Рыночные механизмы устанавливают рамки деятельности любого образовательного учреждения. Но между тем как одни образовательные учреждения развиваются и становятся действительно привлекательными и известными, богатыми, другие вынуждены закрываться. Причина этого – неодинаковое умение руководителей адаптироваться к условиям, задаваемым рыночной средой, и выбрать правильную политику образовательного учреждения. Существуют определенные правила грамотной организации коммерческой деятельности, которые и реализуются при составлении бизнес-плана.
Бизнес-план – это описание основных аспектов, с которыми сопряжена реализация нового коммерческого проекта.
Бизнес-план помогает решить четыре основные задачи:
— изучить емкость и перспективы развития будущего рынка;
— оценить необходимые затраты, определить потенциальную прибыльность будущего образовательного учреждения;
— обнаружить все возможные риски, подстерегающие новое образовательное учреждение в первые годы его реализации;
Про образование программиста в 2023. Прямой эфир с Сергеем Немчинским
— установить показатели, по которым можно будет определять состояние своих дел.
Составлять бизнес-план рекомендуется на 3 – 5 лет вперед. Но в отечественной практике возможность надежного прогнозирования намного ниже, и потому достаточно составления бизнес-плана на 2 года вперед и в разбивке по кварталам.
Первый раздел бизнес-плана называется обычно «Обоснование выбора товара или услуги». Здесь необходимо объяснить причины выбора тех услуг или товаров, которые вы хотите предложить на рынок, чтобы получить высокие доходы. Задача, увы, ставится именно так, а не просто «предложение нового товара или услуги». Вложение денежных средств и ресурсов всегда делается ради получения доходов больших, чем при иных альтернативах инвестирования.
Наиболее глубоким подходом является обеспечение себе устойчивой конкурентоспособности.
Конкурентная борьба определяется пятью основными факторами:
— соперничество между конкурирующими на данном рынке продавцами товаров/услуг;
— стремление фирм других отраслей привлечь покупателей к покупке производимых в этих отраслях товаров-заменителей;
— возможность и степень легкости появления на рынке новых конкурентов;
— рыночная сила и крепость позиций в переговорном процессе, которой обладают поставщики сырья и комплектующих изделий;
— рыночная сила и крепость позиций в переговорном процессе, которой обладают покупатели готовой продукции.
Далее нам нужно выбрать тип конкурентных преимуществ, которые будут использоваться для достижения успеха на рынке.
Существует два основных типа конкурентных преимуществ:
Чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, фирма должна организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром – от его конструкторской проработки до продажи конкретному покупателю.
Для обеспечения этого типа конкурентного преимущества необходимо научиться искусству выделяться в толпе конкурентов и предлагать покупателям товар, заметно отличающийся:
а) высоким уровнем качества при стандартном наборе свойств товара или услуги
б) или нестандартным набором свойств товара или услуги, реально интересующих покупателя при стандартном или повышенном качестве товара в целом.
Допустим, мы взвесили все «за» и «против» и выбрали то круг товаров или услуг, которые будем предоставлять. Теперь надо убедить в правильности своего выбора будущих читателей бизнес-плана. Для этого необходимо предельно точно ответить в бизнес-плане на следующие вопросы:
1) какие потребности призван удовлетворить ваш товар (продукт или услуга)?
2) что в нем особенного и почему потребители будут предпочитать его товарам (услугам) ваших конкурентов?
3) сколь долго этот товар будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций)?
4) какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности вашего продукта или технологии?
Отвечая на эти вопросы, необходимо четко охарактеризовать:
— основные качественные характеристики вашего товара
— преимущества его дизайна
— особенности упаковки, в которой он будет продаваться
— организацию сервиса вашего товара (если это техническое изделие).
Хорошо приложить к данному разделу фотографии товара или оказываемой услуги.
Второй, и самый важный раздел бизнес-плана называется «Оценка рынка сбыта». Обычно это 5-6 страниц. Готовя их, нужно собрать и обработать как можно большее количество информации, на основе которой готовится прогноз продаж (количественная величина продаж определенного вида товаров и услуг фирмы конкретной группе покупателей в течение четко указанного периода времени при утвержденном плане маркетинга). Прогноз должен быть обоснован, должна быть доказана его устойчивость в определенном диапазоне изменений.
Разработка прогноза сбыта обычно начинается с прогноза развития отрасли, к которой принадлежит фирма.
Опираясь на прогноз развития отрасли и максимальную оценку своих производственных и маркетинговых возможностей, фирма затем делает прогноз потенциального сбыта – идеальной верхней границы возможного сбыта при наилучшей комбинации всех факторов.
Самые первые сведения, которые нам потребуются – кто будет покупать товары.
Прогноз сбыта всегда следует начинать с определения того сегмента рынка, где фирма может добиться успеха.
Процедуру сегментации можно представить как последовательный поиск ответов на стандартный набор вопросов. Например:
1) Кто может покупать товар/услугу? Промышленные предприятия или частные лица?
2) Если это промышленные фирмы, то какой отрасли будут покупать ваш товар/услугу?
3) Фирмы и предприятия какого размера будут вашими наиболее вероятными покупателями?
4) Где географически будет расположен ваш основной рынок сбыта?
Здесь же, в оценке рынка сбыта, нужно составить план маркетинга (комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка. М. призван приспособить производство к требованиям рынка). В плане маркетинга раскрывается информация по стратегии и тактике достижения целевых мест и доли на рынке: общая стратегия маркетинга, принятая на фирме; конкурентные преимущества и недостатки фирмы на рынке, методы стимулирования роста объемов продаж; методы и формы рекламной кампании; связи с общественностью и формирование общественного мнения о продукции и фирме; организация послепродажного обслуживания клиентов; сервисное и гарантийное обслуживание, если оно подразумевается.
План сбыта включает ценовую политику, методы и схему ценообразования и установления гарантийного срока, формы организации сбыта, схему реализации товара, условия оплаты, политику скидок и политику определения уровня запасов.
Что касается производства, главное – убедить потенциальных инвесторов, что организация будет в состоянии производить необходимое количество товаров требуемого качества в нужные сроки, то есть организовать эффективное производство. Обычно производственный план включает в себя описание следующих процессов: 1) снабжение (обеспечение); 2) технологический цикл; 3) обслуживание оборудования; 4) возможности совершенствования технологии.
Следующим пунктом является «Организационный план». Здесь описывают, как будет организован проект. В разделе указываются: форма организации проекта; полномочия и функции участников проекта; организационная структура проекта (фирмы); функциональная структура; штатное расписание и потребности во временной рабочей силе; стимулирование и мотивация персонала; описание бизнес-процессов; распределение бизнес-процессов по юридическим лицам; формируемый имидж, миссия и общественное мнение; информационная структура проекта (фирмы); система управления и регулярное управление проектом (фирмой); организация инфраструктуры (организация обеспечения).
Описание окружения, факторов, рисков и нормативной информации осуществляется по трем уровням: ситуация в стране, региональная ситуация, местная ситуация. В рамках каждого уровня описывается ситуация в экономической, политической, социальной, законодательной и экологической сферах. Не затрагивающие проект аспекты могут быть опущены. В данном разделе возможно привести анализ альтернатив реализуемому проекту.
Далее идет пункт «Финансовый план». Это самый важный раздел бизнес-плана, предназначенный для оценки потенциала организации и планирования ее финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности фирмы и эффективного использования имеющихся денежных средств.
В финансовом плане рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности организации и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.
Цель финансового плана – сформулировать и представить всеобъемлющую систему плановых данных, отражающих финансовые результаты деятельности компании.
При составлении финансового плана первостепенное значение имеет достоверность предоставляемых данных. Качество исследований непосредственно отражается на точности планово-отчетных показателей. Поэтому столь важно в ясной и сжатой форме изложить все материалы, которые послужили основой отчетных документов, содержащихся в финансовом плане.
Однако в нашей стране, да и во всем мире финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется неопределенностью. Поэтому имеет смысл рассмотреть в финансовом плане несколько сценариев развития компании, даже если не все они будут включены в окончательный вариант плана.
Инвестор или будущий партнер может изучать документ месяцами. За это время могут произойти события, которые способны оказать существенное влияние на финансовое положение фирмы. Поэтому для того, чтобы бизнес-план был действенным инструментом планирования, важно периодически возвращаться к содержанию финансового плана и корректировать его по мере необходимости.
Основные элементы финансового плана:
— план прибылей и убытков
— план движения денежных средств
Величина отчетного периода обычно зависит от обстоятельств: одни выбирают в качестве такого периода год, другие квартал или месяц.
Частью финансового плана или отдельным разделом может быть раздел стратегии финансирования, или план инвестиций. При составлении этой части бизнес-плана рассматриваются такие вопросы как: средства, необходимые для реализации предполагаемого проекта; источники инвестиций; сроки окупаемости и размеры ожидаемого дохода от реализации проекта.
В разделе «Оценки риска и страхования» освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие части: перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого; организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков; программа страхования от рисков.
Предпочтительно, чтобы раздел содержал расчеты всех существующих рисков и экспертное мнение специалистов. В дополнение можно приложить обзоры рынка, статьи и информационные бюллетени, содержащие информацию касательно рисков.
Последний пункт – календарный план – является итоговой формой представления информации о проекте, которая характеризует проект с точки зрения управления им как проектом.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Васильева назвала Болонскую систему «бизнес-проектом», который «съедает национальные системы образования»
Президент Российской академии образования (РАО) Ольга Васильева заявила, что «за громкими словами о единых программах, двойных дипломах и академической мобильности в рамках Болонской системы стоял большой бизнес-проект, который „съедал“ национальные системы образования». Об этом она сказала в интервью РИА Новости.
«В итоге оказалось, что за громкими словами о единых программах, двойных дипломах, академической мобильности педагогов и студентов скрывалось не что иное, как большой бизнес-проект, который потихонечку «съедал» национальные системы образования. Слава богу, мы этого избежали, выходим из него совсем с небольшими потерями.
Очень быстро к этому процессу подтянулась ВТО (Всемирная торговая организация). Все громче у них зазвучала идея, что образование — это товар, услуга. То есть изначально это была не наша история, абсолютно».
Ольга Васильева, президент РАО
Ранее глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил о намерении России выйти спустя 19 лет из Болонской системы, которая предусматривает двухуровневую систему образования — бакалавриат и магистратуру. Затем ведомство предложило выделить специалитет в отдельный уровень образования, а выпускникам специалитета дать возможность поступить на бесплатное обучение в магистратуру и сократить срок своего обучения на этом уровне до одного года. Специалитет также предложили сделать основной образовательной программой, при этом бакалавриат и магистратуру в России пока не отменяли.
Этот вопрос в ходе послания Федеральному собранию, которое состоялось 21 февраля, также отразил Владимир Путин, президент предложил вернуться к традиционному для России сроку обучения в вузах от 4 до 6 лет.
Max kolomychenko / Shutterstock / Fotodom
Источник: mel.fm
«Бизнес-образование – это серьезная инвестиция»
О современном образовании для топ- менеджеров «Эксперт Онлайн» поговорил с заместителем директора НИУ Высшая школа экономики – Санкт-Петербург, директором Института дополнительного профессионального образования, научным руководителем программы Executive Master in (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург), кандидатом экономических наук Айгуль Кадырбаевой.
– В интернете шутят: горизонт планирования сейчас сузился примерно до 10 минут. Насколько уместно руководителям планировать долгосрочное обучение в ситуации крайней неопределенности?
– Растерянность – это распространенная реакция на изменения. Кажется, что их можно переждать в укромном месте, как грозу, а потом небо прояснится, и вот тогда-то будем выбирать и действовать. На самом деле это, конечно, иллюзия. Турбулентность не проходит, она только нарастает.
Важно научиться разрабатывать долгосрочные и краткосрочные планы не в идеальном вакууме, а здесь и сейчас – с учетом всех трудностей. Образование облегчает жизнь за счет того, что в голове появляется островок стабильности – свои собственные знания.
О программах
– Какие образовательные программы НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург объединены под брендом Executive Master in?
– Executive Master in – программы для практикующих руководителей и собственников бизнеса. Их общая черта – комплексность: в программах рассматриваются вопросы управления разными функциями бизнеса и компанией в целом. Вторая особенность — связь с практикой. Учиться приходят те, кто уже имеет управленческий опыт. Все, что эксперты и преподаватели включают в свои курсы, должно быть актуально и применимо сегодня, в реальных ситуациях
– На каком языке проходит обучение?
– На русском. Это принципиально для нас, так как программы ориентированы на тех, кто работает в российском бизнесе. Соответственно, кейсы и примеры, которые мы разбираем, также взяты из опыта российских компаний.
– С какими запросами слушатели приходят учиться?
– Общий для всех программ запрос слушателей — выстроить систему из уже имеющегося опыта и знаний. Также важно заполнить пробелы: новыми знаниями, инструментами, компетенциями. Многие приходят за решением конкретной задачи в бизнесе.
Если обратиться к особенностям каждой из программ, можно сказать так: На программе Executive Master in Strategy “Стратегия бизнеса” учатся те, кто разрабатывают стратегию, Executive Master in Management «Руководитель предприятия» нацелена на тех, кто стратегию реализует, а Executive Master in Finance «Стратегическое управление финансами» направлен на объединение стратегии компании с ее финансовой политикой.
– Собственник компании скорее всего пойдет на программу «Стратегия бизнеса»?
Да, это так. Хотя на программе учатся не только собственники: не только они вовлечены в разработку стратегии. На Executive Master in Strategy приходят учиться, когда чувствуют недостаток опыта и знаний для того, чтобы принимать обоснованные стратегические решения. Или сталкиваются с непониманием дальнейшего пути развития бизнеса.
Программа развивает стратегическое мышление, учит работать с будущим. Даже с очень неопределенным и быстро меняющимся.
– Какие потребности закрывает программа «Руководитель предприятия»?
– На программу Executive Master in Management – «Руководитель предприятия» приходят как опытные, так и начинающие руководители. Рынок быстро меняется, компании развиваются. Чтобы оставаться эффективным, нужно понимать особенности управления в самых разных аспектах бизнеса: маркетинг, операционный менеджмент, управление проектами, управление командой, управление финансами. Многие приходят на программу для того, чтобы реализовать потребность карьерного развития, перехода на новую управленческую должность. Для такого перехода нужно ясное понимание, как устроен бизнес, как взаимодействуют между собой коммерческие службы.
– Какие проблемы помогает решить «Стратегическое управление финансами»?
– Программа закрывает потребность руководителя глубже погрузиться в финансовые вопросы: расчет себестоимости, оценка инвестиционных проектов, понимание финансовых показателей компании. Бизнес должен уметь быстро перестраиваться. Сегодня мы это особенно ощущаем. Ты или быстрый, или тебя уже нет на рынке. Поддержка в виде финансовых знаний в этой ситуации оказывается очень полезной.
Песочница проектов
– Во всех программах Executive Master in предусмотрена разработка и защита проекта. Задача не из легких для слушателей, которые учатся, продолжая работать при этом. Зачем нужен проект?
– Проект — это своего рода учебная площадка. Для нас важно организовать безопасную среду, в которой слушатель сможет применять новые инструменты и знания, получать обратную связь от экспертов. Человек, который прошел на обучении путь от идеи до внедрения изменений, уже будет иметь такой опыт, и сможет дальше его использовать в своей рабочей практике.
Темы проектов могут быть разные: разработка стратегии развития компании, вывод на рынок нового продукта, проекты по повышению операционной эффективности бизнеса, и многие другие в зависимости от бизнес-задач слушателя. Итоговый результат после защиты – готовая к внедрению стратегия или проект для решения конкретной проблемы бизнеса.
Комьюнити
– Чтобы коммуникация между слушателями сложилась, важно, чтобы подобрались люди со схожими интересами, мировоззрением, опытом работы. Вы проводите какой-то отбор на программы?
– Руководители программ Executive Master in проводят интервью со всеми кандидатами, чтобы сформировать среду, которая будет давать дополнительную ценность.
Обучение – это сложный процесс. С одной стороны, он предполагает активность преподавателя в систематизации, упаковке и передаче знаний. С другой, активность слушателя – в том, чтобы воспринять новую информацию, интегрировать ее в свою систему знаний и в практику. На программах Executive Master in появляется еще одна, третья активная сторона – комьюнити.
В некоторых группах связи между слушателями оказываются не менее важны, чем сами занятия: происходит обмен кейсами и опытом преодоления трудностей, нетворкинг. Есть и чисто психологический аспект поддержки от регулярных встреч с людьми, которые преодолевают схожие проблемы в бизнесе.
Детали
– В чем отличие Executive Master in от других длительных программ бизнес-образования?
– Executive Master in специализированы в конкретной профессиональной области при сохранении общих принципов комплексного бизнес-образования: системности, развития стратегического мышления, проектной ориентированности. Такой формат – современная альтернатива длительным программам MBA, которые требуют значительно больших временных и финансовых затрат. На практике такой подход позволяет проходящему обучение в сравнительно короткие сроки узнать инструменты управления, которые используют в современных компаниях, протестировать их и попрактиковаться на своем проекте.
– Сколько длится обучение на программе?
– Обучение длится год. В отличие от коротких курсов повышения квалификации, здесь возникает синергетический эффект между модулями. Вас поэтапно погружают в один из аспектов бизнеса: финансовую эффективность бизнеса, управление проектами, управление командой, юридические особенности ведения бизнеса, личную эффективность, и многие другие. Такой последовательный путь способствует воспитанию системного мышления, которое поможет пройтись по всем фронтам организации, выявить слабые места и подумать, что с ними можно сделать.
– В каком формате проходит обучение?
– Обучение на программе модульное. Очные модули проходят в кампусе НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге раз в месяц и длятся 4 дня: это полноценные учебные дни с полным погружением. Между модулями также ведется активная работа: проводятся «живые» онлайн-курсы, работа над проектом под руководством тьютора, и, конечно, самостоятельное изучение материала слушателями.
На практике мы поняли, что выделить 4 дня в месяц, чтобы погрузиться в учебу – это удобнее, чем приезжать после работы каждый день, выкраивая пару часов между рабочими задачами. Кроме того, у нас учатся не только слушатели из Санкт-Петербурга, около трети слушателей приезжают из Москвы и других городов. Модульный формат помогает спланировать расписание заранее.
– Какие можете дать рекомендации тем, кто сегодня ищет программу обучения для себя или своих сотрудников?
– Бизнес-образование – это серьезная инвестиция. Используйте все возможности, чтобы лучше разобраться в особенностях программ: ходите на презентации, дни открытых дверей, обязательно поговорите с руководителем программы, изучите отзывы. Так вы сможете выбрать ту программу, которая даст вам максимальную пользу и поможет реализовать ваши цели.
Источник: trmzk.ru