Образовательные учреждения это малый бизнес или нет

Любая образовательная организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства. Деятельность образовательного учреждения складывается из основной и коммерческой, в том числе дополнительных платных образовательных услуг.

Основная деятельность образовательных учреждений — деятельность, направленная на решение уставных задач в соответствии с лицензией.

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения — деятельность, направленная на получение дохода за рамками основной деятельности.

Образовательное учреждение имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. Но, занимаясь ею, важно не отклоняться от основной деятельности, направлять полученный доход полностью на выполнение уставных целей, реинвестировать средства.

Реинвестирование — использование денежных средств, полученных от приносящей доходы деятельности в результате превышения доходов над расходами, непосредственно в данном образовательном учреждении или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Почему малый бизнес важен и его надо спасать

Право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства закреплено за образовательными учреждениями ГК РФ ст. 120 и законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

В соответствии с Федеральным законом № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» (ст.41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства [12.]. К ним относятся:

— доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;

— добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе и иностранных граждан (или) иностранных юридических лиц;

— доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом.

Право привлекать эти источники формирования дохода предоставляются образовательным учреждениям в обмен на обязательство создавать преимущественно общественные блага и услуги, не распределять возможную прибыль между участниками.

Привлечение внебюджетных источников не приводит к снижению размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.45) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги. В Гражданском кодексе (ст.2) такая деятельность называется предпринимательской. Но в ст. 50 того же свода законов выделяется некоммерческая деятельность, не имеющая целью получать прибыль и распределять доход между участниками.

Следовательно, внебюджетные доходы по принципу источника возникновения можно классифицировать как:

Предпринимательская деятельность подробно расписана в ст.47 Закона «Об образовании». Если образовательное учреждение занимается таким видом

деятельности, то оно приравнивается к предприятию со всеми вытекающими последствиями, т.е. подпадает под действие законодательства РФ в области предпринимательства. Прежде всего — это налоги.

В соответствии с п.2 ст.47: «К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

— реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

— торговля покупными товарами, оборудованием;

— оказание посреднических услуг;

— долевое участие в деятельности других учреждений(в том числе, образовательных);

— приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

— ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством и реализацией продукции, работ, услуг, предусматриваемых уставом» [12].

Но предпринимательская деятельность образовательного учреждения считается «…лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении» [там же,п.3].

Если предпринимательская деятельность «идет в ущерб» основной, образовательной, то «учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить ее до решения суда…» [там же п.5].

Ст.48 Закона «Об образовании» определяет индивидуальную трудовую педагогическую деятельность как предпринимательскую, требующую обязательного лицензирования.

В своей предпринимательской деятельности образовательные учреждения должны руководствоваться Гражданским Кодексом РФ, Законом от 25.12.1990 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 08.07.1994, Инструктивным письмом МОПО РФ № 57 от 15.12.1998 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений», Постановлением Правительства РФ № 505 от5.07.2001 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего школьного образования, Налоговым кодексом РФ, Законами РФ «О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О рекламе», «О защите прав потребителей»…

Нормативно-правовое обеспечение механизма по привлечению внебюджетных доходов, организации предпринимательской деятельности необходимо, чтобы установить взаимоотношения как внутри образовательного коллектива, так и с внешними контрагентами.

Правовые взаимоотношения определены Гражданским Кодексом РФ. Пункт 1. ст.2. гласит: «Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав,… регулирует договорные и иные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономной воле и имущественной самостоятельности их участников.

Читайте также:  Бизнес по изготовлению печатей и штампов это

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются гражданские и юридические лица…

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке». Субъектами предпринимательского права являются юридические и физические (индивидуальные предприниматели) лица. Важным источником правового регулирования предпринимательской деятельности является Налоговый Кодекс РФ, определяющий взаимоотношения государства и налогоплательщика, перечень необходимых выплат и льгот.

Так, в перечне федеральных налогов (гл.21 «Налог на добавленную стоимость», ст.149 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)», п.2) указано: «Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса».

В гл.24. «Единый социальный налог», ст.239 «Налоговые льготы», указано: «1.От уплаты налога освобождаются:

2) …учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных,…и иных социальных целей…».

При организации предпринимательской деятельности в форме малых предприятий необходимо учитывать законодательные акты, регулирующие предоставляемые льготы по поддержке малого и среднего бизнеса в России и регионе и правовые ограничения предоставляемых льгот. К ним относятся: «Закон о поддержке предпринимательства и малого бизнеса в России»; «Закон о занятости населения. Осуществление профессиональной подготовки для организации само занятости» и т.д.

При регистрации предприятия необходимо руководствоваться нормативными документами: Закон 129 ФЗ от 08.08.2002 «Закон о регистрации юридических лиц» (для регистрации предприятий с образованием юридического лица) и Закон 31 ФЗ от 21.03.2002 «О приведении законодательных актов в соответствии с законом о государственной регистрации», а также Постановлением правительства РФ № 318-442 от 19.06.2002 и Закон о лицензировании. Регистрация предпринимателя без образования юридического лица осуществляется на основании Положения №1482 от 08.07.1994 [5, с.18].

Формы предпринимательской деятельности:

1) индивидуальная (индивидуальная трудовая деятельность, единоличное предприятие, семейное предприятие).

2) коллективная (осуществляется группой граждан на основе собственного имущества — общества, товарищества, корпорации).

По характеру экономических отношений: с ограниченной ответственностью,

Общество с неограниченной ответственностью — форма предпринимательской деятельности, при которой все члены коллектива несут неограниченную ответственность по обязательствам предприятия, фирмы.

Выводы по первой главе

Рассмотрев теоретические основы предпринимательской деятельности образовательного учреждения можно сделать ряд выводов:

Существующая социальная и психолого-педагогическая необходимость обучения учащихся предпринимательской деятельности в общеобразовательных школах актуализирует проблему подготовки учителя технологии к учебно-предпринимательской деятельности, поскольку:

— оптимальным вариантом обучения предпринимательству школьников является профильная технологическая подготовка, осуществляемая в форме учебно-предпринимательской деятельности.

— учебно-предпринимательская деятельность является продуктивной деятельностью и позволяет соединить теоретическое и практическое образование, может осуществляться как реальная предпринимательская деятельность, организованная в образовательном учреждении, регулируемая психолого-педагогическим и методическим сопровождением, согласованная с учебными планами.

Анализ существующей подготовки учителей технологии к обучению школьников предпринимательской деятельности, показал, что этот аспект недостаточно разработан и требует дополнительных педагогических средств.

Существует необходимость комплексной подготовки учителей технологии, включающей обучение специализации «Предпринимательство в образовательных учреждениях», учебно-предпринимательскую деятельность студентов в учебно-технологическом комплексе, изучение дисциплин, направленных на овладение знаниями управления производством (элективных курсов), опирающейся на дисциплины и курсы блоков учебного плана.

Педагогическая деятельность учителя технологии в учебно-предпринимательской деятельности представляет собой синтез взаимосвязанных между собой структурных компонентов. К ним относятся научно-теоретический, морально-психологический и опытно-практический.

Проведенный теоретический анализ, изучение различных сторон деятельности учителя технологии позволили выполнить следующее:

— разработана обобщенная модель учителя-предпринимателя;

— компоненты деятельности учителя технологии позволили выделить критерии готовности к учебно-предпринимательской деятельности, к ним относятся мотивационно-ценностный, поведенческо-волевой, когнитивный, деятельностный;

— для характеристики критериев готовности определены показатели, очерчивающие рассматриваемый круг качеств, умений и навыков, состоящие из конструктов;

— определены уровни готовности учителя технологии к учебно-предпринимательской деятельности, принята качественная и количественная характеристики уровней готовности.

В полном объеме изучена законодательная база образовательного учреждения , рассмотрены формы предпринимательской деятельности.

Читайте также:  Бизнес молодость распалась или нет

Источник: studbooks.net

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научных и научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Источник: www.zakonrf.info

Выбор формы бизнеса для образовательной деятельности (1 часть)

Прежде всего, отметим, что понятие образование дано в Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту – Закон №273-ФЗ). Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства (п.1 ст.2 Закона №273-ФЗ). А образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ.

Под образовательной организацией понимается некоммерческая организация (далее по тексту – НКО), осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п.18 ст.2 Закона №273-ФЗ). Под организацией, осуществляющей образовательную деятельность, понимается образовательная организация, а также организация, осуществляющая обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются и ИП, которые осуществляют образовательную деятельность (п.20 ст.2 Закона №273-ФЗ).

Порядок лицензирования образовательной деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966 (далее по тексту – Положение).

Забегая вперед, отметим, что правила лицензирования распространяются на образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также на индивидуальных предпринимателей.

Но, в отношении индивидуальных предпринимателей отметим следующее.

Важно! Если предприниматель собирается самостоятельно осуществлять обучение (без найма других преподавателей), то ему лицензия не нужна. Это актуально для небольших образовательных центров, в штате которых могут быть администратор, вахтер и прочие сотрудники, не осуществляющие образовательную деятельность.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НКО

Для начала рассмотрим плюсы и минусы НКО, например, в форме образовательных учреждений.

При такой форме образовательное учреждение:

  • не может свободно распоряжаться переданным ему имуществом (ст.123.21 ГК РФ), что означает дополнительный контроль со стороны собственника;
  • учреждение может быть создано одним гражданином или организацией либо РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (п.2 ст.123.21 ГК РФ);
  • ЧОУ может быть преобразовано в фонд, АНО (п.3 ст.123.23 ГК РФ);
  • государственные (муниципальные) учреждения могут быть преобразованы в некоммерческие организации иных форм (п.7 ст.123.22 ГК РФ).

Из минусов отметим целевой характер создания и деятельности некоммерческих учреждений – для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п.1 ст.123.21 ГК РФ).

В отношении некоммерческого учреждения собственник отвечает по его долгам своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только принадлежащими ему денежными средствами (п.3 ст.123.21 ГК РФ).

Читайте также:  Какие сферы бизнеса служат путешествующим тем или иным образом

Теперь рассмотрим плюсы и минусы налогового режима НКО.

НКО представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

КРОМЕ ТОГО, СУЩЕСТВУЕТ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, КОТОРУЮ ДОЛЖНЫ ФОРМИРОВАТЬ НКО.

Важно! НКО должны представлять в Минюст РФ отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ).

НКО могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Применяя общую систему налогообложения, учреждения должны учитывать ряд особенностей, обусловленных характером деятельности учреждения.

Традиционная общая система налогообложения подразумевает уплату налога на прибыль, НДС, прочих налогов (при наличии объектов налогообложения).

Доход, полученный НКО от оказания платных образовательных услуг, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке по ставке 20% (ст.249 НК РФ, определение ВАС РФ от 09.04.2014 г. №ВАС-3384/14 — в передаче в Президиум ВАС было отказано).

Образовательные учреждения вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

Применение 0 ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917.

НКО являются плательщиками НДС. Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ).

ПРИ ЭТОМ ДЛЯ НКО ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЛЬГОТЫ.

Налоговые льготы в части иных налогов на федеральном уровне для НКО не установлены. Однако такое право дано субъектам РФ.

В том случае, если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них также обязателен к уплате земельный налог (1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка).

Если на балансе НКО есть недвижимое имущество, то организация должна также уплачивать налог на имущество.

НКО могут являться плательщиками транспортного налога, если имеют зарегистрированные в установленном порядке транспортные средства.

НКО в общеустановленном порядке уплачивает страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование за сотрудников, работающих по трудовым или гражданско-правовым договорам (22%), на ОМС (5,1%), на обязательное социальное страхование (2,9%) и на профзаболевания и несчастные случаи на производстве (0,2%).

Таким образом, общий режим налогообложения имеет высокую налоговую нагрузки, несмотря на то, что согласно пп.14 п.2 ст. 149 НК РФ реализация услуг в рамках основных и (или) дополнительных образовательных программ не подлежит налогообложению НДС. Но, при оказании других услуг, НКО обязано исчислять НДС и вести раздельный учет.

НКО могут применять упрощенную систему налогообложения. При этом объект налогообложения могут быть «Доходы» (ставка 6%) либо «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (ставка 15%).

Если расходы НКО составляют 80% от полученных доходов и более, при этом предполагаем, что ФОТ х % страховых взносов >= единого налога при УСН:2, то имеет смысл рассмотреть объект налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов».

Кроме того, региональные власти имеют право снижать налоговую ставку до 1 с доходов и 5 процентов для НКО с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (п.1 и п.2 ст.346.20 НК РФ).

В случае получения НКО целевых поступлений и использования их по назначению, единый налог при УСН не уплачивается (п.2 ст.251 НК РФ).

НКО, применяющие УСН, вправе рассчитывать на пониженные тарифы при соблюдении определенных требований. Так, на обязательное пенсионное страхование НКО могут применять тариф в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и на обязательное медицинское страхование – 0% (пп.7 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Если на балансе НКО есть недвижимое имущество (которое не облагается налогом по кадастровой стоимости), то налогом на имущество оно не облагается.

Для того, чтобы применять УСН с 2020 года, доходы (от реализации и внереализационные доходы без НДС и акцизов) компании за 9 месяцев 2019 года не должны были превышать 112,5 млн рублей, стоимость ее основных средств на 1 октября 2019 года не должна превышать 150 млн рублей, а средняя численность – не более 100 человек (ст.346.12 НК РФ).

Плательщики же УСН «слетят» с «упрощенки» в 2020 году, если доход превысит 150 млн. руб. в год, а средняя численность достигнет более 100 человек (п.4 ст.346.13 НК РФ).

Таким образом, в части налоговой нагрузки и представляемой отчетности «упрощенный» режим более выгоден, чем общая система налогообложения.

Источник: dzen.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин