Сероштанов, Д. А. Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ / Д. А. Сероштанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 394-397. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53939/ (дата обращения: 05.06.2023).
Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложены наиболее оптимальные меры по их разрешению.
Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательская деятельность, государственная поддержка, правовое регулирование малого бизнеса.
The article is devoted to the institutional regulation of small business in the Russian Federation, also describes the key forms of state support of the relevant business entities. The main problems in this area are identified and the most optimal measures for their resolution are proposed.
Видеоурок 5. Правовые основы предпринимательской деятельности. Обществознание 11 класс
Key words: small business, business activity, state support, legal regulation of small business
В настоящее время в связи с нехваткой рабочих мест на рынке труда малая часть граждан нашей страны стала заниматься предпринимательской деятельностью, поэтому практически все ниши на рынке заняты опытными или начинающими бизнесменами. Общепризнанно, что малый бизнес является важным элементом экономического развития современного государства. Малый бизнес — это локомотив экономики страны, это огромная сила [7].
Предприятия малого бизнеса в рыночной экономике — это ведущий сектор, который определяет темпы экономического роста страны. В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет 40 %. Развитие малого бизнеса имеет ряд преимуществ:
‒ предоставление широкой свободы рыночного выбора;
‒ создание дополнительных рабочих мест;
‒ оперативная реакция на изменение потребительского спроса;
‒ преодоление монополизации той или иной отрасли.
Данная тема является актуальной в настоящее время, ведь доля малого бизнеса в ВВП России составляла 21 % по состоянию на 2017 г.
Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия
Малый бизнес в российском государстве является той структурой, на которую возлагаются достаточно большие надежды со стороны государства и общества, так как активизация субъектов малого предпринимательства самым благотворным образом не только повлияет на уровень и качество жизни граждан, их занятость, но и на всю российскую экономику в целом — выбранная модель рыночной экономике за счет того, что малый бизнес способен создать благотворную конкурентную среду будет реализовываться в верном направлении развития.
Поэтому для малого бизнеса так важно соответствующее правовое регулирование, которое приведет к нужному положительному эффекту и будет способствовать развития малого бизнеса и росту субъектов малого предпринимательства [6].
📔Кодекс предпринимателя. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса характеризуется двумя основными, на первый взгляд коллизионными особенностями: 1) государство оказывается в определенных пределах вмешательство в предпринимательскую деятельность; 2) государство занимается оказанием различного рода поддержки субъектам малого предпринимательства.
Данные особенности, хотя по отношению друг к другу и носят противоречивый характер, сочетаются друг с другом. Их наличие и одновременное существование обусловлено определенными причинами. Тот факт, что государство вмешивается в предпринимательскую деятельность объясняется необходимостью такого вмешательства в связи с тем, что, во– первых, рыночные отношения в принципе не могут существовать вне государственного регулирования, в противном возникает ряд негативных последствий, как пример — эстерналии, которые в конечном итоге приводят к крушению всей рыночной системы и продолжительным кризисным последствиям, а во-вторых, пассивность частных структур обусловлена так называемым историческим фактором — ведь сначала в царской России долгое было запрещено предпринимательство, а затем и командная экономика советского государства полностью исключала не только предпринимательскую деятельность, но и частную собственность, ее развитие.
При этом необходимо подчеркнуть, что государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность носит строго дозированный и ограниченный рамками закона характер. Это необходимо для того, чтобы четко следовать принципу свободы предпринимательства, который закреплен на конституционном уровне. Правовое регулирование малого бизнеса заключается в том, что разрабатываются и модернизируются соответствующие правовые нормы, составляющие в своей совокупности законодательство в сфере предпринимательства.
Именно на законодательном уровне закреплены пределы вмешательства государства, равно как и пределы, а также порядок оказания соответствующей государственной поддержки субъектам малого бизнеса РФ.
Правовое регулирование предпринимательства осуществляется на различных уровнях — начиная с международного и оканчивая региональным, на котором, например, разрабатываются конкретные локальные программы поддержки субъектом малого бизнеса того или иного округа/области и т. д. Естественно, если рассматривать национальный уровень правового регулирования, то здесь Конституция РФ играет превалирующую роль, так как она содержит ключевые положения, которые закрепляют права и свободы субъектов малого бизнеса — статья 8 Основного закона РФ гарантирует единое экономическое пространство, а также свободное перемещение товаров, работ, услуг, кроме тех, которые запрещены либо ограничены в обороте. Экономическая деятельность свободна, законная и здоровая конкуренция. Кроме того, равным образом защищаются все виды и формы собственности. Статья 34 Конституции РФ провозглашает возможность каждого по использованию собственных способностей занятием предпринимательской деятельностью, запрещает злоупотребление данной возможностью в целях создания монополии и ограничения конкуренции.
Имеет значение для правового регулирования малого бизнеса и статья 35 Конституции РФ, которая гарантирует защиту права собственности, а ведь имущество для субъекта малого предпринимательства — одна из наиболее ключевых основ, на которой построен бизнес [1]. Также важна и статья 57 Конституции РФ, устанавливающая обязанность платить налоги, в том числе и для субъектов малого бизнеса. Огромное значение имеет и Гражданский кодекс РФ, который выступает в качестве «основы основ» правового регулирования малого бизнеса в РФ.
Так, например, понятие предпринимательства закреплено именно ГК РФ, равно как и освящаются теоретические основы гражданского правового договора, и конкретизируются его виды — например, договор купли–продажи (поставка как разновидность купли–продажи в предпринимательстве наиболее основной вид гражданского правового договора, посредством которого регулируются права и обязанности предпринимателя и его контрагентов) и многие другие договоры. ГК РФ также устанавливает и правовой статус самих субъектов малого предпринимательства, содержит положения, касающиеся обязательственного и вещного права, интеллектуальной собственности и многие другие правовые нормы, которые так или иначе использует в своей деятельности предприниматель либо которые регулируют малый бизнес.
Такие кодифицированные нормативные правовые акты как Гражданский процессуальный кодекс РФ [2] и Арбитражный кодекс РФ [3], а также Кодекс административного судопроизводства РФ также направлены на правовое урегулирование малого бизнеса, однако уже несколько в ином, процессуальном разрезе — например, регулируют судебное рассмотрение споров, которые в том числе возникают именно в связи с осуществлением предпринимательства. Имеет значение уголовное и административное законодательство РФ, так как устанавливаются, соответственно, уголовная и административная ответственность за нарушение правовых норм, регулирующих предпринимательство в сфере малого бизнеса — осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации и тому подобные нарушения [6].
Ключевым значением для правового регулирования обладает Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ, в нем, в частности, закреплены положения, касающиеся порядка оказания поддержки малого бизнеса со стороны государства [4]. Поддержка, прежде всего, выражается в экономическом воздействии — то есть оказание непосредственно финансовых вливаний в развитие малого бизнеса — например, субсидий или кредитования на льготных условий, а также предоставление различных льгот — в сфере налогообложения или таможенного обложения.
Также государство предоставляет иную помощь в виде информационных и консультационных услуг и так далее. Думается, что правовое регулирование и политика вмешательства в разумных пределах оправданы, однако могут возникать и негативные последствия — когда вмешательство государства в предпринимательскую деятельность субъектов малого бизнеса превышает допустимые пределы — это, в частности, может выражаться в том, что присутствует бюрократия, налоговая отчетность субъектов малого бизнеса чрезмерно громоздкая, получение гарантированной на законодательном уровне поддержки по факту затруднено, государственные органы нарушают права и интересы субъектов малого бизнеса — например, при различных проверках, не предпринимаются меры для того, чтобы проинформировать предпринимателей об их правах и возможностях воспользоваться государственной поддержкой и т. д. Государство должно действовать таким образом, чтобы развить благоприятную конкурентную среду и увеличить количественную численность субъектов малого бизнеса, что будет способствовать сокращению безработицы и улучшению экономических показателей [5].
В связи с обозначенными проблемами можно предпринять следующие меры: максимально упростить все имеющиеся процедуры регистрации и отчетности, использовать в большинстве случаев метод «одного окна», дистанционную регистрацию с помощью интернет-технологий; усилить контроль за тем, как соблюдаются права и интересы предпринимателей, учредить специальный орган, который будет принимать и рассматривать анонимные обращения и производить по ним проверку; ввести понятие гарантированного обязательного минимума государственной поддержки каждому начинающему предпринимателю — субъекту малого бизнеса [7]. Таковы основные меры, которые, думается, при правильной разработке и реализации будут способствовать эффективному устранению имеющихся проблем в исследованной области.
На сегодняшний день не нашлось бы ни одного человека, который не хотел бы работать на себя, а предпочитал бы получать небольшой заработок от чужого «дяди». Слабая вероятность самореализации и воплощения в жизнь личных идей и амбиций, карьерного роста и заработной платы.
Это лишь малый перечень аргументов в пользу открытия маленького, но все же своего дела, бизнеса, который позволит самим регулировать контроль над прибылью. На деле же все не так просто для этого требуется первоначальный капитал. Здесь то и приходит на помощь государство, которое обещает оказать регуляторскую и финансовую помощь. Стоит также отметить, что сегодня данный вопрос в органах законодательной и исполнительных властях звучит звонко.
Немаловажную роль имеет наличие у начинающего предпринимателя собственных денег, капитала, для открытия бизнеса. Государство может содействовать и компенсировать только 40 60 % затрат. Данная сумма не может превышать пятисот тысяч рублей. В Российской Федерации функционирует более тысяча трехсот центров, деятельность которых направлена на консультирование начинающих предпринимателей [9].
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует ускорению экономического роста, а также компенсирует так называемые издержки рыночной экономики — кризисные явления, безработицу, конъектурные колебания. В условиях дестабилизации экономики России после введения экономических санкций значительно усилилась проблема увеличения эффективности государственных инструментов поддержки. На сегодняшний̆ день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной̆ российской̆ экономики.
Можно с уверенностью утверждать, что развитие малого бизнеса — это улучшение качества жизни населения страны, так как небольшие предприятия способны более быстро приспосабливаться к изменениям требований современного рынка [5].
Именно поэтому государством разработаны программы поощрения развития малого бизнеса, предусмотрев такую форму как субсидии. Государство на законодательном уровне создало систему поддержки малого бизнеса.
Субсидии малому бизнесу — это один из востребованных и эффективных способов поддержки малого предпринимательства в России. Государство таким способом стимулирует людей на открытие собственного дела и на его дальнейшее развитие. Разработаны соответствующие региональные и федеральные программы.
Все формы господдержки малого бизнеса представляют собой разовую государственную помощь, которая должна быть использована на реализацию конкретной задачи в рамках деятельности предприятия. Возвращать такую помощь в дальнейшем не придется, однако государство будет контролировать целевое расходование средств, так как не каждая организация собирается использовать государственные денежные средства для достижения указанной цели
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — 2015. — № 620
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 03.08.2018)// Российская газета. — 2015. — № 1096.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. — 2017. — № 975.
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» //«Парламентская газета», N 99–101, 09.08.2007.
- Гореико Н. И. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса / Н. И. Гореико, С. Ю. Андреев // Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научнопрактической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». — 2015. — № 1. — С. 45–47.
- Мусина Л. М., Колодкина Р. Р. Особенности государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации // В сборнике: Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки: сборник статей международной научно практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 156 –158.
- пиря И. А., Петрова Я. В. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2018. — № 8.8. — С. 25–27.
- Семенова Е. К. К вопросу последствий вступления России в ВТО /Е. К. Семенова, М. Д. Строганова //Сб. статей: Научное обеспечение агропромышленного комплекса Сборник статей по материалам IX Всероссийской конференции молодых ученых. Ответственный за выпуск: А. Г. Кощаев. Краснодар: КубГАУ, 2017. С. 1107–1108.
- Устинова Н. Г. Институциональные инновации развития бизнес структур в условиях информатизации. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. Выпуск 4. Том 16. 2016. С. 55– 60.
- Федеральная налоговая служба. Официальный сайт.// [Электронный ресурс]. Режим доступа: –: https://www.nalog.ru/rn77/ 2. Интернет–журнал Вести. Экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, предпринимательская деятельность, правовое регулирование, малое предпринимательство, государственная поддержка, государство, Конституция РФ, рыночная экономика, РФ, Российская Федерация.
Источник: moluch.ru
Опубликован доклад об анализе норм регулирования предпринимательской деятельности, в том числе в области регистрации и строительства
«Ведение бизнеса в России – 2012» — это второй доклад в субнациональной серии «Ведение бизнеса», выполненный в памках проекта Doing Business и содержащий сравнительный анализ норм регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации по четырем показателям — регистрация предприятий, получение разрешений на строительство, подключение к системе электроснабжения и регистрация собственности. Выбор показателей обусловлен тем, что представляемые ими сферы деятельности регулируются местным законодательством или характеризуются различной практикой правоприменения. Показатель «международная торговля», рассматриваемый в первом докладе, был заменен на показатель «подключение к системе электроснабжения».
В 2008 году количественные показатели норм регулирования предпринимательской деятельности были проанализированы для 10 городов: Воронежа, Иркутска, Казани, Москвы, Перми, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Томска и Твери. Доклад «Ведение бизнеса в России – 2012» показал улучшение показателей 10 городов, участвовавших в первом раунде, и расширил охват на 20 новых городов: Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Выборг, Екатеринбург, Калининград, Калугу, Кемерово, Киров, Мурманск, Новосибирск, Омск, Самару, Саранск, Ставрополь, Сургут, Ульяновск, Хабаровск, Якутск и Ярославль.
Экономика | Рейтинг легкость ведения бизнеса ▲ | Регистрация предприятий | Получение разрешений на строительство | Подключение к системе электроснабжения | Регистрация собственности |
Ульяновск | 1 | 3 | 4 | 5 | 8 |
Саранск | 2 | 20 | 8 | 1 | 8 |
Владикавказ | 3 | 27 | 11 | 2 | 2 |
Ростов-на-Дону | 4 | 26 | 15 | 3 | 4 |
Казань | 5 | 4 | 14 | 17 | 4 |
Калуга | 6 | 17 | 9 | 15 | 1 |
Ставрополь | 7 | 4 | 2 | 9 | 19 |
Ярославль | 8 | 7 | 17 | 6 | 16 |
Сургут | 9 | 30 | 1 | 19 | 8 |
Иркутск | 10 | 8 | 6 | 10 | 18 |
Петрозаводск | 11 | 6 | 16 | 21 | 8 |
Киров | 12 | 13 | 5 | 4 | 20 |
Омск | 13 | 19 | 20 | 13 | 4 |
Выборг | 14 | 10 | 23 | 12 | 8 |
Владивосток | 15 | 18 | 22 | 23 | 3 |
Волгоград | 16 | 2 | 27 | 26 | 4 |
Воронеж | 17 | 15 | 28 | 16 | 8 |
Тверь | 18 | 21 | 25 | 14 | 8 |
Калининград | 19 | 11 | 3 | 22 | 22 |
Томск | 20 | 15 | 6 | 10 | 25 |
Самара | 21 | 22 | 24 | 28 | 8 |
Санкт-Петербург | 22 | 1 | 9 | 24 | 27 |
Хабаровск | 23 | 24 | 29 | 8 | 17 |
Екатеринбург | 24 | 29 | 13 | 19 | 20 |
Пермь | 25 | 13 | 12 | 18 | 27 |
Мурманск | 26 | 12 | 19 | 27 | 23 |
Кемерово | 27 | 28 | 21 | 7 | 29 |
Якутск | 28 | 8 | 26 | 25 | 30 |
Новосибирск | 29 | 23 | 18 | 29 | 24 |
Москва | 30 | 25 | 30 | 30 | 26 |
Проект Doing Business позволяет объективно оценить законодательство, связанное с регулированием бизнеса, и его применение в 183 странах, а также в отдельных городах на поднациональном и региональном уровнях. Проект финансировался Министерством экономического развития Российской Федерации, 26 регионами-участниками и одним муниципалитетом. Финансовая поддержка предоставлена также Европейским союзом в лице Европейской комиссии. Исследование проведено в сотрудничестве с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Фондом «Институт экономики города».
Основные выводы
В целом, легче зарегистрировать предприятие, получить разрешение на строительство, подключиться к системе электроснабжения и зарегистрировать собственность в Ульяновске и Саранске.
Ни один город не превосходит другие по всем показателям. Проще всего зарегистрировать предприятие в Санкт-Петербурге, получить разрешение на строительство в Сургуте, подключиться к системе электроснабжения в Саранске и зарегистрировать собственность в Калуге.
Низкая стоимость регистрации предприятий, которая в среднем составляет 2,3% от дохода на душу населения, выводит Россию по этому показателю в первую тридцатку стран в мире.
Регионы, где последовательно проводятся реформы, остаются на верхних позициях — Казань по-прежнему занимает одно из ведущих мест по показателям «регистрации предприятий» и «регистрации собственности». Иркутск остается в верхней части рейтинга по показателю «регистрации предприятий» и «получение разрешений на строительство».
Компании по-прежнему сталкиваются с длительными процедурами и высокими издержками, особенно при получении разрешений на строительство и подключении к системе электроснабжения.
Источник: skatr.ru
Аналитика Публикации
Регулирование цен — это норма для современной мировой экономики. Большинство стран регламентируют (устанавливают) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства.
Государство всегда и во все времена оказывало ключевое влияние на функционирование экономики и вследствие этого — на становление общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной составляющей экономического развития.
С помощью ценового регулирования государство имеет возможность воздействовать на цены таким образом, чтобы контролировать оборот тех или иных товаров. Посредством сдерживания цен государство может повысить или ограничить предложение отдельных видов продукции. К примеру, власти с помощью ценового регулирования обеспечивают доступность социально значимых товаров (например, лекарственных средств) и, наоборот, лимитируют оборот других товаров (например, алкогольной продукции).
Наиболее существенным с точки зрения управления экономикой является регулирование естественных монополий. В этих отраслях конкуренция невозможна или неэффективна, поэтому чтобы предупредить потенциальные злоупотребления своей рыночной силой со стороны субъектов естественных монополий (например, завышение цен на продукцию или сокращение объемов производства), нужно государственное регулирование.
Политика регулирования цен в сфере естественных монополий прежде всего необходима для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста. Однако не менее важной функцией государственного ценового регулирования естественных монополий является защита конкуренции.
Если вспомнить легальное определение понятия «естественная монополия», приведенное в ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», то может возникнуть вопрос, о какой защите конкуренции может идти речь в сфере, где конкуренция попросту не нужна.
Напомним, естественной монополией закон называет такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Как известно, цена является главным инструментом конкурентной борьбы. В развитой конкурентной среде цена выступает как механизм регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Также при острой конкуренции цена оказывает прямое стимулирующее воздействие, которое заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.
На рынках с повышенной степенью монополизации производители могут непосредственно «варьировать» формирование и движение цены. Так, монополист в случае затоваривания может не снижать цену (как это делается в условиях совершенной конкуренции), а пойти на изменение предложения товара, сохранив его прежнюю стоимость. В случае дефицита товара он может не увеличивать предложение, а поднять цену. В итоге цена теряет свое качество как результат действия спроса и предложения.
Конкуренция является особой силой, побуждающей предприятия к стремлению постоянно предлагать лучшую цену потребителям и таким образом отвоевывать свою долю рынка. Но если такой фактор, как конкуренция, отсутствует, предприятия становятся инертными, поскольку отпадает необходимость бороться за потребителя — спрос и так обеспечен тем, что у потребителей попросту нет выбора.
Таким образом, в условиях естественной монополии защита конкуренции выражается в том, что государство через систему административных и экономических мер искусственно создает то самое давление на производителей, которое при развитой конкуренции формирует рынок.
Ценовое регулирование является самым распространенным способом воздействия на естественные монополии. Во всех странах мира естественные монополии в той или иной степени подвергаются государственному ценовому регулированию.
Если упростить, то вся суть государственного ценового регулирования естественных монополий сводится к тому, что государство должно поддерживать такой уровень цен на продукцию естественных монополий, который будет одновременно максимально приближен к предельным издержкам монополиста, но вместе с тем будет достаточен для получения прибыли.
При этом должен работать ключевой принцип тарифного регулирования — баланс интересов поставщиков и потребителей регулируемых товаров и услуг. Поставщики имеют право на покрытие всех своих издержек, а потребители — на предельно низкую цену.
На практике соблюдение этого принципа достигается путем обязательной оценки регулирующими органами обоснованности издержек регулируемых организаций (в том числе инвестиционных).
Подобная система ценового регулирования как способ защиты конкуренции имеет один серьезный недостаток — отсутствие механизмов, стимулирующих к повышению эффективности регулируемых организаций. Нет необходимости сдерживать рост издержек, поскольку они покрываются за счет регулируемой цены.
Безусловно, существует масса методов для повышения эффективности монополистов, начиная от принудительного установления и административного контроля показателей эффективности и заканчивая принудительной демонополизацией рынков, однако ни один из них не может дать такой отдачи, какой развитая конкуренция.
В Российской Федерации с недавнего времени на федеральном уровне функции ценового регулирования естественных монополий были переданы Федеральной антимонопольной службе. В мировой практике подобный ход нельзя назвать типичным. Как правило, антимонопольные органы осуществляют надзор за ценообразованием в целях недопущения монопольно высоких или монопольно низких цен. Регулируемые цены (тарифы) на продукцию естественных монополий устанавливают специальные комиссии.
Вместе с тем наделение антимонопольной службы полномочиями в области тарифного регулирования может принести ощутимые плоды. Сосредоточение ключевых полномочий по контролю естественных монополий в руках одного государственного органа исполнительной власти позволяет исключить двойной контроль и связанную с этим «разрывность» регулирования.
Кроме того, антимонопольный орган неизбежно будет стремиться отойти от традиционных методов ценового регулирования и оценивать не экономическую целесообразность цены, а возможность предложения такой же цены более эффективным конкурентом, если бы таковой существовал.
В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшнем этапе развития экономических отношений естественные монополии неизбежны как явление. Однако постоянное развитие подходов к регулированию естественных монополий, основанных на постепенном внедрении элементов конкурентных отношений, со временем непременно приведет к тому, что эффективность естественно-монопольного сектора экономики не будет уступать конкурентному.
Источник: www.vegaslex.ru