Данные для цитирования: . ИГОРНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.
Анализируя самые доходные виды деятельности в мире, приходим к выводу, что в мировой экономике игорный бизнес является серьезной отраслью. Основываясь на некоторых оценках доход от всех казино в мире собирается в сумме, исчисляемой в сотнях миллиардах долларов [5].
В российском государстве налоговая нагрузка на игорный бизнес ни столь значительна, поступления в бюджет за последнее время совершенствования его налогообложения имеют серьезные колебания, анализ которых приобретает особую значимость.
Для осознания современных взглядов на роль налогообложения в развитии предпринимательства необходимо прибегнуть к краткому экскурсу в историю развития игорного бизнеса и выявить его реальные перспективы.
Датой первого законодательного акта в области игорного бизнеса можно считать 1698 год, когда Петр I издал Указ о лотереи. Это была первая российская лотерея, по результатам проведения которой существенно обогатилась государственная казна. Правда в последствии через 19 лет, 1717 год, Петр I издает другой Указ о запрете игорных игр, штраф установлен в 3-х кратном размере «обретающихся в игре денег» [2], но, к сожалению, впрочем, как и сегодня законотворческие действия в области игорного бизнеса, Указ полного действия не получил.
Уже в царствование Екатерины II, убеждаясь в бесполезности запрета азартных игр, была установлена государственная монополия на производство и продажу игральных карт, за счет чего значительно пополнилась госказна. Кстати сказать, данная монополия сохранялась до 1917г., было бы неплохо и сейчас воспользоваться уроком прошлого.
Китай считается Родиной карточной игры Кено, она зародилась в 2-х сотых годах нашей эры. За счет поступлений от этого вида деятельности построилась Великая китайская стена. В настоящее время Китай и Сингапур являются лидерами в азартных играх, оставив за собой Соединенные Штаты Америки. Как доходы от игорного бизнеса пополняют бюджетную систему нашей страны рассмотрено в статье ниже.
В России на долгий советский период про налог на игорный бизнес не вспоминалось, государство полностью контролировало данную отрасль путем выпуска государственных лотерей.
Новый этап развития государства российского – с 1991 года.
Вступает в действие федеральный закон о налоге на прибыль предприятий, в соответствии с которым доходы от казино и иного игорного вида предпринимательства, облагались по ставке 70%, но уже с середины 1992 года произошло увеличение ставки до 90%. Понятно, что чрезмерное налоговое давление вынуждало игорный бизнес значительно скрывать суммы получаемого дохода. Получалось, что при масштабных денежных оборотах и высоком уровне доходности игорных заведений, финансовые поступления в виде налоговых платежей от данной деятельности были незначительны. Контролировать реальные доходы казино было практически невозможно, было признано, что система налогообложения игорного бизнеса малоэффективна, было необходимо пересмотреть подход к системе налогообложения данной отрасли.
С середины 1998 года вступает в действие Федеральный закон №142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», действие его распространялось до 2004 года, в соответствии с данным законом, устанавливалась фиксированная ставка налога на каждую единицу игорного оборудования (игорный стол, игорный автомат, букмекерская касса и касса тотализатора). Ставки налога были привязаны к МРОТу (минимальный размер оплаты труда), причем федеральный уровень предусматривал только размер минимальной ставки, но субъекту Федерации предоставлялось право на установление единой ставки налога, превышение которой над минимальной предназначалось республиканскому бюджету.
Изменения 1998 года по изменению законодательной базы, упрощению порядка налогообложения, снижения налоговой нагрузки, позволили существенно поднять налоговые доходы, создали условия развивать игорное предпринимательство в России, не преступая законов страны.
Данная система налогообложения приносила ощутимые плоды и следующий этап ее реформирования приходится на 2004 год, когда вступает в силу глава 29 «Налог на игорный бизнес» второй части Налогового кодекса.
Щадящая система налогообложения игорной деятельности в очередной раз приносит свои результаты, но, развитие данной отрасли принимает размеры, способные нанести вред в социальном и морально-этическом плане. Контролировать широко развитый игорный бизнес государство не в состоянии, наступает очередной этап реформирования данной сферы деятельности.
С середины 2007 года вступают определенные ограничения на осуществление деятельности, связанной с игорным бизнесом, в частности чистые активы игорной организации должны составлять не меньше, чем 600млн.руб., минимальные размеры казино и залов игровых автоматов должны быть не менее 800 кв.м. и 100 кв.м. соответственно, оборудование для игр: игровые столы и автоматы должны быть в собственности организации, причем минимально их количество должно было быть: столы 10 единиц, автоматы 50 единиц. Выигрыш в процентном выражении должен закладываться не меньше, чем 90 процентов. К игре, как и к работе в игорном заведении должны допускаться лица старше восемнадцатилетнего возраста. Те организации, которые не соответствовали выше обозначенным требованиям, должны закрыться.
По данным статистики за 2008 год произошло сокращение числа игорных заведений по Москве на 20%, в Санкт-Петербурге около 50% (осталось около одного десятка казино, 280 залов с игровыми автоматами). Нижний Новгород и Самарская область насчитывали только 20 казино, Ростов-на-Дону и Саратов 8 и 6 казино. Также большое количество официально прекратили свою деятельность залы игровых автоматов. Российская организация развития игорного бизнеса опубликовала данные по увольнению сотрудников, дабы не нарушать закон – 350тыс.человек! [6]
Данные изменения существенно повлияли на начисления налога на игорный бизнес. Проанализируем налоговые начисления налога на игорный бизнес.
Таблица 1.
Анализ налоговых начислений налога на игорный бизнес
Как видим, резкий спад поступлений приходится на 2009 год. Вспомним, что с 1 июля 2009 года запрещается на территории РФ организация азартных игр, за исключением особых игорных зон, на сегодня это: Алтайский край («Сибирская монета»), Приморский край («Приморье»), Калининградская область («Янтарная») и Краснодарский край («Золотые пески»).
Такое ограничение по распространению казино и автоматов правительство обуславливало мировым опытом. Якобы, это позволит облегчить контроль за игорным бизнесом, к тому же может способствовать привлечению богатых игроков как российских, так и зарубежных.
Кассы тотализаторов и букмекерские конторы продолжают действовать по всей территории страны, но они действую только при наличии лицензии, с суммой чистых активов не меньше 100млн.руб. и должны располагаться в капитальных строениях, запрет на жилые дома, детские, образовательные, медицинские учреждения, нельзя осуществлять деятельность на вокзалах, аэропортах, на остановках, где останавливается общественный транспорт. За год действия закона, число зарегистрированных касс сократилось с 367 до 96 единиц.
О социальном вреде чрезвычайного увлечения объектами игорных заведений заговорили довольно давно, в связи с этим, по утверждению Правительства России и принималось решение о запрете игорного предпринимательства на территории нашего государства, за исключением определенных игорных зон.
Сложно однозначно определить причину данного решения, запретить бизнес без создания условий его развития в указанных зонах: либо это хорошо продуманное лоббирование, либо ошибка, либо запланированная акция. Представители игорного бизнеса предлагали разные варианты реформирования игорного бизнеса (РАРИБ предлагали шесть законопроектов) в том числе и голландский опыт, где игорный бизнес полностью принадлежит государству, и британский, при котором происходит усиленный контроль за данным бизнесом, но выбран самый радикальный – запрет, законопроект по которому разрабатывался целых два года, потом еще полгода дорабатывался. Что принесла эта реформа?
Рассмотрим последствия реформы для бюджетов субъектов федерации на примере двух регионов: Краснодарского и Ставропольского краев. Эти оба региона курортно-рекреационные, сюда приезжают, чтобы отдохнуть и развлечься.
Количество налогоплательщиков игорного бизнеса за время его реформирования с 2008 года сократилось по Краснодарскому краю с 771 единиц до 14, то есть в 5500 раз, по Ставропольскому краю в 3550 раз, по состоянию на 01.01.2013 года только 10 налогоплательщиков представляют налоговые декларации по налогу на игорный бизнес [4].
В связи с этим, последствия для бюджетов тоже впечатляющие. По Краснодарскому краю на 01.01.2008 год было начислено налога на сумму 1439207 тыс.руб, а на 01.01.2014г. только 160856 тыс.руб,, сокращение суммы налога составило 89 процентов. При чем, в Краснодарском крае разрешена игорная деятельность (игорная зона «Золотые пески»). По Ставропольскому краю бюджет потерял 95 процентов налога на игорный бизнес [4].
Но на самом ли деле игорный бизнес перестал существовать после ввода в действие запретительного закона? К сожалению, игорные заведения в большем своем количестве перешли на подпольный режим функционирования с использованием конспиративных домов, квартир, вход в которые осуществляется по паролям, рекомендациям. Нередко коррумпированные представители властных структур оказывают покровительство данного нелегального бизнеса.
За долгое время существования игорного бизнеса должны были бы научиться его контролировать, но преступления, присущие данному предпринимательству, высоко латентны, поэтому и борьба с ними вызывает определенные сложности, к тому же несовершенные формы статотчетности не дают возможности в полной мере оценить деятельность правоохранительных и контролирующих структур, информацию черпаем из публикаций и из сети интернета.
По словам Ивана Соловьева, руководителя аппарата комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции за период с июля 2009 года по конец 2012 года, правоохранительные органы выявили и пресекли незаконное предпринимательство в 40630 игорных заведений, где под вывеской лотерейных клубов осуществлялись азартные игры, 457 заведений подпольного казино. Изъяли более 620 тысяч разного вида игорного оборудования. Штрафов по статье УК РФ за незаконное предпринимательство наложено только на сумму 92млн.рублей [7], в то время как бюджет «недосчитался» порядка (по самым скромным подсчетам автора, за основу взяты среднегодовые налоговые начисления за период 2007 года по 2009 год (смотри таблицу выше)) 145777млн.рублей!
За период с 2009 года совместными проверками МВД и Прокуратуры РФ удалось пресечь незаконное предпринимательство в 75 тыс. заведений игорного бизнеса, возбудить уголовные дела в 1722 случаях, в том числе за последние три года только в 408 прецедентов [3].
Ни штрафы, ни наказание по УК РФ не останавливают от желания заниматься незаконным предпринимательством в виде игорного бизнеса, так как ежемесячный доход в сфере данного бизнеса только по одному игорному залу от 3 до 25млн.руб., а штраф – от 30 до 50тыс.руб. [7], как видим, прослеживается прямая финансовая заинтересованность… и по сегодняшний день, незаконный игорный бизнес продолжает процветать на всей территории РФ, способствующий получать неконтролируемые доходы, которые впоследствии могут использоваться в финансировании преступной деятельности, тем самым подрывая основы экономической безопасности нашего государства.
Так что же мы выиграли от закрытия игорного бизнеса?
В соответствии с Федеральным законом №244-ФЗ запрет вызван с целью «защиты нравственности, прав и законных интересов граждан», чтобы ограничить осуществление игорной деятельности, остановить распространение игромании. То есть решили бороться посредством запретительных мер. Разве решена проблема? Ведь бизнес процветает…, только лишь «в тени».
Кроме того, обозначились еще большие проблемы: лишение налоговых поступлений. Ранее «легальный игорный бизнес» перекочевал в статус «криминального», появилась коррупционная составляющая, ведь нелегально существовать игорное заведение может лишь имея «административную либо силовую крышу», состоятельные люди, желающие испытать игорный азарт, поставлены в рамки нарушителей закона, ибо утолить свой интерес игрок не поедет, например, из Москвы в Сочи, а найдет игорное заведение где-то поближе, но тем самым мы его «толкаем» на нарушение закона.
Буквально 24 февраля 2015г. было опубликовано сообщение, что в центре Москвы очередной раз ликвидировано подпольное казино, с посетителями в количестве 20 человек. По данным проверки установлено, что чистый доход казино в месяц составлял 50млн рублей [8]. Часть которого, в случае легального бизнеса, могла бы поступить в бюджет.
Кроме того, налоговым органам дается право проводить проверки предприятий и индивидуальных предпринимателей только по истечении трех лет со дня их создания, так что государство «дает фору» игорному бизнесу, как минимум, три года.
Ранее упоминалось, что на территории России разрешен игорный бизнес только в 4-х особых игорных зонах. Значит данные регионы должны пополнять свой бюджет и за счет игорного бизнеса, как было и до запрета. А что же на самом деле?
Единственно на сегодняшний день работающая игорная зона Краснодарского края «Азов-Сити», которая хоть как-то давала прибавку краснодарскому бюджету, прекратит свое существование с апреля 2015 года ввиду того, что не оправдала экономического эффекта. Игорная зона «Сибирская монета» только в конце 2014 года открыла свое первое казино, остальные зоны находятся либо в стадии строительства («Приморье») или в стадии оформления («Янтарная»), игорные зоны в Сочи и в Крыму только обсуждаются [1]. Когда они начнут пополнять бюджеты вряд ли кто сможет сказать.
Однако, нельзя не отметить и положительный факт по урегулированию игорного бизнеса в России, в частности лотерейного бизнеса, который, правда, не входит в объект налогообложения по налогу на игорный бизнес, это введение в действие с 1 июля 2014 года нового закона «О лотереях». Контролировать данную отрасль будет легче, так как разрешение на занятие данным видом деятельности дано только трем ведомствам (государственным): Минфину РФ, Минспорта РФ и Спецстрой России. Кроме того, с 2015 года ужесточили уголовную и административную ответственности за незаконное игорное предпринимательство [3].
По результатам исследования напрашивается следующий вывод:
Государственное регулирование игорного бизнеса в РФ все еще осуществляется неэффективно. Пороки невозможно искоренить насильственным путем, следует создавать условия для их уничтожения, либо научиться управлять ими во благо общества (установлена зависимость между уровнем доходов населения и уровнем развития игорного бизнеса [9]). Возможно следует дать субъектам федерации (до того времени как начнут работать особые игорные зоны) самим определиться в необходимости в дополнительных доходах в бюджет в виде налога на игорный бизнес, нельзя наказывать за желание работать и приносить доход, следует более жестко спрашивать с чиновников за несоответствующий контроль в области игорного предпринимательства. Желательно установить монополию на производство и продажу игральных карт и объектов игорного бизнеса: игровые столы и игровые автоматы.
Список литературы
- Алексей Пастушин Новые игорные зоны появятся в Большой Ялте и олимпийском Сочи
- Вопросы теории и практики современного налогообложения. Сборник научных статей преподавателей кафедры «Налоги и налогообложение» Финансовой академии при правительстве РФ. / Под ред. проф. Л. И. Гончаренко.– М.: ФА, 2004.– 376с.
- Генпрокуратура РФ за 5,5 лет пресекла деятельность 75 тыс. незаконных игорных заведений
- Данные ФНС РФ
- Игорный бизнес в мире: интересные факты https://www.liveinternet.ru/users/emmainna/post336670235
- Игорный бизнес
- Игорный бизнес: нужны новые законодательные инструменты
- Подпольное казино работало в семикомнатной квартиреhttps://www.rg.ru/2015/02/24/kazino-site.html
- Саморуков Д. И. Анализ развития игорного бизнеса в России type=»book» name=»ИГОРНЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ: ПОСЛЕДСТВИЯ РЕФОРМЫ» author=»Носолева Любовь Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Источник: euroasia-science.ru
Игорный бизнес в России: развитие, налогообложение, проблематика
Залега, А. С. Игорный бизнес в России: развитие, налогообложение, проблематика / А. С. Залега, Е. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38609/ (дата обращения: 22.05.2023).
В данной статье рассматривается становление и развитие игорного бизнеса, а именно его история, существование в России, законодательство, налогообложение и проблематика.
Ключевые слова: игорный бизнес, азартная деятельность, азартные игры, налог на игорный бизнес
Азартные игры уже многие века волнуют умы человечества. Игра на деньги всегда была чем-то большим, чем просто досугом, об этом так же говорит ее древнейшая и богатая на метаморфозы история.
Появление первый игорных домов приписывают Римской Империи, при императоре Тарквинии Гордом. В 1765 году кардинал Джулио Мазани стал родоначальником французского игорного бизнеса, открыв казино в Париже, где стояло уникальное по тем временам «колесо фортуны», которое изобрел французский ученый Блез Паскаль.
Ученые сходятся во мнении, что в России игорный бизнес появился в 17 веке. Практически сразу, в разделе «О разбойниках и татиных (воровских) делах» Уложения 1649 года был наложен запрет на азартные карточные игры.
С течением времени этот вид деятельности претерпевал множество изменений со стороны законодательства, но постоянным оставался тот факт, что правители России старались всячески его ограничить. Полностью же запретил его Петроградский Военно-Революционный Комитет в 1917 году.
В последствии азартные игры были реабилитированы Советом Труда и Обороны РСФСР, который 9 ноября 1921 года разрешил на законном основании продавать игральные карты. Легализация продолжалась недолго. При опросе рядовых советских граждан выявилось, что азартные игры стали самым предпочтительным видом деятельности в час досуга. В мае 1928 года Совнаркомом было принято постановление, отныне закрывающее игорные заведения, а также была принята статья 201 Уголовного Кодекса «за организацию игр».
С этого момента и на долгое время игорный бизнес становился незаконным, но даже будучи таким он полностью не исчез из России, оставаясь подпольным. Тем не менее несколько лазеек в законодательстве все же существовала. Во-первых оставалась возможность проводить всевозможные лотереи. Одна из самых известных и многими любимая лотерея «Спортлото» появилась в 1976 году.
Во-вторых оставались тотализаторы, находившиеся на ипподромах. Ставки на лошадей не планировали запрещать, так как этот вид деятельности приносил постоянную прибыль. Нельзя не упомянуть и про бридж, являющийся одним из предпочитаемых занятий для азартных игроков.
Современный игорный бизнес в России существует на протяжении 20 лет. За прошедшее время были внесены изменения во многие его аспекты, в частности в налогообложение этого вида деятельности. На данный момент действует Федеральный закон № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», в котором приведены методы регулирования государством вышеназванной отрасли на территории Российской Федерации и СНГ. Для защиты прав и интересов граждан был введен ряд ограничений.
Виды мероприятий, регулирующих проведение азартных игр:
1) Введение ряда требований к игорным домам, их посетителям и владельцам.
2) Создание игровых зон — территорий для организации игорной деятельности
3) Установление правил для получения разрешений и их непосредственная выдача
4) Нахождение и запрещение отдельным лицам, нарушившим законодательство заниматься данным видом предпринимательства
Российское законодательство предусматривает организацию пяти игорных зон. Только одна игорная зона может существовать на территории каждого из субъектов. Лишь внутри зоны разрешена азартная деятельность, вне ее разрешено действие только букмекерских контор и тотализаторов, остальные виды игорного бизнеса запрещены.
В частности по Самарской области, которая не является игровой зоной, насчитывается порядка 140 пунктов приема ставок. Также установлен запрет на онлайн-казино. Управление ведется органами государственной власти этого субъекта, имеющими необходимые полномочия. Посетителем игорного заведения может стать лицо в возрасте 18-ти лет.
Перечень утвержденных игорных зон в России:
– Янтарная (Калининградская область)
– Приморье (Приморский край)
– Сибирская Монета (Алтайский край)
– Азов Сити (Краснодарский край)
– Крымская (Республика Крым)
Из перечисленных выше игорных зон на данный момент действует только Азов-Сити и Сибирская Монета, остальные же находятся на стадии строительства или планирования.
Игорный бизнес является налогооблагаемым видом деятельности. На данный момент в бюджет уплачивается три вида платежей: налог на игорный бизнес, лицензионные сборы, налог на доходы, которые связанны с выигрышем лиц (только физических), налог на имущество.
Необходимо отметить, что суммы, перечисляемые государству от игорной деятельности, неуклонно увеличиваются. В 2000 году в бюджет было перечислено примерно 500.000 рублей, в 2001 году — примерно 1.200.000 рублей, а уже в 2003 году эта сумма стала равна 5.000.000.000 рублей. Также нельзя не признать, что создание одного рабочего места в данной сфере предпринимательства влечет за собой создание еще некоторого количества мест в области общественного питания, связи и тому подобных. Сейчас, по приблизительным подсчетам в сфере азартных игр трудится примерно 400.000 человек. Большинство данных предприятий являются средним и малым бизнесом.
1 января 2004 года Государственная Дума ввела в действие главу 29 Налогового Кодекса Российской Федерации, носившую название «Налог на игорный бизнес», регулирующую налогообложение азартной деятельности и по сей день. Во время ее разработки этот налог сменил федеральный статус на региональный.
В сущности, данный налог является одним из видов вмененного налога: облагается налогом деятельность с употребление игровых автоматов, игровых столов, действие букмекерских контор и тотализаторов.
Согласно данной главе, органы власти каждого из регионов имеют право самостоятельно устанавливать ставки по налогу на игорный бизнес. Они довольно существенно варьируются.
Так, за один игровой стол может взыматься от 25 до 125 тысяч рублей, за игровой автомат — от 2500 до 7500 рублей, за процессинговый центр тотализатора может стоить налогоплательщику от 25000 до 125000 рублей, а сбор за пункт приема ставок букмекерской конторы или тотализатора составляет от 5 до 7 тысяч рублей. Налоговый период — календарный месяц. Плательщиками по данному налогу являются только организации. Налоговая база исчисляется отдельно, как совокупное количество объектов налогообложения. Налоговая декларация подается на позднее 20-го числа того месяца, который следует за истекшим налоговым периодом.
О результатах и эффективности главы 29 говорить еще рано, но уже сейчас представляется возможным предугадать некоторые результаты, внимательно проанализировав законодательство. Из положительных моментов следует отметить более ясное изложение и однозначность толкования по сравнению с ранее принятым законодательством.
Одна из главных проблем игорного бизнеса состоит в том, что он оказывает отрицательное влияние на людей и в особенности на молодое поколение. Для решения этой проблемы стоит установить возрастные ограничения для посетителей игорных заведений. Следует способствовать формированию и развитию инфраструктуры по диагностике, лечению и реабилитации пациентов с зависимостью от азартных игр: обучать специалистов, строить медицинские учреждения, создавать социальные программы.
Также немаловажным является существование нелегальной деятельности в данной области предпринимательства. Несмотря на все меры, уже принятые и принимаемые по сей день по ограничению азартных игр, данная проблема остается актуальной. Чтобы ее устранить, необходимо ужесточить законодательство, в частности повысить налогообложение каждой единицы игорного оборудования, пресечь коррупцию, увеличить количество проверок игорных заведений контролирующими органами.
Подводя итог, следует отметить: игорный бизнес — это деятельность, требующая усиленного контроля со стороны государства. Отсутствие ясных и прозрачных норм законодательства по отношению владельцев игорных заведений и лиц, которые получают выигрыши, приводит к тому, что взимание налога по этому виду деятельности не является стабильным и значительным источником дохода бюджетов регионов на каждом из этапов по реформированию системы налогообложению игорного бизнеса.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000г., редакция от 03.11.2010г.), глава 29. Налог на игорный бизнес (действующая редакция, 2016).
- Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 N 244-ФЗ (действующая редакция, 2016)
- Приказ Минфина РФ от 08.04.2005 N 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2005 N 6554)
- Кондратьева, М. Н. Налоги и налогообложения: учебно — практическое пособие / М. Н. Кондратьева, Е. В. Баландин; Ульян. Гос. Техн. Ун-т — Ульяновск: УлГТУ,2015. — 95 с.
- Консультант Плюс. Правовая справочная система.
Основные термины (генерируются автоматически): игорный бизнес, Россия, вид деятельности, азартная деятельность, игра, налог, игорная деятельность, пункт приема ставок, Российская Федерация, Сибирская Монета.
Источник: moluch.ru
Налог на игорный бизнес и его особенности для России
Кроме фискальной функции, налог на игорный бизнес выполняет роль государственной поддержки определенных территорий. Региональный признак сбора определен в Бюджетном Кодексе Российской Федерации.
Основным отличием налога от остальных видом сбора является расчет согласно количеству имеющихся на балансе организаций точек получения прибыли. Это игровые столы, пункты приема ставок и процессинговые центры.
Общие сведения про налог на игорный бизнес
Деятельность по извлечению прибыли по ставкам в букмекерских конторах, на игровых автоматах и столах, называется игорным бизнесом. Появление специального сбора, взимаемого в пользу государства, датируется 2004 годом. Впоследствии в специальный раздел Налогового Кодекса (НК) вносились изменения (последний раз в 2014 году). Статья 29 содержит правила исчисления налога, в частности, разрешает региональным органам власти самостоятельно устанавливать ставки сбора по своим субъектам. Однако периодичность расчет и уплаты остается на федеративном уровне.
Отчитываться по доходам от игорного бизнеса плательщики вне зависимости от региональной принадлежности обязаны ежемесячно.
Законодатель, выбрав способ исчисления и удержания налогов от ставок, тем самым установил особый налоговый режим для предприятий специфического направления деятельности. Такие компании освобождаются от уплаты налога на прибыль, но при этом за ними сохраняется обязанность контролировать и учитывать выручку в полном объеме.
Понятие и характеристика
Как уже было отмечено выше, налог на игорный бизнес является региональным. Поступления в бюджет соответствующего уровня контролируются инспекциями следующих краев и областей:
- Первая игровая зона – курортная, расположена в Уссурийском заливе, Приморский край;
- Вторая зона – «Сибирская монета», находится в Алтайском крае;
- Зона «Янтарная» — игрокам придется отправиться в окрестности поселка с одноименным названием, расположенным в Калининградской области;
- Сразу в двух регионах расположился «Азов-сити» — в Краснодарском крае и Ростовской области;
- Вполне логично, что поддержки вновь образованной Республики Крым создана пятая игровая зона – «Крым».
Нормативное регулирование
- Основным руководящим документом, регламентирующим порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес, является Налоговый Кодекс (глава 29). Согласно нормативу, отчетным периодом для сбора признается месяц. Именно в такие сроки законодатель обязывает региональные инспекции контролировать игорный бизнес.
- Вторым содержательным направлением в области регулирования деятельности игровой сферы предпринимательства является местное (региональное) законодательство. Если законами субъектов не устанавливаются конкретные размеры налога, для исчисления размера сбора пользуются минимальными ставками, установленными в Налоговом Кодексе.
- В случае разногласий по вопросам начисления сборов, стороны прений могут обратиться к основному регламенту налога на игорный бизнес, — Федеральному Закону 142 1998 года. В нормативе приводятся понятия, общие принципы и ставки налога.
Объекты
Налоговой базой в целях применения статьи 270 НК является количество игровых столов, игровых автоматов, процессинговых центров и пунктов приема ставок. При заполнении декларации за прошедший период, налогоплательщики самостоятельно определяют число объектов учета, применяя следующие правила:
- Для каждого нового стола или другого типа налоговой базы, принятого на баланс организации до 15 числа текущего месяца, следует применять обычную ставку налога. Если объект учета поступает на предприятие во второй половине месяца, плательщики могут сэкономить половину ставки;
- В случае выбытия объекта налогового учета в первой половине месяца, юридическое лицо-предприятие также экономит свой бюджет. Если игровой стол или автомат сняты с учета после 15 числа, надлежит начислять налог в полном объеме.
Внимание: право на применение льготной ставки налогообложения организация получает только в случае подтверждения движения основных средств налоговой инспекцией. Налогоплательщики извещают ведомственные органы посредством подачи заявления об увеличении или об уменьшении объема налоговой базы (количества объектов).
Плательщики
Перечень организаций, обязанных уплачивать налог на игорный бизнес, заранее регламентирован. Все объясняется той же региональной принадлежностью сферы. То есть при открытии игрового направления в Подмосковье, возникнет не обязанность по уплате налога, а ответственность за незаконное ведение деятельности.
Согласно Федеральному Закону 142 1998 года плательщиками налога на игорный бизнес могут быть признаны юридические и физические лица, занятые в соответствующей сфере бизнеса. В целях определения региональной принадлежности обособленные подразделения профильного бизнеса признаются самостоятельными организациями, обязанностью которых является декларирование выручки.
Государство ограничивает структуру учредителей игорного бизнеса в части установления минимального размера уставного капитала.
- Для казино размер чистых активов не должен быть менее 600000000 рублей, для тотализатора – 100 миллионов рублей.
- Если предприятие заручилось банковской гарантией, требование к размеру складочного капитала уменьшается до 500000000 рублей.
Данное видео расскажет о налоге на игорный бизнес в России:
Элементы налога
Элементами любого налога признаются следующие параметры:
- Плательщики. Их состав определен в статье 365 НК РФ;
- Объекты налогообложения. Столы, автоматы, процессинговые центры, пункты приема ставок. Полный список приводится в статье 366 НК РФ;
- Налоговая база. Определяется по каждому в отдельности объекту налогообложения. Порядок выявления в статье 367 НК РФ;
- Налоговый период – один календарный месяц;
- Ставка налога – от 1500 рублей в зависимости от объекта;
- Особенности исчисления, льготы, наступающие при эксплуатации объекта налогообложения менее половины месяца;
- Порядок уплаты и декларирования. Общий для всех плательщиков срок установлен на рубеже 20 числа месяца, следующим за налоговым периодом.
Проблемы налогообложения
По общему правилу организации, признанные плательщиками налога на игорный бизнес, обязаны декларировать всю выручку предприятия. Вне зависимости от того, что ставки налога по сути, являются фиксированными, компании игорной сферы обязаны показывать общий объем выручки.
Освобождение от уплаты налога на прибыль вкупе с диапазоном ставок на столы ставит организации в некую зависимость от воли законодателя. Вполне возможно, что государство оставляет себе лазейку для лавирования фискальной нагрузкой в случае динамики, прибыли сектора в большую сторону.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
И подписывайтесь на обновления сайта в Контакте, Одноклассниках, Facebook, или Twitter.
Источник: uriston.com