Направление бизнес в университетах это

О том, как обстоят дела в НИУ «МЭИ», рассказал Роман Куликов, заведующий кафедрой Радиотехнических систем и Президент НКО «Ассоциация малых КБ и руководителей инновационных компаний».

869 просмотров

1. Какими научными разработками вашего вуза вы особенно гордитесь?

Сегодня Национальный исследовательский университет «МЭИ» включает в себя десяток заслуженных институтов. Так как я работаю в Институте радиотехники и электроники, который входит в состав НИУ «МЭИ», остановлюсь именно на наших достижениях в этой области. Я особенно горжусь прошлыми заслугами мирового уровня: ОКБ «МЭИ» (особое конструкторское бюро) активно участвовало в советской космической программе и сейчас продолжает работать, наши ученые получали первые изображения Луны и Венеры, разрабатывали систему связи Лунохода, которому, кстати, на днях исполнилось 50 лет.

На моем факультете работал академик В.А. Котельников: во время Великой Отечественной Войны ему было поручено улучшить системы секретной связи, и он разработал теорию потенциальной помехоустойчивости, на базе которой теперь проектируются все беспроводные системы, а ещё до Войны он же сформулировал и доказал фундаментальную теорему, которая теперь носит его имя и которая дала обоснование всей цифровой технике. К слову, западный мир упорно называет ее теоремой Найквиста, что не вполне корректно.

ТОП3 направления в Вузе для открытия бизнеса? 🙄 Важно обучение в ВУЗе? | #68 Маркетуро. Аносов Роман

Из сегодняшних заслуг отмечаю радиолокационную школу профессора А.И. Баскакова, разработки которого востребованы в авиационном и спутниковом зондировании Земли. Эти технологии используются в высокоточной навигации, для слепой посадки вертолета, для поиска косяков рыбы, обнаружения водоносных слоёв и многих других задач.

Также наши ученые работают на острие фундаментальной науки в совершенно новой области – в спинтронике – с отечественными академиками и лучшими зарубежными коллективами. Спинтроника – это одно из будущих направлений развития электроники, работающей на частотах в сотни и тысячи гигагерц.

Кроме того, мне повезло оказаться под крылом профессора А.И. Перова – одного из самых известных специалистов в области ГЛОНАСС, поэтому наш коллектив благодаря его высочайшей квалификации непрерывно привлекают к самым современным разработкам по навигации в России. Мои подопечные аспиранты за последние пару лет стали самыми глубокими специалистами в стране в сфере сверхширокополосных навигационных систем, чем я очень горжусь.

2. Трудно ли превратить научный проект в бизнес идею и реализовать его сегодня?

Строго говоря, научный проект в бизнес-идею превратить нельзя. Можно коммерциализировать результаты научного проекта, применив подходящую бизнес-идею. В целом, коммерциализация результатов в науке — это трудно, но очень интересно.

Если говорить про методы коммерциализации, то наиболее известной широкой публике является методология венчурных стартапов, развитая в послевоенные годы в США и к началу XXI века потерявшая актуальность. Элементы этой методологии были экспортированы в остальной мир для маскировки масштабной программы высокоуровневого хантинга, результаты которой известны как «утечка мозгов». Без внутренних механизмов, например, неафишируемой априорной договорённости фондов разных стадий о разделении ролей и программе действий по приватизации прибылей и национализации убытков, о «накачивании» темы стартапов в публичном медиапространстве, методология венчурных стартапов не работает, что и подтверждается опытом остального мира, в том числе локальным.

vlog: университет, Лондон, бизнес-менеджмент

Также к методам коммерциализации XX века относится планомерная системная работа полного цикла в научно-промышленных объединениях (концернах, корпорациях), внешние проявления ранних стадий которой известны как НИР (научно-исследовательская работа) и ОКР (опытно-конструкторская работа). Проблема в том, что на постсоветском пространстве далее НИР и ОКР процесс идет тяжело: внедрения в реальный сектор редки. Только самые крупные корпорации могут себе позволить применять эту затратную методологию.

Новый этап требует новых методов коммерциализации научных результатов. Над их разработкой мы с коллегами работаем в «Ассоциации малых КБ». В отличие от конкурентной парадигмы венчурных стартапов, мы выступаем за кооперацию малых форм и формирование комплексных проектов на стыках компетенций, за внедрение через пилотные проекты со средним и крупным бизнесом. В эту деятельность вовлекаются и студенты через студенческое сообщество Ventum nova, где формируются коллективы, в том числе с целью проведения научно-технических проектов и коммерциализации их результатов.

Вообще идея Ventum nova – сообщества, в котором проекты разной специализации не конкурируют, а сотрудничают, передают организационный опыт от более опытных к новичкам – родилась на нашей кафедре как ответ на идейно-методологический вакуум в сфере коммерциализации инноваций. Университет – это прекрасная питательная среда, своего рода реактор для зарождения новых проектов. Оставалось придать реакции нужное направление, что и было сделано. Сейчас в сообществе более 80 студентов и аспирантов, представляющих полтора десятка проектов.

Начало в 2015 году положил СКМ Трекинг, проект по разработке системы захвата движений человека для полного VR погружения, спортивной телематики и анимации в кинопроизводстве. Этот проект был изначально спроектирован как стартап, за несколько лет на его основе было написано несколько дипломов, сейчас готовится кандидатская диссертация. Он стал участником Сколково, привлек инвестиции и получил ряд грантов, неоднократно становился лауреатом федеральных конкурсов.

Читайте также:  Название предприятия малого бизнеса

Кроме того, у нас есть ребята, которые работают в сфере спинтроники с ИРЭ РАН и Российским квантовым центром в Сколково, с МЭГ-центром. Среди наших проектов — создание продвинутого автомобильного радара для перспективных интеллектуальных транспортных систем, разработки в области коллективной дополненной реальности на основе технологии высокоточного позиционирования смартфонов. Ряд специалистов применяет искусственный интеллект в своих решениях.

3. Какая есть поддержка от вуза?

В целом, в НИУ «МЭИ» потенциально благоприятный климат для коммерциализации научных результатов. Для полноценной работы нам требуется выработка методологии. В свеже-анонсированной министерской программе стратегического академического лидерства этому уделяется повышенное внимание. Мы готовимся в ближайшие годы учиться коммерциализации научных результатов по-настоящему. Я лично много тружусь над теорией и практикой в разных ипостасях, в том числе в общественной сфере как руководитель «Ассоциации малых КБ».

Помимо прочего, для работы со стартапами важна и косвенная поддержка со стороны НИУ «МЭИ»: вуз не мешает (sic!), морально поддерживает, указывает ориентир. Тут всегда можно найти как опытных специалистов, готовых проконсультировать, так и молодых энтузиастов, готовых попробовать. Небезызвестный федеральный фонд содействия инновациям — «фонд Бортника» — является традиционным источником первых грантов для молодых команд ученых – «УМНИК» и «Старт». С 2020 года в НИУ «МЭИ» появилась программа внутренних грантов на поддержку научных разработок, ориентированная на молодежь, – и это очень хороший шаг. Среди критериев успеха – заключение хозяйственных договоров на НИР/ОКР с реальным сектором — то есть с компаниями-партнерами университета.

4. Какая часть выпускников остается в вузе? Кто уходит в бизнес? Есть ли статистика?

Можно сказать, что примерно 50 — 70 выпускников в год остаются в вузе, это в основном аспиранты. А выпускает НИУ «МЭИ» обычно 2500 человек, и все они идут работать в бизнес, в отрасль.

Лучших выпускников, по 3 — 4 человека из сотни, стараемся оставить при вузе – в аспирантуре и далее в преподавании и науке. Научная работа в НИУ «МЭИ» для молодых специалистов — это доход выше среднего, возможность интересной самостоятельной работы, здоровая конкуренция и высокий социальный статус.

Большинство студентов трудоустраиваются на промышленные и научные предприятия по специальности еще до окончания вуза. Безработных не по своей воле я не встречал.

Открыть свое дело пробует небольшая часть выпускников, и это тоже закономерно: далеко не все склонны к предпринимательству и риску. Отрадно, что с той поры, как в НИУ «МЭИ» появилось сообщество студенческих инновационных проектов Ventum nova, стали появляться технологические бизнесы ранних стадий.

5. Вы верите в предпринимательство в науке?

Я думаю, что симбиоз науки и предпринимательской деятельности может быть весьма плодотворен при правильном подходе. Предприниматель смотрит на все, в том числе и на проблемы, как на возможности. Поэтому если некоторый научный результат открывает новые возможности, то он легко ложится в схему предпринимателя. Если все делать правильно, то успех неизбежен.

Источник: vc.ru

Чем обусловлена растущая популярность направления «бизнес» в российский вузах?

Чем обусловлена растущая популярность направления «бизнес» в российский вузах?

Еще каких-то 10 лет назад самыми востребованными направлениями в российских вузах были всем знакомые журналистика, юриспруденция, экономика и менеджмент. Обучение этим профессиям было выстроено по четкой траектории и нацелено на то, чтобы выпускники стали специалистами в своей области. Сегодня же, выбирая высшее образования студент-абитуриент нацелен не на освоение той или иной профессии, а на то, чтобы получить как можно более широкий спектр знаний, навыков и умений. И, конечно же, российские высшие учебные заведения, подстраиваясь под молодежь вводят все больше новых практико-ориентированных программ. Одной из таких, является программа «бизнес» или же «управление бизнесом», которое с недавних пор пользуется огромной популярностью сведи молодежи.

Откуда к нам пришло бизнес — образование?

Бизнес-образование начало зарождаться в западных университетах в середине 20 века. Люди, мечтающие заняться предпринимательством, поступали на программу «Master of Business Administration», где получали основные знания в области управления и администрирования.

К 90-м годам стало понятно, что со стремительно растущим спросом на получение мультидисциплинарного образования в области предпринимательства надо что-то делать. Именно тогда было принято решение открыть в вузах отдельные факультеты привязанные к образовательной программе MBA, где студентам будут преподаваться различные дисциплины в той или иной мере помогающие стать предпринимателем. Тогда же в 90 годы бизнес-образование и проникло в Россию. Многие отечественные университеты довольно быстро начали копировать западных собратьев, основывая факультеты для студентов, желающих создать свою собственную компанию.

Так в 1988 году был основан «Институт бизнеса и делового администрирования» в РАНХиГС, а в 1990 году был основан «Институт мировой экономики и бизнеса» в РУДН, ставшие одними из первых в этой области.

Почему именно сейчас все хотят научиться быть предпринимателями?

Не смотря на более чем тридцатилетнюю историю существования факультетов бизнеса в России волна популярности начала накрывать их лишь в последние несколько лет.

Во-первых это может быть связано с тем, что только сейчас традиция бизнес-образования начала укореняться в сознании населения. Дело в том, что постсоветское сознание россиян было основано на необходимости получения молодежью в университетах фундаментального специального образования. Поэтому, желающие заняться предпринимательством выбирали для себя такие факультеты как экономика или менеджмент для того, чтобы при неудачном исходе дел иметь определенную подушку безопасности.

Читайте также:  Валяная обувь как бизнес

Во-вторых нынешний спрос на бизнес-образование в университетах может быть обусловлен менталитетом современной молодежи. Сегодня каждый второй ребенок мечтает стать не врачом, учителем или спортсменом, а предпринимателем. Он хочет открыть свой бизнес, чтобы затем превратить его в многомиллиардную компанию. Поэтому из сознания молодежи постепенно стирается представление о профессии, как об определенном призвании. Никто не хочет быть простым штатным сотрудником, ведь это не престижно, не прибыльно и совершенно не модно.

В-третьих популярность данного направления объясняется изменением общества и его ценностей. В наши дни молодежь не гонится за стабильной работой, недвижимостью и ранним браком, как это было у предыдущего поколения. Современными критериями успеха являются наличие собственного дела, инвестиции и качество жизни. Именно поэтому молодое поколение стремится развивать в себе такие качества как креативность, находчивость, решительность, стратегическое и аналитическое мышление. И всему этому можно научиться именно на факультете бизнеса.

Какое будущее у бизнес-образования в России?

В данный момент бизнес-образование в России все еще существенно отличается от западного, но тенденции его развития крайне многообещающие. Конечно, не многие университеты в настоящий момент могут похвастаться международной аккредитацией MBA, но тем не менее дипломы выпускников бизнес программ признаются как в России, так и за рубежом.

Конечно, для того, чтобы получить образование в ведущих российских вузах придется заплатить немаленькую сумму. Так например за год обучения на программе «Управление бизнесом» в Высшей школе экономики Вам придется отдать 650 тысяч рублей. Это делает ее одной из самых дорогих программ на данный момент. Тем не менее, во всех университетах для самых успешных студентов предусмотрен как перевод на бюджетную основу обучения, так и участие в международных программах обмена и бизнес форумах, стажировки в крупных компаниях, гранты в поддержку своего уникального стартапа. Все это дает возможность применять свои навыки на практике уже во время обучения.

Что касается дисциплин, которые лежат в основе отечественных курсов, то среди них можно выделить такие как бизнес-английский, бизнес-информатика, экономический анализ и другие. По словам самих студентов, обучение дается им не легко, но при этом, по их мнению, такого количества практических занятий нет ни на одном другом факультете.

Все это дает нам основания полагать, что в ближайшие годы данное направление будет все больше развиваться. Мы надеемся, что в ближайшие годы бизнес-образование в российских вузах станет более доступным и еще более качественным.

Источник: locrum.ru

Учиться зарабатывать: университеты между наукой и бизнесом

Фото Getty Images

Жизнь быстрая, процесс накопления знаний медленный. Отсюда основной конфликт между фундаментальной и прикладной наукой в вузах. Компаниям сегодня нужны быстрые прикладные технологии, которые без фундаментальной проработки появиться просто не могут. А фундаментальная наука, которая не имеет явно выраженного результата, сегодня очень дорогая, и непонятно, кто за нее готов платить.

Фундамент для инноваций

Сегодня компании стали отказываться от собственных RD центров интеллектуальную собственность, сталкиваются с ее избыточностью и начинают продавать свои идеи. Развивается идеология открытых инноваций и возрастает необходимость сотрудничества с университетами и научными организациями.

Да, всем нужна прикладная наука, чтобы догонять и перегонять Запад, но если посмотреть на большинство инновационных разработок, которые сегодня внедряются, они основаны на том заделе, который накоплен за последние 20-30 лет нашей научной школой. Так что фундаментальная наука — это базис, из которого должны произрастать прикладные наработки. А базис этот живет по своим законам.

Очень сложно заставить ученых заниматься, скажем, полупроводниками или наночастицами. Они занимаются тем, что им интересно, и результаты могут быть непредсказуемыми. Интернет, например, никто специально не изобретал, он стал побочным продуктом необходимости передачи данных, когда носители перестали справляться. В этом смысле наука так устроена, что она самоорганизуется, саморазвивается и основывается на людях, их увлечениях и идеях. Эту систему нужно поддерживать.

В бизнесе работают другие законы, там все очень быстро меняется, и, для того чтобы встроиться, нужны быстрые внедрения. То есть университеты и компании живут на разных скоростях. И здесь мы возвращаемся к теме баланса. Для тех вузов, которые сегодня трансформируются и активно развиваются, этот вызов перевода фундаментального знания в прикладное является ключевым.

Компании являются поставщиками актуальных задач, научных в том числе. И в этом смысле работающие «на холостом ходу» мозги могут приложить свои идеи к конкретной сфере и получить конкретный результат. Также это отличная возможность для студентов обучаться на конкретных проектах. И это диверсификация доходов для вузов.

Сегодня российские университеты чрезвычайно зависимы от бюджета, поэтому выполнение конкретных проектов под задачи компании является стратегически важной целью, так как дает дополнительный доход. Но чтобы выйти в это поле, вуз должен кардинально трансформироваться.

Читайте также:  Где брать идеи для бизнеса и стартапов

Университеты 3.0

Традиционно в вузах было два базовых процесса — наука и образование. Хорошие светские университеты отличались тем, что студенты учились на вовлечении в научные светские проекты. Формировался светский тип мышления. Сегодня мы уже говорим об университетах нового типа — так называемых университетах 3.0, как назвал их в своей книге профессор Йохан Виссема.

Последние 30 лет он исследовал университеты, которые преуспели на пути диверсификации доходов и пользы для экономики. Это, например, Кембридж, Левенский университет. Кстати, вышли они на этот путь не от хорошей жизни. Тот же Кембридж 30 лет назад был в жесточайшем финансовом кризисе, научные группы были вынуждены выйти за пределы вуза и создавать стартапы, компании.

И в результате за 30 лет сформировался новый тип светского университета, который умеет очень быстро переводить науку в продукты. Многие стартапы базе Кембриджского университета уже превратились в крупные компании. Например, компания Aqdot в сотрудничестве с кафедрой химии разработала и запатентовала новую технологию для создания микрокапсул, наполненных рядом активных ингредиентов для рынка агрохимикатов, нутрицевтики, косметики. Еще один пример — компания Cambridge Carbon Capture, использующая электрохимическую технологию для производства энергии, комбинируя углекислый газ с кальциевыми или магниевыми материалами с образованием карбонатов. Также на базе физического факультета Кембриджа зародилась компания Eight19, которая производит гибкие, легкие пластиковые солнечные батареи.

Теперь в экономике знаний именно такие университеты становятся драйвером экономического благосостояния стран. Они там, где высокие технологии и новые знания, — они сами их генерируют. Они тянут таланты со всего мира, потому что потенциал человека, а не заводы-пароходы, становится производительной силой.

Отсюда гонка государств за создание университетов мирового класса — сетевых, космополитичных, мобильных, диверсифицированных по ресурсам. Сейчас во всем мире идет трансформация в этом направлении. Это главный вызов — как процесс производства инноваций сделать базовым в университете, выстроить интерфейс между бизнесом и академической средой.

У успешных западных университетов такая экосистема выстраивалась 30 лет, мы должны ее воссоздать за пять. И надо не догонять, а перегонять. Ведущие российские вузы об этом думают и заинтересованы в участии компаний.

Создание университетской экосистемы

Именно через привлечение компаний можно максимально быстро преодолеть кризис и увязать фундаментальную и прикладную науку. Но у нас проблема в том, что чуть ли не 90% всех денег сосредоточено вокруг крупных государственных компаний — это «Транснефть», «Газпром» и т. д. Это огромные гиганты на сырьевом рынке, и потребности в заказе инноваций у университетов у них нет. Поэтому спрос сильно ограничен.

При этом наш университет показал способность работать с коммерческими компаниями. Например, несколько лет назад Россия и европейские страны ужесточили требования к экологической чистоте древесной продукции. Университет отреагировал на этот вызов. Вместе с одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий Сибири — компанией «Томлесдрев» ТГУ создал высокотехнологичную линию по производству древесных плит с низкой токсичностью. Есть много небольших компаний, которые имеют амбиции выхода на международные рынки, мы с ними работаем, но возможностей у них, конечно, меньше.

В перспективе мы хотим сформировать вокруг университета несколько сотен IT, инженерных, биотехнологических компаний, возможно, выйти на новые формирующиеся рынки, где компетенции только нарабатываются, например, рынок интеллектуального анализа данных. В ТГУ создана первая и пока единственная в России Лаборатория наук о больших данных и проблемах общества. Объектом ее внимания выступает информация с разных ресурсов сети интернет. Этот инструмент можно применять для решения самых разных задач: например, мониторить ситуацию в социальных сетях на предмет экстремистских настроений, или изучить, как «распределяются» различные заболевания по разным регионам, чтобы оптимально выстроить медицинскую инфраструктуру.

Из примеров других перспективных направлений можно выделить лазеры на парах стронция, они являются оригинальной разработкой ученых Факультета инновационных технологий ТГУ, не имеют аналогов в мире. Сейчас лазеры проходят испытания для использования в медицине. В 2017 году ученые ФИТ изготовили лазерную установку для производителя цифровой электроники — компании Wuhan Energy Electrical Co.,Ltd. (Китай).

Но чтобы создать вокруг университета эту инновационную бизнес-инфраструктуру, мы сами должны измениться. Должны изменить систему управления университетов. Сейчас уже создаются академические советы, куда входит власть, бизнес, советы промышленных партнеров. Организуются совместные проекты с компаниями.

Например, мы запускаем совместный проект с «Газпромбанком» — студенческий банк для создания новых цифровых решений. Речь идет об одном из стартапов, получивших финансовую поддержку дочерней компании «Газпромбанка» — GPB Digital, создавшей мобильное приложение для развития профессиональных компетенций и поиска стажировки. Пользователю предлагается список информационных ресурсов для «прокачки» того или иного навыка, профессиональная помощь от эксперта. Крупные компании могут сформировать список необходимых компетенций и подобрать себе стажера.

Как видите, сегодня конкурируют не университеты, а университетские экосистемы. Университет дает среду, интеллектуальные продукты и талант. Остальное уже зависит от партнеров и заинтересованных компаний.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин