Говоря об образовании для бизнесменов и менеджеров, обычно выделяют три модели обучения. Первая — «германская» — заключается в подготовке квалифицированных руководителей с фундаментальными знаниями. Вторая — «американская» — готовит узких специалистов, так называемых профессиональных менеджеров. Третья модель — смешанная, она вбирает в себя одновременно черты первой и второй и характерна для стран, находящихся в состоянии перестройки образовательной системы.
Сегодняшняя система образования в России включает в себя высшее, дополнительное и последипломное образование. В области высшего образования выделяются следующие ступени: степень бакалавра (4 года), квалификация специалиста (5 лет) и академическая степень магистра (6 лет). Практически в каждом высшем учебном заведении есть факультеты, на которых обучают специалистов экономического и управленческого профиля на научно-практическом (бакалавр, специалист) или научно-аналитическом (магистр) уровне.
Дополнительное образование в России до недавнего времени не воспринималось всерьез, никак не контролировалось государством и на деле не приводило ни к получению дополнительной профессии (для этого существовало второе высшее образование), ни к серьезным изменениям в карьере специалиста. Однако узаконение Постановлением Правительства России нового вида профессиональной переподготовки с присвоением квалификации и введение нового вида диплома о дополнительном образовании создали широкое поле для применения американской системы образования, и сегодня можно уверенно говорить о том, что рынок бизнес-образования в России развивается по смешанной модели.
Почему что-то делаем, но ничего не получается? Любимый прием российских менеджеров / Максим Смирнов
Систематизируя российскую систему образования, целесообразно будет выделить четыре основных пути получения профессии менеджера.
Первый путь — традиционный и наиболее привычный, это, конечно, «настоящее», то есть высшее образование. По гарантии Конституции Российской Федерации оно является бесплатным, однако до 25% контингента обучается платно.
Высшее образование в сферах менеджмента и бизнеса направлено с одной стороны на общее развитие личности, а с другой — на подготовку специалиста в конкретной области предпринимательского дела. Однако в любом случае получаемые знания будут скорее теоретическими, и вряд ли кто-нибудь решится ждать от выпускника высшего учебного заведения, что он сможет принять на себя реальную ответственность за управление реальными людьми и реальной организацией.
Первое высшее образование учит человека осваивать знания, а известная шутка вовсе определяет его как «то, что остается в голове, когда забываешь все, чему тебя учили». Еще один спорный вопрос — обучение в магистратуре людей с неэкономическим образованием, сдавших экзамен по программе бакалавриата. Действительно, обещание подготовить за два года из биолога или филолога, подготовившихся по нужным предметам за несколько месяцев до вступительных испытаний, профессионального руководителя того же уровня, что за шесть лет, вызывает определенные сомнения. И все же, несмотря на все противоречия, именно высшее образование включено в требования к кандидатам практически на все вакансии — его наличие означает, что человек умеет учиться.
Второй способ — это профессиональная переподготовка, то есть дополнительное образование в объеме приблизительно 500 часов без присвоения дополнительной квалификации. Ее цель — введение в профессию менеджера, развитие у студента практических навыков, расширение его кругозора. В результате прохождения такой программы, хоть и не приобретая сертификатов и дипломов, человек получает возможность профессионально сориентироваться в том, что ему придется делать на практике, раскрепоститься и почувствовать себя увереннее. Наиболее известные зарубежные программы такого типа — это трехмесячная программа Гарвардской школы бизнеса по интенсивному очному обучению менеджменту и десятимесячная программа Массачусетского технологического института. Они могут сыграть свою роль при перемещении менеджера из среднего в высшее звено управления, но не относятся к программам с присвоением степени.
Третий тип услуг бизнес — образования объединяет множество краткосрочных программ, тренингов и семинаров. По их результатам выдаются удостоверения о повышении квалификации или сертификаты об участии в программе. Ориентированы они на практическое изучение актуальных проблем в отрасли профессиональной деятельности руководителя, конкретного производства, специфических методик. Пожалуй, это наиболее популярный сектор рынка, предлагающий обновление знаний, приобретение новых навыков, ознакомление с последними тенденциями в области управления и т.д.
В последнюю, четвертую, категорию целесообразно выделить MBA (Master of Business Administration). Вообще говоря, именно эта престижнейшая программа составляет основу рынка бизнес — образования во всем мире.
Главное отличие программ МВА от других программ дополнительного образования заключено в том, что, во-первых, здесь акцент делается на практических интерактивных занятиях (тренингах, кейсах), а, во-вторых, результаты обучения во многом зависят от активности самого слушателя. Тонкость в том, что человек, имеющий второе высшее образование, — это специалист, который обладает знаниями.
А задача школ МВА — научить человека не знать, а быть — стратегом, менеджером, руководителем. Основная ценность программы — в том, что степень MBA является ощутимым толчком к развитию карьеры менеджера среднего или высшего звена и создает прекрасные условия для достижения высот в предпринимательской деятельности. Официальное принятие этой программы в России потребовало многих усилий, и с 2004 года законодательством Российской Федерации квалификация «Мастер делового администрирования» была закреплена как дополнительная к базовому высшему образованию. С тех пор процесс распространения MBA в России существенно ускорился, и в 2007 году число успешно закончивших школы МВА составило около пяти тысяч человек.
Резюмируя, можно сказать, что высшее образование учит думать, профессиональная подготовка — где искать ответ на поставленный вопрос, краткосрочные программы дают конкретные и точные правила действий в проблемных ситуациях, а MBA готовит профессиональных руководителей.
Конкуренция на рынке и его концентрация
Вопрос о конкуренции — один из наиболее актуальных, о каком рынке ни шла бы речь. За последние двадцать лет количество высших учебных заведений в России увеличилось почти в два раза. Почему? Основная причина в том, что появилась возможность предоставлять образовательные услуги на платной основе.
У государственных вузов появился новый источник финансирования, помимо государственного бюджета. На сегодняшний день объемы платного приема составляют около 40% от общего количества зачисленных в государственные университеты, институты и колледжи. Кроме того, появилось множество негосударственных вузов, где по приблизительным подсчетам обучается около 11% студентов.
Существуют вузы, у выпускников которых вне зависимости от наличия какой-либо дополнительной подготовки как правило нет проблем с трудоустройством. Результатом исследования, проведенного Советом ректоров России и Минобразования Российской Федерации, стал рейтинг высших учебных заведений, выпускники которых быстрее и легче остальных находят работу с достойной заработной платой. Лидерами рейтинга стали (в алфавитном порядке):
Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (БГТУ)
Воронежский государственный университет (ВГУ)
Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ)
Иркутский государственный технический университет (ИрГТУ)
Кузбасский государственный технический университет (КузГТУ)
Московский государственный строительный университет (МГСУ)
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ)
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина (РГУНГ) http://www.ucheba.ru/r. php? www.ucheba.ru/vuz/first-9315.html
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПБГАСУ)
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) http://www.ucheba.ru/r. php? www.ucheba.ru/vuz/first-9315.html
Тульский государственный университет (ТулГУ) http://www.ucheba.ru/r. php? www.ucheba.ru/vuz/first-9315.html
Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ) http://www.ucheba.ru/r. php? www.ucheba.ru/vuz/first-9315.html
Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ)
Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (ФА при Правительстве РФ) http://www.ucheba.ru/r. php? www.ucheba.ru/vuz/first-9315.html
Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ).
Из 16 вузов, представленных в этом списке 5 московских, 2 петербургских, остальные 9 — «добротные» региональные. Столичный образовательный рынок вообще сильно отличается от общероссийского — в частности, из-за налаженных контактов с зарубежными партнерами. Однако в последнее время наблюдается рост интереса столичных хед-хантеров к молодым специалистам из регионов. Объясняется он не только тем, что провинциалы — более ответственные, целеустремленные и неприхотливые сотрудники, но и тем, что зачастую уровень их профессиональной подготовки подчас выше.
Остановимся подробнее на конкуренции в сфере программ MBA. Как уже было отмечено, сегодня можно уверенно говорить, что этот образовательный сегмент в России сформировался, и является наиболее «рыночным», потому что существует для рынка и по законам рынка. Отечественные школы получили общественное признание и успешно работают. Многие менеджеры имеют возможность повысить квалификацию и получить диплом МВА в России, без «отрыва от производства». Ниже приведена сравнительная таблица различных организаций, предлагающих слушателям получить квалификацию Мастера делового администрирования.
Кол-во одновременно обучающихся студентов
Продолжительность программы (ак. ч)
Источник: studentopedia.ru
Методология бизнес-образования
В настоящее время принято выделять две модели бизнес-обучения: американскую и европейскую.
Классическая модель американской МВА программы представляет собой двухгодичный курс. Первый год посвящен фундаментальным основам менеджмента, а второй включает в себя либо углубленное изучение отдельных аспектов, либо набор дополнительных курсов, позволяющих получить специализированную программу МВА.
Изначально преподавание в европейских школах велось по образцу американских программам. Но со временем европейцы выработали свою, несколько упрощенную, но приближенную к практике модель бизнес-образования. И сегодня европейские бизнес-школы имеют некоторые черты, отличающие их от американских.
В то время как американцы практикуют «дженералистский», фундаментальный подход к бизнес-образованию, европейцы предлагают более широкий выбор различных специализаций, с большим количеством оригинального, нетрадиционного для MBA контента и педагогических новшеств.
Академическая составляющая очень сильна в американских бизнес-школах из-за большого количества квалифицированных профессоров и очень больших средств, вкладываемых в исследования по бизнес-образованию. В Европе усилили прагматическую составляющую МВА, сократив количество вводных общих курсов.
Продолжительность обучения в европейских бизнес-школах обычно составляет около года (10-15 месяцев), в то время как в США наиболее престижные школы предлагают двухгодичные программы. Плата за обучение в Европе значительно ниже, чем в Америке, что дает хорошее соотношение цены и качества.
Тем не менее, сокращение срока обучения не всегда положительно сказывается на качестве обучения. Во многих американских вузах существуют отдельные дни, когда слушатели не учатся, а общаются, обмениваются опытом, что немаловажно. А европейцы сокращают программу до минимума, делая ее очень интенсивной.
При этом в Европе придают очень большое значение наличию у соискателя опыта работы, в результате чего студенты европейских бизнес-школ обычно старше их американских коллег. Большинство европейских программ включает в себя подготовку диссертации на базе данных реально работающих организаций. В свою очередь, североамериканские бизнес-школы делают ставку на высокий академический потенциал студентов, оценивая его по результатам GMAT. В то же время они принимают студентов с небольшим опытом работы и даже не имеющих такового.
Существуют также и другие особенности европейских бизнес-школ. Например, число иностранных студентов в таких европейских бизнес-школах, как HEC и London Business School, составляет 75 и 85 % соответственно, в то время как в крупнейших американских бизнес-школах Stanford и Harvard их доля составляет лишь 30 %.
В то же время, ежегодный набор в ведущие бизнес-школы в США намного больше, чем в европейских школах. Среднее количество студентов, проходящих очное обучение на одном курсе в американской бизнес-школе, составляет 287 человек, а в европейской — 124.
Несмотря на то что лучшие американские бизнес-школы занимают сегодня лидирующие позиции во всех мировых рейтингах и составляют порядка 80 % от общего количества школ во всем мире (т.е. 4 школы из 5 находятся в США), следует признать чрезвычайно быстрый прогресс европейских, канадских, австралийских и азиатских бизнес-школ.
Некоторые эксперты считают, что уже сегодня европейские программы МВА, наряду с программами азиатского региона, создают серьезную конкуренцию бизнес-образованию США. Американские исследователи серьезно опасаются за лидерство в этой области, так как за сравнительно небольшой период большое количество программ МВА за пределами США стали очень популярными.
Российская система бизнес-образования представляет собою сложное сочетание элементов американской и европейской модели МВА программ с различными методами обучения.
Все методы российского бизнес-образования можно разделить на два типа:
Традиционные (лекции и семинары)
Специальные (разбор кейсов, тренинги по тимбилдингу, деловые игры, компьютерная симуляция, коучинг).
Традиционные методы обучения
С традиционными методами — лекциями и семинарами все прекрасно знакомы по обучению в вузе. Их роль в процессе получения степени МВА также весьма велика: лекции дают студентам необходимые знания, которые используются как основа обучения. Семинарские занятия помогают понять и обсудить информацию, полученную на лекциях. В целом на данный момент среди российских бизнес-школ отмечается тенденция сокращения процента лекционных курсов в пользу новых методов обучения.
Специальные методы обучения
Одно из главных отличий программы МВА от прочих заключается в ориентации на практическое применение знаний. Поэтому именно бизнес-образорание наиболее активно использует нетрадиционные методы, среди которых следует отметить case-studies, элементы тренинга, проведение деловых игр, метод симуляции. Все эти подходы являются по своей сути «активными» и используют реальные примеры из практики.
Специальные методы обучения отличаются от традиционных тем, что требуют гораздо большего вовлечения слушателей в процесс обучения. Они вызывают интерес у студентов и, дополняя традиционные, являются необходимым элементом бизнес-образования. При этом командное обсуждение проблемы часто формирует у студентов новый взгляд на уже знакомые им вопросы. Во время обсуждения кейсов происходит постоянный обмен опытом между преподавателями и студентами: последние часто приносят с собой факты из реальной практики, связанной с их непосредственной работой.
Соотношение традиционных и специальных методов обучения варьируется от школы к школе. Например, Harvard Business School считается ориентированной на разбор кейсов, a Wharton — на лекции. Однозначного мнения о том, какой из методов лучше, существовать не может. Ясно лишь, что сочетание разных методов в пропорции, правильной для данной программы, обеспечивает универсальную подготовку менеджеров — выпускников программ МВА.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 224 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Четыре модели бизнес-образования в России
Обобщая мировую и российскую практику в области образования для бизнеса и менеджмента, можно выделить четыре модели бизнес-образования. Они значительно различаются не только по длительности и целям программ, но также по содержанию и методам обучения.
Обобщая мировую практику в области образования для бизнеса и менеджмента, можно выделить три модели: германскую («квалифицированный руководитель»), американскую («профессиональный менеджер») и «смешанную». Последняя наиболее характерна для стран, находящихся в состоянии более или менее затянувшегося процесса структурной перестройки образовательной системы в связи с возникновением новых требований.
В России долгое время доминировала модель германского типа и лишь в 2000 г. после государственного признания программ МВА был конституционализирован переход к смешанной модели, де-факто существовавший у нас около 10 лет. На сегодня наша система управленческого образования включает высшее, дополнительное и последипломное (аспирантура) образование.
В области высшего образования она построена по уровням: степень бакалавра (4 года), квалификация специалиста (5 лет), академическая степень магистра (6 лет). Существует большое количество специальностей экономического и управленческого профиля, которые обеспечивают подготовку людей к профессиональной деятельности в области бизнеса и менеджмента на научно-практическом (специалист) или научно-аналитическом (магистр) уровнях.
Система дополнительного образования до самого последнего времени рассматривалась как нечто облегченное, вторичное по отношению к «настоящему» высшему образованию, все еще весьма популярному в народе, она была более прагматичной, по содержанию не особенно контролировалась государством и на деле не приводила к приобретению второй профессии (для этого существовало так называемое второе высшее образование) и к серьезному изменению карьеры специалистов.
Лишь узаконение Постановлением Правительства России нового вида профессиональной переподготовки с присвоением квалификации (свыше 1000 академических часов) и введение с 1 июня 2000 г. нового вида диплома о дополнительном (к высшему) образовании означало создание реального образовательного пространства для применения американской модели формирования «профессиональных менеджеров» и приведение к определенному соответствию (по уровням) такого рода квалификации в области менеджмента и предпринимательства с традиционной квалификацией специалиста. Сегодня мы уже с полным основанием можем развивать бизнес-образование на основе «смешанной» модели подготовки управленческих кадров.
Систематизируя нынешнюю российскую практику и сопоставляя ее с практикой зарубежной, целесообразно выделить четыре российских модели бизнес-образования. При этом можно говорить и о существовании вполне определенных аналогов между моделями российского и зарубежного бизнес-образования, что является вполне обнадеживающим.
Источник: studwood.net