В апреле 2021 года неназванный коллекционер приобрел видео с броском Леброна Джеймса на NFT-аукционе NBA Top Shot за $387 600. Аукцион, по разным оценкам, принес своим пользователям и НБА до $500 млн. В том, что баскетбольная лига стала одной из самых крупных организаций, заработавших на криптовалютной NFT-лихорадке, нет ничего удивительного.
Даже в лучшие времена доходы лиги от продажи билетов на матчи составляли не больше 20% ее бюджета. НБА – огромная индустрия развлечений со своими героями, легендами и фанатиками; такой же феномен поп-культуры, как, например, франшизы Marvel. Баскетбол в Америке неотделим от кино, моды, музыки, цифровой революции, да и сам по себе похож на увлекательный сериал (иногда в буквальном смысле: документалька The Last Dance, смонтированный из архивных материалов НБА и посвященный великому игроку Майклу Джордану и его команде «Чикаго Буллз», в прошлом году стал абсолютным хитом и собрал все возможные награды). НБА – это уже давно не просто спорт.
ПОЧЕМУ НБА ГОРАЗДО ХУЖЕ, ЧЕМ ВСЕ ДУМАЮТ?
Роман Сприкут
Getty Images, nbatopshot.com
НБА — это кино
Баскетбол сам по себе очень киногеничен. Герои здесь яркие, планы крупные, матчи насыщены событиями – драма напряженного противостояния может в любой момент смениться комедией нелепого промаха. Игроки – потенциальные актеры: их лица не скрыты шлемами, а сами они довольно харизматичны.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
До того как стать громилой Бомбаатой в «Конане-разрушителе» с Арнольдом Шварценеггером (1984), Уилт Чемберлен был легендой НБА и однажды набрал сто очков за матч. Другой великий центровой, Карим Абдул-Джаббар, еще во время карьеры в НБА успел сыграть самые разные роли: вот он таинственный кун-фу-мастер Хаким, соперник Брюса Ли в «Игре смерти» (1974), а вот уже сердитый второй пилот Роджер Мердок в пародийной комедии «Аэроплан!» (1980).
Он играл и в полицейских драмах («Джамп-стрит, 21», 1990), и в фильмах ужасов («Противостояние», 1994), и даже однажды снялся в семейной драме («Уайтпэдди», 2006). Шакил О’Нил мог быть джинном Казаамом («Джинна вызывали?», 1996) или супергероем («Мистер Сталь», 1997), но, конечно, играл самого себя – клоуна-здоровяка Шака. Деннис Родман оставался собой – веселым фриком с волосами странных цветов – и в «Колонии» (1997), и в «Суперагенте Саймоне» (1999), и в «Затяжном прыжке» (2000). Когда Майкл Джордан вернулся в баскетбол в 1996-м, вышли сразу три легкие баскетбольные комедии: «Эдди» с Вупи Голдберг, «Баскетбольная лихорадка» с Дэном Эйкройдом и собственно «Космический джем», в котором выяснилось, что к громкому и триумфальному возвращению Джордана приложили руку злые инопланетяне и нарисованные кролики.
Коби Брайант получает «Оскар»
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ПАВЛОВА Взяла Мяч: НБА как бизнес, культура «Бруклина», Джордан, Кайри, Дюрант, Jay-Z и другие
Собственно, киноиндустрия и НБА всегда шли рука об руку — еще в 1960-х, когда «Лейкерс» переехали в Лос-Анджелес, на трибунах стал собираться весь Голливуд. Джек Николсон, сидящий в первом ряду в неизменных черных очках, стал таким же атрибутом истории успеха «Лейкерс», как и легендарные игроки — Мэджик Джонсон, Шакил О’Нил и Коби Брайант. Там же, но в цветах «ЛА Клипперс», можно было часто видеть Билли Кристала, для «Моего гиганта» взявшего на титульную роль самого высокого игрока в истории лиги, Георге Мурешана (2,31 см). На Восточном побережье Вуди Аллен и Спайк Ли активно болели за «Никс» — причем Ли в своем первом хитовом фильме сам сыграл роль болельщика, и настолько удачно, что персонаж стал частью рекламной кампании Nike и Майкла Джордана. В 1997 году Ли выпустил «Его игру» — возможно, лучший фильм о баскетболе.
Сейчас жанр баскетбольной комедии переживает ренессанс — Леброн в погоне за призраком Джордана выпускает второй «Космический джем», его экс-одноклубник Кайри Ирвинг превратил серию рекламных роликов Pepsi в полнометражный фильм «Дядюшка Дрю». Венец сотрудничества Голливуда и НБА — «Оскар», который Коби Брайант получил за анимационную короткометражку «Дорогой баскетбол».
НБА — это музыка
Хип-хоп — искусство субкультур; баскетбол – спорт субкультур. Они были обязаны пересечься. Поющие баскетболисты были всегда: в 1960-е Уилт Чемберлен записал сингл в жанре баблгам-поп. Другой великий центровой, Билл Уолтон, ударился в контркультуру — он несколько раз играл на барабанах на концертах легендарной психоделической рок-группы Grateful Dead.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но до 1990-х продать публике спортсмена-музыканта (или музыканта-спортсмена) было сложно. Зато в золотой век хип-хопа баскетболисты развернулись: рэп-альбомы выпустили Шакил О’Нил (Shaq Diesel, 1993), Крис Уэббер (2 Much Drama, 1999), Коби Брайант (трек K.O.B.E с Тайрой Бэнкс, 2000), Аллен Айверсон (альбом не вышел из-за протестов НБА) и сборник B-Ball’s Best Kept Secret, коллаб звезд НБА с рэперами, в 1994-м разгромленный критиками. Зато успеха в музыке добился Уэйман Тисдэйл, посредственный центровой, но отличный джазовый басист, записавший восемь альбомов, один из которых даже попал на первые строчки Billboard в категории «современный джаз».В 2000-е тренд на баскетболистов в рэпе поддерживали Рон Артест, Тони Паркер и другие игроки, но настоящий прорыв случился в следующем десятилетии: Дэмиан Лиллард под псевдонимом Dame D.O.L.L.A. стал успешным саундклауд-рэпером, выпустив три альбома, Виктор Оладипо участвовал в «Маске», а Джавейл Макги вообще написал песню для Джастина Бибера.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Дэмиан Лиллард в образе Dame D.O.L.L.A
Бывало и наоборот: рэперы то и дело пытались пробиться в спорт.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кул Херк — известнейший диджей и основатель хип-хопа — был легендой уличных баскетбольных площадок Нью-Йорка в начале 1970-х. Собственно, прозвище Херк, сокращенное от «Геркулес», он там и получил.
Но дальше стритбола или школьных команд музыканты обычно не проходили, если не считать курьезных исключений – в первые годы НБА в лиге играл эстрадный аккордеонист Тони Лавелли. В конце 1990-х в НБА пытался попасть рэпер Master P и даже подписал два полноценных контракта с клубами лиги, но был отчислен. Не так давно этот трюк пробовал повторить рэпер J. Cole, но он не добрался даже до просмотра в тренировочном лагере. И все же баскетбол неразрывно связан с музыкой: имена игроков «Никс» и других команд НБА можно было услышать в песнях Beastie Boys почти на каждой пластинке, Red Hot Chili Peppers когда-то не пропускали ни одной игры «Лейкерс», а короли гранжа Pearl Jam вообще сначала назывались «Муки Блэйлок» в честь известного защитника из 1990-х. Музыка, специально написанная для игры NBA Live 2003, стала первым платиновым саундтреком в истории компьютерных игр.
Где баскетбол, там Айс Кьюб, Лил Уэйн, Джей-Зи, 2 Chainz, Migos, Снуп Догг и сотни рэперов рангом пониже. Дрейк – вообще официальный амбассадор «Торонто Рэпторс», Джей-Зи одно время был совладельцем команды «Бруклин Нетс», а Джастин Тимберлейк – «Мемфис Гриззлис».
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
НБА — это мода
Бренды и модные Дома давно поняли, что у высоких спортсменов есть преимущество: на них помещается больше одежды. Уже в 1970-е баскетболисты были иконами стиля: Уилт Чемберлен и его шелковые рубашки, диско-стиль и огромная прическа афро «Доктора» Джулиуса Ирвинга, разыгрывающий «Никс» Уолт Фрэйзер и его шикарные костюмы, шляпы, плащи и общий образ стильного сутенера.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 1990-е баскетболисты одевались как гангста-рэперы, в нулевые экспериментировали со стилем и доэкспериментировались до того, что в 2005-м лига ввела дресс-код – теперь игрок обязан вне поля носить исключительно бизнес-кэжуал. Тонкость в том, что трактовка понятия «бизнес-кэжуал» в баскетболе за последние 15 лет изменилась очень сильно.
Сначала это был просто первый попавшийся в магазине деловой костюм размера XXL, затем накинутый поверх футболки блейзер, позднее – дизайнерские костюмы-тройки от Тома Брауна в сочетании с цветными носками и баскетбольными кроссовками. Постепенно баскетболисты стали полноценными моделями, а подтрибунное помещение, где они дефилируют перед матчами, – местным эквивалентом подиума.
Теперь Расселл Уэстбрук, Джеймс Харден и, например, Джимми Батлер участвуют в модных Неделях в Париже и Милане. Модельеры видят в игроках НБА большой потенциал – и как в физически красивых атлетах, и как в популярных публичных фигурах. То и дело выходят коллаборации лиги с самыми разными брендами (Supreme, Dior, Bershka, BAPE), которые еще несколько лет назад игнорировали спортивный рынок. Ронни Файг и его бренд Kith в этом сезоне не просто создали коллекцию с символикой «Нью-Йорк Никс», но и представили новый комплект игровой формы.
1. Джеймс Харден на показе весенней коллекции Valentino в Париже 2. Афро Джулиуса Ирвинга. 3. Модель в куртке Louis Vuitton x NBA 4. Уолт Фрэйзер прогуливается по Нью-Йорку
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В январе прошлого года креативный директор мужской линии Louis Vuttion Вирджил Абло — кстати, близкий друг Канье Уэста — анонсировал долгосрочное сотрудничество французского модного Дома и американской баскетбольной лиги. Первым этапом стало создание кейса для кубка Ларри О’Брайена — главного трофея чемпионов НБА. За ним последовали капсульные коллекции одежды и аксессуаров с логотипом лиги и принтами в виде разметки баскетбольного корта. «Эта коллекция посвящена миру баскетбола как культурному феномену. Объединяющая сила этого спорта универсальна для каждого», — заявил Абло.
Бывает, что люди даже не подозревают о баскетбольных корнях одежды, которую носят. Так, уже несколько поколений хипстеров и просто фанатов хорошей обуви носят кеды с автографом баскетболиста — Чак Тейлор, чья подпись украшает звезду на каждой модели Converse All-Stars, изобрел эту обувь сто лет назад именно для игры в баскетбол, ориентируясь на свой спортивный опыт, причем первые полвека эта модель действительно доминировала на площадках и только потом перебралась в повседневный гардероб. Традицию продолжили культовые «клайды» от Puma – первая именная линейка кроссовок в истории, созданная для Уолта «Клайда» Фрэйзера. Модель стала популярной у фанатов хип-хопа и скейт-панка — в них было удобно танцевать брейк или кататься на скейтборде.
Air Jordan вывели моду на баскетбольные кроссовки на новый уровень, сделав их предметом культа, — их рекламируют спортсмены (от самого Джордана до боксера Геннадия Головкина), дизайнеры (Вирджил Абло), режиссеры (Спайк Ли), музыканты (Эминем, DJ Khaled, Билли Айлиш) и тысячи коллекционеров.
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
НБА — это будущее
В НБА понимают, что большая часть потенциальной аудитории не может или не будет смотреть игры вживую. В 1996-м НБА стала первой лигой, зарегистрировавшей не только свою официальную страницу в интернете, но и сайты своих клубов.
За прошедшие 25 лет интернет стал для НБА новым телевидением — стриминговый сервис League Pass позволяет посмотреть любой матч НБА из любой точки мира на любом устройстве. НБА первой из крупных спортивных организаций провела фанатское онлайн-голосование за участников Матча всех звезд, а в 2013-м интегрировала эту систему в соцсети.
Сейчас у лиги почти 2 млрд фолловеров в социальных сетях, причем 500 млн из них – в Китае. При помощи цифровых сервисов болельщик НБА может не только смотреть матчи и следить за последними новостями баскетбола, но и оценивать лучшие моменты, общаться с игроками, делать ставки, играть в фэнтези-турнирах, покупать атрибутику, билеты и даже хот-доги на стадионе. Цифровой бизнес охотно идет к НБА за рекламой и партнерскими продуктами – например, возможности голосового ассистента Google рекламировали на площадке «Голден Стэйт», где тот регулировал освещение, включал музыку и выполнял любые команды арена-менеджера. Когда сезон 2020/2021 возобновили после локдауна без зрителей на трибунах, Microsoft создала сервис, с помощью которого болельщики покупали «виртуальные места», а веб-камера снимала их и транслировала на огромных экранах, расположенных вдоль площадки.
Источник: www.pravilamag.ru
Бизнес-модель НБА
WHERE DID EVERY NBA OWNER GET THEIR MONEY FROM? You might be surprised (Май 2023)
Что могут советники (и их клиенты) узнать от двух бывших звезд НБА относительно богатства, сбережений и семьи? Много.
Развивать бизнес с бизнес-инкубаторами
В этой статье рассматриваются бизнес-инкубаторы и что они могут сделать для вас.
, Что советники могут узнать у 2 миллионеров НБА (один бывший)
Что могут советники (и их клиенты) узнать от двух бывших звезд НБА относительно богатства, сбережений и семьи? Много.
Источник: ru.talkingofmoney.com