Надо признать, что в прошлом году мы мало говорили об облаках в разрезе малого и среднего бизнеса, ставшего в последнее время столь желанным сегментом для большинства известных науке облачных провайдеров.
Ведь принято считать, что деньги находятся именно на корпоративном поприще, а малый бизнес не обладает достаточной покупательной способностью и, в принципе, внедряет ИТ постольку-поскольку. Но больших клиентов на всех не хватает, да и по-настоящему крупными компаниями становятся далеко не все, основу экономики всё равно составляют предприятия среднего и малого бизнеса.
Казалось бы, легко рассуждать о малом бизнесе и его роли в экономике развитых стран, где доля СМБ-компаний составляет значительно больше половины ВВП. В развивающихся экономиках, одной из которых является и наша с вами (если пренебречь сырьевым преимуществом, коим мы довольно небрежно пользуемся), эта доля значительно ниже. Поэтому ответственность за развитие ИТ и вообще условную «технологизацию» бизнеса лежит в большей степени на крупных компаниях, особенно телекомах и хостерах. Но первые у нас в основном государственные, а вторые только начали делать то, что давно делает GoDaddy, а именно — развивать и образовывать рынок, продвигая идею виртуальных серверов, внешнего хостинга и прочих, скажем так, хостинговых услуг.
Емкость рынка. Как определить емкость рынка? Маркетинг для малого бизнеса
Тем не менее средний и малый бизнес довольно привлекателен для облачных сервис-провайдеров в России, поскольку СМБ-сегмент не только растёт сам по себе, но и проявляет всё больше интереса к технологиям. Во многом потому, что внедрение всевозможных технологий, обобщённо именуемых облаками, не требует капитальных затрат.
Да и сервис-провайдеры всё больше подстраиваются под рыночный сегмент, осознавая его нужды. Поэтому, как бы утопично это ни звучало, СМБ и облака в России растут. Это подтверждает и исследование SBM Cloud Insights, подробно разбирающее тему облачных технологий применительно к среднему и малому бизнесу в России. Но читать исследования «с листа» — занятие скорее для прессы и коллег-исследователей, поэтому предлагаю вам ознакомиться с небезынтересными цифрами в чуть менее сухом формате, разбавленном выводами на основе происходящего.
Итак, в прошлом году объём СМБ-рынка облачных услуг составил 20,5 млрд рублей. Бόльшую часть рынка занимают решения класса IaaS — это 7,8 млрд от объёма, далее следуют бизнес-приложения (иначе говоря, SaaS) — 7,4 млрд, а затем — веб-присутствие и веб-приложения с 4,4 млрд; оставшиеся 1,1 млрд рублей достались решениям для совместной работы и коммуникации.
Сразу отмечу, что, несмотря на некоторую «необразованность» рынка, прогноз на будущее оптимистичен. Предполагается, что, по крайней мере, до 2016 года облачный СМБ-рынок будет расти на 40% в год и достигнет 55,6 млрд рублей. Таким образом, за два года он вырастет более чем вдвое. Драйверами роста станут развитие интернета и телекоммуникаций в целом, приход на рынок новых облачных компаний и расширение пакета услуг существующих облачных игроков.
Анализ рынка перед запуском бизнеса. На что обратить внимание?
Из всего многообразия облачных решений малому бизнесу в России интересны в основном четыре направления, рыночный объём которых представлен абзацем выше. Поэтому рассматривать рынок мы будем сквозь цифры, объёмы и особенности развития каждого конкретного сегмента.
А именно — IaaS, куда входят VPS, внешний хостинг, решения для резервного копирования серверных данных, платформы для разработки серверных приложений и соответствующее ПО, а также ряд инфраструктурных решений. «Веб-присутствие» (органичный в английском и слегка неуместный в русском языке термин), а также веб-приложения — это хостинг для сайтов, блог-сервисы, регистрация доменов, конструкторы сайтов и облачные решения для электронной торговли. Решения для коммуникации и совместной работы — это корпоративная электронная почта, виртуальные АТС и всевозможные продукты, обеспечивающие безопасность и бэкап этих способов связи. Одна из самых популярных категорий — бизнес-приложения — включает в себя и облачные продукты для бухгалтерского учёта, и системы обмена сообщениями, и CRM, и хранение данных. Словом, всё то, что в первую очередь требуется бизнесу, особенно малому.
Казалось бы, IaaS — это не совсем про малый бизнес, однако СМБ уверенно перепрыгнули PaaS, обратившись сразу к более глубинному уровню облачной инфраструктуры. И надо сказать, что рост популярности IaaS в малом-среднем бизнесе остаётся практически на одном уровне с облачным рынком в целом: за 2013 год он прибавил 36%.
В основе IaaS-потребления лежат, конечно, выделенные сервисы и в чуть меньшей степени резервное копирование и восстановление данных. Около 20% потребителей инфраструктуры как сервиса — это, конечно, средний бизнес.
Микробизнес — то есть компании численностью до 9 человек — использует IaaS не так активно: такие бизнесы составляют лишь 9% от общего объёма потребителей, что, кстати, показывает и определённый простор для роста. Впрочем, исследователи считают, что этот сегмент рынка прирастёт в основном за счёт малых и средних компаний, которые раньше не имели серверов, а теперь планируют арендовать их в облаке. Сегодня 70% российских СМБ-компаний вообще не обладают серверами, поэтому IaaS есть куда расти. Не говоря уже о том, что в инфраструктурных решениях много дополнительных услуг, таких как бэкап сервера, БД, панели управления, антивирусы и прочие. Поэтому IaaS будет расти не менее чем на 30% ежегодно в ближайшие несколько лет.
Всевозможные решения для веб-присутствия, в основном сводящиеся к хостингу сайтов, конструкторам и CMS, выросли в объёмном выражении на 23% за прошедший год. По большому счету это означает, что в прошлом году собственным сайтом обзавелось ещё больше компаний. Да, это может показаться нелепым, но почти у половины российских СМБ-компаний просто нет собственного сайта. А учитывая, что бόльшая их часть будет размещать сайт на внешнем хостинге, рынок ожидает самый бурный рост.
Другим драйвером роста для сегмента веб-присутствия станут всевозможные приложения и дополнения, повышающие эффективность бизнес-сайтов. Это приложения для SEO, CMS, бэкап, безопасность и многие другие услуги, реализованные в веб-приложениях. Кроме того, малый бизнес всё больше идёт в социальные сети — а значит, перспективным направлением станут решения по управлению присутствием в Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и прочих соцсетях.
Ещё один (пожалуй, наименее популярный среди СМБ) сегмент облачного рынка — это хостинг решений для совместной работы и коммуникаций. Платными почтовыми сервисами в России пользуются 4% компаний среднего и малого бизнеса, а облачными АТС и того меньше — только 3%.
Впрочем, эти удручающие цифры продиктованы вовсе не локальной спецификой рынка: такое положение дел характерно и для других стран, где проникновение интернета и сопутствующих технологий ещё не достигло своего пика. Поэтому исследователи предполагают, что этот сегмент будет прибавлять по 63% ежегодно и достигнет объёма в 4,5 млрд рублей к 2016 году.
Причины для столь оптимистичных оценок кроются в том, что более половины СМБ и так пользуются почтой, но чаще бесплатной. А если предложить им более безопасную и качественную платную почту, то многие с удовольствием предпочтут именно такой вариант. Что касается АТС, то тут всё не столь радужно: среди российских бизнесов до сих пор популярна мобильная связь. Однако средние СМБ из неё уже вырастают и активно подключаются к облачным АТС. Причины перехода на более высокий уровень коммуникаций называются самые разные, от выгодных ценовых предложений до взрывного роста бизнеса.
В сегменте бизнес-приложений на российском рынке все хорошо: облачными приложениями пользуются 66% СМБ, что приближает российский бизнес к США или Германии, где SaaS также предпочитают около 70% СМБ. Однако, едва ли российский SaaS-сегмент столь же крупный в денежном выражении. Впрочем, ему пророчат ежегодный рост на 57% и объём в 28 млрд рублей к 2016 году. Наиболее перспективными отраслями для будущих SaaS-вендоров по-прежнему остаются решения для совместной работы, сервисы по обмену данными и продукты для веб-конференций.
Таким образом, российские СМБ всё активнее переходят в облака и вполне могут стать основной движущей силой для развития облачного рынка в нашей стране. Крупные компании не требуют такого разнообразия решений и, по сути, являются закрытым и ограниченным рынком, особенно в России (по понятным причинам). Но СМБ открыты к диалогу, и если сервис-провайдеры смогут найти подход и будут соответствовать разнообразным требованиям малого бизнеса, то рынок с большой вероятностью достигнет объёма в 55 млрд рублей, который ему обещают к 2016 году.
Источник: smallbusiness.ru
Маркетинговое исследование Российский рынок услуг в 2021 году: самозанятые и микробизнес. Обучение
Data Insight и Авито выпустили новое совместное исследование «Российский рынок услуг 2021: самозанятые исполнители и малый бизнес. Обучение».
В марте и мае 2022 года Data Insight совместно с Авито провели очередное ежегодное исследование сферы услуг в России. В рамках исследования был изучен сегмент микробизнеса образовательных услуг.
Методология исследования
Микробизнес — самозанятые и частные лица, компании и коллективы со штатом до 15 человек включительно.
Оценки объема рынка сделаны Data Insight на основе данных проведенных опросов и данных Росстата о размере населения страны.
В исследовании использовался телефонный опрос с использованием технологии CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing). Выборка репрезентирует взрослое население РФ (18+) по полу, возрасту, типу места жительства. Телефонные номера для опроса генерируются случайным образом, при этом учитывается диапазон номеров — мобильные или стационарные, сохраняется распределение по федеральным округам. Всего было проведено 1 600 интервью в марте 2022 года.
Онлайн-опрос исполнителей услуг проводился методом поточной выборки и интернет-панели 65/35 — всего 1 310 анкет в марте 2022, и 1046 анкет в мае 2022.
Онлайн-опрос методом анкетирования по базе партнеров Авито, у которых за 12 месяцев, предшествовавших опросу, было хотя бы 1 активное объявление об оказании услуг . Всего 9 672 анкеты в марте 2022 года.
Основные выводы
- Сегмент образовательных услуг продолжает свой рост. Так, в нём работает более 543 тыс. исполнителей, что составляет 6% от всего рынка услуг. Выручка сегмента увеличилась за год с 176 млрд в 2020-м до 280 млрд руб. в 2021 году.
- У большинства коллективов в сегменте есть постоянный состав и только 16% привлекают дополнительную рабочую силу при необходимости. Для 78% коллективов оказание услуг – это основная занятость. Для частных репетиторов основная занятость – 83%.
- Образовательные услуги – сезонная работа. У 80% работающих в сфере образования специалистов доход в сезон активного спроса выше, чем в остальные месяцы. В целом в сфере услуг 74% специалистов отмечают наличие сезонности в своей работе. Месяцы самого высокого спроса на образовательные услуги – это апрель (так считают 50% специалистов) и октябрь (51%).
- Основные заказчики услуг в сфере образования – это частные лица (91% заказов).
- В сегменте образовательных услуг немного выше доля заказов, поступающих через интернет (47%), чем в среднем на рынке (45%). Небольшой по сравнению с остальным рынком рост доли онлайн заказов в образовательном сегменте объясняется тем, что образование – один из самых онлайновых сегментов услуг, а 2020 год, с которым сравниваются данные последнего измерения, был годом пандемии, когда все обучение перешло в онлайн. Так, в 2021 году у почти половины провайдеров (42%) есть клиенты за пределами их населенного пункта или в других регионах страны.
- Большая часть провайдеров сегмента образовательных услуг используют для поиска клиентов интернет – 79%. Самым же популярной площадкой для поиска был назван Авито — так считает 49% провайдеров.
- Среди компаний, предоставляющих услуги в сфере образования 44% используют платные каналы, в то время как для частных репетиторов это всего лишь 34%. Примечательно, что среди компаний самым популярным платным каналом являются социальные сети (их используют 72% компаний), а для частных репетиторов – сайты объявлений (их используют 46% специалистов).
Задать вопрос про исследование
Источник: datainsight.ru
Рынок маркетплейсов в России 2022 года: цифры, факты, прогнозы
По данным Forrester Analytics, в 2022 году н а долю маркетплейсов приходится более 65% рынка онлайн-продаж в секторе B2C. Это хорошо прослеживается на примере Aliexpress и Amazon.
Выход на площадки такого типа и расширение в этой плоскости — самый яркий тренд в сфере предпринимательства последние пару лет. В статье рассмотрим, как обстоят дела у самых популярных маркетплейсов в РФ в этом году, какие тренды действуют в среде покупателей, продавцов, какова расстановка сил между самими платформами. Обо всем этом читайте ниже в нашей статье.
Эта информация даст понимание текущей ситуации в отрасли, поможет получить представление о расстановке сил между игроками, о возможностях, перспективах и трендах.
Цифры и факты