Российский рынок меняется слишком быстро, и многие предприниматели просто не успевают подстраиваться под него. Василий Алексеев, генеральный директор технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр, рассуждает о том, почему современным бизнесменам нужно учиться и какими качествами они должны обладать.
Ученье свет или зачем предпринимателю образование
Не зря говорят, что учимся мы всю жизнь. Даже если вы успешный предприниматель и дела идут в гору, всегда есть те знания, которыми полезно овладеть. Полезно как для расширения кругозора, так и для роста бизнеса. Предпринимателями не рождаются, а становятся. И если бизнес-идею вы придумали и воплотили в жизнь, то многие операционные процессы тоже нужно знать хорошо.
Как управлять предприятием определенного масштаба и его финансами, как организовать и мотивировать сотрудников, где искать точки сбыта и как масштабировать.
А зачем вообще учиться?
Как стать предпринимателем? И нужно ли для этого бизнес-образование?
Можно говорить о тех, кто только собирается стать предпринимателем, и тогда почти любые курсы в интересной области могут быть полезны. Но если вы уже открыли свое дело, то прогрессивные эффективные методики его роста, перенимание чужого опыта вам просто необходимы. В Оргкомитете Акселератора А:СТАРТ (Технопарк Новосибирского Академгородка) считают обучаемость одним из неотъемлемых качеств предпринимателя: «Наиболее ценными качествами для любого предпринимателя является умение самообучаться и быть гибким, развиваться, несмотря ни на что, и ставить перед собой амбициозные задачи. Обучаемость – это в принципе неотъемлемое качество предпринимателя».
А Руководитель Школы Бизнеса Тинькофф Вячеслав Демиш считает, что количество ошибок в бизнесе напрямую зависит от образованности предпринимателя: «Можно и не учиться, но это повышает количество ошибок и вероятность полного провала. Ошибки все равно будут, даже у самых подготовленных и образованных.
Но у них они будут другого уровня плюс такие люди с большей вероятностью находят верные выходы из трудных ситуаций. Обучение помогает понять, что тебя может ждать, к чему нужно подготовиться, почерпнуть опыт успешных и не только предпринимателей. Все это делает предпринимателя более устойчивым. Он все еще может потерпеть неудачу, но точно не сделает это по глупости.
Однако без обучения все равно можно начать успешный бизнес, но в таком случае образование помогает сделать его еще более прибыльным. Тут важно найти баланс: не застревать в вечном обучении, откладывая старт бизнеса на потом, но и не ломиться сломя голову в неизвестность».
В Тинькофф, например, множество курсов от Excel для малого бизнеса до написания продающих текстов, иными словами, много полезного по разным запросам. Множество вызовов, с которыми сталкивается предприниматель на своем пути, требует быть готовым, а для этого нужно иметь «подушку» из знаний, советует проектный директор Digital-агентства «Интериум» Айта Лузгина: «Чтобы решать все задачи, нужен разнообразный бэкграунд. Лучше всего понять, как работает тот или иной процесс, еще в период обучения. Лучше выбирать специализированные курсы, относящиеся к сфере деятельности компании».
БИЗНЕС образование / Куда пойти учиться, чтобы стать бизнесменом?
Что мешает предпринимателю учиться?
Успешные предприниматели знают, что достижение какой-то определенной цели не гарантирует успеха в будущем. Напротив, чем сильнее развивается бизнес, тем тщательнее нужно следить за конкурентами, отраслевыми новостями, поставщиками, смежниками и так далее. А ведь очень часто предприниматели экономят на дополнительном образовании себя и своих сотрудников.
Во-первых, стоимость курсов не самая маленькая. Айта Лузгина выделяет это главным препятствием для обучения предпринимателя: «Конечно, стоимость курсов влияет на их выбор. Обучение в том же Сколково или в РанХИГСе обойдется вам в немаленькую сумму. Плюс, даже самый эффективный курс может окупиться не сразу, а может вообще не окупиться».
Во-вторых, курсы ДПО для предпринимателей в России еще не обрели свою экосистему правил, уровней и ценообразования, что навевает на мысль о «разводе». Вот, что думает Вячеслав Демиш по этому поводу: «Само предпринимательство в России до сих пор во много стигматизировано, хотя уже и есть тенденция к улучшению.
Бизнес-образование развивается и уже очень давно, но с ним есть три проблемы: оно либо слишком «сектантское», либо некомпетентное, либо предназначено уже для очень опытных предпринимателей. Мы делаем то, что нам кажется наиболее правильным: ориентируемся на начинающих, готовим курсы вместе с настоящими предпринимателями, у которых уже есть результаты, тщательно следим за здравым смыслом и делаем курсы так, чтобы люди могли применять знания в деле». В-третьих, в онлайн-образовании очень развит особый вид мошенничества, называемый «инфоцыганством», когда человеку пытаются продать воздух вместо полезной информации. В Акселераторе А:СТАРТ отметили: «Сегодня в России обучение предпринимательству и другим профессиям, которые появились за последние 30 лет, можно сказать пока еще «дикое», неосвоенное. Пока большинство из тех, кто себя позиционирует, как гуру предпринимательства, на самом деле не имеют практического опыта и методологии».
Чему учиться в первую очередь?
Сложно выделить какой-то один ключевой навык, приобретаемый за счет курсов ДПО. Вячеслав Демиш советует выбирать в зависимости от сферы бизнеса: «Важнее всего, уметь считать деньги бизнеса, привлекать клиентов, находить партнеров и инвесторов, работать с командой.
В зависимости от разных ситуаций и сфер бизнеса, этот набор может меняться, но в целом картина какая-то такая». Немаловажным фактором является и стадия развития вашего бизнеса, от этого зависит тот сегмент знаний, которого может недоставать. В Акселераторе А:СТАРТ советуют отталкиваться от размеров бизнеса, которыми вы обладаете: «Обучение предпринимательству должно быть разное для разных стадий и его нельзя рассматривать в отрыве от практики. Например, начинающим предпринимателям и малым предприятиям важно в первую очередь учиться тестировать гипотезы, тогда как более крупным компаниям нужно учиться преодолевать барьеры роста и масштабирования своего бизнеса».
В своих материалах мы часто пишем о маркетинге и PR для бизнеса, каналах, инструментах, лайфхаках, и не просто так. Привлечение клиентов может стать вашим спасением, если бизнес не выживает только на «сарафанном радио». Айта Лузгина считает: «Важными являются знания из области маркетинга, рекламы, продаж, также стоит подтянуть финансы, налоговый учет, работу с персоналом. Руководитель малого бизнеса иногда может и должен быть мастером на все руки, а для этого он должен понимать «внутреннюю кухню» своего предприятия».
На самом деле, любой человек может все, если он того захочет, научится, усвоит, претворит в жизнь. Почитайте отзывы, поговорите с «коллегами по цеху», посмотрите бесплатные вебинары от онлайн-школ (их часто проводят). Тогда вы будете в контексте и точно выберете тот самый полезный курс.
Портал предпринимателей Smallbusiness.ru работает при поддержке digital-агентства «Интериум».
Источник: smallbusiness.ru
Статья для тех, кто решил сменить лайф на работу с бизнесом
Замечаем за клубчанами Брокколи и студентами программ обучения Академии коуч-профессий «Человеческий капитал», что все меньше коучей хотят работать с life-запросами, и все больше стремятся перейти в бизнес-сегмент.. Брокколи очень поддерживает такую тенденцию, так как знает по опыту своей команды, что работа с лидерами организаций и их командами увеличивает доход и предлагает более интересные проекты, связи и перспективные возможности.
Не все программы, в названии которых есть слово «бизнес» – обучают работе с бизнесом
Слово «бизнес» в названии звучит сильно, перспективно и привлекает внимание. Когда будете выбирать программу обучения, посмотрите тему и удостоверьтесь, что не попали на маркетинговую уловку 😉
Отдел аналитики обучения часто мониторит рынок обучения коучингу и замечает, что путаницу с программами иногда вносят сами авторы курсов. Например, в названии программы указано обучение бизнес-коучингу, но по факту – это базовое обучение компетенциям, коучинговым инструментам и проведению сессии с клиентом один на один. И только небольшая часть программы включает азы работы с бизнес-клиентом. Если вы уже коуч, то базовые программы, хоть и с уклоном в бизнес, могут быть для вас скучными и не помогут начать работать с бизнес-заказчиками.
В разнообразии учебных программ мы попросили нам помочь разобраться главреда журнала Брокколи — Марию Домброван. Во-первых, она с 2006 года работает с лидерами бизнеса и их командами. А во-вторых, сама является автором и тренером программ, которые учат коучей работать с топами организаций, сопровождать бизнес-партнерства и проводить коучинговые сессии для команд.
Почему для работы с бизнесом мало владеть только коучинговыми компетенциями
Организация работы с клиентом-компанией и сам проект значительно отличается от того, как вы работаете в life. В последнем достаточно наладить маркетинговую стратегию, чтобы обеспечить хороший клиентопоток и качественно проводить сессии. Чтобы начать проект с бизнесом, к коучинговым компетенция еще необходимо добавить навыки администратора, продавца, переговорщика, фасилитатора, коммуникатора, знать тонкости психологии лидера и отношений с ним.
Не пугайтесь такому объему нового – этому обучают. Чтобы вы не путались и знали, какую программу выбрать, мы создали для вас гайд по обучениям, которые помогут начать работать с бизнесом.
Гайд по обучениям бизнес-коучингу
Коучинг для предпринимателей ≠ Коучинг предпринимателей
Отдельно выделяем программу обучения коучингу для предпринимателей, так как эта программа не для коучей, а для владельцев бизнеса и руководителей, которые хотят обучиться коучинговым технологиям в бизнесе и получить личностную прокачку. Здесь предпринимателей учат простым коучинговым инструментам без проявления маркеров компетенций. Заодно есть возможность отработать навыки на группе и самому прокачаться. Такие программы нацелены на то, чтобы предприниматели повышали осознанность и развивали эмоциональный интеллект.