Цель данной курсовой определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………. 3
§1. Малый бизнес — сущность и его роль в экономике……………………………………6
1.1. Что такое малый бизнес………………………………………………………. 6
1.2. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………..8
1.3 Особенности малого предпринимательства в России……………. 13
§2. Роль малых предприятий в экономике России………………………………………..19
2.1. Социальная, политическая, экономическая роли малого бизнеса…………. 19
2.1.1 Социальная роль…………………………………………………………..19
2.1.2 Политическая роль………………………………………………………. 19
Значение профессиональных ассоциаций
2.1.3 Экономическая роль………………………………………………………..20
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………..22
2.5. Государственная поддержка малого предпринимательства…………………..31
2.4. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………………41
2.5. Правовые особенности деятельности малого бизнеса в России……………….43
§3. Перспективы развития малого бизнеса в Саратовской области………………………..44
3.1. Государственная поддержка малых предприятий области……………………..44
3.2 Потенциал малого предпринимательства………………………………………. 49
Заключение……………………………………………………………………………………..53
Список использованной литературы…………………………………………. 57
Содержимое работы — 1 файл
Федеральное агентство по науке и образованию РФ
Саратовский государственный социально- экономический
Кафедра общей экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
НА ТЕМУ: ” МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ”
Выполнил: студент 1 курса
Специальность: Финансы и кредит
Специализация: Банковское дело
Личное дело № БД-0840
Научный руководитель: к.э.н.,
доцент Заковоротнова Е.А.
Содержание. С.
§1. Малый бизнес — сущность и его роль в экономике……………………………………6
1.2. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………..8
1.3 Особенности малого предпринимательства в России……………. 13
§2. Роль малых предприятий в экономике России………………………………………..19
2.1. Социальная, политическая, экономическая роли малого бизнеса…………. 19
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………..22
2.5. Государственная поддержка малого предпринимательства…………………..31
2.4. Фонды поддержки малого предпринимательства…………………………… …41
2.5. Правовые особенности деятельности малого бизнеса в России……………….43
§3. Перспективы развития малого бизнеса в Саратовской области………………………..44
Как написать научную статью: пять малых шагов на пути к большой цели
3.1. Государственная поддержка малых предприятий области……………………..44
3.2 Потенциал малого предпринимательства………… ……………………………. 49
Список использованной литературы…………………………………………. . 57
Экономика России сегодня находится в стадии становления, перехода от экономики, зависящей от доходов энергетической отрасли к инновационной . И хотя Российская Федерация признана страной с рыночной экономикой, правильней бы было назвать эту экономику , живущей по своим собственным законам. Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятных условий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальных рычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этом причина резкого замедления темпов экономического роста. Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.
Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. 1 За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжает играть достаточно незначительную роль, оставаясь «в тени». Между тем, только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятиях малого бизнеса способны насытить рынок конкурентоспособной продукцией, создать новые рабочие места, приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднего класса.
Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и позитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержка частной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей стране стали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимых социально-экономических преобразований.
Экономисты самых разных направлений сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные предприятия стали основными неплательщиками в бюджет, что поставило в тяжелейшее положение как федеральные и региональные власти, так и органы местного самоуправления. Малый же бизнес по своей природе мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность. Основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед властями — сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в унылых очередях центров занятости, а активно искали возможности с пользой для себя, распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством; чтобы они создавали новые рабочие места. Всё вышеперечисленное стало решающим фактором в выборе темы для моей курсовой работы.
Цель данной курсовой определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства. 2
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономик
Приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие. Предпринимательская деятельность является инициативной и рисковой деятельностью граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем, поэтому в работе показано, кто может быть субъектом малого предпринимательства и каков механизм его государственной поддержки. Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике были использованы научные статьи Джаарбекова С. М. «Налогообложение малого бизнеса», Шахмалова В. «Малые предприятия в системерыночных реформ», Афанасьева В. «Малый бизнес: проблемы становления», атакже федеральные законы РФ, налоговый кодекс РФ, последние публикации в специализированных газетах и журналах и другая научная литература.
Источник: www.turboreferat.ru
научная статья по теме РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Экономика и экономические науки
Текст научной статьи на тему «РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»
Роль малого и среднего бизнеса в обеспечении устойчивого развития экономики
Аннотация. В статье рассмотрено положение малого и среднего бизнеса в России. Обозначена его роль в обеспечении устойчивого развития экономики. Отмечены меры, стимулирующие развитие малого и среднего бизнеса на современном этапе развития.
Abstract. In article the provision of small and medium business in Russia is considered. Its role in support of a sustainable development of economy is designated. The measures stimulating development of small and medium business at the present stage of development are marked.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, предпринимательство.
Keywords: small business, medium business, business.
Введенные экономические санкции в отношении России в очередной раз вывели на поверхность мнргие проблемы российской экономики. И главная из них это зависимость страны от внешних поставок. При этом зависимость ощущается во всех сферах экономики, начиная от продуктов питания и заканчивая высокотехнологичным оборудованием.
Отдельно необходимо отметить неуменьшающуюся зависимость экономики от экспорта сырьевых ресурсов. В этой связи возникают вопросы, связанные с уменьшением влияния негативных факторов на устойчивость российской экономики. Обращая внимание на структуру валового внутреннего продукта (табл., рис.
1), отметим, что более 60% ВВП, приходится на добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, операции с недвижимостью, оптовую и розничную торговлю, государственное управление. Такая структура сохраняется на протяжении последнего десятилетия. При том, что государство последние десять лет строит инновационную экономику, где главная роль отводится малому и среднему бизнесу, который должен являться основой формирования ВВП и обеспечивать занятость трудоспособного населения. Еще раз необходимо напомнить о том, что малый и средний бизнес является основой большинства развитых стран, который производит более половины ВВП. В России же доля малого и среднего бизнеса в ВВП не превышает и 15%, это недостаточно для процветания государства и создания успешных условий для экономической и инвестиционной привлекательности страны.
Мировой опыт свидетельствует о том, что малый и средний бизнес способны обеспечивать необходимые темпы роста экономики страны при одновременной адаптации к изменяющимся внутренним и мировым условиям конкуренции [1,
2, 3, 7]. В этом смысле в первую очередь следует преодолеть стереотип гигантомании в экономике, избавиться от представления о том, что динамичный экономический рост обусловлен развитием крупного бизнеса и производства. [10]
Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности в России за 2013 г., млрд. рублей
Показатель млрд. руб. Доля, %
Ваповой внутренний продукт в рыночных ценах 66 755,3 х
Валовая добавленная стоимость в основных ценах 57 476,9 100,0
— сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2 162,2 3,8
— рыболовство, рыбоводство 108,1 0,2
— добыча полезных ископаемых 6 217,9 10,8
— обрабатывающие производства 8 519,3 14,8
— производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1 949,8 3,4
— строительство 4 159,2 7,2
— оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов 10 471,6 18,2
— гостиницы и рестораны 582,8 1,0
— транспорт и связь 4 885,4 8,5
— финансовая деятельность 2 819,2 4,9
— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 6 922,7 12,0
— государственное управление и обеспечение военной безопасности; соци- 3 845,5 6,7
— образование 1 733,0 3,0
— здравоохранение и предоставление 2 155,7 3,8
— предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 944,5 1,6
— деятельность домашних хозяйств 0,1 0,001
Таким образом, уменьшение негативного влияния внешних факторов возможно путем
формирования внутренней производственной инфраструктуры, в основе которой будет малый и средний бизнес.
Не смотря на все принимаемые государством меры по формированию и развитию малого бизнеса, численность фактически действую-
щих индивидуальных предпринимателей и численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности за последние 5 лет значительно сократилась. Более наглядно данный аспект исследования представлен на рис.2 и рис.3.
■ сельскоехозяйство, шоггв и лесное хозяйство 3,3% рыболовство, рыбоводство 0,2%
■добыча полезных ископаемых 10,6%
■ обрабатывающие производства 14,8%
■ производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,434 строительство 1,2%
■ оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортным средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 18,2% гостиницы и рестораны IV
транспорт и связь
■финансовая деятельность А.9Уп
■ операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 12%
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 6,7% ■образование 3%
здравоохранение и предоставление социальных услуг
предоставление п рем их коммунальных, социальных и персональных услуг 1,6%
деятел ь ность дома ш них хозя ист в 0,00 IX
Рис. 1. Структура основных видов экономической деятельности в России за 2013 г.
Рис. 2. Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Примечание: ‘данные приведены по итогам сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/ Дата обращения: 10.08.2014.
2008 2009 2010* 2011 2012 2013
Рис. 3. Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации.
Примечание: ‘данные приведены по итогам сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2010 год.
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/ Дата обращения: 10.08.2014.
На фоне такой динамики говорить об эффективности государственной политики в сфере формирования и развития малого и среднего бизнеса не приходиться.
Так, премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев во время выступления на форуме ОПОРА России «Малый бизнес: перезагрузка» заявил: «Недопустимы любые попытки «кошмарить» бизнес. Этот сигнал, к сожалению, остается актуальным до сих пор», — констатировал премьер-министр. Он также отметил, что сегодня российские предприниматели сталкиваются с коррупцией, которая порой провоцируется самим бизнесом, а также с несовершенством правоохранительной и судебной практики, бюрократическим давлением и несоблюдением законности в сфере предпринимательской деятельности. «Очевидно, что все эти проблемы остаются, но предприниматели не должны жить и работать в атмосфере страха, и это абсолютно точно», — подчеркнул Медведев, добавив, что добросовестные предприниматели должны быть под защитой закона, их нужно поддерживать и поощрять. [9]
Нам представляется, что одним из сдерживающих факторов развития и малого и среднего бизнеса, являются слабая предпринимательская активность и иждивенческие настроения у населения. Многие отдают предпочтения работе финансиста, банкира, чиновника, понимая, что предпринимательский путь гораздо сложнее и не гарантирует стабильного и достойного дохода в будущем. То есть задачу государства мы видим в создании системных условий стимулирующих частную инициативу и предпринимательскую активность.
Одним из важных инструментов формирования малого и среднего бизнеса в настоящее время является создание региональных бизнес инкубаторов, которые призваны поддержать тех, кто не способен в одиночестве выжить в условиях рынка [4, 5, 6]. Однако и здесь не обходится без российского подхода к реализации подобных идей.
Так, в ряде инкубаторов существуют ограничения по сфере деятельности предпринимателя. Например, резидентами бизнес — инкубатора могут быть только малые инновационные предприятия, в результате чего площади инкубатора очень часто не заполняются желающими. К сожалению малый и средний бизнес привык работать в тени, предприниматели не проявляют интереса и предпочитают работать по старинке. Часто до них просто не доходит информация и сами предприниматели не верят, что могут попасть в инкубатор.
«Только активизация политики по снижению нагрузки на бизнес и стимулированию инвестиционной активности бизнеса позволит создать условия для перехода от стагнации к успешному росту и успешно решать задачи повышения конкурентоспособности российских компаний и импортозамещения», — подчеркивает
Александр Шохин, Президент Российского союза промышленников и предпринимателей [10].
Необходимо отметить, что существующий малый и средней бизнес в России — это в большинстве своем предприятия оптово-розничной торговли, а предприятий производящих инновационные продукты, которые способные конкурировать на внешнем рынке, очень мало.
На передний план в мире сегодня выходит инновационный тип модернизации, когда рынки завоевываются новыми товарами, услугами, технологиями. Брать с мирового рынка то, что появилось там вчера — значит консервировать собственную отсталость. России сегодня предстоит решать двуединую задачу. С одной стороны, необходимо устранить техно
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.
Источник: naukarus.com
ОЦЕНКА РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
Данные для цитирования: . ОЦЕНКА РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.
Движущей силой развития современного рыночного хозяйства и главным фактором создания конкурентоспособной экономики муниципальных районов является развитие малого бизнеса. В связи с этим, растет интерес к институту предпринимательства, а также оценке и развитию управленческого потенциала населения, способного организовать и развивать бизнес.
Небольшие предприятия создают не только рабочие места, но и могут в значительной степени влиять на доходы населения, таким образом, повышая качество их жизни [3]. Взаимные интересы развития общества, муниципального образования и населения позволяют существенно изменить подход к стремлению постоянно увеличивать социально-экономические показатели с позиции гуманистической парадигмы. Сущность которой заключается в том, что главной целью развития является рост благосостояния населения, его удовлетворенность трудовой деятельностью, удовлетворенность условиями окружающей среды, а экономические показатели лишь характеризуют достижение этих целей. Целенаправленное развитие муниципальных районов, прежде всего, определяется благоприятными условиями для выявления и развития человеческого потенциала населения. Процессы взаимодействия интересов части населения, имеющего высокий уровень управленческого потенциала, и интересов развития муниципального района определяют систему управления развитием [1].
Это ведет к двусторонним выгодам. С одной стороны, население стремится к творческой реализации своего человеческого потенциала по всем направлениям, использованию своих знаний, способностей, умений, а также максимальной реализации человеческих ресурсов, построению успешной карьеры в соответствии с возможностями. С другой стороны условия, позволяющие населению максимально реализовывать способности, может успешно развиваться, не опасаясь спадов и кризисов, за счет совершенствования методов и технологий управления и производства, преумножая таким путем свой экономический потенциал [2].
Выявление и поддержка управленческого потенциала, формирование благоприятных условий для развития влечет за собой повышение уровня и качества жизни населения муниципальных районов, и может характеризоваться ростом количества предприятий малого бизнеса. Повышается значение малого бизнеса в снижении безработицы и росте ВВП, пополняются бюджеты разных уровней за счет налоговых отчислений предпринимателей, работодателей. [4] В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года, согласно которому, представителем данного сектора экономики может стать любой хозяйствующий субъект. В табл.1 представлены статистические показатели динамики изменения численности малых предприятий по России, Нижегородской области, и одному из муниципальных образований Нижегородской области ( г. Бор) [5, 6].
Таблица 1
Показатели изменения численности малых предприятий по России, Нижегородской области, и городскому округу г. Бор за 2009-2013 гг.
Городской округ г. Бор | Нижегородская область | РФ | ||||||||||
На начало года тыс.ед | На конец года тыс. ед | Прирост тыс. ед. | Темп прироста по отношению к базисному году, % | На начало года тыс. ед | На конец года тыс. ед | Прирост тыс. ед. | Темп прироста по отношению к базисному году, % | На начало года тыс. ед | На конец года тыс. ед | Прирост тыс. ед. | Темп прироста по отношению к базисному году, % | |
2009 | 276,18 | 292,32 | 16,14 | 5,84 | 6876 | 7136,0 | 260 | 3,78 | 1347,7 | 1602,5 | 254.8 | 18,91 |
2010 | 292,32 | 175,79 | -116.53 | -36,35 | 7136.0 | 5964,0 | -1172,0 | -13.26 | 1602,5 | 1644,3 | 41,8 | 22,01 |
2011 | 175,79 | 287,12 | 111,33 | 3,96 | 5964,0 | 6342,0 | 378,0 | -7,77 | 1644,3 | 1825,4 | 181,1 | 35,45 |
2012 | 287,12 | 286,99 | -0,13 | 3,91 | 6342,0 | 6431,0 | 89,0 | -6,47 | 1825,4 | 1997,0 | 171.6 | 48,18 |
2013 | 286,99 | 289,75 | 2,76 | 4,91 | 6431,0 | 6900,0 | 469,0 | 0,35 | 1997 | 6037,0 | 4040,0 | 347,95 |
итого | 1318,4 | 1331,97 | 13,57 | 1,03 | 32749,0 | 32773,0 | 24,0 | 0,07 | 8416,9 | 13106,2 | 4689.3 | 55,71 |
Сравнение динамики изменения числа малых и средних предприятий по Нижегородской области, представленной в табл.1, показало, что в 2010 г. произошло существенное снижение количества малых предприятий по области с 7136 тыс.ед. до 5964 тыс.ед. т.е на 13,26% по отношению к 2009 г. Темпы прироста численности малых предприятий к концу 2013 года не достигли уровня 2009 года. Анализ также показал, что изменения динамики соответствуют тенденциям их изменения по России, Нижегородской области и отдельным муниципальным образованиям (рис.1).
Рис.1 Сравнительная характеристика темпов прироста количества малых предприятий по отношению к базисному году (2009 год), %
Правительство Российской Федерации принимает ряд мер для помощи малому бизнесу, что должно привести к росту ВВП. В настоящее время значительно сокращена «бюрократическая волокита», которая сопровождает открытие собственного предприятия, уменьшено количество проверок со стороны контролирующих органов, для частных предпринимателей строятся офисные центры с низкой ставкой аренды, а также предлагаются различные виды грантов и кредитов для развития собственного бизнеса. Однако, как показал анализ, несмотря на множество усилий, предпринимаемых не только государственными, но и муниципальными органами власти, малый и средний бизнес не вносит достаточный вклад в развитие муниципальных образований. С точки зрения экономических параметров малые и средние предприятия влияют только лишь на уровень занятости населения.
Рис.2 Сравнительная характеристика динамики численности занятых на малых предприятиях и количества производимой продукции в расчете на тысячу занятых в 2009-2013 гг.
Анализ показал, что число предприятий и среднесписочная численность работающих в них с 2007 по 2013 гг. росли, а объем произведенных товаров и услуг в расчете на тысячу занятых на малых предприятиях с каждым годом становится меньше. Также следует отметить, что объем отгруженной продукции с малых предприятий не дисконтирован, следовательно, говорить о весомой доле в формировании валового муниципального продукта сложно.
Как показывают исследования ученых, высоким уровнем управленческого потенциала и социальной ответственности обладает лишь 5-6% всего населения [1]. Анализ управленческого потенциала части населения, желающего открыть малое предприятие, на муниципальном уровне не осуществляется, а, следовательно, высоких результатов от их деятельности ожидать и не следует.
Большинство предпринимателей в стремлении быстрее и проще заработать, занимают самые простые свободные ниши в спросе выбирая примитивный бизнес сталкиваются с жесткой конкуренцией. С другой стороны, выбирая еще свободное от конкуренции поле, сталкиваются с другими проблемами, связанными со сложным бизнесом.
Как следствие, общая статистика успеха и неудач малого бизнеса показывает высокую степень риска банкротства. Кроме того, к рисковым факторам, характеризующим малый бизнес, следует отнести, в том числе, низкий уровень управленческого потенциала, привлечение неопытного и неквалифицированного персонала, сокрытие доходов и заработной платы, низкое качество продукции/услуг, высокая текучесть кадров. Как следствие, деятельность предприятий и организаций малого и среднего бизнеса в России в целом слабо отражается на общем уровне качества жизни населения.
Список литературы:
- Егоршин А.П., Захарова С.Г. Карьера одаренного менеджера- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Логос, 2012. – 384 с.
- Захарова С.Г., Банин М.А. Влияние бюджетной политики России на антикризисное управление муниципальными районами // Современные концепции научных исследований.-Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) -ежемесячный научный журнал/ под общей ред. Аркулина Т.В. — М.: 2014 г., №4, часть 8 — С.116-119.
- Захарова С.Г., Масленников Н.А. Закономерности изменения качества жизни населения как индикатор институциональных преобразований в России / Экономика и менеджмент систем управления — Научно-практический журнал/ под общей ред. Кравца О.Я. — М.: изд-во Научная книга, 2013, №2.1 — С.134-143.
- Захарова С.Г., Федина Н.И. Развитие малого бизнеса как фактор экономического роста. Н.Новгород: НИМБ, 2014 – С. 159-164.
- Росстат. https://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/-2014.
- Официальный сайт Администрации городского округа город Бор Нижегородской области. Режим доступа: https:// borcity.ru.[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА РОЛИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ» description=»Определена роль малого бизнеса в развитии муниципального района; проведен анализ динамики развития предприятий и организаций малого бизнеса; проведена оценка показателей деятельности малого бизнеса.» author=»Захарова Светлана Германовна, Сергейчев Николай Юрьевич, Федина Наталья Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Источник: euroasia-science.ru