В статье расскажем: в какие государственные органы и в какой срок происходит сдача отчётности НКО.
Что такое некоммерческие организации
Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.
НКО создаются для выполнения каких-либо социальных задач. Их тоже разделяют на различные типы. Организации создают в виде Фондов, Ассоциаций, Частных учреждений, Адвокатских коллегий и бюро, Общественных и Автономных некоммерческих организаций (АНО).
АНО — это форма НКО, которое оказывает услуги, в сферах: образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Такие организации получают добровольные имущественные взносы и имеют льготное налогообложение.
Предприятия могут быть частью обеспечения реализаций, предусмотренных законодательством РФ — школа или университет. Также учреждения оказывают помощь в тех социальных сферах деятельности, где у государства не хватает материальных и трудовых ресурсов, например, некоммерческий благотворительный фонд. Положение, формы, порядок создания, виды деятельности и основы управления некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон №7-ФЗ от 12.01.1996 года.
НКО и деньги
НКО разрешено получать прибыль от предпринимательства. Условия формирования имущества вписывают в учредительные документы организации и учитывают отдельно от основного дохода. Также финансы поступают в учреждения другими способами:
- учредители и участники платят взносы;
- граждане вносят пожертвования;
- организация сдаёт в аренду имущество, которое числится у неё на балансе;
- иные способы получения доходов, разрешённые законодательством РФ.
Формы НКО
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
- Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников. - Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты. - Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
- Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений. - Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
«НА ПОНЯТНОМ ЯЗЫКЕ» Об НКО Что такое НКО? Для чего создается НКО? Можно ли заработать на НКО?
Отчётность НКО и сроки сдачи
Каждая некоммерческая организация обязана сдавать бух отчётность в государственные контролирующие органы. Сдаче подлежат бухгалтерские, налоговые, статистические документы в Росстат, отчёты в Минюст и во внебюджетные фонды.
Рассмотрим подробнее, как сдать каждый вид отчётности и как она зависит от системы налогообложения.
Бухгалтерская отчётность НКО
Некоммерческим организациям необходимо сдать бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств с приложением. Отдельным видам НКО разрешено представлять отчётность в упрощённой форме, кроме тех организаций, которые выполняют функции зарубежного представителя в РФ.
Отчётность составляется на основе бухгалтерского положения ПБУ 4/99, закона бух учёта и плана счётов. Правила составления регулирует информация Минфина России ПЗ-1/2015. Сдача документов осуществляется до 31 марта. Если отчёт подлежит обязательному аудиту, она публикуется с аудиторским заключением.
Налоговая отчётность НКО на ОСНО
НКО на ОСНО необходимо сдать НДС, 6-НДФЛ и налог на прибыль. Сдача деклараций по НДС и НДФЛ происходит ежеквартально. Налог на прибыль имеет нарастающий итог и сдаётся за квартал, полугодие, 9 месяцев и год: апрель, июль, октябрь и январь года, следующего за отчётным периодом.
НДС сдают до 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. Если операций по прибыли не было, сдаётся упрощённая декларация до 20 числа.
Некоммерческая организация с сотрудниками в штате сдаёт 6-НДФЛ. Отчётные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
Налоговый отчёт на имущество сдают ежегодно до 30 марта, если у организации есть объект налогообложения.
Отчётность в Минюст России должна содержать в себе информацию о деятельности, информацию о персональном составе руководящих органов и документы о расходах. Её сдают до 15 апреля года, следующего за отчётным.
Также сдаче подлежит расчёт по страховым взносам. Отчётность сдают в налоговый орган каждое 30 число по истечении трёх месяцев: в апреле, июле, октябре и январе.
НКО на УСН
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Ежеквартально сдают расчёт 6-НДФЛ. Срок сдачи — до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Ежемесячную отчётность по сотрудникам в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.
Отчётность НКО в Минюст РФ
Формы отчётности в Министерство юстиции в 2022 году регулирует Приказ Минюста России от 30 сентября 2021 года № 185.
В соответствии с ст.32 7-ФЗ НКО может не сдавать такие документы, если:
- не имеет в своём составе учредителей-иностранцев или лиц, не имеющих гражданства;
- на баланс организации не поступало имущество или денежные переводы иностранного происхождения;
- НКО не получило доходы и имущество на сумму более 3 миллионов рублей.
Каждый вид некоммерческой организации использует для сдачи отчётности в Минюст свои формы:
- ОН0001 и ОН0002 при получении имущества от отечественных источников. Дополнительно ОН0003, если были источники иностранного капитала и имущества;
- ОН0001, ОН0002, ГРК003 — для казачьих обществ;
- ОР0001 — для религиозных организаций;
- СП0001, СП0002, СП0003, СП0004, СП0005 — для иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Формы ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 необходимо сдавать ежегодно до 15 апреля. Формы СП000 сдаются в следующие сроки:
- СП0001 — ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным кварталом;
- СП0002 — 15 апреля;
- СП0003 — не позднее 1 ноября года, предшествующего году, в котором будет осуществляться программа (проводится мероприятие);
- СП0004 — в течение 7 рабочих дней со дня начала осуществления программы;
- СП0005 — один раз в полгода не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля).
Согласно ст.32 , 7-ФЗ НКО с функцией иностранного агента раз в полгода обязаны предоставлять поданную информацию в СМИ или выкладывать сведения в интернет.
Также с 1 марта 2022 вводятся новые формы и сроки сдачи отчётности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Они утверждены Приказом Минюста России от 30 сентября 2021 года № 184.
Отчёт о деятельности НКО и её составе (Форма ОИА001) | Раз в полгода: 15 января, 15 июля. |
Отчёт о расходовании денежных средств (Форма ОИА002) | Раз в квартал: 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября. |
Сообщение о предоставлении аудиторского заключения в ГИРБО (Форма ОИА003) | Раз в год в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным. |
Сообщение о заявленных для осуществления программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий (Форма ОИА004) | Не позднее чем за 2 месяца до дня начала осуществления программы (проведения мероприятия). |
Сообщение об осуществляемых программах, иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий (Форма ОИА005) | Ежегодно не позднее 1 ноября. |
Отчёт об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий (Форма ОИА006) | Ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. |
Сообщение о том, что мероприятия, предусмотренные программой и (или) иными документами, не проводились (Форма ОИА007) | Ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. |
Новые формы можно сдать как на бумаге, так и в электронном виде, в том числе через портал Госуслуг.
Какие штрафы за непредставление НКО отчётности
За непредставление или просроченную отчётность, НКО с функцией иностранного агента оштрафуют согласно ст.19.7.5-2 КоАП РФ. С организации взыщут от 100 до 300 тысяч рублей, с должностных лиц от 10 до 30 тысяч рублей.
Если представитель иностранной неправительственной НКО не сдаст отчётность, уполномоченный орган исключит его из соответствующего реестра.
В соответствии с ст.13.19 КоАП РФ, за непредставленные в Росстат статистические документы взыщут:
- с организации — от 20 до 70 тысяч рублей, при повторном нарушении — от 100 до 150 тысяч рублей;
- с должностных лиц — от 10 до 20 тысяч рублей, при повторном нарушении — от 30 до 50 тысяч рублей.
Согласно ст.61 ГК РФ и ст.32 7-ФЗ, за многократное нарушение сроков представления отчётности в Минюст некоммерческую организацию могут ликвидировать.
Какую отчётность сдаёт АНО на УСН
Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.
АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно, отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:
- на балансе организации есть имущество, которое подлежит налогообложению по кадастровой стоимости;
- организация является налоговым агентом и арендует имущество у государства.
По этим пунктам сдаются декларации.
Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:
- ИФНС, ФСС и ПФР;
- ОПС, ОМС и ФСС;
- Росстат;
- Минюст.
Сроки сдачи отчётности НКО на УСН в 2022 году
Декларация УСН | 31.03.2022 | |||
Имущественный налог | 04.05 | 30.07 | 31.10 | 02.05.2023 |
СЗВ-М | 15.02 15.03 15.04 | 15.05 15.06 15.07 | 15.08 15.09 17.10 | 15.11 15.12 16.01.2023 |
6-НДФЛ | 04.05 | 31.07 | 31.10 | 01.03.2023 |
4-ФСС на бумаге | 20.04 | 20.07 | 20.10 | 20.01.2023 |
4-ФСС в электронном виде | 25.04 | 25.07 | 25.10 | 25.01.2023 |
СЗВ-стаж | 01.03.2023 |
Отсутствие деятельности не освобождает АНО от сдачи следующих отчётов:
- бухгалтерского баланса, отчёта о целевом использовании;
- декларации по УСН;
- 6 НДФЛ;
- СЗВ-М, СЗВ-стаж, ЕРСВ, 4 ФСС;
- формы 1-НКО и № 11(краткая).
Заключение
НКО — это некоммерческая организация, которая ведёт социальную деятельность. Получение доходов не является её главной целью. Но так как такая организация имеет финансирование, платит работникам зарплату и имеет имущество, она обязана отчитываться перед государством.
Направлять отчеты в различные государственные ведомства удобно через единый инструмент. Для отправки электронных документов рекомендуем использовать 1С-Отчетность. Отправляйте отчетность во все необходимые контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, Росалкогольрегулирование, Росприроднадзор и ФТС
Источник: astral.ru
Как осуществляется регистрация НКО
Не у всех предпринимателей конечная цель деятельности – извлечение прибыли. Существует и социальное предпринимательство, занимающееся явлениями, не имеющими отношения к купле и продаже.
Чтобы такая организация получила статус юридического лица, нужно правильно определить ее организационно-правовую форму, и наиболее приемлемым вариантом будет НКО – некоммерческая организация. Сегодня деятельность некоммерческих структур достаточно подробно регламентирована государством. Прежде чем зарегистрировать НКО, учредителям следует убедиться, что их цели и задачи не противоречат установленным со стороны державы требованиям. Определим особенности функционирования НКО и обоснованные законом условия для их существования. После этого можно будет шаг за шагом осуществить путь государственной регистрации этой формы юрлица.
Что такое НКО
- социального характера;
- благотворительности;
- культурной сферы;
- природоохранения;
- здравоохранения населения;
- обучения и научной деятельности;
- спортивной отрасли;
- духовных потребностей людей;
- защиты интересов и прав разных категорий населения, в том числе и юридических;
- посредничества в конфликтах.
К СВЕДЕНИЮ! Государство регламентирует деятельность НКО в Федеральном законе № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».
Определяющие признаки НКО:
- прибыль не является целью деятельности юрлица;
- средства не распределяются между учредителями;
- сформулированная в Уставе сфера деятельности относится к области социальной защиты, культуры, науки спорта и других общественных благ.
Нюансы функционирования НКО
НКО отличается от коммерческих структур не только своей «неденежной» направленностью, но и подчиненностью – их регистрацией ведает Министерство юстиции, а не налоговые инспекции. И оно гораздо более требовательное и суровое в отношении рассмотрения заявлений и прохождения регистрации.
- Некоммерческая организация считается созданной, как только она прошла процедуру государственной регистрации. С этого момента она имеет право функционировать бессрочно, если иного не предполагает ее учредительная документация.
- Юридические лица-НКО могут заниматься как одним, так и несколькими видами деятельности из регламентированных, что должно быть отражено в Уставе.
- Хотя данный тип юрлица и не относится к коммерции, но на добрые дела также нужны финансы, поэтому у НКО должен быть свой капитал, составляется смета.
- Некоторые разновидности деятельности НКО требуют получения лицензии.
- На такого рода организации, к сожалению, может осуществляться давление, против возможности которого государство разработало ряд мер предосторожности. Эти меры направлены, прежде всего, на прозрачность денежных потоков НКО, поскольку воспользоваться ими могут и недобросовестные инвесторы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если подобную организацию решит создать иностранная структура, государство должно проверить ее на возможную угрозу национальной безопасности и Конституции РФ: так гласят «Закон об иностранных агентах» от 18 июня 2016 года №121-ФЗ и «Закон о реестре нежелательных организаций» от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ.
Разновидности некоммерческих организаций
Минюст Российской Федерации разделяет некоммерческие структуры на 4 основные группы:
- Общественные объединения – добровольные консолидации граждан (не менее 3 человек или юрлиц) на основании общих целей, интересов и потребностей.
- Политические партии – объединения, ставящие целью принять участие в осуществлении власти в государстве через своих полномочных представителей.
- Религиозные организации – то же, что и общественные объединения, но с другими задекларированными целями – проповедование. Воспитание в соответсвующем духе, совместное проведение обрядов. С этой целью создать НКО могут не менее 10 человек, объединенных территориально. Для таких организаций государство предусматривает налоговые льготы.
- Другие НКО:
- фонды – организации, собирающие и распределяющие добровольно переданные средства на определенные цели;
- кооперативы – это объединения, призванные решать потребности своих членов в товарах и услугах за счет добровольных взносов на паях;
- АНО – автономные некоммерческие организации (их учредители не имеют права на имущество юрлица и не ответственны по его обязательствам);
- учреждения – собственник (физлицо, юрлицо, субъект РФ или сама федерация) финансирует организацию и управляет ее имуществом полностью или в какой-то части;
- товарищества, союзы, ассоциации и другие организационно-правовые формы (ОПФ).
Главная трудность при регистрации НКО состоит как раз в определении сферы деятельности. При выборе ОПФ нужно учесть множество важных моментов относительно:
- регулирования отношений между участниками и учредителями;
- взаимной ответственности;
- собственности имущества НКО;
- возможности и правил ведения предпринимательской деятельности;
- необходимости получения лицензии;
- подчиненности федеральным законам первого порядка (например, частное учебное учреждение своим Уставом не должно противоречить Закону об образовании).
ВАЖНО! На этапе регистрации нужно очень серьезно отнестись к выбору ОПФ, поскольку перерегистрация может обойтись дороже по финансам и времени, нежели регистрация оптимальной формы деятельности НКО.
Как назвать НКО
Закон обязывает именовать НКО с помощью двух компонентов:
- имени собственного;
- указания на его ОПФ.
Например: потребительское общество «Гидростроитель», благотворительный фонд «Спасая сердца», религиозная организация «Адвентисты седьмого дня» и др. Некорректная формулировка может сослужить плохую службу при регистрации.
Если в процессе функционирования решено будет переименовать НКО или сменить его ОПФ, нужно будет зарегистрировать эти изменения государственным порядком. Это довольно трудоемкий процесс, предусматривающий внесение изменений во все учредительные документы, уничтожение печати и изготовление новой, уведомление всех контрагентов, банка, органов статистики, социальных фондов.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Формулируя наименование НКО, проверьте, не зарегистрирована ли уже организация с таким названием – это также будет основанием для отказа в регистрации.
Поскольку в названии НКО нужно четко прописывать вид деятельности, исключены совпадения с названиями коммерческих организаций.
После регистрации у НКО будет исключительное право на применение названия.
Кто вправе и не вправе становиться участником НКО
Закон позволяет учреждать НКО физическим и юридическим лицам, гражданам РФ и иностранцам, а также лицам без гражданства. Учредитель может быть один (кроме форм ассоциаций, партнерств, союзов), либо же их может быть сколько угодно, количества закон не лимитирует.
Запрещается становиться учредителями или участниками, членами НКО таким категориям юридических или физических лиц:
- иностранные персоны нон грата;
- лица из перечня противодействия финансированию терроризма или отмыванию денег (п.2. ст. 6 ФЗ № 134);
- объединения, чью деятельность приостановили на основании противодействия экстремизму;
- лица, осужденные за признаки экстремистской деятельности;
- недееспособные граждане.
Все о регистрации НКО
Прежде чем приступить к подготовке к этой процедуре, стоит тщательно изучить все требования государства к формулировкам Устава и перечню необходимой документации. В отличие от регистрации коммерческих организаций, к НКО приковано более пристальное внимание державы в лице Минюста. Любая неточность может стать поводом к отказу в регистрации, а значит, все придется начинать с нуля, при этом даже госпошлина не будет возвращена.
К СВЕДЕНИЮ! Многие учредители предпочитают обратиться в специализированные юридические компании, доверяя им сложную и ответственную процедуру регистрации НКО. Если принято решение заниматься этим самостоятельно, следует тщательно контролировать каждый этап.
Шаг 1. Подготовка уставной документации
Прежде чем регистрировать некоммерческое объединение, его сначала нужно формально создать. Для этого учредители собираются на общем собрании и формулируют и принимают Устав. Это может сделать единственный учредитель самостоятельно. Решение о создании оформляется протоколом собрания. Необходимо соблюдать требования к Уставу, прописанные в законодательстве, которые говорят об обязательном наличии в нем таких данных:
- полное наименование НКО;
- характер деятельности и ОПФ (нужно указать все виды деятельности, которыми собирается заниматься организация);
- юридический адрес организации;
- цель и задачи;
- особенности управленческой политики;
- права и обязанности учредителей и членов;
- данные о представительствах и филиалах (если они есть);
- правила приема и выхода из объединения;
- особенности изменения учредительной документации;
- регулирование вопросов собственности НКО.
Шаг 2. Составление заявления на регистрацию
Заявление должно быть составлено по форме РН0001. На бланке обязательно должны быть корректно указаны:
- личные данные заявителя;
- его контактные данные;
- место жительства.
Для подачи данное заявление следует нотариально заверить.
Шаг 3. Уплата госпошлины за регистрацию
Недавно размеры этой пошлины были изменены Минюстом на основании внесения изменений в федеральное законодательство. Актуальные суммы пошлин следует уточнять в п. 25.3 части второй действующей редакции Налогового кодекса РФ.
Перечислить эти средства можно в любом отделении банка проведением безналичного платежа. Реквизиты следует узнать в Минюсте РФ (на его официальном сайте). Квитанцию о платеже нужно скопировать и при подаче документов предъявить оба экземпляра.
ВАЖНО! Проводить платеж и значиться в квитанции должен исключительно заявитель.
ШАГ 4. Сбор пакета документов
Для последующей подачи в регистрирующий орган нужно подготовить следующий набор необходимых бумаг:
- учредительную документацию – Устав, учредительный договор в 3 экземплярах;
- решение о создании НКО – протокол собрания учредителей или единоличное решение (если учредитель один), потребуется 2 экземпляра;
- паспортные данные учредителей – 2 шт.;
- данные о территориальной принадлежности организации, подтвержденные договором аренды, гарантийным письмом, свидетельством о праве собственности на недвижимость и т.п.;
- квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины (оригинал и копия);
- заверенное заявление о государственной регистрации НКО (по форме РН0001) – 2 экземпляра, оба с собственноручной подписью того же лица, чьи данные значатся в квитанции госпошлины.
К СВЕДЕНИЮ! Некоторые формы НКО потребуют дополнительных документов, например, если в названии используется копирайт, нужно предоставить подтверждение правообладания. А иностранный организатор должен будет предъявить еще и выписку из ЕГРЮЛ своего государства о своем юридическом статусе. Потому при подготовке следует еще раз уточнить в регистрирующем органе перечень необходимой документации: никаких документов сверх перечисленных Минюст требовать не вправе.
ШАГ 5. Подача заявления в регистрирующий орган
Этот шаг должен быть сделан не позднее 90 дней после первого шага. То есть даты, стоящей на протоколе решения общего собрания о создании НКО. Просроченные протоколы к регистрации не принимаются.
Пакет документов нужно подать в территориальный орган Министерства юстиции РФ лично или почтовым отправлением с описью вложений. Допустимо доверить это дело юридической фирме, специализирующейся на государственной регистрации.
Шаг 6. Ожидание принятия решения
Сроки рассмотрения заявления Минюстом отличаются от аналогичной регистрации коммерческих объединений. Обычный срок рассмотрения для большинства форм НКО составляет 2 недели. Однако принятие решения о регистрации политических партий составляет 30 дней, а для религиозных организаций может растянуться и на полгода, если потребуется религиоведческая экспертиза.
Шаг 7. Постановка на налоговый учет
Если решение о регистрации положительное, новоиспеченная НКО Федеральной налоговой службой вносится в ЕГРЮЛ. На это потребуется срок около 7 рабочих дней. После внесения необходимых сведений ФНС пересылает информацию о завершении регистрации в соответствующий территориальный орган Минюста.
Шаг 8. Получение свидетельства
В течение 3 дней после получения подтверждения от ФНС Министерство юстиции обязано выдать заявителю документ о прохождении госрегистрации, содержащий:
- наименование НКО;
- юридический адрес объединения;
- индивидуальный номер государственной регистрации.
Выдача этой бумаги означает, что с этого момента НКО официально признана существующей.
Возможные причины отказа в регистрации НКО
- Поданные документы в какой-то части противоречат Конституции и/или законодательству РФ.
- Лицо-заявитель не имеет права быть учредителем НКО в соответствии с ФЗ «О коммерческих организациях».
- Организация с таким наименованием уже была зарегистрирована.
- Наименование, данное НКО, является оскорбительным для нравственных, национальных, религиозных чувств.
- Неполный пакет документов.
- Документы, составленные с нарушением законодательных требований.
- Недостоверные сведения в предоставленной документации.
Устранив причину, можно подать документы повторно, при этом потребуется еще раз уплатить государственную пошлину либо обжаловать решение об отказе в регистрации в вышестоящем органе или в судебном порядке.
Источник: assistentus.ru
Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 31.01.2016 № 7-ФЗ)
2. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
21. Настоящий Федеральный закон определяет порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
22. Положения настоящего Федерального закона, определяющие порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, применяются к структурным подразделениям международных организаций (объединений) в части, не противоречащей международным договорам Российской Федерации. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества. (В редакции федеральных законов от 29.11.2007 № 278-ФЗ; от 29.07.2017 № 217-ФЗ)
4. Действие статей 13 — 19, 21 — 23, 28 — 30, 32 настоящего Федерального закона не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.11.1998 № 174-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 20.07.2012 № 121-ФЗ, от 28.11.2015 № 341-ФЗ, от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
41. Действие статьи 131, пунктов 1, 11 — 13 статьи 15, статей 23 и 231, абзаца первого пункта 2 статьи 24 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 31, 5, 7 и 10 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на бюджетные учреждения. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ)
42. Действие статьи 131, пунктов 1, 11 — 13 статьи 15, статей 18, 19, 20, 23 и 231, абзаца первого пункта 2 (в части приобретения и реализации ценных бумаг и участия в товариществах на вере в качестве вкладчика), пункта 3 и пункта 4 (за исключением абзаца четвертого) статьи 24, пункта 1 статьи 30, пунктов 3, 31, 5, 7, 10 и 14 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на казенные учреждения. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ)
5. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 08.05.2010 № 83-ФЗ; от 03.07.2016 № 236-ФЗ)
6. Действие абзаца третьего пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона не распространяется на государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
7. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
Статья 2. Некоммерческая организация
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
21. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 311 настоящего Федерального закона. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ)
22. Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая не является иностранным агентом, не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам и соответствует одному из следующих требований: (В редакции Федерального закона от 05.12.2022 № 498-ФЗ)
1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;
2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества (далее — проекты по оказанию общественно полезных услуг).
(Дополнение пунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 287-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 18.03.2020 № 60-ФЗ)
3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. (В редакции федеральных законов от 01.12.2007 № 300-ФЗ; от 03.06.2009 № 107-ФЗ)
4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.
Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 131 настоящего Федерального закона.
Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 132 настоящего Федерального закона.
(Дополнение пунктом — Федеральный закон от 10.01.2006 № 18-ФЗ)
6. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ)
Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (В редакции федеральных законов от 03.11.2006 № 175-ФЗ; от 08.05.2010 № 83-ФЗ)
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. (В редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)
2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ)
4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
5. Некоммерческие организации вправе иметь символику — эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.
Символика некоммерческих организаций должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности.
Символика некоммерческих организаций не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, символикой иностранных государств, а также с символикой международных организаций.
В качестве символики некоммерческой организации не могут быть использованы эмблемы и иные символы, описание которых ранее включено в устав существующей в Российской Федерации политической партии, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.
Символика некоммерческих организаций не должна порочить Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации, флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.
(Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.07.2014 № 236-ФЗ)
Статья 4. Наименование и место нахождения некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.
(Пункт в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 239-ФЗ)
11. Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 18.07.2011 № 239-ФЗ)
2. Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
3. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.
4. Использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами). (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 22.07.2010 № 164-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 413-ФЗ)
5. Официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в наименованиях:
1) централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, и (или) религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, на основании письменного согласия указанной централизованной религиозной организации; (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 169-ФЗ)
2) некоммерческих организаций, созданных на основании федеральных законов, а также в соответствии с актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
3) общероссийских общественных объединений;
4) структурных подразделений общероссийских общественных объединений в случае использования в наименованиях указанных структурных подразделений полного наименования такого общественного объединения;
5) некоммерческих организаций, единственным учредителем которых является юридическое лицо, созданное на основании актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, или юридическое лицо, использующее в своем наименовании официальное наименование Российская Федерация или Россия, а также слова, производные от этого наименования, в силу закона или в соответствии с разрешением, полученным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае использования в наименованиях указанных некоммерческих организаций полного наименования учредившего их юридического лица;
6) общероссийских и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей. (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 24.11.2014 № 358-ФЗ)
(Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 413-ФЗ)
6. Право на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, прекращается в связи с:
1) отзывом разрешения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, по основаниям, установленным Правительством Российской Федерации;
2) прекращением юридического лица — единственного учредителя некоммерческих организаций, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи;
3) прекращением права юридического лица — единственного учредителя некоммерческих организаций, указанных в подпункте 5 пункта 5 настоящей статьи, на использование в своем наименовании официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования.
(Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 413-ФЗ)
7. В случае прекращения права на использование в наименовании некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, некоммерческая организация обязана внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящей статьи. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2013 № 413-ФЗ)
Статья 5. Филиалы и представительства некоммерческой организации
1. Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ)
2. Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
3. Представительством некоммерческой органи
Источник: www.kremlin.ru