Обучение в интернете как бизнес

Татьяна Толок, продюсер образовательного проекта «Психология для жизни» и выпускница проекта Нетологии-Групп EdMarket, поделилась опытом запуска онлайн-курса: рассказала, во сколько такой запуск обойдется и есть ли шанс на старте выйти в плюс.

Обучение в онлайн-университете: курс «Руководитель проекта»

Привет, меня зовут Татьяна Толок, онлайн-курсами я занимаюсь совсем недолго и начиналось всё как хобби. Но это хобби начало приносить деньги — онлайн-курсы оказались успешными. Мне помог 15-летний опыт работы в крупных рекламных агентствах. В этой статье расскажу, как запускали первый курс и во сколько это обошлось.

Идея запустить проект пришла к моей однокурснице по Институту Прикладной Психологии. Она занималась онлайн-образованием профессионально и захотела скрестить психологическое образование и онлайн-опыт, а я помогла докрутить идею до конкретного плана и реального воплощения.

Поскольку для нас обеих это был «проект свободного времени», мы двигались не спеша, с той скоростью, с которой позволяли ресурсы. От идеи до первого запуска прошло около полугода.

Инфобизнес — качественное онлайн обучение. Информационный бизнес в интернете

Сразу скажу: если вы не ограничены в средствах, эта статья не для вас. Мой опыт о том, как запустить образовательный проект, располагая для этого минимальными ресурсами.

Расскажу, какой путь прошла я, запуская проект «Психология для жизни».

Проверка ресурсов

Важно понимать, есть ли у вас для старта еще что-то, кроме собственного страстного желания, а именно: ценное экспертное знание, финансовые накопления (о них поговорим дальше), а также некоторое количество друзей, готовых помочь за «спасибо» или чашку кофе.

Если среди ваших друзей и знакомых есть те, кто готов написать маркетинговые тексты, сделать грамотный лендинг, посоветовать платформу для онлайн-курса и настроить первоначальное продвижение — это очень ценно. Если нет — всё обойдется намного дороже.

В нашем случае у нас были только личные финансы — зарплаты на основной работе. Зато была куча опыта: управленческих, маркетинговых и онлайн-образовательных знаний, почерпнутых на основном месте работы. Забегая вперед, скажу, что за деньги мы в итоге привлекли только видеооператора. Хотя и это я могла сделать сама, — у меня есть камера и я умею нажимать на ней кнопку. Но тут моя квалификация уже не сильно высока, а продукт хотелось иметь качественный, так что нашли профессионала.

В нашем проекте ресурсами занимались все: благодаря общим знакомым набралась хорошая база консультантов по всем актуальным вопросам, а вот финансовый вопрос сразу упал на меня. Видимо, потому, что у меня уже был готовый ИП. Да и вообще, у меня с цифрами все довольно неплохо.

В итоге каждый занимался тем, что умел; а тем, что не умел никто или все умели одинаково плохо, — занимался тот, кто в нужный момент был более свободен. Это можно назвать неорганизованностью, но я предпочла бы назвать Agile-подходом. Результат тот же, а звучит солиднее.

Собираем команду проекта

Два правила, которые помогут стартовать с минимальными затратами: не раздувайте штат и не берите сотрудников на оклад, если этот оклад не можете пока обеспечить. Хороший вариант на старте: найти соучредителей, которые, как и вы, будут работать не за зарплату, а за процент от будущей прибыли.

Бизнес и Обучения в интернете

Второе правило: договоритесь обо всем на берегу. Соберите стартовую команду и решите вместе, на каких условиях сотрудничаете. Мотивация работать за идею пропадает довольно быстро, и полезно понимать, хотя бы приблизительно, через какое время вы и команда можете рассчитывать на прибыль.

Наша проектная команда состояла из трех человек — мы с кофаундером и наш эксперт. Четвертый более или менее постоянный участник, наша «помощница за все», которая получала что-то типа зарплаты, появилась уже позже. Мы же втроем работали за долю в прибыли, доли были закреплены договором, в котором также определялись права на интеллектуальную собственность, мы работали по неисключительной лицензии — наш эксперт отдавал нам свои материалы в аренду на оговоренное количество лет.

Читайте также:  Как нужно контролировать свой бизнес

Проверяем гипотезы

Прежде чем разворачиваться в боевом режиме, потренируйтесь на кошках. Проверьте ваши гипотезы — по возможности бесплатно.

Соберите слушателей на ваш первый бесплатный вебинар, а лучше несколько — так вы убедитесь, что выбранная тема актуальна и люди хотят учиться у вас и вашего эксперта.

Узнайте, сколько людей вы можете собрать с помощью разных каналов и постов в соцсетях: на своей странице, страницах эксперта, друзей, тематических групп, которые публикуют анонсы открытых мероприятий бесплатно. Убедитесь, что эксперт умеет работать в онлайне.

Вебинар можно провести как в виде онлайн-трансляции в соцсетях, так и пройдя тестовую регистрацию на какой-либо платформе. И то, и другое будет бесплатно.

Если вебинары — не тот формат, который вы будете использовать в онлайн-курсе, можно пойти другим путем. Создайте лендинг (это можно сделать бесплатно на Tilda), направьте на него трафик из соцсетей из организуйте «ранние списки»: опишите продукт и пообещайте специальную скидку тем, кто запишется на онлайн-курс заранее. Так вы проанализируете спрос и соберете первые лиды для запуска образовательного продукта.

Соперничество на пользу: как зарабатывать на онлайн-образовании

Фото Антона Новодережкина / ТАСС

По оценкам консалтингового агентства J’son, объем мирового рынка онлайн-образования в 2016 году составил $50 млрд . Это агрессивно развивающийся сегмент экономики. В 2015-2016 годах в этот сектор пришло более $5,5 млрд венчурных денег. Размеры венчурных раундов открывают только некоторые компании: например, компания в сфере обучения интернет-специалистов «Нетология» получила в 2015 году $2,1 млн, сервис подписки на обучающие химические наборы Mel Science — $2,5 млн в 2016 году. С 2013 по 2015 год суммарный объем сделок в Росии составил около $15 млн.

Хотя объем мирового рынка дистанционного образования исчисляется десятками миллиардов долларов, Россия «отщипнула» от него всего $180 млн (данные 2016 года). Для сравнения: рынок Северной Америки в том же году составил $27 млрд. Попробуем разобраться, в чем проблемы российского рынка онлайн-образования.

Первая причина уходит своими корнями в начало XX века. «Землю крестьянам, заводы рабочим, образование бесплатно!» Именно эту идею нам прививало государство более 70 лет. В сознании большинства россиян образование остается бесплатным и обязательным. И, соответственно, исторически за образование никто платить не хочет.

Вторая причина — в России не привыкли платить за контент — это еще один исторически сложившийся тренд, который мешает развитию онлайн-образования.

Третья причина в том, что онлайн-образование так быстро росло, в него инвестировались такие огромные деньги, что большая часть проектов на рынке долгое время не задумывалась о монетизации вообще. Сервисы продолжали быть бесплатными, тогда как продукт обвешивали новыми «фичами» (возможности сервиса, доступные внутри него функции — Forbes) и запускали все новые продуктовые ветки: и для учителей, и для детей, и «а теперь малиновый».

Сегодня на рынке на несколько сотен игроков всего несколько сервисов, которые системно хорошо зарабатывают. К ним относятся, например, City Business School (дистанционное бизнес-образование), «Нетология» (платные курсы для профессионального развития), Eduson (b2b-образование в США).

Но несмотря на большое количество препятствий, можно однозначно сказать, что в отрасли есть деньги, и на онлайн-образовании можно зарабатывать сотни миллионов, если подойти к монетизации с правильной стороны и заниматься развитием бизнеса системно.

Как выиграть в конкурентной борьбе, не сжечь инвесторские деньги и начать зарабатывать, если компания все-таки решила заняться онлайн-образованием? Давайте поговорим об «антидотах» к вышеперечисленным негативным фактам и предпосылкам.

Шаг первый: анализ потребностей рынка и оккупация правильной ниши

Читайте также:  Что есть в бизнес центре найди Ижевск

Как рассуждала наша компания (LinguaLeo, платформа для изучения иностранных языков, работающая по модели freemium — Forbes ) в 2009-2010 года? Рынок языкового онлайн-обучения совсем пуст. При этом было понятно, что пользователь готов учиться дистанционно: онлайн гарантирует доступность сервиса где угодно, когда угодно, проникновение интернета и мобильных девайсов растет сверхзвуковыми темпами, в сети находится огромное количество оцифрованного контента. Оставалось только добавить методологическую и технологическую составляющую и создать новое для рынка образовательное решение с тренажерами и упражнениями, которое системно и персонализировано решало бы боль пользователя, например, в изучении иностранных языков.

Теперь мы хорошо понимаем, что мир изменился. Сегодня основными предпосылками в создании правильного нишевого продукта в образовании являются тренды: blended-learning (смешанное образование), life-long training (образование, которое необходимо получать в течение всей жизни), то есть непрерывного образования, носимые устройства, дополненная реальность (AR) и Big Data.

Шаг второй: разработка востребованного продукта

Выбор ниши не гарантирует правильный выбор продуктовой стратегии. Нам, например, пришлось несколько раз корректировать направление и даже менять продуктовую стратегию.

Чтобы продукт купили, он должен не только облегчать жизнь пользователя, но и обходить предубеждения. Так как пользователи не привыкли платить за контент — его много, он ничего не стоит, в сети можно найти что угодно — значит, продукт должен решать проблему экономии времени и позволять учиться эффективно. Для того, чтобы быть более востребованными, платформа или сервис должны помочь пользователю разобраться в море контента, дать в руки методику, интерфейс, алгоритм и технологию, чтобы сделать обучение более эффективным и четким. За такие вещи пользователь готов платить.

Шаг третий: выбор бизнес-модели

Выбор бизнес-модели определяют продукт и цель. Основные модели на рынке онлайн-образования России:

  1. Оплата за курс. Оцифрованные курсы: часто представляет из себя продукт в виде вебинаров с «говорящей головой» на самописной системе дистанционного обучения. Одной из проблем монетизации такой модели является поиск точки цены с наивысшей выручкой. И, следовательно, не всегда удается сделать бизнес окупаемым.
  2. Рекламная модель. Контентные сервисы: размещают статьи, блоги, видео. Проблемы монетизации: контент воруют, трудозатраты на создание контента не всегда покрываются прибылью от рекламы
  3. Freemium. Пользователь получает доступ бесплатно, но взимается оплата за дополнительные сервисы / возможности (микроплатежами или по подписной модели). Проблема: большую часть функционала приходится отдавать бесплатно. Платит обычно 5-7 % пользователей.

а) Оплата периода. Оплата за доступ к образовательной программе за период. Например, за семестр. Проблемы: невысокая конверсия в оплату, по причинам длительности периодов и соответственно их высокой стоимости. Также конверсия снижается, если необходим только 1 материал, а покупать приходится всю базу данных.

б) Подписная модель. Ежемесячная оплата доступа к сервису. Наиболее популярна для мобильных приложений. Проблема: низкий ретеншн из-за отсутствия мотивации.

Все проблемы решаемы, если про тестировать разные варианты и комбинировать модели.

  1. Оцифрованные курсы. Пробуем давать доступ к курсу бесплатно, но продавать дополнительные услуги, дипломы и так далее.
  2. К онтентные сервисы. Проекты могут сочетать в себе дополнительные платные сервисы и доходы от рекламы.
  3. Оплата периода. Сочетаем с подписной моделью для того, чтобы можно было совершить не только разовую покупку, но и подписаться.
  4. Подписная модель. Подключаем рекуррентные платежи.
  5. Freemium. Сочетаем со всеми вышеперечисленными моделями монетизации и тестируем, где выше эффект.

Отталкиваясь от продукта, компании нужно тестировать разные варианты монетизации, чтобы найти тот, который будет наиболее эффективен. С первого раза в правильную модель попадают единицы.

Например, когда в 2012 году стартовал проект Coursera , компания обеспечивала студентам доступ к курсам не требуя оплаты. За несколько лет они попробовали несколько моделей монетизации. Одной из них стала попытка выхода с продуктом Coursera Career Services, который использовал e-learning сайт как рекрутинговый инструмент для корпораций для подбора многообещающих талантливых студентов. Но попытка провалилась. Методом проб и ошибок компания пришла к заработку двумя способами: первый, когда студент выбирает оплату за сертификат по результатам прохождения индивидуального курса, второй — за прохождения курса «Специализация» . Часть курсов в 2016 году полностью выведена из доступа для неплатящих пользователей, для других — бесплатно доступны лишь лекции, но не тесты.

Читайте также:  Самый прибыльный рукодельный бизнес

Другой яркий пример — компания Skillshare ( учебное сообщество для творческих людей, где пользователь может посещать онлайн-курсы, смотреть видео-уроки, создавать проекты и самостоятельно вести курсы) Изначально проект монетизировался через частные платные занятия с оффлайн-тьюторами, в процессе развития компания полностью перешла к обучению по видео, доступ к которым дает премиальный аккаунт.

Шаг четвертый: анализ информации

Ключевой момент в монетизации: онлайн образование, возможно, даже лучше и полнее, чем другие онлайн-сервисы, использует big data. В edtech недостаточно знать пол, возраст, город, семейный статус пользователя для того, чтобы продать ему курс, подписку или вебинар. Нужно попасть в яблочко, даже в зернышко мотивации.

Единственное, что может заставить студента заплатить — это осознание того, что ему действительно нужно учиться, и что этому он может научиться только здесь. Тут закономерно возникает следствие: мотивация возникает и сохраняется только там, где пользователю интересно, и где он видит эффект от занятий. В результате постоянного анализа поведения пользователя, других аналитических данных и тестирования всевозможных вариантов повышения конверсии абстрактные данные превращаются в реальные деньги от мотивированного студента. По опыту могу сказать, что системная работа с данными позволяет находить точки роста, повышающие конверсии на 20-30%.

И самое главное: какой бы замечательный образовательный продукт или стартап мы не рассматривали, очень важно правильно считать и анализировать. Вариант расчета для курсов — это unit-экономика, потому что можно посчитать, сколько денег принес каждый конкретный продукт. И сколько вы потратили на создание каждого курса, его продвижение, клиентскую поддержку, особенно если у вас есть переменные затраты в виде тьюторов. Во всех остальных вариантах эффективнее оценивать показатель ARPU. Этот параметр отвечает на многие вопросы: сколько вы можете потратить на привлечение студентов, как быстро оно окупается, как генерируется выручка по проекту «за время жизни» студента на сервисе.

Итак, п роблему в монетизации образования может решить:

  1. Корректный выбор ниши исходя из среднесрочных и долгосрочных трендов рынка.
  2. Создание продукта, который решает реально существующие боли пользователя.
  3. Определение бизнес-модели, исходя из цели и продукта.
  4. Сбор и анализ больших данных для поддержания мотивации к обучению и предложения студенту продукта, который ему точно нужен.
  5. Системный расчет эффективности проекта по правильной метрике.

Что сделать, чтобы отрасль росла и развивалась? Максимально расти каждому участнику, выходить на новые целевые группы, вступать в конкурентную борьбу. Чем выше конкуренция – тем лучше развивается отрасль. Потому что компании начинают считать деньги, фокусироваться, внедрять технологии и применять нестандартные решения. И все в выигрыше, а пользователь — уж точно.

Источник: www.forbes.ru

Обучение в интернете как бизнес

Пошаговый план запуска онлайн-курса с нуля

Задумались о запуске своего курса, но не знаете с чего начать? Кажется, что курсы взлетают только у звезд или топовых экспертов индустрии?

Тогда эта статья точно для вас! В статье разберем по шагам, как запустить свой курс без больших вложений, даже если раньше вы никогда этим не занимались.

Итак, обо всём по порядку.

Что необходимо для запуска своей онлайн-школы

Если не погружаться глубоко в детали, пошаговый план для первого запуска выглядит так ↓

1) Определиться, кого вы будете обучать, чему и в каком формате

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин