In the article the author reviews the question of state regulation of starting-up and development of big business. The solution of the problem of Russia’s way out from economic and social crisis requires, along with other measures, the deepening of the research of the problem of the development of entrepreneurship, of the role of governmental bodies and administration in this development. Since entrepreneurship is the main component of overcoming of the economic crisis and ensuring of the prosperity of Russian society, the solution of this problem will greatly contribute to the theory and practice of science.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазарева О. П.
Политика государсва на этапе первоначального накопления капитала
Состояние и перспективы отечественного предпринимательства: от методологии познания к социологическому измерению
Управление ресурсной базой в туриндустрии
Сущность, формы и сферы предпринимательства в России XXI века
Развитие предпринимательства: проблемы и пути решения
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
«Принципы антикоррупционного комплаенса и этика: помощь или нагрузка?»
Вы всегда можете отключить рекламу.
The State Regulation of Starting-up and Development of Big Business
In the article the author reviews the question of state regulation of starting-up and development of big business. The solution of the problem of Russia’s way out from economic and social crisis requires, along with other measures, the deepening of the research of the problem of the development of entrepreneurship, of the role of governmental bodies and administration in this development. Since entrepreneurship is the main component of overcoming of the economic crisis and ensuring of the prosperity of Russian society, the solution of this problem will greatly contribute to the theory and practice of science.
Текст научной работы на тему «Государственное регулирование становления и развития крупного предпринимательства»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРУПНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Преобразование экономики России, вывод ее из глубокого кризиса на путь динамичного, прогрессивного развития невозможны без становления высокоэффективного рыночного хозяйства, базирующегося на предпринимательстве. Многими учеными в области предпринимательства было доказано, что данная сфера деятельности является неотъемлемым элементом рыночной экономики, условием ее нормального функционирования. Поэтому продвижение России к рыночным формам и методам хозяйствования неизбежно связано с увеличением масштабов вовлечения людей в бизнес. В связи с этим перед обществом и государством встают вопросы осмысления места и роли предпринимательства в развитии России, сущности и содержания государственной политики его поддержки, механизмов воздействия на процессы становления этого нового социального слоя, подготовки кадров для предпринимательской деятельности.
«Ограничения при внедрении процессного управления»
В российской науке нет в настоящее время своей разработанной концепции развития предпринимательства. Это объясняется, прежде всего, социально-экономической нестабильностью в нашей стране. Предприниматели не заинтересованы в долговременном помещении капиталов, в принятии стратегических решений, определяющих обновление производства и максимальную прибыль в будущем.
Преобладает стремление к краткосрочной выгоде из спекулятивных сделок по перераспределению уже кем-то созданных товаров, либо от экспорта сырьевых ресурсов. Другой причиной является усугубляющийся кризис производства в условиях стагнации, отсутствие поддержки со стороны государства отечественных производителей как крупного, так и малого бизнеса. Кроме того, одной из причин отсутствия в современной России реальной концепции предпринимательства являются национальные особенности переходного периода, связанные с процессом первоначального накопления капитала.
В этой связи тема, рассматриваемая в данной статье, является актуальной, значимой не только в теоретическом плане, но и для практики реализации исторически и законодательно поставленных целей и задач.
Решение проблемы выхода России из экономического и социального кризиса требует, наряду с другими мерами, углубления исследования проблемы развития предпринимательства, роли в этом государственных органов власти и управления. Так как предпринимательство является основным звеном преодоления экономического кризиса и обеспечения процветания российского общества, решение данной проблемы внесет значимый вклад в теорию и практику научной мысли.
Роль государства в регулировании экономических процессов велика. Ведь, как показывает мировой опыт, вне государственного регулирования развитие экономики в современных условиях стало бы практически невозможным. И чем развитее и совершеннее рынок, тем более сильным, квалифицированным и разнообразным должно становится участие государственных институтов в стимулировании и направлении экономической, в целом, и предпринимательской деятельности, в частности.
Международный опыт приводит к выводу, что нигде в мире современное предпринимательство не может развиваться, тем более формироваться без государственного регулирования и поддержки. Государственное регулирование в тех или иных формах и масштабах является закономерностью социально-ориентированной рыночной экономики. Современные рыночные отношения — сложная система социальных и организационно-экономических отношений. Главным принципом их организации является сочетание принципа свободы предпринимательства с принципом социального выравнивания
В развитых странах и государствах, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, государственное регулирование предпринимательства занимает особое место. Здесь оно играет не только регулирующую, но и системообразующую роль, так как формирование общественной системы, основанной на частной собственности и прибыли как главном мотиве хозяйствования, должно происходить не стихийно, а целенаправленно, системно, гуманно и экологически обоснованно. Без государственного регулирования экономики, предпринимательства задачу построения социальной рыночной системы, свободной от негативных черт, известных из опыта различных стран, нашему государству не решить в исторически обозримый срок.
Предпринимательство — фактор экономического прогресса как фирм, так и более крупных хозяйственных систем в масштабах
государства. Предпринимательский ресурс органически входит в современную структуру производительных сил и является активнейшим фактором их саморазвития. Еще Ж.Б.Сей заметил, что функция предпринимателя состоит в том, чтобы соединять, комбинировать факторы производства. Насколько это будет делаться успешно, настолько эффективно будет конечное использование ограниченных ресурсов.
Во-первых, как правило, предпринимательство отождествляется с бизнесом, а бизнесмен — с предпринимателем. Такое понимание предпринимательства юридически закреплено в Гражданском Кодексе РФ (статья 2) следующим образом:
«. предпринимательством является самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Как видно из приведенной цитаты, во главу угла ставится лишь прибыль, а само определение не вполне точно раскрывает понятие предпринимательской деятельности. Оно не позволяет юридически разграничить предпринимательство и другие виды деятельности, особенно если это касается научной, культурной, образовательной и других видов социальной деятельности, которые обычно не относятся к предпринимательским. Ясность в трактовке этого понятия имеет особое значение для государственных служащих, которым в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, но разрешается научная, преподавательская, творческая деятельность.
Между социально-экономической сущностью предпринимательства и правовой формой ее выражения нередко возникает противоречие. Право стремится упорядочить, регламентировать нормы поведения предпринимателей, тогда как сущность их деятельности состоит в творчестве, новизне, нестандартности действий. «Инновационная деятельность часто вступает в противоречие с традиционными нормами, социальными интересами, позициями и статусами. В процессе адаптации предпринимательство стремится мигрировать в сторону от запретов, на периферию норм». При этом оно не может игнорировать основные ценности общества.
Во-вторых, если в экономически развитых странах Запада идут по пути развития предпринимательства, прежде всего, в сфере производства, российские предприниматели заняты в посреднической сфере — торговле, банковском деле. До сферы производства не доходят их капиталы, в сфере производства не реализуются их способности, знания, квалификация и прочее.
Такой путь становления предпринимательства — это зацикливание на первоначальном пути его становления, который был характерным полтора-два века назад. По нему идут отдельные азиатские страны, ставя между производителем и потребителем до 40 посредников. Трагедия заключается в том, что государство пока формирует такую экономическую, социальную и правовую среду, которая способствует развитию предпринимательства, главным образом, в посреднической сфере. В данном случае предпринимательство не становится фактором подъема экономики, а ведет к «разбазариванию» природных, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов страны.
Дальнейшее продвижение России по пути построения цивилизованного рынка должно сопровождаться усилением роли предпринимателей. Опыт промышленно развитых стран с эффективной рыночной экономикой подтверждает это. Предприниматель в экономике этих стран — ключевая фигура. Он платит налоги, создает рабочие места, участвует в обучении кадров, двигает научно-технический прогресс, работает над внедрением инноваций.
В-третьих, для экономического развития необходимо наличие массы предпринимателей, обладающих соответствующими способностями, знаниями, профессионализмом, соответствующим опытом. Таких предпринимателей Россия пока не формирует. Люди, способные к инновациям в сфере производства в массовом порядке не востребованы, соответствующая научная и образовательная база для их подготовки отсутствует.
В условиях, когда в настоящее время в России инфраструктура подготовки кадров предпринимателей и специалистов недостаточно развита, необходимо многоплановое взаимодействие государственных властных структур и предпринимательских структур на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Проводившийся специалистами анализ свидетельствует о крайне слабой развитости в России инфраструктуры рынка «бизнес — образования».
При этом наибольшее отставание элементов инфраструктуры от уровня потребностей отмечается в регионах. В тоже время наблюдается структурная неоднородность спроса в зависимости от местонахождения, уровня развития, специализации региона. В регионах с более низким уровнем развития предпринимательства, с недостаточным количеством предприятий рыночной инфраструктуры спрос на квалифицированных специалистов заметно ниже. Неоднороден спрос и на специалистов конкретного профиля. Так, в регионах с повышенной концентрацией предприятий и организаций, представляющих интерес для иностранных инвестиций, растет спрос на специалистов со знанием иностранных языков, валютных операций, внешнеэкономической деятельности, юристов.
В-четвертых, существующее государственное регулирование процесса формирования предпринимательства еще далеко от того, чтобы создать необходимую среду для формирования цивилизованного современного предпринимательства. Отечественному предпринимательству в настоящее время не способствует ни налоговая, ни кредитная, ни амортизационная, ни внешнеэкономическая, ни другие сферы экономической политики.
Выполнение ряда функций, которые должно было бы выполнять государство, взяли на себя другие структуры, имеющие криминальный оттенок. В современном государстве не работает нормально арбитражный суд, нет действенной системы исполнения его решений, и одновременно существуют проблемы в законодательстве, связанном с хозяйственным правом и в ряде случаев с уголовной ответственностью за нарушение хозяйственных обязательств. От таких методов особенно страдают предприниматели. Для них государственное регулирование и поддержка предпринимательства заключается в создании благоприятной экономической, правовой, социальной, политической среды и организационном обеспечении государством формирования и развития цивилизованного предпри ни мател ьства.
На мой взгляд, государственное регулирование будет эффективным, если оно будет строиться на определенных принципах, а
— научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества;
— рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства;
• обеспечение органического сочетания экономических и социальных целей;
• гарантированность государственной поддержки;
— гибкий дифференцированный подход;
• мотивационная направленность государственной поддержки;
— многообразие форм предпринимательской деятельности;
• разделение и кооперация между государственными, федеральными, региональными и местными службами.
Противоречивые условия развития предпринимательства в России можно объяснить недостаточным и неумелым действием государственных органов по взаимоотношению с предприятиями, поощрением честного предпринимательства.
Я считаю, что развитие предпринимательства в современном государстве зависит от стимулирования малого, среднего и крупного бизнеса и от их кооперации, а также от органической взаимосвязи мер по развитию предпринимательских начал в хозяйственном поведении с переходом к государственной промышленной политике инновационного типа. Промышленная политика государства, ориентирующегося на постиндустриальную модель социально-экономического развития страны, предполагает стимулирование высокоэффективного предпринимательства. Это означает:
— использование принципов стратегического планирования и управления;
— освоение корпорациями атакующего типа поведения в рыночном пространстве;
— создание разветвленной инфраструктуры поддержки предпринимательских проектов (в кадровом, финансовом, материально-техническом, информационном, консалтинговом отношениях);
— формирование системы венчурного (рискового) капитала.
Крупное предпринимательство составляет основу экономической и политической мощи индустриально развитых стран. Именно оно обеспечивает конкурентоспособность национальных экономик на мировом рынке. Определенное число крупных корпораций «обеспечивают работой около 25% самодеятельного населения.
Они концентрируются в основных стратегически важных областях: банковском деле, страховании, транспорте, энергетике, телекоммуникациях. На них приходится 33% всей производимой в стране продукции. Примерно 1/5 национального продукта производится под эгидой государства. Налоги и общий объем государственных расходов составляют примерно 1/3 национального продукта».
Регулирующие меры, направленные на защиту окружающей среды, охрану здоровья и труда, защиту потребителей, контроль за ценами, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам, вовлекают государство во все сферы экономики.
Таким образом, государство призвано играть роль экономического, политического, социального субъекта, корректируя потребительские предпочтения, стимулируя рыночное и внерыночное потребление, обеспечивая демократизацию общества, нормальную экономическую среду, поддержку развития образования и здравоохранения, равные стартовые возможности для индивидуального благосостояния, доступ к ресурсам и работе.
Источник: cyberleninka.ru
Российские госкомпании оказались выгодны только их руководству
Более 90 процентов госкомпаний в России находятся в «серой зоне». Их, по сути, никто не контролирует, учет их не ведется, а выгоду их существование приносит только руководству, которое может завышать себе зарплату на фоне хронической убыточности. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, пишут «Ведомости».
Как оказалось, невозможно установить даже точное количество федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) и акционерных обществ (АО) с государственным участием. Данные Росимущества, Росстата и Федеральной налоговой службы (ФНС) расходятся.
Минэкономразвития отчитывается о деятельности только десяти крупнейших АО, а Росимущество указывает в отчетности лишь ФГУПы, у которых определена ведомственная принадлежность.
Материалы по теме:
Затянуть пояса Планы по развитию России изменились. Что ждет страну и людей?
2 августа 2020
Мечты срываются «Газпром» теряет 1,5 триллиона рублей и рискует сорвать поставки газа в Китай на миллиарды долларов
28 мая 2020
Однако и в последнем случае ситуация плачевна. В массовом порядке предприятия закрепляются за непрофильными ведомствами. Например, у Минобрнауки 166 ФГУПов, но 114 из них занимаются сельским хозяйством.
Аудиторы обратили внимание, что подавляющее большинство топ-менеджеров государственных компаний не обязаны отчитываться о доходах и имуществе. Благодаря этому регулярно принимаются решения о вознаграждении руководству по итогам года, хотя предприятие не принесло прибыли. В то же время более 500 акционерных компаний за последние три года ни разу не выплачивали дивидендов, то есть не приносили прибыли государству.
Также Счетная палата обнаружила многочисленные случаи обхода положения о зарплатах руководству. Во ФГУПах зарплата начальников не должна превышать оклад сотрудников более чем в восемь раз, но для 73 предприятий это условие отменили. В результате, например, руководство ФГУП «УВО Минтранса России» может получать в 22 раза больше сотрудников. Никакой привязки такого завышения к прибыльности предприятия аудиторы не обнаружили.
В докладе указывается, что в целом политика государства направлена на приватизацию государственного имущества, но выполняется она очень плохо. Сокращение количества ФГУПов и участия в АО действительно есть, но большей частью за счет их объединения, ликвидации и банкротства, а не продажи инвесторам.
В целом, с 2017 по 2019 год ФГУПы перечислили в бюджет 19,5 миллиарда рублей, что на 30,4 процента больше, чем за предыдущий аналогичных период.
Поступления от АО выросли на 75,5 процента. Однако 97 процентов дивидендов (976,3 миллиарда рублей) платят всего 20 крупнейших предприятий (2 процента от общего числа), а в их число входят нефтегазовые компании.
В июне сообщалось, что Счетная палата не смогла найти ответственных за достижение страной целей устойчивого развития (ЦУР), которые были приняты ООН в 2015 году.
Источник: lenta.ru