Научный подход к бизнес-идее помогает ее успешной реализации, показал эксперимент: стартапы, применяющие в работе научные принципы, растут быстрее и зарабатывают больше.
23 августа 2019 | Ирина Рябова Эконс
Научный подход к бизнес-идее помогает ее успешной реализации, показал эксперимент: стартапы, применяющие в работе научные принципы, растут быстрее и зарабатывают больше.
23 августа 2019 | Ирина Рябова Эконс
Предприниматели могут работать с бизнес-идеями как с научными гипотезами: строить теорию, подвергать ee проверке на устойчивость по валидным и надежным критериям, тестировать альтернативные варианты и затем корректировать бизнес-решения в зависимости от полученных результатов. Такой подход помогает точнее оценить финансовые перспективы той или иной идеи, повысить качество принимаемых решений и улучшить показатели бизнеса. К такому выводу пришли авторы эксперимента , проведенного в 2016–2017 гг. в Италии, – исследователи из миланского Университета Боккони, одной из ведущих мировых бизнес-школ.
В исследовании участвовали 116 человек, планировавших начать свой бизнес (в основном – в интернет-сфере, ритейле, производстве мебели, а также в сфере досуга, здравоохранении и других). Участников случайным образом разделили на две группы. Экспериментальная группа применяла научный подход при создании и развитии своего бизнеса, а контрольная – нет.
По истечении примерно года после начала эксперимента выяснилось, что предприниматели, использовавшие научные принципы, лучше оценивали перспективы своего проекта и необходимые инвестиции, быстрее отказывались от неудачных идей и корректировали свои цели. За счет этого такие стартапы быстрее начинали приносить доход и зарабатывали существенно больше. Так, средний и медианный доход стартапов из экспериментальной группы составил 7800 и 1300 евро в месяц соответственно, стартапов из контрольной группы – 900 и 500 евро.
Обучение науке
Сначала обе группы, экспериментальная и контрольная, в течение четырех месяцев проходили предпринимательский тренинг. Участников учили выстраивать бизнес-процессы, собирать и анализировать рыночную информацию, проводить интервью с потребителями для выявления их потребностей и т.д. Программа для обеих групп была общей, однако экспериментальной группе дополнительно преподавали принципы научного подхода.
Новые теории
Многим компаниям, особенно собирающимся запустить новый продукт или развивать новую бизнес-идею, приходится принимать решения в условиях неопределенности. Это стимулирует бизнес к принятию более гибких подходов, основанных на реакциях рынка, поэтапных инвестициях и адаптации к изменениям внешних факторов. Для оценки подобных подходов в экономической науке и стратегическом менеджменте возникают новые теории: например, эффектуации (когда решения принимаются в зависимости от возникающих обстоятельств; противоположный подход – каузация – основан на строгой причинно-следственной связи); дизайн-мышления (основанного на творческом, а не аналитическом подходе); планирования на основе открытий (discovery-driven planning).
Так, уже на первой лекции экспериментальную группу познакомили с принципами работы в условиях неопределенности и рассказали, как формулировать гипотезы на основе выбранной бизнес-модели. Затем эту группу научили среди прочего выделять потенциальных потребителей и использовать открытые вопросы при их интервьюировании; проводить А/Б-тестирование для оценки реакции рынка; определять критерии фальсифицируемости гипотезы. Участники контрольной группы для выяснения интереса к своей бизнес-идее проводили опросы среди друзей и знакомых, задавая закрытые и подтверждающие вопросы; не использовали параллельное тестирование; не разрабатывали критерии, на основе которых принимались или отвергались решения.
Применявшие научный метод чаще корректировали или даже меняли свою основную бизнес-идею, иногда неоднократно. В экспериментальной группе ее поменяли 19 фирм, в том числе 7 – два раза и более; в контрольной группе – 11 фирм, и лишь одна из них – дважды.
В качестве конкретного примера работы экспериментальной группы исследователи описывают стартап Inkdome. Изначально фирма предполагала создать поисковую систему для поиска мастера-татуировщика. В рамках разработки бизнес-модели стартап определил четыре гипотезы: 1) те, кто делает татуировки, не всегда ходят к одному мастеру; 2) нового мастера люди выбирают в онлайне; 3) процесс выбора продолжителен и труден; 4) те, кто хочет сделать татуировку, могут найти всю нужную им информацию в интернете.
Перед интервью с потенциальными потребителями Inkdome определил критерий, по которому оценивал гипотезу: она считалась несостоятельной, если менее 60% интервью ее не подтверждали. В результате три гипотезы стартапа подтвердились, четвертая – нет: люди предпочитали советы знакомых.
Тогда Inkdome решил изменить бизнес-модель и вместо специализированного поисковика создать онлайн-платформу, где желающие сделать татуировку могли получить совет эксперта. Платформа могла рассылать желающим советы по электронной почте (вариант А) или организовать систему чатов с экспертами (вариант Б). В последнем случае требовались дополнительные инвестиции, но тестирование показало, что для потребителей именно второй вариант намного предпочтительнее. Авторы работы отмечают, что научный подход позволил руководителю стартапа быстро переориентироваться на создание нужного потребителям продукта, а не тратить время и усилия на неэффективную в перспективе бизнес-модель. Кроме того, Inkdome получил весомое обоснование для дальнейших инвестиций.
Научный бонус
Объясняя причины неудач стартапов, литература по предпринимательству обычно фокусируется на таких причинах, как характеристики команды основателей, технологии и т.д., пишут исследователи из Университета Боккони. Эксперимент показал, что важную роль играет процесс принятия решений и что научный подход может принести предпринимателям пользу.
До сих пор исследователи не заостряли внимания на методах, использующихся предпринимателями при сборе и оценке данных, нужных для принятия решений. С одной стороны, фирмы могут применять эвристические методы (использование логики, опыта, здравого смысла), с другой – научные, чтобы понять механизмы, влияющие на реализацию новых идей или выпуск новых продуктов, точнее оценить их перспективы или переключиться на альтернативные варианты. Гарантии успеха он не дает: в ходе обучения 24 стартапа из экспериментальной группы вышли из эксперимента, в контрольной группе – 20. Однако среди «выживших» стартапы, действующие на основе тщательно продуманной и затем экспериментально проверенной теории, достигают лучших результатов, заключают авторы исследования.
Источник: econs.online
Деньги из идей: как студенту начать зарабатывать на научных проектах
Если у вас научный склад ума, вам нравятся исследования, но при этом вы чувствуете в себе желание помогать другим и получать за это достойное вознаграждение, умеете формулировать свои цели и фокусироваться на достижении результата — у вас есть отличный шанс заняться высокоинтеллектуальным бизнесом.
Предпринимательство — это стихия молодых, смелых и уверенных в себе людей. Это пора студенчества: новые идеи, знакомства и возможности. Когда как не сейчас самое время попробовать заработать свои первые деньги на том, чем интересно заниматься.
В этой статье мы расскажем, как определить в себе предпринимательское начало, как получить грант, если вы любите изобретать и разрабатывать и хотите монетизировать свои открытия, как сделать первый уверенный шаг в мир высокотехнологичного бизнеса.
Я — предприниматель?
Существуют определённые черты характера, которые говорят о том, что у вас есть предпринимательская жилка. Попробуйте проанализировать себя сами или спросите мнения знающих вас людей.
— Логика, умение мыслить стратегически
Но даже если вы не обнаружили у себя главные признаки предпринимателя — не расстраивайтесь: предпринимателем мало кто рождается. А вот научиться им быть, развивая в себе необходимые качества и компетенции — можно.
Что делают предприниматели?
— Много занимаются самообразованием
— Читают книги и статьи
— Слушают опытных наставников
— Учатся решать проблемы, а не избегают их
Через науку в бизнес
Ещё пятнадцать-двадцать лет назад сложно было бы представить, что студенту вуза или «свежему» выпускнику доверят разработать какую-нибудь инновационную модель или пригласят в команду крутых экспертов работать на равных. Без опыта работы раньше была никуда. Сегодня всё изменилось: миру нужны новые решения и нестандартные подходы, нужны прорывные идеи, а не умение соблюдать рабочий режим.
Ведущие российские игроки рынка инноваций готовы привлекать к разработке новых концепций и идей студентов. Существует достаточно много различных программ, куда могут быть вовлечены активные студенты. И это очень хорошо. Когда я учился в вузе, у нас не было такой возможности. Максимум, мы могли получать повышенные стипендии или ездить на стажировки.
А вот программ, где можно было бы что- то разработать и получить грант — у нас не было. Поэтому сегодня, когда такие возможности есть, студентам нужно обязательно ими пользоваться.
Илья Маленко министр промышленности и торговли Новгородской области
Если вы студент, изучаете прикладные науки и хотите попробовать себя в высокотехнологичном и интеллектуальном бизнесе — у вас есть множество вариантов. Финансирование новгородских проектов фондом содействия инновациям на первое полугодие 2020 составило почти 25 миллионов рублей.
Куда можно подать заявку?
Сейчас идёт прием заявок на региональный конкурс «УМНИК», организованный Министерством промышленности и торговли Новгородской области и региональным представительством Фонда содействия инновациям. Участие в конкурсе дает уникальный шанс получить финансовую поддержку в размере 500 тысяч рублей на проведение научных исследований. Приём заявок до 18 октября 2020 года.
Параметры конкурсов по программе «УМНИК»:
Для физических лиц от 18 до 30 включительно
Грант 500 тысяч рублей на НИР на 2 года
Какие ещё программы есть?
«УМНИК-Цифровая Россия», прием заявок до 14 сентября
Тематические направления конкурса соответствуют сквозным технологиям цифровой экономики.
«УМНИК-Электроника», приём заявок до 21 сентября
- робототехника и сенсорика;
- технология связи 5G;
- спутниковая связь;
- искусственный интеллект.
«УМНИК-Сбербанк», прием заявок до 28 сентября
- мобильная разработка iOS/Android;
- UI/UX дизайн;
- Java Sct разработка;
- Data Science в банковской сфере;
- геоинформатика;
- современные образовательных технологии;
- современные биомедицинские технологии.
Для изобретателей и малых инновационных предприятий, находящихся на начальной стадии развития и стремящихся разработать и освоить производство новой продукции, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, имеющих значительный потенциал коммерциализации существует программа «Старт».
По программе можно получить грант до 2 млн рублей, подать заявку можно до 24 августа.
Для компаний, уже имеющих опыт научно-исследовательской работы и продаж подойдет программа «Коммерциализация».
Куда обращаться с вопросами по заявкам:
Центр «Мой бизнес» каб. 405, Великий Новгород, ул. Федоровский ручей 2/13
Ещё очень важно, что даже если ваш проект не выстрелит с первого раза, то в любом случае он попадает в библиотеку проектных решений. И с этой базой работают самые крупные российские игроки рынки инноваций, а это повышает шанс того, что проекты в будущем будут замечены, а их авторов могут привлечь для других разработок.
Университет даёт старт
С уверенностью можно сказать, что сегодня Новгородский университет стал своеобразной агломерацией интеллектуальных ресурсов региона. У каждого, кто хочет развиваться в сфере инноваций, есть шанс. А у новгородских студентов он особенный.
В 2020 году правительство Новгородской области совместно с университетом и рядом предприятий начали подготовку к созданию в регионе Инновационного научно-технологического центра «Валдай». Этот проект станет своеобразной коллаборацией предприятий и научно-образовательных учреждений, которые будут заниматься разработками и последующей монетизацией этих проектов.
— Этот проект не только «исследования ради исследования». Позиция федерального центра — бизнес должен вкладываться в такие проекты. Так, например, по нашей заявке, в рамках центра «Валдай» будут построены кампусы, в которых будут размещены современные лаборатории. Инвестиции для этого частично будут и от действующего бизнеса. В настоящий момент мы готовим заявку, которую до конца года рассмотрит специальная правительственная комиссия, — поясняет Илья Маленко.
В настоящий момент в России есть три подобных центра: «Воробьёвы горы» (МГУ), «Долина Менделеева», и «Сириус» в Краснодарском крае. Все эти долины — новое направление инфраструктурного развития. Их задача — привлечь к участию в инновационных разработках как можно больше талантливых ученых и предпринимателей и создать условия для коммерческого использования наиболее перспективных разработок.
— Для нас этот проект очень важен, так как крупные игроки рынка обратят внимание на наш регион и университет. Программа создания подобных центров или долин предполагает серьёзные федеральные льготы для региона и участвующих в этом проекте предприятий. А для наших студентов это возможность получить передовые практики во время учебного процесса, работать в лучших лабораториях, заниматься актуальными проектами, учиться коммерциализировать свои научные идеи, — комментирует Илья Маленко.
С чего начать интеллектуальный бизнес?
Если вы определились и решили заниматься производством интеллектуального продукта, начать бизнес-историю можно прямо в университете.
- Экспертизу актуальности вашей разработки вы можете сделать у своего наставника или преподавателя в университете.
- Обращайтесь на площадку «Мой бизнес», где собраны все институты развития предпринимательства в Новгородской области. Здесь вам подскажут, как получить грант или другое финансирование под ваш проект, помогут собрать необходимые документы, получить рекомендации экспертов.
Центр «Мой бизнес» Великий Новгород, ул. Федоровский ручей 2/13
Фото: Светлана Разумовская
Источник: gazon.media
Коллекция идей № 7. Научные бизнес-идеи
Превратить обучение в увлекательный и весёлый процесс — вот один из самых очевидных и прибыльных путей совмещения желания заработать деньги и не бросить свою родную — науку.
Построить свой бизнес на научных идеях решил простой учитель из США — Стив Спанглер. О чём мечтает любой нормальный ученик? Конечно — взорвать школу. Ну то есть, Вы меня поняли — каждый из нас будучи ребёнком очень тяготел к различным опытам, любил, что называется «похимичить». Куда же всё это делось с годами?
Да просто не было со стороны учителей стимула развития этих наших потребностей. Вот и зря — и мы учёными не стали, и хорошие люди денег не заработали.
А вот на сайте Стива Спанглера stevespanglerscience.com описаны и показаны сотни опытов, которые ученики могут повторить сами.
Так что теперь в Америке гораздо больше детей имеют шанс вырасти в учёных, при этом от души развлекаясь в детстве, а не высиживая за скучными учебниками.
А вот вам продолжение той же самой темы научных идей в бизнесе, только гораздо более эффектное. Два предпринимателя-учёных, (по натуре — КВН-щики) организовали выездное научное шоу, которое называется «Лаборатория сумасшедших учёных». Руслан Алмакаев и Александр Кобзин показывают трёхчасовое научное шоу для корпоративных клиентов (время течёт незаметно!) и получасовое шоу для маленьких непоседливых детей.
Научные шоу отвечают на самые важные вопросы, типа «Почему дует ветер» или «Откуда берутся облака», но отвечают так наглядно и интересно, что услышанное и увиденное понимается легко и запоминается на всю жизнь. Можно сказать, что бизнес на научных идеях процветает, такие ивент-проекты (научные шоу) в мире уже существуют давно, есть даже отлаженный рынок необходимых для таких шоу реактивов. Именно эти — иностранного производства реактивы и являются безопасными в эксплуатации. Ведь для научных шоу физико-химических опытов самое важное — это безопасность.
Продолжим нашу тему научных идей в бизнесе неким курьёзом.
[TypeError] Cannot access offset of type string on string (0) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/local/templates/1000ideas_bootstrap_v2/components/bitrix/catalog.section/article-video-ad/template.php:17 #0: include /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790 #1: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885 #2: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776 #3: CBitrixComponent->showComponentTemplate() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716 #4: CBitrixComponent->includeComponentTemplate() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/iblock/lib/component/base.php:4663 #5: BitrixIblockComponentBase->loadData() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/iblock/lib/component/elementlist.php:1314 #6: BitrixIblockComponentElementList->loadData() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/iblock/lib/component/base.php:4642 #7: BitrixIblockComponentBase->initialLoadAction() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/components/bitrix/catalog.section/class.php:350 #8: CatalogSectionComponent->initialLoadAction() #9: call_user_func(array) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/iblock/lib/component/base.php:4828 #10: BitrixIblockComponentBase->doAction() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/iblock/lib/component/base.php:4846 #11: BitrixIblockComponentBase->executeComponent() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:660 #12: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1062 #13: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/local/templates/1000ideas_bootstrap_v2/components/bitrix/catalog.element/article-element-v2/template.php:471 #14: include(string) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790 #15: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885 #16: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776 #17: CBitrixComponent->showComponentTemplate() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716 #18: CBitrixComponent->includeComponentTemplate() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/iblock/lib/component/base.php:4663 #19: BitrixIblockComponentBase->loadData() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/iblock/lib/component/base.php:4642 #20: BitrixIblockComponentBase->initialLoadAction() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/iblock/lib/component/element.php:272 #21: BitrixIblockComponentElement->initialLoadAction() #22: call_user_func(array) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/iblock/lib/component/base.php:4828 #23: BitrixIblockComponentBase->doAction() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/iblock/lib/component/base.php:4846 #24: BitrixIblockComponentBase->executeComponent() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:660 #25: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, object, boolean) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1062 #26: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array, object) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/local/templates/1000ideas_bootstrap_v2/components/bitrix/catalog/1000ideas-article-v2/element.php:34 #27: include(string) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:790 #28: CBitrixComponentTemplate->__IncludePHPTemplate(array, array, string) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component_template.php:885 #29: CBitrixComponentTemplate->IncludeTemplate(array) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:776 #30: CBitrixComponent->showComponentTemplate() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:716 #31: CBitrixComponent->includeComponentTemplate(string) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/components/bitrix/catalog/component.php:274 #32: include(string) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:607 #33: CBitrixComponent->__includeComponent() /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/component.php:684 #34: CBitrixComponent->includeComponent(string, array, NULL, boolean) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/classes/general/main.php:1062 #35: CAllMain->IncludeComponent(string, string, array) /var/www/u2065553/data/www/1000ideas.ru/article/index.php:43 #36: include_once(string) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/modules/main/include/urlrewrite.php:184 #37: include_once(string) /var/www/u2065553/data/www/openbusiness.ru/bitrix/urlrewrite.php:2 ———-
Источник: www.1000ideas.ru