Этот отчет — российский отчет в рамках проекта Global Entrepreneurship Monitor, GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства). Задача этого отчета познакомить российских предпринимателей, экспертов в области предпринимательства и другие заинтересованные стороны с общими положениями проекта и основными результатами исследования 2007 года.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ И ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТНЫХ ИНТЕРВЬЮ NES)
Этот отчет — российский отчет в рамках проекта Global Entrepreneurship Monitor, GEM (Глобальный мониторинг предпринимательства). Задача этого отчета познакомить российских предпринимателей, экспертов в области предпринимательства и другие заинтересованные стороны с общими положениями проекта и основными результатами исследования 2007 года.
GEM является одним из наиболее влиятельных проектов по изучению предпринимательства в мире.
Участники проекта GEM России
Анализ факторов негативно влияющих на развитие предпринимательства
Можно выделить ряд факторов, негативно влияющих на развитие предпринимательства.
Про дело с Татьяной Минеевой. Стоп факторы развития бизнеса
Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам.
В то же время недостаточный уровень фондовооруженности предприятий малого бизнеса не способствует повышению экономической эффективности сектора малого предпринимательства из-за его низкой производительности труда и сдерживает кредитование малого предпринимательства под залог основных средств.
По этой причине на протяжении ряда лет торгово-посредническая деятельность для предпринимателей остается единственно доступным методом накопления собственных финансовых средств. Доход субъектов малого предпринимательства от реализации товаров, услуг в сфере торговли составляет более 60% от общего объема полученного ими дохода.
Другим фактором, негативно влияющим на развитие малого предпринимательства, является несовершенство существующих или отсутствие четких норм в законодательстве страны, регулирующих деятельность малого предпринимательства, что приводит к увеличению административных барьеров. Недостаточная скоординированность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства привела к тому, что при входе на рынок предприниматель несет большие издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде. Во внешней — это взаимоотношения с государственными органами, финансово-кредитными организациями, поставщиками, потребителями и конкурентами; во внутренней — выбор вида деятельности и организационно-правовой формы; формирование уставного капитала в необходимом размере; подбор кадров и управление персоналом; поиск команды партнеров и знание рынка.
Факторы развития: поддержка бизнеса
Во многих регионах продолжают оставаться нерешенными проблемы квалификации предпринимателей и их обучения. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров для малого бизнеса в области инженерно-технических и рабочих специальностей. В этой связи наиболее актуальным представляется необходимость углубления экономических, правовых и институционально-структурных реформ путем систематизации работы по поддержке малого предпринимательства на основе опыта предыдущих лет.
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью. [9]
Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий.
Также предусматриваются меры по кооперации малого предпринимательства с крупными предприятиями, а также осуществление сегментации крупных малоэффективных производств и создания на их базе малых предприятий.
В целях привлечения предпринимателей в процесс подготовки законодательных и нормативных актов при центральных исполнительных органах созданы Экспертные советы по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, в состав которых вошли представители общественных объединений предпринимателей.
В целом в настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства — введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза, упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства, введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю, сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими, проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства, введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
В Казахстане произведен независимый мониторинг, в результате которого в законодательной базе Казахстана, касающейся малого и среднего бизнеса, выявлено 156 административных барьеров, 60 из которых ненепреодолимы.
Среди 150 административных барьеров — привлечение иностранной рабочей силы, таможенные процедуры для субъектов малого бизнеса, правила по введению в эксплуатацию объектов недвижимости. В свое время не следовало расширять полномочия контрольно-надзорных органов, которых на сегодня в Казахстане насчитывается 57 (особо активных — более 3-х десятков). Каждый административный барьер для субъекта предпринимательства, не обладающего широкими связями и специальной юридической службой, является коррупционной схемой. На сегодняшний день HДС для казахстанских предприятий составляет 14%, тогда, как в США — всего 5%.
Таблица 1 – Количество предприятий малого бизнеса по состоянию на 01.02.2007 г.
В региональном разрезе наибольшее количество зарегистрированных субъектов малого бизнеса на 1 января 2007 года приходится на Южно-Казахстанскую область – 127774 (или 15 % от общего количества зарегистрированных субъектов малого бизнеса). [10]
Из общего числа действующих субъектов малого предпринимательства 639185 единиц, наибольший удельный вес занимает Южно-Казахстанская область – 106338 единиц, что составляет 16,7 %, Алматинская область – 88805 (11 %), действующие – 71241 единиц (11 %) и г. Алматы – 111232 (13 %), действующие – 74582 единиц (11,7%). Наименьшее количество действующих субъектов малого бизнеса в Кызылординской области — 23373 (3 %) и Атырауской — 30421 (4 %) областях (таблица 2).[10]
Для определения путей развития предпринимательства в Карагандинской области, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан № 597 от 7 мая 2001г. «О государственной Программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2001-2002 годы», Законом Республики Казахстан от 19 июня 1997г. «О государственной поддержке малого предпринимательства», Постановлением Правительства Республики Казахстан № 903 от 05.09.2003г. «О плане мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2003-2006 годы», разработана Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Карагандинской области.
Программа направлена на совершенствование государственной поддержки на местном уровне и создание благоприятных правовых и экономических условий для дальнейшего развития малого предпринимательства в Карагандинской области.
По состоянию на 1 января 2005 года в области было зарегистрировано свыше 35 тыс. субъектов малого предпринимательства, или в 1,8 раза увеличилось к уровню 1999 года. В сфере малого бизнеса занято 155,6 тыс. человек, что составляет 20,1% от экономически активного населения. На протяжении последних 3-х лет Карагандинская область занимает лидирующую позицию по численности занятых в предпринимательстве, уступая лишь Алматинской и Восточно-Казахстанской областям. [10]
Объем произведенной СМП продукции вырос по сравнению с 1999 годом в 2,1 раза и составил 61,2 млрд. тенге в 2004 году. В целом за последние годы отраслевая структура малого предпринимательства практически не изменилась. Непроизводственная сфера деятельности остается более привлекательной, чем производственная.
В то же время следует отметить, что за последние 6 лет наблюдается процесс переориентации с торгово-посреднической деятельности в производственный сектор. Этому способствовала работа по созданию сопутствующих производств вокруг крупных промышленных предприятий и реализация программы импортозамещения. Сегодня вокруг крупных предприятий функционирует 27 сопутствующих производств малого бизнеса. Начиная с 2001 года, количество предприятий, участвующих в программе импортозамещения, увеличилось с 32 до 98, при этом только в 2004 году заключено договоров-поставок на сумму 7 млрд. тенге.
Большую роль в становлении и развитии предпринимательства сыграла финансово-кредитная поддержка со стороны финансовых структур и органов местной исполнительной власти. Если в 1999 году субъектам малого бизнеса было выдано кредитов на сумму 1,5 млрд. тенге, то в 2004 году их объем превысил 32 млрд. тенге.
Сегодня можно констатировать, что малый бизнес стал действующей силой в решении экономических, социальных и политических вопросов. Предпринимательство решает проблемы занятости, повышает уровень и качество жизни людей. Начиная с 2000 года в сфере малого бизнеса создано свыше 80 тысяч новых рабочих мест. Субъекты малого предпринимательства участвуют в реализации областных программ: “В каждой семье один работающий”, “Нет безработной молодежи”, “Возрождение Аула”.
Проведенный SWOT- анализ сектора малого бизнеса показывает, что слабые стороны практически не изменились с 1997 года, когда готовилась Стратегия развития Республики Казахстан на период до 2030 года.
— Отсутствие четко выраженных практических мер по проведению политики поддержки малого бизнеса и подготовки кадров.
— Противоречивость законодательных и нормативных актов.
— Проблемы доступа к финансовым источникам (отсутствие стартового капитала, эффективного залогового и страхового механизма).
— Отсутствие эффективного механизма кооперации с крупными предприятиями, условий для развития франчайзинга.
— Отсутствие у начинающих предпринимателей знаний и навыков работы в рыночных условиях, их правовая неосведомленность.
— Бюрократизм, коррупция, вымогательство.
— Слабость и фрагментарность инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
— Жесткая налоговая и таможенная политика, особенно в вопросах администрирования.
— Повышенная чувствительность малого предпринимательства к экономическим изменениям.
— Низкий уровень специализации малого предпринимательства, недостаточный уровень необходимого информационного обеспечения.
Принятые в последнее время усилия со стороны государства по созданию нормативно-правовой базы регулирования малого предпринимательства не решили проблем по созданию благоприятного климата для этого сектора экономики. В действующем законодательстве имеется расхождения в критериях определения субъектов малого бизнеса, что создало проблемы в получении реальных статистических данных, не говоря о стимулировании развития этого сектора экономики.
В налоговом законодательстве значительно усилилось налоговое администрирование, без учета специфики субъектов малого бизнеса, что привело к значительному увеличению выплаты штрафов, что привело к тому, что по г.Алматы предпринимателями в 2004 году было выплачено 2 млрд. тенге штрафов и пени, в том числе за ненадлежащее заполнение форм отчетности.
В стране действуют 11 тысяч актов Правительства, около 3 тысяч приказов, зарегистрированных Министерством юстиции, свыше 25 тысяч нормативных актов, принятых на местном уровне. Немалая часть подзаконных актов противоречат действующим законам, да и в самих законах встречаются несоответствия, что создает большие трудности в повседневной работе. Периодически проводимые акции «Чиновник и предприниматель», хотя и способствовали выявлению и отмене незаконных актов, но так не смогли в корне решить эту проблему.[12]
Источник: megalektsii.ru
Неблагоприятные факторы развития бизнеса
В данной статье были проанализированы сущность антикризисного управления, его виды и особенности управления в современной концепции государства. Выявлены обстоятельства актуальности и необходимости антикризисного управления в России, определены проблемы антикризисного управления на крупных промышленных предприятиях.
Также в статье определены периоды и виды антикризисного управления предприятиями в современных условиях развития страны. Сформированы виды и особенности антикризисного управления в современной концепции РФ. Разработан такой механизм антикризисного управления, который способен обеспечивать решение сразу нескольких взаимосвязанных задач для экономики страны в целом. В заключении данной статьи был представлен поэтапный механизм обеспечения устойчивого развития бизнеса, который позволит повысить положительное влияние на антикризисное управление предприятиями, на экономику РФ в современных условиях.
антикризисное управление
антиципативное управление
превентивное антикризисное
реактивное антикризисное управление
реабилитационное антикризисное управление
1. Базаров Р.Т. К вопросу о совершенствовании процессов управления развитием инновационной экономики в России // Инновационная деятельность. Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 4. – С. 55–60.
2. Гуреева М.А. Основы экономики машиностроения: учебник для нач. проф. образования / М.А. Гуреева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.
3. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. – М., 2010. – 813 с.
4. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. / Росстат. – M., 2017. – 581 с.
5. Сайфиева С.Н. Машиностроительный комплекс в структуре российской экономики // Вестник университета. – 2008. – № 6 (16). – С. 108–114.
Система антикризисного управления в России в настоящее время терпит сложности в нынешних условиях экономики. Поэтому актуальность и необходимость изменения системы антикризисного управления состоит в следующем:
– смена власти в стране;
– резкая перестройка системы военной промышленности государства;
– создание и появление отечественного рынка товаров и услуг для зарубежных партнеров;
– создание и открытие новых коммерческих организаций после разрушения плановой экономики.
Таким образом, вышеперечисленные направления стали причиной перехода почти к распаду и экономического и финансового положения отечественных предприятий, фирм и организаций. На сегодняшний день менеджеры крупных и средних компаний должны решать такие задачи, которые позволят сократить и предотвратить кризисные явления экономики страны и обеспечить устойчивое положение своих предприятий в современных условиях экономики.
Возникшие проблемы антикризисного управления в экономике страны вызвана процессами проводимых в Российской Федерации экономических и социальных реформ, что очень сильно отражается на несостоятельных и менее мелких предприятиях государства. Государству необходимо либо помочь несостоятельным предприятиям путем реорганизации и смены сферы деятельности, либо их полностью исключить из экономической жизни страны.
Необходимо более эффективно использовать институт банкротства страны, который позволит не только перестроить работу самих предприятий, но и улучшить финансовое и экономическое положение всех хозяйствующих субъектов, который позволит снизить объем неплатежей. Любое выявление банкротства неэффективно работающих и экономически слабых крупных и средних предприятий будет способствовать повышению эффективности как экономической жизни хозяйствующих субъектов, так и экономики страны в целом.
Отлаженная система антикризисного управления будет способствовать созданию условий конкурентного преимущества в течение длительного периода жизни хозяйствующего субъекта, которые будут производить свою продукцию, пользующуюся спросом на отечественном и зарубежных рынках, а также получать необходимую прибыль для покрытия своих договоренностей и обязательств перед другими участниками экономики страны.
Таким образом, данные по выводу предприятий и организаций из кризисной экономической и финансовой ситуации аргументируется антикризисным управлением.
Система антикризисного управления должна быть построена стратегически верно и правильно по отношению имеющихся ресурсов у хозяйствующих субъектов, а также постоянно развиваться в этом направлении, создавать все более инновационную систему антикризисного управления, которая будет удовлетворять требованиям выживания в той или иной ситуации.
Сущность антикризисного управления раскрывается в следующих положениях:
1) кризисы можно предвидеть, отодвигать или ускорять;
2) кризисы можно смягчать и минимизировать их последствия;
3) управление в условиях кризиса требует специальных знаний, опыта и искусства;
4) кризисные процессы могут быть до известного предела управляемыми.
Антиципативное управление – самый новый вид антикризисного управления, который требует заблаговременной проработки вариантов реагирования на негативные явления и факторы с целью применения антикризисных мер. Антиципативное управление проводится даже раньше, чем возникают и могут быть обнаружены самые слабые и ранние признаки кризисных явлений, на той стадии развития защищаемого объекта, когда в его жизнедеятельности все еще позитивно. При этом учитываются возможности негативного развития событий с целью обеспечения объекта управления вариантами и инструментами готовности к любому развитию событий [4].
Такой подход применяется в различных сферах деятельности, в частности в военном деле, в дипломатии, при обеспечении защиты информации. В последнее время и в смежных с антикризисным управлением областях также наблюдается развитие данных подходов, в том числе при решении задач обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям, защите от негативных событий в банковской сфере (стресс-тестирование) и др.
Превентивное антикризисное управление проводится после обнаружения признаков кризиса, при которых негативные явления имеют тенденцию развиваться и становиться сильнее при отсутствии своевременно принятых адекватных блокирующих мер. Кроме того, даже в случае невозможности полного предотвращения кризиса в ряде случаев достигается снижение негативных факторов на ранних стадиях, что позволяет уменьшить негативные последствия кризиса вообще. Именно поэтому превентивное антикризисное управление имеет очень важное значение в рассматриваемой цепочке [1].
Превентивный подход нашел широкое развитие в современной концепции антикризисного управления, в том числе в работах, посвященных превентивному управлению неплатежеспособными организациями и в качестве важной части современного менеджмента – антикризисного менеджмента. Превентивное управление осуществляется методами менеджмента и преимущественно за счет внутренних ресурсов системы. Однако в случае недостаточности ресурсов для нейтрализации кризисных процессов антикризисный менеджмент (превентивное антикризисное управление) не в состоянии противостоять кризису.
Реактивное антикризисное управление проводится в случае наступления кризиса, применяются специфические методы антикризисного управления – санация и антикризисная реструктуризация. При этом широко используется привлечение внешних финансовых, правовых, организационных и кадровых ресурсов. Причем реактивное управление применяется как системами макро-, так и микроуровня.
Важнейшей составляющей антикризисного управления является арбитражное управление организациями, в отношении которых рассматривается дело о банкротстве. При этом наиболее распространенным заблуждением является то, что именно возбуждение дела о банкротстве вызывает кризис в организации. Однако справедливо обратное утверждение – возбуждение дела о банкротстве является результатом кризиса и последним инструментом для сохранения хозяйствующего субъекта вопреки кризису. В данной монографии авторы отстаивают точку зрения, что основной задачей института банкротства является не перераспределение собственности на средства производства, которыми владеют неплатежеспособные организации, а сохранение работоспособного бизнеса (а не прав собственности на него!) при наличии таких возможностей.
Реабилитационное антикризисное управление – наименее исследованный вид антикризисного управления, который соответствует медицинскому термину – послеоперационное выхаживание. При этом важно не только сохранение объекта управления, но и недопущение ухудшения его финансового состояния, пока он еще слаб и нуждается в особой защите. Кроме того, реабилитационное управление выполняет функции оздоровления экономического пространства после завершения кризиса. При этом в случае сохранения системы или ее части в работоспособном состоянии ее необходимо поддержать. В случае разрушения системы необходимо минимизировать отрицательные последствия для людей, связанных с этой системой (включая работников организации), а также обеспечить для оставшихся ценностей новое применение [2].
Примером такого варианта развития событий является ликвидация нерентабельных и неплатежеспособных организаций в ходе конкурсного производства, при которой имущество должника распродается на торгах и приобретается новыми собственниками, а персонал ликвидируемого предприятия увольняется, что требует обеспечения социальной поддержки работников, их переобучения и помощи в трудоустройстве. В таблице представлены основные особенности, цели и принципы различных видов антикризисного управления [3].
В настоящее время в экономике страны сложилась непростая ситуация, когда насущной необходимостью стало обеспечение поступательного развития и устойчивости к неблагоприятным факторам развития субъектов экономической деятельности и прежде всего организаций реального сектора экономики. Этому способствует турбулентность мировой экономической системы и санкционная политика ряда западных стран в отношении России. В соответствии с современной концепцией антикризисного управления может быть синтезирован общий механизм устойчивого развития бизнеса за счет обоснованного и своевременного применения различных специфических антикризисных подходов. Такой механизм должен обеспечивать решение нескольких взаимосвязанных задач:
1. Заблаговременную проработку вариантов неблагоприятного развития событий и подробный план действий на случай появления негативных явлений.
2. Выявление «сигнальных» показателей и их критических значений, на основании которых можно обнаружить появление негативных факторов, организацию непрерывного наблюдения за состоянием системы и указанными показателями (мониторинг и диагностика).
3. Адекватное и незамедлительное реагирование на обнаруженные негативные явления посредством применения заранее проработанных антикризисных мер.
Виды и особенности антикризисного управления в современной концепции РФ
Вид антикризисного управления
Реализуемый принцип антикризисного управления
Источник: fundamental-research.ru