Налоги как проблема бизнеса

Развитие государственности неразрывно связано с необходимостью содержания государственного аппарата. Средства для этого издавна собирались с населения и субъектов хозяйствования. Эти сборы получили название налогов.

Определение 1

Налоги – это обязательные безвозмездные платежи, которые взимаются органами государственной власти с юридических и физических лиц в пользу государства для содержания государственного аппарата и финансирования осуществления государством и его структурными образованиями своих функций.

Каждое государство устанавливает свой свод налогов. Все разнообразие налогов условно можно разделить на несколько групп по разным критериям. Налоги бывают:

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

  • прямые;
  • косвенные;
  • аккордные;
  • подоходные.

Прямые налоги взимаются с налогоплательщиков за доходы от факторов производства. Это налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п. . Косвенными налогами включены в цену товара. Поэтому их оплачивает потребитель. Это налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.

Главная проблема дробления бизнеса, о которой Вы не подозреваете. Вашу экономию налогов хорошо видно

Ставка аккордных налогов устанавливаются государством без учета уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента). Подоходный же налог представляет собой определенный процент от дохода. Выделяют прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.

Несмотря на разнообразие видов налогов, все они выполняют несколько важных функций:

  • фискальную (обеспечение наполнения доходной части бюджета);
  • распределительная (перераспределение собранных в бюджете средств в соответствии с государственной и региональной политикой);
  • регуляторная (как способ государственного влияния на экономические процессы);
  • функция контроля (контроль за своевременным поступлением налогов и за финансовым состоянием).

«Проблемы налоговой системы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Процессы установления налогом и их взыскания регулируются специальным налоговым законодательством государства. Эти же законы определяют органы, ведающие вопросами налогообложения, и устанавливает их полномочия.

Определение 2

Налоговая система государства – это совокупность законодательной базы налогообложения, видов налогов, государственных органов налоговой службы, субъектов налогообложения и государственной налоговой политики.

Основные проблемы в налогообложении

Нет идеальных налоговых систем. Каждое государство сталкивается с определенными проблемами в этом вопросе. Основное противоречие – это обязательный, принудительный характер налоговых платежей. В случае уклонения от уплаты налогов, налогоплательщику грозит уголовная ответственность. Но ставки налогов иногда бывают настолько несоразмерны с производственными затратами и полученной прибылью, что их уплата может поставить предпринимателя на грань банкротства.

Серия 20. Инфобизнес: типичные налоговые проблемы нетипичного бизнеса

В связи с этим, чтобы повысить доход в бюджеты различных уровней за счет прямых налогов следует проанализировать ситуацию и принять меры для финансового оздоровления убыточных предприятий. Для этого следует снизить налоговые ставки или ввести льготное налогообложение. Увеличить поступления в бюджет можно путем привлечения инвестиций на территорию субъекта государства.

Еще одной проблемой является необходимость развивать инфраструктуру для поддержки малого бизнеса. Требуется постоянно расширять для предпринимателей возможности доступа к информационным ресурсам. Чрезмерное развитие чиновничьего аппарата в некоторых государствах (особенно на постсоветском пространстве и в ряде стран Азии) создает неоправданные административные барьеры для осуществления предпринимательства.

Существенной проблемой является соответствие ставки налогов и уровня доходов предпринимателя. Еще Адам Смит отмечал необходимость разумного применения налогов. В противном случае «неразумная налоговая политика» может привести к увеличению контрабанды. А это приводит к потерям в бюджете.

Проблемы налоговой системы России

Одной из самых главных проблем российской экономической жизни является постоянный дефицит бюджета. Он имеет хронический характер из-за постоянного превышения расходов над доходами. Эта ситуация приводила к эмиссии, ибо налоговые поступления не могли покрыть растущие расходы. Ввиду выше сказанного можно выделить следующие проблемы, связанные со сферой налогов:

  • политическая нестабильность в стране ограничивает способность власти взимать налоги;
  • несбалансированный бюджет угнетающе действует на состояние налоговой базы;
  • государство ограничено в возможностях взимать налоги с превышением определенного уровня.

В настоящее время стала очевидной несовместимость существующего уровня и способа взыскания налогов и демократических целей политического режима, уровня экономического развития отраслей, регионов и государства в целом. Неправильное понимание причин бюджетного кризиса руководством страны приводит к ошибкам при попытках его преодоления. Они проявлялись в попытках улучшения собираемости налогов за счет повышения эффективности налогового администрирования и оптимизации налогового законодательства.

Упомянутые выше меры приносили лишь кратковременный и местный эффект. После этого собираемость налогов снова резко снижалась. Несостоятельность попыток объясняется тем, что уровень налогового сбора не должен превышать $30$ % внутреннего валового продукта. Поэтому необходима основательная перестройка всей налоговой системы (глубокая реформа, реорганизация).

Налоговая система России должна стать менее запутанной и громоздкой. Предстоящая реформа должна упорядочить существующие нормы налогообложения. Предполагается совершенствование как самой структуры налогов, так и налоговых органов на всех уровнях государственных образований. Это позволит оптимизировать обеспечение сбора налогов.

Замечание 1

К сожалению, несовершенство налогового законодательства связано с текущими потребностями реалий политической и экономической жизни. Налоговые правовые институты не успевают за темпами развития современной экономики. Кроме того, в науке налогового права нет единой концепции, единства взглядов на построение необходимых моделей и законов.

Источник: spravochnick.ru

Налоговые проблемы и пути их решения

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Читайте также:  Инновационные бизнес идеи решения

Ключевые слова

НАЛОГИ, НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВО

Текст научной работы

Данная тема является актуальной, так как государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов.

Действующая в течение последних лет в России налоговая система создавалась практически заново. Отечественный опыт функционирования такой системы в условиях, когда дается простор рыночным отношениям, очень невелик. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности физических и юридических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Для того чтобы определить пути реформирования налоговой системы РФ, необходимо, в первую очередь, проанализировать основные проблемы системы налогов и сборов нашей страны на современном этапе её развития. Среди этих проблем можно выделить следующие:

  • — неэкономичность и неэффективность налоговой системы по решению задач собираемости налоговых платежей и формированию бюджетов соответствующих территориальных образований;
  • — значительное количество налоговых платежей, большие налоговые ставки,что в значительной мере способствует уклонению от уплаты налогов налогоплательщиками;
  • — большое количество законодательных актов (около 900 документов) 31 , огромное количество льгот по объектам и субъектам каждого вида налога делает налоговую систему России сложной и противоречивой в понимании законодательной базы, а отсутствие методик и алгоритмов не позволяет оперативно производить налоговые вычисления;
  • — субъективная недооценка или переоценка роли и значения отдельных видов налогов способствует частому изменению налогового законодательства, налоговой базы, налоговых ставок, внесения других изменений в налоговые акты, что не делает налоговую систему стабильной, снижает привлечение инвестиционных проектов, особенно иностранных, в российскую экономику;

Роль государства в реформировании налогообложения, налоговой системы и налоговых отношений между органами власти и налогоплательщиками должна заключаться в установлении конституционных, социально-справедливых прав, обязанностей и ответственности граждан и органов власти перед обществом и государством. Для реформирования налоговой системы следует стремиться не к увеличению объемов собираемости налогов, а к следующему:

  1. 1. По мере снижения обязательств государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок.
  2. 2. Сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.
  3. 3. Налоговая система должна обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога.

В интересах достижения поставленной цели необходимо законодательно и практически решить проблемы:

  1. 1) законодательно ликвидировать многочисленные налоговые льготы как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;
  2. 2) законодательно и организационно обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;
  3. 3) ликвидировать в налоговом законодательстве все условия, способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;
  4. 4) законодательно и организационно упростить налоговую систему за счет уменьшения числа налогов и сборов, заменив их единым налогом на доход, сокращения или ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.

Разрешение данных проблем должно осуществляться не эволютивным путем, а в результате принятия координальных изменений в действующем налоговом законодательстве. Такой путь будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит:

В процессе реализации программы реформирования налоговой системы в первоочередном порядке необходимо решить проблему выбора видов налогов: какие из имеющихся оставить, какие исключить, какие ввести в новое законодательство. С этой целью следует законодательством четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны подлежать изменениям в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ, не должны ухудшать положение субъектов налога, за исключением таможенных пошлин и коммунальных, платежей, которые могут пересматриваться не чаще, чем один раз в год.

В заключении, сделаем вывод, что сейчас необходима переориентация системы налогообложения на приоритет интересов развития экономики, дополненная мерами по организационно-методическому совершенствованию деятельности самих налоговых органов, что позволит повысить эффективность налогового регулирования, создаст необходимые предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектора.

Кредитные риски

  1. Ахметова Э.Р.
  2. Каримова Ф.Р.

Пути снижения кредитных рисков в современных условиях

  1. Каримова Ф.Р.

Управление кредитными рисками

  1. Каримова Ф.Р.

Источник: novainfo.ru

Раскрыта тайна собираемости налогов в России

налоговая система, реформа, налоги, собираемость, титов, региогы, доходы

Фото агентства городских новостей «Москва»

Действующая в РФ налоговая система была создана два десятилетия назад в период бурного экономического роста и сегодня нуждается в кардинальной реформе для вывода страны из хронической стагнации. Доклад с критикой налоговой системы представил во вторник президентский бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он утверждает, что собираемость налогов остается непрозрачной, а по налогу на добавленную стоимость (НДС) собираемость составляет всего 56%. Для изменения исключительно фискальной направленности налоговой системы Титов предлагает снизить социальные налоги и НДС за счет повышения других налогов.

Налоговая нагрузка в РФ представляет собой важнейшую проблему и волнует большинство бизнесов и население РФ, признает председатель координационного совета Института экономики роста им. Столыпина, бизнес-омбудсмен Борис Титов. По его мнению, действующая налоговая система (НС) в России не работает точечно. «У нас бомбардировочная налоговая система, точечного наведения нет.

Читайте также:  Как создать еще один аккаунт в инстаграм для бизнеса

То есть сегодня мы просто бомбим пространство тем, что собираем налоги, практически не заостряя, не направляя удары на точечные объекты. То есть туда, где было бы интересно повысить налоги, потому, что там излишняя доходность. И понизить налоги, потому что там нужно стимулировать рост», – объясняет президентский бизнес-омбудсмен.

Эксперты Института Столыпина видят необходимость выстраивания так называемой умной налоговой системы или smart taxes, то есть настраивать налоговую нагрузку компаний и людей в зависимости от уровня их дохода и нуждаемости. Руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Антон Свириденко отметил, что smart taxes – это девять основных принципов, «которые должны быть положены в основу новой налоговой системы».

На сегодняшний день, как считают эксперты, российская фискальная система не настроена на различные уровни дохода. Они выделяют несколько проблем. В частности, указывают в институте, российская НС фактически не выполняет сегодня поддержания социального баланса.

В стране по-прежнему действует плоская шкала налогообложения, при которой граждане даже с малыми доходами платят такой же подоходный налог (13%), что и все остальные. «Это, в свою очередь, сокращает потенциал их потребления и лишь усугубляет бедность», – отмечает советник бизнес-омбудсмена Антон Свириденко. Плоская шкала налогообложения более не соответствует мировой практике, считает он. Прогрессивная же, наоборот, позволяет выравнивать доходы и борется с неравенством.

В целом налоги на труд в РФ являются одними из самых высоких в мире, утверждают эксперты Института Столыпина. Они включают в себя 13-процентный налог на доходы физлиц (НДФЛ), социальные взносы в Фонд оплаты труда (ФОТ) в размере 30% и еще такой косвенный налог, как НДС, по ставке 20%, перечисляют они.

Налоги в РФ также не выполняют стимулирующую функцию. То есть предприятия и индивидуальные предприниматели (ИП) не ориентированы сегодня на масштабирование своего бизнеса, а на поиск «оптимального» налогового режима, что в результате дестимулирует развитие предприятий, говорит Свириденко. В результате в России просто невыгодно производить.

Еще одна проблема, обращают внимание экономисты, текущая НС настроена таким образом, что регионы РФ просто не заинтересованы в развитии. К примеру, если еще в 2000 году налоговые доходы регионов составляли 68% их бюджетов, а межбюджетные трансферты Федерального центра составляли 28%, то теперь, наоборот, 28% приходится на собственные налоговые доходы субъектов РФ, а 66% – на трансферты Центра, рассказывают в Институте Столыпина. Доля доходов местных бюджетов в ВВП РФ также постепенно снижается. Если в 2000 году она составляла 6,4%, то в 2019-м – менее 4%. Таким образом, подчеркивают в институте, регионы сегодня в меньшей степени зависят от налоговых поступлений бизнеса в и большей – от трансфертов Москвы, что не стимулирует муниципалитеты развивать бизнес у себя в регионе.

188-4-11-650.JPG
Структура доходов местных бюджетов в РФ, в %. Источник: Институт Столыпина

Таким образом, текущая налоговая политика выполняет в основном фискальную функцию и не дает возможности соблюдать баланс между объемом изъятий и наличием средств к развитию, а также обеспечивать устойчивое социальное развитие, считают эксперты.

В институте видят необходимость такой модернизации налоговой системы, при которой будет сохраняться устойчивость бюджета, а также будет стимулироваться развитие экономики и снижаться неравенство в доходах отдельных секторов экономики, регионов и групп населения.

Решение этих задач они видят через введение прогрессивной шкалы налогообложения, корректировки НДС и более точечного введения налога с продаж. Так, они предлагают снизить ставку НДС до 10% и сделать ее единой. По их мнению, единая ставка упростит расчеты налога и избавит от проблем расчета разных ставок НДС. Кроме того, предлагается снизить размер страховых взносов до 15% и сделать его одинаковым для всех размеров предприятий, видов деятельности и размеров зарплат. Компенсировать выпадающие доходы бюджета от снижения НДС и соцвзносов экономисты предлагают за счет введения прогрессивной шкалы налогообложения и более тонкой настройки налога с продаж.

В частности, они предлагают ввести различные ставки НДФЛ в зависимости от уровня доходов семей на уровне 5, 15 и 25%. Ставка в 5% может вводиться для тех, кто получает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или медианную зарплату, максимальная ставка может начисляться тем, кто получает доход в 250 тыс. руб. в месяц, рассуждает Свириденко. При этом облагать высокой ставкой предлагается только ту часть дохода, которая превышает пороговые значения, подчеркивают в институте. Также при прогрессивной ставке налогообложения могут учитываться такие платежи, как ипотека, от чего ставка НДФЛ также может быть меньше, предлагают экономисты.

Еще один инструмент компенсации выпадающих доходов бюджета они видят в необходимости введения регионального налога с продаж. Ставку такого налога они предлагают установить на уровне 5% и взимать при продаже физлицу товаров и услуг на потребительском рынке.

Кроме того, они считают необходимым перераспределять доходы регионов. «Все налоги и акцизы должны поступать в региональный бюджет. А федеральный бюджет будет получать определенный процент от налоговых доходов региона, на базе расчета по системе коэффициентов, устанавливаемый в зависимости от финансового обеспечения региона, необходимости решения социальных и экономических задач и перспектив роста», – предлагает Антон Свириденко. В свою очередь, из бюджетов регионов в местные бюджеты должно передаваться 100% налоговых доходов от спецрежимов и налога на профдоход, а также 100% прироста других налогов, если прирост произошел в связи с улучшением экономики муниципалитета, предлагают в Институте Столыпина. Экономисты считают, что такая децентрализация налоговых доходов обеспечит большую финансовую самостоятельность регионам и муниципалитетам.

Читайте также:  Сдача фуры в аренду как бизнес

Эксперты также хотят оптимизировать налоговые режимы для малого и среднего бизнеса (МСБ) и самозанятых. Для них предлагается установить единый налоговый режим. Борис Титов приводит в пример развитые страны, где для малых предприятий ставка для МСБ часто привязана к НДФЛ. Эксперты, правда, тут же признают, что пока такая норма не применима в РФ. «Пока в России действует плоская шкала налогообложения, это будет означать ухудшение положения МСБ», – говорит Титов.

Кроме прочего облегчить жизнь малого бизнеса столыпинцы предлагают за счет отмены налога на дивиденды, налога на прибыль в течение трех лет. Также они намерены создать некую федеральную систему льгот для МСБ, которая будет ориентирована на налогообложение объектов исходя из их площади, кадастровой стоимости, срока эксплуатации объекта недвижимости и его нахождения.

По мысли экономистов, новая налоговая система первые годы после ее введения будет вести к выпадению доходов из бюджета. Они оценивают это выпадение на уровне до 1,6 трлн руб. в год. Однако уже на пятый год ее использования новая фискальная система будет приводить к росту поступлений в бюджет, уверены столыпинцы. «За счет роста экономики, роста доходов населения консолидированный бюджет РФ будет пополняться», – поясняют они. Таким образом, они рассчитывают, что к 2028 году, то есть на восьмой год введения новой НС, допдоход бюджета составит 2,4 трлн руб., прогнозируют в институте.

Завлабораторией Центра научных исследований институциональных проблем налоговой системы и политики МГУ Кирилл Никитин согласен с экспертами в необходимости снижения фискальных барьеров и стимулировании экономического роста. Однако решение всех этих проблем возможно и в рамках действующей налоговой системы, говорит он. Однако ученый сомневается в эффективности новой НС до тех пор, пока уклонение от налогов в обществе является допустимым. При этом Никитин поддерживает идею реформы налогообложения регионов. «К примеру, в Германии федеральные налоги не зачисляются в федеральный бюджет, а распределяются в земли, исходя из сложности региона. То есть в РФ, к примеру, регионы Северного Кавказа могли бы при такой системе получать различные доплаты за счет их большей уязвимости», – рассуждает экономист.

Реформирование или пересмотр налоговой системы – это инструмент для стимулирования развития экономических процессов в стране, соглашаются эксперты. «Везде экономисты прекрасно понимают, что рост или снижение налогов для граждан и бизнеса всегда напрямую отражается на том, сколько доходов получает государство и как развивается экономика в целом. Столыпинский институт не придумал ничего нового – снижение общего фискального бремени для бизнеса считается работающим методом для стимулирования предпринимательской инициативы, обеления экономики, роста поступлений в бюджет», – говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Предложения вполне укладываются в классическую схему: когда экономика в стагнации, налоги нужно снижать, соглашается он. «По каждой отдельной категории налогоплательщиков подробные расчеты, к чему эти новации приведут. Сейчас сказать, насколько эффективным будет применение прогрессивной шкалы налогообложения в стране, нельзя. Но однозначно можно сказать, что снижение НДС до 10% будет одним из самых позитивных решений для бизнеса за последние годы. Такой пересмотр налогов (вместе со страховыми взносами и другими платежами) может реально привести к оживлению МСП и резкому росту предпринимательской деятельности в стране», – соглашается Сигал.

Предложения института могут быть эффективными, но не в российской реальности, так как в РФ огромная армия контролеров, проверяющих, специалистов, работающих с документами, заточена на поиск несовершенств, и раз у них есть эта задача, они дадут результат, считает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «В отношении МСБ у власти нет презумпции невиновности, зато есть цель выжать все возможное и направить путем налогов, сборов и штрафов в бюджет. По сути, последние три-четыре года люди и бизнес – это новая нефть в наших реалиях. Сложно представить, что столь радужные и действительно удобные предложения найдут место в такой искаженной реальности», – сомневается она. Мы живем в убедительно профицитном бюджете и изменения в налоговой системе нужно делать осмысленно, сообщает эксперт в области корпоративных коммуникаций Андрей Лобода. «Решать проблемы депрессивных регионов перераспределением средств в них не так уж просто, от этого налоговая база и ВРП не вырастет. Бизнесу нужны как минимум спокойные годы работы без новых изменений», – считает он, полагая, что переосмыслить налоговую систему можно после выхода экономики из стагнации в фазу устойчивого роста.

Предложенные экспертами меры будут эффективными в том случае, если многие компании решат выйти «из тени», считает партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе. «В настоящее время довольно значительная часть работодателей выплачивают сотрудникам зарплату неофициально. Даже с учетом снижения и сохранения ставок многое будет зависеть от того, как на это отреагирует население и компании», — рассуждает он. Эксперт также сомневается в пополняемости бюджета за счет введения прогрессивной шкалы и снижения НДС.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Источник: www.ng.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин