Государство, субъекты РФ, муниципальные образования могут быть акционерами, участниками ООО и ОДО, вкладчиками в товариществах на вере и т.д. Особая организационно-правовая форма коммерческих организаций, учредителем которой может быть только конкретное публично-правовое образование – это унитарные предприятия.
Их деятельность регулируется ГК РФ (пар.4 гл.4) и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Унитарное предприятие – единственная коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.
Унитарное предприятия является либо субъектом права хозяйственного ведения либо субъектом права оперативного управления (казенное предприятие). Собственником имущества предприятия остается его учредитель — РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Поэтому учреждение унитарных предприятий – это один из способов использования государственного и муниципального имущества. Унитарное предприятие обладает специально правоспособностью и может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарные предприятия создаются для решения предусмотренных законом задач:
Бизнес в муниципальных образованиях: благоприятная среда или административные барьеры
-производство продукции, выполнение работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
— использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
— осуществление деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);
— производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
— осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение заведомо убыточных производств и т.д.
Непосредственное осуществление предпринимательской деятельности публично-правовыми образованиями обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления. В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.
Важно отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, в отличие от органов управления организаций, имеют статус юридического лица (бюджетного учреждения). Поэтому необходимо разграничивать предпринимательскую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления как учреждений, и предпринимательскую деятельность указанных органов, осуществляемую ими от имени публично-правовых образований. В последнем случае действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований.
Материальную базу предпринимательской деятельности публично-правовых образований составляет принадлежащее им на праве собственности имущество (в т.ч. ограниченно оборотоспособное и изъятое из оборота).
В составе этого имущества можно выделить две части:
1) казна, т.е. нераспределенное имущество: средства бюджета и имущество, не закрепленное на ограниченном вещном праве за предприятиями и учреждениями;
2) распределенное имущество, т.е. принадлежащее предприятиям и учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме распределенного имущества, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Как собственник, публично-правовое образование может отчуждать принадлежащее ему имущество в собственность физических и (или) юридических лиц. Возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в частную собственность именуются приватизацией и осуществляется в порядке и способами, которые предусмотрены специальным законодательством (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»). Гражданское законодательство применяется в этом случае субсидиарно. Приватизация рассматривается одновременно как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом и способ создания условий для осуществления предпринимательской деятельности другими субъектами.
Публично-правовые образования располагают некоторыми особыми возможностями приобретения имущества в собственность. Так, основаниями возникновения права государственной собственности на имущество являются отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (ст. 238 ГК РФ), реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. 240, 242, 243, 306 ГК РФ) и др.
Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательств, возникающих как из договоров, так и из внедоговорных отношений. В сфере договорных связей наиболее распространены случаи их выступления в качестве государственных и муниципальных заказчиков в договорах поставки, подряда для государственных и муниципальных нужд (где от их имени выступают государственные органы и органы местного самоуправления и иные лица в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).
Для более эффективного использования находящегося в публичной собственности имущества публично-правовые образования могут обращаться к профессиональным управленческим компаниям, банкам и другим коммерческим организациям, заключая с ними договоры поручения, комиссии, агентирования или доверительного управления государственным или муниципальным имуществом.
Публично-правовые образования могут быть участниками и других гражданско-правовых сделок, в том числе многосторонних (например, договоров о совместной деятельности) и односторонних. В частности, в силу правила п. 1 ст. 1063 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в качестве организаторов лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр.
Публично-правовые образования могут являться субъектами деликтных обязательств. Так, согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Публично-правовые образования могут участвовать в международном гражданском обороте.
На основе гражданско-правовых договоров и гарантий могут осуществляться как государственные внешние займы Российской Федерации, так и предоставление ею кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Россия выступает также стороной во внешнеторговых сделках, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, и несет по ним имущественную ответственность. Российская Федерация является собственником имущества, находящегося за рубежом, в том числе и недвижимого (включая определенное имущество бывшего Союза ССР и его организаций), управление которым осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Источник: studfile.net
Предпринимательская деятельность органов местного самоуправления
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [371] .
Ученые отмечают, что в последнее время активно дискутируется вопрос об участии государства, его субъектов и муниципальных образований в предпринимательской деятельности. Действующее законодательство прямо не запрещает последним опосредованно заниматься коммерческой деятельностью, однако и не дает такого разрешения. Вполне понятно, что обладая публичным имуществом (федеральным, государственным и муниципальным), публично-правовые образования не сами, а через свои органы, реализуют право собственности, в том числе и занимаясь предпринимательской деятельностью. Публично-правовые образования, подобно физическим и юридическим лицам, обладают предпринимательской правосубъектностью, возникающей у государства и муниципальных образований как субъектов гражданского права. При этом от их имени действуют соответствующие органы или уполномоченные организации [372] .
Характерно, что в конституционных актах ряда зарубежных стран прямо закреплено правовое положение муниципальных образований как носителей прав юридического лица (ч. 1 ст. 111 Конституции Албании, ст. 104.1 Конституции Армении, ч. 3 ст. 136 Конституции Болгарии, ст.
19 Конституции Венесуэлы, ст. 140 и 141 Конституции Испании, ч. 3 ст. 115 Конституции Мексики, ч. 1 ст. 165 Конституции Польши, ч. 2 ст. 235 Конституции Португалии, ст. 127 Конституции Турции). В других предусматриваются полномочия местного самоуправления по самостоятельному в рамках закона ведению местного хозяйства, осуществлению предпринимательской деятельности (п. «g» ч. 1 ст.
32 Конституции Венгрии, ч. 1 ст. 65 Конституции Словакии) [373] . В России ст. 8 Конституции закрепляет право муниципальной собственности, ст. 132 закрепляет норму «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью».
Занятие предпринимательской деятельностью свойственно частным предприятиям, а не органам публичной власти, к каковым относятся органы местного самоуправления. Однако существуют сферы, в которых местные органы могут и должны заниматься хозяйственной деятельностью. Прежде всего, органы местного самоуправления участвуют в различных гражданско-правовых сделках.
Предпосылками такого участия стало закрепление ст. 8 Конституции РФ муниципального вида собственности и определение ее понятия в ст. 215 ГК РФ. Муниципалитет, являясь собственником определенных объектов и реализуя свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, от имени населения вступает в сделки по сдаче имущества в аренду или пользование, отчуждению и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления могут получать кредиты, размещать муниципальные займы, тем самым вовлекаясь в хозяйственный оборот. Наконец, органы местного самоуправления могут осуществлять закупку работ, товаров и услуг для муниципальных нужд на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [374] .
Исходя из вопросов местного значения органы местного самоуправления могут осуществлять закупки в сфере благоустройства территории, коммунального обслуживания, строительства и ремонта объектов социальной инфраструктуры, оказания услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения и др. В настоящее время любая закупка осуществляется через размещение извещения о проведении открытого конкурса в единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru/. Победителейконкурса определяет конкурсная комиссия. С победителями конкурса заключается договор. Финансирование муниципальной закупки осуществляется из средств бюджета муниципального образовании.
Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении предпринимательской деятельности также путем создания муниципальных унитарных предприятий. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию [375] .
От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды муниципальных унитарных предприятий:
1) муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, имеющие наименование «муниципальное предприятие»
2) муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, имещие наименование «муниципальное казенное предприятие». [376]
Законом четко определено, в каких случаях органы местного самоуправления вправе создавать мунициальные предприятия и муниципальные казенные предпрпиятия. Создание таких предприятий должно быть связано 1) с нуждами муниципального образования, в том числе с решением социальных задач в муниципальном образовании, например, продажа продукции по минимальным ценам; 2) с особенностями конкретных предприятий, которые могут быть созданы только как унитаные предприятия с публичной формой собственности (государственной или муниципальной).
Муниципалитет, являясь учредителем унитарного муниципального предприятия, не вмешиваясь по закону в его оперативную хозяйственную деятельность, имеет право контролировать: правильность расходования выделенных предприятию бюджетных средств; соответствие деятельности предприятия его уставным задачам; обоснованность установленных цен и тарифов на продукцию и услуги; сделки с имуществом, являющимся собственностью муниципалитета.
Еще одной формой предпринимательской деятельности муниципального образования является выпуск ценных бумаг. На основании Федерального закона от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам. Федеральный законом «О рынке ценных бумаг» к эмиссионным бумагам относит облигации, акции, опцион эмитента.
Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.
Акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Опцион эмитента — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций с сроки и по цене, определенной в ценной бумаге.
Участие органов местного самоуправления в хозяйственном обороте в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов необходимый атрибут рыночных отношений.
Вопросы для самоконтроля
1. Вправе ли местная администрация осуществлять предпринимательскую деятельность?
2. Какова основная цель деятельности муниципальных унитарных предприятий?
3. Какие из перечисленных видов ценных бумаг муниципальные образования вправе выпускать: простые векселя, бескупонные облигации, переводные векселя, акции, облигации муниципального займа, чеки, двойные складские свидетельства?
4. Что такое муниципальная преференция? На какие цели она выдается?
5. Имеют ли право органы местного самоуправления освободить от уплаты местных налогов какое-либо конкретное предприятие с тем, чтобы исправить его затруднительное финансовое положение?
Источник: cyberpedia.su
Муниципальная предпринимательская деятельность
На сегодняшний день вопрос изучения правовых форм и способов влияния муниципальных образований на предпринимательскую деятельность (далее – ПД) является весьма актуальным. Если учесть, что муниципальное образование – это постоянно развивающиеся социально-экономические системы, то необходимо изучить весь комплекс хозяйственных связей, что сложились в ней.
Развитие рыночной экономики в городах обуславливает необходимость изучения такого явления, как муниципальная предпринимательская деятельность. Сегодня вопросы предпринимательства вышли за рамки профессиональной сферы и роль муниципального образования в имущественных отношениях открывает широкие возможности для пополнения местного бюджета, а также подталкивает его к применению средств предпринимательской деятельности.
Особенности муниципальной предпринимательской деятельности в России
После принятия Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные образования были наделены самостоятельностью, а это привело к тому, что предпринимательскую деятельность можно осуществлять на основе распоряжения, владения и пользования муниципальным имуществом. Благодаря внедрению нового Закона муниципальную собственность можно использовать максимально эффективно.
Закон также наделил муниципальные образования правом формировать учреждения и предприятия, которые необходимы для решения вопросов местного значения. Благодаря функционированию данных предприятий обеспечено регулярное поступление доходов в местные бюджеты.
Предпринимательская деятельность государственного уровня и органов муниципального самоуправления представляет противоречивое явление. Во многих государствах, с одной стороны, в местных бюджетах есть свободные денежные средства, которые можно было инвестировать в предпринимательскую деятельность, что развивается муниципальными предприятиями. А с другой стороны, в данном случае органы местного самоуправления оказываются в двух ситуациях – организуют предпринимательскую деятельность тем фирмам, которые принадлежат им, а также должны выполнять роль арбитра деловых отношений между субъектами ПД.
Основные направления муниципальной предпринимательской деятельности
У муниципальной, как и государственной, предпринимательской деятельности существует три направления. К первому можно отнести участие ПД путем создания некоммерческих и коммерческих организаций. Это унитарные муниципальные предприятия, которые владеют имуществом на праве хозяйственного ведения.
Муниципальным образованиям в сфере предпринимательской деятельности принадлежат следующие функции:
- утверждение устава предприятия;
- назначение руководителей и заключение контрактов с ними;
- определение цели и предмета деятельности предприятий;
- осуществление контроля за применением имущества, что принадлежит предприятию, по назначению.
Кроме унитарных муниципальных предприятий есть и другие виды – казенные учреждения, у которых имущество закрепляется на уровне оперативного управления. В настоящее время муниципальные предприятия реформируются. Это связано с тем, что необходимо улучшить управление, повысить эффективность производства, производительность труда, снизить издержки производства, улучшить финансово-экономические результаты деятельности и повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Вторым направлением муниципальной предпринимательской деятельности является участие в делах приватизированного имущества. Продажа муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации.
Третьим направлением является занятие предпринимательской деятельностью самими органами местного самоуправления. Государство и муниципальные образования равны между собой юридически, они являются автономными участниками предпринимательских отношений. Ответственность и самостоятельное участие муниципальных образований не свидетельствует о самоизоляции их деятельности в сфере экономики.
Муниципальное унитарное предприятие – направление развития муниципальной ПД
Муниципальное унитарное предприятие – это особый вид юридических лиц. Оно является коммерческой организацией несмотря на то, что относится к товарищеским и хозяйственным обществам.
Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Гражданским кодексом РФ регулируется правовое положение муниципальных предприятий. В соответствии с данным законом, муниципальное предприятие может быть создано в случае:
- если необходимо использовать имущество, которое нужно для обеспечения безопасности государства;
- если необходимо осуществлять деятельность с целью решения социальных задач, а также организовать и проводить закупочные и товарные инвентаризации для того, чтобы обеспечить продовольственную безопасность РФ;
- необходимо осуществлять научно-техническую и научную деятельность в тех отраслях, которые связаны с обеспечением безопасности страны;
- если нужно изготавливать новые виды продукции, которые находятся в сфере государственных интересов и обеспечивают безопасность РФ;
- если необходимо производить отдельные виды продукции, которые изъяты из оборота.
В муниципальной предпринимательской деятельности имущество унитарного предприятия формируется:
- за счет доходов от его деятельности;
- за счет имущества, которое закреплено за этим предприятием на праве оперативного управления;
- за счет других источников, которые не противоречат действующему законодательству РФ.
Муниципальное предприятие не имеет право совершать сделки, которые связаны с предоставлением поручительств, займов, получением банковских гарантий, с уступкой требований, а также с другими обременениями. Предприятия данного типа также не имеют право продавать недвижимое имущество, что принадлежит им, отдавать его в залог и сдавать в аренду.
Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».
Источник: 2dip.su