Правительство расширило перечень сфер, в отношении которых вносятся сведения в реестр обязательных требований для бизнеса. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Данная мера направлена на повышение качества управления контрольно-надзорной деятельностью для снижения административной нагрузки на бизнес.
Реестр обязательных требований создан в 2021 году. В течение двух лет в него были внесены сведения об обязательных требованиях, проверяемых в рамках наиболее массовых видов контроля. В соответствии с принятым постановлением в текущем году запланировано внесение в реестр сведений об обязательных требованиях по всем видам федерального контроля и надзора.
Реестр реализован в виде информационной системы, которая интегрирована с системами в сфере контрольно-надзорной деятельности. Таким образом контрольные мероприятия федерального уровня либо уже имеют жесткую цифровую привязку к нормам и требованиям для бизнеса, либо получат ее к концу 2023 года. Это позволит анализировать информацию о качестве требований и процедур в том числе на основании данных от предпринимателей, которые поступают посредством сервиса жалоб на решения контрольных органов на портале госуслуг.
Обязательные требования к продукции — как все учесть?
«Мы планируем завершить формирование реестра требований в части федерального надзора в этом году. Располагая полной информацией о проверках и требованиях, которые проверяются, а также обратной связью от бизнеса, мы с помощью цифровых технологий получаем данные, позволяющие точечно настраивать контрольно-надзорную деятельность в режиме онлайн», – отметил Заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко.
В настоящее время в Реестр обязательных требований внесены сведения о 373 тыс. требованиях, проверяемых в рамках 15 видов контроля и 51 вида разрешительной деятельности.
Работа Правительства:
- Система государственного контроля и надзора
- Малое и среднее предпринимательство
Источник: government.ru
Реестр обязательных требований к бизнесу
Ведение бизнеса предполагает исполнение большого числа требований и норм. У предпринимателей то и дело возникает опасность нарушить букву закона, что-то пропустить или неверно интерпретировать. За нарушением следуют санкции, и развивать бизнес становится проблемой. Решение наше Правительство видит в создании реестра обязательных требований к бизнесу. Сервис уже запущен.
На начальном этапе он работает в пилотном режиме, база сведений постоянно расширяется.
Кто и как формирует реестр
- Роструд.
- Роспотребнадзор.
- Росаккредитация.
- МЧС России.
- Минстрой России.
Контролировать реестр будет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры). Работа ведется совместно с Минэкономразвития.
Что получает бизнес
Реестр обязательных требований представляет собой Федеральную государственную информационную систему (ФГИС).
Какие будут изменения в реестре в 2021 году? / Единый реестр обязательных требований к бизнесу
Минцифры заявляет о широких возможностях системы:
- автоматическое определение в текстах нормативных актов обязательных требований;
- проверка нормативно-правовых актов на дублирование;
- использование ее как единой платформы для взаимодействия всех заинтересованных в развитии ФГИС сторон (правовых экспертов, органов надзора, правительственных аналитиков и пр.);
- отслеживание устаревших правовых норм и пересмотр актов с обязательными требованиями;
- возможность анализировать наиболее частые нарушения и выявлять причины.
Такая работа, по заверению чиновников, приведет к созданию системы, полезной как органам государственной власти, которые устанавливают новые законодательные требования и контролируют их исполнение, так и бизнесу, работающему по этим нормам.
Пока в проекте работают 5 федеральных органов исполнительной власти, но у Минцифры есть планы по его масштабированию в дальнейшем.
Уже сейчас представители бизнеса могут использовать ФГИС для упрощения работы с юридическими текстами, что позволит:
- минимально контактировать с органами контроля и надзора;
- сократить время на изучение НПА, выбирая лишь самую необходимую информацию из официальных текстов;
- сориентировать в правовом поле начинающих предпринимателей, открывающих тот или иной бизнес;
- минимизировать число нарушений;
- уменьшить административное давление на бизнес.
Работа бизнеса в целом должна стать более легкой и прозрачной.
Как им пользоваться
Структуру реестра можно оценить как простую и удобную. Не нужно обладать углубленными юридическими и иными знаниями, чтобы найти нужную информацию и воспользоваться ею.
Имеется два основных раздела:
- обязательные требования;
- акты.
Первая закладка представляет собой общую базу требований для бизнеса. Загружено приблизительно 4,5 тыс. требований, идет дальнейшее наполнение базы. Каждое требование подробно описано.
Пример требования: работники торговли, имеющие контакт с пищевой продукцией, обеспечиваются санитарной одеждой. Пользователь сразу видит краткое описание требования, ОКВЭД, при которых оно актуально (46, 47), какой орган осуществляет контроль (Роспотребнадзор). Большая часть информации – это ссылки, раскрывающие краткие формулировки более полно. Заинтересованный бизнесмен может узнать:
- описание кодов ОКВЭД;
- статус требования (действующее или нет);
- до какого срока действует;
- каким актом установлено;
- какова конкретная ответственность за нарушение и пр.
Отдельно собраны актуальные законодательные акты (уже свыше 500) с аналогичным описанием: к какому ОКВЭД относится, кто контролирует исполнение и пр.
Ресурс работает как единая поисковая система. Основная информация, необходимая на старте, – актуальный для фирмы ОКВЭД. Информацию можно при необходимости отфильтровать и уточнить. Как пользоваться поиском, интуитивно понятно сразу, и сложностей обычно не вызывает.
Есть интересная и полезная функция самопроверки бизнеса. Прошедшим по ссылке предлагается ответить на несколько вопросов, касающихся их фирмы. В результате тестирования сервис выдаст информацию, какие контролирующие органы могут проверить ее работу.
Принимаются предложения по улучшению работы портала. Их можно оставить, используя форму обратной связи внизу страницы. Перейти к форме можно по ссылке или через QR-код. Проект можно найти по адресу https://ot.gov.ru/
Сервис запущен в тестовом режиме. Очевидно, что Минцифры рассчитывает привлечь к работе по его улучшению не только специалистов и чиновников контролирующих органов, но и рядовых пользователей.
Источник: assistentus.ru
Как устроен реестр обязательных требований к бизнесу
У предпринимателей появился новый инструмент, с его помощью можно мониторить информацию об обязательных требованиях, которые ведомства предъявляют к бизнесу в рамках госконтроля и предоставления разрешений. Пока сервис работает в пилотном режиме, но он постепенно пополняется новыми сведениями.
Единая система, которая включает публичный Портал и Реестр обязательных требований, создана совместными усилиями Минцифры и Минэкономразвития.
Инструмент решает сразу несколько задач:
- помогает сократить количество нарушений;
- способствует повышению уровня юридической осведомленности о требованиях у начинающих предпринимателей;
- снижает административную нагрузку на бизнес;
- делает работу бизнеса более прозрачной;
- минимизирует взаимодействие бизнеса с контрольно-надзорными органами;
- в перспективе может стать удобной альтернативой изучению нормативных правовых актов.
Портал актуализируется по мере наполнения Реестра.
Какую информацию дает реестр обязательных требований
Пока на портал внесены обязательные требования по нескольким сферам деятельности. Но до конца года список будет значительно расширен.
Инициаторы запуска нового проекта для предпринимателей обещают, что реестр будет интегрирован с информационными системами контрольно-надзорной деятельности, что позволит обеспечить сбор и анализ данных о наиболее часто нарушаемых требованиях и барьерах для бизнеса.
На портале есть два раздела:
- Обязательные требования. В настоящее время в базе их более 4 500. По каждому требованию можно узнать: к каким видам экономической деятельности оно относится, какой орган проверяет соответствие, какой срок действия требования, какая форма оценки соблюдения принята, какая ответственность за нарушения предусмотрена и т.д.
- Акты. В этом разделе собрано более 500 документов, содержащих обязательные требования.
Сам портал работает наподобие поисковика. Чтобы узнать об обязательных требованиях к конкретной бизнес-деятельности, надо выбрать соответствующий ОКВЭД и далее, при необходимости, установить фильтры.
Кроме того, сервис предлагает предпринимателям пройти самопроверку и убедиться в том, что их бизнес выполняет необходимые требования законодательства. Ответив на ряд вопросов, они могут узнать, какие ведомства могут прийти к ним с проверкой.
Пока на портале везде появляется предупреждение о том, что работа над проектом продолжается, поэтому информацию можно получить только по некоторым сферам деятельности.
Правила формирования реестра обязательных требований
В них говорится о том, что актуализация сведений об обязательных требованиях, производится заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными организациями не позднее 5 рабочих дней до даты вступления в силу акта, содержащего новое требование или вносящего изменения в нормативный правовой акт с обязательным требованием. В некоторых случаях сведения будут актуализироваться в течение 10 рабочих дней.
Оценить финансовое состояние и узнать о предстоящих проверках ФНС, ПФР и ФСС, Роспотребнадзора, Инспекции труда, МЧС и т.д
Оценить финансовое состояние и узнать о предстоящих проверках ФНС, ПФР и ФСС, Роспотребнадзора, Инспекции труда, МЧС и т.д
Источник: kontur.ru