Образование как международный бизнес

Цель исследования – изучить зарубежный опыт интеграции инновационного образования и бизнеса для экономического развития страны.

Методология – опыт зарубежных стран, интеграция инновационного образования и бизнеса для экономического развития страны.

Оригинальность/ценность – в мировой практике существует множество факторов, связывающих высшее образование и экономический рост. Обзор международных исследований свидетельствует о том, что существует тесная взаимосвязь между уровнем высшего образования и науки, производительностью и экономическим ростом страны в целом. Исследования подтверждают важное значение инвестиций в развитие образования, поскольку более образованные экономики являются более устойчивыми. В странах, инвестирующих в образование, лучше показатели роста экономики.

Выводы – развитие инновационного образования невозможно без интеграции и международного сотрудничества, тем более в условиях постоянно изменяющегося рынка и всевозрастающих его требований к квалификации специалистов. Применение зарубежного опыта инновационного образования в форме интеграции обучения, науки и производства станет основным фактором повышения конкурентоспособности Казахстана и его экономического роста.

Учеба в ВШЭ | Ответы на вопросы | Международный бизнес

В послевоенный период высшее образование в Европе из специфической услуги для элиты превратилось в необходимую составляющую экономической инфраструктуры и стало массовым. Если в 40–50-е годы лишь 15% лиц студенческого возраста учились в университетах, то к началу 2000 г. их доля превысила 40% [1]. Широкий размах приобрел феномен обучения в университетах взрослых.

Одновременно возникали споры вокруг интерпретации качества предоставляемых услуг, выявлялось разнообразие уровней их способностей, подготовки, интересов и т. п., что поставило дилемму либо стандартизировать и унифицировать высшее образование, либо признать широкое разнообразие предоставляемых им знаний, компетенций и навыков.

В результате на смену единообразной институциональной модели высшего образования стали появляться различные типы его структур, рассчитанные на широкий и неоднородный контингент учащихся.

Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.

В Европе государство активно помогает инновационному бизнесу через сферу образования, подготовку профессиональных кадров и формирование управленческих консультативных служб путем увеличения мобильности рабочей силы, создания научно-технической инфраструктуры. В последние годы страны Западной Европы столкнулись с острой проблемой нехватки собственных кадров в области информационной технологии [2].

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БИЗНЕСМЕНА. Какое образование лучше для бизнеса? Марина Могилко

Зарубежные страны отмечают большую роль научно-исследовательских центров и университетов в их инновационном развитии. Вклад вузов в развитие экономики стран рассматривается в следующих направлениях:

  • в большинстве стран вузы являются основной базой для проведения фундаментальных научных исследований, создавая условия для технологического, социально-экономического развития;
  • в вузах проводятся исследования прикладной направленности, а для их промышленной реализации создаются промежуточные структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы);
  • вузовские исследования являются важной частью процесса подготовки научных кадров, накопления научно-педагогического потенциала страны;
  • университет часто становится «полюсом притяжения» предприятий из наукоемких отраслей (Лёвен – Бельгия, Кембридж– Великобритания, Стэнфорт– США) [3].

Все это подтверждает значимость вузов как фактора развития страны на инновационной основе. Особенность инновационной политики зарубежных стран заключается в ее четкой направленности на стимулирование научно-исследовательской и технологической кооперации. При этом государство часто играет роль посредника между научно-исследовательскими организациями, университетами и фирмами. Создаются различные структуры: центры по кооперации университетов и промышленности, междисциплинарные центры, инновационные центры по передаче новых технологий малому и среднему бизнесу, центры коммерческой реализации изобретений [4].

В целом по уровню развития инновационных связей между различными компаниями и вузами страны мира ранжируются следующим образом (таблица 2).

Таблица 2 – Ранжирование стран по уровню развития интеграции компаний и вузов и межфирменного сотрудничества

Ранжирование стран по уровню развития интеграции компаний и вузов и межфирменного сотрудничества

К общей тенденции инновационного образования зарубежных стран относится кластерный подход к его формированию. Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний. Большинство европейских стран приступило к развитию кластерных программ в середине девяностых годов. Постепенно к этому процессу стали подключаться другие страны, такие как Новая Зеландия, Португалия, Китай, Индия, Пакистан, Бразилия и др. Россия приступила к формированию программ развития кластерных исследований, ориентированных на рынок в 2000 г. Республика Казахстан применила кластерный подход также в начале 2000-х годов.

В странах ЕС приоритетными задачами являются развитие наукоемких производств и инновационное расширение сферы услуг. В связи с этим в ЕС разработана специальная программа RITTS (Regional Innovationand Technology Transfer Strategies and Infrastructures Рroject) – программа развития региональных стратегий и инфраструктур трансферта технологий и инновационной деятельности, охватывающая 21 регион. Проекты финансируются из бюджета Инновационной программы и относятся к конкретному региону, учитывают только его нужды [5].

В условиях глобализации способность стран внедрять в промышленное производство инновационные разработки считается одним из главных факторов их конкурентоспособности.

В мировой практике наиболее распространенными формами инновационного образования в настоящее время выступают: студенческая мобильность, мобильность ППС, транснационализация образования.

Мобильность студентов предполагает выезд определенного числа студентов для обучения за границу. Большинство европейских стран уже многие годы обеспечивают постоянный приток студентов из других стран. В частности, значительная часть студентов из стран Латинской Америки стремится получить диплом в университетах США и Канады. За последние 40 лет темпы увеличения этих потоков студентов превысили темпы распространения самого высшего образования. По данным ЮНЕСКО уровень международной мобильности студентов вырос за последние 25 лет на 300% [6].

Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Наиболее известные европейские программы – «Эразмус», а с 1995г. – «Сократ». Программа «Эразмус» (начатая в 1987, чтобы способствовать созданию общего рынка в Европе) и сопряженные с ней схемы мобильности «Комет», «Лингва» и др. ставили целью создание европейской модели высшего образования.

Зарубежные вузы, стремясь увеличить предложение своих программ, активно продвигают их на рынках других стран. Они открывают свои филиалы и зарубежные кампусы, заключают договоры о сотрудничестве с местными вузами, используют дистанционные технологии обучения и т.п.

Международная мобильность профессорско-преподавательского состава обусловлена исследованиями и научной работой. В данный процесс в основном вовлечены страны с высоким уровнем научной иммиграции для расширения системы высшего образования (например, как это было в Гонконге), а также страны с низким уровнем интернационализации ППС. На сегодня США и Великобритания являются крупнейшими экспортерами научных трудовых ресурсов, и одновременно кафедры их вузов очень привлекательны для зарубежных специалистов.

В настоящее время европейские вузы объединяются и для поощрения мобильности аспирантов, в результате чего была создана сеть школ бизнеса, предлагающих докторские программы (European Doctoral Education Network EDEN). Эта система функционирует в рамках Европейского института исследований в области менеджмента (European Institute of Advanced Studies in Management), созданного в 1972 г. как содружество ведущих исследователей в области менеджмента (включая также такие области, как учет, финансы, управление персоналом, экономика, информационные системы в бизнесе, международный бизнес, маркетинг, управление операциями, стратегический менеджмент и т.д.) [7].

Сегодня зарубежные вузы, как уже говорилось выше, пытаются совместить набор иностранных студентов с расширением своих отделений и филиалов, полностью подчиняющихся основному вузу. Например, голландский институт гостиничного менеджмента из Леувардена создал целую сеть своих программ, названную им «глобальный кампус». Практически без изменений программы этого вуза предлагаются в Катаре, Индонезии, Арубе и других странах [8].

Более глубокое взаимодействие между учебными заведениями предполагается при заключении ими различных соглашений о введении согласованных образовательных программ. «Глобальный альянс транснационального образования» (GATE) международное объединение, включающее бизнес-организации, высшие учебные заведения и правительственные структуры, которые занимаются вопросами обеспечения качества, аккредитации и сертификации вузовских программ, предлагаемых за пределами своей страны. Эта организация предусматривает несколько вариантов межвузовских соглашений:

  • франчайзинг: зарубежный вуз выдает местному вузу разрешение использовать свои образовательные программы и выдавать свои дипломы на взаимно согласованных условиях;
  • программы-близнецы: такие договоры между высшими учебными заведениями разных стран заключаются для предложения совместных программы обучения;
  • взаимное признание программ: студенты зачисляются на программы вуза другой страны, и все получаемые ими оценки признаются действительными в их родном учебном заведении.

Интересным примером такого признания является система Двойного диплома среди европейских вузов, предлагающих бакалаврские программы по международному бизнесу и деловому администрированию. Эта система включает вузы Франции, Германии, Нидерландов, Великобритании, Испании и России. В последнее время данного рода программы получили развитие и в Казахстане.

Читайте также:  Что такое слово маржа в бизнесе

Сегодня инновационность в деятельности вузов Казахстана проявляется в способности не только преобразования нематериальных ресурсов в виде научных идей, научных методов, методологий, программных продуктов, изобретений или «ноу-хау» в материальные ресурсы в форме конструкций, материалов, технологий, рецептур, машин, оборудования, приборов и вовлечения их в товарно-хозяйственный оборот, но и в способности трансформации нематериальных ресурсов непосредственно в товар в виде продукции интеллектуальной собственности (патентов), способствуя ускорению вовлечения в экономику нововведений. Тем самым, к традиционным рынкам товаров и услуг добавляются рынки идей, патентов, нововведений.

Особое значение имеет обязательность привлечения студентов к реальным научным исследованиям и коммерциализации их результатов. Это решение одной из важнейших задач – подготовки инновационно ориентированного специалиста, способного учиться на протяжении всей жизни и обладающего навыками не только отыскивать и применять в трудовой деятельности знания, но и самостоятельно их получать и использовать с целью получения дохода, т. е. капитализировать [9].

Казахстан в настоящее время делает существенные попытки внедрения инновационного образования с целью обеспечения экономического развития страны.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сегодня имеется множество положительных моментов мирового опыта, возможного к применению в том числе и в Казахстане.

Развитие инновационного образования невозможно без интеграции и международного сотрудничества, тем более в условиях постоянно изменяющегося рынка и всевозрастающих его требований к квалификации специалистов. Применение зарубежного опыта инновационного образования в форме интеграции обучения, науки и производства станет основным фактором повышения конкурентоспособности Казахстана и его экономического роста.

Список литературы

  1. Морева Е. Л. Развитие университетов в Европе: два кризиса // Открытое образование. – 2011. – № 2. – С. 57-67.
  2. OECD Technology and Industry Outlook 2008 / OECD. – Paris: OECD Publishing, 2008.
  3. Иванов В. В. Петров Б. И., Плетнев К. И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. – М.: Сканрус, 2001. – 179 с.
  4. Телегина Н. А., Краковецкая И. В. Концептуальные основы зарубежного опыта влияния деятельности университетов на процесс инновационного развития регионов // Экономика. – – С. 150-155.
  5. Шелюбская Н. В. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы// Проблемы теории и практики управления. – 2001. – № – С. 15–22.
  6. Лунев А. П., Петрова И. Ю. Инновационное развитие регионов – зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы). – Астрахань: Астраханский университет, 2009. – 140 с.
  7. Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности. – URL: http://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/internatsionalizatsija-vysshego-obrazovanija-kakfaktor-konkurentosposobnosti/. (дата обращения: 10.2013)
  8. Van Baalen J., Moratis L. T. Management Education in the Network Economy. – Boston: Kluwer Academic Publishers, 2001.
  9. Колос Е. А. Развитие системы высшего образования в Казахстане: инновации, опыт и перспективы. – Усть-Каменогорск: ВКГТУ, – 207 с.

Источник: articlekz.com

Развитие международного образования как важнейшей сферы мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косевич А.В., Кожина В.О.

Статья посвящена анализу современных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг , представляющего собой важную и активно развивающуюся отрасль мирового хозяйства. Рассмотрены факторы, влияющие на изменение позиций различных стран на мировом рынке образования , актуальные проблемы международного образования , причины и факторы, препятствующие полноценному качественному развитию экспортного направления образовательных услуг в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косевич А.В., Кожина В.О.

К вопросу повышения конкурентоспособности России на мировом рынке образовательных услуг

Влияние глобализационных процессов в мировой экономике на конкурентоспособность российского образования

Мировой рынок образовательных услуг и политика государства
Мировой рынок образовательных услуг высшей школы
Развитие экспорта образовательных услуг в России
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of international education as the most important sector of the world economy

The article is dedicated to the modern developmental tendency of the world education market an important and rapidly growing world economy sector. The authors identify factors changing the positions of different countries in the world education market as well as the problems of the international education . The causes and factors that hinder qualitative development of export direction of educational services in Russia are also considered.

Текст научной работы на тему «Развитие международного образования как важнейшей сферы мировой экономики»

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Развитие международного образования как важнейшей сферы мировой экономики

Статья посвящена анализу современных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг, представляющего собой важную и активно развивающуюся отрасль мирового хозяйства. Рассмотрены факторы, влияющие на изменение позиций различных стран на мировом рынке образования, актуальные проблемы международного образования, причины и факторы, препятствующие полноценному качественному развитию экспортного направления образовательных услуг в России.

Ключевые слова: образование, образовательная услуга, мировой рынок образовательных услуг, экспорт образовательных услуг

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 4 (21). С. 85-92.

Процессы глобализации в мировой экономике оказывают значительное влияние на сферу образования. В настоящее время образование становится одним из важнейших факторов экономического развития. Современная экономика все чаще рассматривается как экономика, основанная на знаниях, что, в свою очередь, обусловливает возрастание роли образования. Образование при этом представляется как вид высокоприбыльной услуги.

В современных условиях мировой рынок образовательных услуг представляет собой совокупность отношений между гражданами и учреждениями (университетами) разных стран в области обмена полезными научными знаниями, умениями, а также методами и средствами их получения. Мировой рынок образовательных услуг условно объеди-

Кожина Вероника Олеговна — кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории и мировой экономики Международного института экономики и права.

няет в себе несколько сегментов, основными из которых являются высшее образование и дополнительное профессиональное образование.

Масштаб деятельности международного рынка образовательных услуг, а также роль отдельных государств на данном рынке измеряются разными показателями, к которым относятся:

♦ численность иностранных студентов в мире и отдельных странах;

♦ темпы прироста численности иностранных студентов;

♦ доля страны в мировой численности иностранных студентов;

♦ доход от обучения иностранных граждан;

♦ государственные расходы на образование;

♦ расходы на одного студента;

♦ доля иностранных студентов в составе всех обучающихся;

♦ контингент иностранных студентов по странам обучения;

♦ распределение иностранных студентов по вузам и специальностям и др.

Мировой рынок образовательных услуг — это отрасль мирового хозяйства с объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и потоками международной академической мобильности в несколько миллионов человек в год.

По оценкам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), сейчас в мире около 140 млн студентов проходят обучение в 36 тыс. высших учебных заведений. Под воздействием процессов глобализации количество студентов, выбирающих обучение за рубежом, продолжает расти. Согласно данным ОЭСР, в 2011 г. количество студентов, обучающихся вне пределов своей страны, достигло 3,7 млн человек. В докладе ОЭСР «Education at a Glance» (2012 г.) приводятся данные, что с 2000 по 2010 г. количество иностранцев, поступающих в вузы за пределами своей страны, увеличилось с 2,1 до 4,1 млн человек [1].

Более половины всех иностранных студентов обучаются в четырех ведущих англоязычных странах: США, Великобритании, Австралии и Канаде. Европа также остается регионом, принимающим большое число иностранных студентов. Самыми крупными поставщиками иностранных студентов являются Китай, Индия и Республика Корея.

вание имело международное измерение: обмен знаниями, создание интерактивных сетей, мобильность преподавателей и учащихся, международные научно-исследовательские проекты, наряду с учетом национальных и культурных ценностей и условий» [2].

В международном образовании реализуются геополитические и экономические интересы государств, поскольку от того, где и как будут учиться иностранные студенты, во многом будет зависеть, какие люди встанут у руля власти в разных странах мира через несколько лет.

Читайте также:  Как открыть бизнес в Ташкенте

Интересы государства при этом заключаются в:

♦ притоке иностранного капитала за счет продажи образовательных услуг;

♦ притоке услуг, сопутствующих обучению;

♦ компенсации негативных демографических тенденций, происходящих в некоторых странах мира;

♦ лоббировании экономических и политических интересов через иностранных выпускников;

♦ повышении конкурентоспособности на мировом рынке образования.

По мнению экспертов ЮНЕСКО, обучение иностранных граждан станет одним из самых прибыльных видов экспорта XXI в. Все страны мира определяют повышение уровня образования своих граждан как приоритетное направление социально-экономического развития, одно из главных средств поддержания конкурентоспособности государства и личности, обеспечения национальной безопасности.

На современный мировой рынок образовательных услуг оказывают влияние следующие факторы:

♦ массовое стремление людей к получению высшего образования;

♦ формирование общества знаний;

♦ диверсификация образования по содержанию, формам и методам получения знаний;

♦ либерализация административного управления образования со стороны государства;

♦ рост масштабов рынка и объемов продаж образовательных услуг;

♦ рост международной мобильности студентов, преподавателей и исследователей;

♦ усиление роли вузов в построении экономики знаний;

♦ развитие инновационных, образовательных технологий;

♦ интернационализация высшего образования и развитие трансграничного образования;

♦ усиление конкуренции и появление новых игроков на рынке международного образования;

♦ усиление международного сотрудничества в вопросах научно-исследовательской деятельности;

♦ изменение рядом государств экспортно-импортной политики в сфере образования;

♦ разработка новых стратегий экспорта образовательных услуг;

♦ слияние академических учреждений или присоединение отдельных институтов в качестве факультетов университетов, создание образовательных кластеров;

♦ ускоренный рост международных университетских сетей;

♦ повышение роли (и доли) консалтинга и тестирования среди предлагаемых образовательных услуг;

♦ повышение внимания к качеству предоставляемых образовательных услуг со стороны различных участников рынка образовательных услуг;

♦ бенчмаркинг университетов с использованием международных стандартов и рейтинговых списков;

♦ изменения на рынке труда, которые требуют от работников большей мобильности и умения работать в мультинациональ-ном окружении;

♦ переход от массового набора студентов к поиску лучших и талантливых.

Таким образом, можно определить три взаимосвязанные тенденции в сфере международного образования:

♦ повышение образовательного уровня населения;

♦ интернационализация высшего образования;

♦ развитие самоуправления вузов — «автономизация» образования.

Развитие системы образования в любой из стран мира имеет стратегическое значение. В первую очередь это связано с тем, что образование является одной из самых крупных сфер мировой экономики и одним из наиболее быстро развивающихся секторов мировой торговли услугами и во многом определяет экономическое развитие страны и ее конкурентоспособность в мировом масштабе.

Несмотря на неоднозначность и риски отдаленных последствий коммерческого подхода к образованию, сегодня все развитые страны важнейшим экономическим направлением считают экспорт образовательных услуг. Его качество и конкурентоспособность определяют конкурентоспособность государства в международном пространстве.

В условиях кризиса правительства многих стран ищут пути повышения эффективности использования высшего образования как ресурса посткризисного оздоровления и устойчивого экономического роста. Таким образом, в настоящее время в условиях острой конкурентной борьбы на мировом рынке образовательных услуг расширение и стимулирование экспорта образования вошло в число наиболее важных приоритетов государственной политики всех развитых стран мира.

Под эгидой ведущих стран мира осуществляются региональные программы интернационализации высшего образования. К их числу можно отнести программы, реализуемые Францией для франкогово-рящих стран, Испанией для испаноговорящих стран, Австралией для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас осуществляется даже специальная программа Китайской Народной Республики для стран Африки.

В борьбе на мировом рынке образовательных услуг высших учебных заведений европейские страны-лидеры создали, аналогично транснациональным корпорациям, свои образовательные транснациональные корпорации, являющиеся операторами данного рынка. Поскольку основаниями для роста образовательного экспорта параллельно с государственной политикой отдельных стран являются и рыночные процессы, то основными направлениями деятельности так называемых образовательных корпораций стали международный маркетинг, продвижение национальных образовательных услуг и оптимизация вну-тристрановых усилий. Сегодняшние образовательные транснациональные корпорации — это в основном неправительственные организации с негосударственным финансированием, но с мощной государственной поддержкой. Это, прежде всего, DAAD (Германия), British Council (Великобритания), CIMO (Финляндия), EduFrance (Франция). Наряду с этим Великобритания, Франция, Германия разработали собственные государственные программы по привлечению иностранных учащихся и рассчитывают в ближайшем десятилетии довести численность обучающихся иностранцев до 800 тыс. человек.

Можно выделить три группы приоритетов, на которые ориентируются ведущие страны-экспортеры образовательных услуг [3]:

1. Геополитические (стратегические) приоритеты предполагают повышение международного влияния через подготовку будущей интеллектуальной элиты зарубежных стран, через распространение национальной культуры и языка и др.

2. Научно-образовательные приоритеты связаны с привлечением способной, талантливой молодежи из-за рубежа с целью развития науки

и образования, с обменом передовым опытом в сфере науки и образования посредством реализации программ международных обменов и др.

3. Материально-финансовые приоритеты подразумевают обеспечение работой преподавателей учебных заведений, повышение уровня внебюджетных доходов вузов, косвенных доходов (проживание, питание, транспорт, связь) и др.

Всемирная торговая организация (ВТО) в 1995 г. инициировала Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Service, ГАТС), которое направлено на отмену барьеров в торговле образовательными услугами и создание единого механизма, регулирующего эту торговлю. Исходя из него, в «Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг.» определены следующие виды экспорта образовательных услуг высших учебных заведений:

♦ разработка и внедрение трансграничных образовательных подходов и программ;

♦ обучение иностранных студентов в зарубежных вузах;

♦ коммерческое присутствие в странах-партнерах в виде филиалов или дочерних организаций;

♦ перемещение физических лиц или работа преподавателей в зарубежных высших учебных заведениях.

При этом обучение иностранных студентов в зарубежных вузах, формирующее потоки международной учебной миграции, является самым массовым и доходным видом экспорта образовательных услуг.

Через ГАТС государства-участники приняли обязательства по полному или частичному открытию их внутренних рынков услуг для международной конкуренции и согласились соблюдать два базовых принципа, четко обозначенные в Соглашении:

♦ принцип национального подхода, предполагающий, что государства-члены «не должны с пристрастием относиться к другим поставщикам услуг в угоду национальным поставщикам»;

♦ принцип страны наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым государства-участники «не должны подвергать дискриминации других участников Соглашения».

Только 21 страна из 162 участников приняли на себя выполнение принципов данного соглашения. США и страны Европы — члены ВТО осторожно относятся к распространению принципов ВТО в сферу образования. Важно отметить, что ВТО называет барьерами на пути глобализации образования необходимость поддержания развития национальных систем образования.

Образование является одним из важнейших конкурентных преимуществ России. Вместе с тем на фоне постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг и значительного опыта подготовки специалистов для зарубежных стран доля России на международном рынке образовательных услуг снижается. Место, которое в настоящее время занимает Россия на международном рынке образовательных услуг, не соответствует ее образовательному потенциалу. На ее долю приходится, согласно данным ЮНЕСКО, 4,1% от общего числа иностранных студентов. Для сравнения, в 1990 г. доля СССР на мировом рынке образовательных услуг составляла 10,8% [4], и страна занимала 2-е место в мире после США по их численности.

На сегодняшний день, согласно прогнозу Росстата, к 2025 г. численность иностранных студентов в России составит 211,5 тыс. чел. Согласно прогнозу ЮНЕСКО, общемировая численность студентов в 2025 г. будет составлять 7,2 млн человек. Это означает, что доля России на мировом рынке высшего образования по данному показателю будет около 2,9%, т.е. окажется даже меньше, чем в настоящее время.

В связи с этим видится целесообразным создание российских (национальных) образовательных программ, направленных на привлечение иностранных граждан. Например, в США существуют национальные программы TEA, Fulbright и др., в Германии — GoEast, во Франции — Arts et Métiers ParisTech и др.

Создание филиалов российских высших учебных заведений за рубежом также является эффективным инструментом продвижения экспорта национальных образовательных услуг. Однако единицы российских университетов имеют представительства в зарубежных странах, притом, что во времена СССР филиалы советских вузов существовали более чем в 40 государствах мира.

1. BhandariR., BelyavinaR., GutierrezR. Student and theinternationalization of higher education: national policies and strategies from six world regions / Institute of International Education. N.Y., 2011.

2. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Принята в г. Париже 05.10.199809.10.1998 на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры».

Читайте также:  Канва бизнес модели остервальда

3. Зверев Н.И., Пелихов Н.В. Экспорт образовательных услуг: состояние, перспективы и стратегии. www.russia.edu.ru/information/analit/ official/prorector/3953.

4. Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011-2020 гг. // Вестник международных организаций. 2010. № 1. С. 96-106.

5. Косевич А.В. Проблемы экспорта российских образовательных услуг в условиях обострения международной конкуренции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 6. С. 22-28.

6. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М., 2015. 60 с.

7. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг. М., 2008. 194 с.

8. Рагулина Ю.В., Завалько Н.А., Кожина В.О. Международная торговля. М., 2014. 272 с.

Development of international education as the most important sector of the world economy

The article is dedicated to the modern developmental tendency of the world education market — an important and rapidly growing world economy sector. The authors identify factors changing the positions of different countries in the world education market as well as the problems of the international education. The causes and factors that hinder qualitative development of export direction of educational services in Russia are also considered.

Key words: education, educational service, world market of educational services, education export

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 4 (21). P. 85-92.

Источник: cyberleninka.ru

Международное образование – «золотой ключик» в будущее

Сейчас никому не нужно объяснять важную роль образования для построения успешной карьеры. Безусловно, есть «самородки», которые способны достичь больших успехов, и не заканчивая вузов. Но таковых единицы. Поэтому, чтобы быть уверенным, что карьера сложится, как вы того пожелаете, учиться необходимо. Ни одна солидная компания не даст работу специалисту, который не получил хорошего образования.

Советское время давно миновало, «блат» потерял свою вселенскую мощь: работодатели сейчас во главу угла ставят не родственные или дружеские связи, а экономическую выгоду. Следовательно, будь вы хоть трижды близким человеком для руководителя компании, ваши шансы получить высокооплачиваемую работу, не обладая необходимым уровнем образования, минимальны. Работодатель скорее выберет соискателя «со стороны», который получил диплом о высшем образовании и обладает полезными профильными знаниями, ведь он принесет пользу компании, а следовательно, и экономическую выгоду. А шансы кандидатов, получивших хорошее образование за рубежом, несоизмеримо выше.

Образование за рубежом для вас и ваших детей

Получить международное образование в наши дни – отнюдь не призрачная мечта, как это было всего несколько десятилетий тому назад. Сотни учебных заведений по всему миру распахнули свои двери для российских учащихся и студентов. Наибольшей популярностью пользуется традиционное европейское образование: престижно учиться в Англии, Франции, Испании, Италии, Германии, Ирландии и даже на Мальте. Чрезвычайно востребованы и «заокеанские» образовательные учреждения: часто на учебу едут в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию. В последнее время обратили российские студенты благосклонные взоры и на Восток: все большую популярность обретает обучение в Китае, Японии, Сингапуре.

После окончания зарубежных высших учебных заведений у выпускников не только возрастают шансы получить высокооплачиваемую перспективную работу на родине, но даже трудоустроиться в солидных иностранных корпорациях. Образование за границей позволяет миновать ненужные «промежуточные ступени» и тем самым экономит ваше драгоценное время.

Дело в том, что дипломы российских университетов в большинстве стран не признаются действительными. Для того чтобы получить работу по специальности, требуется сдать экзамены в той стране, в которой вы намерены трудиться, чтобы подтвердить свою профессиональную квалификацию. Никто еще не назвал эти испытания легкопроходимыми. Поэтому целесообразно сразу получать высшее образование в зарубежном университете, чей диплом котируется во всем мире.

Стоимость образования за рубежом

Если вы решили получить образование за рубежом, цены вас будут интересовать отнюдь не в последнюю очередь. Это закономерно, однако однозначно сказать, сколько стоит международное образование, достаточно сложно. Все зависит от того, в какой стране вы хотите учиться и какую образовательную программу выбираете. Невозможно сравнивать стоимость краткосрочных языковых курсов и получения последипломного образования.

Одно можно сказать: образование за границей стоит достаточно дорого, за исключением тех случаев, когда оно совершенно бесплатно. Но бесплатное обучение предоставляется лишь очень талантливым студентам, которые получают образование по системе грантов. Получить грант через один из специальных фондов очень сложно, поэтому в основном студенты обучаются на собственные средства или на деньги родителей, спонсоров. Образование за границей, стоимость которого невысока, – это, как правило, мошенничество или профанация.

Однако есть и исключения: например, обучение в аспирантуре американских университетов бесплатно, и аспирантам даже выплачивается стипендия в размере 2-3 тысяч долларов. Но поступить туда архисложно!

Популярные виды международного образования

Самыми популярными видами обучения за рубежом на сегодняшний момент являются:

  • прохождение языковых курсов;
  • получение среднего образования;
  • получение высшего образования.
  • последипломное образование.

Международные языковые курсы

Изучение иностранного языка на его «родине» признается наиболее эффективным и быстрым способом из всех. Никакие чудо-учебники, аудио-видеоуроки и профессиональные преподаватели не научат столь скоро общаться на иностранном языке, как «погружение» в лингвистическую среду.

В этом случае усваиваются не только грамматические нормы и правила произношения, но и культура избранной для обучения страны. В результате ученик получает крепкие комплексные знания. Всего несколько недель – и вы говорите на иностранном языке, как заправский англичанин (испанец, француз, японец, китаец – это как вам угодно).

Среднее образование за рубежом

Получение среднего образования за рубежом – это обучение в престижных частных школах. Даже «сильные мира сего» отправляют своих отпрысков «за наукой» за границу. Некоторые делают это уже с начальной школы. Такой выбор не только дает ребенку возможность получить хорошее классическое образование, но и приучает его к самостоятельности. Ученик отнюдь не предоставлен сам себе: за ним устанавливается достаточно жесткий контроль.

Особой популярностью пользуются частные британские школы с многовековой историей, где детей воспитывают, как английских аристократов.

Международное высшее образование

Недавно Россия присоединилась к Болонскому соглашению и приняла международную двухступенчатую систему высшего образования. Теперь у наших студентов появилась уникальная возможность получить степень бакалавра на родине, а затем продолжить обучение в магистратуре за границей. Но можно пойти туда и с самого начала, однако сделать это самостоятельно достаточно сложно. Для этого нужно пройти множество тестов, а также проявить великолепные знания иностранного языка.

Вообще, не существует универсальных принципов, описывающих систему образования за рубежом: в каждом государстве они разные. Например, в США университеты и колледжи, дающие высшее образование, могут быть как частными, так и находиться в ведении определенного штата. Министерства образования как такового в этом государстве не существует, поэтому каждое учреждение устанавливает свои правила обучения.

В Англии, напротив, все высшие учебные заведения – государственные, но всеобъемлющего контроля правительства за их деятельностью нет.

Популярные программы международного последипломного образования

Последипломное образование за рубежом проходит по программам магистратуры, а затем – аспирантуры. В результате соискателям присваиваются соответствующие степени: Магистра (Master) или Доктора философии (Ph. D).

Наиболее востребованным направлением международного последипломного бизнес-образования является программа MBA (Master of Business Administration). Для того чтобы поступить в ведущие учебные заведения по этому профилю, одного только диплома о высшем образовании отнюдь не достаточно. Абитуриент должен обладать солидным опытом работы в сфере управления, а также великолепным знанием иностранного языка, которое подтверждается соответствующим сертификатом. Чтобы его получить, нужно успешно пройти тест (например, для английского языка – это TOEFL или IELTS). Существуют также и профильные тесты по разным направлениям обучения.

Happy Travel: элитное международное образование для вас и ваших детей

Компания Happy Travel с радостью окажет вам содействие в получении самого лучшего образования за границей. Позвоните нам – и мы подберем для вас оптимальную программу обучения, ориентируясь на ваши вкусы и предпочтения. Мы осуществляем полное сопровождение образовательного процесса, включая и сбор необходимых документов.

Источник: happytravel.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин