, шить, готовить еду, строить и обустраивать дома или же обучать этому всему других людей. Стикеры для сахара, палочки-мешалочки и программу windows тоже придумали увлеченные люди. Эти способы заработка сами по себе совершенно никак не могут запятнать ничью совесть.

Все зависит от человека. У каждого из нас всегда есть возможность выбора. И чем бы не занимался человек, только он решает, поступать ему по-христиански в какой-либо конкретный момент или нет. При этом совершенно не важно, как много денег приносит та или иная деятельность. И на низкооплачиваемой работе вполне можно поступать не порядочно.

Другое дело, нужны ли нам пресловутые «большие деньги»? Стоит ли человеку стремиться именно к большим заработкам?

Господь в притче о Сеятеле говорит о некоторых «терниях», которые являются причиной духовного бесплодия и, соответственно, гибели человека. Под терниями понимается мирская суета и обольщение богатством. Об этом нужно помнить.

Также приходит на ум книга Джека Лондона «Мартин Иден», где моряк, чтобы стать писателем, трудился по девятнадцать часов в сутки, писал более чем в сорок издательств и много лет без результата. Но, благодаря его настойчивости о нем узнали, признали талант, и он разбогател. Принесло ли богатство ему счастье? Нет, не принесло.

Ефрем Сирин говорил: «Лежащему в позолоченном чертоге какая польза от блеска стен и потолков, когда сам он мучится страстями или когда пожирается его тело, угрызаемое внутри змием?» Он же писал: «Чем более кто богатеет, тем более делается немилосердным и бесчеловечным, и тем паче удерживает руки свои от подаяния милостыни».

Может ли православный священник заниматься бизнесом? Библия отвечает. Священник Стахий Колотвин

Вообще серьезный бизнес, большие деньги, высокая должность – это тяжелый крест. Все это может убить духовную жизнь. Из-за огромной занятости человек может потерять веру, и работа ему заменит Бога. Помните, что сказал Христос: «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6:24).

Поделиться

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку , чтобы сообщить об этом редакции.

Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter или эту кнопку Если Вы обнаружили ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите эту кнопку Выделенный текст слишком длинный!

Источник: spzh.news

Можно ли православному человеку заниматься бизнесом

ЦЕРКОВЬ — ЭТО ЖИЗНЬ

  • Написать нам
  • Редакция
  • Подписаться на материалы сайта
  • RSS
  • О нас
  • Актуально
  • Вести приходов
  • Церковные документы
  • Тексты документов
  • Комментарии
  • Лиcтовки о праздниках
  • Листовки о вероучении
  • Богослужебные тексты
  • Пасхальные зачала Евангелия

Православие повсюду

«Игольное ушко» бизнеса

14.05.2015 Может ли православный человек, занимаясь бизнесом, не идти на компромиссы с совестью?
Принято считать, что цель бизнеса и методы его ведения диаметрально расходятся с целью и правилами христианской жизни. Может ли православный человек, занимаясь бизнесом, не идти на компромиссы с совестью? Об этом – размышления бизнес-леди с 20-летним «стажем».

В православной среде неоднозначное отношение к бизнесу, исторически обусловленное личными запретами и ограничениями, этическими нормами, христианскими заповедями. Немалую роль сыграло и советское наследие. Так что же, для православного предпринимателя непреодолим конфликт: или деньги зарабатывать, или душу спасать?

Я считаю, что нет никакого «или — или» Корень конфликта (и его решение) заключается в ошибочном мнении, что целью бизнеса является зарабатывание денег. Довольно часто православные бизнесмены жалуются на «сделки с совестью», потому что предпринимателю нужно ежедневно продавать, продвигать, добывать, приспосабливаться к системе, выдавая откаты и взятки, конфликтовать, «уходить от налогов», конкурировать, суетиться – всего не перечислишь.

Кроме того, когда «во главу угла» поставлены деньги, возникает конфликт интересов: прибыль компании в действительности интересует только собственников, мало интересует сотрудников, и абсолютно противоречит интересам клиентов. И все же, оглядываясь на двадцатилетний опыт ведения бизнеса, я сегодня, как никогда, уверена, что именно предпринимательство является одним из наиболее приемлемых занятий для православных. Собственное дело дает свободу от чужой воли, возможность обеспечивать уровень достатка, сохранять достоинство. Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется хорошим и практичным то решение, которое я нашла для себя, и которым хочу поделиться. Татьяна Жданова
Много лет я решала бизнес-задачи не без помощи компромиссов с совестью. Православная по мировоззрению и одновременно «бизнес-вумен», в итоге я испытывала ожесточение, уныние, нежелание работать. Муж как-то заметил: «Как только ты переключаешься на работу, становишься злой».

Читайте также:  Бизнес это поединок книга

Довольно скоро я довела себя до состояния «загнанной лошади», которая и бросить этот груз не может в силу обязательств перед партнерами и сотрудниками, но и тянуть его больше не в состоянии. Ни мотивации, ни энергии, ни сил – ничего! Осознав, что дальше будет еще хуже, я стала искать, читать, думать, стараясь найти выход. По-честному, без видов на «чудо для избранных».

Конфликт нужно было решить основательно, а не убежать от него или отделаться очередным «заумным» компромиссом. Мне нужно было решение, которое: позволило бы оставаться в бизнесе (наем соответствующего специалиста не решал проблему), обеспечивало достаток, не нарушало моей целостности, было социально адекватным и полезным, не заставляло кардинально менять сферу деятельности.

Также было важно, чтобы преобразованный бизнес безоговорочно радовал (что исключает сделки с совестью) и давал, а не забирал энергию. Не буду описывать процесс поиска – опишу само решение дилеммы «или деньги зарабатывать, или душу спасать». Решение таково: нужно определить настоящую цель. Считается, что цель бизнеса – зарабатывание денег.

Спору нет, деньги точно и безоговорочно нужны. Но давайте же отведем им подобающее место. Что, если прибыль – это не цель бизнеса, а его следствие, то есть результат другой цели и правильно построенных процессов по ее достижению? Возникает закономерный вопрос: что же это за «другая цель»?

Представьте себе мишень с рядом «очков», уменьшающихся по мере удалению от «яблочка» – нашей основной цели: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1. Куда вы будете целить? Конечно, в центр – там больше всего «очков». То есть целью может быть все пространство мишени, но при намерении попасть «в десятку» ваша эффективность будет выше. Так вот, деньги – на окраине мишени.

Представьте, что вы целитесь в «окраину». Какие-то очки вы, конечно, наберёте, но вероятность того, что «стрела» ваших усилий, времени и внимания улетит «в пустоту», очень велика. Представьте себе мишень с рядом «очков», уменьшающихся по мере удалению от «яблочка» – нашей основной цели
Что же в центре? Что является целью и «игольным ушком» бизнеса? Вы наверняка сталкивались с таким понятием, как «миссия».

И, наверное, были разочарованы: подавляющее большинство «миссий» на деле оказывались пафосной декларацией, не имеющей ничего общего с тем, чем миссия должна быть по определению – честным ответом на вопрос: «Зачем мы клиентам?» Миссия – это точка пересечения интересов как бизнеса, так и его клиентов. Причем ответ на вопрос «зачем» должен одинаково радовать как ваших клиентов, так и вас с вашими сотрудниками.

Возлюби ближнего своего как самого себя – эта заповедь отлично «работает» в бизнесе Вот примеры работающих миссий: «Сделать Украину самой гостеприимной страной мира». Правда, достойная цель для клуба отельеров и рестораторов? Или «свобода развиваться» для IT-компании, предоставляющей комплексные решения: «Мы обеспечиваем свободу развиваться – наши продукты, сервисы и решения экономят время, оптимизируют затраты, освобождают от рутины». Такого рода цели воодушевляют, наделяют «социальной дерзостью», позволяют определить верные ориентиры, сотрудничать со вчерашними конкурентами. Миссия – это точка пересечения интересов как бизнеса, так и его клиентов.
Да, это непросто: ответить на вопрос, зачем мы клиентам. Но ответ того стоит, так как содержит смысл вашего бизнеса – не только для вас, но и ваших сотрудников и клиентов. Ведь клиенты приходят к вам не для того, чтобы вы заработали, а для решения своих задач и запросов. Конечно, одной лишь миссии мало.

Для того, чтобы бизнес радовал, был востребованным и прибыльным, нужны адекватные вашей миссии и рыночной ситуации бизнес-модель, стратегия и тактика. Но сам конфликт, описанный в начале статьи, подход с «заменой цели» решает. Поняв, что дальше будет только хуже, я решила изменить то, что могу, а там – как Бог даст… И мы перестали считать целью бизнеса «зарабатывание денег».

Рискуя разориться, завершили партнерство с теми компаниями, менеджеры которых требовали откатов. Сменили форму собственности для того, чтобы не было искушения «химичить» с налогами. Оставили и развили «главную компетенцию», убрав посредничество. Сократили оказавшийся чрезмерным после такой оптимизации штат. Отказались от ставшего ненужным офиса.

Попутно выяснилось, что в таком формате работы у нас практически нет конкурентов и географических границ… Спустя четыре года могу сказать уверенно: такой подход не просто работает, он работает на порядок эффективнее. Энергия, востребованность, свобода отказаться от сомнительного проекта или партнерства, состояние радости и смысл – вот плоды принятых тогда решений. У меня есть стоящее Дело, в процессе которого есть возможность «взрослеть душой», решая все более важные внутренние и внешние задачи, сохраняя целостность. Татьяна ЖДАНОВА Об авторе: Татьяна Жданова – предприниматель с 20-летним стажем, основатель агентства корпоративного брендинга «Brandhouse», член команды «WikiCityNomica», руководитель рабочей группы проекта «Туристический бренд Украины», спикер конференций по брендингу, маркетингу и предпринимательству в Украине, России, Беларуси, Молдове и Казахстане, автор публикаций на темы корпоративного, персонального и территориального брендинга, маркетинга, менеджмента, психологии, дизайна, сторителлинга; спикер TEDx. Публикация сайта «Православие в Украине»

Читайте также:  Как написать что мне не интересен бизнес

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Источник: prichod.ru

Могут ли верующие прибегать к кредитам: 8 вопросов о деньгах и бизнесе Управделами УПЦ

Может ли предприниматель заниматься своей деятельностью не нарушая христианских заповедей? И что вообще делать в сфере бизнеса верующему, если он не хочет лгать? Отвечает владыка Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

— Владыко, можно ли сегодня в Украине честно вести бизнес? Ведь ни для кого не секрет, что предпринимателям порой приходится вступать в «сделку с совестью» (к примеру, когда речь идет о теневых схемах и уклонении от уплаты налогов).
— Скептицизм насчет возможности честного предпринимательства у нас не случаен. Мы пережили крайне тяжелые в экономическом отношении 1990-е годы, когда огромные состояния сколачивались, как правило, преступным путем. Именно тогда произошло ужасающее расслоение общества. С тех пор сказочное богатство одних соседствует с вопиющей нищетой других.

И этот тяжелый опыт как раз и подорвал доверие нашего общества к самой возможности честного предпринимательства. Тем не менее нужно быть оптимистом. Человек, имеющий твердые моральные принципы, с помощью Божией сможет остаться настоящим христианином и при этом заниматься предпринимательской деятельностью.

— Но разве может бизнесмен не стремиться к богатству? Ведь цель любого предприятия — получение прибыли?
— Английское слово «бизнес», которое в последние десятилетия активно вошло в наш лексикон, дословно означает «дело». Обычно у нас отождествляют понятия «бизнес» и «предпринимательство». Впрочем, любое дело, которым занят человек, можно назвать «его бизнесом». Поэтому понятие «бизнес» гораздо шире, чем «предпринимательство».

Есть виды бизнеса, не предполагающие прибыли или обогащения. Например, благотворительность — тоже бизнес. Для ее правильной организации нужны и специальная подготовка, и особые профессиональные навыки. Широко распространенное в Украине волонтерство тоже можно назвать бизнесом. Но и здесь мы сталкиваемся не со стремлением к наживе, а, наоборот, с жертвенностью, со стремлением помочь другому.
Что же касается самого предпринимательства, то, конечно, оно построено на получении прибыли. И чем выше прибыль, тем более эффективным считается предприниматель. Но тут возникает вопрос: а куда направляет бизнесмен полученные прибыли? По-настоящему эффективный предприниматель не станет тратить все заработанные средства на собственное обогащение.

Он будет вкладывать их в модернизацию предприятий, создание достойных условий труда для рабочих, развитие инфраструктуры городов, в которых находятся его предприятия. К примеру, в западных странах успешные бизнесмены активно поддерживают благотворительные проекты, занимаются меценатством, строят школы и больницы, финансируют научные исследования. В результате полученные прибыли становятся важным фактором социального развития, они меняют общество. К сожалению, на постсоветском пространстве такой взгляд на цель предпринимательства еще не стал общепринятым…

— Существуют ли такие виды коммерческой деятельности, которые Церковь не одобрит никогда?
— Понятно, что Церковь не может одобрить коммерческую деятельность, в которой прибыль добывается обманным или преступным путем. Впрочем, подобное деяние — не предпринимательство, а преступление, за которое нужно отвечать по закону. Однако есть и такие виды бизнеса, которые не запрещены законом, но не могут быть одобрены Церковью. Например,
традиционно высокие прибыли приносит игорный бизнес, однако он строится на эксплуатации человеческих страстей. Здесь прибыль является прямым следствием азарта, который разжигает в человеке игра. Сам факт участия человека в азартных играх — серьезная угроза для его души. Поэтому Церковь осуждает и азартные игры, и построенный на них игорный бизнес.

— Бытует мнение, что человек, заработавший деньги неправедным путем, может загладить свое прегрешение. Скажем, часть этого заработка пожертвует на церковные нужды.
— Это глубочайшее заблуждение. Если человек ведет неправедный или откровенно преступный образ жизни, то, прежде всего, он должен искренне раскаяться и навсегда отказаться от своего греховного занятия. А если человек, наживая свое состояние, обманывал других людей, то, прежде всего, он должен возместить ущерб тем людям, которые пострадали от его деятельности.

Вспомним евангельскую притчу о Закхее. Он был начальником над мытарями и скопил свое богатство, разоряя соплеменников. Когда он осознал свою греховность, то заявил, что половину своего имения раздаст нищим, а всем, с кого взимал незаконные поборы, вернет отнятое вчетверо (см.: Лк. 19: 8). Это важный пример для всякого человека, нажившего неправедное богатство.

Читайте также:  Бизнес фильмы которые стоит посмотреть зарубежные

Отказавшись от греховных способов обогащения, необходимо возместить ущерб тем, кто от этого пострадал. Если же это невозможно, то правильным будет направить деньги на благотворительные нужды. Сегодня вокруг нас живет огромное количество нуждающихся. Требуют помощи беженцы, дети-сироты, инвалиды. Им и нужно помочь в первую очередь.

Богатые ценою своих сокровищ могут собирать сокровища, состоящие из бедных: инвалидов, сирот и вдов. На этот момент указывал еще премудрый царь Соломон: благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19: 17).

— Предпринимательство связано и с банковской деятельностью. В связи с этим возникает вопрос: как Священное Писание относится к ростовщичеству, т. е. к предоставлению кредитов под проценты?
— Уже на страницах Ветхого Завета неоднократно встречается прямой запрет на ростовщичество. Например, в книге Исход говорится: если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (Исх. 22: 25).

Этот же запрет повторяется в книге Левит: если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли (Лев. 25: 35–37).

В Новом Завете установлены еще более высокие требования. Так, в Нагорной проповеди Господь говорит, что мы должны делиться со всяким нуждающимся, не только не требуя процентов, но даже и не требуя возвращения одолженного: всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 30, 35–36). Ростовщичество довольно жестко осуждается и в сочинениях отцов Церкви. Например, об этом ясно сказано в проповедях святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого.

— Получается, что финансовые системы всех стран, тесно связанные с банками, прямо противоречат тому, что написано в Священном Писании?
— Это чрезвычайно сложный вопрос. Во-первых, авторы книг Священного Писания жили еще в те далекие времена, когда банков не было. Но нынешняя финансовая система немыслима без их существования: они выполняют широкий спектр операций и предоставляют большое количество услуг. Отвергать банковские операции значит отвергать всю современную экономику.

Поэтому не нужно сводить всю банковскую систему лишь к выдаче кредитов под проценты. Во-вторых, когда Ветхий Завет осуждает ростовщичество, то речь идет, как правило, не о денежных ссудах. Не нужно забывать, что в патриархальном обществе жили за счет натурального хозяйства. Так, в древнем Израиле люди занимались земледелием и скотоводством.

Одолжить деньги стремились те, чье хозяйство пришло в упадок из-за неурожая, гибели скота, болезней или стихийных бедствий. Эти люди брали взаймы зерно или скот в надежде восстановить хозяйство и вернуть долги. Устанавливать высокий процент на такой заем означало наживаться на чужом горе. Если заемщик не возвращал с процентами то, что взял, он мог попасть в долговую яму или даже в рабство. Против такой порочной практики и выступает Священное Писание.
Нравственный смысл этого запрета актуален и сегодня. Отечественные банки устанавливают непомерно высокие проценты на кредиты, и это сталкивает человека в долговую пропасть. И хотя сегодня должников не продают в рабство, но жизнь человека, который не может выплачивать проценты по кредиту, становится крайне тяжелой. Мы не отвергаем современную банковскую систему. Тем не менее следует признать: в сфере кредитования деятельность банков зачастую далека от христианской морали.

— Значит, Вы не станете рекомендовать верующим прибегать к кредитам?
— Полагаю, что кредитов лучше не брать. Тем более под высокие проценты. Это подсказывает простая житейская логика человека с любым мировоззрением, как религиозным, так и нерелигиозным.

— Сегодня в нашем обществе часто говорят о коррупции. На интернет-форумах, посвященных этой теме, многие просто разводят руками: мол, по-честному работать невозможно. Даже вспомнили об опыте Османской империи, где существовал налог на взятки (т. е. их легализовали). Стоит ли в такой ситуации бороться за честность?
— Коррупция — раковая опухоль, которая не только разрушает экономику, но и разлагает общество. Упомянутая позиция — опустить руки и оставить все как есть — это свидетельство глубокого нравственного падения народа. Преодоление этого тяжкого недуга означает нравственное оздоровление всего общества. Изжить коррупцию только репрессивными методами невозможно.

В первую очередь, необходимо коренным образом изменить наше мышление. Нужно говорить о фактическом перевоспитании общества. Это крайне непростая задача, но она должна быть выполнена.

Церковная Православная газета

Источник: pravlife.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин