Наука это бизнес онлайн

Самое важное из видеоподкаста для ИТ-стартапов «Три запятые».

2387 просмотров

В этот раз, гостем подкаста от Венчурного хаба SberUnity стал кандидат философских наук, вице-президент, директор Управления исследований и инноваций Сбербанка, заведующий кафедрой инженерной кибернетики Университета МИСИС Альберт Ефимов. Он рассказал, зачем корпорациям свои лаборатории, как научные открытия влияют на развитие IT-бизнеса и что из произведений фантастики — чистая правда.

Полную видеоверсию разговора смотрите по ссылке. Ниже — несколько интересных цитат из интервью:

Про взаимоотношения предпринимателей и ученых:

— Тот, кто в 15 лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе. Подставьте ученых или предпринимателей в любое место в этих строках. Это дилемма, которая насчитывает столетия. Одни говорят — «мы занимаемся инновациями», другие — «а мы реальным делом» и так далее. Поскольку эта дилемма существует давно, ответа на нее нет.

Есть только процесс, который называется «общение». Мы должны искать общий язык между инновациями, бизнесом, производством и так далее. Если мы этого общего языка не находим, у нас проблема.

КАПЕЛЮШНИКОВ: Человек и Деньги

Про тягу к первенству:

— С точки зрения бизнеса не обязательно быть первым, достаточно быть вовремя. С точки зрения науки и технологии — есть один очень значимый фактор — это самореализация, самоутверждение. «Мы хотим быть первыми в чем-то», и это наша цель.

Про роботов и ИИ в будущем:

— Есть будущее предпочтительное, вероятное и возможное. Предпочтительное — это то, чего нам хотелось бы добиться. Нам бы хотелось, чтобы машины работали вместе с людьми. Это то, над чем сейчас работают инженеры. Но на внедрение подобных решений всегда влияет экономика. Например, какие-то специальности действительно могут быть заменены на роботов.

Сейчас уже понятно, что сын водителя-дальнобойщика уже никогда не будет дальнобойщиком.

Про патенты:

— Сбер — одна из немногих российских компаний, у которой целых 6 патентов вошли в число лучших изобретений России. А общее количество запатентованных решений перевалило за 300.

Про «дело случая» в научных и бизнес-открытиях:

— Мы никогда не знаем, где таится успех, а где таится неудача. Опять процитирую Пушкина: «О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…». И очень часто забывают последнюю строчку: «… и случай, Бог изобретатель». Вот «случай, Бог изобретатель» — он всегда с нами. Очень часто бывает так, что ты ищешь одно, а находишь совсем другое — так делаются многие открытия.

Советы фаундерам, которые хотят увидеть на своем счету «Три запятые»:

— Не слушайте ничьих советов. Не ищите решения в поисках проблемы: сначала проблема — потом решение, подумайте десять раз — стоит ли вообще эту проблему решать. И третье — я часто говорю, что “есть только две вещи, о которых стоит заботиться: наука и деньги”. Наука стартапов касается в меньшей мере, а вот деньги касаются напрямую. Позаботьтесь, пожалуйста, о деньгах.

Читайте также:  Вакуумная упаковка как бизнес

Наука про MONEY

Смотрите все выпуски второго сезона подкаста «Три запятые». Подписывайтесь на telegram-канал СберСтартап.

Источник: vc.ru

Наука это бизнес онлайн

Наука — это бизнес?
Наука — это базис!
Ну, а по сути бездна
накрыла наш оазис.

И бродим мы в потёмках
зато всегда с вай-фаем —
наглядно, очень ёмко
«науку» развиваем.

И бьются с фонарями
огромные деньжищи.
И бизнес в этой яме
какой-то базис ищет.

Вокруг одни надстройки,
но в темноте не видно,
когда с ней бизнес в койке
наука так фригидна.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.

Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Источник: proza.ru

«Эффект Сагана»: как связать науку и бизнес

Фото Анатолия Морковкина / Фотохроника ТАСС

Научная коммуникация — передача учеными своих знаний вне научной среды — занятие не столь безобидное, как может показаться. Даже тогда, когда оно общепризнанно благородное. Взять хотя бы Сергея Капицу — эталон ученого и популяризатора науки. Мало кто знает, что за свою медийность он поплатился научной карьерой.

Пока советские и российские зрители восхищались вместе с Сергеем Петровичем наукой и учеными, в АН СССР сочли подобное фиглярством, из-за чего Капица потерял возможность избраться в ее члены и навсегда остался скромным профессором. Конечно, правило существовало не только для него. Сыну нобелевского лауреата Петра Леонидовича Капицы, брату великого географа, первооткрывателя озера Восток в Антарктиде Андрея Петровича Капицы (оба — члены академии), автору четырех монографий, десятков статей, 14 изобретений и 1 открытия, — ничто не помогло.

Правило касты — герметичность — не изменила и перестройка. «Хождение в люди» — благородное дело просвещения, открывающее человечеству тайны науки и радость познания — по-прежнему не одобряется среди «своих». Причем многие сторонники этого мнения — старшее поколение ученых, занимающих значительные должности.

Читайте также:  Как сделать выписку в Сбербанк бизнес онлайн за год

В международной практике такая дискриминация общественной активности ученых носит название «эффект Сагана». Примерно одновременно с Капицей в США звездой и лицом науки стал астрофизик Карл Саган. Но не стал он пожизненным профессором в Гарварде и членом Академии наук США, хотя с научной точки зрения был достоин и того и другого.

Наверное, в свете этого должен стать понятнее стереотип, согласно которому ученые не любят говорить о науке с обычными людьми. Это отнимает время, за это не платят, а могут и наказать. Тем не менее сегодня все больше молодых ученых действуют вопреки устоявшимся правилам: читают открытые лекции, участвуют в телешоу, дают интервью глянцевым журналам. В России сегодня это единственный способ дать своим научным знаниям хоть какую-то жизнь за пределами лаборатории, там, где они смогут стать инновациями, технологиями и вдохновением. Возможно, это не способ, а надежда.

Открытие ищет друзей

В сознании мечтателя трансфер технологий на рынок происходит почти божественным озарением. Вариант первый: ученый, наблюдающий изменение цвета колбы в своей лаборатории, внезапно осознает его рыночную перспективу и пускается в бизнес вместо того, чтобы писать научную статью.

Вариант второй: бизнес сваливается прямо на голову ученому и начинает внедрять и продвигать его открытия, параллельно осыпая профессора деньгами. Но на деле против первого сценария работает привычная герметичность научной среды и непроработанность нормативной базы в сфере интеллектуальной собственности и использования государственного оборудования в коммерческих целях. А против второго — тот факт, что бизнес и наука говорят на принципиально разных языках и вращаются на разных орбитах. Чтобы найти друг друга, им требуется нетривиальная помощь.

В Советском Союзе задача трансфера технологий решалась на уровне всеобщего планирования. Академия наук — форпост познания — занималась фундаментальными проблемами и решала приоритетные задачи. Однако она составляла едва ли одну десятую часть могучего организма советской науки. В ведении каждого отраслевого министерства, планировавшего и регулировавшего работу своей отрасли промышленности, находились отраслевые институты, задачей которых и было привести фундаментальные разработки в промышленность.

С распадом СССР рухнули отраслевые министерства, а с ними — и вся отраслевая наука. Некоторые НИИ еще сохраняются в структурах вроде «Росатома» или «Роскосмоса», но система трансфера технологий перестала существовать. Отчасти поэтому система фундаментальных исследований повисла в воздухе и не дает пищу для экономического роста.

Декларативно функцию инноватора многие годы бессмысленно возлагали на РАН, но по факту преемница АН СССР никогда не выполняла таких функций. Для их развития требовались серьезные ресурсы, которых у РАН никогда не было в условиях хронического недофинансирования, затянувшейся реформы и структурных преобразований. Локальные попытки стимулировать связи науки с промышленностью вроде грантовых программ «Исследования и разработки» априори неэффективны: их могут получить либо люди, уже имеющие связи с промышленностью, либо симулирующие их. В этой системе нет гибкости и возможности широкого поиска партнеров.

Читайте также:  Малый бизнес это медведев

В сложившейся ситуации ученым, которые задумываются о жизни своей работы за пределами статьи в научном журнале, остается одно — говорить. Рассказывать о своей работе в СМИ и соцсетях, искать новые площадки с большим охватом.

Популяризация и прогресс

Да, так бывает. Иркутский эколог, директор НИИ биологии Иркутского государственного университета Максим Тимофеев говорит, что после каждой значимой публикации в федеральном СМИ к нему обращаются сразу несколько представителей бизнеса — от малого до компаний уровня списка Forbes. Обращаются с идеями разной степени идиотизма с точки зрения науки, но одна из десятка таких идей может стоить всех остальных. Группа Тимофеева начала совместную работу с компанией «Бионика» по разработке цифровых платформ на основе ИИ для промышленной экологии. Ученые разработали сенсоры для изучения состояния воды в Байкале, а предприниматели смогут приспособить их для широкого круга задач.

Владимир и Александр Виноградовы из Университета ИТМО — чемпионы медиаактивности. С компанией Nanoprotech ученые коммерциализировали свои разработки в сфере нанохимии, создав для них средство против коррозии, жидкий диэлектрик, универсальный водоотталкиватель и жидкость для пожаротушения. А физики из НИИЯФ МГУ (группа профессора Владимира Кукулина) настолько поразили компанию Nvidia своим пресс-релизом о возможностях проводить сложные квантово-механические расчеты на персональном компьютере с графическим процессором вместо огромного суперкомпьютера, что те сами связались с ними и предложили безвозмездно свои новые графические процессоры для отработки методики и дальнейших исследований.

Потенциал научной коммуникации для науки все больше осознают и в руководстве университетов, обладающих достаточными ресурсами для развития. В помощь ученым в пресс-службы нанимают профессиональных специалистов-коммуникаторов, которые берут на себя организационную часть продвижения науки в СМИ и соцсетях, организуют мероприятия и готовят ученых для работы с аудиторией неспециалистов.

Профессия «научный коммуникатор» уже почти 30 лет существует в Европе, США и Австралии, а в России закрепилась лишь в 2016 году с созданием соответствующей магистерской программы и профильной профессиональной ассоциации. Как раз им-то и предстоит преодолеть культурные препятствия, с рассказа о которых начался этот разговор. Делать это нужно не только ради бизнеса.

Ровно до того момента, как ученый начал работать на частные деньги, его исследования поддерживались из бюджетных денег. А значит, мы — налогоплательщики — имеем право узнать о том, что было сделано. Может быть, и даже совершенно точно, прямо сейчас где-то в лаборатории ученый-новатор уже работает над своим открытием, которое сможет вывести ваш бизнес на новый уровень.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин