Цель статьи – показать новые возможности применения метода кейс-стади (англ.: case-study, или учебных ситуаций) в современном образовательном процессе высшей школы в целом и в частности – в преподавании основ бизнеса и экономики, где данный метод получил особую популярность.
Методология, методы и результаты исследования. При помощи методов агрегации, дедукции и логического синтеза авторами были выработаны принципы организации дистанционного обучения экономическим дисциплинам на основе методики кейс-стади. Обозначена структура учебных кейсов, составлен типовой комплект сопровождающих их материалов.
Эти практические задачи решались в рамках осуществления проекта Tempus «Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей». Были изучены возможные виды и формы кейсов и выделены несколько вариантов адаптации их содержания к электронной обучающей среде, которая обладает как ограничениями, так и обширным дополнительным образовательным потенциалом. На конкретных примерах продемонстрированы различные типы кейсов: иллюстрирующие процессы и понятия; имитирующие шаблонные процессы; описывающие оригинальные ситуации в реальном бизнесе и имеющие решения, уже реализованные на практике; кейсы с неопределенным ответом на заданный проблемный вопрос. Выбор того или иного типа кейсовых заданий определяется учебными целями и необходимым уровнем освоения дисциплины. Кейсы дополняют друг друга при формировании фонда оценочных средств.
Разбор бизнес-кейсов за 300 секунд! Бизнес-консультация в блиц-формате. Выпуск №2
Научная новизна. Большинство специлистов определяет метод кейс-стади как групповое обсуждение в образовательных целях какой-либо проблемной ситуации и коллективный поиск ее решения, т. е. применение этого метода предполагает аудиторную очную форму обучения. Вопрос об использовании кейс-стади в дистанционном формате для индивидуального обретения знаний и практических навыков долгое время оставался недостаточно освещенным. Материал настоящей статьи частично восполняет этот пробел.
Практическая значимость. Обсуждаемый в публикации метод кейсстади способствует реализации подхода к профессиональному высшему образованию, который ориентирован на студента. Исследование опыта применения кейсов при дистанционном обучении основам предпринимательства показало универсальность и эффективность данного метода.
Ключевые слова
Об авторах
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия
Чепьюк Ольга Ростиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия
Горылев Александр Иванович, кандидат юридический наук, заведующий кафедрой европейского и международного права юридического факультета, руководитель Центра международного образования
Список литературы
1. Горылев А. И., Грудзинская Е. Ю. Организационно-управленческая деятельность преподавателя при проведении занятия в технологии «кейс-стади» при изучении юридических тем // Alma Mater Вестник высшей школы. 2012. № 8. С. 54–58.
Типы и виды бизнес -кейсов
2. Горылев А. И., Хурчак Н. М., Дронова Ю. А., Краюшкина С. В., Карапетянц И. В. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Юриспруденция»: учебно-методический комплекс / под ред. И. Дюкарева, Е. Караваевой, Е. Ковтун. Бильбао: Университет Деусто, 2013. 104 с.
3. Грудзинский А. О., Бедный А. Б., Бедный Б. И., Плехова Ю. О. Роль и структура инновационного предпринимательского образования в исследовательском университете // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 56–63.
4. Гурьянова С. Ю. Инновационные технологии обучения – основа качества образования // Качество Инновации Образование. 2010. № 2. С. 12–18.
5. Плехова Ю. О., Бедный Б. И., Грудзинский А. О. Непрерывное предпринимательское образование в системе инновационной инфраструктуры национального исследовательского университета // Вестник ННГУ. 2011. № 6 (1). С. 11–19.
6. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. № 5. Т. 2. С. 155–157.
7. Чепьюк О. Р., Ангелова О. Ю., Гинзбург М. Ю., Дмитриева Е. М., Кравченко В. С., Подольская Т. О., Прохорова М. В. Бизнесландия: сборник кейсов по предпринимательству: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. 77 с.
8. Чепьюк О. Р., Гинзбург М. Ю. К вопросу формирования инновационной инфраструктуры региона. Опыт студенческого бизнес-инкубатора НИУ ННГУ им. Н. И. Лобачевского // Инновации. 2014. № 4 (186). С. 23–27.
9. Чепьюк О. Р., Гинзбург М. Ю. Студенческий центр инновационного предпринимательства в университете // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 117–121.
10. Чепьюк О. Р., Шалыминов А. О. Практико-ориентированное обучение на базе web-технологий дистанционного образования (на примере web-платформы обучения предпринимательству в ННГУ iGeneration // Открытое образование. 2014. № 4. С. 80–83.
11. Щербатых С. В. Методика применения кейс-метода в профильном обучении (на примере стохастики) // Профильная школа. 2009. № 5. С. 54–57.
12. Baeten M., Struyven K., Dochy F. Student-centred teaching methods: Can they optimise students’ approaches to learning in professional higher education? //Studies in Educational Evaluation. 2013. Vol. 39. № 1. P. 14–22.
13. Degago A. T., Kaino L. M. Towards student-centered conceptions of teaching: the case of four Ethiopian universities // Teaching in Higher Education. 2015. Vol. 20. № 5. P. 493–505.
14. Fortmuller R. Learning through business games acquiring competences within virtual realities // Simulation https://www.edscience.ru/jour/article/view/704/0″ target=»_blank»]www.edscience.ru[/mask_link]
Обучение работников на основе бизнес-кейсов из реальных проектов компании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Работа посвящена современному формату корпоративного обучения бизнес-кейсам, который применяется как для стажеров компании, так и при обучении ключевых сотрудников. За основу обучающего материала берутся реальные проекты компании, они адаптируются под задачи обучения и выстраиваются в единую программу. В России немногие корпоративные университеты обучают сотрудников, используя бизнес-кейсы, хотя именно этот формат обучения позволяет, с одной стороны, дать участникам обучающей программы основные знания и практические навыки, а, с другой стороны, сделать процесс обучения увлекательной игрой, которая надолго запомнится, а основные выводы будут применены в проектной деятельности.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ечкалова Н.В.
Кадры впрок
Трансформация лидера, команды и компании как ответ на изменения внешнего окружения
Система показателей качества образовательного процесса при наличии бизнес-заказчика
Подготовка кадров для власти, бизнеса и гражданского общества в Европе и России
Этапы реализации и анализ результатов работы команды магистрантов в рамках учебного ИТ-проекта Академии IBS
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Обучение работников на основе бизнес-кейсов из реальных проектов компании»
ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ НА ОСНОВЕ БИЗНЕС-КЕЙСОВ ИЗ РЕАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КОМПАНИИ
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,
Работа посвящена современному формату корпоративного обучения -бизнес-кейсам, который применяется как для стажеров компании, так и при обучении ключевых сотрудников. За основу обучающего материала берутся реальные проекты компании, они адаптируются под задачи обучения и выстраиваются в единую программу.
В России немногие корпоративные университеты обучают сотрудников, используя бизнес-кейсы, хотя именно этот формат обучения позволяет, с одной стороны, дать участникам обучающей программы основные знания и практические навыки, а, с другой стороны, сделать процесс обучения увлекательной игрой, которая надолго запомнится, а основные выводы будут применены в проектной деятельности.
Корпоративный Университет IBS ведет уникальный образовательный проект «Магистратура IBS» в частно-государственном партнерстве с двумя крупными московскими вузами МФТИ и МИСиС с 2007 года [подробнее об этом см.: 1]. Магистратура IBS выпустила уже более 400 магистров. По сути -это целевая профессиональная подготовка совместно с ведущими российскими техническими вузами высококлассных молодых специалистов для российского ИТ-консалтинга.
Обучение сочетает в себе традиционные и современные методики и технологии, включая: деловые игры, тренинги, технологическое обучение вендоров, учебные проекты, автоматизированное тестирование. В вузах при участии IBS создана материально-техническая база, позволяющая вести обучение на высоком технологическом уровне, использовать самые современное оборудование и ИТ-системы в учебном процессе.
Один из важнейших принципов обучения — это его практико-ориентиро-ванность. Достигается близость к практической деятельности, прежде всего, обучением на основе бизнес-кейсов, созданным на основе реальных проектов Корпоративным Университетом. В результате такого обучения будущие стажеры получают глубокие фундаментальные и технологические знания в предметной области и проектный опыт.
Бизнес-кейс понимается как имитация реальной проблемной бизнесситуации, решение которой необходимо найти в процессе индивидуальной
* Доцент кафедры Системной и программной инженерии, кандидат экономических наук, доцент.
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
или командной работы. Предпочтительным является формат «командной работы», так как одновременно с решением бизнес-кейса могут быть отработаны навыки эффективной коммуникации, что является решающим в современном консалтинге.
Такое обучение всегда дает практичные инструменты, которые можно сразу применять в бизнесе. Особенно ценным данный формат обучения является для представителей поколения Y или стажеров, которые привыкли получать ответы на свои вопросы в режиме реального времени [2, с. 26].
Создание бизнес-кейса является, безусловно, нелегкой задачей для Корпоративного университета. Ведь речь идет о материалах из неудачных проектов компании, которые, как правило, сложно собрать. Тут встает вопрос о мотивировании руководителей проектов в описании реальных конфликтных ситуаций на проекте и сделанных из них выводов. Один из прагматичных способов мотивации — это внесение пункта о необходимости включения информации об ошибках, допущенных на проекте, в отчет о проекте в базе знаний компании, а при невыполнении данного пункта — проектная премия не может быть распределена команде проекта.
На основе собранных проектных материалах можно создать бизнескейс, который будет применим в обучении студентов, стажеров и даже ключевых специалистов компании (например, еще неопытных руководителей проектов).
Приведем типовую структуру бизнес-кейса, которую можно используем в своей практике [подробнее об этом см.: 3]:
1. Характеристики проекта (название и сроки проекта, отрасль заказчика, место проведения, команда проекта — количество человек).
2. Цель и задачи кейса, то есть описывается ключевая бизнес-задача, которая должна быть решена, и основные компетенции, которые развиваются посредством данного бизнес-кейса.
3. Описание ситуации: описывается оргструктура заказчика, основные и вспомогательные бизнес-процессы, особенности бизнеса и ключевые проблемы.
4. Описание ролей при решении бизнес-кейса: например, роль генерального, финансового или ИТ-директора.
5. Постановка задачи: перечисляются ожидаемые результаты от решения бизнес-кейса. Напомним, что у кейса может и должно быть не единственное решение.
6. Методические рекомендации по выполнению кейса: последовательность шагов по решению кейса, дополнительные материалы проекта, которые могут быть использованы при решении кейса.
7. Методические рекомендации по использованию кейса: например, для повышения каких еще компетенций может использоваться данный кейс.
Современные педагогические технологии
В образовательном проекте «Магистратура IBS» используются 14 бизнес-кейсов. Стажеры, приходящие на работу в компанию после изучения бизнес-кейсов готовы к непосредственной работе в проектах и их уже не нужно ни специально адаптировать, ни переучивать под актуальные проектные задачи.
На сегодняшний день более 150 стажеров компании IBS обучились на основе бизнес-кейсов из реальных проектов и успешно применяют полученный опыт, работая на новых заказчиков компании.
В 2013 году Корпоративный Университет IBS впервые применил опыт обучения с использованием бизнес-кейсов в отношении ключевых сотрудников компании — руководителей проектов [4, с. 11].
Может ли бизнес-кейс заменить другие форматы корпоративного обучения? — Конечно, нет: нужны и тренинги, и деловые игры, и дистанционное обучение. При этом бизнес-кейсы тоже сложно заменить — это один из самых практико-ориентированных форматов корпоративного обучения.
1. Ечкалова Н.В. Опыт управления программой целевой подготовки консультантов для крупной ИТ-компании на базе вуза//Управление проектами и программам. — 2011. — № 2 (26).
2. Ечкалова Н.В. Нестандартные методы обучения персонала // Директор по персоналу. — 2012. — № 12. — С. 26-31.
3. Бизнес-кейсы Академии информационных бизнес систем. Том I и III: Учебно-методическое пособие / Под научной ред. М.И. Лугачева. — М.: Ге-лиос АРВ, 2011. — 240 с.: ил.
4. Ечкалова Н.В. Корпоративное обучение на бизнес-кейсах или «умный учится на чужих ошибках» // Корпоративные Университеты. — 2014. — № 48. -С. 9-12.
НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
В статье рассматривается интерактивный метод обучения магистрантов экономических направлений — настольная игра. Приведена схе-
* Доцент кафедры Мировой экономики, кандидат экономический наук, доцент.
* Ассистент кафедры Мировой экономики.
Источник: cyberleninka.ru
Как провести курсы для обучения сотрудников: 3 успешных кейса
В переводе с болезненно-рабочего это означает: будь добр оттрубить Х лет в универе, но все равно придется тебя многому научить. В каждой компании своя специфика работы: как решать конфликты, что делать в экстренных ситуациях, сколько сдавать на день рождения коллеги. В институте этому не учат, так что работодателям приходится самим выкручиваться, чтобы вложить эти знания в головы новых сотрудников.
И тут возникает вопрос – как эффективно научить, привив разумное, доброе и вечное? Давайте разбираться на примере кейсов различных компаний.
Кейс №1. Научи меня, если смож… апчхи!
Жил-был «ВкусВилл». Продуктовая сеть, стремительно выросшая с 2009 года до 15000 сотрудников и 1300 магазинов в 56 городах. Сотрудник всегда проходит двухдневное обучение в магазине перед началом работы.
Проблема
В начале 2020 года нагрянула пандемия, заставив всех резко полюбить домашний уют и своих близких. Из дома не выйти – самоизоляция и риск заболеть венценосной болячкой. К тому же силы учеников и тренеров были неравны: 1600 обучаемых на одного тренера – многовато как-то. Нужен онлайн-курс. Однако было принято лично общаться с каждым сотрудником.
Но делать нечего, решили попробовать онлайн-формат.
Что делали?
Для онлайн-обучения выбрали платформу iSpring, она была интуитивно понятна и позволяла быстро разобраться во всем самостоятельно. Учебные курсы разработали сами с помощью конструктора курсов iSpring Suite (говорят, что платформа понятная).
Обучение было чистым экспериментом. Аудитория курсов – женщины 40+. Авторы тестировали различные форматы, лишь бы заинтересовать обучаемых. Например, микрокурс, в котором объяснено, какая именно выгода ждет работника при допродаже (к слову, такой микрокурс называется «Как я купила айфон, увеличив средний чек»).
Использовали ролики, повторяющие рабочие ситуации, чтобы легче было понять и исправить ошибки, курсы-сериалы про путешествие по островам, полным опасностей (дата выхода финального сезона пока неизвестна). Также обучение стало более узкоспециализированным. Там, где раньше был один курс на всех, стало 5 разновидностей для разных должностей.
Появилось новое тестирование в виде игр. Это уменьшило стресс обучаемых. Лупить дракона Просрока веселее, чем проходить собеседование в Скайпе. Еще авторы курсов активно собирали обратную связь от покупателей с помощью горячей линии. Это помогало оперативно делать курсы на те темы, которые актуальны здесь и сейчас.
Результаты
Теперь новый работник сразу готов к труду и обороне. С первого, а не с третьего дня выполняет свои обязанности, параллельно обучаясь по онлайн-программе. Стало на 17% меньше жалоб клиентов на обслуживание.
Что можно применить
- Необычные форматы обучения хорошо были приняты учениками. Оказывается, формат «учусь, играя» актуален не только для детей.
- Сбор обратной связи от клиентов. Рука на пульсе – классная штука, помогает сделать курс актуальным.
- Интрига. Не в смысле «угадай, где конверт с зарплатой», а как с курсами-сериалами. Искренний интерес «Что будет дальше?» мотивирует учеников.
- Юмор (привет, дракон Просрок). Плевать на мимические морщины. Веселое обучение всегда обыгрывает скучное.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Кейс №2. Сказ о том, как программистов продавать учили
Компания «ООО Центр ИТ», которая занимается техобслуживанием программы «1С», состоит в основном из программистов. И однажды им понадобилось научиться продавать.
Проблема
К счастью, не Родину, а всего лишь свои услуги. На носу конкурс Евразийской комиссии, нужно грамотно доносить свои мысли, чтобы потенциальные клиенты поняли ценность продукта. Да и вообще что-то поняли, потому что проблема еще была в обилии специальных IT-терминов в речи будущих участников конкурса.
Что делали?
На помощь позвали специалистов Высшей экономической школы. Во время обучения будущие спикеры работали над проектами для выступления на конкурсе. Например, им рассказывали, как анализировать аудиторию. Понимать, что стоит говорить, а что – нет. Научили, как строить структуру выступления, какой выбрать темп и стиль речи для понимания слушателей.
Давали обратную связь и корректировали проекты.
Зачетом была защита своего проекта под руководством тренера. Прямо на глазах у акционеров компании.
Результат
Конкурс был суровым, но все сотрудники успешно защитили проекты и получили высокую оценку акционеров. Программисты и аналитики научились показывать свою экспертность и правильно выступать на публике.
Что можно применить
- Имитация реальных условий. Для снижения стресса обучаемых можно сначала потренироваться в обстоятельствах, которые очень похожи на будущую практику.
- Изучение целевой аудитории. Собирайте обратную связь и смотрите на ценности и запросы тех, для кого делаете продукт. Никогда не бывает лишним.
- Обратная связь. При освоении новых навыков важно знать, правильно ли ты это делаешь.
Кейс №3. Обучение руководителей. Здесь должна была быть шутка
Российская IT-компания (назовем ее «Барсук, бобр и бобр», потому что в кейсе не раскрывают название) решила сделать собственную систему обучения тимлидов. Заодно сплотить их – ничто так не объединяет, как совместная работа или прогуливание лекций. Нужна была общая обучающая программа.
Проблема
У всех тимлидов был разный уровень знаний и опыт решения вопросов. Так что при скором масштабировании компании нужно подготовить руководителей. «Барсук, бобр и бобр» попросила помощи у фирмы TSQ Consulting, которая помогает развивать бизнес с помощью комплексных обучающих программ.
Что делали?
TSQ Consulting сделали 5 модулей обучения тимлидов. Поскольку важно было объединить обучаемых, большое внимание уделяли их взаимодействию. В каждом модуле были 3 онлайн-тренинга, практическая часть с реальными разборами ситуаций учеников и домашнее задание с обратной связью.
Результат
Тимлиды сплотились в результате общей работы и получили практические знания, у компании же теперь есть материалы для дальнейшей подготовки руководителей. Мир, дружба, масштабирование бизнеса.
Что можно применить
- Использование в обучении реальных кейсов. Разбор ситуаций из реальной жизни помогает подготовиться к новой работе. Это логично. Если вы учитесь, например, на коневода, вам вряд ли пригодятся знания о единорогах.
- Персональная обратная связь. Помогает узнать, что получается хорошо, а что нужно улучшить.
Источник: timeweb.com