Ирхина, А. А. Особенности продвижения продукта в музыкальной сфере / А. А. Ирхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87466/ (дата обращения: 03.06.2023).
Статья посвящена рассмотрению особенностей продвижения музыкальных продуктов. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в последнее время музыка становится важной частью жизней людей из-за того, что ее доступность растет: стриминговые сервисы начинают работать в большем количестве стран, а люди хотят и могут слушать музыку на платных сервисах. Цель статьи — выделить особенности продвижения музыкальны продуктов. Рассматриваются особенности маркетинга в музыкальной сфере, примеры продвижения музыкальных продуктов на музыкальных рынках разных стран, а также влияние пандемии COVID-19 на музыкальную сферу и ее маркетинг.
В современном мире на рынке практически любых товаров и услуг, в том числе и на рынке музыкальной продукции, существует очень высокий уровень конкуренции, поэтому создание качественного уникального продукта — не единственное условие его успеха на рынке. При современном разнообразии рынка важно правильно определить группу людей, которые будут заинтересованы в покупке продуктов компании, а также убедить их, что продукт компании совпадает с их потребностями. Именно маркетинговые коммуникации занимаются этим и тем, что рассказывают потребителю чем выгодней предлагаемый продукт таким образом, чтобы повысить его привлекательность для целевой аудитории.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОСТИТУЦИЯ, РАБСТВО и BLACK STAR
Согласно Филиппу Котлеру, «маркетинговые коммуникации» можно определить, как «средства, с помощью которых фирмы пытаются информировать, убеждать и напоминать потребителям, напрямую или косвенно, о своих товарах и торговых марках» [1, с. 389]. То есть, система маркетинговых коммуникаций представляет собой совокупность внутренних и внешних связей, которые передают информацию от производителя к потребителю и наоборот, цель которой удовлетворить двусторонний запрос: получение прибыли — для предприятия, удовлетворение потребностей — для потребителя.
В последнее время компании уделяют всё больше внимания развитию маркетинговых коммуникаций. Выделяют от четырех (Генри Ассель и Филипп Котлер) до двенадцати (Пол Смит, Крис Берри и Алан Пулфорд) элементов в системе. Основными являются: реклама, личные продажи, связи с общественностью (PR), стимулирование продаж, выставочная деятельность [2, с. 2].
Однако для продвижения продукта в такой специфичной сфере, как музыкальная индустрия необходимо учитывать её особенности и особенности маркетинга этой сферы.
Невозможно просто использовать классический маркетинговый комплекс 4P, поскольку управление такими его составляющими как цена и размещение в меньшей степени влияет на успешность музыкального продукта: цена подписки на все музыкальные стриминговые сервисы, на которых неограниченно можно слушать музыку, одинаковая, цены на все песни и альбомы в таких онлайн-магазинах, как ITunes Store, также находятся в одном диапазоне, а радио в больше степени включают в эфиры, так называемые, песни-хиты. В то время как продукт и его продвижение имеют большее влияние на успех музыки: удачное сочетание вокала, правильных текстов и цепляющей музыки может сделать песню даже самого непопулярного автора хитом, а продвижение, которое заключается в пред-промо, (создание ажиотажа перед выходом музыкального продукта, и промо (выступления на различных теле- и радио-шоу, концертные туры) может заставить большее количество людей прослушать или купить музыкальный продукт.
Как продвигать музыку бесплатно? #продвижение #шоубизнес #OGNI
Музыкальный маркетинг работает по четырем основным «фронтам»: развитие артиста и продукта, которое включает в себя развитие карьеры артиста и создание музыки, продвижение, в результате которого должны быть получены радиоэфиры и прослушивания на стриминговых сервисах, связи с общественностью, то есть генерация «шума» в средствах массовой информации и социальных сетях, а также выступление и поиск аудитории.
Для того чтобы добиться результатов, необходимо добиться того, чтобы люди прочитали и узнали о музыке или об артисте, услышали музыку, или увидели живое выступление музыканта. Всё это можно обеспечить через такие каналы как радио, PR (связи с общественностью), концертная деятельность, в том числе продвижение отдельных мероприятий этой деятельности, а также розничные продажи музыкального продукта (например, в медиа онлайн-магазинах).
Для того чтобы лучше понять особенности продвижения продукта в сфере музыки, предлагаю рассмотреть несколько примеров. Поскольку американский музыкальный рынок считается не только национальным рынком музыки, но и мировым, сначала рассмотрим пример продвижения музыкального альбома «Manic», написанный американской исполнительницей и автором песен Холзи.
В марте 2019 года певица впервые анонсировала выход её третьего студийного альбома. Первым и главным синглом альбома стала песня «Without me», которая была выпущена 4 октября 2018 года и изначально не должна была входить в альбом. Спустя практически год, в начале сентября 2019 года Холзи в своих социальных сетях объявляет о выходе второго сингла «Graveyard» [3], также указывая обложку альбома и дату его выпуска — 17 января 2020 года [4]. Она также исполняет эту песню на шоу Рианны Savage X Fenty в качестве одного из музыкальных гостей.
29 сентября, в день своего рождения, Холзи выпускает первый промо-сингл «Clementine» без предварительного анонса. А в начале декабря во время проведения прямой трансляции в социальной сети Instagram, певица объявляет о выходе ещё двух промо-синглов Finally // Beautiful Stranger и SUGA’s Interlude, а также видеоклипа к песне Finally // Beautiful Stranger. Чуть больше чем за неделю до выхода альбома, Холзи объявляет о выходе третьего официального сингла к альбому You should be sad вместе с сопровождающим его видеоклипом.
В день выхода альбома Холзи общается со своими фанатами напрямую через социальную сеть Twitter, отвечая на их вопросы о создании песен альбома. Через несколько дней после выхода альбома исполнительница становится гостем на шоу Джимми Фэллона, где исполняет главный сингл альбома, а также рассказывает о его создании. Для продвижения альбома Холзи планировала отправиться в свой третий концертный тур, Manic World Tour, после его выпуска, но после 17 концертов он был отложен, а затем отменен из-за пандемии COVID-19. В апреле 2020 года Холзи также анонсирует совместный проект с американским EDM-продюсером Marshmello Be Kind, который позже войдет в расширенную версию альбома Manic.
Однако есть и другие музыкальные рынки со своими специфическими особенностями, такие как, например, рынок южнокорейской поп-музыки. Рассмотрим продвижение альбома It’z me южнокорейской женской группы Itzy.
Одним из ключевых отличий музыкального продукта на южнокорейском музыкальном рынке от других является отличие живых выступлений: чаще всего помимо вокала, они также включают в себя наличие достаточно сложной хореографии и соответственно снижение ожиданий по живому звуку, в то время как в общем перформанс должен быть очень высокого качества. Еще одним явным отличием обладают физические копии альбомов и синглов: помимо диска и красивой обложки, она также включает в себя фотоальбомы, фотокарточки, лирик-бук (небольшой блокнот с текстами песен альбома) и другое.
Еще в конце января 2020 года стало известно, что группа находится на завершающей стадии подготовки к выпуску альбома. 18 февраля на официальном аккаунте группы в социальной сети Twitter выходит первый групповой фото-тизер и объявляется дата выпуска альбома [5]. На следующий день после этого объявления раскрывается второй групповой фото-тизер группы и через несколько дней выпускается третий. Далее в течение пяти дней выходят индивидуальные фото-тизеры с каждой из участниц. 1 марта публикуется официальный трек-лист альбома, а 4 и 5 марта выпускаются тизеры видеоклипа [6].
Песня «Wannabe» была выпущена 9 марта 2020 года вместе со всем альбомом, в качестве главного сингла. В тот же день на YouTube на эту песню был выпущен видеоклип, который был снят Naive Creative Production. Itzy продвигали альбом и его песни в основном с помощью живых выступлений. Они выступили с главным синглом Wannabe и вторым синглом Nobody Like You на таких шоу как MCountdown, MusicBank, Show! MusicCore и Inkigayo, которые достаточно популярны в Южной Корее.
Музыкальная индустрия — одна из наиболее пострадавших от пандемии COVID-19. Из-за запрета на массовые мероприятия все концертные туры были перенесены (некоторые из них до сих пор переносятся из-за ограничений) или отменены.
И хотя многие артисты, особенно поп- и рэп-исполнители, получают основную часть своих доходов за счет стриминга, некоторые, например, рок-музыканты, всё ещё очень сильно полагаются на концерты. Отмена концертов также предполагает снижение реализации мерча артиста, что тоже является частью дохода. Однако многие популярные артисты, вместо того, чтобы полностью отказаться от проведения концертов, приняли решение провести их в онлайн-формате. Так, южнокорейский бойзбэнд BTS 14 июня 2020 года провел онлайн-концерт Bang Bang Con: The Live, который по официальным данным посмотрели 756 тысяч человек из более чем 100 стран. Концерт был зарегистрирован в книге рекордов Гиннесса, как самый просматриваемый онлайн-концерт [7].
Однако из-за этого пострадали не только сами артисты, но и организаторы концертов. Поскольку площадки для проведения концертов бронируются за несколько месяцев до проведения концерта, а иногда и ещё раньше, на момент введения режима самоизоляции уже были проплачены площадки и реклама множества мероприятий, в то время как продажи резко упали, поэтому многие компании, занимающиеся организацией концертов, понесли огромные убытки. Помимо этого, из-за того, что чрезвычайное положение не было введено, компании также не смогли получить страховые выплаты.
Практически все развлекательные шоу (как, например, The Tonight Show с Джимми Фэллоном или такие музыкальные шоу, как MCountdown и MusicBank, популярные в Южной Корее) больше не представлялось возможным проводить из-за того, что в их проведении задействовано достаточное большое количество людей одновременно. Однако и такие шоу смогли подстроиться под ситуацию, изменив свой формат. Артистов стали приглашать в дистанционном формате: съемка велась из помещения компании артиста, и это транслировалось на экран в студии шоу, а зрители смогли посмотреть выпуски дома с помощью телевещания или сети Интернет.
Таким образом, можно сделать вывод, что при продвижении музыкальных продуктов активно используются такие маркетинговые коммуникации, как связи с общественностью, концертная деятельность и реклама. При этом на разных музыкальных рынках используются различные их [маркетинговых коммуникаций] формы. Сфера достаточно сильно пострадала от пандемии COVID-19, однако благодаря новым формам коммуникации с потребителем стало возможным сохранить, и даже увеличить уровень продаж продуктов музыкальной сферы.
- Котлер Ф. Келлер К. Л. Маркетинг Менеджмент. Экспресс-курс. 3-е изд. / Пер. с англ. под науч. ред. С. Г. Жильцова. — СПб.: Питер, 2014.
- Н. М. Воловская, А. М. Худякова Маркетинговые коммуникации в аспекте реализации программы продвижения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4–2
- Halsey (2019) запись в Twitter: 3 сентября 23:17. — URL: https://twitter.com/halsey/status/1168981300352606209?s=20 (дата обращения: 28.12.2021)
- Halsey (2019) запись в Twitter: 13 сентября 07:35. — URL: https://twitter.com/halsey/status/1172368117789425670?s=20 (дата обращения: 28.12.2021)
- ITZY (2020) запись в Twitter: 18 февраля 18:00. — URL: https://twitter.com/ITZYofficial/status/1229782666427265024?s=20 (дата обращения: 28.12.2021)
- ITZY (2020) официальный аккаунт в Twitter. — URL: https://twitter.com/ITZYofficial?s=20 (дата обращения: 28.12.2021)
- Dominic Punt (22 июля 2020) K-Pop sensations BTS set concert live stream record with Bang Bang Con: The Live. — URL: https://www.guinnessworldrecords.com/news/2020/7/k-pop-sensations-bts-set-concert-live-stream-record-with-bang-bang-con-the-live-624548 (дата обращения: 16.11.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный продукт, выход альбома, музыкальная сфера, социальная сеть, BTS, главный сингл, главный сингл альбома, концертная деятельность, музыкальная индустрия, Южная Корея.
Источник: moluch.ru
lunchonthegrass
Музыкальный бизнес обширен и многообразен в представлении многих слушателей и деятелей этой отрасли. За время своего существования он делится на разные категории в музыкальных стилях, и тем самым определяет субкультуры и разделяет слушателей на большие и малые общности.
В наше время, как в мире, так и в стране, происходит подобное разделение на группы, и часто мы сами не знаем о том количестве исполнителей, у которых имеется своя, достаточно обширная аудитория. Основная политика таких групп это узкая направленность в своем стиле, которая не делает их менее значимыми в глазах поклонников, даже в сравнении с известными на весь мир исполнителями. Различие состоит лишь в главной цели их продукции, не направленной на глобализацию и захват всего круга потребителей, а ориентированной на определенные круги слушателей, тем самым формируя отдельные категории фанатов. В число фанатов входят разные возраста и социальные положения слушателей, но в основном музыкальные группы и исполнители стараются захватить как можно больше представителей разных социальных групп, особенно если музыкальная индустрия исходит из мира шоу-бизнеса.
В шоу-бизнесе, как и в любой другой отрасли, есть своя направленность и цель. В основном исполнители там выполняют функцию живого товара, который продают одни и покупают другие на договорной основе.
В этом мире есть строго прописанные коммерческие контракты, в которых указана информация о рабочем дне, обязанностях, правовой ответственности администрации артиста и личной жизни исполнителя. Цель артиста в этой отрасли, это поддерживать свое творческое начало, развивать и открывать в себе новые творческие границы.
В часть его обязанностей входит: умение оставаться в своем созданном образе не зависимо от его человеческих потребностей и психологических переживаний. Цель продюсера заключается в заработке большего количество денежных средств, ибо эта отрасль преследует сугубо коммерческие цели. Деятельность продюсера заключена в поддержании интереса к исполнителю, в его умении внушать артисту положительную или отрицательную энергетику, умение управляться его скрытыми творческими ресурсами. Артист и продюсер, представляют собой ребенка и дитя, совместно проживающих жизнь, а их главной, общей целью становится завоевание большой и основной части публики.
Работа продюсера или менеджера любого музыкального дарования, заключена в продаже его на рынке за максимальную стоимость, внушив как потребителям, так и исполнителям то, что он индивидуальность и талант, который должен развиваться, расти и продвигаться любыми способами. Но термин «любыми способами» вызывает плохое восприятие и тем самым наталкивает на мысль о плохих деяниях в этом бизнесе.
Лучшее же, что можно начать делать для изменения такого восприятия, это взяться за окультуривание общества, то есть совместить его с ценностями, такими, в которых будет прослеживаться воспитание патриотизма и гуманизма. На такие изменения в работе, безусловно, уйдет большое количество времени, материальные и духовные средства, ресурсы, которыми будут выступать все работники над проектом.
Найдутся и противники, в лицах инвесторов, которые вложив деньги в продукт, будут бояться потерпеть фиаско с проектом. Тогда происходит выбор между финансированием и закатом работы. Побеждает желание инвесторов и вся работа становится пошлой, дешевой, но зато достаточно выгодной для всех, кроме слушателя. Хотя все больше слушателей любят незамысловатый, легкий фон музыки.
Возможно, проблема кроется в недостатке музыкальных вкусов и воспитании, ведь уже давно музыку преподают в школах не серьезно, и напоминает этот предмет хор или вообще числится лишь для ведомости. Очень жалко, что музыку забывают преподавать как вид искусства и часть культурного наследия человечества.
Как уже было сказано ранее, продюсер, добивается безграничной известности и популярности своей музыкальной группы или исполнителя различными средствами, иногда граничащими с моральными принцами жизни человека. Как принято считать массово, шоу-бизнес обрисовывает себя с худшей точки зрения именно с этой стороны. Тем самым он считается грязным и продажным миром, влекущим за собой изменения в людях работающих или начинающих работать в этой стезе и обрекающих себя на потерю нравственности и душевной красоты. Но почему торговля в бизнесе, не связанным с шоу, в глазах общественности представляется намного чище и не столько запятнанной с точки зрения репутации? Ниже приведен открытый опрос респондентов по это эму вопросу.
Ольга, 20 лет, студентка:
Почему торговля в бизнесе, не связанном с шоу, в глазах общественности представляется намного чище и не столько запятнанной репутацией?
«Я считаю, что бизнес не чище и не грязнее шоу-бизнеса, просто в нем больше моральных устоев, и он не влечет продажу человеческими ресурсами, а имеет более значительные активы в своем арсенале.»
В какой отрасли вы бы выбрали работу для себя?
«Я бы хотел работать в шоу-бизнесе. Мне кажется, что именно я смогу сохранить что-то правильное в себе и вести это добро с собой, дарить его людям».
Мария 19 лет, студентка
Почему торговля в бизнесе, не связанном с шоу, в глазах общественности представляется намного чище и не столько с запятнанной репутацией?
«Это все глупости, если человек изначально не имеет в себе добра, то не важно, в какой отрасли он работает, он будет отравлять своим существом и деятельностью всё, что только можно. Если же человек умеет нести добро, то и в деятельности она будет проявляться.
В какой отрасли вы бы выбрали работу для себя?
«Я бы хотела работать маркетологом»
Екатерина, 23 год
Почему торговля в бизнесе, не связанном с шоу, в глазах общественности представляется намного чище и не столько запятнанной репутацией?
«Не вижу разницы между бизнесом. В одном и другом мы можем столкнуться с минусами и плюсами человеческой нравственности. Я не люблю поддаваться стереотипам общественности, поэтому считаю, что в любом случае и в любой деятельности человек разделен на две половины: добро и зло. А что будет превалировать, это уже его выбор или заложенное от природы качества».
В какой отрасли вы бы выбрали работу для себя?
«Я бы хотела работать в шоу-бизнесе. Мне кажется это интересно, когда ты общаешься с большим количеством людей, развиваешься и контролируешь себя как раз в рамках своего дозволенного, плюс деньги не плохие получаешь».
Как видно из вышесказанного респондентами, в основном материальная выгода интересует ответчиков в любом из выбранных ими видов бизнеса. Но проблема между обычным бизнесом и шоу-бизнесом заключается в виде продукта.
Шоу-бизнес продукт массовый, как и обычный бизнес, но его предназначение должно быть окультурено, ибо он предстает в глазах публики, то настоящее искусство из жизни XXI века, о котором будут говорить наши последователи на этой земле. Цели должны ставиться для преобразования шоу-бизнеса в более цельный сектор, в котором помимо бессмысленных шоу, было бы то, чему можно учиться, и с помощью чего можно было бы развиваться. Деньги, конечно же, должны оставаться как одна из целей, которую будут ставить для достижения многие работники этого русла. В чем-то он так и будет оставаться пошлым и смешным, но нужно это изменять постепенно и всегда помнить о тех, для кого это делается, а так же, не забывать и опираться на человеческие ценности, которые хорошо было бы воспитывать не только семьей, но и телевиденьем, радио, печатными изданиями.
Источник: lunchonthegrass.livejournal.com
Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе
Целью данного исследования является выявление особенностей организации концертной деятельности в шоу-бизнесе.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить развитие концертной деятельности и современное состояние шоу-бизнеса в России.
2. Рассмотреть специфику подготовки и проведения концертной программы.
3. Провести анализ концертной деятельности на примере фестиваля «Пикник Афиши», организованного концертным агентством «Мельница».
4. Разработать рекомендации по усовершенствованию организации концертной деятельности на фестивале.
Введение 3
Глава 1. Концерт как особая организационно-художественная форма шоу-бизнеса 5
1.1 Современное состояние отечественного шоу-бизнеса 5
1.2 История развития и классификация концертной деятельности 14
1.3 Особенности подготовки и проведения концертной программы 24
Глава 2. Анализ деятельности концертного агентства «Мельница» 33
2.1 Общая характеристика концертного агентства «Мельница» 33
2.2 Анализ концертной программы фестиваля «Пикник Афиши» 35
2.3 Совершенствование организации концертной деятельности 41
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
кафедры Гостиничного и туристического бизнеса
по дисциплине «Управление на предприятии культуры и искусства»
на тему «Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе»
студентка группы 57
очной формы обучения
к.п.н., доцент Тараскина Г.С.
Глава 1. Концерт как особая организационно-художественная форма шоу-бизнеса 5
1.1 Современное состояние отечественного шоу- бизнеса 5
1.2 История развития и классификация концертной деятельности 14
1.3 Особенности подготовки и проведения концертной программы 24
Глава 2. Анализ деятельности концертного агентства «Мельница» 33
2.1 Общая характеристика концертного агентства «Мельница» 33
2.2 Анализ концертной программы фестиваля «Пикник Афиши» 35
2.3 Совершенствование организации концертной деятельности 41
Список используемой литературы 47
Введение
Шоу-бизнес — это коммерческая деятельность в индустрии развлечений. Непосредственно связанный со сферой культуры и искусства, в силу коммерческих факторов шоу-бизнес имеет свои яркие особенности. Концертная деятельность является наиболее творческим выражением шоу-бизнеса. В современном мире посещение концертов стало одной из самых любимых форм проведения досуга для людей
Концертный бизнес стремительно набирает обороты, и в связи с этим возникает острая конкурентная борьба между организаторами за зрителей и спонсоров. Увеличивается количество мероприятий, всё чаще после падения «железного занавеса» Россия принимает иностранных артистов, стремительно развивается фестивальное движение и происходит большее вовлечение заинтересованного населения в концертную культуру. Актуальность курсовой работы обусловлена недостаточной научной разработанностью темы. Индустрия шоу-бизнеса растет, а профессиональное образование в этой сфере до сих пор является редкостью. Между тем, концертный бизнес, как и любой другой, нуждается в специалистах.
Актуальность проблем, связанных с организацией концертной деятельности в рамках отечественной музыкальной индустрии, послужила мотивом выбора темы курсовой работы «Специфика организации концертной деятельности в шоу-бизнесе».
Целью данного исследования является выявление особенностей организации концертной деятельности в шоу-бизнесе.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить развитие концертной деятельности и современное состояние шоу-бизнеса в России.
2. Рассмотреть специфику подготовки и проведения концертной программы.
3. Провести анализ концертной деятельности на примере фестиваля «Пикник Афиши», организованного концертным агентством «Мельница».
4. Разработать рекомендации по усовершенствованию организации концертной деятельности на фестивале.
Объектом курсовой работы является музыкальный фестиваль «Пикник Афиши» 2013, организованный концертным агентством «Мельница».
Предметом является организация концертной деятельности в шоу-бизнесе.
Разработанность темы исследования обусловлена работами таких российских авторов как Клитин С.С., Корнеева С.А., Пригожин И.И., Переверзев М.П., Троицкий А.К., зарубежных, таких как Д. Пассман и Ф.Котлер и других исследователей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, объект, предмет, структура работы и теоретическая разработанность темы исследования.
В первой главе рассмотрены современное состояние шоу-бизнеса, история и классификация концертной деятельности, специфика подготовки и проведения концертной программы.
Во второй главе дана общая характеристика концертного агентства «Мельница», проанализирована его концертная деятельность в рамках фестиваля «Пикник Афиши», даны рекомендации по ее усовершенствованию.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Глава 1. Концерт как особая организационно-художественная форма шоу-бизнеса
1.1 Современное состояние отечественного шоу-бизнеса
В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание.1 Шоу-бизнес – это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видео-клипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего. Значительной частью шоу-бизнеса является музыкальная индустрия.
Главным механизмом, диктующим «правила игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе говоря, объект искусства выступает как товар; субъект, его воспринимающий – как потребитель. Восприятие искусства превращается в товарно-денежный обмен, регулятором и стимулятором которого служит реклама.
В современном шоу-бизнесе сложилось особое разделение труда, весьма отличное от того, что присуще материальному производству. Важная роль отводится автору или исполнителю, что придает этой индустрии высокую степень персонализации. Однако роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера, а также других участников этого бизнеса настолько велика, что без них культурное явление не состоится.2
Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов ,так называемых «звезд», и на имеджмейкерстве как разновидности предпринимательской деятельности. Главным лицом становится не артист, а продюсер, который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и так далее. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя»3.
Музыкальная индустрия в современном понимании существует чуть более 100 лет – с начала ХХ века, когда записи музыкальных произведений стало возможно продавать на твердых носителях (тогда – дисках из шеллака), а чуть позднее – транслировать в эфире. Однако совершенно неверно предполагать, что до этого музыкальной индустрии не было.
Археологические раскопки позволяют предполагать, что профессия музыканта является одной из древнейших. В то же время рабовладельческая и феодальная экономика большого количества музыкантов, не говоря уж о структурированной индустрии, содержать не могла. Очевидно, к XVI-XVII векам речь шла всего лишь о нескольких десятках тысяч профессиональных музыкантов по всему миру и ненамного большем количестве постоянных слушателей – в основном, аристократов и придворных. Появившаяся впоследствии индустрия нотопечатания также была нацелена на сравнительно небольшую, хотя и быстро растущую аудиторию.
В то же время именно тогда были созданы используемые и сейчас основные музыкальные инструменты, темперированный строй и нотная запись. Именно тогда же была создана большая часть музыкальных произведений, которые мы сейчас причисляем к шедеврам классики, а также сформирована до сих пор исправно действующая структура институтов музыкальной жизни и музыкального образования. 4
Первые коммерческие зрелищные мероприятия проводились ещё в древнем мире. В древней Греции любимыми видами развлечений являлись театр и спортивные состязания, а в древнем Риме наибольшей популярностью пользовались бои гладиаторов. Если театральные постановки требовали от зрителя некоторой культурной подготовки, то созерцанием спортивных и гладиаторских турниров могла наслаждаться самая невзыскательная публика.
Высокий спрос на зрелища привел к появлению профессиональных организаторов и профессиональных исполнителей. Обучение гладиаторов и организацией их «гастролей» занимались владельцы гладиаторских школ (ланисты). Поскольку профессия гладиатора была смертельно опасной, ею заставляли заниматься преимущественно рабов. Однако известно, что среди гладиаторов были «звезды», которые отказывались бросать эту профессию, даже когда им дарили свободу.
В средневековой Европе культ христианского аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых людей смотреть на выступления бродячих жонглеров и скоморохов, но, по крайней мере, заставил считать зрелища постыдной забавой простонародья. Свою лепту в осуждение «бесовских игрищ» внесли как Реформация, так и Контрреформация.
Зрелища были реабилитированы в эпоху нового времени, когда стала развиваться индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в России легализация «различного рода публичных увеселений и простонародных забав» произошла лишь в 1854, когда дирекция казенных театров получила монопольное право на организацию эстрадных представлений, и только в 1882 были отменены всякие ограничения на частное предпринимательство в концертно-эстрадной деятельности.
Вплоть до начала XX века перед шоуменами стояла проблема – на одно представление невозможно было собрать много людей. Лишь с появлением сперва звукозаписывающих устройств и радио, а затем кино и телевидения шоу-бизнес приобрел подлинные масштабы «зрелища для всего народа».
Особенно стремительно шоу-бизнес стал развиваться в странах западной цивилизации в последней трети ХХ века. Люди, живущие в странах «золотого миллиарда», изъявляют желание и получают возможность удовлетворять свои постоянно возрастающие потребности в досуге. Именно для удовлетворения вкусов массовой публики изыскиваются все новые способы развлечения – таланты, эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу, высокие технологии.
В нашей стране понятие «шоу-бизнес» появилось сравнительно недавно — в середине 1980-х гг. и заменило существовавшее ранее: «советская эстрада». Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале XX в. и объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. За рубежом, в Западной Европе и Америке, — это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу.
После октябрьской революции сформировалось понятие «эстрада» как направление в искусстве. В силу массовой популярности эстрадного искусства радио и телевидение широко использовали его жанры. Многие произведения фиксировались в грамзаписи. Издательская деятельность была представлена журналами («Молодежная эстрада», «Эстрада и цирк»), газетами, книгами о творчестве эстрадных исполнителей. 5
Отличительной чертой шоу-бизнеса в СССР являлся жесткий контроль государства путем учреждения худсоветов и цензуры со стороны Министерства Культуры. Не смотря на тоталитаризм, царивший в СССР в 30-е годы, популярная музыка в этот период развивалась активно, появился ряд известнейших артистов, как например Леонид Утёсов, Вaдим Козин, Любовь Орловa, Клaвдия Шульженко, Изaбеллa Юрьевa и другие.6 При советской власти подавляющее большинство людей слушали записи либо подпольных исполнителей, либо тех немногих официальных, которые могли вызвать такой же интерес.
К последним можно отнести тех, кто достаточно часто мелькал на телевидении и радио и при этом хоть как-то выделялся на фоне остальной серой массы: Алла Пугачева, Эдита Пьеха, Давид Тухманов. С подпольными исполнителями другая история. Реклама им делалась только запуском соответствующих слухов.
Если продукт был по-настоящему достойным и находил отклик в сердцах и умах слушателей, возникал эффект снежного кома. Тиражам, которыми расходились записи Высоцкого, Галича, Северного, и популярности которой они пользовались, могут позавидовать самые яркие сегодняшние звезды. И при этом никаких стандартных рекламных ходов. Собственно, тогда и стандартного шоу-бизнеса не было, а был его подпольный аналог.
К 1992 российский шоу-бизнес практически полностью изжил наследие советской эпохи. Действующая с 1964 года монопольная государственная фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке, а официальные структуры Госконцерта уступили место частным. В 1993 был принят Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»7, который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе. В 2006 году закон утратил силу, вместо него была введена в действие часть четвертая гражданского кодекса, регулирующая авторское право.8
Постепенно отмерла цензура и единственным фактором, влияющим на то, как у артиста идут дела, осталась его популярность. «Раскручивали» тогда исключительно в расчете на прибыль от концертов. Были уже достаточно заинтересованная в молодежной культуре пресса и большое количество созданных студий звукозаписи. С их помощью создавались самые успешные проекты того времени, очень разные с художественной точки зрения, но очень похожие по коммерческому эффекту. «Ласковый май» и «Кино», «Мираж» и «Наутилус Пампилиус», «Электроклуб» и «Алиса». Их записи продавали на всех вокзалах, про них писали «Московский Комсомолец» и «Комсомольская правда». В результате эти группы собирали стадионы, приносили огромные дивиденды своим продюсерам и сами неплохо зарабатывали.
Острыми проблемы постсоветского шоу-бизнеса являлись низкий профессионализм исполнителей, абсолютное доминирование продюсера над артистом, чрезмерно высокая роль СМИ. Критики отмечают также, что пришедшие в СМИ крупные «акулы шоу-бизнеса» заботятся в первую очередь о доходах, а не о воспитании хорошего вкуса у слушателей и зрителей. В то же время в постсоветской России есть по настоящему талантливые и заслуженно популярные исполнители, за которыми охотятся записывающие компании.
Источник: www.myunivercity.ru
