Объем закупок у малого и среднего бизнеса

Фото: government.ru

Первый заместитель Председателя Правительства РФ Андрей Белоусов провел совещание с регионами по вопросу поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2022 году по решению Правительства квота на закупки у компаний малого и среднего бизнеса увеличилась с 20% до 25%, а также был расширен перечень крупнейших федеральных и региональных заказчиков, входящих в периметр мониторинга Корпорации МСП. Вместе с методической помощью регионам и госкомпаниям это дало существенный прирост объема закупок у малых и средних предприятий.
Объем закупок крупнейших заказчиков у МСП-поставщиков по итогам 2022 года составил рекордные 7 трлн рублей. Это на 2,6 трлн больше, чем годом ранее. Закупки совершили более 12 тысяч заказчиков, в том числе 9 тысяч региональных.

«Сектор малого и среднего бизнеса был подвергнут довольно серьезным испытаниям, но он продолжил рост. Во многом это было достигнуто благодаря тому, что в 2020 – 2022 годах была реализована достаточно серьезная программа поддержки МСП по поручению Президента России. Сегодня в значительной мере эта повестка реализована, поэтому необходимо формировать новую – на период 2025-2030-е годы.

Медведев увеличил объем госзакупок у малого и среднего бизнеса

Минэкономразвития сейчас занимается переформатированием национального проекта поддержки МСП, также планируется ряд институциональных мер. Необходимо стимулировать госкомпании и госкорпорации совершать закупки у малого и среднего бизнеса, а также помогать им выходить на зарубежные рынки. Здесь у страны очень большой потенциал. Доля малых и средних предпринимателей на внешних рынках растет, но составляет единицы процентов. Большую роль в этом вопросе должны играть субъекты РФ, так как именно у них основной ключ к развитию этих процессов», — отметил Андрей Белоусов, курирующий национальный проект «Малое и среднее предпринимательство».

«В конце прошлого года Корпорация МСП совместно с крупнейшими заказчиками по поручению Президента запустили новый инструмент поддержки потенциальных поставщиков — программы «выращивания» и заключение офсетных договоров. Последняя мера поддержки предусматривает обязательства заказчика по формированию долгосрочного спроса на продукцию малого и среднего бизнеса и обязательства субъекта МСП по инвестированию в создание или модернизацию производства на территории России. При участии Корпорации уже утверждены семь программ «выращивания» поставщиков, у 27 компаний они находятся в разработке», — сообщил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

Более чем вдвое, до 1,1 млн позиций, расширился перечень закупаемых товаров. Свыше 70% общего объема закупок у МСП — продукция производственного назначения, а более 9% — инновационная, высокотехнологичная. За прошлый год в 10 раз выросли закупки в научной и технических областях.

В условиях трансформации экономики важно обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к закупкам у крупнейших заказчиков, подчеркнул президент «Опоры России» Александр Калинин. Для этого, по его словам, необходимо усовершенствовать процесс организации закупок у субъектов МСП. Он напомнил, что «Опора России» совместно с Минэкономразвития РФ при участии ведущих бизнес-объединений разработали Декларацию о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства. Отдельный блок документа посвящен содействию доступа МСП на рынки. Калинин призвал региональные правительства активнее привлекать частные, крупные компании к присоединению к Декларации.

Читайте также:  Когда следует продавать бизнес

Серия 2. Закупки у малого и среднего бизнеса: способы закупки

По итогам 2022 года наиболее частыми предметами закупки у субъектов МСП в сегменте до 50 млн рублей стали лекарственные средства. При сумме договора до 200 млн на первом месте нефтепродукты, до 400 млн рублей – продукция горнодобывающих производств, до 1 млрд рублей — транспортные средства и оборудование.

«Группа «Интер РАО» совместно с Корпорацией МСП создали благоприятные условия поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их участия в закупках. Эффективность работы программы выражается и в уже заключенных договорах, и в возможности совершения офсетных сделок. В настоящий момент идет подготовка к заключению такого договора», — рассказала директор по закупочной деятельности ПАО «Интер РАО» Светлана Хорунжая.

Источник: corpmsp.ru

Малому бизнесу добавили триллионов

Белый дом зафиксировал рекордный объем закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса в 2022 году — 7 трлн руб. против 4,4 трлн руб. в 2021-м. Такой внушительный рост связан с шестикратным расширением списка госкомпаний, обязанных закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) ради формирования спроса на их продукцию. Дальнейшие планы поддержки МСП за счет госкомпаний связаны с «выращиванием» ими собственных поставщиков из числа предприятий малого бизнеса и с расширением применения механизма офсетных контрактов.

Выйти из полноэкранного режима

Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов

Развернуть на весь экран

Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Госкомпании в 2022 году закупились у малого и среднего бизнеса на рекордные 7 трлн руб., по сравнению с 2021 годом объемы закупок выросли на 60%, или 2,6 трлн руб. Такие данные АО «Корпорация МСП» представило в пятницу первому вице-премьеру Андрею Белоусову на совещании по вопросам поддержки малого бизнеса. В секретариате Белоусова подтвердили факт совещания и отметили, что необходимо продолжить стимулирование госкомпаний для закупок у малого и среднего бизнеса и содействия их выходу на зарубежные рынки.

Напомним, что госзаказ рассматривается правительством как ключевой механизм поддержки МСП за счет гарантированного спроса на продукцию. При этом более привлекательным для поставщиков считается рынок закупок госкомпаний. В 2021 году его общий объем оценивался в 23 трлн руб. при закупках государства в 12,4 трлн руб. (данные за 2022 год некорректны из-за вызванного санкциями искажения статистики). По этой причине правительство обязало госАО ежегодно отдавать часть своих закупок МСП.

Внушительный рост прошлого года объясняется тем, что квота на закупки у МСП была повышена с 20% до 25% и распространена на всех крупных заказчиков, их число составило 12 тыс. (из них более 9 тыс.— регионального уровня) против 1,8 тыс. в 2021 году.

Читайте также:  Бизнес среда это напишите определение

«Более 90% от объема закупок приходятся на компании, которые находятся в периметре мониторинга «Корпорации МСП» и регионов, таких компаний 12 тыс., всего же компаний по 223-ФЗ — чуть более 24 тыс.»,— уточнили в АО «Корпорация МСП». Распространение квоты на региональных заказчиков обеспечило рост объема закупок у МСП на 1,2 трлн руб., вклад новых федеральных заказчиков — 1,4 трлн руб. В результате поставщиками госкомпаний стали свыше 193 тыс. организаций малого и среднего бизнеса (80% всех поставщиков по 223-ФЗ).

Отметим, что на протяжении 2022 года ясности с объемами поставок от МСП долго не было — из-за закрытия данных о части закупок госАО. Госкомпании могли не раскрывать данные о части своих закупок из-за санкционных рисков, в результате объем их открытой части обвалился до 14,5 трлн руб. с 22,9 трлн руб. годом ранее. В этих условиях по закупкам у МСП госкомпаниям пришлось отчитываться вручную на основании директив правительства — отправляя агрегированные данные в «Корпорацию МСП». Как выяснилось в итоге, санкционные заказчики в 2022 году незначительно увеличили объемы закупок у субъектов МСП — на 0,75 трлн руб.

Дальнейшие планы поддержки малых компаний силами крупных связаны с программой «выращивания» поставщиков.

С прошлого года госАО могут оказывать малому бизнесу финансовую, правовую, методическую и иную поддержку для того, чтобы увеличить число своих квалифицированных поставщиков и тем самым обеспечить себя нужной продукцией. В «Корпорации МСП» сообщили, что заказчики уже утвердили семь программ «выращивания» поставщиков (это сделали РЖД, «Ростелеком», «Автодор», «Росгеология», «Интер РАО»), еще 27 госкомпаний заняты их разработкой.

Правила закупок государства и госкомпаний сблизят ради национальных поставщиков

Другой механизм поддержки — офсетные контракты (дают гарантии спроса со стороны госАО на продукцию МСП в обмен на инвестиции последних). Пока заключен один офсет (компания «Автодор — Платные дороги»). «По программам выращивания и офсетным договорам создаются новые или модернизируются малые предприятия, которые готовы замещать иностранных поставщиков по определенным видам продукции. В этом случае госкомпании могут стать драйвером импортозамещения. У них на это есть все необходимые ресурсы и законодательные возможности»,— констатировал гендиректор АО «Корпорация МСП» Александр Исаевич.

  • Газета «Коммерсантъ» №83/П от 15.05.2023, стр. 2
  • Диана Галиева подписаться отписаться
  • Малый бизнес подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Объем закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса в 2022 г. вырос в 1,6 раза

Объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2022 году составил 7 трлн рублей, что в 1,6 раза больше аналогичного показателя 2021 года, говорится в сообщении «Корпорации МСП» (занимается, в частности, мониторингом выполнения требований по объему закупок у малого бизнеса).

«Закупки (у субъектов МСП — ИФ) совершили более 12 тысяч заказчиков, в том числе 9 тысяч региональных, — говорится в заявлении. — Объем закупок крупнейших заказчиков у МСП-поставщиков по итогам 2022 года составил рекордные 7 трлн рублей. Это на 2,6 трлн больше, чем годом ранее».

Читайте также:  Фуд трак бизнес идеи

При этом в сообщении отмечается, что в прошлом году квота на закупки госкомпаний у субъектов МСП увеличилась с 20% до 25%. Также был расширен перечень крупнейших федеральных и региональных заказчиков, которые подпадают под мониторинг «Корпорации МСП» и региональных органов власти.

Также в материалах «Корпорации МСП» отмечается, что в прошлом году число номенклатурных позиций товаров, закупаемых госкомпаниями у субъектов МСП, выросло до 1,1 млн (в два раза больше, чем годом ранее). При этом более 70% общего объема закупок у субъектов МСП пришлось на продукцию производственного назначения, 9% — на инновационные и высокотехнологичные товары.

По итогам 2022 года в сегменте до 50 млн рублей наиболее часто у субъектов МСП закупались лекарственные средства. В сегменте до 200 млн рублей на первом месте оказались нефтепродукты, до 400 млн рублей — продукция горнодобывающих производств, до 1 млрд рублей — транспортные средства и оборудование.

Наибольший объем закупок у малого бизнеса по итогам прошлого года продемонстрировали ООО СК «Сбербанк Страхование» (333,3 млрд рублей), ОАО «РЖД» (245,3 млрд рублей), ПАО «Ростелеком» (145,6 млрд рублей), ООО «Газпром Комплектация» (103,4 млрд рублей), ПАО «ФСК — Россети» (101,2 млрд рублей).

«Сектор малого и среднего бизнеса был подвергнут довольно серьезным испытаниям, но он продолжил рост, — сказал первый заместитель председателя правительства РФ Андрей Белоусов в ходе совещание с регионами по вопросу поддержки малого и среднего предпринимательства, на котором были представлены эти данные. — Во многом это было достигнуто благодаря тому, что в 2020-2022 годах была реализована достаточно серьезная программа поддержки МСП по поручению президента России. Сегодня в значительной мере эта повестка реализована, поэтому необходимо формировать новую — на период 2025-2030-х годов».

По словам Белоусова, в настоящее время Минэкономразвития занимается переформатированием нацпроекта по поддержке МСП. Также планируется ряд институциональных мер.

«Необходимо стимулировать госкомпании и госкорпорации совершать закупки у малого и среднего бизнеса, а также помогать им выходить на зарубежные рынки, — добавил Белоусов. — Здесь у страны очень большой потенциал. Доля малых и средних предпринимателей на внешних рынках растет, но составляет единицы процентов».

По действующему законодательству госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема должны приходиться на спецторги (в них могут принимать участие только субъекты МСП). В 2022 году данные нормы были распространены на все госкомпании в РФ (около 20 тыс. юридических лиц), а не только на крупнейшие федеральные и региональные, как это было ранее.

Источник: spark-interfax.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин