Лизинг простыми словами – это аренда имущества. Но с одним существенным отличием: имущество можно в конце срока договора выкупить за небольшую стоимость. Но покупка – это не обязательное условие. У клиента есть право выбора, как поступить. Почему появилась такая услуга, ведь есть кредиты, займы, аренда, рассрочка – множество способов пользоваться нужной вещью?
Потому что у лизинга есть ряд экономических преимуществ. Давайте разберемся, в чем особенности лизинга и его отличия от других финансово-кредитных услуг?
Какое имущество можно взять в лизинг?
По законодательству РФ, можно взять любые непотребляемые вещи. Что значит этот термин? То, что можно оформить в лизинг вещи, которые длительный период сохраняют основные потребительские свойства. Сюда относится техника, транспорт, бытовая и компьютерная техника и т.д. То есть имущество, которое можно использовать долго.
Потребляемые вещи подходят для однократного использования: продукты питания, строительные материалы.
Банкирос рекомендует!
Газпромбанк, Лиц. № 354
Кредит Наличными
Получить кредит
Газпромбанк, Лиц. № 354
Самые популярные товары, которые берут в лизинг:
- автомобильный транспорт;
- специальная техника;
- оборудование;
- недвижимость;
- персонал.
Что не может быть предметом лизинга?
Кроме того, что нельзя оформить в лизинг непотребляемые предметы, перечисленные выше (продукты питания, сырье и т.д.), есть еще ограничения.
Нельзя взять в длительную лизинговую аренду:
- земельные участки (возможна только классическая аренда);
- природные объекты (водоемы, реки, лесные массивы);
- памятники культуры;
- военную технику.
Банкирос рекомендует!
Почта Банк, Лиц. № 650
Кредит «Наличными»
Получить кредит
Почта Банк, Лиц. № 650
Виды лизингов
Классификация строится на сроке действия договора и на том, собирается ли клиент выкупать имущество. Есть три вида:
- финансовый: компания предлагает оформить договор на срок, который равен сроку службы имущества. А в конце сделке состоится его выкуп. Вся процедура похожа на систему рассрочки, только под небольшой процент;
- операционный: продолжительность соглашения меньше, чем срок службы имущества. В конце периода клиент может сделать выбор: заплатить всю сумму за товар и стать его собственником или оставить его компании;
- возвратный: схема работы сложней, чем в предыдущих видах. Сначала клиент продает лизинговой компании свое имущество, а затем берет ее в лизинг. По сути это кредитование под залог.
Лизинг по сравнению с кредитом: чем отличается и что выгодней
Главное отличие двух услуг состоит в том, что кредит может выдаваться в денежной форме, а лизинг – нет. Во втором случае компания может передавать клиенту только имущество.
Еще одно отличие: банки оценивают клиентов жестче, чем лизинговые компании. Дело в том, что банковские организации находятся под контролем ЦБ РФ, а значит, должны строго соблюдать критерии отбора кредитополучателя. Для банков нужно подготовить больше документов, а также соответствовать всем требованиям. Иметь хорошую кредитную историю, быть официально трудоустроенным, иметь регистрацию в регионе, где присутствует банк.
Процесс отбора клиентов у лизинговых компаний проще. Организации действуют исходя из внутренних методик оценки платежеспособности и ответственности клиента.
Банкирос рекомендует!
СберБанк, Лиц. № 1481
Кредит «Рефинансирование»
Получить кредит
СберБанк, Лиц. № 1481
У лизинга есть несколько преимуществ:
- более быстрый срок рассмотрения заявки (около 15 минут). Среди кредитных продуктов такой скоростью может похвастаться только потребительский экспресс-кредит;
- гибкий график платежей. Компания может пойти навстречу клиенту и подстроить график под сезонность бизнеса. Кроме того, возможны отсрочки платежей в сложных финансовых ситуациях;
- лизинговые компании не требуют ни залога, ни поручителей, ни других способов обеспечения сделки;
- не нужно платить налог на имущество, потому что предмет сделки не находится в собственности клиента.
Лизинг по сравнению с арендой: чем отличается и что выгодней
Основное отличие: машину в лизинге можно выкупить в конце действия аренды. При стандартных арендных отношениях сделать это нельзя.
Еще одно отличие состоит в том, что лизинг не может предложить физическое лицо, только юридическое. А точнее – лизинговая компания, у которой есть право на соответствующую деятельность. Имущество в аренду может предложить как физическое, так и юридическое лицо.
Важное преимущество лизинга – налоговые льготы. Есть и еще одно. Компании, предоставляющие оборудование, могут предложить товары только из наличия. Если нужно какое-то специфическое, то компания не сможет удовлетворить запрос. Абсолютно другая ситуация с лизингом.
Компания может купить именно то, что нужно клиенту.
Но есть плюс и у аренды – процесс оформления проходит гораздо быстрее. Не нужно подтверждать платежеспособность, предоставлять поручительство или залог.
Источник: bankiros.ru
Методология исследований рынка лизинга и составления рэнкингов лизинговых компаний
В исследовании по итогам 9 месяцев 2009 года изменен основной показатель при построении рэнкинга крупнейших лизингодателей. Вместо объема нового бизнеса мы использовали сумму лизингового портфеля (платежей к получению). Не меняя методики исследований, мы в то же время считаем, что в нынешних условиях показатель лизингового портфеля более адекватно отражает положение компании, чем объем нового бизнеса.
Рынок в своем развитии проходит несколько этапов. На стадии роста (которую мы наблюдали до начала 2008 года) показатель объема нового бизнеса отражает перспективу того, каким будет положение лизинговой компании в будущем – поскольку показывает задел новых контрактов. На падающем рынке (который наблюдается со второй половины 2008 года) новый бизнес не является адекватным индикатором положения компании, поскольку в кризисных условиях многие компании могут заморозить новые сделки, чтобы переоценить риски и выработать новую политику работы (что происходило в 1 полугодии 2009 года). Кроме того, в условиях падающего рынка показатель нового бизнеса может быть подвержен высокой волатильности. В то время как крупные лизингодатели могли приостановить активное заключение новых сделок, переключившись на реструктуризацию действующих договоров, небольшие лизинговые компании, прорабатывавшие долгое время крупную сделку, и подписавшие ее в исследуемый период, могут занять нехарактерно высокое для себя место в рэнкинге («разовый взлет»).
На основании указанных факторов использование показателя портфеля в качестве основного критерия ранжирования представляется более верным. Во-первых, он позволяет избежать резких скачков компаний в рэнкинге, во-вторых, в условиях падающего рынка он показывает наличие у компании актива, который генерирует денежный поток, и наличие как правило широкой базы потенциальных будущих лизингополучателей, которые позволят лизинговой компании при восстановлении рынка значительно увеличить объемы новых сделок.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.
В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, и осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится путем анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями-участниками исследования.
В исследовании по итогам 9 месяцев 2009 года приняли участие 101 лизинговая компания, оборот которых, по нашему мнению, составляет около 75% всего лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этой предпосылкой.
В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для «рыночных» лизинговых компаний.
Мы хотим обратить Ваше внимание, что под основными терминами, используемыми в исследовании, мы понимаем следующее:
Объем нового бизнеса (объем рынка лизинга) – это объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий: (1) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, (2) получение аванса лизингополучателя (если аванс ненулевой) – наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.
Объем профинансированных средств — средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы произведенные лизингодателем).
Объем полученных лизинговых платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.
Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.
Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля компаний характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.
Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.
Для проверки правильности предоставляемых компаниями данных используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. В процессе обработки данных из анкет показатели анкеты соотносятся с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения.
Кроме этого, сопоставляется динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже показывает нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влекут соответствующее изменение в денежных потоках (полученных платежах). Данные изменения также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.
При проведении исследования были использованы комментарии следующих спикеров:
Афанасьева Ольга | и.о. директора по экономике, ЛК «Дельта» |
Бушина Ольга | yачальник Управления лизинговых операций «КМБ БАНКа» |
Бякова Евгения | зам. генерального директора, ИФК «Авиализинг» |
Горбунов Владислав | директор по развитию, компания «AXELIT» |
Гуща Полина | зам. генерального директора, ЛК «Северная Венеция» |
Добринский Кирилл | генеральный директор ООО «Бэлти-Гранд» |
Казибеков Арсен | коммерческий директор, ООО «Неолизинг» |
Коноплев Андрей | генеральный директор, ОАО «ВТБ-Лизинг» |
Ланге Андреас | генеральный директор, ООО «ФБ-ЛИЗИНГ» |
Масленников Олег | исполнительный директор, ЗАО «Дойче Лизинг Восток» |
Медведев Андрей | генеральный директор, «Авангард-Лизинг» |
Михайлов Александр | вице-президент, «Europlan» |
Новиков Яков | директор по развитию бизнеса, «Лизинговая компания УРАЛСИБ» |
Смирнов Алексей | финансовый директор, «CARCADE Лизинг» |
Сулима Евгений | генеральный директор, ООО «АльянсРегионЛизинг» |
Царев Кирилл | генеральный директор, группа компаний «Интерлизинг» |
Условия использования и ограничение ответственности
Все материалы сайта являются интеллектуальной собственностью АО «Эксперт РА» (кроме случаев, когда прямо указано другое авторство) и охраняются законом.
Представленная информация предназначена для использования исключительно в ознакомительных целях.
Никакие из материалов сайта не должны копироваться, воспроизводиться, переиздаваться, использоваться, размещаться, передаваться или распространяться любым способом и в любой форме без предварительного согласия со стороны Агентства и ссылки на источник www.raexpert.ru. Использование информации в нарушение указанных требований запрещено.
Агентство не несет ответственности за перепечатку материалов Агентства третьими лицами, в том числе за искажения, несоответствия и интерпретации таких материалов.
Рейтинговые оценки, обзоры, исследования и иные публикации, размещенные на сайте, выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендаций покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, исследованиях, обзорах и иных публикациях, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного.
Никакие материалы, отчеты, исследования, информация или разъяснения, размещенные на сайте, не могут в каком бы то ни было отношении служить заменой иных проверок и процедур, которые должны быть выполнены при принятии решений, равно как и заменять суждения, которые должны быть выработаны относительно вопросов, представляющих интерес для посетителей сайта. Никто не должен действовать на основании таких материалов, отчетов, исследований, информации или разъяснений, которые могут предоставляться Агентством в связи с ознакомлением с указанными материалами, отчетами, исследованиями, информацией, разъяснениями в каких бы то ни было целях.
На сайте могут быть предоставлены ссылки на сайты третьих лиц. Они предоставляются исключительно для удобства посетителей сайта. В случае перехода по этим ссылкам, Вы покидаете сайт Агентства. АО «Эксперт РА» не просматривает сайты третьих лиц, не несет ответственности за эти сайты и любую информацию, представленную на этих сайтах, не контролирует и не отвечает за материалы и информацию, содержащихся на сайтах третьих лиц, в том числе не отвечает за их достоверность.
Единственным источником, отражающим реальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
АО «Эксперт РА» оставляет за собой право вносить изменения в информационные материалы сайта в любой момент и без уведомления третьих лиц. При этом Агентство не несет никаких обязательств по обновлению сайта и материалов, представленных на сайте.
Источник: raexpert.ru
Объем нового бизнеса по итогам 2021 года покажет рост более 40%
— Максим Юрьевич, Группа «Газпромбанк Лизинг» в этом году впервые возглавила рынок лизинга в России, по оценкам агентства «Эксперт РА». Как вам это удалось?
— Это не было целью, хотя наши амбиции порой опережают сам рынок лизинга. Динамичный рост Группы по объему нового бизнеса в 2021 году основан на сильной команде и поддержке нашего акционера — Газпромбанка. Это фундамент, на котором мы развиваем бизнес, используем высококлассную систему по управлению рисками и активами.
Как итог объем нового бизнеса Группы «Газпромбанк Лизинг», включая розничные компании «Газпромбанк Автолизинг» и Carcade, показал рост в 170% за первое полугодие 2021-го и достиг 105,6 млрд рублей (с НДС).
Также мы впервые возглавили рынок лизинга в легковом автосегменте. Объем нового бизнеса достиг 34 млрд рублей в первом полугодии 2021-го, что на 184% превышает результат того же периода прошлого года.
Несмотря на все проблемы на авторынке (дефицит автомобилей, нехватка комплектующих), мы смогли нарастить бизнес. Ключевыми факторами, которые оказали влияние на рост, стали: активная работа по всем ключевым госпрограммам льготного лизинга Минпромторга РФ, разработка выгодных для клиентов партнерских программ, грамотная работа с повторными продажами и прочее.
— Ваш прогноз по итогам года — останетесь ли вы в лидерах рынка?
— У нас нет задачи достичь лидерства на рынке лизинга. Для нас приоритет — быть стабильными и надежными для клиентов, а также оправдывать ожидания нашего акционера, в том числе по качеству и прибыли.
Важно качественно работать с клиентами, договариваться для них о выгодных условиях с поставщиками и производителями, а также не демпинговать, так как в будущем это только кратно снизит качество обслуживания клиентов компании. В нашей практике есть кейсы, когда мы не можем снизиться по финансовым условиям, но зато готовы предоставить высококачественный индивидуальный сервис, который перекрывает все прочие неудобства.
— Что важного удалось сделать за почти год вашего руководства Группой?
— С гордостью отмечу, что мы наконец подошли к тому, когда продукты и услуги Группы «Газпром» и Газпромбанка постепенно становятся доступными для наших клиентов на выгодных условиях. К примеру, «Газпромбанк Автолизинг» предлагает скидки на топливо в сети заправок «Газпромнефть». Эта программа сейчас дорабатывается для клиентов всей Группы, включая Carcade. В работе еще много отличных совместных проектов, о результатах будем рассказывать.
Также мы увеличили свои возможности в сегменте лизинга морских и речных судов, как результат — второе место по объему бизнеса за первое полугодие 2021-го. Сейчас в портфеле компании 27 судов различного класса общей стоимостью более 40 млрд рублей.
В настоящее время мы работаем над усилением позиций Группы в регионах в целях еще большей популяризации лизинга и проникновения в те отрасли и проекты, которые ранее нам были недоступны.
Сегодня мы занимаем первое место на рынке лизинга в Санкт-Петербурге, второе место на Урале, третье место в Северно-Западном ФО (за исключением Санкт-Петербурга), четвертое и пятое места в Сибири и Приволжье соответственно.
В региональном разрезе нашим приоритетом является финансирование социально направленных объектов, инфраструктурных и прочих.
Подчеркну, что я уже более 20 лет работаю в лизинговой отрасли. Имею опыт как в розничном, так и в корпоративном направлениях лизинга. Благодаря этому, а также поддержке акционера удалось качественно сплотить команду Группы «Газпромбанк Лизинг», настроенную на общий результат.
— Как оцениваете итоги рынка лизинга за первое полугодие 2021 года?
— Достигнутые результаты рынка по итогам полугодия впечатляют. Объем нового бизнеса показал рост в 66% по сравнению с тем же периодом прошлого года и достиг 945 млрд рублей, лизинговый портфель рынка превысил 5,6 трлн рублей (+7% к началу года), по данным рейтингового агентства «Эксперт РА».
Конечно, сравнивать результаты рынка с прошлым годом не совсем корректно. Однако экономические и социальные условия работы в прошлом году, особенно во втором квартале, были беспрецедентными. Поэтому то, что рынок лизинга показывает положительную динамику, оцениваю позитивно.
Также по итогам первого полугодия 2021 года проникновение лизинга в ВВП страны достигло своих рекордных значений: 2%. Доля лизинга в инвестициях выросла с 7% в 2020 году до 12% в 2021-м, что говорит о значительном повышении спроса на лизинг как инструмент финансирования.
— Автолизинг — драйвер рынка лизинга уже много лет. Когда закончится его эпоха?
— В будущем автолизинг по-прежнему будет драйвером рынка лизинга в России. Для этого есть все условия. Это и появление новых сервисов и продуктов, например подписки на автомобили, и популяризация лизинга автомобилей для физических лиц, который постепенно, уверен, преодолеет менталитет населения по владению активом, как это было в свое время с каршерингом. Растущий спрос на газомоторную технику и намечающиеся тенденции в развитии электротранспорта также окажут поддержку дальнейшим темпам роста автолизинга в России.
Но вне зависимости от этих ключевых трендов стареющий автопарк России сам по себе подпитывает рынок лизинга. По данным «Автостата», средний возраст легковых автомобилей на начало 2021 года — почти 14 лет, средний возраст грузового транспорта приближается к 22 годам. Соответственно останется необходимость обновлять парки, которые в том числе должны соответствовать более высоким экологическим стандартам Евро-5 и выше.
— Какие сегменты в ближайшее время могут «выстрелить»?
— Совершенно точно можно говорить о позитивном характере роста сегментов лизинга фитинговых платформ и морских судов, поскольку наблюдается повышенный спрос на контейнерные перевозки и по железнодорожным сетям, и по воде. Также, можно сказать, уже восстановился спрос на авиализинг.
По данным Росавиации, российские авиаперевозчики практически вернулись к допандемийным значениям. В августе текущего года объем перевозок был всего на 3,67% меньше, чем в 2019 году, но в 1,5 раза больше, чем в августе 2020-го. Наша страна наравне с США, Бразилией и Китаем лидирует в восстановлении перелетов по причине наличия внутреннего спроса на авиауслуги. Сегодня мы получаем много интересных запросов на лизинг как крупной пассажирской, так и малой авиации.
— Какой сегмент сильно недооценен на рынке лизинга?
— Есть сегменты, которые не то чтобы недооценены, но требуют более глубокой популяризации со стороны игроков. К примеру, реализация лизинговых проектов в рамках госзакупок по Закону № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Субъекты Российской Федерации по большей части достаточно осторожно относятся к лизингу.
Общая сумма размещенных контрактов и договоров в 2021 году составляет на текущий период 22 трлн рублей. Доля лизинга в этом объеме — всего 0,5%. Поэтому лизинговым компаниям предстоит еще многое сделать, чтобы поменять отношение к нашему продукту.
— Ваш прогноз по рынку лизинга по итогам 2021 года?
— По прогнозам наших аналитиков, объем нового бизнеса российского рынка лизинга по итогам 2021 года покажет рост более 40% и достигнет 2 трлн рублей. Основное влияние на это окажут сегменты лизинга автотранспорта, строительной и строительно-дорожной техники, а также восстановление сегментов лизинга корпоративного направления. Со своей стороны, мы продолжим наращивать объемы бизнеса во всех ключевых направлениях, в том числе в новых нишах.
Источник: bosfera.ru