Современная трактовка понятия «логистика» с позиций бизнеса неоднозначна и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. Разброс мнений очень широк: от утилитарного представления о логистике как наборе некоторых функций, связанных с управлением материальным потоком (транспортировка, складирование, грузопереработка, упаковка, выполнение таможенных формальностей, управление запасами и т.п.), до научной (философской) концепции как средства оптимизации любого экономического процесса в локальном или глобальном масштабе.
Определение логистики в литературных источниках обычно дается в широком и/или узком смысле.
По нашему мнению, в широком смысле: «Логистика — наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов».
Как указывают Д. Бауэрсокс и Д. Клосс в известной работе, термин «логистика» не относится исключительно к бизнесу или к государственному сектору. Основные концепции логистики применимы как для частного, так и для государственного предприятия.
Большинство исследователей сходятся на том, что с позиций бизнеса (как показывает практика промышленно развитых стран и передовых компаний) логистика представляет собой определенную бизнес-концепцию, позволяющую оптимизировать ресурсы фирмы, связанные с управлением материальными и сопутствующими потоками.
В узком смысле (т.е. с позиций бизнеса): «Логистика — инструментарий интегрированного управления материальными и связанными с ними информационными, финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, спо
собствующий достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов».
В последние годы за рубежом активное распространение получила концепция «SupplyChainManagement, SCM» — «Управление цепями поставок». Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике (например: CLM, в Крэнфилдском институте логистики и транспорта, Великобритания, такие известные ученые и специалисты в области логистики, как М.
Кристофер, Дж. Сток, Д. Ламберт, М. Купер и многие другие). Общая позиция сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции — SCM. В 1998 г. CLM пересмотрел определение логистики 1985 г.: «Логистика является частью процесса управления цепями поставок и представляет собой планирование, реализацию и контроль эффективности потока и запасов продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления в соответствии с требованиями потребителей».
На наш взгляд, SCM— естественное продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункциональной и межорганизаци- онной координации (см. пп. 39, 40). А.Н. Родников трактует SupplyChainManagement как логистическую координацию.
В частности, в своем терминологическом словаре он указывает, что SCM — «управление логистической цепью — упорядочение различных логистических операций и правил их выполнения». Подробнее о концепции SCMсм. п. 41.
Что является объектом исследования и управления в логистике?
В логистике обычно исследуются возникновение, преобразование и поглощение (потребление) основных и сопутствующих или связанных с основными потоков в определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реализующем поставленные перед ним цели, рассматриваемом в этом смысле как единое целое и обладающем определенным синергетическим эффектом.
Основные потоки — материальные и (или) сервисные (потоки услуг). Сопутствующие материальному потоку — информационные, финансовые и сервисные потоки. Сопутствующие сервисному потоку — информационные, финансовые потоки.
Источник: laws.studio
Бизнес и политика тест с ответами Синергия (73 вопроса на Отлично) (Решение → 639)
6. Логистические . — это специализированные коммерческие организации, которые выполняют отдельные операции или комплексные логистические функции, а также осуществляют интегрированное управление логистическими цепочками организации-заказчика
7. К функциональным логистическим системам относят . системы
8. Модель управления . отличается тем, что она более устойчива к колебаниям спроса
*запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня
*запасами по минимуму-максимуму и с постоянной периодичностью пополнения запасов
*материальным потоком без запасов
9. Согласно закону . логистической цепи, пропускная способность каждого последующего звена логистической цепи должна быть не меньше пропускной способности предыдущего звена
10. Термин «логистика» получил свое развитие …
*в Древней Индии
*в Византии в период царствования Леона VI (866–712)
*в Древней Греции
11. Назначение классификационной группы при АВС-методе проводится на основе закона . согласно которому 80 % значений критерия определяется 20 % количества выбранной совокупности объектов
12. Наиболее точно определяют логистику с позиции бизнеса как .
*как науку о планировании, контроле и управлении упаковкой, транспортированием, складированием и другими операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя
*как науку об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных, Финансовых и других потоков в определенной микро-, или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей
* инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических или операционных целей организации бизнеса за счет эффективного управления материальными и сопутствующими
13. … PL (Рагу Logistics) — это использование услуг узкофункциональных логистических посредников: транспортных компаний, экспедиторов, таможенных агентов, страховых компаний, складов и грузовых терминалов
14. … системы электронного документооборота (СЭДО) имеют стандартный набор функций, невозможность полного соответствия потребностям конкретной организации, низкие временные затраты на приобретение и установку, необходимость приобретения лицензии на каждое внедряемое рабочее место
15. Признаком классификации, на основе которого материальные потоки подразделяют на внешние, внутренние, входные и выходные, является …
*отношение к логистической системе
*натурально-вещественный состав продвигающегося в потоке груза
*степень совместимости грузов
16. Системы … планируют и регулируют запасы на базах и складах в системах реализации готовой продукции (ГП)
*DRP (Distribution requirements planning)
*MRP (Materials requirements planning)
*ERP (Enterprise resource planning)
17. … логистические информационные системы (ИС) создаются на уровне управления складом или цехом для обеспечения отлаженной работы и для принятия решений на среднесрочную и долгосрочную перспективы
18. Карточки отбора и производственного заказа используются в системе …
19. Провайдерами складирования, которые формируют добавленную стоимость, являются компании …
*Caliber, DSC, Tibbeil https://student-files.ru/otvetyi-na-testy/biznes-i-politika-test-s-otvetami-sinergiya-73-voprosa-na-otlichno» target=»_blank»]student-files.ru[/mask_link]
Материальный поток и сопутствующие ему потоки
Вспомним, что с позиции бизнеса большинство определений трактуют логистику как науку и практику управления материальными потоками, а также связанными с ними информацией, финансами и сервисом. Материальные потоки бывают как между предприятиями, так и внутри одного предприятия.
Рис.1. Модель, отражающая интегральный логистический подход
Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Или более точное определение:
Материальный поток — это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.
Материальный поток — это материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
Выделение и анализ всех логистических операций на пути материального потока позволяет увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продукта к конечному потребителю и позволяет проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка и получения необходимого экономического результата.
Именно для этого, нужно рассматривать материальный поток как понятие, имеющее размерность. И это дробь, в числителе которой единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и др.). Например: м 2 /день, т/год и т.п.
Объем груза по отдельной операции__(погрузка, разгрузка,
затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.), рассчитанный за определенный промежуток времени представляет собой материальный поток по соответствующей операции.
Материальный поток в определённые моменты времени может быть запасом материального ресурса, незавершенного производства или готовой продукции, если материальный поток не находится в состоянии движения. В управлении материальными потоками нужно учитывать большое разнообразие грузов, которое ложится в основу специфики производимых с ним логистических операций. Поэтому, безусловно, важен вопрос о характеристиках материального потока и связанной с ними классификации. Материальный поток характеризуется определённым набором параметров, которые и ложатся в основу классификации.
Параметры материальных потоков:
- ? номенклатура, ассортимент и количество продукции;
- ? габаритные характеристики (объём, площадь, линейные
- ? размеры);
- ? весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
- ? физико-химические характеристики груза;
- ? характеристики тары (упаковки), транспортного средства(грузоподъемность, грузовместимость);
- ? условия договоров купли — продажи (передачи в собственность, поставки);
- ? условия транспортировки и страхования;
- ? финансовые (стоимостные) характеристики;
- ? условия выполнения других операций физического
По мнению Сергеева В.И. физическое распределение — это комплексная логистическая активность, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников
Основные моменты, на которых следует отметить:
- 1. Физическое распределение является частью сбыта;
- 2. Соотносится только с физическим движением товара.
Управление материальными потоками включает в себя обеспечение поступления сырья на производство (входящие материальные потоки) и доставку готовой продукции в розничную сеть (исходящие материальные потоки.
К операциям по управлению материальными потоками, поступающими на предприятие относятся:
- ? планирование закупок;
- ? изучение рынков и определение рынка закупок;
- ? доставка закупленной продукции на предприятие;
- ? документальное оформление закупленной продукции;
- ? входной контроль качества;
- ? хранение поступившей продукции.
Управление исходящими материальным потоком для предприятия означает поставку готовой продукции в розничную сеть, т.е. в то место, где товар должен быть потреблен. Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Каждый из них стремится сформировать собственный канал или каналы распределения своей продукции. Этими вопросами занимается распределительная логистика.
Классификация материальных потоков представлена следующими основными группами (табл. 1):
Классификация материальных потоков
По отношению к логистической системе
По отношению к логистическому звену
Однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые)
Массовые, крупные, средние, мелкие
Удельный вес груза
Совместимые и несовместимые
Насыпные, навалочные, тарно-штучные, наливные
Непрерывность во времени
Под номенклатурой обычно понимается систематизированный перечень групп, подгрупп, видов продукции в натуральном выражении для статистической отчетности, учёта и планирования. Классификация и кодирование продукции в Российской Федерации осуществляются на основе ОКП — Общероссийского классификатора продукции народного хозяйства -систематизированного перечня классов, подклассов и других группировок промышленной и сельскохозяйственной продукции.
При экспортно-импортных операциях в Российской Федерации используется классификатор продукции TH ВЭД. Для классификации и кодирования продукции за рубежом используются:
- — МСТК — Международная стандартная торговая классификация;
- — НСТС — Номенклатура Совета таможенного сотрудничества.
Деление материальных потоков по ассортименту необходимо потому, что ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Ассортимент продукции — это состав и соотношение продукции определённого вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами, будет существенно отличаться от процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.
Грузы в процессе сортировки могут быть классифицированы по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др. Например, при транспортировке железнодорожным транспортом грузы различаются:
- а) в зависимости от весовых и объёмных показателей:
- — тяжеловесные (масса одного места больше 500кг);
- — большой массы (масса от 100 до 500 кг);
- — легковесные (не обеспечивающие полного использования грузовместимости);
- — негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ширина — более 2,5 м, длина — больше длины грузовой площадки);
- — сыпучие (перевозимые навалкой);
- — наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в цистернах, бутылях и других специальных емкостях;
- — штучные (единицей измерения которых являются штуки);
- — тарно-штучные (измеряются количеством тары — мешков, ящиков, рулонов и т.п.).
При перевозках грузов автомобильным транспортом все виды груза делятся на четыре класса по степени использования грузоподъемности автомобилей и формированию сдельных тарифов. В то же время с точки зрения характера погрузочных — разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов:
- — тарно-упаковочные и штучные;
- — тяжеловесные;
- — навалочные;
- — лесоматериалы;
- — металлы и металлические изделия;
- — зерновые грузы и овощи;
- — наливные грузы.
По способу затаривания при транспортировке различают грузы:
- — в контейнерах;
- — в поддонах (паллетах);
- — в ящиках;
- — в флягах;
- — в бутылях;
По характеру движения во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство материальных потоков являются дискретными во времени.
По степени детерминированности параметров потока различают детерминированные и стохастические материальные потоки. Детерминированным потокам называется поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток называется стохастическим.
Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:
- • наименование материальных ресурсов;
- • количество материальных ресурсов;
- • начальная точка (выбор поставщика);
- • конечная точка (выбор потребителя);
- • время (срок выполнения заказа).
Финансовый поток — это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне нее.
Основной целью финансового обслуживания материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки и с использованием наиболее эффективных источников финансирования.
Параметры финансового потока:
- ? доступность и ликвидность финансовых ресурсов,
- ? упорядоченность и подконтрольность движения финансовых средств,
- ? число и конкурентоспособность источников и потребителей финансовых ресурсов.
Чем крупнее логистическая система, тем более многочисленные и разветвленные в ней логистические цепочки и тем сложнее схемы движения финансовых потоков. В современных условиях усложнения производственных, транспортных и распределительных систем процесс управления финансами дополнительно усложняется. Актуальными становятся структурирование потоков, определение их характеристик, факторов влияния, прозрачности. К характеристикам финансового потока относятся:
- — объем потока указывается в его документарном, электронном или каком — либо другом сопровождении в денежных единицах.
- — стоимость потока определяют затратами на его организацию.
- — время, как и направление финансового потока, определяют по отношению к организующему его предприятию. Различают входящие и исходящие потоки. Например, предоплата — входящий поток, а оплата поставок — исходящий поток.
Перечисленные характеристики финансовых потоков определяют на основе информации об условиях, сроках и характере взаимоотношений участников логистического процесса, данных о параметрах и движении материальных потоков. Дополнительные характеристики могут быть определены исходя из специфики, потребностей предприятия и его места в логистической системе.
Следует ввести понятие финансовая операция — совокупность двух или более взаимосвязанных финансовых потоков. Например, привлечение ресурсов, их вложение в производство и получение выручки от реализации — финансовая операция, состоящая как минимум из трех потоков.
Для финансовых операций определяют такие параметры, как рентабельность и прибыльность, показывающие, насколько эффективны воздействия на потоки. Можно определить ряд других параметров, существенных для управления финансовыми потоками. Например, для распределительного логистического центра, в котором приход и расход финансовых ресурсов происходят неравномерно, важно рассчитать плотность финансового потока в единицу времени. При организации закупок, можно рассчитать временной разрыв между получением информации от поставщика (входящий информационный поток) и осуществлением предоплаты (входящий финансовый поток).
Воздействия на характеристики финансовых потоков приводят к изменению схем движения материальных и информационных потоков, и, наоборот, стоимость, время и объем используемых материальных ресурсов определяют параметры финансовых операций. Подобная корреляция потоковых процессов дает ряд преимуществ при планировании, организации и контроле за движением ресурсов в логистической системе.
Потребность в определении наиболее эффективных способов управления финансовыми потоками в логистике обуславливает необходимость проведения их подробной классификации (таблица 2).
Классификация финансовых потоков
Источник: ozlib.com