Управленческие аспекты планирования получили свое развитие в рамках школы планирования, общепризнанным «отцом» которой является И. Ансофф (I. Ansoff). Помимо работ Ансоффа, большой вклад в разработку концепции планирования как функции управления внесли труды [Акофф, 1972; 1985].
Отдельные аспекты данной проблемы затрагивает П. Дракер [Друкер, 2000]. Среди последних работ следует отметить труды [Хасси, 2001; Ефремов, 2001].
Анализ перечисленных работ позволяет сделать вывод, что управленческий аспект рассматривает «планирование» как умение предвидеть будущее предприятия и использовать такое предвидение. При этом для практического менеджмента более важно не само предвидение, а готовность к возможным вариантам будущего. Речь идет о том, чтобы быть готовым ко всему и знать, когда нужно изменять курс в ответ на неожиданные события. В связи с этим планирование превращается в непрерывный процесс, направленный на адекватность действий предприятия быстро меняющимся условиям окружающей бизнес-среды. Данный подход и определяет концептуальную задачу бизнес-планирования как технологии реализации функции планирования при управлении бизнесом.
Как выбрать концепцию бизнеса? И нужна ли она вообще?
В соответствии с общей логикой развития концепции бизнес-планирования можно привести довольно обширную литературу как отечественных, так и зарубежных авторов.
Большая часть этих работ посвящена общим и методическим аспектам составления бизнес-плана как базового документа для открытия нового бизнеса, поиска инвестора для привлечения его к участию в проекте. Наиболее известными работами этого плана являются переводные издания западных авторов ([Зигель, 2001; Бэнг, 1998; Джозеф, 1998] и др.).
Следует отметить отечественных авторов, в работах которых детально разработаны методические аспекты и практические рекомендации составления бизнес-плана в составе инвестиционного проекта (см., напр.: [Косов, 2000; Макаревич, 1998; Попов, 2000]). Под редакцией последнего вышел ряд учебных пособий по бизнес-планам инвестиционных проектов. Наиболее слабо разработанным остается аспект применения бизнес-планов для управления предприятием. Для большинства российских предприятий представление о бизнес-плане остается в рамках документа, необходимого для привлечения инвестиций или получения кредита, а не как многопланового управленческого инструмента. Между тем рамки бизнес-планирования затрагивают три основные области принимаемых управленческих решений:
управление текущей деятельностью и развитием предприятия;
управление изменениями на предприятии;
принятие разовых решений по отдельным аспектам управления.
Управление текущей деятельностью и развитием предприятия. Современная технология бизнес-планирования позволяет использовать бизнес-план в качестве основы управления текущей деятельностью и развитием малого (среднего) предприятия. Эффективное управление на этом уровне осуществляется путем разработки управленческого бизнес-плана, объединяющего основные элементы стратегического и оперативного планирования. Введение нового термина «управленческий бизнес-план», на наш взгляд, более точно отражает концептуальную задачу данного типа бизнес-плана по сравнению с распространенным в литературе термином «бизнес-план фирмы».
6.1.1. Разработка бизнес-концепции
Концептуальной задачей управленческого бизнес-плана в целом является определение целей функционирования предприятия, а также путей и ресурсов их достижения.
Концепция деятельности предприятия – направление действий
Одним из основополагающих факторов функционирования бизнеса является концепция деятельности предприятия.
В общем смысле это система взглядов, идей, способов представления об организационных процессах, предпринимательской деятельности конкретной организации.
Можно сказать, что концепция деятельности предприятия – это идеология деятельности компании, предпринимателя, философия предпринимательства, бизнеса, направленность действий.
В таком контексте концепция деятельности предприятия представляет собой замысел (проект) организационной, коммерческой, предпринимательской деятельности, основанный на эффективной стратегии, конкретной руководящей идее в целях достижения результатов, определяемых бизнес-планом предприятия.
Выделяют следующие основные типы концепции деятельности предприятия.
Концепция совершенствования производства, основанная на повышении производительности, снижении издержек. Она относится к периоду индустриализации 20-40-х гг. Ориентирована на крупные предприятия, построение системы единого финансового контроля, логистики.
Концепция совершенствования товара, заключающаяся в повышении качества продукции. Появилась, когда интенсивные технологии вытеснились ориентированными на качество готовой продукции технологиями.
Концепция совершенствования сбыта, базирующаяся на расширении рынков сбыта, рекламы продукции. Относится к эпохе становления, развития маркетинга, когда компании переориентировались на клиентов. А внимание руководителей предприятия сконцентрировано на рынках сбыта продукции.
Цель концепции удовлетворения потребности – поиск товара, при обеспечении роста уровня удовлетворения потребительских нужд. Появилась она в 80-90-х гг.
Предприятия стали ориентироваться на прогнозирование экономических изменений, стратегическое планирование.
Разумность, эффективность любой из представленных концепций зависят от конкретных условий применения.
Разработанная концепция деятельности предприятия ориентирует его на повышение эффективности, продуктивности, результативности бизнеса.
Наибольшим вниманием пользуются сегодня комплексные концепции, ориентированные как на общее качество деятельности, так и на развитие персонала. Они затрагивают все аспекты деятельности предприятия, охватывают всю систему создания продукции, ее выпуска, реализации.
При разработке концепции деятельности предприятия необходимо определить общие направления развития, касающиеся, прежде всего:
- профиля предприятия, производимой продукции;
- рынков сбыта, покупательских групп, каналов движения этой продукции.
Рекомендации по разработке концепции деятельности предприятия:
- нужно проверять, соответствуют ли направление деятельности предприятия изменившимся рыночным условиям (сбыта, ресурсов);
- сконцентрируйте усилия там, где ваше предприятие будет иметь конкурентные устойчивые преимущества:
- определяя общую стратегическую цель, избегайте слишком широких и слишком узких формулировок. Выберите оптимальный вариант;
- учитывайте внешние ограничения, препятствия уже существующие и способные возникнуть в будущем. Продумайте способы их обхода.
Итак, концепция деятельности предприятия – это стратегический план функционирования, дальнейших действий организации в целом, ее подразделений, руководителя, персонала.
Это одновременно и общая идеология компании, и детальная инструкция (руководство к действию) для каждого работника. Концепция деятельности должна соответствовать рыночным, научным тенденциям.
Источник: berichnow.ru
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
Любой предприниматель, желающий открыть дело, хочет рассчитывать на его успех и дальнейшее процветание своего бизнеса. В условиях современного развития рыночной экономики без заранее продуманного и тщательно разработанного плана шансы на прибыльное функционирование предприятия очень низки. Нет уверенности, в какую именно сторону может качнуть новосозданный бизнес – в положительную или резко в противоположную. Для того, чтобы предусмотреть всевозможные риски, выбрать наилучшую стратегию развития и запуска предприятия, избежать больших потерь и неудач требуется разработка бизнес-плана.
Бизнес-план – это документ, представляющий собой особую заранее прописанную программу осуществления бизнес-операций, действий фирмы, статистические данные и анализ рынка по необходимому сегменту, а также содержащий описательные данные планируемой фирмы, товара, плана маркетинга.
Заранее планируя свой бизнес, предприниматель открывает возможность получить ответы на следующие вопросы:
как правильно и верно начать дело;
как эффективно организовать производство;
когда и какие именно будут получены первые доходы предприятия;
какое оборудование лучше приобрести;
как выбрать будущих поставщиков и партнёров;
узнать, на что рассчитывает покупатель;
как скоро можно будет расплатиться с кредиторами;
как уменьшить возможный риск;
определить, какие издержки ожидают предприятие;
какую маркетинговую стратегию выбрать;
В первую очередь, план даёт предпринимателю продумать будущие действия, которые снизят вероятность появления неожиданностей в ходе открытия бизнеса. Составляя бизнес-план, определяются основные цели и пути их достижения через выбранный алгоритм действий. Данный алгоритм может видоизменяться и корректироваться в ходе реализации.
Создавая бизнес-план своего предприятия, можно определиться со множеством различных аспектов, касающихся непосредственно деятельности предприятия. Руководство выбирает, каким видом деятельности необходимо заняться, что за продукцию стоит выпускать, чтобы компания вышла на новый уровень и нашла своего покупателя. Помимо того изучается и рыночный спрос на те или иные товары и/или услуги. Определяется, какие ресурсы потребуются для производства.
Будущему предприятию необходимо найти своих поставщиков и партнёров, рассмотреть стоимость ресурсов и материалов, необходимых для производства, вычислить возможные издержки, а также продумать, что делать в ситуации неудачи. Всё это освещается по ходу планирования.
План является не только внутренним документом фирмы. Как известно, инвесторы очень важны как для молодых, так и для твёрдо стоящих на ногах предприятий. Именно они вкладывают деньги в перспективные на их взгляд предприятия, чтобы в будущем получить от этого выручку. Однако ни один из них не станет инвестировать фирму, не имеющую своего чётко продуманного плана.
Инвесторы должны быть уверены, что их деньги не прогорят, а уйдут в нужное русло и принесут прибыль. Таким образом, предприниматель просто не может отказаться от составления бизнес-плана, если желает привлечь в своё дело инвесторов.
Справедливо отметить, что план составляется не для общей красоты с избеганием объективной реальности, а для выработки наиболее подходящей системы действий по достижению успеха вашего предприятия. Особенностью бизнес-плана как стратегического документа заключается именно в его сбалансированность по постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. План не должен служить обманом самого себя, иначе это неизбежно приведёт к краху.
Подводя мысль к завершению, можно выделить основные задачи, которые решает составление бизнес-плана предприятия:
Во-первых, определяется конкретный вид деятельности предприятия, сегмент/сегменты рынка и покупатель;
Во-вторых, ставятся основные и цели и выбираются пути их достижения;
В-третьих, изучается ёмкость и перспективность развития предприятия, риски, возможные неудачи и способы управления ими; оценивается финансовая возможность фирмы;
В-четвертых, оцениваются затраты для производства определенной продукции; продукция соотносится с ценами, по которым её можно продавать, в последствии чего выявляется потенциальная прибыль;
В-пятых, составляется план маркетинговых предприятий по продвижению своего дела;
Таким образом, можно смело сказать, что основной успех в бизнесе является результатом его планирования. Удачная реализация проекта находится в прямой зависимости от того, насколько детально и тщательно будет проработан план предприятия, так как он включает в себя все основные аспекты будущей деятельности фирмы и примерные расчёты в перспективе.
Список использованной литературы
1. Дубровин, И.А. / И. А. Дубровин. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» , 2016 — 432 с.
2. Н. И. Федунец, Ненад Попович, Б. В. Локшина, С. С. Лихтерман. — Москва: Московский государственный горный университет , 2004 — 205 с.
3. Мамонова, В.Г. / В. Г. Мамонова, Н. Д. Ганелина, Н. В. Мамонова. — Новосибирск: НГТУ , 2012 — 43 с.
Источник: scienceforum.ru